М М. МАЛОВА
Марина Миха11ловна МАЛОВА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГЭУ.
В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — экономика сферы услуг.
Ъ Ъ ^
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В РАЗЛИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА*
В современных условиях происходит поступательное развитие рынка услуг. При этом расширяется не только спектр оказываемых услуг, но и рамки их оказания. В связи с этим необходимо формирование единых стандартов для предоставления услуг. Данное положение особенно актуально в условиях участия России в различного рода экономических сообществах. Так, например, одной из форм торгово-экономической интеграции России, Беларуси и Казахстана является Таможенный союз. Основное условие интеграции — применение странами-участницами единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.
Отметим, что интеграция на евразийском пространстве включала в себя несколько этапов. Формирование зоны свободной торговли позволило отменить экспортные и импортные пошлины, а также количественные ограничения в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Украине. В настоящее время продолжают идти переговоры об участии в Евразийском экономическом сообществе Таджикистана и Кыргызстана.
Так, в 1995 г. был подписан первый договор о создании Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью. Позже к этому договору присоединились Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан [6]. Впоследствии указанный договор трансформировался в ЕврАзЭС. Результатом подобного объединения стало подписание Беларусью, Казахстаном и Россией Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза [6].
В 2009 г. на уровне глав государств и правительств было принято и ратифицировано около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. В июне 2010 г. Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза [там же].
В момент вступления в силу технических регламентов Таможенного союза национальные нормы прекращают свое действие. Отметим, что к 1 января 2012 г. должны были функционировать только наднациональные нормы [там же].
Создание единого перечня продукции позволит установить обязательные требования к ней в рамках Таможенного союза, что будет способствовать формированию действенной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или тех-
ГРНТИ 06.71.51 ©М.М. Малова, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.
нические регламенты Евразийского экономического сообщества, продолжают действовать нормы законодательства Таможенного союза и законодательств стран — участниц Таможенного союза в сфере технического регулирования. При этом производитель может использовать любой тип стандарта из тех стандартов, которые входят в перечень к регламенту для выпуска продукции. Основными из них являются межгосударственные стандарты или национальные стандарты, которые регламентированы любой страной — участницей Таможенного союза.
Большое значение имеет Договор от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» [3], предусматривающий необходимость унификации и единообразного применения торговых режимов стран-участниц в отношении третьих стран. Это будет способствовать как развитию торговли, так и привлечению требуемого объема инвестиций. Кроме того, Договор предусматривает формирование единых норм, реализация которых позволит осуществлять действенное регулирование международной торговли.
Таким образом, утверждение единых норм и регламентов будет способствовать упрощению процесса предоставления услуг странами — участницами различного рода экономических сообществ.
Немаловажным условием формирующихся интеграционных сообществ является налаживание взаимодействий с третьими странами. В связи с этим невозможно определить эффективность функционирования и развития таких образований без учета влияния деятельности других интеграционных сообществ. Так, например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 г. как альтернатива для европейских государств, которые не имели возможности или не изъявляли желания присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь — Европейский союз). Основной причиной при этом называлась амбициозность планов создания Европейского общего рынка [7].
Отметим, что ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную форму, чем ЕС. Это положение определяется, прежде всего, тем, что развитию свободной торговли препятствовал ненару-шаемый суверенитет каждой из стран-участниц. Кроме того, не были созданы институты, наделявшиеся законодательной властью. В результате страны — участницы ЕАСТ характеризовались отсутствием каких-либо экономических связей, что затрудняло их дальнейшую интеграцию на достаточно высоком уровне.
В октябре 2010 г. премьер-министр РФ Владимир Путин назвал основной целью России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве создание в рамках ЕврАзЭС Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана [2]. В декабре 2010 г. президенты Беларуси, Казахстана и России подписали пакет документов, заложивших нормативные основы Единого экономического пространства. Согласно принятой ими декларации Единое экономическое пространство заработало с 1 января 2012 г.
Таким образом, достигнутая договоренность между президентами России, Беларуси и Казахстана позволяет считать 2012 год началом функционирования Единого экономического пространства на территории перечисленных выше стран [там же]. Речь идет о пространстве, состоящем из территорий государств, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, где существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, которые обеспечивают свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Начиная с 2008 г., между Россией, Беларусью и Казахстаном было заключено 17 международных соглашений. Их содержание позволяет судить об учете почти 20-летнего опыта функционирования ВТО и 40-летнего опыта формирования Евросоюза, который позволит использовать лучшие договорные модели экономического взаимодействия [5]. Это способствует реализации наиболее эффективных подходов в процессе интеграционного сотрудничества.
22 августа 2012 г. вступил в силу ряд документов, касающихся таможенного законодательства, действие которых было отложено до присоединения России к ВТО [1]. В частности, вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Данный Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ [4]. Со вступлением его в силу Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации.
Отметим, что ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного 30 октября 1947 г. С 1 января 1995 г. Организация осуществляет самостоятельную деятельность с целью регулирования торгово-политических отношений ее участников [1].
Таким образом, существующая нормативная база и практика правоприменения на рынке услуг в отдельных государствах ЕврАзЭС и в рамках Сообщества в целом должна претерпеть изменения в связи с желанием расширить экономическое присутствие данных стран на мировых рынках. Участие в ВТО, безусловно, является на сегодняшний день самым значимым вектором развития торговых взаимоотношений, раскрывающим ряд преимуществ для участников Таможенного союза, но также накладывающим обязательства в части регулирования рынка услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. База «Консультант». URL: http://www.consultant.ra/law/hotdocs/19756.html
2. Доклад В.В. Путина. URL: http://www.memoid.ra/node/Formirovanie_Edinogo_ehkonomicheskogo_prostranstva _v_SNG
3. Договор от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». URL: http://www.outdoor-komitet.ru/index.php?ds=89531
4. Федеральный закон «О ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Принят Государственной Думой 10 июля 2012 г., одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года. URL: http://www.referent .ru/1/201611.
5. URL: http://www.brokert.ru/material/edinoe-ekonomicheskoe-prostranstvo-rossiya-belarus-kazahstan
6. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/
7. URL: http://www.traditio-ra.org/wiki/