Научная статья на тему 'Отечественная новелла рубежа ХIХ - ХХ веков в профильном литературном образовании (из опыта проведения читательской конференции)'

Отечественная новелла рубежа ХIХ - ХХ веков в профильном литературном образовании (из опыта проведения читательской конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЛЛА / SHORT STORY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / НАУЧНАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / SCIENTIFIC READER'S CONFERENCE / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Югай О. В.

В статье описываются этапы подготовки и организации внеклассного мероприятия научной читательской конференции в 11 классе профильного гуманитарного образования. Представлены примерные темы исследовательских работ разного уровня сложности (от учебно-исследовательских до работ с элементами научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC NOVELLA OF THE TURN OF XIX - XX CENTURIES IN THE SPECIALIZED LITERATURE EDUCATION (FROM THE EXPERIENCE OF THE READERS' CONFERENCE)

The article describes the stages of preparation and the organization of out-of-class action scientific reader’s conference in the 11th class of profile arts education. Approximate subjects of research works of different level of complexity (from educational and research till the works with elements of scientific research.

Текст научной работы на тему «Отечественная новелла рубежа ХIХ - ХХ веков в профильном литературном образовании (из опыта проведения читательской конференции)»

ISNN 1029-3388

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Югай О. В.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НОВЕЛЛА РУБЕЖА XIX - ХХ ВЕКОВ В ПРОФИЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

Переход системы образования в начале XXI века на предпрофильное и профильное обучение требует от современной школы разработки качественно новых подходов к методике преподавания литературы. Все это диктует формирование несколько иной, еще более осознанной, методики по изучению литературы на всех ступенях школьного образования, ориентирующейся на склонности, способности, интересы учеников и намерения в отношении продолжения профессионального образования старшеклассниками.

Современная методика преподавания литературы стремится обогатить и разнообразить содержание школьного курса литературы, сделать ее более привлекательной для ученика, включая в программы имена новых авторов, произведения различных стилей, направлений, жанров, расширяя представления учащихся о литературе как искусстве слова, о богатстве формальной и содержательной сторон художественного произведения.

Отечественная литература рубежа Х1Х - ХХ веков занимает особое место в программах всех этапов литературного образования. Творческое наследие В. Брюсова, З. Гиппиус, С. Городецкого, Н. Гумилева, М. Кузмина, Д. Мережковского, И. Северянина, Ф. Сологуба и других становится предметом чтения и изучения на уроках литературы. Их произведения, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и способствуют развитию устойчивого интереса школьников к художественному слову. Однако целый пласт прозаических, а именно новеллистических произведений вышеперечисленных авторов остается без достойного внимания в школе.

К сожалению, новелла как жанр в настоящее время лишь эпизодически появляется в школьных учебно-методических комплексах по литературе. Анализ стандартов школьного литературного образования, программ, учебников и учебных пособий для школьников и учителей позволяет говорить о недостаточном внимании к этому жанру эпоса. При этом постоянно существующий интерес читателей и исследователей к данному жанру объясняет сложный процесс освоения обществом специфического новеллистического наследия рубежа Х1Х -ХХ веков.

Изучение новеллы как жанра вызывает ряд затруднений не только методического, но и литературоведческого характера. Так, новелла в отечественном

48

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

литературоведении стала предметом изучения и полемики авторитетных исследователей, теоретиков литературы (С.Г. Бочаров, С.И. Кормилов, В.В. Кожинов, Ю.Н Манн, Е.М. Мелетинский, А. А. Смирнов, В.И. Тюпа, С. А. Фомичев, Ю.Н. Чумаков, Л.В. Щепилова, М.Н. Эпштейн и др.).

На современном этапе развития науки о литературе, несмотря на все разнообразие и популярность новеллы, этот жанр в понятийном аспекте все еще продолжает оставаться не до конца прописанным и глубоко понятным. В литературоведении поднимаются разнообразные вопросы, связанные с этим жанром. Наряду с собственно теоретическими проблемами новеллы остаются нерешенными и ряд исторических проблем. Так, до сих пор неясна судьба новеллы в русской литературе в целом, а также и в отечественной культуре ХХ века. В свое время Е.М. Мелетинский, анализируя новеллу как жанр от начала появления в западноевропейской литературе до ее развития на русской литературной почве, в работе «Историческая поэтика новеллы» (1990) соотнес ее расцвет с окончанием Х1Х века и сделал акцент на следующем: «Отказ от включения в наш обзор двадцатого века объясняется как обилием и разнообразием новеллистики этого периода, так и далеко зашедшей деформацией ее классических форм...» [2, С. 16].

В действительности развитие русской новеллы одновременно характеризуется и некоторой «размытостью» жанровых определений и, напротив, четкими жанровыми канонами. Некоторые эпические образцы именитых отечественных писателей рубежа Х1Х - ХХ веков ученые склонны наделять чертами новеллы - произведения А.П. Чехова, Ф.К. Сологуба, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина и др. Однако общей достаточно понятной картины истории новеллы в русской литературе пока еще не существует. Новелла представляет собой открытую для полемических утверждений территорию. Учителя литературы в современной школе неизменно стоят перед вопросом, что такое новелла и допустимо ли использование этого теоретического понятия применительно к произведениям школьной программы - И.А. Бунина, С.М. Городецкого, Н.С. Гумилева, М. Кузмина, Д.С. Мережковского, И. Северянина, А.П. Чехова и др.

Важным для нас является высказывание одного из ведущих методистов конца ХХ века Р.Р. Маймана о том, что учитель «прежде всего - это талантливый Читатель. <...> но чтобы научить школьников воспринимать литературу и особенно судить о прочитанном, словеснику мало быть только читателем. Он в значительной мере литературовед. Учитель сочетает в себе читателя и исследователя» [ 1, С. 20 - 22]. Причем Р.Р. Майман отмечает не только необходимость для учителя изучать труды ученых, но и исследовать те тексты и проблемы, которые предстоит изучать в классе, о которых еще нет достаточно устойчивого понимания ни в теории, ни в истории литературы. Следующее по значимости свойство учителя-словесника, которую выделяет ученый-методист: «Он выступает и как литературный критик, истолковывающий новые произведения порою до того, как рецензии на них появляются в печати». Таким

49

ISNN 1029-3388

образом, учитель должен обладать всеми тремя качествами: читатель, литературовед, литературный критик.

Следовательно, изучение отечественной новеллы рубежа Х1Х - ХХ веков позволяет учителю организовывать не только учебное исследование, а направлять старшеклассников к изучению актуальных литературоведческих и искусствоведческих проблем.

Данные задачи решаются нами в процессе обращения к такой внеурочной форме в профильных классах как проведение научной читательской конференции «Поэтика модернизма в новеллах рубежа Х1Х - ХХ веков».

Использование данной формы организации учебно-воспитательного процесса по литературе предполагает выступления учащихся с учебноисследовательскими сообщениями реферативного или проектного характера, либо статьи. Данная научная конференция завершает монографическую тему изучения литературы всего «серебряного века», в частности, изучение отечественной новеллы рубежа Х1Х - ХХ веков в 11 классе. Поэтому данное внеклассное занятие носит итоговый обобщающий характер и направлено на закрепление навыков исследовательской работы, предоставляющей возможность авторам не только выступить с презентацией проекта, но и принять участие в обсуждении проектов своих товарищей.

Перед подготовкой к внеклассному занятию - научной читательской конференции - ученики выбирают для себя наиболее интересный вид работы по предложенным направлениям (группам сложности заданий): исследовательская работа; творчество с элементами исследования; проектная работа.

При подготовке исследований учеников и организации научной конференции особая роль отводится учителю, его компетентности и осведомленности об актуальных проблемах литературоведения, в частности, модернистской новеллистике рубежа Х1Х - ХХ веков.

В основе организации и проведения внеклассного занятия в 11 классе лежит совместная групповая деятельность учеников. При совместном обучении учащиеся проявляют и больше самостоятельности, и взаимодействие в процессе решения поставленных задач. Вместе они определяют то, что хотят исследовать; собирают информацию, анализируют данные; обмениваются информацией; обсуждают, разъясняют, синтезируют идеи; выбирают способ подачи законченного исследовательского проекта классу.

В процессе плодотворной совместной работы учителя и учеников над темой исследования каждая группа одиннадцатиклассников проходит следующие стадии подготовки и проведения научной читательской конференции [3]:

Стадия 1. Выбор темы и организация учеников в группы. Учитель знакомит учащихся с проблематикой и тематикой предлагаемых исследований, выясняя те аспекты, которые наиболее вызывают интерес для исследования; школьники объединяются в группы, основанные на совместном интересе; преподаватель помогает в сборе информации и облегчает организацию.

Стадия 2. Планирование, изучение задачи. Учащиеся планируют вместе по группам: Что мы изучаем и исследуем? Как мы изучаем и исследуем? С какой

50

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

целью мы исследуем эту тему? На какую теоретическую литературу опираемся? Какие художественные тексты лягут в основу исследования?

Стадия 3. Выполнение исследования. Учащиеся собирают информацию, анализируют данные; каждый член группы вносит посильный вклад в исследование поставленной задачи; каждый участник группы исследует тот аспект проекта группы, который интересует его в большей степени.

Стадия 4. Подготовка заключительного сообщения. Переходная стадия от сбора данных к той стадии, в которой группа сообщает о результатах ее действий классу. Прежде всего - это организационная стадия, которая требует выполнения таких интеллектуальных действий как реферирование главной идеи относительно темы исследования, объединение всех ее частей в единое целое. Члены группы планируют то, о чем они сообщат, как будут делать свое представление.

Стадия 5. Презентация сообщения и защита. Представление подготовленного проекта, выполненного в соответствии с выбранной формой (реферат, проект, собственно исследование); представление готовой работы - все это активно вовлекает аудиторию в научную дискуссию; аудитория оценивает ясность и привлекательность представления согласно критериям, определенным заранее целым классом.

Стадия 6. Оценка исследования. На этой стадии важно, чтобы в обсуждении оценок принимали решения все участники научной конференции: и преподаватели, и ученики.

Подобное сотрудничество представляет собой некое предприятие, где ученики и преподаватель строят процесс изучения на взаимном планировании, основанном на их соответствующих опытах и потребностях. Социальноэмоциональный аспект взаимодействия в группе, их интеллектуальный обмен и воспитательное значение подобного рода занятий, мотивирует старшеклассников для дальнейшего обучения, готовности к научному исследованию.

При проведении научной конференции в рамках организации данного внеклассного занятия нами были учтены так же условия профильного образования, а именно: создание условий для личностно-ориентированного подхода в преподавании. В связи с этим задания, представленные старшеклассникам, носили вариативный характер и предполагали различный вид деятельности с учетом уровня подготовленности, интересов

одиннадцатиклассников.

Темы исследований были поделены на два уровня сложности:

I уровень сложности заданий. Учебно-исследовательские работы (по темам и материалам, изученным на уроках) «Поэтика модернисткой новеллы»: 1) Эволюция жанра новеллы: от момента создания до начала ХХ века. 2) Полемика литературоведов о жанре новеллы. 3) Особенности стихотворных новелл «серебряного века» (на примере «Марионетки проказ» И. Северянина). 4) Особенности формы и содержания в новеллах «серебряного века» (на примере «Итальянских новелл» Д.С. Мережковского). 5) Композиционные особенности в цикле новелл «Тень от пальмы» Н.С. Гумилева. 6) «Итальянская» тема в русском художественном сознании рубежа Х1Х - ХХ веков (на материале новелл

51

ISNN 1029-3388

«серебряного века»). 7) Жанровое своеобразие новелл «серебряного века» (по выбору учащихся). 8) Идейно-тематическое содержание новеллистики символистов. 9) Художественные особенности новелл писателей-акмеистов. 10) Новеллы футуристов. 11) Особенности тематики модернистских новелл.

II уровень сложности заданий с элементами научного исследования «Современные жанровые вариации новеллы»: 1) Чеховские традиции в новелле Людмилы Петрушевской «Шопен и Мендельсон». 2) Литературное наследие И. Северянина в «Новелле» В. Степанцова. 3) Новеллы в творчестве сахалинских писателей (И. Левитес, В. Семенчик). 4) «Графическая новелла» как вид искусства в западноевропейской культуре. 5) От комиксов к «графической новелле»: тенденции современного искусства.

Результаты проведения научной читательской конференции позволяют достичь высоких результатов выполненных работ старшеклассниками. Порадовал тот факт, что ученики активно советовались с учителем, поэтому возникла необходимость создания специального графика консультаций, согласованного с одиннадцатиклассниками. В организации внеклассного занятия приняли участие некоторые родители учащихся, оказавшие помощь в создании и выпуске программ и различных вспомогательных материалов для проведения конференции. Все это, несомненно, указывает не только на обучающий результат, но и на воспитательную ценность совместной деятельности учитель-ученик-родитель.

Данная форма занятия позволяет углубить знания о поэтике модернистской новеллы на основе сформированных начальных представлений о специфике жанра, изученных на предыдущих этапах. К тому же, данная форма направлена на развитие учебно-исследовательской деятельности одиннадцатиклассников, а для наиболее подготовленных учеников к азам литературоведческого и искусствоведческого исследования.

Таким образом, обращение к научной читательской конференции позволяет учителю-словеснику сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, значительно увеличить долю творческой интерпретационной деятельности учащихся, развивать их исследовательские навыки, формировать эмоциональный и интеллектуальный мир старшеклассников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Майман Р. Р. Учитель литературы. Просвещение. М., 1990.

2. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

3. Хахулина Л. В. Совместное обучение как способ организации исследовательской работы// Актуальные проблемы методики преподавания филологических дисциплин в вузе и школе: IV Маймановские чтения: сборник материалов научно практической конференции / сост. и гл. ред. РВ. Якименко: - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2005, С. 157 - 160.

52

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Котова И.Б., Гр оза ИВ.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СУПРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Сохраняя свою значимость на протяжении достаточно длительного времени, развитие личности приобретает особую актуальность в современных условиях, задающих масштабность и востребованность человека в различных социальных сферах. Именно поэтому психологи стремятся понять, как наиболее эффективно использовать для личностного развития те возможности, которые создают обстоятельства жизнедеятельности человека на различных этапах онтогенеза. Рассмотрение онтогенеза как качественного преобразования личности введено в научный оборот лишь несколько десятилетий тому назад. Если исходить из того, что онтогенез - это ряд последовательно сменяющих друг друга периодов жизни человека, то каждый из них можно охарактеризовать временной протяженностью, строением, функционированием и соотношением психических процессов.

Неоднократно делались попытки выявить личностные особенности, являющиеся новообразованиями того или иного возраста. Можно сказать, что психология долго не знала специфики онтогенеза развития личности и подменяла его онтогенезом развития психики.

Стремление получить представление об онтогенезе развития личности подталкивало исследователей к постановке и решению вопросов о возрастной динамике личности, реальных этапах и тенденциях ее становления, условиях и методах управления процессом развития личности. Отечественными психологами (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович , Г. А. Берулава, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мерлин, А. В. Петровский и В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин) сформулированы основные положения, раскрывающие процессы развития человека как личности. Однако генеральные линии становления личности в онтогенезе все еще только намечаются.

Несмотря на явные достижения отечественной психологии в исследовании основных этапов, факторов, закономерностей и механизмов развития личности, консенсус между ведущими психологами по ряду важных вопросов не достигнут, создавая обширное поле для последующих исканий в данной области. В то же время общие линии развития личности в онтогенезе уже намечены, что позволяет на основе их рефлексивного анализа сформировать систему общих представлений, сложившихся в российской психологии за последние полтора

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.