Научная статья на тему 'Отдельные вопросы предупреждения преступлений террористической направленности в контексте международной стратегии предупреждения терроризма'

Отдельные вопросы предупреждения преступлений террористической направленности в контексте международной стратегии предупреждения терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНВЕНЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЯ / INTERNATIONAL TERRORISM / TERRORIST ACTIVITIES / CONVENTION / DECLARATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцов Сергей Вячеславович, Бадамшин Салават Курбангалиевич

Выделяются актуальные вопросы противодействия преступлениям террористической направленности, совершаемых различными способами, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Внимание фокусируется на особенностях международной стратегии предупреждения терроризма, на формировании комплекса мер, направленных на устранение детерминирующих факторов, которые обусловливают транснационализацию террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванцов Сергей Вячеславович, Бадамшин Салават Курбангалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain issues of the prevention of terrorist crimes in the context of the international strategy for the prevention of terrorism

Highlighted the urgent issues of countering terrorist crimes committed in various ways, including using information and communication technologies. The authors focus on the features of the international strategy for the prevention of terrorism, on the formation of a set of measures aimed at eliminating the determining factors that condition the transnationalization of terrorist activities.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы предупреждения преступлений террористической направленности в контексте международной стратегии предупреждения терроризма»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10389

ББК 67 © С.В. Иванцов, С.К. Бадамшин, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Сергей Вячеславович Иванцов, профессор кафедры криминологии, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-mail: [email protected]

Салават Курбангалиевич Бадамшин, старший преподаватель кафедры предпринимательского права, кандидат юридических наук

Университет управления ТИСБИ (Россия, 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, д. 13) E-mail: [email protected]

Аннотация. Выделяются актуальные вопросы противодействия преступлениям террористической направленности, совершаемых различными способами, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Внимание фокусируется на особенностях международной стратегии предупреждения терроризма, на формировании комплекса мер, направленных на устранение детерминирующих факторов, которые обусловливают транснационализацию террористической деятельности.

Ключевые слова: международный терроризм, террористическая деятельность, конвенция, декларация, информационно-коммуникационные технологии, стратегия.

CERTAIN ISSUES OF THE PREVENTION OF TERRORIST CRIMES IN THE CONTEXT OF THE INTERNATIONAL STRATEGY FOR THE PREVENTION OF TERRORISM

Sergey V. Ivantsov, Professor of the Department of Criminology, Doctor of Law, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Salavat K. Badamshin, Senior Lecturer, Department of Business Law, Candidate of Law University of Management TISBI (Russia, 420012, Republic of Tatarstan, Kazan, Mushtari str., 13) E-mail: [email protected]

Abstract. Highlighted the urgent issues of countering terrorist crimes committed in various ways, including using information and communication technologies. The authors focus on the features of the international strategy for the prevention of terrorism, on the formation of a set of measures aimed at eliminating the determining factors that condition the transnationalization of terrorist activities.

Keywords: international terrorism, terrorist activities, convention, declaration, information and communication technologies, strategy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Иванцов С.В., Бадамшин С.К. Отдельные вопросы предупреждения преступлений террористической направленности в контексте международной стратегии предупреждения терроризма. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):118-22.

Предупреждение преступлений террористической направленности, в том числе совершаемых с использованием информационно-коммуникацион-

ных технологий, должно представлять собой единую систему правовых, организационных, технических и иных мер, планируемых, реализуемых и

контролируемых на международном и национальном уровнях при согласованном задействовании всех государственных и муниципальных органов власти, учреждений и иных институтов. Ключевым элементом международной стратегии предупреждения терроризма, от которого в первую очередь зависит эффективность ее практической реализации, должно быть именно сотрудничество государств-членов ООН, причем не только и даже не столько по уголовным делам, сколько при формировании комплекса мер, направленных на устранение детерминирующих факторов, в первую очередь тех, что обусловливают транснационализацию террористической деятельности [1].

Так, в Декларации Совета министров в рамках ОБСЕ говорится о том, что необходимо сформировать всеобъемлющий подход на всех уровнях предупреждения насильственного экстремизма и радикализации, приводящих к терроризму, и противодействия таковым посредством координации действий между национальными властями, сотрудничества между государствами-участниками и их взаимодействия с различными международными и региональными организациями1.

В ст. 3 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом2 также обязывает участвующие в ней государства принимать меры, включая национальное законодательство, для того, чтобы терроризм, сепаратизм и экстремизм ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию на основе исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного либо иного аналогичного характера и были наказуемы с учётом степени их тяжести.

В ст. 5 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, закреплено, что стороны принимают необходимые меры для признания публичного подстрекательства к совершению террористического преступления, когда оно совершается незаконно и умышленно, уголовно наказуемым деянием в рамках своего национального законода-

тельства3.

Отметим, что вопросы противодействия регламентированы и в других международно-правовых актах: в Международной конвенция о борьбе с захватом заложников4, Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом5, Международной конвенции о борьбе с финансированием террориз-ма6 и др. В данных документах подчёркивается недопустимость оправдания терроризма какими-либо обстоятельствами или основаниями, а также необходимость обеспечения неотвратимости уголовной ответственности лиц, виновных в совершении террористических преступлений. Все это говорит о том, что международное законодательство о противодействии терроризму, в том числе и российский уголовный закон, сегодня весьма динамично, о чём свидетельствуют изменения, внесенные в правовую основу противодействия террористической деятельности. При этом такие изменения, как правило, учитывают или основываются на нормативных правовых актах международного уровня, принимаемых в ООН и на уровне Евросоюза, а международно-правовая характеристика террористической деятельности выступает одним главных критериев (оснований) криминализации различных ее видов [2, с. 131-135].

Представляется, что в настоящее время назрела острая потребность в формировании и реализации единой международной концепции противодействия терроризму, включающей требования к средствам массовой информации относительно освещения определенных событий, прежде всего связанных с преступлениями, которые могут относиться к террористической деятельности, включая причастность к таковым представителей тех или иных этнических или иных социальных групп.

В противном случае для еще большего распространения экстремистской и террористической

1 См.: п. 6 Декларации Совета министров о предупреждении насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, и противодействии им // Двадцать вторая встреча Совета министров ОБСЕ (Белград, 3-4 декабря 2015г.). — Белград, 2015. С. 9-17.

2 См.: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.

3 См.: Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS № 196) (Варшава, 16 мая 2005г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. №9. С. 30-57.

4 См.: Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99-105

5 См.: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк 15 декабря 1997г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №35. Ст. 3513.

6 См.: Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999г.) // Официальный сайт ООН, раздел «Конвенции и соглашения»: URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml (дата обращения: 11.08.2019).

идеологии достаточно будет сделать репост соответствующих сообщений средств массовой информации, использующих ресурсы сети «Интернет».

Учитывая специфику преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в сочетании с террористической направленностью рассматриваемых уголовно наказуемых деяний, придающей им повышенную общественную опасность, профилактика таких посягательств, направленная на недопущение даже приготовительной преступной деятельности, должна иметь приоритетное значение для каждого отдельного государства и всего мирового сообщества [3].

Принимая во внимание тот факт, что данные преступления характеризуются высокой латент-ностью, приоритетным видом их предупреждения является именно общая профилактика, ориентированная на всех граждан, причем ее основными средствами целесообразно избрать электронные и информационно-телекоммуникационные сети, прежде всего сеть «Интернет» [4, с. 776-784].

При этом важными мерами предупредительной деятельности остаются и «традиционные», апробированные виды предупреждения. Так, научно обоснованная, плановая миграционная политика, согласованная и проводимая на межгосударственном и национальном уровнях, упорядочит распределение вынужденных мигрантов по странам и регионам последних, что позволит снизить риски вовлечения соответствующих лиц в криминальную и иную противоправную деятельность, в том числе уменьшит эффективность идеологического воздействия террористических и экстремистских сообществ и организаций на мигрантов через электронные и информационно-телекоммуникационные сети.

Особую актуальность в предупреждении преступлений террористической направленности имеют меры, направленные на выявление и перекрытие источников финансирования террористических и экстремистских объединений, в том числе и каналов поступления денежных средств через сервисы сети «Интернет», а также на борьбу с преступлениями, которые совершаются такими криминальными объединениями в целях получения необходимых им денег, иного имущества, оружия, боеприпасов и т.д. Эти направления противодействия также нуждаются в согласованных усилиях всех государств.

На федеральном уровне предупреждение пре-

ступлений террористической направленности, в том числе совершаемых с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, целесообразно планировать, организовывать и осуществлять в рамках противодействия более широкому явлению — экстремизму и, прежде всего, таким его типичным проявлениям, как преступления экстремистской направленности. Превентивная деятельность в рассматриваемой области основана на положениях нового Федерального закона от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 и других нормативных правовых актах, регламентирующих различные аспекты противодействия информационному экстремизму [1; 3; 5, с. 91-97].

Так, в соответствии с частями 3-5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 Правительством РФ принято постановление3, которым утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

С 1 сентября 2012 г. действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»4, в котором определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и предусмотрен

1 См.: Федеральный закон от 23 июня 2016г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 26 (ч. I). — Ст. 3851.

2 См.: Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (ч. I). — Ст. 3448.

3 См.: Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещен» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 44. — Ст. 6044.

4 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 48.

порядок установления и реализации запретов и ограничений относительно доступа к такой информации со стороны несовершеннолетних лиц.

Вместе с тем одних только правовых мер, а также вытекающих из них действий по контролю за миграционными процессами, блокировке сайтов или иных ресурсов сети «Интернет» еще недостаточно для полномерного предупреждения проявлений экстремизма и терроризма, осуществляемых с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей. Тот же самый сайт, но только с измененным названием может возникнуть вновь, поэтому такая блокировка не способна существенно ограничить возможности по совершению данных преступлений [4, с. 776-784].

Сегодня необходимы комплексные профилактические программы, ориентированные на молодежь, учитывающие и разъясняющие особенности современного многонационального и многоконфессионального общества, необходимость взаимодействия между людьми разных национальностей и вероисповеданий, возможности по самореализации, предупреждению социальных конфликтов и выходу из них без нарушения закона, в том числе без применения насилия, опасность международных и иных террористических и экстремистских организаций и сообществ, бесперспективность терроризма как способа решения каких бы то ни было проблем и задач, предлагающие направления применения своих знаний, навыков и способностей в социально полезной деятельности.

Предупреждению криминальной активности террористической направленности в сети «Интернет» могут способствовать меры, направленные на постоянное или временное прекращение функционирования тех или иных Интернет-ресурсов, блокировку сайтов и т.п. Также этому могут способствовать меры, ориентированные на обеспечение эффективного доказывания таких преступлений и выявление лиц, их совершающих [6, с. 256-263].

Система мер предупреждения преступлений террористической направленности, совершаемых с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, должна иметь следующие приоритетные направления своего дальнейшего развития:

• укрепление и дальнейшее развитие международного сотрудничества в данной области, в том числе относительно унификации необходимых правовых средств, совмест-

ного планирования и координации превентивных мер, прежде всего, по пресечению криминальной активности международных террористических организаций и сообществ в интернет-пространстве;

• совершенствование профилактической деятельности, связанной с воздействием на общественное сознание путем информирования граждан о предпосылках и социальных и юридических последствиях распространения террористической и экстремистской идеологии;

• активизация и расширение такого воздействия посредством использования информационных технологий, включая возможности электронных и информационно-телекоммуникационных сетей;

• формирование и непрерывное совершенствование технических и технологических мер, препятствующих совершению таких деяний, а равно упрощающих их выявление и доказывание.

Представляется, что разрешение данных проблем возможно только на основе разработки и принятия новых межведомственных документов стратегического планирования в области противодействия терроризму и экстремизму с учетом международной стратегии предупреждения терроризма и международного сотрудничества в данной сфере предупредительной деятельности.

Литература

1. Преступления террористической направленности, совершаемые с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: монография / С.В. Иванцов, С.К. Бадам-шин — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 189 с.

2. Иванцов С.В., Бадамшин С.К. Преступления террористической направленности: особенности международно-правовой регламентации /С.В. Иванцов, С.К. Бадамшин // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 2. — 131-135.

3. Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей: уголовно-правовые и

криминологические аспекты: монография / С.В. Иванцов, Г.И. Узембаева. — М.: изд-во «Юрлитинформ», 2018. — 144 с.

4. Иванцов С.В. Актуальные проблемы совершенствования мер криминологического предупреждения преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей / С.В. Иванцов, С.В. Борисов, Г.И. Узембаева, Т.Л. Музычук, Ю.Ю. Тищенко // Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — Т. 12. — № 6. — С. 776-784.

5. Борисов С.В., Иванцов С.В. Организованные формы экстремистской и террористической деятельности: регламентация и реализация ответственности / С.В. Борисов, С.В. Иванцов // Общество и право. — 2016. — №2. — С. 91-97.

6. Иванцов С.В. Средства массового информационного ресурса и противодействие преступности / Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Современные проблемы уголовной политики». Под редакцией А.Н. Ильяшенко. 2014. С. 256-263.

References

1. Terrorist crimes committed using electronic or information and telecommunication networks: criminal law and criminological characteristics: monograph / S.V. Ivantsov,

S.K. Badamshin — M .: UNITY-DANA, 2019. 189 p.

2. Ivantsov S.V., Badamshin S.K. Crimes of a terrorist orientation: features of international legal regulation / S.V. Ivantsov, S.K. Badamshin // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2019. No. 2. — 131-135.

3. Counteraction to extremist crimes committed using the media or information and telecommunication networks: criminal law and criminological aspects: monograph / S.V. Ivantsov, G.I. Uzembaeva. — M .: publishing house "Yurlitinform", 2018. — 144 p.

4. Ivantsov S.V. Actual problems of improving the measures of criminological prevention of extremist crimes committed using information and telecommunication networks / S.V. Ivantsov S.V. Borisov, G.I. Uzembaeva, T.L. Muzychuk, Yu.Yu. Tishchenko // All-Russian Criminological Journal. — 2018. — T. 12. — No. 6. — S. 776-784.

5. Borisov S.V., Ivantsov S.V. Organized forms of extremist and terrorist activity: regulation and implementation of responsibility / S.V. Borisov, S.V. Ivantsov // Society and Law. — 2016. — No. 2. — S. 91-97.

6. Ivantsov S.V. Means of mass informational resource and combating crime / Collection of materials of the V International scientific-practical conference "Modern problems of criminal policy." Edited by A.N. Ilyashenko. 2014.S. 256-263.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.