Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1488
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПДН) / ИНСПЕКТОР ПДН / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОБЯЗАННОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Константин Александрович, Беликов Александр Павлович

На основе анализа действующего законодательства и научной литературы рассматриваются отдельные проблемы, связанные с организацией деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. Для решения выявленных проблем вносятся предложения правового (регламентационного) и организационного характера. Делается обоснованный вывод о необходимости внесения изменений в правовые акты Министерства внутренних дел РФ, регулирующие деятельность сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, изменения подходов к организации их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Константин Александрович, Беликов Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO WORK WITH INFANTS

Based on the analysis of the current legislation and scientific literature, the article examines individual problems related to the organization of the activities of employees of the departments of internal affairs bodies for infant. The main ideas for solving certain pressing problems in the activities of the internal affairs bodies for working with underage are presented in the form of proposals of a legal (regulatory) and organizational nature. A reasoned conclusion is made about the need to amend the legal acts of the Ministry of Internal Affairs regulating the activities of employees of departments of internal affairs bodies for infants and changing approaches to the organization of their activities.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ»

Власов Константин Александрович Беликов Александр Павлович

Отдельные проблемы организации деятельности органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними

На основе анализа действующего законодательства и научной литературы рассматриваются отдельные проблемы, связанные с организацией деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. Для решения выявленных проблем вносятся предложения правового (регламентационного) и организационного характера. Делается обоснованный вывод о необходимости внесения изменений в правовые акты Министерства внутренних дел РФ, регулирующие деятельность сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, изменения подходов к организации их деятельности.

Ключевые слова: несовершеннолетний, подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), инспектор ПДН, профилактика, предупреждение, обязанности, взаимодействие.

Separate problems of the organization of the activities of the internal affairs bodies to work with infants

Based on the analysis of the current legislation and scientific literature, the article examines individual problems related to the organization of the activities of employees of the departments of internal affairs bodies for infant. The main ideas for solving certain pressing problems in the activities of the internal affairs bodies for working with underage are presented in the form of proposals of a legal (regulatory) and organizational nature. A reasoned conclusion is made about the need to amend the legal acts of the Ministry of Internal Affairs regulating the activities of employees of departments of internal affairs bodies for infants and changing approaches to the organization of their activities.

Keywords: infant, juvenile affairs units, inspector of juvenile affairs units, prevention, duties, interaction.

Проблема выявления, предупреждения и профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, всегда была актуальна, однако в настоящее время критичность постановки вопроса повышается по причинам не только реформирования национального законодательства, регулирующего вопросы ювенальной политики, но и изменения качественных характеристик правонарушений, совершенных подростками.

Выявление, профилактика и предупреждение правонарушений несовершеннолетних представляют собой одно из звеньев обеспечения правопорядка и законности. Особое значение при этом приобретают меры, связанные с оказанием воспитательного воздействия на формирующуюся личность несовершеннолетнего, на коррекцию, исправление и перевоспитание тех из них, кто в силу всевозможных обстоятельств свернул с истинного пути.

Стратегической задачей, стоящей перед российским обществом, является поиск путей

снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их предупреждения. В сложившейся ситуации требуется не только повышение качества и интенсивности работы правоохранительных органов, но и активизация теоретических разработок в этой сфере, так как без научного обоснования эффективность борьбы с криминальными проявлениями среди подростков будет недостаточной. В исследовательское поле попали некоторые проблемы, не позволяющие органам внутренних дел осуществлять рассматриваемое направление деятельности в полной мере.

Так, сотрудники полиции ориентированы на выявление несовершеннолетних правонарушителей в процессе несения дежурства.

Но вместе с тем действующее законодательство, регулирующее деятельность полиции, не содержит четких указаний на наличие обязанностей выявлять правонарушения, в том числе совершенные несовершеннолетними.

72

В частности, в ст. 2 Федерального закона «О полиции» [1] законодатель, устанавливая основные направления ее деятельности, указывает, что полиция выявляет преступления, тогда как в отношении административных правонарушений применяется термин «предупреждение», хотя современной юридической доктриной уже довольно давно определены и разграничены понятия предупреждения и профилактики (в данном случае следовало бы упомянуть о существовании Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2] и Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [3].

Согласно подп. «а» п. 33.13.1 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [4], сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) лишь участвуют в осуществлении мероприятий по выявлению несовершеннолетних, причем только употребляющих алкоголь. Пункт 34.1 обязывает выявлять несовершеннолетних правонарушителей на объектах транспорта. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, использование в данной Инструкции понятия объекта транспорта несколько расходится с положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [5], в котором используется термин «объект транспортной инфраструктуры» и дается его определение, а понятие «объект транспорта» используется в действующем праве исключительно в технических нормах. Во-вторых, сотрудники ПДН выявляют не правонарушения, а лиц, являющихся правонарушителями (т.е. совершивших правонарушение ранее, а не совершающих в настоящий момент). Пункт 36 закрепляет обязанность сотрудника ПДН обеспечивать своевременное выявление несовершеннолетних правонарушителей (т.е. выявление правонарушений другими сотрудниками). В п. 37 указано на участие в выявлении правонарушителей, а не правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Пункт 73.2.2 обязывает только направлять информацию о выявленном правонарушении, далее по тексту Инструкции не встречается упоминание о выявлении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Таким образом, несмотря на то, что административные правонарушения являются самы-

ми массовыми и часто остаются латентными, а по степени системного вреда конкурируют с преступлениями, за специализированными подразделениями правоохранительного органа функция их выявления не закреплена. Пробелы в ведомственных нормативных актах, регулирующих организацию и осуществление службы, поднимают вопросы эффективности деятельности рассматриваемых подразделений по реализации положений законодательства о полиции.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних осуществляют специфический вид деятельности, требующий специальных познаний, в том числе особого образования, навыков работы и личностных качеств [6, с. 130]. Реализация их полномочий, несомненно, обеспечивает выполнение задач и функций других подразделений, непосредственно осуществляющих охрану общественного порядка, в частности по выявлению административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Так, в соответствии с пп. 9.1-9.4 Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России [7] названные подразделения осуществляют предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, согласно п. 9.3 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [8] патрульные и постовые наряды, принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, выявляют детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Каким образом это происходит?

Инструкция устанавливает виды и порядок предоставляемой информации, необходимой для осуществления деятельности, например, патрульно-постовой службе (ППС). Действительно, для надлежащей организации и эффективной деятельности строевых подразделений по охране общественного порядка информация имеет важное значение, но в повседневной деятельности сотруднику патрульно-постовой службы полиции (ППСП) нужны именно знания и опыт взаимодействия с несовершеннолетними, тем более с их особой категорией.

Данная проблема частично решена в Наставлении об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции. В частности, среди форм взаимодействия пп. 165.2 и 165.5 уста-

73

навливается, что с сотрудниками ППСП должны проводиться (сотрудниками ПДН. - Примеч. авт.) тактико-специальные занятия, инструктажи и иные обучающие занятия. Однако в перечне полномочий сотрудников ПДН отсутствует указание на обязанность участвовать в инструктажах нарядов патрульно-постовой службы, проводить занятия в рамках служебной подготовки и иных мероприятий.

Устранение данного пробела могло бы способствовать активизации взаимодействия ПДН и ППСП, обеспечить эффективность и оперативность обмена информацией о безнадзорных несовершеннолетних, местах их концентрации или о несовершеннолетних правонарушителях на территории конкретного маршрута патрулирования, включая особенности их личности, а также обучить постовых формам, методам и приемам обращения с несовершеннолетними [9, с. 121].

Качественному повышению эффективности деятельности сотрудников ППСП, участковых уполномоченных, сотрудников ДПС (в условиях возрастания популярности средств индивидуальной мобильности, таких как скейты, самокаты, гироскутеры, моноколеса и т.п., среди несовершеннолетних. - Примеч. авт.) в противодействии (профилактике, предупреждении, выявлении и пресечении) правонарушениям, совершаемым несовершеннолетними, могло бы способствовать участие сотрудников ПДН в проведении занятий по профессиональной служебной подготовке.

Изложенное свидетельствует о назревшей потребности внесения изменений в Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в части установления обязанностей подобного рода.

Одной из ранее не исследованных проблем, препятствующих повышению эффективности работы с несовершеннолетними, является низкое качество подготовки сотрудников полиции к работе с детьми и подростками с девиант-ным поведением, а также с лицами, имеющими различные отклонения в развитии и психике. Отличительная особенность деятельности подразделений по делам несовершеннолетних заключается в том, что к лицам, не достигшим совершеннолетия, требуется иной подход, чем к взрослым. Как следствие, необходима и более высокая квалификация самих сотрудников в области возрастной психологии, девиантоло-гии, этики и эстетики, образования и воспитания, социо- и психокоррекции, правовой и социальной (личностной и групповой) сферах и др.

В идеале каждый сотрудник подразделения ПДН должен иметь высшее образование по юридической, психологической, педагогической специальности, навыки социальной работы, значительный опыт. При этом он должен обладать рядом важных психологических качеств, позволяющих ему работать как с трудными подростками, так и с неблагополучными семьями. Однако в нашей стране повсеместно наблюдается дефицит сотрудников ПДН. В связи с этим территориальные органы внутренних дел упускают важные направления профилактической работы с различными категориями несовершеннолетних правонарушителей, так как часто к работе с несовершеннолетними привлекаются неопытные сотрудники. В большинстве случаев с несовершеннолетними сейчас работают женщины, имеющие в глазах девиантных подростков низкий авторитет [10, с. 41].

Инструкция по организации деятельности ПДН препятствует допуску к самостоятельной работе на закрепленной территории сотрудников ПДН, впервые принятых на службу в ОВД (полицию) на должность сотрудника по делам несовершеннолетних, без наличия первоначальной подготовки по профилю служебной деятельности, а также выпускников образовательных организаций системы МВД России либо переведенных из иных служб, если они до этого не работали в подразделении по делам несовершеннолетних, без прохождения одного месяца стажировки под руководством наставника из числа самых подготовленных сотрудников ПДН [11].

Но работа с подростками настолько сложна, что минимальной подготовки, которую сейчас организуют для сотрудников полиции, недостаточно. Сложившаяся практика такова, что первоначальная подготовка вновь прибывших в подразделения ПДН сотрудников осуществляется на факультетах профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России в течение 17-25 недель. Причем самостоятельная программа подготовки именно сотрудников ПДН как таковая отсутствует. Фактически набирается группа из участковых уполномоченных и сотрудников ПДН, обучающихся вместе, и лишь в подгруппе они изучают отдельную дисциплину по специализации объемом 170 академических часов. Представляется, что ввиду сложности вопросов профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо такой срок увеличить или изменить характер и интенсивность занятий. К тому же требуется разработка специальных самостоятельных программ подготовки сотруд-

74

ников ПДН, построенных с учетом современных знаний о детской психологии и технологий воздействия на делинквентов [12, с. 54]. Также было бы уместно задуматься о возможности реализации в образовательных организациях системы МВД России основных образовательных программ по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация - Административная деятельность полиции, профиль образовательной программы -Деятельность инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних) или по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка (профили образовательной программы - Административная деятельность полиции, Деятельность инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних). А программу по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация - Социальная педагогика, профиль образовательной программы - Подготовка специалистов для подразделений по делам несовершеннолетних) реализовывать во всех образовательных организациях системы, что позволит обеспечить наличие самостоятельно подготовленных специалистов на всех обслуживаемых территориях.

Дополнительно вызывает озабоченность качество профессиональной подготовки и повышения мастерства сотрудников. Приведем пример одного уголовного дела, фигурантом которого стал сотрудник ПДН. От рук матери и ее сожителя погиб малолетний ребенок. Взрослые достаточно длительный период времени истязали его во всех формах. Неравнодушные соседи сообщили о грозящей ребенку опасности, но сотрудник ПДН не отреагировала на это должным образом. В результате преступные действия не были пресечены и ребенок погиб. Данный случай свидетельствует о низкой профессионально-служебной подготовке сотрудника, приведшей к беде [13].

Вполне оправдана необходимость проведения для сотрудников ПДН специальных встреч и семинаров, в том числе в онлайн-формате, на которых они могли бы получать информацию о современных возможностях сетевого общения с обучающимися образовательных организаций, их субкультурах, преступных организациях и др. Необходимо уделять внимание и профессиональному росту сотрудников. Для этого нужно давать им знания о порядке проведения допросов, профилактических бесед со школьниками, их родителями и др. Общение должно носить практический характер. Для этого в занятиях могут участвовать соот-

ветствующие специалисты (психологи, криминологи и др.), специально приглашенные согласно программе повышения квалификации сотрудников ПДН.

Полезным будет внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических сотрудников с инновационными способами и методами профилактики среди молодежи [14].

Одной из трудностей, с которыми сталкиваются сотрудники полиции, работающие с несовершеннолетними, является слабая информационная база подразделений. Отсутствие необходимой информации не позволяет своевременно организовать проведение профилактической работы с подростком и с родителями. Затруднена в данном случае и работа оперативного дежурного.

В настоящее время среди сервисов ИСОД МВД России действует модуль «Инспектор ПДН», в который заносятся данные о доставленных в отдел полиции несовершеннолетних и проводимой с ними индивидуальной профилактической работе. Модуль предназначен для обеспечения учета сведений о несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, их родителях или иных законных представителях, о лицах, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России по делам несовершеннолетних [15]. Наличие единой информационной базы сгладило проблему, но ценность таковых систем не в наличии, а в наполняемости, оперативности размещения данных и их актуальности.

Представляется, что обязанность формирования баз данных о несовершеннолетних должна быть возложена на инспекторов по делам несовершеннолетних, но среди их обязанностей формирование таких баз данных, их обновление Инструкцией не предусмотрено. Необходимость устранения этого пробела обусловливает внесение в Инструкцию пункта следующего содержания: «Инспектор ПДН собранные данные о личности несовершеннолетнего (данные о привлечении к административной ответственности, фотоматериалы, дактилоскопические карты, данные об объявлении несовершеннолетних в розыск, о направлении их в ЦВСНП, учреждения здравоохранения, СУВУЗТ и пр.) заносит в базы данных ИСОД МВД России модуль "Инспектор ПДН"».

Использование указанного сервиса всеми регионами действительно позволяет сократить

75

сроки установления личности несовершеннолетних, в том числе доставленных в ЦВСНП, своевременно принять решение о дальнейшем их устройстве, а также сократить сроки выявления пропавших детей.

На сегодняшний день в работе ПДН накопилось немало проблем, нуждающихся в разре-

1. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2016. № 26, ч. I. Ст. 3851.

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

4. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.

5. О транспортной безопасности: федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

6. Кирюхин В. В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: теоретико-правовые основы и направления совершенствования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.

7. Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495. Документ официально опубликован не был.

8. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. № 19. Документ официально опубликован не был.

9. Дорошенко О.М. Административно-правовое обеспечение деятельности полиции по противодействию правонарушениям несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

10. Хаметдинова Г.П. Административно-правовой статус инспектора подразделения по делам несовершеннолетних // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2.

11. Дорошенко О.М., Простакишина Ю.А. Инспектор по делам несовершеннолетних //

шении. Перспективными направлениями в данной сфере деятельности являются повышение квалификации специалистов, работающих с детьми, а также использование современных технологий. Указанные меры можно считать основой для повышения эффективности работы с несовершеннолетними.

1. On the Police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 No. 3-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7. Art. 900.

2. On the Foundations of the System for the Prevention of Offenses in the Russian Federation: fed. law d.d. June 23, 2016 No. 182-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. No. 26, pt. I. Art. 3851.

3. On the basics of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency: fed. law d.d. June 24, 1999 No. 120-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1999. No. 26. Art. 3177.

4. On approval of the Instructions for organizing the activities of units for minors of the internal affairs bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Oct. 15, 2013 No. 845 // Bull. of normative acts of federal executive bodies. 2014. No. 11.

5. On Transport Safety: fed. law d.d. Febr. 9, 2007 No. 16-FL //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2007. No. 7. Art. 837.

6. Kiryukhin, V.V. Administrative activities of the police for the prevention of juvenile delinquency: theoretical and legal foundations and directions for improvement: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2017.

7. On the approval of the Instruction on the organization of service activities of the combat units of the patrol and guard service of the police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. June 28, 2021 No. 495. Was not officially published.

8. On the activities of the internal affairs bodies to prevent crimes: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Jan. 17, 2006 No. 19. Was not officially published.

9. Doroshenko, O.M. Administrative and legal support of the police activity to counteract juvenile delinquency: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2015.

10. Khametdinova, G.P. Administrative and legal status of the inspector of the unit for juvenile affairs // Law and order: history, theory, practice. 2015. No. 2.

11. Doroshenko, O.M., Prostakishina, Yu.A. Inspector for minors // Scientific almanac. 2016. No. 4-1(18). P. 334-336.

76

Научный альманах. 2016. № 4-1(18). С. 334336.

12. Быстрянцев А.Ф. О проблемных вопросах, возникающих в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и перспективах ее оптимизации // Вопросы студенческой науки. 2018. № 9.

13. Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края по делу № 1-10/2021.

14. Простакишина Ю.А. Реализация компе-тентностного подхода при подготовке социальных педагогов - будущих инспекторов по делам несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2.

15. Вопросы эксплуатации программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка: приказ МВД России от 11 янв. 2016 г. № 1. Документ официально опубликован не был.

12. Bystryantsev, A.F. On the problematic issues arising in the activities of departments for minors of the internal affairs bodies, and the prospects for its optimization // Questions of student science. 2018. No. 9.

13. The decision of the Khabarovsk District Court of the Khabarovsk Territory in case No. 1-10/2021.

14. Prostakishina, Yu.A. Implementation of a competency-based approach in the training of social teachers - future inspectors for juvenile affairs // Bull. of economic security. 2019. No. 2.

15. Issues of software operation for the implementation of the Public Order Maintenance Service: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Jan. 11, 2016 No. 1. Was not officially published.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Власов Константин Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России; e-mail: vka-mail@mail.ru;

Беликов Александр Павлович, кандидат юридических наук, ученый секретарь ВНИИ МВД России; e-mail: a.belikov13@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

K.A. Vlasov, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: vka-mail@mail.ru;

A.P. Belikov, Candidate of Law, Scientific secretary, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: a.belikov13@mail.ru

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.