Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРОБЛЕМЫ / ПОРТРЕТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БАЗА ДАННЫХ / PUBLIC ADMINISTRATION / DOMESTIC SOFTWARE EQUIPMENT / FORENSIC EXPERTISE / PROBLEMS / PORTRAIT EXPERTISE / INFORMATION SYSTEMS / DATABASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колиев Вадим Витальевич, Шахкелдов Фридрих Григорьевич

В статье рассматриваются причины перехода российских государственных структур на отечественное программное обеспечение. Определена правовая база, устанавливающая основания для соответствующих изменений в секторе государственного управления. На примере экспертно-криминалистических центров и экспертных исследований Министерства внутренних дел установлены проблемы обеспечения проведения экспертных исследований с использованием отечественного программного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC MEANS OF CONDUCTING EXPERT RESEARCH AS A REQUIREMENT OF LEGISLATION: PROBLEMS OF SECURITY

The article considers the reasons for the transition of Russian state structures to domestic software. A legal framework has been established to establish the basis for relevant changes in the public administration sector. On the example of forensic centers and expert studies of the Ministry of Internal Affairs, problems have been identified in ensuring the conduct of expert research using domestic software equipment.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КОЛИЕВ Вадим Витальевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности Краснодарского университета МВД России. E-mail: vadim.koliev@yandex.ru; ШАХКЕЛДОВ Фридрих Григорьевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики и оперативно разыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России. E-mail: vadim.koliev@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются причины перехода российских государственных структур на отечественное программное обеспечение. Определена правовая база, устанавливающая основания для соответствующих изменений в секторе государственного управления. На примере экспертно-криминалистических центров и экспертных исследований Министерства внутренних дел установлены проблемы обеспечения проведения экспертных исследований с использованием отечественного программного оборудования.

Abstract: The article considers the reasons for the transition of Russian state structures to domestic software. A legal framework has been established to establish the basis for relevant changes in the public administration sector. On the example of forensic centers and expert studies of the Ministry of Internal Affairs, problems have been identified in ensuring the conduct of expert research using domestic software equipment.

Ключевые слова: государственное управление, отечественное программное оборудование, криминалистическая экспертиза, проблемы, портретная экспертиза, информационные системы, база данных.

Keywords: Public administration, domestic software equipment, forensic expertise, problems, portrait expertise, information systems, database.

Негативные изменения во взаимоотношениях России с некоторыми иностранными государствами повлекли принятие со стороны нашей страны конкретных правовых и организационных мер, направленных на снижение зависимости работы отдельных государственных структур от проводимой политики недружественных стран. Снижение риска приостановки или нарушения нормального функционирования систем государственного управления основано, в том числе на политике импортозамещения программных продуктов.

Примерами таких мер можно назвать Постановление №1236 от 16.11.2015 [1], которое устанавливает запрет на допуск иностранного программного обеспечения для осуществления государственных закупок, определяет особенности создания единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных, закрепляет Порядок формирования и ведения данного реестра, а также Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения такого запрета.

Также постановление №325 от 23.03.2017 вводит категории, определяет состав, архитектуру и функции базового набора программного обеспечения, закрепляет ограничения на использование дополнительных модификаций и компонентов иностранного производства, а также регламентирует необходимую совместимость с базовыми компонентами российского производства [2].

Позднее, постановлением №1594 от 20.12.2017 расширен запрета на приобретение программного обеспечения в аренду и SaaS, ОЕМ-поставки, приобретение компонентов для разработки, модификации, модернизации,

сопровождения и обновления в составе существующих информационных систем, а также снят запрет на государственные закупки программного обеспечения, происходящего из государств ЕАЭС, а также регулируется создание реестра евразийского программного обеспечения [3].

Приказ Минкомсвязи №334 от 29.06.2017 установил Порядок осуществления перехода федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждение формы план-графика перехода с указанием целевых показателей перехода до 2020 года.

Именно в этот период в рамках вышеуказанных правовых актов такой переход был начат и в Министерстве внутренних дел Российской Федерации [4].

Приказом предусматривалось постепенное внедрение в деятельность МВД России следующих программных продуктов, разработанных российскими специалистами: средства антивирусной защиты, почтовые приложения, интернет-браузеры, средства мультимедиа, текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций и другие программные средства. Планировалось, что к 2020 году программное обеспечение, используемое всеми подразделениями ведомства, будет от 80% до 100% отечественным.

Согласно план-графику внутри подразделений центрального аппарата МВД России к 2019 году процент использования отечественного программного обеспечения должен был составлять не менее 75, в территориальных органах МВД России, в том числе в подразделениях и орга-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 3(183)

низациях, созданных для реализации и обеспечения деятельности территориальных органов, этот показатель должен превысить отметку в 35 % в 2018 году, 50 % - к 2019 году и 75 % - к 2020 году, а в организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России это значение должно быть не менее 15 % в 2018 году, не менее 35 % - к 2019 и не менее 70 % - к 2020 году.

Безусловно, в целях обеспечения безопасности нашей страны, достижения запланированных показателей деятельности ведомства, а также снижения уровня преступности в России проводимая государственная политика является действенным механизмом. Вместе с тем, реализация установленного перехода в МВД не всегда проходит без проблем, к числу которых можно отнести следующие:

Так, у сотрудников МВД на первых этапах работы с программными продуктами отечественного производства возникают сложности ввиду незнания особенностей функционала и возможностей внедряемых систем.

Например, Ю. Н. Александров указывал, что в 2015-2018 годах многие из экспертов при производстве портретной экспертизы осуществляли свою деятельность с использованием графических редакторов зарубежного производства - графического редактора Adobe Photoshop, который является продуктом иностранного производства и не может быть использован согласно приказу МВД России от 10 мая 2018 года № 284 [5]. В такой ситуации возникает необходимость поиска альтернативных программных продуктов.

Сегодня внедряется специализированная программа под наименованием «Visosoft». Указанная программа позволяет проводить комплексное и детальное исследование портретных изображений путем решения задач, связанных с технической предварительной подготовкой фотографий, методикой сравнительного исследования человека, описания внешний характеристик, производства математических процедур, иллюстрированием результатов исследования. Программа позволит создавать локальные базы данных портретных изображений и архивы экспертных заключений [6].

П.Н. Жукова для устранения данной проблемы предлагает организовать проведение мероприятий по обучению всех специалистов ведомства для формирования у них навыков эксплуатации отечественного офисного программного обеспечения [7].

Кроме того, существуют проблемы, связанных с совместимостью разработанных средств автоматизации деятельности с новым программным обеспечением.

Довольно часто экспертами системы МВД проводятся различные экспертизы в рамках расследования международных преступлений. При применении отечественных баз данных, например, по дактилоскопии возникает проблема соотнесения, кодировки и поиска схожих отпечатков пальцев в системах международного учета преступников. Формально эксперты МВД работают только с той базой, которая сформирована в нашей стране. Экспертиза и сличение результатов дактилоскопии в иностранных базах данных стала более длительной и трудозатратной.

К проблемам внедрения косвенно можно отнести и проблемы оценки эффективности нового программного обеспечения. Так, довольно сложно оценить результативность пускай и единой по всей стране системе проведения экспертных криминалистических исследований, но все же закрытой от других государств и их аналогичных баз данных. Особенно этот актуально для таких экспертиз как дактилоскопия, ДНК-экспертиза и иные исследования неизменных характеристик человеческого организма (следов пальцев рук, челюсти и т.д.).

В такой ситуации возможности поиска преступников у экспертов ограничены базой данных, содержащейся в отечественном программном продукте.

Также к проблемам внедрения отечественных программных продуктов в криминалистические подразделения системы МВД относятся технические сложности, связанные с невозможностью полностью в короткие сроки произвести замену программного обеспечения в информационных системах МВД.

Основные риски импортозамещения связаны со сложностями подбора необходимых решений. Не всегда среди российских программных продуктов для проведения криминалистических исследований заказчикам удается найти системы аналогичные по характеристикам западным. Поэтому в ряде случаев могут появляться проблемы снижения производительности, несоответствия требуемым стандартам качества, а также изменения в функциональности и удобстве использования программного обеспечения. Не исключены также риски сбоев и потерь данных при миграции.

Такие сложности вызваны необходимостью поддержания работоспособности уже действующих на основе импортного программного обеспечения систем, подбора соответствующего сертифицированного программного обеспечения, которое должно корректно взаимодействовать друг с другом, а также отсутствием необходимого для конкретного вида криминалистической экспертизы программного обеспечения в соответствующем Реестре [8].

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Библиография:

1. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 / Собрание законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 47 ст. 6600.

2. Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 (ред. от 07.03.2018) / Собрание законодательства РФ, 19.03.2018, № 12, ст. 1683.

3. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236: Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1594 / Собрание законодательства РФ, 25.12.2017, № 52 (Часть I), ст. 8168.

4. Об утверждении плана-графика перехода Министерства внутренних дел Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 год и на плановый период до 2020 года: Приказ МВД России от 10.05.2018 № 284 / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=298283&fld=134&dst=1000000001,0&md=0.00738603132776916#06525973842944 95.

5. Александров Ю. Н., Дядык Е. С. Возможности альтернативных графических редакторов при производстве портретной экспертизы / Энциклопедия судебной экспертизы : науч.-практ. журнал : сетевое электронное издание. М., 2018. - № 4 (19).

6. Газизов В.А. Подготовка экспертов в области портретной идентификации с применением цифровых технологий / Теория и практика судебной экспертизы: международный опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов II Международного форума. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. - 571 с.

7. Жукова П.Н., Насонова В.А. Направления улучшения информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 21-24.

8. Проблемы импортозамещения программного обеспечения в органах государственной власти / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://club.cnews.ru/blogs/entry/problemy_importozameshcheniya_programmnogo_obespecheniya_v_organah_gosudarstvennoj_vlasti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.