УДК 34:339.543.6:339.923:061.^
перспективы создания
общего экономического пространства
между таможенным союзом и ес
© павельева э. А., Сидорова т. Ю., 2014
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
В статье анализируются перспективы развития экономического сотрудничества между РФ, ЕС и ТС в связи с присоединением РФ к ВТО, планами по расширению Таможенного союза, а также заключением соглашений об ассоциации, которые ЕС предлагает третьим странам. В статье дана оценка различным вариантам правового оформления экономического сотрудничества ЕС с РФ и ТС, отмечены проблемы, которые существуют между данными партнерами.
Ключевые слова: соглашение об ассоциации; Европейский союз; расширение Таможенного союза;
Восточное партнерство.
Развитие интеграционного экономического взаимодействия на постсоветском пространстве началось почти сразу после распада СССР. В начале 1990-х гг. Россия инициировала заключение соглашений о свободной торговле. В 1993 г. бывшие республики заключают Договор о создании экономического союза [1], в ст. 3 которого в качестве основных принципов функционирования провозглашаются: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованная денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, ценовая, внешнеэкономическая, таможенная и валютная политика; гармонизированное хозяйственное законодательство; наличие общей статистической базы. Следует учитывать, что государства пошли по пути поэтапного углубления интеграции и определили для себя основные приоритеты реформирования через межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютный (денежный) союз. Данные принципы и положения, закрепленные в ст. 4, говорят о том, что посредством установления этих правил государства уже тогда определили для себя цель — создание единого экономического пространства.
В части 2 указанной статьи говорится, что для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями. Эту норму государст-
ва реализовали в достаточно полном объеме. Уже на сегодняшний день в области экономической интеграции на постсоветском пространстве заключено около 80 соглашений. И данный процесс начался сразу после ратификации вышеназванного договора. Так, в январе 1995 г. было заключено два соглашения о Таможенном союзе [2], а также договоры о присоединении [3].
Стоит отметить, что с первых этапов интеграции в процессе основными участниками были три государства: Россия,
Белоруссия и Казахстан. На наш взгляд, такое сотрудничество было наиболее эффективным, поскольку разноуровневая экономика в бывших советских республиках могла бы замедлить формирование единого экономического пространства и негативно повлиять на экономику, в том числе и РФ.
Анализируя положения указанных договоров, можно сделать вывод, что государства не просто провозгласили для себя в качестве цели создание единого экономического пространства, но и обозначили пути интеграционного сближения. Так, в подп. а п. 2 ст. 1 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь государства провозглашают Таможенный союз как экономическое объединение государств с единой таможенной территорией.
Несмотря на поставленные цели и задачи, интеграционные процессы затянулись по причине отсутствия четко структурированного институционального механизма.
Это привело к тому, что в 2000 г. государства создают новую организацию — ЕврАзЭС. Из положений Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества [4] следует, что государства данным актом возобновляют попытку создания единого экономического пространства и даже создают определенные механизмы для реализации поставленных целей и задач. В частности, ст. 3 учреждаются органы управления интеграцией: Межгосударственный совет (Межгоссовет); Интеграционный комитет; Межпарламентская ассамблея (МПА); Суд сообщества.
Однако и это решение не привело к желаемым результатам, и создания единого рынка не произошло. Несмотря на развитие институционального механизма, старые проблемы сохраняются, тем самым ставя и интеграционную эффективность под вопрос.
Как справедливо указывает А. М. Либ-ман, постсоветский регион является практически идеальной «лабораторией» сопоставления интеграционных процессов, поскольку после распада Советского Союза и начала реформ, сопровождавшихся появлением высокофрагментированных рынков, в нем (пусть и в различной степени) реализуются все шесть моделей интеграции. При этом их результативность сильно дифференцируется. Модели межправительственных договоров и доминирующего участника типичны для межгосударственной интеграции (СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство России и Беларуси и другие проекты). В данном случае речь идет преимущественно о «бумажной интеграции», не сформировавшей сколь бы то ни было значительного стимула для интеграции рынков [5].
Кроме того что помехой углублению интеграционных процессов явилась недостаточность институционального регулирования, усложняло прогресс экономического единства и отсутствие унифицированного подхода в правовом регулировании. Особенно это касалось специальных мер в области торговли и налоговых льгот, которые соблюдались в одностороннем порядке. Изменения в отношениях между государствами были связаны с началом отношений с Европейским союзом. Как отмечает Джулиан Купер, расширение ЕС и ВТО подтолкнуло Россию к повышению конкурентоспособности многосторонних отношений [6].
Первым документом, послужившим стимулом к улучшению взаимоотношений,
стала «Дорожная карта» по общему экономическому пространству [7]. В мае 2003 г. на Санкт-Петербургском саммите было принято Совместное заявление, в котором достигнуто согласие укреплять сотрудничество с целью создания общего экономического пространства (ОЭП) на основе концепции общего европейского экономического пространства (ОЕЭП).
Как отмечается в самом акте, общей целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Задача заключается в том, чтобы создать условия, которые будут способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество в различных сферах, усиливать конкурентоспособность экономик ЕС и России на основе принципов недискриминации, транспарентности, эффективного управления.
В разделе 1 вышеуказанного акта стороны обозначили цели содействия торговле и сотрудничества в области таможенного регулирования. На основании поставленных целей Россия с помощью ЕС должна осуществить стандартизацию и автоматизацию процедур, связанных с внешней торговлей, повысить возможности сторон по борьбе с мошенничеством, контрабандой и другими нарушениями; усовершенствовать консультационные механизмы торгового сообщества по вопросам потребностей его развития и реализации мер облегчения торговли при особом внимании к малым и средним предприятиям.
В соответствии с данным актом стороны предпринимают определенные действия, в частности, это должно касаться развития общей системы упрощения таможенных процедур с использованием совместимых компьютерных систем и интегрированных систем передачи данных на основе международных соглашений.
Несмотря на то что «Дорожная карта» была принята на двусторонней основе между Россией и ЕС, влияние эти положения оказали и на отношения государств Таможенного союза. Так, в 2007 г. государства подписали Договор о Комиссии Таможенного союза [8], в соответствии со ст. 1 которого основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.
Представляется, что государства закрепили стремление завершить формирование Таможенного союза, наделив Комиссию наднациональными полномочиями. На наш взгляд, об этом говорит содержание ст. 2, и именно это вытекает из основных принципов функционирования, один из которых — добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов сторон, а также ст. 8, нормы которой наделяют обязательностью ее решения. Стоит обратить внимание и на тот факт, что с 2007 г. также началась активная работа по созданию правовой базы Таможенного союза. В частности, в Докладе о формировании правовой базы Таможенного союза [9] говорится о выработке стратегии создания союза, о проведении сравнительного анализа документов по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП, об унификации регулирования внешней торговли и создании единой таможенной территории и наднациональных органов управления Таможенным союзом. И главное, что работа над проектами документов осуществлялась в контексте международных принципов, признанных норм и правил, закрепленных в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации. Результатом указанной деятельности стало создание не только юридической, но и фактически существующей единой таможенной территории между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Был усовершенствован и институциональный механизм, создана Евразийская экономическая комиссия как общий координационный орган для обеспечения достижения согласованных целей.
Внимание заслуживают не только формирование внутреннего пространства и деятельность Таможенного союза, но и установление взаимоотношений с иными субъектами международного права, в том числе и с Европейским союзом. Так, в Концепции международной деятельности Евразийского экономического сообщества [10] Европейский союз рассматривается в качестве одного из основных партнеров, направления деятельности которого во многом совпадают с целями Сообщества. Также предусматривается совместное с Евросоюзом развитие с целью интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества на равноправной основе как на уровне организаций, так и отдельных его членов.
В настоящее время отношения между двумя интеграционными объединениями находятся на стадии политического диалога. На наш взгляд, возможность перехода на следующий этап отношений возможен как консолидированно, так и через отдельные государства. Безусловно, Россия сейчас является путеводителем в данных отношениях, поскольку уже вступила в ВТО. Как утверждает А. Дынкин, «сегодня интеграция Евросоюза и Таможенного союза ограничена тем, что Белоруссия и Казахстан не состоят в ВТО. Но решая конкретные вопросы в части техрегламен-тов, интеллектуальной собственности, фитосанитарных норм и другие, мы будем продвигаться к будущему более масштабному сотрудничеству» [11].
Действительно, вступление в ВТО только одного члена Таможенного союза — России — породило необходимость включить в Протокол о присоединении к ВТО дополнительные условия, касающиеся обязательств РФ как члена ТС [12]. По существу, РФ установила изъятия из режима наибольшего благоприятствования в отношении торговли с государствами — участниками ТС. Можно отметить, что само по себе вхождение РФ в ВТО без других участников ТС вряд ли является благом. Если рассматривать процесс расширения ЕС, то можно явно увидеть, что государства становились сначала членами ВТО, а лишь затем вступали в ЕС [13]. Однако на момент их присоединения они уже подали заявку на вступление в ЕС, а это значит, что процесс переговоров учитывал то, какие обязательства смогут взять эти государства, насколько это соответствует обязательствам ЕС, который также обозначен как член ВТО (т. е. имеющий единые обязательства в рамках организации). Подобный подход к присоединению к ВТО выглядит вполне логично, поскольку иначе государство оказывается меж двух огней: с одной стороны, обязательства перед ВТО, с другой стороны, обязательства в области единой таможенной политики, которые, безусловно, требуют согласования.
Конечно, ситуация для РФ не выглядела столь драматично, как можно себе было представить, поскольку два других члена ТС — Республика Беларусь и Республика Казахстан — членами ВТО не являются, а таможенный тариф ТС во многом является таможенным тарифом РФ. Кроме того,
политический вес РФ в ТС настолько велик, что сколько-нибудь значимого сопротивления члены ТС введению новых норм не оказывают. Означает ли это, что дальнейшее развитие ТС возможно при неучастии Беларуси и Казахстана в ВТО?
Рассмотрим современное положение дел с присоединением этих государств к ВТО. Беларусь начала присоединение к ВТО в 1993 г. Последняя встреча рабочей группы датируется 2005 г., а в настоящее время происходит процесс согласования различных изменений, которые должна провести Беларусь до вступления в ВТО [14]. Запланированная на ноябрь 2012 г. встреча рабочей группы так и не состоялась. В целом процесс выглядит замороженным, хотя, по словам представителей Беларуси, они выполнили все требования и готовы возобновить процесс переговоров [15]. То есть можно сказать, что процесс приостановился, и предполагать, что в ближайшие год-два состоится присоединение Беларуси к ВТО , не стоит.
Казахстан инициировал присоединение к ВТО в 1996 г., однако перспективы вступить в ВТО у Казахстана все же выше, чем у Беларуси. Так, последняя встреча рабочей группы прошла в июле 2013 г. Вообще за 2013 г. произошло уже три таких встречи, что говорит о довольно активном взаимодействии государства с ВТО. В декабре 2012 г. представители Казахстана заявляли о своем намерении закончить присоединение к ВТО в 2013 г. [16]. Вполне возможно, что основная часть работы по присоединению действительно будет завершена.
Очевидно, что вступление России в ВТО оказало существенное влияние в целом на политику в рамках и Таможенного союза. Так, в частности, был пересмотрен таможенный тариф ТС. Более того, присоединение Казахстана также потребует пересмотра этого тарифа в сторону понижения. Ускорился процесс сближения нормативной базы нетарифного регулирования, в частности, путем принятия новых технических регламентов и нормативно-правовой базы в промышленности и сфере услуг. Например, в настоящее время принято 34 технических регламента в рамках ТС, план на 2012—2013 гг. предполагает принятие 29, из которых 8 должно быть принято в IV квартале 2013 г. [17].
В рамках этой деятельности очень ценным является опыт ЕС, тем более что
фокус на более тесное «методологическое» сотрудничество с ЕС обозначен на самом высоком уровне. Дмитрий Медведев подчеркнул, что Россия должна выстраивать евразийские интеграционные процессы, ориентируясь на лучшие практики Евросоюза, поскольку перед ЕврАзЭС стоят аналогичные задачи по созданию для бизнеса комфортной экономической среды по правилам ВТО [18].
Еще раз стоит подчеркнуть, что вступление России в ВТО способствовало совершенствованию правовой базы Таможенного союза, которая должна соответствовать принципам и нормам ВТО.
Эти факты привели к диалогу между Таможенным союзом и ЕС относительно сотрудничества по вопросам выравнивания технических регламентов в области сближения регулирования, а также упрощения процедур доступа на рынок производителей и обеспечения качества и разнообразия продуктов. Однако фактический результат данного сотрудничества пока не достигнут.
Пока это все в перспективах. Так, например, Россия и Таможенный союз уже сейчас предлагают ЕС создание единого транзитного пространства практически на всей территории от Лиссабона до Владивостока, когда общие или сходные нормы регулирования фактически снимут сложности пересечения границы между Европейским союзом и Таможенным союзом [19].
В этом смысле привлечение в ТС новых государств-членов является не только политической прихотью РФ, но имеет и важную экономическую основу — продолжение интеграции рынка ТС и ЕС. Из государств, которые могли бы вступить в ТС, часть уже являются членами ВТО (Украина, Кыргызстан, Армения, Таджикистан), а часть — нет (Азербайджан, Узбекистан), Туркменистан не подавал заявки на присоединение.
Такой неровный состав государств с точки зрения их политического имиджа, международных экономических обязательств, заинтересованности в интеграционных процессах, безусловно, не делает расширение ТС всего лишь делом времени. Вступление в ТС новых государств может повлечь дополнительные проблемы как в политическом или экономическом, так и в правовом смысле. Например, вступление Кыргызстана в ТС, что называют уже решенным делом [20], приведет к возникновению проблемы таможенного тарифа ТС
или Кыргызстана (Кыргызстан имеет более мягкие обязательства для импортеров, чем Россия), реэкспорта китайских товаров (может повлечь конфликты в области технического регулирования). Среди социальных последствий — снижение уровня занятости и повышение уровня жизни в Кыргызстане [21], что может повлечь увеличение потока мигрантов в страны Таможенного союза, в первую очередь в Россию.
Довольно привлекательным в экономическом и политическом смысле выглядит присоединение к ТС Украины. О том, что Россия рассматривает Украину как важного экономического и политического партнера, говорить не приходится. Включение Украины в общий рынок ТС, безусловно, укрепит двусторонние отношения. Не является секретом и то, что экономика Украины более конкурентоспособна по отношению к российской, чем к экономике ЕС, а трудовая миграция в РФ может быть даже выше, чем в страны Европейского союза. В правовом смысле присоединение Украины к ТС приведет к решению проблемы соответствия обязательств перед ВТО.
Нисколько не сомневаясь в положительных политических результатах присоединения новых государств к ТС, следует отметить одну проблему, которая до вступления России в ВТО также имела исключительно политическое решение, однако в настоящее время уже в условиях членства в ВТО приобретает не только политическую, но и правовую окраску. Речь идет о так называемых торговых войнах — довольно крупных конфликтах в торговле с государствами. Довольно часто участниками этих конфликтов становились бывшие республики СССР — Украина, Беларусь, Литва, Эстония, Молдова, Грузия [22]. Иногда эти конфликты имели политическую подоплеку, но часто решали сугубо экономические проблемы российских производителей через ввод ограничений и полных запретов на торговлю, со ссылками на реальные и мифические факты. Единственным способом решить конфликт было вступить в переговоры с РФ. При этом переговоры не предполагали наличия общих обязательств в области торговли, на основе которых стороны имеют взаимные права и обязанности и ограничены в применении тарифных и нетарифных ограничений в торговле. Иными словами, заинтересованное в том, чтобы не потерять российский рынок, госу-
дарство вынуждено было идти на уступки, не ожидая таких же со стороны России.
Единственным механизмом, который может обеспечить юридическое равноправие экономически не равных государств при разрешении торгового конфликта, является разрешение споров в ВТО. Как РФ, так и другим государствам — членам ВТО из бывших советских республик такой механизм очень важен. Вместе с тем его действие потребует от России пересмотреть свою политику ведения торговых войн. Это хорошо иллюстрирует первый такой спор, который по существу проигран Россией — она вынуждена была изменить свое законодательство в отношении утилизационного сбора [23], исключив его дискриминационную основу [24]. Этот спор был инициирован ЕС 9 июля 2013 г. после того, как его претензии к России остались без ответа. 24 июля с аналогичным заявлением обратилась в ВТО Япония. В ходе запроса консультаций к этим членам ВТО также присоединились Китай, Турция, Украина и США
[25]. Претензии ЕС касались не только нарушения принципа наибольшего благоприятствования, но и размера утилизационного сбора, его дифференциации в зависимости от года выпуска автомобиля и т. д. Удовлетворили ли изменения в законодательстве РФ требования ЕС, пока не ясно.
Однако, несмотря на политические и экономические противоречия, Россия для ЕС является стратегическим партнером. Реализация этого может осуществляться через договоры об ассоциации. Это новое поколение соглашений с точки зрения масштаба, детализации и полноты. Их положения выходят за рамки соглашений о свободной торговле и способствуют изменению нормативно-правовой базы государств. Особо это касается таких областей, как конкуренция, санитарные и фитосанитарные стандарты.
С одной стороны, соглашение об ассоциации по структуре напоминает соглашение о партнерстве и сотрудничестве, но, с другой, — содержание направлено на существенное интегрирование в ЕС. Это прослеживается, например, в ст. 25 Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой. В соответствии с положениями этой статьи стороны постепенно будут создавать зону свободной торговли в течение переходного периода в
максимум 10 лет, начиная с даты вступления в силу настоящего Соглашения в соответствии с положениями настоящего Соглашения и в соответствии со статьей XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г. (далее — ГАТТ-1994)
[26]. В ст. 29 закрепляется возможность отмены или уменьшения ввозных пошлин, а также установления режима наибольшего благоприятствования. Помимо этого ст. 31 закрепляет правила по экспортным пошлинам, а именно: они не могут быть введены и должны быть отменены. Речь также идет и о мерах, имеющих эквивалентное действие.
Эти положения позволяют сделать вывод о том, что настоящее соглашение определяет общие таможенные режимы для сторон, что в последующем может привести к полной экономической интеграции государства в ЕС.
ЕС предлагает всем государствам «Восточного партнерства» заключить соглашения об ассоциации, такое предложение поступает и к членам ВТО. Между тем, как отмечают в докладе «EU-Russia common spaces progress report 2012» [27], Таможенный союз постепенно превращается в более амбициозный евразийский экономический союз, который должен вступить в строй до 2015 г. ЕС к евразийскому объединению относится как к достойному конкуренту и выгодному соседу.
Отношения ЕС с Россией, а значит и с Таможенным союзом, развиваются. Сегодня это сотрудничество осуществляется в рамках проекта «Партнерства для модернизации». Во внешнеэкономической сфере взаимодействия участники определили следующие цели:
1) создание совместного энергетического пространства с устойчивыми внутренними связями;
2) создание общего рынка транспортных услуг, интегрированного в глобальную транспортную систему.
Задачи, поставленные для достижения этих целей, направлены:
1) на решение проблем устранения технических барьеров в торговле, что обусловливает необходимость совместных усилий по созданию центров сертификации, испытательных лабораторий, заключения соглашений о взаимном признании соответствия, а в дальнейшем — гармонизации самих норм;
2) преодоление дискриминационных барьеров для доступа на рынки, совместно-
го применения современных обучающих технологий.
ЕС рассматривал присоединение России к ВТО как перспективу начала переговоров по соглашению о свободной торговле, в то же время учитывалось и то, что с формированием ТС наша страна потеряла право на самостоятельные решения по регулированию внешней торговли и не способна заключать соглашения по режимам торговли с тем же ЕС без участия Белоруссии и Казахстана. Возможность же переговоров о создании зоны свободной торговли между Россией и Евросоюзом была предусмотрена обеими сторонами задолго до решения по образованию ТС — в рамках обсуждений по заключению Национального банковского совета (НБС). Вместе с тем ВТО предусматривает, что формирование ТС не должно вести к ужесточению торгового режима стран — участниц Таможенного союза в отношении третьих стран. Брюссель был озабочен тем, чтобы Союз не устанавливал более ограничительных мер регулирования внешней торговли по сравнению с мерами, которые применяются членами до его формирования [28].
Единое экономическое пространство, созданное на основе Таможенного союза, поможет проложить путь для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории трех стран. Участие России в ВТО способствует сближению с ЕС, а следовательно, общие стандарты будут применяться и в Белоруссии, и в Казахстане. Особого внимания заслуживают изменения, происходящие в области стандартизации и создании прозрачной системы технического регулирования. В настоящее время ЕС финансирует проект, направленный на содействие развитию торговли, поддержку более тесных экономических отношений между Россией и Европейским союзом путем аппроксимации и повышения эффективности технического регулирования, стандартизации и сертификации.
Продолжается работа по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с положениями соответствующих актов ЕС. Эксперты с обеих сторон разработали рекомендации для приближения 11 технических регламентов, касаемых:
1) энергоэффективности;
2) машиностроения;
3) низковольтного оборудования;
4) электромагнитной совместимости.
На основе рекомендаций экспертов требования безопасности технического регулирования были адаптированы к директивным требованиям ЕС, но сертификации и тестирования требуют дальнейшей гармонизации.
Таким образом, подводя общий итог, можно сказать, что отношения Россия — Таможенный союз — ЕС находятся в состоянии развития. Значительное влияние на формирование общего экономического пространства оказывает тот факт, что Россия вступила в ВТО, и Европейский союз нуждается в таком партнере, как Таможенный союз. Результатом данного сотрудничества в недалекой перспективе может стать создание наиболее благоприятных условий для осуществления торговоэкономических отношений между государствами. Уже сейчас стороны находятся в состоянии диалога по вопросам установления льготного визового режима, транзита и др. Исходя из этого, можно предположить, что благоразумный диалог может привести к улучшению экономического взаимодействия и, как следствие, к повышению уровня развития национальных экономик.
1. Бюл. междунар. договоров. 1995. № 1. С. 3—11.
2. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, б января 1995 г.) // Бюл. междунар. договоров. 1995. № 1G. С. 31—Зб.; Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 2G января 1995 г.) // Собр. законодательства РФ. 2GG7. № 42. Ст. 4938.
3. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 29 марта 199б г.); Договор о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 2б февр. 1999 г.); Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 1G окт. 2gGg г. (С.-Петербург, 25 янв. 200б г.) // КонсультантПлюс.
4. URL: http ://www.evrazes.com/docs/view/3.
5. Либман А. М. Модели экономической интеграции: мировой и постсоветский опыт : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2GG9.
6. URL: http ://www.chathamhouse.org/sites/default/files/ public/Research/Russia%20and%20Eurasia/ 08l2bp_dragneva-wolczuk.pdf
7. URL: http://eu-law.ru/
8. URL: http://www.evrazes.com/docs/view/74.
9. URL: http://www.evrazes.com/docs/view/7l.
1G. URL: http://www.evrazes.com/docs/view/88.
11. URL: http://tcenavoprosa.ru/article_archive/new_deta-il.php?ID=434l.
12. Протокол от 1б декабря 2G11 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» от 15 апреля 1994 г.
13. Например, Хорватия стала членом ВТО 3G ноября 2GGG г.,
Эстония — 13 ноября 1999 г., Латвия — 1G февраля 1999 г. и т. п., в то время как к ЕС они присоединились несколько позже (См.: URL: http: / / wto.org/english/thewto_e/ whatis_e/tif_e/ orgб_e.htm).
14. По информации официального сайта ВТО. URL: http://wto.org/ english/thewto_e/acc_e/al_belarus_e.htm.
15. Присоединение Беларуси к ВТО обсудят в ноябре
[Электронный ресурс]. URL: http://news.tut.by/econo-
mics/3l2744.html.
16. По информации официального сайта ВТО.
17. По информации официального сайта ЕЭК [Электронный
ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/
texnreg/deptexreg/tr/Pages/default.aspx.
18. URL: http://tcenavoprosa.ru/article_archive/new_deta-il.php?ID=434l.
19. URL: http ://www.belta.by/ru/all_news/economics/ Dlja-sozdanija-edinogo-tranzitnogo-prostranstva-Tamozhennogo-sojuza-i-ES-est-vse-vozmozhnosti—Goshin_i_650610.html.
2G. См., напр.: Кому выгодно вступление Кыргызстана в Таможенный союз [Электронный ресурс]. URL: http ://news.mail.ru/inworld/kyrgyzstan/economics/бб00590/.
21. О последствиях вступления в ТС для Кыргызстана см. выступление министра экономики Кыргызской Республики Т. Сариева на Международной конференции «Кыргызстан на пути к евразийской интеграции» 29 марта 2G13 г. URL: http://www.polit.kg/newskg/578.
22. См. обзор основных торговых войн РФ после 2000 г. URL: http://finance.obozrevatel.com/trends/2Gl54-kak-rossiya-torgovyie-vojnyi-vela.htm.
23. Статья 24.1 Федерального «Об отходах производства и потребления».
24. Федеральный закон, вносящий соответствующие изменения, подписан Президентом РФ в конце октября 2G13 г. См.: URL: http:/ / www.rg.ru/2Gl3/ 10/21/sbor-site-anons.html.
25. Более подробно о ходе разрешения спора см. на официальном сайте ВТО: URL: http://wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds462_e. htm.
26. URL: http :/ / euroua.com/association/.
27. EU-Russia common spaces progress report 2012. URL: http://eeas.europa.eu/russia/docs/commonspaces_prog_report_20 12_en.pdf.
28. Кулик С. А., Юргенс И. Ю. «Партнерство для модернизации» Россия — ЕС: к проблеме реализации [Электронный ресурс]. URL: http://www.insor-russia.ru/files/Russia-ES_part-nership.pdf.
список литературы
Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012, с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству : утв. 10 мая 2005 г. в Москве Президентом России В. Путиным, премьер-министром Люксембурга Ж.-К. Юнкером, председателем Комиссии Европейских сообществ Ж. М. Дурау-Баррозу и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х. Соланой [Электронный ресурс]. — URL: http://eu-law.ru/20l0/l0/%C
2%AB%D0% B4%D0%BE% D1%80%D0% BE%D0%B6% D0%BD%D0%B0%
Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе б октября 2007 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http:/ / www.evrazes.com/docs/view/74.
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ev razes.com/docs/view/3.
Договор о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 2б февраля 1999 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.referent.ru/1/9707.
Договор о присоединении Кыргызской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 29 марта 199б г.) [Электронный ресурс]. — URL: http ://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3989.
Договор о создании экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Бюл. междунар. договоров.— 1995. — № 1. — С. 3—11.
Доклад о формировании правовой базы таможенного союза [Электронный ресурс] : прил. к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС от б окт. 2007 г. № 34б. — URL: http://www.evrazes.com/docs/view/71.
Информация о принятых технических регламентах Таможенного союза с официального сайта ЕЭК [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eurasian-commission. org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/ Pages/default. aspx.
Как Россия торговые войны вела. [Электронный ресурс]. — URL: http://finance.obozrevatel.com/ trends/20154-kak-rossiya-torgovyie-vojnyi-vela.htm.
Кому выгодно вступление Кыргызстана в Таможенный союз [Электронный ресурс]. — URL: http://news.mail.ru/inworld/kyrgyzstan/econo-mics/бб00590/.
Концепция международной деятельности Евразийского экономического сообщества [Электронный ресурс] : утв. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2007 г. № 344. — URL: http://www.evrazes.com /docs/view/88.
Кривошапко Ю. Путин подписал закон об утилизационном сборе для автопрома [Электронный ресурс]. — uRl: http://www.rg.ru/20l3/l0/2l / sbor-site-anons.html.
Кулик С. А. «Партнерство для модернизации» Россия — ЕС: к проблеме реализации [Электронный ресурс] / С. А. Кулик, И. Ю. Юргенс. — URL: http://www.insor-russia.ru/files/Russia-ES_partners-hip.pdf .
Лактионова К. ТС, ЕврАзЭС, ЕС и ВТО [Электронный ресурс]. — URL: http://tcena vopro-sa.ru/economics/new_detail. php?ID=6150&PRINT=Y
Либман А. М. Модели экономической интеграции: мировой и постсоветский опыт : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / А. М. Либман. — М., 2009. — 48 с.
Пивовар Э. Для создания единого транзитного пространства Таможенного союза и ЕС есть все возможности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.belta.by/ru/all_news/ economics/Dljasozdanij a
Присоединение Беларуси к ВТО обсудят в ноябре [Электронный ресурс]. — URL:
http://news.tut.by/economics/3l2744.html.
Проект Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом и его государствами-членами, с другой стороны [Электронный ресурс]. — URL: http://euroua.com / association.
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 1б декабря 2011 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.
Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Санкт-Петербург, 25 января 200б г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://consultant.ru.
Сариев Т. Выступление Министра экономики Кыргызской Республики на Международной конфе-
ренции «Кыргызстан на пути к евразийской интеграции» 29 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http:/ / www.polit.kg/newskg/578.
Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.) // Бюл. междунар. договоров. - 1995. - № 10. - С. 31-36.
Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 20 января 1995 г.) // Собр. законодательства РФ. -2007. - № 42. - Ст. 4938.
Accessions. Belarus [Electronic resource]. - URL: http://wto.org/ english/thewto_e/acc_e/a1_bela-rus_e.htm.
Accessions. Kazakhstan [Electronic resource]. -URL: http://wto.org/english/ thewto_e/acc_e/a1 _kazakhstan_e. htm.
Dispute settlement: Dispute DS462. Russian
Federation - Recycling Fee on Motor Vehicles [Electronic resource]. - URL: http://wto.org/english /tratop_e/dispu_e/cases_e/ds462_e.htm.
Dragneva R. Russia, the Eurasian Customs Union and the EU: Cooperation, Stagnation or Rivalry? [Electronic resource] / R. Dragneva, K. Wolczuk. -URL: http ://www.chathamhouse.org/sites/default/ files/public/Research/Russia%20and%20Eurasia/0812 bp_dragnevawolczuk .pdf
EU - Russia common spaces progress report 2012 [Electronic resource]. - URL: http://eeas.europa.eu /russia/docs/commonspaces_prog_report_2012_en.pdf
Understanding the WTO: the organization.
Membersandobservers [Electronic resource]. - URL: http://wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/or g6_e.htm
Prospects of Formation a common Economic Space between the customs union and the Eu
© Paveljeva E., Sidorova T., 2014
The authors analyze the prospects for the development of economic cooperation between Russia, the EU and the Custom Union due to the accession of Russia to the WTO, plans to expand the Customs Union, as well as the conclusion of the EU Association agreements. In the article the authors give an estimate to various embodiments of legal formalization of economic cooperation between the EU and the Russian Federation and the Custom Union, note the problems that exist between the partners.
Key words: EU Association agreement; the European Union; expanding of the Custom Union; Eastern Partnership.