Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ - КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ - КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бездудная Анна Герольдовна

В исследовании приведены особенности создания и функционирования бизнес-экосистем и общего экосистемного подхода как в Российской Федерации, так и за рубежом, приведен опыт российских и зарубежных компаний в области взаимодействия в рамках экосистемного подхода, выявлены его особенности для страны и определено государственное участие в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF MODERN ECOSYSTEMS - COMPETITION OR COOPERATION

The study presents the features of the creation and functioning of business ecosystems and the general ecosystem approach both in the Russian Federation and abroad, the experience of Russian andforeign companies in the field of interaction within the framework of the ecosystem approach is given, its features for the country are identified and state participation in this process is determined.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ - КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО»

Бездудная А.Г.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ - КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация. В исследовании приведены особенности создания и функционирования бизнес-экосистем и общего экосистемного подхода как в Российской Федерации, так и за рубежом, приведен опыт российских и зарубежных компаний в области взаимодействия в рамках экосистемного подхода, выявлены его особенности для страны и определено государственное участие в данном процессе.

Ключевые слова. Бизнес-экосистемы, взаимодействие, управление процессом, цифровизация, цифровые платформы.

Bezdudnaya A.G.

DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF MODERN ECOSYSTEMS - COMPETITION OR COOPERATION

Abstract. The study presents the features of the creation and functioning of business ecosystems and the general ecosystem approach both in the Russian Federation and abroad, the experience of Russian andforeign companies in the field of interaction within the framework of the ecosystem approach is given, its features for the country are identified and state participation in this process is determined.

Keywords. Business ecosystems, interaction, process management, digitalization, digital platforms.

Введение

Цифровые платформы приводят экономику в инновационное состояние, экосистемы связаны с высокотехнологичными компаниями, которые оказывают финансовые услуги. Основным риском является риск недобросовестной конкуренции и недостаточный уровень информационной и кибербезопасности. Данные являются ключевой ценностью. Цифровизация ознаменуется высокой динамичностью по сравнению с традиционными рынками, а государство должно регулировать деятельность цифровых платформ.

Материалы и методы

В настоящее время на мировых рынках идет динамичное развитие цифровых платформ и бизнес-экосистем, и связывается оно, в первую очередь, с накопленными технологическими изменениями, которые осуществили переход от этапа прорыва до этапа практического внедрения. Цифровая экосистема является качественной информационно-коммуникационной инфраструктурой, позволяющей удовлетворить потребности клиентов. Основной формой получения денежных средств, кроме основных целей

ГРНТИ 06.56.21 EDN MENIBO © Бездудная А.Г., 2022

Бездудная Анна Герольдовна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: annaspbru@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 05.06.2022.

функционирования платформы, является реклама. Положительным эффектом от использования платформ является доступность товара для потребителя и экономия его времени, которое ранее он затрачивал на поход в магазин или оплату услуг и т.п. Важным фактором является возможность формировать адресные предложения в зависимости от предпочтений клиентов.

Состав стандартной бизнес-экосистемы приведен на рисунке 1. Экосистемы обычно подразделяются на открытые, закрытые и гибридные. Гибридные представляют из себя сочетание открытых и закрытых систем. Платформы сами выбирают наиболее удобный для них вид взаимодействия [1]. Рассмотрим структуру наиболее известных бизнес-экосистем, она представлена в таблице 1. Согласно данным таблицы 1, можно сделать вывод, что российские экосистемы отличаются открытостью и часто

используют гибридные формы, что впоследствии ослабляет их безопасность от внешних угроз.

Сбережение, кредит, ипотека, страхование, платежи, управление активами

Образ жизни V_/

Книги, игры, онлайн обучение, такси, аренда, видео, социальные сети и прочие мессенджеры

Экосистема

[

Электронная

коммерция

V

с \

Товарный

маркетплейс

\_ У

Информационные технологии

Облачные и поисковые сервисы, операционная система, телесериалы, голосовой помощник

Рис. 1. Состав стандартной бизнес-экосистемы

Таблица 1

Анализ структуры крупнейших отечественных и зарубежных экосистем

Наименование Финансы Информационные технологии Электронная коммерция Образ жизни

Гугл Открытая Открытая Закрытая Гибридная

Амазон Открытая Открытая Закрытая Гибридная

Алибаба Открытая Открытая Закрытая Гибридная

Тенсент Открытая Открытая Закрытая Гибридная

Сбер Открытая Открытая Гибридная Гибридная

Яндекс Открытая Открытая Закрытая Гибридная

Тинькофф Открытая Открытая Закрытая Закрытая

Майл Открытая Открытая Закрытая Гибридная

ВТБ Открытая Открытая Открытая Гибридная

МТС Открытая Открытая Открытая Гибридная

Результаты и обсуждение

Эффективной можно считать работу российского рынка в том случае, если будут созданы несколько национальных бизнес-экосистем, которые будут удовлетворять спрос клиентов и работать с нишевыми поставщиками. Такая картина рынка будет соответствовать требованиям времени и позволять отечественным платформам конкурировать с зарубежными. Особенностью цифровых бизнес-экосистем является высокая скорость изменений, для которой необходима гибкая политика и специализированные инструменты регулирования.

Важно отметить возможность развития и государственных информационных систем, которые могли бы стать успешными платформами, которые могут конкурировать с современными негосударственными. Таким примером является платформа «Госуслуги», в настоящее время они успешно развиваются и дополняются различными специализированными сервисами для различных категорий граждан [3].

Главным принципом для введения в действие экосистем является то, что необходимо за основу брать общественную выгоду и соблюдать баланс между потребностями клиентов и инновационным развитием. Данная деятельность является рисковой, ее важным признаком является сохранение сетевых эффектов для достижения максимально клиентоориентированных подходов. Государственное регулирование может привести к экспансии национальных игроков и ужесточению контроля за отечественными проектами.

Понятие цифровой бизнес-экосистемы появилось в 2002 году и стало применяться для развития сервисов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях. Экосистемный подход позволяет клиентам получать разнообразную продукцию и услуги на одной цифровой площадке, что является естественным развитием диджитализации процессов в существующих системах. Бизнес-экосистема - это некий оператор, позволяющий агрегировать данные, услуги, клиентскую базу, что в результате увеличит рентабельность бизнеса. Главной задачей экосистемы является удовлетворение коммерческих запросов. Экосистема позволяет сформировать целевое решение в виде конкретной бизнес-модели [6].

Наиболее популярной является экосистема «Сбер», но подавляющее большинство клиентов пользуются только основной ее функцией - банковскими услугами, то есть переводом денежных средств за различные услуги, а сопутствующими услугами платформы клиенты пользуются только на 1%; тем не менее, экосистема «Сбер» в настоящее время является полноценной и позволяет получить полный цикл услуг различного вида. Экосистема «Яндекс» в настоящее время не имеет своей банковской подсистемы и поэтому является неполной.

Отрицательным аспектом внедрения бизнес-экосистемы являются высокие ИТ-затраты как на стадии внедрения, так и на стадии поддержания платформы. Отметим, что в России эффективной цепочкой коммуникации на сегодня является механизм «банк - клиент», а дополнительные функции являются сопутствующими. Экосистемы будут развиваться и расти в своих нишах, и использование экосистем-ного подхода позволит им быть лучше их конкурентов, то есть экосистемный подход впоследствии может стать конкурентным преимуществом.

Существенным минусом экосистемного подхода является снижение качества отдельных элементов, то есть при разработке экосистем существенно снижается качество отдельных сервисов, так как в случае интеграции или недоработок часть функций может быть не в полном объеме раскрыта, что может оттолкнуть пользователей от продукции и от экосистемы в целом [9]. В настоящее время экосистема «Сбер» продолжает развиваться, например, разрабатывается русский аналог программы Zoom для проведения видеоконференций. Платформа будет называться Jazz by Sber (рисунок 2). Ею могут пользоваться как корпоративные, так и индивидуальные клиенты, данный сервис будет иметь защиту от внутренних и внешних атак.

Любой экосистемный подход - это шаг в сторону монополии, что также является не совсем правильным и должно ограничиваться антимонопольным законодательством страны, где создается экосистема. Целью создания экосистемы должно быть создание надстройки, которая позволит эффективно продвигать продукцию.

Q Jazz by Sber

й

!«<UI*MpoMtk демонстрация

Рис. 2. Экранное меню элемента экосистемы «Сбер» - Jazz by Sber [7]

Создание экосистемных гигантов в России и за рубежом существенно разнится - используются совершенно другие принципы формирования и взаимодействия: в США компании стараются стать монополистами в своей сфере, в том числе используя недобросовестную конкуренцию. Ярким примером этого является судебный иск к компании Google от Facebook о нарушении антимонопольного законодательства и добросовестной конкуренции.

В пакетных предложениях существенным минусом для потребителя является необходимость покупать несколько услуг одновременно, то есть нет возможности отказаться от той или иной услуги, также это сказывается на качестве продукции и нарушает право потребителя на свободный выбор. Таким образом, с одной стороны, связывание продуктов является удобным для пользователя, а - с другой стороны - существенно ограничивает его в свободном выборе. Главный элемент любой цифровой экосистемы - эта возможность единого входа, то есть пользователи могут под одним логином и паролем заходить на все предоставляемые сервисы, то есть совмещать работу одной учетной записи во многих цифровых сервисах.

Обобщение современного опыта развития цифровых бизнес-экосистем приведено в таблице 2.

Таблица 2

Современный опыт развития цифровых бизнес-экосистем

Страна Описание опыта

Германия Согласно немецкому законодательству, понятие цифровых экосистем не существует, но оно существенно ограничивается специализированными законодательными регуляторами, например Законом об ограничении конкуренции и антимонопольным федеральным органом. Если предприятию присваивается статус суперплатформы, то оно попадает под особый контроль государственных органов, и его деятельность регламентируется для возможности свободной конкуренции. Предприятие признается суперплатформой на 5 лет. Предприятие в статусе суперплатформы должно занимать значительный объем на множестве рынков в зависимости от продукции и оказываемых услуг [4]. Множественность рынков - это один из отличительных признаков суперплатформы, который является обязательным в Германии. Вторым признаком является то, что суперплатформа должна обладать неограниченными финансовыми возможностями, то есть самостоятельно покрывать затраты на ИТ-услуги, это и определяет ее финансовую состоятельность и устойчивость. Важным показателем деятельности суперплатформы является количество транзакций клиентов. В Германии в 2020 году принят Закон о надзоре за платёжными услугами, который ограничивает и контролирует осуществление онлайн оплат. Закон позволяет исключить возможность построения монополии бизнес-экосистемами. Таким образом, особенностью немецкого законодательства является закрепление императивных открытых способов оплаты для бизнес-экосистем и развитие инструментов по ограничению монополии в данной области деятельности [10]

Окончание табл. 2

Страна Описание опыта

Великобритания В законодательной базе страны отсутствует, но при этом в новых законопроектах используется понятие цифровой платформы. Цифровые платформы являются платформами в осуществлении различных типов онлайн-сделок. В настоящее время разрабатываются законопроекты по регулированию деятельности онлайн-сервисов, в частности, для ограничения их монополии. Для того, чтобы компания приобрела статус платформы, ее владелец должен пройти SMS-тест для подтверждения статуса, данный статус позволит компании укрепиться на цифровом рынке. Основным критерием являются доходы субъекта, но в настоящее время перечень критериев является открытым [2]. В Великобритании преобладает открытый характер платформ

Австралия В Австралии законодательно не закреплено понятие цифровая экосистема, в то же время распространено понятие цифровой платформы. Цифровая платформа в данном случае - информационное решение, которое позволяет удовлетворить потребности групп пользователей. Примерами цифровых платформ являются медиаплатформы, цифровые сервисы, поисковые системы, социальные сети, пользователи цифрового контента [11]. В Австралии приняты меры о защите чести и достоинства и регламентации отношений между СМИ и цифровыми платформами. Принят переговорный кодекс между СМИ и цифровыми платформами. Кодекс обязывает цифровых гигантов оплачивать новостной контент, а также заключать коллективные и индивидуальные договора на услуги информирования. Также приняты стандарты для медиагигантов, имеющих более 1 млн пользователей. Согласно стандартам, платформа должна обладать такими свойствами как активность, объективность, логичность, регулируемость и контролируемость

Китай Четырнадцатый пятилетний план ознаменован переходом страны к повсеместной цифровизации и к развитию цифровых бизнес-экосистем. Цифровая деятельность регулируется Гражданским кодексом Китая. Страна особое внимание уделяет цифровизации: приняты законы об электронной коммерции, в сфере блокчейн технологий, а также защиты прав финансового потребителя. Монопольная деятельность платформ ограничивается. Под платформой понимается форма взаимодействия, использующая сетевые информационные технологии [8]. Периодически проводится определение границ рынка и определяется доминирующее положение платформы, оцениваются возможности открытия монополии. Таким способом определяются ключевые платформы, оказывающие приоритетные услуги клиентам. В Китае допускается запуск закрытых экосистем и их постоянное действие на платформах при соблюдении принципа добросовестности. В Китае разрешено использовать данные пользователя в сторонних сервисах, в частности для статистической оценки их предпочтений и т.п., но для этого необходимо разрешение от самих пользователей

Россия В России экосистемный подход только начинает развиваться, и для страны экосистема - это совокупность сервисов или платформенных решений, которые позволяют пользователям получать продукт либо услугу в рамках единого «бесшовного» процесса. В настоящее время для цифровых экосистем не разработаны критерии регулирования, и в разрабатываемой законодательной базе они только обозначаются. На законодательном уровне в настоящее время определяются признаки такого субъекта [5]. Цифровая экосистема в России связана с клиентоцентричной бизнес-моделью. В России антимонопольную деятельность контролирует ФАС, поэтому платформенные сервисы подконтрольны антимонопольному законодательству. В Российской Федерации приняты открытые бизнес-экосистемы, которые позволяют получать максимальную степень доступности информации, но при этом важным принципом является следующий: «Данные о клиенте принадлежат клиенту»

Заключение

Цифровые платформы и экосистемные сообщества создаются для оптимизации работы, эффективного агрегирования данных, а также для наиболее эффективного и быстрого зарабатывания денежных средств. Цифровые экосистемы успешно сотрудничают между собой, основной спектр их сотрудничества - обмен данными, зачастую компании имеют доли в бизнесе друг друга. Одним из инструментов вовлечения клиентов в бизнес-экосистему являются программы лояльности и грамотно выстроенные линейки продукции и услуг, помимо этого популярны персонифицированные предложения, которые направлены на привлечение внимания покупателя и побуждение его к осуществлению покупки. Таким образом, экосистемный подход включает в себя как конкурентные признаки, так и признаки сотрудничества.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Авдеев И.В., Арчакова С.Ю., Батова А.В. Цифровая экономика: монография. М.: Научная книга, 2019. 421 с.

2. Анциферова Е.А., Бактымбет А.С., Бирюкова Л.И. Современное общество в условиях цифровой экономики: монография. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. 138 с.

3. БурякВ.В. Цифровая экономика, хактивизм и кибербезопасность. Симферополь: Изд. ИП Зуева, 2019. 139 с.

4. Василенко Н.В., ГлухихИ.Н., Дадаева Б.Ш. Цифровые экосистемы устойчивого развития экономических субъектов и бизнес-анализ: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. 158 с.

5. Землянский А.А., Снежко В.Л., Зайнудинов С.З. Актуальные основы цифровизации: монография. М.: Спут-ник+, 2019. 164 с.

6. Корнеев Д.Н., Лысенко Ю.В., Тюнин А.И. Менеджмент: цифровизация управления: монография. Челябинск, 2021. 272 с.

7. МельниковА.А. Цифровая экономика: проблемы и возможности: монография. М.: Спутник+, 2019. 236 с.

8. Морозова Т.В., СухаревМ.В., Козырева Г.Б. Цифровизация общества и методы его исследования: монография. Петрозаводск, 2018. 155 с.

9. Пашинцева Н.И. Цифровая экономика в России: информационное и статистическое обеспечение / Институт проблем развития науки РАН. М., 2020. 225 с.

10. Токаева Б.Б. Цифровая экономика: монография / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2020. 166 с.

11. Чесалов А.Ю. Цифровая трансформация. М.: Издательские решения, 2020. 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.