Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / ИСЛАМ / ШАРИАТ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметова Альбина Талгатовна, Косых Елена Семеновна, Чигрина Алла Ивановна

В статье рассматривается мусульманское право как одна из значимых правовых систем, как в прошлом, так в наши дни. По сей день дискуссионным является вопрос по оценке правовой природы мусульманского права. Мусульманское право имеет разные названия и представляет собой разные направления и толки. Фикх, шариат, ислам, исламское право - все эти термины обозначают мусульманское право. Мусульманское право необходимо рассмотреть через призму правовой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC LEGAL SCIENCE ON THE CONCEPT AND ESSENCE OF MUSLIM LAW

The article examines Muslim law as one of the most significant legal systems, both in the past and in our days. To this day, the issue of assessing the legal nature of Muslim law is debatable. Muslim law has different names and represents different directions and interpretations. Fiqh, Sharia, Islam, Islamic law - all these terms denote Muslim law. Muslim law must be considered through the prism of the legal family.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_32 УДК 34.01

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА National legal science on the concept and essence of Islamic law

АХМЕТОВА Альбина Талгатовна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: a.t.akhmetova@struust.ru;

КОСЫХ Елена Семеновна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: e.s.kosykh@struust.ru;

ЧИГРИНА Алла Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и культурного наследия Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а. Е-mail: doc77@mail.ru;

Akhmetova Albina Talgatovna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure

of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Candidate of Pedagogical Sciences. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 49 Lenina Ave. E-mail: a.t.akhmetova@struust.ru;

Kosykh Elena Semenovna,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law

of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 49 Lenina Ave. E-mail: e.s.kosykh@struust.ru;

Chigrina Alla Ivanovna,

Associate Professor of the Department of General History and Cultural Heritage

of the Bashkir State Pedagogical University named after V.I. M. Akmully, candidate of historical sciences. 450008, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Oktyabrskaya revolyutsii str., 3a Е-mail: doc77@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается мусульманское право как одна из значимых правовых систем, как в прошлом, так в наши дни. По сей день дискуссионным является вопрос по оценке правовой природы мусульманского права. Мусульманское право имеет разные названия и представляет собой разные направления и толки. Фикх, шариат, ислам, исламское право — все эти термины обозначают мусульманское право. Мусульманское право необходимо рассмотреть через призму правовой семьи.

Abstract: The article examines Muslim law as one of the most significant legal systems, both in the past and in our days. To this day, the issue of assessing the legal nature of Muslim law is debatable. Muslim law has different names and represents different directions and interpretations. Fiqh, Sharia, Islam, Islamic law — all these terms denote Muslim law. Muslim law must be considered through the prism of the legal family.

Ключевые слова: мусульманское право, правовая семья, ислам, шариат, правовая система.

Keywords: Islamic law, legal family, Islam, Sharia, legal system.

Для цитирования: Ахметова А.Т., Косых Е.С., Чигрина А.И. Отечественная юридическая наука о понятии и сущности мусульманского права //Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 32-35. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_32.

For citation: Akhmetova A. T., Kosykh E.S., Chigrina A.I. National legal science on the concept and essence of Islamic law // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 32-35. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_32.

Статья поступила в редакцию: 19.07.2023

Мусульманское право представляет собой одну из значимых правовых систем, как прошлых лет, так и современности. Осознание его важнейшей роли благотворно влияет на формирование знаний о правовой системе в целом. Миллионы людей живут по канонам ислама, и отрицать его значение было бы огромной ошибкой. Несмотря на то, что ряд исследователей указывают на архаичность, застарелость его догм, на излишнюю ригидность, тем не менее, и сегодня - в XXI веке, когда достижения научно-технического прогресса поражают воображение, в эпоху интернет-технологий и свободы, существуют миллионы людей, которые живут по нормам шариата. В интернете можно найти огромное количество сайтов, посвященных исламу. Пользователи живо интересуются, как следует трактовать ту или иную норму (аят, суру), как должно поступать, что является запретным, а что допустимо для истинного мусульманина. Конечно, последователи Пророка подходят к вопросу исполнения его предписаний в разной степени: кто-то в большей, кто-то в меньшей. Однако большинство из них реализуют свой жизненный путь в соответствии с нормами мусульманского права. Около 23 % населения Земли проповедуют сегодня ислам, что по некоторым оценкам составляет около 1,57 млрд. человек. По данным экспертов, мусульманское население мира к 2050 году составит более 2652,5 млн человек, то есть около 29% от всего населения мира [10].

Оценка правовой природы мусульманского права является серьезным и вместе с тем дискуссионным вопросом. Мусульманское право имеет разные названия и представляет собой различные толки. Фикх, шариат, ислам, исламское право — все эти термины, которые можно

встретить в литературе, обозначают мусульманское право.

Непосредственно термин «ислам» можно перевести как «покорность», «подчинение», «предание себя Богу». Ислам не является собственно мусульманским правом. Ислам — это религия, заповеди которой легли в основу мусульманского права. Как и любая другая религия, порой ислам становится действенным средством в реализации не вполне благочестивых целей, иногда удобным мотивом и удачным рычагом воздействия на умы верующих. Обратившись к истории, мы найдем немало примеров подобных ситуаций и в других вероисповеданиях (крестовые походы, религиозные войны в Европе и т.п.).

Ислам как вера, несомненно, привнес значительный вклад в мировую духовную среду. Ислам, как и христианство, относится к авра-амическим религиям откровения. Предполагается, что все авраамические религии происходят от древнееврейской веры в Моисеев закон, основанной на монотеизме, распространенной на территории древних царств Иудеи, Израиля и Ханаана в начале I тысячелетия до н.э. [2, с. 57].

Шариат представляет собой синоним мусульманского права, часто также отождествляется с фикхом. Большая Советская Энциклопедия определяет шариат (араб. шариа, буквально — правильный путь, образ действия) как свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх [2]. Следуя логическому толкованию, данная дефиниция вовсе не устанавливает тождество фикха и шариата.

Фикх — один из элементов категориального аппарата мусульманского права. С.В. Кошева называет фикх сводом наук о принципах и правилах жизни мусульманской семьи и общины [8, с. 17]. На наш взгляд, наблюдается некоторая терминологическая путаница, так как не совсем ясно, что автор подразумевает под общиной. Общиной исходя из буквального и логического толкования может быть, как непосредственно сама семья, так и государство (в более широком смысле).

Ряд исследователей называет мусульманское право исключительно религиозным [9, с. 128]. Однако, полагаем, что не все так однозначно. На наш взгляд, мусульманское право необходимо анализировать с позиции традиционной юридической науки теории государства и права.

Какова правовая природа мусульманского права? Ответ на этот вопрос кроется в дефинитивном измерении. Мусульманское право буквально можно назвать и правом мусульман. Однако данная конструкция вряд ли может считаться полноценной дефиницией. Прежде чем сформулировать определение, мы должны разграничить категории «право», «отрасль права», «правовая система», «правовая семья» применительно к шариату.

Является ли мусульманское право отраслью права, уподобляя его с другими разновидностями отраслей правовых систем, такими как государственное право (гражданское, уголовное и т.д.)? Мусульманское право [если бы мы определяли его как отрасль права], по нашему мнению, можно дефиницировать как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе жизнедеятельности мусульман.

Однако отнесение шариата к отрасли права должно быть подвергнуто серьезной критике, поскольку правовая природа его намного шире. Н.И. Матузов и А.В. Малько указывают, что отрасль права представляет собой «обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений» [9, с. 150]. В то же время, как мы знаем, мусульманское право регулирует все стороны жизни мусульманина, в том числе затрагивая его взаимоотношения и с представителями других конфессий. Шариат крайне подробно описывает особенности поведения в семейной жизни, взаимоотношения сторон в обязательствах, договорное регулирование, наследственное правопреемство, уголовное преследование при совершении разного рода преступлений, отношения между работником и работодателем, фискальные обязанности, место государства и государственных органов в установлении правопорядка. Для того чтобы объединить общественные отношения в одну отрасль права, необходимо, чтобы они обладали общими идентичными признаками и свойствами, а также регулировались своим особым методом. Вышеуказанные же сферы общественных правоотношений кардинально отличаются друг от друга, что, в конечном итоге, не позволяет объединить их в какую-либо отрасль права. Таким образом, мусульманское право не следует считать отраслью права.

Мусульманское право должно рассмотреть через призму правовой семьи. Правовая семья это не что иное, как группа родственных национальных правовых систем. Мусульманскими странами являются: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, Бангладеш, Бруней, Индонезия, Малайзия, Мальдивы, Бахрейн, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Палестина. Также среди исламских стран - ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Джибути, Египет, Коморские острова, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия, Алжир, Западная Сахара, Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад [10]. Государства, входящие в мусульманскую правовую систему, отличаются различной степенью влияния ислама на формирование права. Целый ряд стран при этом являются вполне правовыми государствами (например, Турция).

От правовой семьи следует отличать правовую систему. Н.И. Матузов и А.В. Малько пишут, что правовой системой является вся совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей [9, с. 85].

Ю.А. Тихомиров правовую систему дефиницирует как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов» [15, с. 33].

На наш взгляд, мусульманское право должно рассматриваться как самостоятельная правовая система, характеризующаяся собственной идентичностью.

Хотя некоторые авторы говорят о самостоятельности мусульманского права, встречаются такие, которые утверждают обратное. В.Ю. Артемов полагает, что мусульманское право представляет собой правовую традицию [1, с. 2]. На наш взгляд, это довольно спорная точка зрения, поскольку правовых традиций в мире существует достаточное количество. Поэтому, когда мы говорим о правовой традиции в общем, мы не подразумеваем мусульманское право, в частности. В.Г. Графский определяет мусульманское право как «социально-нормативный свод самых

различных по происхождению и характеру, но основанный на религиозных заповедях правил поведения» [5, с. 251].

Анализируя мусульманское право, нельзя не признать существенный вклад Л.Р. Сюкияйнена в исследование этого правового феномена. В целом ряде работ он последовательно раскрывает как само явление в целом, так и отдельные его аспекты. Само мусульманское право Л.Р. Сюкияйнен называет исламским, а фикх — доктриной [14]. В ряде случаев он также отождествляет шариат и фикх.

Значительную научную ценность несут изыскания доктора юридических наук, профессора Ф.М. Раянова. В своей публикации «Му-сульманско-правовая доктрина и ее современное измерение» он отмечает особое место мусульманского права в ряду правовых систем, указывая, что первоначально мусульманское государство возникло как правовое [11, с. 8-14]. Ф.М. Раянов высказывает следующее мнение: «Мусульманское право вполне могло бы быть истолковано в качестве ограничителя деятельности государства в мусульманских странах» [11]. В свою очередь, Р.Х. Гилязутдинова воспринимает религиозные нормы, содержащиеся в Коране как разновидности корпоративных норм [4, с.90]. При этом Р.Х. Гилязутдинова полагает безосновательным «отнесение мусульманского права к разряду юридических правил поведения», обосновывая свою точку зрения излишней архаичностью этих правил. «Мусульманское право, - говорит автор, - и есть архаичное право арабов» [4, с. 92].

Некоторые авторы раскрывают универсальность мусульманского права через призму его содержания. Неоспорим тот факт, что мусульманского право включает в себя нормы, регулирующие отношения внутри семьи, по поводу собственности, торговли и многие другие. Однако не это свидетельствует об универсальном характере данной правовой системы.

Исторически ислам возникает в конце VI века - начале VII вв., в 610 году в Мекке пророк Мухаммед объявляет себя посланником Аллаха. Именно эту дату исследователи называют отправной точкой летоисчисления ислама. К 630 году ислам распространился не только в Аравии, но и за ее пределами. Именно в это время Мухаммед основывает мусульманскую общину — умму, становится ее главой. В Коране мы неоднократно встречаем этот термин, обозначающий сообщества людей, объединенных одной религией. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское государство, получившее название Арабский халифат и занимавшее весь Аравийский полуостров. Основной формой правления являлась теократия.

После смерти Мухаммеда наступает новый период — период правления «праведных» халифов, который составлял период с 632 по 661 гг. В данный отрезок времени один за другим правили 4 ближайших сподвижника Мухаммада — халифы Абу Бакр, Омар, Осман и Али. «Халиф» в переводе с арабского означает — преемник, заместитель. «Праведный» период воспевается как этап наивысшего благочестия. Все халифы были родственниками Пророка. В шиитском мазхабе праведным считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб, правивший в 656-661 гг.

В это время берет свое начало формирование мусульманского права — шариата. Основной провозглашаемый принцип мусульманского права: обязательный учет общей пользы (масляха аль-'амма), предпочтения лучшего (истихсан), целей шариата (мак'асиду ш-Шариа), духа шариата (руху ш-Шариа), не противоречащих исламу национальных обычаев и местных традиций (адат), региональных общераспространенных практик (урф), удобства, необходимости, предотвращения ущерба и другие.

Классификация мусульманских государств может быть произведена по следующим критериям.

1. По форме правления могут быть выделены:

- мусульманские страны с абсолютной монархией: Королевство Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Султанат Оман, государство Катар, Бруней Даруссалам, Королевство Саудовская Аравия;

- мусульманские страны с формой правления дуалистическая монархия: Иорданское Хашемитское Королевство, Государство Кувейт, Королевство Бахрейн, Королевство Марокко;

- мусульманские страны с формой правления парламентская монархия: Малайская Федерация;

- мусульманские страны с формой правления президентская республика: Азербайджанская Республика, Республика Гамбия, Республика Гвинея, Республика Джибути, Республика Индонезия, Йеменская Республика, Республика Казахстан, Союз Коморских островов (альтернативное название: Федеративная Исламская Республика Коморы), Республика Кот-д'Ивуар, Исламская Республика Мавритания, Республика Мали, Мальдивская Республика, Федеративная Республика Нигерия, Исламская Республика Пакистан, Сирийская Арабская Республика, Республика Таджикистан, Тунисская Республика, Республика Узбекистан, Республика Чад;

- мусульманские страны с формой правления президентско-парламентская республика: Алжирская Народная Демократическая Республика, Арабская Республика Египет;

- мусульманские страны с формой правления парламентская республика: Народная Республика Бангладеш, Иракская Республика, Киргизская Республика, Ливанская Республика, Турецкая Республика;

-мусульманские страны с формой правления смешанная республика: Республика Сенегал.

Особняком стоят Сомали как государство, в котором констатируется анархия, и Афганистан, где власть принадлежит движению «Талибан», признанному террористическим во многих странах мира.

2. Видится возможным провести дифференциацию мусульманских стран по степени отнесения к правовому государству.

Прежде всего, необходимо разобраться, что же вкладывается в понятие «правовое государство». По определению Ф.М. Раянова правовое государство - это учреждаемая гражданским обществом и подконтрольная ему же политическая власть, основной функцией которой является создание благоприятных условий людям для их оптимальной жизнедеятельности [12, с. 256].

Ф.М. Раянов основными принципами правового государства, позволяющими отделить его от не правового, называет следующие: 1) формирование всех органов государственной власти гражданским обществом на основе подлинных демократических выборов. Среди мусульманских стран, признающих данный демократических институт: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Иран,

Пакистан, Турция, Бангладеш, Индонезия, Ирак и другие, хотя практика в большинстве из них далека от теории;

2) подотчетность и подконтрольность органов государственной власти институтам гражданского общества;

3) наличие разделения единой государственной власти на три ветви с реально функционирующей системой сдержек и противовесов;

4) защита, обеспечение прав и свобод человека и гражданина как основное предназначение государства;

5) верховенство права и легитимного закона во всех сферах государственной и общественной жизнедеятельности;

6) преимущество общечеловеческих ценностей над национальными ценностями [12, с. 256].

Концептуально важным видится разграничение категорий «мусульманское право» и «право мусульманских стран». Мусульманское право мы рассматриваем как родовое понятие, отождествляющее в целом правовую семью, фундаментально базирующуюся на религиозных догматах исламистского толка. Категория мусульманское право являет собой общее по сравнению с правовыми системами конкретных государств. Мусульманских государств в мире очень много и каждое из них обладает своей, только ему принадлежащей правовой системой, обладающей своими специфическими чертами и свойствами. Каждая страна обладает лишь ей присущей идентичностью, на которую влияют национальный компонент, специфика становления, исторические корни, географическое положение и многие другие факторы. Даже находясь в рамках одной правовой семьи, страны имеют существенные различия. Полагаем, мусульманское право и право мусульманской страны (стран) соотносятся как общее и частное.

Около четверти мусульман мира проживает в качестве меньшинств в немусульманских странах. Мигранты с Востока четко осознают свою национальную и религиозную идентичность и воспроизводят свой традиционный образ жизни в Европе, в том числе последовательно придерживаются канонов ислама [6, с. 145].

Ислам носит экстерриториальный характер. Согласно мусульманскому вероучению, строгое подчинение законам ислама является главной обязанностью мусульман, независимо от места их проживания. Мусульмане, проживающие в неисламском обществе, нуждаются в ответах на возникающие проблемы - от вопросов питания, одежды, брака, развода, совместного обучения до политических вопросов. За ответами они обращаются к мусульманским правоведам Североамериканского совета по фикху, Европейского совета по фатвам и исследованиям и др. Существует множество сайтов, в том числе русскоязычных, где даются разъяснения по таким вопросам. Их разъяснения, толкования норм шариата получили название «фикх аль-акалийят» - фикх мусульманских меньшинств [7, с. 192-196].

Мусульманское право рассматривается как правовая семья, правовая традиция и правовая система. Мусульманское право является социально-правовым регулятором, базирующимся на исламо-нравственных началах. Мусульманское право необходимо дефиницировать как специфичный религиозно-правовой конгломерат установлений и предписаний, регулирующих все общеизвестные сферы взаимоотношений в мусульманском обществе и государстве посредством применения преимущественно императивного метода и функционирующий на основе кора-нического законодательства.

Библиография:

1. Артемов В.Ю. Основные институты мусульманского уголовного права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. 27 с.

2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. https://www.booksite.rU/fulltext/1/001/008/123/175.htm (дата обращения:

29.05.2023).

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. 425 с.

4. Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Уфа, 2001. 193 с.

5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Издательство Норма, 2002. 752 с.

6. Косых Е.С. Западный мультикультурализм и фикх мусульманских меньшинств // История в лицах и личность истории: Материалы Вторых Международных Усмановских чтений, посвященных 90-летию со дня рождения профессора Х.Ф. Усманова / Сост. И.М. Гвоздикова, М.Н. Фархшатов. Уфа: ИИЯЛ, 2013. С.143-148.

7. Косых Е.С. Крах европейского мультикультурализма // Культура мира на современном этапе: мат-лы Республиканской науч.-практ. конф. (Уфа, 28 апреля 2011 г.). Уфа: Вагант, 2011. С.192-196.

8. Кошева С.В. Мусульманское право о природе власти: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Ставрополь, 2001. 180 с.

9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2004. 540 с.

10. Онлайн-медресе. URL: http://islam-today.ru/muslim-world/ (дата обращения: 19.06.2023).

11. Раянов Ф.М. Мусульманско-правовая доктрина и ее современное измерение // Проблемы востоковедения. 2013. №2. С.8-14.

12. Раянов Ф.М. Проблемы теории и практики правового государства. Теория правового государства: монография. Уфа: Гилем, 2013. 299 с.

13. Раянов Ф.М. Теория правового государства: монография. М.: Юрлитинформ, 2014. 272 с.

14. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право в правовых системах мусульманских стран: от доктрины к законодательству // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. №2. С.97-109.

15. Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1979. №7. С.31-39.

References:

1. Artemov V.Yu. The main institutions of Muslim criminal law. Abstract Diss. Cand. Legal. Sciences. M., 2008. 27 p.

2. Great Soviet Encyclopedia: In 30 volumes. M.: "Soviet Encyclopedia", 1969-1978. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/123/175.htm (accessed

05/29/2023).

3. Vasiliev L. S. History of the religions of the East. Moscow: Higher school, 1988. 425 p.

4. Gilyazutdinova R.Kh. The nature of Islamic law Dis. ... Kan. Jurid. Sciences: 12.00.01: Ufa, 2001. 193 p.

5. Grafsky V.G. General History of Law and State: A Textbook for High Schools. M.: Norma Publishing House, 2002. 752 p.

6. Kosyh E.S. Zapadnyj mul'tikul'turalizm i fikkh musul'manskih men'shinstv // Istoriya v licah i lichnost' istorii: Materialy Vtoryh Mezhdunarodnyh Usmanovskih chtenij, posvyashchennyh 90-letiyu so dnya rozhdeniya professora H.F. Usmanova / Sost. I.M. Gvozdikova, M.N. Farhshatov. Ufa: IIYAL, 2013. S.143-148.

7. Kosyh E.S. Krah evropejskogo mul'tikul'turalizma // Kul'tura mira na sovremennom etape: mat-ly Respublikanskoj nauch.-prakt. konf. (Ufa, 28 aprelya 2011 g.). Ufa: Vagant, 2011. S.192-196.

8. Kosheva S.V. Muslim law on the nature of power: Dis. ... Kan. Jurid. Sciences: 12.00.01: Stavropol, 2001. 180 p.

9. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law Textbook. M.: YUrist, 2004. 540 p.

10. Onlajn-medrese. URL: http://islam-today.ru/muslim-world/ (accessed 06/19/2023).

11. Rayanov F.M. Muslim Legal Doctrine and Its Modern Dimension // Problems of Oriental Studies. 2013. No. 2. P.8-14.

12. Rayanov F.M. Problems of the theory and practice of the rule of law. Theory of the rule of law: a monograph. Ufa: Gilem, 2013. 299 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rayanov F.M. The theory of the rule of law: monograph. M.: Yurlitinform, 2014. 272 p.

14. Syukiyainen L.R. Islamic Law in the Legal Systems of Muslim Countries: From Doctrine to Legislation // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2008. No.

2. P.97-109.

15. Tikhomirov Yu.A. Legal system of a developed socialist society // Soviet state and law. 1979. No. 7. P.31-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.