Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ САМОУПЛОТНЯЮЩЕГОСЯ БЕТОНА'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ САМОУПЛОТНЯЮЩЕГОСЯ БЕТОНА Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
366
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПЛОТНЯЮЩИЙСЯ БЕТОН / УРОВЕНЬ РАЗРАБОТКИ / СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Фаликман Вячеслав Рувимович, Денискин Вячеслав Вячеславович, Калашников Олег Олегович, Сорокин Всеволод Юрьевич

Рассмотрен отечественный опыт разработки и применения самоуплотняющегося бетона, мировая история которого насчитывает уже более 20 лет. На примере нескольких реализованных российских проектов приведены особенности и узкие места, связанные с использованием местных материалов, оборудования и технологий. Показана необходимость введения системы нормативных документов и повышения квалификации персонала для широкого внедрения новых решений в практику строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Фаликман Вячеслав Рувимович, Денискин Вячеслав Вячеславович, Калашников Олег Олегович, Сорокин Всеволод Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ САМОУПЛОТНЯЮЩЕГОСЯ БЕТОНА»

1,5 1,4 1,3 1,2 1Д

Or /ор

'ВС

0,0010,01 0,1 1

10

Рисунок 4. Зависимость ошибки определения координат от ошибки измерения псевдоскорости

(1 - стг Д = 10-12; 2 - стг Д = 10-11; 3 - стг Д = 10-10; 4 - стг Д = 10-8)

Использование разностно-дальномерного способа выгодно тем, что позволяет исключить из вектора оцениваемых параметров Дt и Д ^ и таким образом сократить размеренность задачи, что способствует сокращению времени вычислений и требуемого объема памяти. Из сравнения рисунков 3 и 4 видно, что семейство кривых на рисунке 4 ограничено снизу кривой зависимости Стг от сту при использовании дальномерного метода, а сверху - аналогичной кривой, получающейся при использовании раз-ностно-дальномерного метода. Видно также, что ошибка местоопределения сильно зависит от ошибки измерения псевдоскорости, и при уменьшении этой ошибки ниже порогового значения, равного стувс, слабо зависит от относительной нестабильности частоты ОГ. Итак, при применении многомерной ОЛФ введение в состав вектора измеряемых РНП псевдоскоростей, измеренных с ошибкой, значительно меньшей СКО флуктуаций скорости ВС, позволяет снизить требования к стабильности бортового ОГ.

Список литературы 1. Аппаратура высокоточного позиционирования по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем: приёмники-потребители навигационной

информации / Жодзишский М.И. и др.; гл. 21 и 23; под ред. Жодзишского М.И. Москва: МАИ, 2010. -кн. 1.

2. Khall M.A. GPS multiptipath error aerspace symposium. Atlantic - City, 25 - 27 Okt. 1978.

3. Милютин Д.С., Вейцель А.В., Никитин Д.П. Повышение точности местоположения с использованием новых сигналов спутниковых навигационных систем. М.: Вестник МАИ, №7, 2009.

4. Олянюк П.В. Спутниковые навигационные си-стемы.АГА, СПб, 2008г, [98с]

5. Строганова Е.П. Адекватность моделей и достоверность измерений РЭА // Т-Comm - Телекоммуникации и транспорт. - 2009, спецвыпуск «Технологии информационного общества». Часть 3. Август. - [с. 126 - 129.]

6. Тихонов В.И., Бакаев Ю.Н. Статистическая теория радиотехнических устройств. - М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1978.

7. Харисов В.Н., Яковлев А.И., Глущенко А.Г. Оптимальная фильтрация координат подвижного объекта. Радиотехника и электроника, 1984, № 10.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ

САМОУПЛОТНЯЮЩЕГОСЯ БЕТОНА

Фаликман Вячеслав Рувимович

академик РИА, доктор материаловедения, профессор ФГБОУ ВПО «МГСУ»

Денискин Вячеслав Вячеславович научный сотрудник, НИЦ «Строительство», г. Москва

Калашников Олег Олегович аспирант, НИЦ «Строительство», г. Москва Сорокин Всеволод Юрьевич научный сотрудник, НИЦ «Строительство», г. Москва

Falikman Vyacheslav, Doctor of Materials Science, Professor of Moscow State University of Civil Engineering, Deniskin Vyacheslav, Researcher, Scientific Research Center "Construction", Moscow Kalashnikov Oleg, Postgraduate, Scientific Research Center "Construction", Moscow Sorokin Vsevolod, Researcher, Scientific Research Center "Construction", Moscow

АННОТАЦИЯ

Рассмотрен отечественный опыт разработки и применения самоуплотняющегося бетона, мировая история которого насчитывает уже более 20 лет. На примере нескольких реализованных российских проектов приведены особенности и узкие места, связанные с использованием местных материалов, оборудования и технологий. Показана необходимость введения системы нормативных документов и повышения квалификации персонала для широкого внедрения новых решений в практику строительства.

ABSTRACT

Self-Compacting Concrete (SCC) has been known globally in the construction industry more then 20 years. Over the last ten years, significant amount of work has been carried out in Russia also. The paper reports the peculiarities of SCC based on local raw materials, and the existing level of research concerning various aspects of SCC. Some opportunities and bottlenecks for SCC development are exposed based on some practical examples. SCC is used now not only for special projects, but as a replacement for traditional concrete as well. This demands extra knowledge and expertise from the SCC producers and engineers. It is necessary also to develop a set of new standards dedicated to SCC or to include SCC in updated versions of already published standards.

Ключевые слова: самоуплотняющийся бетон, уровень разработки, опыт применения, стандарты.

Key words: self-compacting concrete, level of research, case study, standards.

Появление новых амбициозных проектов в сфере строительства, таких, например, как протяженные подвесные мосты в Японии и Китае, комплексы крупных гидротехнических и транспортных сооружений в Голландии и ряд других, повысило требования к бетонам. Зачастую участки бетонирования находились на большом расстоянии от места производства бетона и даже на значительном удалении от побережья, в море. Кроме этого, еще одним непременным условием строительства стало сокращение времени и трудозатрат на уплотнение бетонной смеси, а также ускоренный набор прочности в ранние сроки. В новом строительстве и при реконструкции объектов стало необходимым использовать большой объем особо высокоподвижных нерасслаивающихся смесей.

Решению этих задач способствовали теоретические исследования и практический опыт, связанные с применением мультифракционных заполнителей для получения высокопрочного бетона, введением в бетонную смесь микро- и ультрадисперсного наполнителя для повышения прочности, коррозионной и трещиностойкости материала, управлением реологией высокоподвижных бетонных смесей, созданием новых видов химических модификаторов - регуляторов свойств бетона.

Благодаря фундаментальным исследованиям последних десятилетий, был создан так называемый самоуплотняющийся бетон - Self-Compacting Concrete (SCC), получивший широкое распространение при возведении самых разных сооружений - сводов и арок в тоннелях, метрополитенов, автострад, мостов, атомных электростанций. Для семейства новых бетонов этот термин впервые был предложен в 1986 году Х. Окамура [1].

Самоуплотняющийся бетон (СУБ) способен уплотняться под действием собственного веса без сегрегации, полностью заполняя форму даже в густоармированных конструкциях. Бетонная смесь для самоуплотняющегося бетона характеризуется низким водоцементным отношением 0,38...0,4, при этом достигая очень высокого показателя удобоукладываемости - до 70 см по расплыву конуса. Прочность получаемого бетона, как правило, достигает 100 МПа. Повышенная плотность материала, отсутствие в его структуре крупных пор и капилляров препятствуют проникновению агрессивной среды вглубь бетона, снижая риск развития процессов коррозии. Все это, несомненно, позволяет отнести СУБ к высокофунциональным

бетонам, концепция которых была сформулирована международным сообществом в конце 80х - начале 90х годов прошлого века [2].

В последние 10 лет в России проявился большой интерес к СУБ, выполнено большое количество прикладных исследований и реализовано несколько интересных проектов. Однако годовой объем применения СУБ, в среднем, не превышает 30 - 50 тыс.м3.

Среди многочисленного списка российских проблем, связанных с применением СУБ, можно выделить основные и наиболее значимые, решение которых приблизило бы специалистов к повышению общей культуры производства бетонных смесей и бетона, в целом. Это, прежде всего, отсутствие в достаточных объёмах качественных заполнителей и наполнителей; необходимость модернизации устаревшего оборудования, не способного сегодня качественно воспроизводить подобранные в лабораториях рецепты; отсутствие необходимой нормативно-технической базы; отсутствие и недоступность полной информации о новом бетоне, проблемы со специализированным обучением, способным в полной мере восполнить недостаток знаний специалистов-практиков. Активное продвижение и внедрение технологии СУБ сегодня невозможно без комплексного решения этих проблем, использование СУБ на практике будет по-прежнему носить эпизодический характер и продвигаться достаточно медленно.

В России при изготовлении СУБ используют, как правило, такие же сырьевые материалы, что и в традиционном бетоне. Однако для получения стабильных характеристик СУБ требуются дополнительные меры при первоначальном выборе компонентов и в процессе входного контроля однородности поступающих партий. Для выполнения этих требований приходится увеличивать частоту контроля качества компонентов и задавать более жесткие пределы возможных отклонений, что часто создает дополнительные трудности.

В существующих условиях производства цемента в России его качество и показатели часто определяют саму возможность приготовления СУБ. Российский опыт показывает, что следует применять цемент с водоотделением не более 20...22%, при изготовлении которого не использовались добавки - интенсификаторы помола. Поставку цемента приходится жестко контролировать, чтобы обес-

печить его поступление с одной перевалки, от одного поставщика, из одной партии (поставки), а сам цемент - складировать в отдельно выделенных силосах.

Отличительной особенностью СУБ является и то, что при их изготовлении обычно применяют, как правило, пластификаторы последнего поколения на основе поли-карбоксилатов. Другие добавки, включая воздухововле-кающие, ускоряющие и замедляющие твердение бетона, могут использоваться так же, как и в обычном бетоне, с учетом рекомендаций производителя добавок по их применению и способу введения. Минеральные и органические добавки, регулирующие вязкость бетонной смеси, применяются для минимизации влияния изменения вла-госодержания, содержания мелких фракций песка или изменения гранулометрического состава.

Основными факторами, которые по отдельности или все вместе оказывают влияние на однородность продукции во время производства СУБ, являются изменение влагосодержания заполнителей, изменение их гранулометрического состава и последовательности дозирования. Необходимо также учитывать изменение свойств при переходе на новые партии сырья.

В связи с особенностями свойств СУБ для повышения и поддержания связности и устойчивости к расслоению в его составе обычно применяют тонкомолотые активные и неактивные минеральные добавки, не всегда доступные на рынке, несмотря на большую сырьевую базу. Применение этих добавок одновременно позволяет регулировать расход цемента для снижения теплоты гидратации и термической усадки.

На стадии подбора составов СУБ в лаборатории смеси приготавливаются только в смесителях принудительного действия. Нельзя использовать смесители гравитационного действия и, тем более, перемешивать смеси вручную. Низкое качество перемешивания в лабораторных смесителях по сравнению с используемыми в производстве может привести к перерасходу воды в бетоне до 30 кг/м3 и химических добавок - до 20%. Поэтому все лабораторные подборы крайне важно проверять в сравнении с производственными замесами и обязательно отгрузить на объект предварительные опытные партии 3...6 м3 и 12.18 м3 (один и несколько автобетоносмесителей).

При производстве и применении СУБ часто приходится сталкиваться с проблемами, нетипичными для основного производства.

Прежде всего, увеличенная продолжительность приготовления СУБ снижает производительность бетонного завода примерно в 2 раза. Так, продолжительность приготовления обычного бетона и заполнения им автобетоносмесителя с объёмом 6 м3, в среднем, составляет 6 минут, а для СУБ - 10.15 минут. Из-за большого количества применяемых добавок на лопастях бетоносмесителя быстро образуется наросты, из-за чего возникает необходимость качественной промывки бетоносмесителей каждые через 1,5 ч работы. В принципе, отечественный опыт показывает, что на время изготовления СУБ бетонный завод лучше специализовать только на их выпуск и прекратить выпуск на нем других бетонов.

Для применения СУБ на стройке необходимо обеспечить беспрерывную подачу смеси до объекта, что всегда достаточно сложно, особенно, в условиях трафика мегаполисов; подобрать опалубку, способную выдержать высокое гидростатическое давление; провести испытания

стяжных шпилек на разрыв. Количество стяжных шпилек часто бывает необходимым увеличить в 2 раза по сравнению с расчетным. Нужны мощные бетононасосы с запасом по мощности, как минимум, в 2 раза, чтобы преодолеть высокую связность СУБ и обеспечить подачу бетона для равномерного заполнения опалубки.

Тщательно подобранный состав СУБ позволяет получить приемлемую устойчивость к ежедневным колебаниям показателей качества и влажности сырьевых материалов, позволяя снизить частоту проведения контроля в лаборатории и облегчая контроль производства. В результате снижается вероятность возникновения проблем на месте применения СУБ. Этот показатель обычно называют «выносливостью» и регулируют путем тщательного выбора поставщиков, надлежащего хранения и обращения с основными компонентами, оптимального содержания микронаполнителя и/или применения добавок, регулирующих вязкость.

В России удельный вес зимнего периода в году, в среднем, составляет 0,4.0,6, а показатели средних из среднемесячных отрицательных температур зимнего периода - от -12 до - 25 °С, достигая -35 °С. Снеговые нагрузки - 80. 560 кг/м2. 65% территории Российской Федерации находится в зоне вечной мерзлоты. Все это предопределяет необходимость разработки специальных составов и методов применения СУБ в зимнее время, в том числе использования противоморозных добавок, электропрогрева и электроразогрева и т.п.

Противоморозная добавка при приготовлении смеси может подаваться в виде горячего раствора и «забирает» часть дозируемой воды затворения. При этом подача раствора противоморозной добавки, как правило, производится в начале замеса, до загрузки цемента, чтобы отогреть песок и щебень. Часто противоморозная добавка вызывает потерю подвижности СУБ через 40.60 минут после приготовления, что налагает дополнительные требования к выбору компонентов и подбору составов бетона

При бетонировании на морозе часто бывает необходимо предварительно отогреть арматуру и опалубку, а после заполнения ЛА высоты опалубки включить электропрогрев. Это обеспечивает снижение давления на опалубку и предохраняет бетон от замораживания.

Применение самоуплотняющихся бетонов при строительстве особенно выигрышно в зонах ограниченного доступа, где вибрационное уплотнение затруднено, а также в комбинированных сталебетонных конструкциях сложной геометрии. Не удивительно, что первым российским руководящим документом по применению СУБ стал стандарт, определяющий особенности изготовления бетонов для строительных конструкций и радиационной защиты атомных электростанций [7]. Перспективным также является их использование для производства сборного железобетона, прежде всего, благодаря возможности изготовления изделий более высокого качества; исключению работ по их ремонту; увеличению срока службы бор-тоснастки; существенному улучшению условий труда, а также при устройстве монолитных высокопрочных бесшовных полов и ограждающих конструкций с высокими требованиями к лицевой поверхности.

Первый опыт массового применения самоуплотняющихся смесей с расплывом 65 см имел место при непрерывном бетонировании нижней зоны фундаментной

плиты с расходом арматуры 245 кг/м3 под башню «А» комплекса «Федерация» ММДЦ «Москва-Сити» [4]. Общий объем уложенного бетона составлял 2200 м3. Состав смесей подбирался, исходя из условия снижения экзотермии бетона. Поэтому был выбран цемент с минеральной добавкой (СЕМ II/А-П) с пониженным удельным тепловыделением, а расход его в составе смеси минимизирован и не превышал 330 кг/м3. Кроме того, были использованы специальный модификатор (порошкообразная добавка, состоящая из микрокремнезема, золы-уноса и нафталин-формальдегидного суперпластификатора), молотый известняк с размером частиц до 1250 мкм, кварцевый песок с Мкр = 2,5...2,8 и гранитный щебень фракции 5-10 мм.

Более сложная задача решалась при бетонировании конструкций каркаса на уровне технических этажей башен «Москва» и «Санкт-Петербург» комплекса «Город Столиц». Колонны, горизонтальные и наклонные аутригеры с расходом арматуры более 300 кг/м3 выполнялись из бетона класса В60. Самоуплотняющиеся смеси имели подвижность по расплыву стандартного конуса от 68 до 72 см и укладывались непрерывно по 200 м3 в каждую захватку.

Прочности самоуплотняющихся бетонов, из смесей, произведенных различными заводами и уложенных в конструкцию фундаментной плиты под башню «А» комплекса «Федерация» и в конструкции каркаса комплекса «Город столиц», колебались в сравнительно узком диапазоне (не более 5%), превысив к 28-суточному возрасту требуемый уровень для бетонов классов В50 и В60, соответственно, при коэффициенте вариации 10%, а кинетика твердения не отличались от бетонов тех же классов, приготовленных из обычных смесей с осадкой конуса 22.24 см.

Другой интересный объект - строящийся сегодня деловой квартал в центре в Екатеринбурга «Екатеринбург Сити», который должен объединить более 400 тыс.м2 коммерческих и торговых площадей, офисов, гостиниц, развлекательных центров, кафе и ресторанов. Башня «Ис-еть» — третье по высоте запланированное строение этого комплекса высотой 215 м с 47 этажами и 4 этажами подземного паркинга.

При устройстве фундаментов в зимнее время с температурой воздуха -20°С по рекомендации компании MC Bauchemie (Санкт-Петербург) был применен СУБ класса В40 с дополнительными требованиями по водонепроницаемости (W16) и морозостойкости (F100). Смесь, поставлявшаяся на объект 70 автобетоносмесителями с трех бетонных заводов, перекачивалась через два бетононасоса на расстояние м. Проектная сохраняемость подвижности составляла 120 минут. Для обеспечения термической тре-щиностойкости фундаментных плит в составе СУБ был ограничен расход цемента с одновременным применением золы уноса Рефтинской ГРЭС и метакаолина. Зола-уноса Рефтинской ГРЭС относится к сверхкислым золам с содержанием оксида кремния SiO2 - 58,71%; содержание оксида алюминия AI2O3 в золе - 27,88 %; модуль основности m = 0,06.

Объём уложенной смеси составил 7000 м3, период непрерывного бетонирования с пяти рабочих мест - 3 дня.

Еще один пример бетонирования в зимнее время -объект «Дом на мосту» в Москве, возведенный концерном «КРОСТ». Размеры конструкций, сложность и густота

армирования, условия производства работ (близость жилья, ночное время суток) исключали возможность виброуплотнения и определили технологию с использованием СУБ, который должен был самостоятельно растекаться в опалубке на длину более 20 метров. Условия производства работ усложнялись отрицательной температурой наружного воздуха -3°...-8°С, снегопадом и ветром. Размеры конструкций стен: длина - 15 м и 26 м, толщина - 0,8 м и 1,2 м, высота - 3,6 м. Объём конструкций - 360 м3. В каждой стене было уложено по 4 вертикальных плоских каркаса со стержневой арматурой 0 16 мм и шагом 100х100 мм, а также 96 арматурных канатов 0 20 мм в ПХВ оболочках, уложенных на поперечные стержни 0 40 мм и сгруппированных на высоте 35 см.

В 1992 году Указом Президента Российской Федерации создана «Российская компания по освоению шельфа», учредителями которой стали компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений арктического шельфа. Месторождение При-разломное, открытое в 1989 году, расположено в 60 километрах от берега на глубине 19.20 метров. Его запасы оцениваются в 72 миллиона тонн нефти.

Для освоения месторождения предназначена уникальная морская ледостойкая стационарная нефтяная платформа «Приразломная» длиной 139 м, шириной 144 м, высотой - 141 м. Расчетный срок службы платформы -25 лет. Ее масса без твердого балласта - 117000 т (с твердым балластом - 247000 т), количество скважин - 40, вместимость нефтехранилищ - 124000 м3 Объем нефтедобычи - 21000 м3 в день при персонале - 200 человек и периоде автономности - 60 дней.

В конструкции платформы по проекту предусматривался балластировочный слой из бетона объемом 53 тыс м3, опоясывающий конструкцию по периметру. Его задача, помимо точной балластировки, - принимать на себя ударные воздействия волн и льда.

Исходя из необходимости обеспечения заполнения бетонной смесью бетонируемого объема без дополнительных механических воздействий, проектом было предусмотрено применение СУБ с расплывом 60-70 см, временем истечения 5.20 сек и сохраняемостью подвижности бетонной смеси не менее 4-х часов после приготовления. Для обеспечения отсутствия холодных швов схватывание бетонной смеси должно наступать не ранее 8 часов с момента приготовления. Температура уложенного бетона при твердении, во избежание деформации металлического каркаса, не должна была повышаться более чем на 23°С по отношению к температуре бетонной смеси при ее укладке. В соответствии с проведенными расчетами, градиент температуры по толщине между центром и поверхностью бетона для обеспечения термической трещиностойкости не должен был превышать 10 оС/м. Дополнительные требования к затвердевшему бетону -строго заданная из условий балластировки плотность (2300+50 кг/м3) и ограниченная усадка (не более 0,1 мм/м). Проектный класс бетона по прочности в возрасте -не менее В20.

В качестве вяжущего нами, после исследования нескольких видов цемента, был выбран достаточно неординарный ПЦ Саввинского завода СЕМ 11/В-Ш 22,5. Выбор был обусловлен как минимизацией транспортных расходов, так и обеспечением требований по снижению тепло-

выделения в конструкции. В качестве заполнителей использовались местные материалы, что было связано, прежде всего, с трудностями завоза. Оптимальный состав их зерновой смеси для получения самоуплотняющегося бетона складывался из 62 % песка и 38 % щебня. Заданное сочетание технологических свойств обеспечивалось применением поликарбоксилатного суперпластификатора и замедлителя схватывания в сочетании с тонкодисперсной минеральной добавкой - неактивированным известняковым порошком (150 кг/м3) и полимерным стабилизатором [6].

Бетонирование балластировочного слоя МЛСП «Приразломная» проходило в период с мая по июнь 2011 года в г. Мурманск. Приготовление бетонной смеси осуществляли на территории специально построенного под этот проект бетонно-смесительного узла, оборудованного бетономешалками принудительного типа, откуда смесь транспортировалась в грузовых миксерах к бетононасосам, находящимся на причале возле пришвартованной платформы. Далее транспортировка бетонной смеси осуществлялась при помощи бетононасосов по трубопроводам до места бетонирования, причем длина перекачки доходила до 400 м. Проведенные заранее на полигоне испытания показали, что, несмотря на высокую протяженность магистрали и большое число изгибов трубопровода, подобранная бетонная смесь сохраняет свои свойства и при выходе к месту бетонирования отвечает заданным характеристикам самоуплотняющегося бетона [3].

Наличие добавки-замедлителя в составе бетонной смеси привело к заметному снижению темпов твердения в первые 3.5 суток. При твердении температура бетона повышалась на 18оС по отношению к температуре бетонной смеси при ее укладке, что соответствовало установленным требованиям. Градиент температуры по толщине между центром и поверхностью бетона составил 8,8оС/м. При последующем твердении наблюдался равномерный прирост прочности. Значение прочности, отвечающее нормативному показателю для бетона класса В20, было обеспечено в возрасте 28.45 суток.

В августе 2011 года «Приразломная» с помощью четырёх буксиров была доставлена на точку в Печорском море на расстоянии 540 миль от берега. В сентябре 2014 года на МЛСП «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти. На полную мощность добычи - 7 млн. т нефти в год, МЛСП должна выйти через 7 лет. По производительности её можно сравнить с современным нефтедобывающим комплексом на месторождении "Южное Хыльчую" в Ненецком округе. Однако площадь платформы меньше наземного «собрата» в 35 раз, а расчётная численность персонала - почти в пять раз. При этом в конструкции платформы «Приразломная» изначально заложена возможность приема нефти с других месторождений, что позволит в дальнейшем эффективно - без строительства аналогичных платформ - вовлечь в рентабельную разработку соседние месторождения, благодаря снижению удельных затрат на их обустройство.

Уникальный опыт применения технологии самоуплотняющихся бетонов накоплен при укреплении берегов р. Самарка [5]. Во время весеннего паводка река, являющаяся правым притоком Волги, выходит из берегов, и, разливаясь по большой территории, вызывает подтопле-

ния близлежащих мест, что значительно усложняет строительство и эксплуатацию транспортных магистралей, связывающих город и область.

В течение трех лет «Волгоспецстрой» вел строительство моста через реку Самарка. Проект укрепления берега реки Самарки и дорожного полотна, проходящего от мостового перехода «Кировский» до обводной дороги, предусматривал применение СУБ, уложенного в геоматы, которые представляют собой трехмерные структуры из полимерных материалов, разделенные на множество секторов и образующие оболочку. Оболочка заполняется непроницаемым и высокопрочным бетоном. Проектный объём заливок СУБ составлял 55 тыс м3.

Сложность проекта состояла в том, что укладку геоматов в России до этого времени не производили, и к тому же необходимо было подобрать состав СУБ с расплывом 75 см на местном сырье в отсутствие тонкого наполнителя. Помимо этого, щебень характеризовался повышенным содержанием пылевидных включений, что привело к необходимости увеличения дозировок пластифицирующих добавок. При проектировании составов удалось сократить себестоимость первоначально подобранного рецепта за счет снижения доли вяжущего и увеличения крупности заполнителя. Сохраняемость бетонной смеси регулировалась введением добавки замедлителя, а в качестве минерального стабилизатора бетонной смеси, препятствующего расслоению, использовали добавку на основе метакаолина.

Еще один интересный пример - накопленный в Санкт-Петербурге опыт бетонирования буронабивных свай с применением СУБ с расплывом 62 см. Глубина каждой сваи - 16 м, объем сваи - 12 м3. Проектный класс бетона В30, марка по водонепроницаемости W18, марка по морозостойкости - Р400.

Таким образом, к основным, выявленным на сегодня в российской практике, преимуществам СУБ следует отнести (в порядке значимости):

• сокращение периода строительства;

• отказ от использования виброуплотнения;

• сокращение численности работников на строительной площадке;

• снижение уровня шума;

• высокое качество поверхности изделий и конструкций, не требующее дополнительной обработки. Практика отечественного производства за последние 10.12 лет показывает, что из-за отсутствия понятного системного подхода к технологии СУБ каждый производитель подходит к решению возникающих перед ним проблем абсолютно самостоятельно, опираясь изредка на европейский опыт.

Однако, зачастую не понимая основ и проблематики технологии СУБ, производители не могут получить качественную бетонную смесь и изделие, и в результате благие намерения перерастают в отсутствие желания заниматься и развивать эту технологию. В лабораториях отсутствует необходимое оборудование для испытаний ввиду высокой его стоимости, специалисты не достаточно обучены и подготовлены. Конечно же, это создаёт неблагоприятный климат для продвижения технологии, и только единицы добиваются результата. Естественно, эта ситуация не является нормой для всех, но порядка 60-70% всех производств и заводских лабораторий работают в подобных условиях.

Нужно отметить, что, кроме этих организационных проблем, остаются до конца не изученными вопросы и сугубо специальные, крайне важные для проектировщиков, такие как поведение СУБ при динамических нагрузках, их коррозионная стойкость, усадочные деформации, ползучесть СУБ, морозостойкость и, в целом, долговечность в условиях сурового российского климата. Отсутствие доказательной базы нередко становится препятствием к использованию СУБ в ответственных конструкциях.

Использование СУБ предоставляет различные преимущества в решении ключевых проблем, таких как ускорение строительства, качество конструкций и сооружений, экономия энергии, а также безопасность и здоровье. Однако для реализации этих преимуществ СУБ необходимо рассматривать как технологию, являющуюся неотъемлемой частью проектирования и строительства. Как и другие технологии, СУБ имеет свои ограничения: он не может использоваться для бетонирования определенного типа конструкций и сооружений, по крайней мере, на современном этапе развития технологии. И конечно, СУБ не должен применяться для устранения огрехов плохого проектирования, планирования или исполнения.

Крайне важным достоинством технологии СУБ является то, что она приносит в строительную индустрию передовые профессиональные знания, которые не были востребованы ранее, являясь локомотивом технического перевооружения.

К сожалению, особенности СУБ сегодня не отражены в действующих нормах и стандартах Российской Федерации. Первый шаг в этом направлении сделан при актуализации межгосударственного стандарта ГОСТ 251922012 «Бетоны. Классификация и общие технические требования», в котором появились определение и требования к самоуплотняющемуся бетону. В ближайшее время предстоит разработать стандарт «Бетоны самоуплотняющиеся. Общие технические условия» или внести измене-

ния и дополнения в стандарты ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия», ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» и в соответствующие стандарты на методы испытаний.

Технология СУБ в России медленно, но верно развивается. Появляются альтернативные источники сырья, улучшаются его качественные характеристики, гармонизируются нормы. Через 5-10 лет технология СУБ займёт достойное место на рынке бетона России, как технология, оптимизирующая процесс строительства и инструмент повышения качества готовых изделий и конструкций.

Литература

1. Aitcin, P-C. High-Performance Concrete. E & FN Spon, 1998, 591 p.

2. Okamura, H. Self-Compacting High-Performance Concrete. Concrete International, Vol.19, №.7, 1997, pp. 50-54.

3. Калашников, О.О. Опыт применения высококачественных бетонов при бетонировании нефтяной платформы «Приразломная». Технологии бетонов, № 3 - 4, 2012, стр. 28 - 30.

4. Каприелов, С.С., Травуш, В.И., Шейнфельд, А.В., Карпенко, Н.И., Кардумян, Г.С., Киселева, Ю.А., Пригоженко, О.В. Модифицированные бетоны нового поколения в в сооружениях ММДЦ «Москва-Сити». Строительные материалы, № 10, 2006, стр. 8 - 12.

5. Неволин А.Л. «Умный» бетон. Top Builder, №2, 2012, стр. 42 - 43.

6. Патент РФ № 2536520 «Способ монолитного бетонирования морской платформы», опубл. 27.12.2014, Бюл. № 36.

7. СТО 1.1.1.03.003.0911-2012 Бетоны для строительных конструкций и радиационной защиты атомных электростанций. М., Росэнергоатом. 2012.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРОТОКОЛОВ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ OSI МОДЕЛИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУЛЬТИСЕРВИСНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ

Муравьева-Витковская Людмила Александровна

доцент кафедры вычислительной техники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Фарашиани Махди Алиакбар

Магистрант, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра вычислительной техники, г. Санкт-Петербург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хомич Антонина Владимировна

Магистрант, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра вычислительной техники, г. Санкт-Петербург

Оралканова Жадыра Оралканкызы

Магистрант, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра вычислительной техники, г. Санкт-Петербург

ANALYSIS OF INFLUENCE OF THIRD LEVEL OSI MODEL PROTOCOLS ON EFFICIENCY OF MULTISERVICE COMPUTER NETWORK Muravyeva-Vitkovskaya Liudmila Alexandrovna, Associate Professor of Computer Engineering, Saint Petersburg national research university of information technologies mechanics and optics, Saint Petersburg

Farashiani Mahdi Aliakbar, Master's degree, Saint Petersburg national research university of information technologies mechanics and optics, Saint Petersburg

Khomich Antonina Vladimirovna, Master's degree, Saint Petersburg national research university of information technologies mechanics and optics, Saint Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.