УДК 347.4
Беспалова Анастасия Игоревна Захарова Галина Серафимовна Северо-Кавказский федеральный университет
Юридический институт Россия, Ставрополь [email protected] galina. zakharova. 64@mail. ru Bespalova Anastasia, Zakharova Galina Serafimovna North -Caucasus Federal University
Institute of Law Russia, Stavropol
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ОКАЗАНИЯ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Аннотация: в статье рассматривается понятие медицинской услуги, её правовая природа, проводится разграничение категорий «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Проводится анализ недостатков в правовом регулировании отношений, возникающий как из договоров оказания медицинских услуг в целом, так и из договоров отдельных видов медицинских услуг, в частности, услуг в сфере пластической хирургии. На основе анализа законодательства и судебной практики выделяются положения, которые представляются существенными и обязательными для закрепления в договоре данного рода. Анализируются положения нормативных актов на предмет пробелов в регулировании.
Ключевые слова: медицинская услуга, медицинская помощь, качество медицинской услуги, информированное согласие, пластическая хирургия.
SOME PROBLEMATIC ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF RELATIONS UNDER THE CONTRACT FOR THE PROVISION OF
MEDICAL SERVICES Annotation: the article discusses the concept of medical service, its legal nature, differentiates the categories of «medical service» and «medical care». The analysis of shortcomings in the legal regulation of relations arising both from contracts for the provision of medical services in general and from contracts for certain types of medical services, in particular, services in the field of plastic surgery, is carried out. Based on the analysis of legislation and judicial practice, the provisions that seem essential and mandatory for fixing in a contract of this kind are highlighted. The provisions of normative acts are analyzed for gaps in regulation. Key words: medical service, medical care, quality of medical services, informed consent, plastic surgery.
Медицинская услуга, являясь разновидностью объектов гражданско-правового регулирования, одновременно выступает и одним из видов услуг в гражданском праве. Она обладает специфическими характеристиками, и в первую очередь, содержит в себе такую составляющую, как медицинская помощь.
Однако существует и другая точка зрения на соотношение категорий «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Так, по мнению Е.В. Песенниковой, они не являются тождественными, и не может медицинская помощь хоть сколько быть включена в содержание медицинской услуги, так как последняя по своей природе не всегда является жизненно необходимой, в отличие от медицинской помощи, отождествление категорий подменяет всё
социальное назначение института медицины. Лишь в редких случаях мы можем говорить о частичном пересечении категорий [1].
На наш взгляд, все же медицинская помощь в общем смысле не является институтом гражданско-правового характера, и поэтому в гражданских правоотношениях может присутствовать только в случае облачения ее в форму (вид) медицинской услуги, именно такая сложная двоякая конструкция используется, когда категории медицинского характера сталкиваются в правовом поле.
Надо заметить, что есть и существенное отличие данных двух категорий в правовом регулировании и оценке. Так, правовое регулирование медицинских услуг осуществляется статьей 84 Федерального закона от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Гражданским кодексом РФ. Медицинская помощь в большинстве случаев оценивается по медицинским, а не юридическим критериям, её нельзя оценить с точки зрения критерия качества, в отличие от медицинской услуги [2, а80].
Ответственность за нарушение правил оказания медицинских услуг, если не присутствуют признаки состава преступления, наступает согласно гражданскому законодательству и положениям договора об оказании медицинских услуг, который выступает регулятором отношений, восполняя недостаточность положений законодательного характера, особенно в плане ответственности медицинских работников, поэтому так важно раскрытие проблем, связанных с договором данного вида.
По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) примерно 10 % всей медицинской помощи в России оказывается с нарушениями законодательства [3, с. 57].
Так, одним из видов медицинских услуг являются услуги в сфере пластической хирургии, договоры по оказанию которых получают всё большее
распространение. Так, в научной среде и правоприменительной практике нет единого мнения относительно того, какие критерии позволят судить об оценке предоставленных результатов пластической операции лицу, и в каком случае при несоответствии результата, желаемого пациентом, результату полученному, можно сказать об оказании некачественной медицинской услуги
[4].
Однако, как быть с риском негативных последствий хирургического вмешательства в виде пластической операции? Кто несет ответственность во внедоговорных случаях и случаях негативных последствий, предусмотренных договором на оказание услуг медицинского характера, сфере пластической хирургии?
Так, если обратиться к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», то можно увидеть наличие пробела в регулировании некоторых вопросов [5]. В частности, согласно положениям данного акта, средний медицинский персонал (медицинские сестры и т.д.) может выполнять услуги медицинского характера по назначению врача-косметолога, однако точный перечень разрешенных манипуляций не приведён. Представляется, что это может послужить «хорошим» фактором для появления большого количества ситуаций, когда организация будет в своих целях отдавать на проведение медицинской сестрой большого количества манипуляций, которые относятся к врачебным, ссылаясь на отсутствие на это запрета в законодательстве.
Судебная практика показывает следующее: если лицо, которое является получателем данной медицинской услуги, было проинформировано о всех негативных последствиях (о чём свидетельствует подпись данного лица на соответствующем документе), которые могут наступить в случае пластической
операции вследствие особенностей физиологического состояния пациента, особенностей зоны, на которой осуществляется оперативное вмешательство пластического характера, которые не влекут вреда здоровью данному лицу и если нельзя говорить о наличии существенных недостатков оказываемой услуги в виде пластической операции, то здесь суд встает на сторону медицинской организации, осуществляющей оказание данного рода услуг.
Так, в решении от 20 сентября 2019 г. по делу № 2-1093/2019 Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга указал, что 6.08.2017 истцом было дано добровольное информированное согласие пациента на проведение процедуры радиочастотной липосакции на аппарате Body Tite, которым истец была проинформирована о цели оперативного вмешательства, показаниях, противопоказаниях и возможных последствиях, в том числе истцу было разъяснено, что рекомендуемая частота проведения процедур зависит от объема локальных жировых отложений и степени сложности обработки данной зоны. Некоторая асимметрия может быть обусловлена костными структурами, которые не были заметны до удаления жира (или были заметными, но не являлись следствием отложения жира); возможно проведение повторных процедур; возможные побочные эффекты и осложнения: уплотнения кожи в области липосакции [6].
В информированном согласии также было указано то, что возможно недостижение желаемого результата, пластическая хирургия - неточная наука, возможны незначительные отклонения от идеальной цели операции.
Негативные последствия операции субъективно оценены истицей и наличествуют в пределах нормы, поэтому говорить о некачественном оказании услуг нельзя. Данное определение суда важно еще и в рамках следующего аспекта: желаемый результат может быть недостижим вследствие физиологического состояния пациента или особенностей той области тела, на которой будет осуществляться пластическая операция [7].
Представляется целесообразным указание полного и подробного перечня проводимых с пациентом медицинских манипуляций, так как это в правовом аспекте сможет обезопасить как медицинского работника, который отвечает за информирование пациента о всех совершаемых в рамках услуги пластической операции действиях, так и пациента, который сможет адекватно оценить всевозможные риски оперативного вмешательства, знать конкретный объем правомочий пластического хирурга.
В июне 2021 года было утверждено Постановлением Правительства РФ №852 новое Положение «О лицензировании медицинской деятельности, (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение). Однако оно вызывает ряд вопросов. Так, в подпункте «а» пункта 6 данного Положения говорится о том, что медицинскими организациями должны соблюдаться не только правила медицинской помощи, но и другие нормативно-правовые акты, перечень которых в данном постановлении приведён. Однако данные нормативные акты нередко противоречат друг другу.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинским организациями платных медицинских услуг» по состоянию на 02.11.2021, разработанный на основе Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года № 1006, поможет устранить некоторые пробелы и коллизии в части регулирования правоотношений в сфере оказания рассматриваемых услуг [8].
Проект дает ответы на вопросы по претензионному порядку урегулирования споров из правоотношений рассматриваемого вида. Положительным моментом является регламентация дистанционного способа заключения договора, а также положение, которое предусматривает хранение договора на оказание медицинских услуг не менее трех лет, что защищает пациента как более уязвимую сторону данных правоотношений и дает ему гарантию на то, что он может реализовать возможность защиты своего права в случае утери договора.
Таким образом, в настоящее время существует огромное количество проблем в регулировании договора оказания медицинских услуг: наличие недостатков принимаемых нормативных актов, отсутствие в договоре важных положений, которые обезопасят не только саму организацию, но и пациента.
Список литературы:
1. Песенникова Е.В., Гриднев О.В., Кучиц С.С. Медицинские услуги или медицинская помощь - актуальный вопрос для государственных учреждений здравоохранения / Research'n Practical Medicine Journal. 2017. №4 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskie-uslugi-ili-meditsinskaya-pomosch-aktualnyy-vopros-dlya-gosudarstvennyh-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya (дата обращения: 01.12.2021).
2. Шахаева, А. М. Пробелы договора возмездного оказания медицинских услуг // Юридический вестник ДГУ. - 2021. - Т. 37. - № 1. С. 80-83.
3. Гаджиев, Р. Г. Отдельные проблемы исполнения договора возмездного оказания медицинских услуг // Форум молодых ученых. - 2021. - № 1(53). - С. 56-60.
4. Мограбян А.С. Актуальные проблемы в сфере оказания косметологических услуг: частноправовой аспект / Lex Russica. 2018. №10 (143) [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktualnye-problemy-
v-sfere-okazaniya-kosmetologicheskih-uslug-chastnopravovoy-aspekt (дата
обращения: 29.10.2021).
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. N 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/70179196/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/// (дата обращения: 20.11.2021).
6. Решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 сентября 2019 г. по делу № 2-1093/2019 [Электронный ресурс] // URL: https://krv--
spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=case&case_id=42 2114895&case_uid=3e5c8576-d0c9-482d-bc28-bf898668eaf0&delo_id=1540005 (дата обращения: 20.11.2021).
7. Зимин Д.А., Меньшикова Л.И., Клюкинов В.Е. Проблемные вопросы организации оказания медицинской помощи по специальности «пластическая хирургия» в условиях изменившегося правового регулирования / Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. №1 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-organizatsii-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-po-spetsialnosti-plasticheskaya-hirurgiya-v-usloviyah (дата обращения: 02.11.2021).
8. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинским организациями платных медицинских услуг» / Федеральный портал нормативных правовых актов [Электронный ресурс] // URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=122182(дата обращения: 15.11.2021).