Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
потребитель / туроператор / туристический агент / туристический продукт / защита прав / возмещение вреда / consumer / tour operator / travel agent / travel product / protection of rights / compensation for harm

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Тамара Павловна

В статье проведен анализ некоторых вопросов в сфере защиты прав граждан как потребителей туристического продукта. Автором освещены отдельные проблемы в сфере возникновения правоотношений при заключении договора о приобретении туристических путевок и реализации права покупателя на защиту своих прав в области туристической индустриии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of consumer protection in the field of tourism at the present stage

The article analyzes some issues in the field of protecting the rights of citizens as consumers of a tourist product. The author highlights some problems in the field of the emergence of legal relations when concluding an agreement on the purchase of tourist vouchers and the realization of the buyer's right to protect their rights in the field of tourism industry.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_145 УДК 347.1

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Some issues of consumer protection in the field of tourism at the present stage

МАТВЕЕВА Тамара Павловна,

старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин факультета права и управления ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России». 600020, Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67Е. E-mail: matveeva33@mail.ru;

Matveeva Tamara Pavlovna,

senior Lecturer of the Department of Private Law Disciplines of the Faculty of Law and Management FKOU VO «Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia». 600020, Russia, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67E. E-mail: matveeva33@mail.ru

Краткая аннотация: В статье проведен анализ некоторых вопросов в сфере защиты прав граждан как потребителей туристического продукта. Автором освещены отдельные проблемы в сфере возникновения правоотношений при заключении договора о приобретении туристических путевок и реализации права покупателя на защиту своих прав в области туристической индустриии.

Abstract: The article analyzes some issues in the field of protecting the rights of citizens as consumers of a tourist product. The author highlights some problems in the field of the emergence of legal relations when concluding an agreement on the purchase of tourist vouchers and the realization of the buyer's right to protect their rights in the field of tourism industry.

Ключевые слова: потребитель, туроператор, туристический агент, туристический продукт, защита прав, возмещение вреда.

Keywords: consumer, tour operator, travel agent, travel product, protection of rights, compensation for harm.

Для цитирования: Матвеева Т.П. Отдельные вопросы защиты прав потребителей в сфере туризма на современном этапе // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 145-147. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_145.

For citation: Matveeva T.P. Some issues of consumer protection in the field of tourism at the present stage // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 145-147. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_145.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2023

Сложная геополитическая обстановка в мире, нестабильная политическая ситуация все больше оказывают влияние на развитие зарубежного туризма. Для любителей отдыха в Европе события, происходящие на мировой арене в последние несколько лет, значительно снизили поток желающих посетить западные государства. В 2020-2021 годах XXI века на развитие международного туризма повлияла коронавирусная инфекция, ограничив передвижения во всем мире. Можно сказать, что в России в период эпидемии GOVID-19 в большей степени также пострадал туристический бизнес. Были закрыты границы, сокращено авиасообщение между многими государствами, прекращено предоставление туристических услуг. Выход из сложившейся ситуации на рынке туристических услуг был однозначно тяжелым. Многие небольшие туристические фирмы так и не смогли восстановиться и продолжить свою работу. В туристическом сегменте рынка услуг произошло сокращение не только объемов выездного, но и въездного туризма. На это, конечно, повлияли ограничительные меры. И все это сказалось на экономике нашего государства, ведь туристический сегмент занимает в экономической сфере одно из наибольших частей. До пандемии туристическая сфера давала 10,3 % мирового ВВП. Специалисты делали большие прогнозы на будущее в этом секторе экономики. В начале пандемии выездной туризм сократился почти на 20-25%. Пострадал не только рынок выездного туристического потока, но произошло сокращение в области туристических потоков в нашу страну. Российский туристический бизнес потерял 1,5 трлн. рублей. Если до ковидных событий на въездном туризме туристическая сфера имела до 10-11 млрд.$, то потери в 2020-2021 году составили почти 7-8% млрд. $ [8]

Закрытие границ, массовая отмена туристических туров обернулась масштабными проблемами для туристической индустрии. Перед потребителями вставал вопрос: как вернуть проплаченные деньги? Турфирмы старались предложить оптимальные варианты, например, перенесение поездки на более поздние сроки, отдых внутри страны и другие варианты. Оплаченные туры, неосуществленные не по вине потребителя по законодательству требовалось возместить. Отдельные граждане соглашались отложить поездки до лучших времен, другие требовали возврата денег. Ситуаций возникало много. Если дело доходит до суда, то ответчиком могут быть и турагент, и туроператор. Если договор был заключен непосредственно с туроператором или турагент заключал договор от имени туроператора, то возврат денежных средств ложиться на туроператора. Это в том случае, если все полученные от туриста денежные средства турагент перечислил туроператору, т.к. именно туроператор формирует туристический продукт.

Анализ судебной практики показывает, что допускались случаи не возращения в определенные законодательством сроки стоимости путевок, не смотря на то, что Правительством РФ [5] выделялись субсидии, на поддержание туроператоров, терпящих убытки в период распространения коронавирусной инфекции.

Анализируя отдельные результаты судебных решений следует заметить, что на тот период практики принятия решений по данным делам было недостаточно. Поэтому порой решение выносилось не в пользу потребителя.

Особенно большие злоупотребления в данных случаях можно было заметить в прошедших 2020-2022 годах. [7] Ситуация с защитой

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)

прав потребителя в указанном секторе экономике стала настолько запутанной, что проблемные моменты подробно разобрал Роспотребнадзор в своих памятках, размещая их на своем официальном сайте. Тем не менее, в период пандемии Роспотребнадзор старался помочь покупателям турпоездок, выступая в защиту их прав в судах. По Закону о защите прав потребителей [3] турфирма должна возвратить оплаченные туры покупателю, если по определенным причинам тур не состоялся, хотя сама турфирма тоже несла убытки, но восполнить свои потери турфирма в большей степени не могла (перевозчики, отели не торопились возвращать турфирмам деньги). Не смотря на, государственную поддержку, о которой говорилось выше, нарушение прав потребителей случалось часто. Количество россиян желающих поехать отдохнуть за рубеж значительно сократилось.

Причинами нарушения прав потребителей в сфере туристических услуг виноватыми порой бывают потребители, не внимательно читающие договор об оказании туристических услуг и подписывающие его не глядя и туроператоры или турагенты, не доносящие информацию в полном объеме потребителю.

Порой в несоответствии качества туристского продукта (например, отель по уровню ниже, чем он заявлен в договоре или условия проживания не соответствуют заявленным) может быть виновной принимающая сторона, меняющая заявленные условия. В таком случае потребителю следует незамедлительно обратиться к представителю принимающей стороны в письменной форме и также оповестить своего туроператора, если есть возможность, а после окончания турпоездки подать туроператору письменную претензию не позднее 20 дней с момента окончания действия договора, которая должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее получения. Но следует помнить, что срок подачи претензии ограничен. Кроме того, следует любым способом постараться зафиксировать заявленные недостатки. Анализируя практику можно сказать, что порой турист не достаточно бывает осведомлен в правовой природе действия договора об оказании туристических услуг потребителю, в части его изменения или прекращения, что влечен нарушение его права как со стороны туроператора.

Гражданин, заказывающий услуги туроператора должен знать, что отношения между покупателем туристического продукта и стороной продающий данные услуги регулируется не только Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [3], но также Гражданским кодексом РФ [2] и Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [4].

Например, основанием изменения или расторжения договора выступает невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы, отмена авиарейса). При этом на данный момент названные обстоятельства не являются безусловным основанием, влекущим изменение или расторжение договора. Из практики следует, что туристическая компания в таких случаях, как правило, требует возмещения в 100% эквиваленте стоимости услуг. Получается, что туристическая компания злоупотребляет правом.

По нашему мнению, в современных условиях, возникновения данных обстоятельств или форс-мажора возникшие обстоятельства следует считать безусловными, если они влияют на условия исполнения обязательств по договору, так как в возникших событиях нет вины ни туриста, ни туристического оператора. Поэтому необходимость постоянного анализа обстоятельств возникающих при предоставлении услуг в туристической сфере даст возможность внесения дополнений в действующее законодательство по защите прав потребителей.

Например, при включении в договор между покупателем и продавцом турпродукта условий ограничивающих право туриста на отказ от договора будет считаться недействительным, так как ущемляет право потребителя.

Это показывает, что в определенных условиях покупатель не всегда способен правильно оценить ситуацию и защитить свое право.

Следует заметить, что важным положением является ст.10 Закона о туристической деятельности, в которой закрепляется, что качество туристического продукта реализуется посредством заключения договора. Защита прав потребителей в сфере туристической индустрии является неотъемлемым правом граждан на отдых, закрепленное в Конституции РФ. А безопасность и защита в сфере туризма это приоритет любого государства.

Но, несмотря на негативные последствия пандемии, западных санкций по ограничению туристических потоков наших граждан, следует все же отметить и положительные моменты - ограничение зарубежного туризма способствовало росту туризма внутри страны.

Развитие внутригосударственного туризма позволит стабилизировать социальную и экономическую ситуацию в государстве, расширить знания о быте и культуре отдельных регионов страны, позволит привлечь инвестиции, расширить малый бизнес, создать новые рабочие места, укрепить дружеские связи между людьми.

Внутригосударственный туризм - это один из главных приоритетов государственной стратегии развития России. Это перспектива долгосрочного развития государства с привлечением инвестиций в регионы Российской Федерации. Государственная программа «Развитие туризма до 2030 года, утвержденная Председателем Правительства Михаилом Мишустиным [6] даст возможность освоить новые бизнес-модели, расширить строительство и инфраструктуру удаленных регионов и выйти России на более качественный уровень. Это будет способствовать усовершенствованию законодательства в области туристических услуг и защиты прав потребителей, созданию прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности.

Развитие туризма внутри страны даст свои положительные результаты, но здесь воедино должны работать и турфирмы, и органы власти туристических районов, и законодательство. Сложная политическая обстановка в мире и в государстве все больше показывает, что развитию внутреннего туризма следует уделять больше внимания.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // https://base.garant. ru/10103000/

2. Гражданский кодекс РФ // https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения 08.10.2023 г.)

3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 14 июля 2022г.) // СПС «КонсультантПлюс». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 05.10.2023 г.)

4. Об основах туристской деятельности: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с изм. от 28 мая 2022 г.) // Гарант: https://base.garant.ru/136248/ (дата обращения 05.10.2023 г.).

5. Об утверждении Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно...: постановления Правительства РФ от 20.07.2020 № 1073.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма»: постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 // https://base.garant.ru/403336467/

7. Рубанова М.П. Ограничение прав потребителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции / М.П. Рубанова // Юридическая наука. 2020. № 1. С. 57-60.

8. Глава РСТ оценил потери российского турбизнеса из-за пандемии. - РБК .https://www.rbc.ru/business/02/10/2020/5f7706449a7947084e8ad7f6 (дата обращения 3 октября 2023 г.).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // https://base .garant.ru/10103000/

2. The Civil Code of the Russian Federation // https://base .garant.ru/10164072 / (accessed 08.10.2023)

3. On Consumer Rights protection: RF Law No. 2300-1 of February 07, 1992 (ed. of July 14, 2022) // SPS "ConsultantPlus". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305 / (accessed 05.10.2023)

4. On the basics of tourist activity: Federal Law No. 132-FZ of November 24, 1996 (with amendments. dated May 28, 2022) // Guarantor: https://base .garant.ru/136248 / (accessed 05.10.2023).

5. On the approval of the Regulations on the specifics for 2020 and 2021 of the execution and termination of the contract on the sale of a tourist product, concluded by March 31, 2020 inclusive...: Decree of the Government of the Russian Federation of 20.07.2020 No. 1073.

6. On the approval of the state program of the Russian Federation "Tourism Development": decree of the Government of the Russian Federation of December 24, 2021 G. N 2439 // https://base .garant.ru/403336467/

7. Rubanova M.P. Restriction of consumer rights in the conditions of the spread of a new coronavirus infection / M.P. Rubanova // Legal science. 2020. No. 1. pp. 57-60.

8. The head of the PCT estimated the losses of the Russian tourism business due to the pandemic. - RBC .https://www.rbc.ru/business/02/10/2020/5f7706449a7947084e8ad7f6 (accessed October 3, 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.