Научная статья на тему 'Отдельные проблемы совершенствования административной ответственности в антимонопольной сфере'

Отдельные проблемы совершенствования административной ответственности в антимонопольной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОНКУРЕНТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КАРТЕЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Вячеслав Юрьевич

Статья посвящена вопросам совершенствования борьбы с антиконкурентными соглашениями. В статье подчеркивается общественная опасность антиконкурентных соглашений и необходимость дифференциации мер административной ответственности за картели и согласованные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of improving administrative responsibility in the antimonopoly sphere

The article is devoted to the issues of improving the fight against anticompetitive agreements. The article emphasizes the public danger of anticompetitive agreements and the need to differentiate the measures of administrative responsibility for cartels and concerted actions.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы совершенствования административной ответственности в антимонопольной сфере»

3'2017

Пробелы в российском законодательстве

2.42. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СФЕРЕ

Волков Вячеслав Юрьевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Крымский филиал. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: volkow@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам совершенствования борьбы с антиконкурентными соглашениями. В статье подчеркивается общественная опасность антиконкурентных соглашений и необходимость дифференциации мер административной ответственности за картели и согласованные действия.

Ключевые слова: антиконкурентное соглашение, картель, административная ответственность, антимонопольное регулирование.

SOME PROBLEMS OF IMPROVING ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE ANTIMONOPOLY SPHERE

Volkov Viacheslav Yurevich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Russian State University of Justice. Branch: Crimea branch. Department: Administrative and financial law chair. E-mail: volkow@yandex.ru

Annotation: The article is devoted to the issues of improving the fight against anticompetitive agreements. The article emphasizes the public danger of anticompetitive agreements and the need to differentiate the measures of administrative responsibility for cartels and concerted actions.

Keywords: аnticompetitive agreement, cartel, sdministrative liability, аntimonopoly regulation.

28 апреля 2017 года вступил в силу Федеральный Закон, предусматривающий дифференциацию мер административных наказаний за антиконкурентные соглашения и согласованные действия, исходя из степени их общественной опасности. По инициативе ФАС России в данном законе предусмотрено, что по мере снижения общественной опасности таких соглашений пропорционально будет снижаться размер административного штрафа.

Хочется обратить внимание, что борьба с антиконкурентными соглашениями является одним из наиболее важных и одновременно сложно реализуемых направлений антимонопольного регулирования. Ущерб, который причиняется обществу и потребителям в результате образования картелей, достаточно велик.

«Такие антиконкурентные соглашения приводят к искусственному росту цен, отсутствию новых и более качественных товаров. Уверен, что принятие закона будет способствовать противодействию картелям», -заявил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский[1].

Обнаружение картелей требует от антимонопольных органов значительных издержек и усилий, поскольку такого рода соглашения хозяйствующими субъектами держатся в тайне. Картельный сговор может носить, как письменный, так и устный характер. Необходимо выполнить большой объем работы, чтобы доказать устный картельный сговор, в некоторых случаях это просто не представляется возможным.

Учитывая значительные общественные потери от картелей и высокие издержки борьбы с ними, поиск инструментов, позволяющих повысить эффективность данного направления антимонопольного регулирования представляет собой весьма актуальную проблему.

ФАС использует десятки косвенных доказательств, которые в совокупности доказывают наличие картеля. В своих решениях суды чётко указали, что при доказывании картеля ФАС может использовать любые доказательства, полученные законным путем[2].

Антимонопольной службой сформирована законодательная база и единообразная правоприменительная практика, повысились раскрываемость дел и качество доказательственной базы. Достаточно недавно Президиум ФАС России обобщил наработанную практику -выпустил разъяснение "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах".

Настоящие разъяснения определяют особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах[3].

Данный документ призван повысить результативность расследований, и, несомненно, он сыграет свою положительную роль.

Одним из относительно новых инструментов борьбы с картелями в арсенале антимонопольных органов является программа ослабления наказания за участие в сговоре. Впервые программа была внедрена в США в 1978 г., но затем получила широкое распространение и в других странах.

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев в рамках семинара для представителей территориальных органов ФАС «Актуальные вопросы антимонопольного законодательства» указал, что «всего по статье 11 Закона о защите конкуренции (антиконкурентные соглашения) в 2016 году возбуждено 412 дел, при этом 334 из них - картели (81,1%). Это на 18,4% больше, чем в 2015 году. Основная масса картелей (89,2%) - сговоры на торгах. Этот показатель вырос на 28,4%, по сравнению с предыдущим годом» [4].

Картели на торгах видоизменились, они стали более масштабными, организованными и зачастую имеют все признаки организованных преступных групп. Если в предыдущие периоды в картельные сговоры вступали обычно 2-3 хозяйствующие субъекта, то в настоящее время количество компаний, участвующих в сговоре, может быть исчисляться десятками, а количество эпизодов картельной деятельности - сотнями[5, С. 12].

Данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок. Ежегодный ущерб только от сговоров на торгах, проводимых по 44-му федеральному закону, составляет сотни миллиардов рублей.

Картели стали одной из угроз экономической безопасности государства. Картели начали меняться качественно: "срок жизни" картеля увеличился в среднем до 2-3 лет, и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях десятками, то сейчас "нормой" стали десятки и сотни аукционов, поглощаемых одним картелем[6].

Антимонопольной службой постепенно нарабатывается опыт правоприменения, который сегодня позволяет достаточно эффективно выявлять и доказывать

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Волков В.Ю.

картели, отстаивать решения в суде. Прошедший год был ознаменован резким ростом числа дел об антиконкурентных соглашениях: если ранее за год их число составляло порядка двухсот, то на данный момент — это более четырехсот дел и еще 228 дел о сговорах с участием органов власти.

Это обусловлено целым рядом факторов. Например, всплеском дел, связанных с картелями на рынках производства и поставок продуктов питания. Там, где была большая составляющая импорта. Цены на эти группы товаров росли из-за дефицита, связанного с санкциями, нестабильным курсом доллара и евро. Но некоторые российские производители решили воспользоваться ситуацией и поднять цены на свою продукцию, о чем и договаривались между собой. По таким картелям с начала 2015 года ФАС России были возбуждены десятки дел, что, несомненно, помогло приостановить рост цен на продукты и пресечь ценовые сговоры на региональном уровне. Необходимо отметить, что такая практика формировалась именно на региональном уровне[7].

Следует отметить, что антимонопольная служба плодотворно сотрудничает с зарубежными коллегами в области борьбы против картелей. ФАС России входит в рабочие группы по картелям Международной конкурентной сети (МКС), объединяющей 143 антимонопольных ведомства различных стран мира. Были выбраны сопредседателями подгруппы по правоприменительной практике, где достигли значительных успехов.

Так, именно по инициативе ФАС РФ совместно с зарубежными коллегами было разработано методическое пособие по выявлению сговоров на торгах, обобщающее лучшую мировую практику и передовые методики выявления подобных соглашений. По отдельным методикам расследования продвинулись далеко вперед по сравнению со многими развитыми странами.

В 2015 году был разработан проект международной конвенции по борьбе с картелями и проведены основные внутригосударственные согласования. Если нам удастся реализовать этот глобальный проект, то международное сотрудничество в области противодействия картелям выйдет на принципиально новый, высокий уровень.

Основа любой рыночной экономики - конкуренция, в свою очередь антиконкурентные соглашения влекут за собой негативные последствия для экономики и потребителей, и входят в число основных угроз для рыночной экономики. Несмотря на то, что антимонопольное законодательство является достаточно молодым и нормы об административной ответственности за конкурентные соглашения соответственно. Уже накоплен богатый опыт правоприменительной практики в данном направлении.

Одним из наиболее эффективных и действенных механизмов, позволяющих обеспечить соблюдение антимонопольного законодательства, является механизм административной ответственности.

Административное законодательство динамично развивается и последние изменения, внесенные в ст 14.32 КоАП РФ, соответствующие международной практике ведущих юрисдикций мира, должным образом повлияют на правоприменительную практику в антимонопольной сфере Российской Федерации.

Анализируя ряд основных проблем при привлечении хозяйствующих субъектов и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов РФ, органов местного самоуправления, к административной ответственности в сфере антимонопольных правоотношений, можно сделать вывод, что данный перечень не является исчерпывающим. Существуют и другие проблемы, ведь на данный момент идет непрерывный процесс становления и развития как антимонопольного законодательства в целом, так и административной ответственности за его нарушение - в частности. На сегодняшний день законодатель идет по пути подробной регламентации каждого неправомерного действия подпадающего под признаки указанные в статьях КоАП РФ, а также установлению четких границ и размеров ответственности, что в дальнейшем приведет к минимизации правонарушений совершаемых в антимонопольной сфере.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017)/ЮПС Консультант Плюс.

2. Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях "Интернет-портал «Российской газеты»

3. "Разъяснение N 3 Президиума ФАС России "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3) Интернет-портал legalacts.ru «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации»

4. Тенишев А.П. "Концепция международного правового акта о борьбе с картелями: проблемы и перспективы принятия" http://fas.gov.ru/documents/document details.html?id=14661 [Электронный ресурс]

5. Тенишев А.П. Картели сегодня: изменение законодательства и практика правоприменения // Конкуренция и право. N 4, 2016. С12

6. Интернет-интервью с А.П. Тенишевым: "Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях: наиболее значимые решения 2015 года и планы на 2016 год" http://www.consultant.ru/ law/interview/tenishev2/ © КонсультантПлюс [Электронный ресурс]

7. Интернет-интервью с А.П. Тенишевым: "Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях: события 2016 года и планы на 2017год"

http://www.consultant.ru/law/interview/tenishev3/#1 © КонсультантПлюс [Электронный ресурс]

8. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id= 49105 [Электронный ресурс]

9. http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id= 49528 [Электронный ресурс]

10.http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id= 49729 [Электронный ресурс]

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.