Научная статья на тему 'Отечественный рынок услуг в условиях вступления России в различные экономические сообщества'

Отечественный рынок услуг в условиях вступления России в различные экономические сообщества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / РЫНОК УСЛУГ / ECONOMIC COMMUNITIES / INTEGRATION SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малова Марина Михайловна

В статье исследуются особенности формирования и функционирования ТС, ЕврАзЭС, ЕАСТ, ВТО. Обосновывается роль сферы услуг в процессе интеграционного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The domestic market of services in the context of Russia's various economic community

The article investigates the characteristics of the formation and operation of the vehicle, EEC, EFTA, WTO. Substantiates the role of the service sector in the process of integration development.

Текст научной работы на тему «Отечественный рынок услуг в условиях вступления России в различные экономические сообщества»

М М. МАЛОВА

Марина Миха11ловна МАЛОВА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГЭУ.

В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

Ъ Ъ ^

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА*

В современных условиях происходит поступательное развитие рынка услуг. При этом расширяется не только спектр оказываемых услуг, но и рамки их оказания. В связи с этим необходимо формирование единых стандартов для предоставления услуг. Данное положение особенно актуально в условиях участия России в различного рода экономических сообществах. Так, например, одной из форм торгово-экономической интеграции России, Беларуси и Казахстана является Таможенный союз. Основное условие интеграции — применение странами-участницами единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.

Отметим, что интеграция на евразийском пространстве включала в себя несколько этапов. Формирование зоны свободной торговли позволило отменить экспортные и импортные пошлины, а также количественные ограничения в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Украине. В настоящее время продолжают идти переговоры об участии в Евразийском экономическом сообществе Таджикистана и Кыргызстана.

Так, в 1995 г. был подписан первый договор о создании Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью. Позже к этому договору присоединились Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан [6]. Впоследствии указанный договор трансформировался в ЕврАзЭС. Результатом подобного объединения стало подписание Беларусью, Казахстаном и Россией Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза [6].

В 2009 г. на уровне глав государств и правительств было принято и ратифицировано около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. В июне 2010 г. Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза [там же].

В момент вступления в силу технических регламентов Таможенного союза национальные нормы прекращают свое действие. Отметим, что к 1 января 2012 г. должны были функционировать только наднациональные нормы [там же].

Создание единого перечня продукции позволит установить обязательные требования к ней в рамках Таможенного союза, что будет способствовать формированию действенной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или тех-

ГРНТИ 06.71.51 ©М.М. Малова, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.

нические регламенты Евразийского экономического сообщества, продолжают действовать нормы законодательства Таможенного союза и законодательств стран — участниц Таможенного союза в сфере технического регулирования. При этом производитель может использовать любой тип стандарта из тех стандартов, которые входят в перечень к регламенту для выпуска продукции. Основными из них являются межгосударственные стандарты или национальные стандарты, которые регламентированы любой страной — участницей Таможенного союза.

Большое значение имеет Договор от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» [3], предусматривающий необходимость унификации и единообразного применения торговых режимов стран-участниц в отношении третьих стран. Это будет способствовать как развитию торговли, так и привлечению требуемого объема инвестиций. Кроме того, Договор предусматривает формирование единых норм, реализация которых позволит осуществлять действенное регулирование международной торговли.

Таким образом, утверждение единых норм и регламентов будет способствовать упрощению процесса предоставления услуг странами — участницами различного рода экономических сообществ.

Немаловажным условием формирующихся интеграционных сообществ является налаживание взаимодействий с третьими странами. В связи с этим невозможно определить эффективность функционирования и развития таких образований без учета влияния деятельности других интеграционных сообществ. Так, например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 г. как альтернатива для европейских государств, которые не имели возможности или не изъявляли желания присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь — Европейский союз). Основной причиной при этом называлась амбициозность планов создания Европейского общего рынка [7].

Отметим, что ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную форму, чем ЕС. Это положение определяется, прежде всего, тем, что развитию свободной торговли препятствовал ненару-шаемый суверенитет каждой из стран-участниц. Кроме того, не были созданы институты, наделявшиеся законодательной властью. В результате страны — участницы ЕАСТ характеризовались отсутствием каких-либо экономических связей, что затрудняло их дальнейшую интеграцию на достаточно высоком уровне.

В октябре 2010 г. премьер-министр РФ Владимир Путин назвал основной целью России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве создание в рамках ЕврАзЭС Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана [2]. В декабре 2010 г. президенты Беларуси, Казахстана и России подписали пакет документов, заложивших нормативные основы Единого экономического пространства. Согласно принятой ими декларации Единое экономическое пространство заработало с 1 января 2012 г.

Таким образом, достигнутая договоренность между президентами России, Беларуси и Казахстана позволяет считать 2012 год началом функционирования Единого экономического пространства на территории перечисленных выше стран [там же]. Речь идет о пространстве, состоящем из территорий государств, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, где существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, которые обеспечивают свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Начиная с 2008 г., между Россией, Беларусью и Казахстаном было заключено 17 международных соглашений. Их содержание позволяет судить об учете почти 20-летнего опыта функционирования ВТО и 40-летнего опыта формирования Евросоюза, который позволит использовать лучшие договорные модели экономического взаимодействия [5]. Это способствует реализации наиболее эффективных подходов в процессе интеграционного сотрудничества.

22 августа 2012 г. вступил в силу ряд документов, касающихся таможенного законодательства, действие которых было отложено до присоединения России к ВТО [1]. В частности, вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Данный Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ [4]. Со вступлением его в силу Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации.

Отметим, что ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного 30 октября 1947 г. С 1 января 1995 г. Организация осуществляет самостоятельную деятельность с целью регулирования торгово-политических отношений ее участников [1].

Таким образом, существующая нормативная база и практика правоприменения на рынке услуг в отдельных государствах ЕврАзЭС и в рамках Сообщества в целом должна претерпеть изменения в связи с желанием расширить экономическое присутствие данных стран на мировых рынках. Участие в ВТО, безусловно, является на сегодняшний день самым значимым вектором развития торговых взаимоотношений, раскрывающим ряд преимуществ для участников Таможенного союза, но также накладывающим обязательства в части регулирования рынка услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. База «Консультант». URL: http://www.consultant.ra/law/hotdocs/19756.html

2. Доклад В.В. Путина. URL: http://www.memoid.ra/node/Formirovanie_Edinogo_ehkonomicheskogo_prostranstva _v_SNG

3. Договор от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». URL: http://www.outdoor-komitet.ru/index.php?ds=89531

4. Федеральный закон «О ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Принят Государственной Думой 10 июля 2012 г., одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года. URL: http://www.referent .ru/1/201611.

5. URL: http://www.brokert.ru/material/edinoe-ekonomicheskoe-prostranstvo-rossiya-belarus-kazahstan

6. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/

7. URL: http://www.traditio-ra.org/wiki/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.