Научная статья на тему 'Самоуплотняющиеся бетонные смеси для дорожного строительства'

Самоуплотняющиеся бетонные смеси для дорожного строительства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1785
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КОМЛЕКСНАЯ ДОБАВКА / ЛИТОЙ БЕТОН / CAST CONCRETE / ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА / ROAD PAVEMENT / ГИПЕРПЛАСТИФИКАТОР / МИКРОКРЕМНЕЗЕМ / SILICA / МОЛОТОГО ПЕСКА / СУБ / САМОУПЛОТНЯЮЩИЕСЯ БЕТОННЫЕ СМЕСИ / SELF-COMPACTING CONCRETE / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ROAD BUILDING / MULTI-COMPONENT MODIFIER / HYPERPLASTICISER / ROAD DRESSING / FERROCEMENT SLABS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чан Туан Ми, Коровяков Василий Федорович

Автомобильные дороги, как правило, состоят из земляного полотна и дорожной одежды. В свою очередь, дорожная одежда включает покрытие, основание и подстилающий слой. Различают дорожные одежды нежесткие (покрытие из крупнозернистого, мелкозернистого асфальтобетона и дегтебетона, из щебеночных, гравийных и других материалов, обработанных вяжущими и т.д.) и жесткие (асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона, сборные покрытия из железобетонных и армоцементных плит, монолитные цементобетонные покрытия. Цементно-бетонные дороги долговечнее асфальтобетона в 5-6 раз, их срок службы может достигать 50 лет и более. Они стойки к агрессивному воздействию среды, обеспечивают высокое сцепление с колесом и отсутствие пыли. Полотно относительно мало истирается (0,1 мм в год), толщина покрытия из него не превышает 16…22 см. Таким образом, для того чтобы получить эффективные бетонные дорожные покрытия, необходимо создать бетонные смеси, характеризующиеся способностью самоуплотняться без расслояния, обеспечивающиеся бетону заданные значения по прочности при изгибе и сжатии, коррозионной стойкости, морозостойкости и других эксплуатационных свойств. В НИИМосстрое в содружестве с кафедрой технологии вяжущих веществ и бетонов МГСУ разработаны и изучены создание литых бетонных смеси с эффектом самоуплотнения для устройства долговечных монолитных дорожных покрытий путем ее модификации комплексной добавкой, состоящей из гиперпластификатора, активного (аморфного) тонкодисперсного и кристаллического кремнезема и регулятора скорости твердения бетона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чан Туан Ми, Коровяков Василий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-compacting concrete mixtures for road BUILDING

As a rule, motor roads are composed of the subgrade and the road dressing. Road dressing is composed of the road pavement, road base and the bottoming. Road dressing may be non-rigid (or made of coarse asphalt concrete, fine asphalt concrete, tar concrete, rubble or gravel treated by binding agents, etc.) and rigid (asphalt concrete road pavements resting on the road base made of cement concrete, or prefabricated pavements made of reinforced concrete and ferrocement slabs, monolithic cement concrete pavements). Cement concrete roads are five to six times more durable than asphalt concrete roads; their service life may exceed 50 years. They are resistant to environmental attacks; they ensure excellent grip of the wheel, and they are dust-free. Their road pavement is resistant to wear (0.1 mm per year); its thickness does not exceed 16-22 mm. Therefore, effective concrete road pavements require self-compacting though non-segregating concrete mixtures to comply with the pre-set values of their properties, namely, bending and compressive strength, corrosion resistance, freeze resistance, etc. Acting in cooperation with Department of Technology of Binders and Concretes of MSUCE, NIIMosstroy developed and examined a self-compacting cast concrete mixture designated for durable monolithic road pavements. The composition in question was generated by adding a multi-component modifier into the mix. The modifier was composed of a hyperplasticiser, active (structureless) fine and crystalline silica, and a concrete hardening control agent.

Текст научной работы на тему «Самоуплотняющиеся бетонные смеси для дорожного строительства»

УДК 625.8

Чан Туан Ми, В.Ф. Коровяков

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

САМОУПЛОТНЯЮЩИЕСЯ БЕТОННЫЕ СМЕСИ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Автомобильные дороги, как правило, состоят из земляного полотна и дорожной одежды. В свою очередь, дорожная одежда включает покрытие, основание и подстилающий слой. Различают дорожные одежды нежесткие (покрытие из крупнозернистого, мелкозернистого асфальтобетона и дегтебетона, из щебеночных, гравийных и других материалов, обработанных вяжущими и т.д.) и жесткие (асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона, сборные покрытия из железобетонных и армоцементных плит, монолитные цементобетонные покрытия.

Цементно-бетонные дороги долговечнее асфальтобетона в 5-6 раз, их срок службы может достигать 50 лет и более. Они стойки к агрессивному воздействию среды, обеспечивают высокое сцепление с колесом и отсутствие пыли. Полотно относительно мало истирается (0,1 мм в год), толщина покрытия из него не превышает 16...22 см.

Таким образом, для того чтобы получить эффективные бетонные дорожные покрытия, необходимо создать бетонные смеси, характеризующиеся способностью самоуплотняться без расслояния, обеспечивающиеся бетону заданные значения по прочности при изгибе и сжатии, коррозионной стойкости, морозостойкости и других эксплуатационных свойств.

В НИИМосстрое в содружестве с кафедрой технологии вяжущих веществ и бетонов МГСУ разработаны и изучены создание литых бетонных смеси с эффектом самоуплотнения для устройства долговечных монолитных дорожных покрытий путем ее модификации комплексной добавкой, состоящей из гиперпластификатора, активного (аморфного) тонкодисперсного и кристаллического кремнезема и регулятора скорости твердения бетона.

Ключевые слова: комлексная добавка, литой бетон, дорожная одежда, гиперпластификатор, микрокремнезем, молотого песка, СУБ, самоуплотняющиеся бетонные смеси, дорожное строительство.

Основным материалом, используемым при устройстве покрытий дорожного полотна, является асфальтобетон. Дороги с бетонным покрытием строятся очень мало, хотя по многим показателям они превосходят дороги с асфальтобетонным покрытием.

В статье приведены результаты исследований литых бетонных смесей для доржно-го строительства («литой бетон»). Получены литые бетонные смеси, способные самоуплотняться, характеризующиеся осадкой конуса 20...26 см без расслоения. Бетоны из этих смесей отличаются новым комплексом свойств, обеспечивающих высокую долговечность бетонным покрытиям, повышенные водонепроницаемость, морозостойкость и сопротивление истиранию. Такие бетоны получены благодаря их модифицированию разработанной комплексной добавкой, состоящей из гиперпластификатора, аморфного и кристаллического кремнезема.

В Российской Федерации строят в основном асфальтобетонные дороги, а на Западе — бетонные. По статистике, их в США — 60, в Германии — 38, в Австрии — 46 %, в то время как в России — всего 3 % [1, 2]. Почему же у нас в стране такое положение с бетонными дорогами? В советские времена дорожникам не хватало требуемого по количеству и качеству портландцемента, который шел на великие стройки, существовала установка на приоритетное использование сборного железобетона, в т.ч. и для строительства дорог. А как показала практика эксплуатации «бетонок», такие дороги не показали себя эффективной альтернативой асфальтобетонным.

Как и любое инженерное сооружение, дорога по своей конструкции достаточно сложна. В упрощенном виде она выглядит, как показано на рис. 1.

© Чан Туан Ми, Коровяков В.Ф., 2012

131

ВЕСТНИК

3/2012

Рис. 1. Поперечные разрезы типовых дорожных одежд с цементобе-тонным покрытием, устраиваемых комплектами машин: а— со скользящими формами; б— с применением рельс-форм; 1— покрытие;2— выравнивающий слой; 3— основание; 4— технологический слой основания;5— земляное полотно

Конструкция дороги включает, как правило: отсыпку грунта с уплотнением верхнего слоя, песчаный подстилающий слой, геотекстиль (геосетка) и слой щебня или малоцементногоукатывемого бетона толщиной 30...25 см [3—5]. Все материалы и действия с ними строго регламентированы строительными нормами и правилами, различными отраслевыми нормативными документами.

Прочный, долговечный, износоустойчивый цементный бетон показал себя с самой лучшей стороны в качестве материала для дорожных оснований и покрытий. Расчеты подтверждают, что применение цементного бетона дает достаточно большую экономию. Устройству бетонного покрытия должна предшествовать подготовка подстилающего слоя и основания. Особенно важным является устройство хорошего дренажа, чтобы при последующей эксплуатации дороги не возникало размытия несвязных слоев дорожной одежды, которое может привести к появлению просадок морозного пучения и, как следствие, дефектам монолита покрытия. Чем лучше будет подготовлен подстилающий слой, тем меньше времени и затрат потребуется на укладку покрытия из литой бетонной смеси. Это особенно важно в той связи, что бетон имеет определенное время твердения, поэтому период, когда он воспринимает активные воздействия с изменением формы, строго ограничен.

Покрытие непосредственно воспринимает нагрузки и обеспечивает безопасный проезд автомобилей с расчетной скоростью. Покрытие можно строить из неармиро-ванного или армированного цементного бетона.

Основание под цементобетонное покрытие необходимо устраивать, чтобы уменьшить удельное давление на подстилающий грунт от автомобилей и коробление плит при действии температуры, предотвратить выдавливание увлажненного грунта из-под краев и через швы покрытия, обеспечить ровность и устойчивость дорожной одежды против неравномерных вертикальных смещений, повысить прочность и трещиностой-кость покрытия, проезд по основанию автомобилей и гусеничных бетоноукладчиков в период строительства.

По существующей технологии строительства бетонных покрытий применяют малоподвижные, подвижные и литые бетонные смеси в зависимости от технологии укладки и уплотнения. При этом бетонные покрытия могут быть одно- и двухслойными. Верхний слой покрытия должен быть не тоньше 6 см.

Использование бетонных смесей с малой удобоукладываемостью требует применения специального оборудования как для укладки, так и для уплотнения. Эти работы характеризуются высокой энергоемкостью оборудования.

Другие возможности появляются при использовании литых самоуплотняющихся бетонных смесей Self-CompactingConcrete (SCC).

Самоуплотняющиеся бетонные смеси распределяются и уплотняются в основном под действием собственного веса, что и определяет эффективность их применения. Они характеризуются таким же или меньшим на 3...7 % по сравнению с бетонами из малоподвижных смесей расходом цемента и не уступают им по прочности, деформативности и морозостойкости.

Технико-экономическая эффективность применения бетонов из литых смесей обеспечивается значительным снижением трудозатрат при устройстве дорожных оснований и покрытий, улучшением условий труда, уменьшением энергоемкости и стоимости строительства дорог.

Самоуплотняющиеся бетонные смеси для возведения надземных конструкций зданий и сооружений, как правило, состоят из портландцемента, воды, мелкого и крупного заполнителей, тонкодисперсного минерального наполнителя,эффективного пластификатора и некоторых других добавок, позволяющих регулировать определенные свойства смеси и бетона.

Для достижения высоких эксплуатационных характеристик самоуплотняющихся бетонных смесей и бетонов из них предъявляются очень жесткие требования к исходным материалам. Крупность мелкого заполнителя составляет не более 0,125 мм, причем 70 % из них размером 0,063 мм. Крупный заполнитель обязательно фракционируют по размерам. Также применяют неорганические наполнители с высокой удельной поверхностью, которые увеличивают водоудерживающую способность смеси (белая сажа, молотый асбест, бентониты), повышают ее плотность, способствуют уменьшению капиллярной пористости, повышению прочности и морозостойкости. Самоуплотняющаяся бетонная смесь должна характеризоваться низким водоцемен-тным отношением 0,38...0,4, при этом, обеспечивая высокие показатели удобоуклады-ваемости — 50.70 см по расплыву конуса (более 20 см ОК) [6].

В НИИмосстрое в содружестве с кафедрой технологии вяжущих веществ и бетонов МГСУ разработаны и изучены самоуплотняющиеся бетонные смеси и бетоны применительно к использованию их для устройства бетонных оснований и покрытий дорог, обустройства дворовых территорий. К дорожным бетонам предъявляются особые требования, связанные с условиями их эксплуатации. Поэтому целью наших исследований было получение литых бетонных смесей для устройства дорожных покрытий, способных к самоуплотнению, обеспечивающих высокие эксплуатационные свойства и долговечность.

В наших исследованиях использовали несколько видов портландцемента, характеризующихся нормированным химико-минералогическим составом, но отличающихся активностью. В качестве крупного заполнителя использовали гранитный щебень фракции 3.10 мм, в качестве мелкого — мытый (обогащенный) кварцевый песок максимальной крупностью 0,125 мм (более крупная фракция отсеивалась). Кроме того, применяли тонкодисперсные компоненты, а именно,микрокремнезем, рисовая зола, молотый кварцевый песок. В качестве добавок использовали суперпластификатор С-3 (как наиболее распространенный), гиперпластификатор на основе карбоксилатов (SikaViscoCrete-5 Neu), микроволокно, воздухововлекающую добавку.

Высокоэффективные поликарбоксилатные суперпластификаторы, получившие коммерческое название «гиперпластификаторы», выбраны в связи с тем, что реальные возможности снижения водоцементного отношения (до 40 %) и разжижения бетонной смеси у них значительно выше, чем у традиционных полиметиленнафталинсульфона-тов и полиметиленмеламинсульфонатов.

ВЕСТНИК

3/2012

Механизм действия поликарбоксилатногогиперпластификатора заключается в том, что частицы поликарбоксилатов адсорбируются на поверхности цементных зерен и сообщают им отрицательный заряд. В результате цементные зерна взаимно отталки-Баются и приводят в движение цементный раствор (рис. 2) [7, 8].

Рис. 2. Механизм действия бобавки поликарбоксилата

Нашими исследованиями установлено, что использование комплексной добавки позволило получить бетон с улучшенными характеристиками, а именно, стойкость к истиранию повысилась на 20 %; прочность на сжатие — на 35.50 %, более высокая ранняя прочность при твердении в нормальных условиях, водонепроницаемость увеличилась на 50%, повышенная морозостойкость в солях (до 2 раз выше требуемой).

В результате исследований получены самоуплотняющиеся бетоны с прочностью на сжатие от 43 до 76 МПа и при изгибе от 5 до 9,5 МПа при расходе портландцемента не выше 370 кг на 1 м3 бетона. Как видно из полученных данных, прочностные показатели разработанных бетонов значительно превышают нормативные.

Результаты испытаний образцов самоуплотняющихся бетонов позволяют их рекомендовать для устройства дорожных покрытий повышенной долговечности. Об этом свидетельствуют результаты испытаний на морозостойкость в солях (350.550 циклов) и истираемость (менее 0,4), высокая коррозионная стойкость.

Установлено, что особенно эффективны СУБ, модифицированные гиперпластификатором и микрокремнеземом. Изучены микроструктура и характер пористости, которые подтвердили теоретические положения, что рациональный состав и модифицирование комплексной добавкой, состоящей из гиперпластификаторасмикронаполни-телями из активного и кристаллического кремнезема, способствуют получению оптимальной структуры и свойств самоуплотняющегося бетона.

Разработаны рекомендации по применению СУБ при устройстве дорожных покрытий. Основными условиями правильного их использования являются: 1) — приготовление СУБ, производится как в 2 стадии: приготовление сухой бетонной смеси (со всеми сухими компонентами), доставка ее в автобетоносмесителе на объект и перемешивание с раствором добавки гиперпластификатора непосредственно перед заливкой, так и в одну, когда смесь готовится на бетонном узле или в автобетоносмесителе и доставляется к месту укладки; 2) — заливка СУБ посредством бетононасоса в предварительно приготовленную опалубку.

Работы по уходу за уложенной литой бетонной смесью при устройстве покрытий и оснований следует производить также, как за обычной, в соответствии с требованиями НТД, в т.ч. и устройство деформационных швов. Самоуплотняющиеся бетонные смеси могут применяться при строительстве монолитных оснований и покрытий дорог (как однослойных, так и двухслойных). Конструкция покрытия и всей дорожной одежды определяется проектом. Поперечный и продольный уклоны на участках покрытия (основания), где для бетонирования применяются самоуплотняющиеся бетонные смеси, не должны превышать 3%. Дальнейшее увеличение уклонов вызывает необходимость введения в смесьфибры [6]. Составы литого бетона для дорожных покрытий с комплексной добавкой и их свойства (таблица).

оо

Частицы цемента в начальный период Диспергированные частицы

Составы литого бетона для дорожныхпокрытий с комплексной добавкой и их свойства

№ п/п Состав литого бетона, кг/м3 Добавки, % от массы цемента Прочность, в возрасте 28 сут, МПа

Ц П Щ В МК МП ГП ВВ На сжатие На растяжение при изгибе

1 385 642 1088 200 0 62 1 0,1 48,7 5,6

354 625 1126 195 22 62 1 0,1 50,5 6,0

327 647 1111 192 43 58 1 0,1 51,2 6,5

2 337 644 1158 178 0 60 1 0,1 45,7 5,0

321 651 1172 180 20 60 1 0,1 47,1 5,3

300 650 1170 180 40 59 1 0,1 49,1 6,3

3 301 669 1204 163 0 62 1 0,1 36,3 4,0

280 668 1203 162 18 60 1 0,1 39,4 4,2

262 667 1200 162 36 61 1 0,1 43,9 5,3

4 386 641 1091 197 0 62 1 0,1 21 3,5

357 622 1121 200 22 62 1 0,1 28 4,0

329 645 1105 198 43 58 1 0,1 33,4 5,0

Примечание. Ц — цемент; П — песок; Щ — щебень; В — вода; МК — микрокремнезем; МП — молотый песок; ГП — гиперпластификатор; ВВ — воздухововлекающая добавка. Водо-цементное отношение (В/Ц ) = 0,45 = const.

В наших исследованиях, введение микрокренезема в литой бетон значительно влияет на его прочность (рис. 3, 4).

Рис. 3. Зависимость прочности на сжатие в возрасте 28 сут литогобетона от расхода микрокренезема при различных расходахцемента (1...3 — Цмкб = 350; 400; 450 кг/м3; 4 — контрольныйобра-зец на основе С-3 с Цмкб = 450 кг/м3) и одинаковом расходе гиперпластификатора

Рис. 4. Зависимость прочности на растяжение приизгибе литого бетона от расхода микрокренезема приразличных расходах цемента (1...3 — Цмкб = 350; 400; 450 кг/м3;4 — контрольный образец на основе С-3 с Ц = 450 кг/м3)

Выводы. 1. Получены составы литого бетона для дорожных покрытий путем модифицирования его структуры комплексной добавкой, состоящей из гиперпластификатора, микрокремнезема и молотого песка.

2. Технологические свойства литой бетонной смеси и эксплуатационныесвойства бетона для дорожных покрытий превышают требования, предъявляемые к бетонам для дорожных покрытий.

Библиографический список

1. Носов В.П. Состояние проблемы и перспективы применения цементобетона при строительстве автомобильных дорог // Бетон на рубеже третьего тысячелетия : материалы 1-й Все-рос. конф. по проблемам бетона и железобетона. Ч. З. М. : Ассоциация «Железобетон», 2001. С. 1711—1715.

2. Радовский Б.С., Супрун А.С., Козаков И.И. Проектирование дорожных одежд для движения большегрузных автомобилей. Киев : Будивэльник, 1989. 65 с.

ВЕСТНИК 3/2012

3. СНиП 2.05.02—85. Автомобильные дороги. М. : Госстрой СССР, 1997. 52 с.

4. Строительство дорожных одежд, тротуаров, дорожек и автомобильных стоянок / А.Я. Тулаев, Э.С. Файнберг, С.В. Коновалов и др.; под ред. А.Я. Тулаева // Строительство улиц и городских дорог. М.:Стройиздат, 1988. 367 с.

5. Технология и организация строительства автомобильных дорог / А.В. Горелышев, С.М. Полосин-Никитин, М.С. Коганзон и др. М. : Транспорт, 1992. 367 с.

6. ТР 147—03. Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей. 66 с.

7. Баженов ЮМ. Технология бетонов. 526 с.

8. Самоуплотняющийся бетон — эффективный инструмент в решении задач строительства [Электронный ресурс] // Завод стройбетон. Режим доступа±Цр:/М"^лаЬе^эп.га/а195^р Дата обращения: 21.12.2011.

Поступила в редакцию в январе 2012 г.

Об авторах: Чан Туан Ми — аспирант кафедры технологии вяжущих веществ и бетонов», ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»,129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, mr_tran83@yahoo.com;

Коровяков Василий Федорович — доктор технических наук, профессор, профессор ка-федрытехнологии вяжущих веществ и бетонов, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, vasilykor@yandex.ru.

Для цитирования: Чан Туан Ми, Коровяков В.Ф. Самоуплотняющиеся бетонные смеси для дорожного строительства // Вестник МГСУ 2012. № 3. С. 131—137.

Tran Tuan My, V.F. Korovyakov

SELF-COMPACTING CONCRETE MIXTURES FOR ROAD BUILDING

As a rule, motor roads are composed of the subgrade and the road dressing. Road dressing is composed of the road pavement, road base and the bottoming. Road dressing may be non-rigid (or made of coarse asphalt concrete, fine asphalt concrete, tar concrete, rubble or gravel treated by binding agents, etc.) and rigid (asphalt concrete road pavements resting on the road base made of cement concrete, or prefabricated pavements made of reinforced concrete and ferrocement slabs, monolithic cement concrete pavements).

Cement concrete roads are five to six times more durable than asphalt concrete roads; their service life may exceed 50 years. They are resistant to environmental attacks; they ensure excellent grip of the wheel, and they are dust-free. Their road pavement is resistant to wear (0.1 mm per year); its thickness does not exceed 16—22 mm.

Therefore, effective concrete road pavements require self-compacting though non-segregating concrete mixtures to comply with the pre-set values of their properties, namely, bending and compressive strength, corrosion resistance, freeze resistance, etc.

Acting in cooperation with Department of Technology of Binders and Concretes of MSUCE, NI-IMosstroy developed and examined a self-compacting cast concrete mixture designated for durable monolithic road pavements. The composition in question was generated by adding a multi-component modifier into the mix. The modifier was composed of a hyperplasticiser, active (structureless) fine and crystalline silica, and a concrete hardening control agent.

Key words: multi-component modifier, cast concrete, road pavement, hyperplasticiser, silica, self-compacting concrete, road building, road dressing, ferrocement slabs.

References

1. Nosov V.P. Sostoyanie problemy i perspektivy primeneniya tsementobetona pri stroitel'stve avtomobil'nykh dorog [The Status of the Problem and the Prospects for the Application of Cement Concrete in Road Building]. Beton na rubezhe tret'ego tysyacheletiya [Concrete at the Turn of the Third Millenium]. Works of the 1st All-Russian Conference on the Problems of Concrete and Reinforced Concrete. Moscow, Reinforced Concrete Association, 2001, pp. 1711—1715.

2. Radovskiy B.S., Suprun A.S., Kozakov I.I. Proektirovanie dorozhnykh odezhd dlya dvizheni-ya bol'shegruznykh avtomobiley [Designing Road Dressing with Account for Heavy Haulers]. Kiev, Budivel'nik, 1989, 65 p.

3. State Norms and Rules 2.05.02—85. Avtomobil'nye dorogi [Motor Roads]. Moscow, Gosstroy SSSR, 1997, 52 p.

4. Faynberg E.S., Konovalov S.V., edited by Tulaev A.Ya. Stroitel'stvo dorozhnykh odezhd, tro-tuarov, dorozhek i avtomobil'nykh stoyanok [Construction of Road Dressings, Pavements, Tracks, and Parking Lots].Stroitel'stvo ulits ig orodskikhd orog [Construction of Streets and City Roads], Moscow, Stroyizdat, 1988,367 p.

5. Gorelyshev A.V., Polosin-Nikitin S.M., Koganzon M.S. and others. Tekhnologiya i organizatsiya stroitel'stva avtomobil'nykh dorog [Technology and Organization of Road Building]. Moscow, Transport, 1992, 367 p.

6. Technical Recommendations 147—03. Tekhnicheskie rekomendatsii po ustroystvu dorozhnykh konstruktsiy iz litykh betonnykh smesey [Technical Recommendations for Road Constructions of Cast Concrete Mixes], 66 p.

7. Bazhenov Yu.M. Tekhnologiya betonov [Technology of Concretes], 526 p.

8. Samouplotnyayushchiysya beton — effektivnyy instrument v reshenii zadach stroitel'stva [Self-Compacting Concrete as an Effective Solution to Construction Problems], Zavod stroybeton [Building Concrete Factory], Internet site, www.ibeton.ru/a195.php. Date of access: December 21, 2011.

About the authors: Tran Tuan My — postgraduate student, Department of Technology of Binders and Concretes, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russia, mr_tran83@yahoo.com;

Korovyakov Vasiliy Fedorovich — Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Technology of Binders and Concretes, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Yaro-slavskoe shosse, Moscow, 129337, Russia; vasilykor@yandex.ru.

For citation: Tran Tuan My, Korovyakov V.F. Samouplotnyayushchiesya betonnye smesi dlya doro-zhnogo stroitel"stva [Self-Compacting Concrete Mixtures for Road Building]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering], 2012, no. 3, pp. 131 —137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.