Научная статья на тему 'Отдельные вопросы оценки эффективности управления долговыми инструментами'

Отдельные вопросы оценки эффективности управления долговыми инструментами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагинская Л. С.

В статье автор указывает на актуальность контроля эффективности управления государственным долгом в рамках финансового контроля, приводит конкретные примеры постановки целей, задач и соответствующих им критериев проведения оценки эффективности управления государственными долговыми обязательствами на примере государственных ценных бумаг, дает краткую схему проведения оценки по указанным критериям. Автор предлагает способы группировки выводов и рекомендаций по результатам проведения оценки эффективности, а также подчеркивает необходимость подготовки правовой базы для полноценного проведения этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы оценки эффективности управления долговыми инструментами»

Финансовый менеджмент

отдельные вопросы оценки эффективности управления долговыми инструментами

л.С. БРАГИНСКАЯ, главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации

В последнее время наряду с проведением финансового контроля актуальной становится проблема контроля эффективности механизмов различных экономических процессов. Контроль эффективности может стать серьезным дополнением финансового контроля, его логическим продолжением.

В связи со значительным количеством видов государственных долговых обязательств и финансовых схем, в которых они используются, а также ограниченным объемом данной работы в целях развития темы автор считает возможным остановиться на одном из видов государственного долга — государственных ценных бумагах.

Ценные бумаги — значительный по объему и наиболее перспективный с точки зрения возможности использования рыночных преимуществ вид государственного долга. Кроме того, указанные долговые инструменты присутствуют в структуре долга в настоящее время и, по всей видимости, будут использоваться в дальнейшем, что определяет актуальность сделанного выбора.

Изучение практического опыта проведения операций с государственными ценными бумагами позволяет определить основные проблемы и, следовательно, предложить примерные цели и задачи, а также критерии проведения оценки эффективности управления данным видом долговых обязательств.

Анализ нормативной базы, системы учета и практики проведения операций с государственными ценными бумагами позволяет сделать следующие основные выводы по исследуемому вопросу:

1. Государственные ценные бумаги являются рыночным инструментом, что позволяет использовать преимущества текущей ситуации на финансовых рынках.

2. При проведении операций с государственными ценными бумагами значительна роль Внешэкономбанка и Центрального банка РФ как агентов Минфина России, что предполагает четкое распределение функций и ответственности между ними в части проведения предварительного анализа рынка, проведения операций и их учета.

3. Одна из основных задач управления государственным долгом — выбор оптимального варианта из возможных альтернатив при принятии решения о проведении операции с государственными ценными бумагами.

4. Для успешного проведения операций с государственными ценными бумагами требуется, чтобы существующая нормативно-правовая база полностью охватывала весь процесс проведения указанных операций.

5. Существующая система и методика учета и отражения в отчетности операций с государственными ценными бумагами должна обеспечивать их полноту и достоверность.

6. Необходимы разработка и утверждение механизма анализа и оценки рисков, сопутствующих проведению исследуемых операций.

Данные выводы иллюстрируют основные проблемные места в процессе управления государственным долгом в части государственных ценных бумаг. Анализ ситуации по указанным проблемным местам может стать основой проведения оценки эффективности управления данным видом обязательств.

С помощью приведенных выше выводов по исследуемой проблеме представляется возможным определить примерные цели, задачи и критерии оценки эффективности принятия решений в части государственных ценных бумаг и операций с ними.

финансы и кредит

51

Дальнейшее тиражирование схемы оценки с охватом других долговых инструментов и операций с ними может быть произведено по аналогичной схеме с учетом имеющегося практического опыта.

Следует отметить, что ряд критериев оценки может носить качественный характер, т. е. может быть измерен только экспертным путем. Здесь встает проблема подбора, как критериев оценки, так и компетентных экспертов. По мнению автора, для разработки критериев и получения объективной оценки состав экспертов может быть определен с привлечением представителей всех участников оцениваемого процесса.

Следует предусмотреть подготовку необходимой правовой базы для проведения аудита эффективности управления государственным долгом. Необходимо законодательно определить как сам термин «аудит эффективности», так и механизм разработки и согласования заинтересованными сторонами критериев его проведения, а также правовые последствия выводов, сделанных по результатам проведения данной работы.

В связи с отсутствием на данном этапе необходимой правовой базы и с учетом ответственности, которую несут проверяющие за результаты своей работы, в настоящий момент предлагается ограничиться проведением оценки эффективности управления государственным долгом в форме аналитической работы с дальнейшим обсуждением ее результатов всеми заинтересованными сторонами (потенциальными объектами аудита эффективности). Тем самым будет проведена практическая апробация как предложенных в настоящей работе целей и критериев проведения оценки, так и механизма ее проведения, устранены возможные недостатки и противоречия.

Оценка эффективности управления государственным долгом в части операций с государственными ценными бумагами может, например, иметь перед собой следующие цели:

1. Оценить финансовый результат проведения операций с государственными ценными бумагами.

2. Оценить полноту и соответствие нормативно-правовой базы проводимым операциям.

3. Оценить состояние системы и методологии учета проводимых операций.

4. Оценить риски при проведении операций с государственными ценными бумагами в иностранной валюте.

5. Оценить степень использования преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

6. Оценить эффективность работы агентов.

Далее предлагается набор критериев, соответствующих указанным выше целям, и краткая схема проведения анализа:

1. Цель — оценить финансовый результат проведения операций с государственными ценными бумагами.

Критерий — решение в результате проведения операции одной из следующих задач:

• привлечение средств в федеральный бюджет;

• урегулирование государственного долга в форме различных долговых обязательств;

• сокращение расходов федерального бюджета (например, за счет досрочного выкупа ценных бумаг).

Для проведения оценки по данному критерию следует определить следующие параметры:

• объем привлечения средств в федеральный бюджет;

• объем урегулированных обязательств;

• объем средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственных ценных бумаг (до и после принятия соответствующего решения).

2. Цель — оценить полноту и соответствие нормативно-правовой базы проводимым операциям.

Критерий — полнота и соответствие нормативно-правовой базы проводимым операциям с государственными ценными бумагами.

Для проведения оценки по данному критерию следует ответить на следующие вопросы:

1. Наличие нормативных документов, определяющих функции и ответственность всех участников процесса, в том числе агентов Минфина России.

2. Наличие методики, регламентирующей рыночные показатели и прочие факторы, определяющие необходимость проведения операций с государственными ценными бумагами, объем операций и условия их проведения.

3. Наличие документа, регламентирующего порядок и источники финансирования операций с государственными ценными бумагами.

4. Наличие методики, обеспечивающей полноту и достоверность учета и отражения в учетных регистрах и в отчетности об исполнении бюджета операций с государственными ценными бумагами.

3. Цель — оценить состояние системы и методологии учета проводимых операций с государственными ценными бумагами. Задачи — оценить:

• систему учета;

• методологию учета.

1) Критерий — полнота и достоверность системы учета.

Для проведения оценки по данному критерию необходимо проверить соответствие первичным документам и друг другу учетных записей в различных регистрах учета (регистры бухгалтерского, в том числе депозитарного, учета Минфина России и его агентов, инвентаризационная опись состояния государственного долга, Государственная книга долга, а также отчетные данные участников процесса).

2) Критерий — полнота и достоверность методологии учета.

Для проведения оценки по данному критерию необходимо проверить полноту и достоверность отражения объемов привлечения средств в федеральный бюджет, расходов федерального бюджета на обслуживание и погашение государственных ценных бумаг, а также объемов урегулированных обязательств (в том числе в случае проведения бескассовых операций) в различных учетных регистрах в конкретные моменты времени.

4. Цель — оценка рисков.

Критерий — наличие и степень отдельных рисков.

Для проведения оценки по данному критерию необходимо проанализировать:

• валютный риск (изменение курсов валют, в которых номинированы государственные ценные бумаги, что влечет за собой изменение стоимости их обслуживания и погашения);

• риск ликвидности (изменение состояния рынка, снижение ликвидности ценных бумаг, оказавшихся в портфеле Минфина России в результате обменных операций);

• процентный риск (риск изменения процентных ставок и, соответственно, изменение стоимости обслуживания государственных ценных бумаг относительно рыночных показателей);

• системный (операционный) риск — (сбои в процессе принятия и исполнения решений по проведению операций с государственными ценными бумагами в связи с недостаточной проработкой механизма распределения функций и ответственности между всеми участниками процесса).

5. Цель — оценить степень использования Минфином России преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

Критерий — проведение Минфином России операций на вторичном рынке в целях решения следующих задач:

• экономия средств федерального бюджета;

• оптимизация структуры собственного портфеля государственных ценных бумаг в части валютной структуры, сроков обращения ценных бумаг, процентных ставок, ликвидности портфеля;

• оптимизация графиков платежей по ценным бумагам.

Для проведения оценки по данному критерию необходимо определить:

• объем вторичного рынка данного вида государственных ценных бумаг;

• объем операций Минфина России на вторичном рынке с данным видом государственных ценных бумаг;

• финансовый результат операций на вторичном рынке;

• структуру портфеля Минфина России до и после проведения операций;

• график платежей до и после проведения операций.

6. Цель — оценить эффективность работы агентов.

Критерий — соответствие результатов деятельности агента поставленным перед ним задачам.

Для проведения оценки по данному критерию необходимо определить:

• наличие документа, подробно описывающего функции и ответственность агента, механизм его взаимодействия с Минфином России;

• полноту и своевременность выполнения агентом поручений Минфина России;

• полноту и достоверность осуществляемого агентом учета операций с государственными ценными бумагами,;

• полноту и достоверность предоставляемой агентом информации;

• проведение агентом аналитических расчетов для Минфина России и применение этих расчетов при принятии управленческих решений. Проведение оценки эффективности управленческих решений в сфере государственного долга было бы неполным без обобщения результатов проведенной оценки, подготовки выводов и рекомендаций по дальнейшему усовершенствованию процесса управления.

Необходимо сформулировать выводы, которые должны четко отражать соответствие фактических результатов управления государственным долгом выбранным критериям оценки, а также суть и причины отмеченных отклонений фактических результатов управления от выбранных критериев.

финансы и кредит

53

В случае выявления отклонений необходимо дать конкретные рекомендации, какие элементы системы управления в целом, а также какие недочеты, отмеченные в ходе оценки реализации рассматриваемого управленческого решения, требуют доработки.

По всей видимости, следует сгруппировать выводы и рекомендации либо в разрезе поставленных целей оценки, либо обобщить результаты оценки по следующим основным направлениям:

• нормативно-правовая база;

• методологическая основа процесса;

• информационная база;

• организационная основа процесса управления;

• система анализа и учета рисков при управлении;

• система учета и отчетности.

В силу ограниченного объема данной статьи не представляется возможным привести другие примеры формулировки целей, задач и критериев оценки прочих долговых инструментов и операций с ними. Тем не менее следует отметить, что представляется целесообразным составить примерный перечень общих (дополнительных) целей (задач) и критериев проведения оценки. Это связано с тем, что реализация частного управленческого решения зачастую дает косвенный эффект, связанный с такими более общими вопросами, как:

• состояние рынка долговых обязательств;

• обеспечение долговой устойчивости;

• состояние структуры государственного долга и графиков предстоящих платежей;

• присутствующие при управлении риски;

• социальная значимость последствий принятых решений.

Необходимо также уделить особое внимание

анализу выполнения требований стратегических

документов, определяющих долговую политику.

Литература

1. Брагинская Л. С. Как контролируем государственный долг// Президентский контроль. — 2007. - № 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Брагинская Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. — М.: Университетская книга, 2007.

3. Кабашкин В. А. Опыт Российской Федерации в области контроля за государственным внешним долгом // Финансовый контроль. — 2004. — № 7(32). — С. 63 — 70.

4. Кабашкин В. А. Формирование системы контроля за государственным долгом России. Системы государственного контроля в Российской Федерации: Теория и практика. — М.: РАГС, 2005.

6. Отчет о НИР «Разработка путей оценки эффективности управления государственным долгом в разрезе отдельных финансовых инструментов и операций с долговыми обязательствами». НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации. 2006.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.