Научная статья на тему 'Отдельные правовые проблемы деятельности автономных учреждений в сфере образования'

Отдельные правовые проблемы деятельности автономных учреждений в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные правовые проблемы деятельности автономных учреждений в сфере образования»

риоды, привел к возникновению оторвавшейся от народа партийной номенклатуры, хозяев теневой экономики, которые стали стремиться к соединению своих усилий по легализации своей скрытой собст -венности как частной в рамках либерализации. Этим людям нужна была другая страна и они в угоду Западу сделали все, чтобы опорочить и уничтожить социализм в нашей стране.

Можно утверждать, что гибель социалистической системы про -изошла как следствие кризиса идеологии, государственности и высшего управления. Расплата за все это была хотя и постепенной, но неотвратимой: советское общество, доведенное до абсурда идеологией и лживыми представлениями о социалистической исключительности, утратило динамичность, способность к переменам и адекватным ответам на вызовы времени. Это привело к кризису национально-государственной идеи в СССР, а затем к развалу государства. Называется и еще немало других причин дискуссионного характера, но независимо от этого ясно одно - Октябрь 1917 г. положил начало кратковременному функционированию уникальной советской социалистической субцивилизации, и этот противоречивый опыт необходимо учитывать сегодня.

Е. В. Шеховцева

Отдельные правовые проблемы деятельности автономных учреждений в сфере образования

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»1 автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение создается РФ, ее субъектом или муниципальным образованием, что определяет статус автономного учреждения как государственного или муниципального.

Цель создания автономных учреждений - оказание услуг (выполнение работ) в рамках предусмотренных законодательством РФ

1 ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. -2006. - № 45. - Ст. 4626.

146

полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономное учреждение получает право распоряжаться самостоятельно заработанными средствами и имуществом, приобретенным на эти средства. Может размещать свои счета в банках, брать кредиты.

Увеличивается объем хозяйственной самостоятельности учре -ждения. Автономное учреждение сохраняет право, в отличие от бюджетных образовательных учреждений (далее - ОУ), самостоятельно распоряжаться внебюджетными средствами, и эти средства не снимаются с его счетов по окончании бюджетного периода. Учреждение финансируется бюджетом не по статьям бюджетной классификации, а одной строкой в форме субвенции на основании заключенного договора с учредителем в виде госзаказа на нормативной основе. Оно имеет право хранить собственные средства на счетах в различных кредитных организациях. Таким образом, возникает больше возможностей для зарабатывания средств. Насколько это актуально для ОУ, реализующего конституционные гарантии в области бесплатного доступного дошкольного и школьного образо -вания, на наш взгляд, остается вопросом.

Далеко не все ОУ смогут стать автономными. Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению. Предположительно, невозможен переход в автономные учреждения ОУ для детей-сирот, общеобразовательных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открыто -го типа для детей и подростков с отклонениями в психике, специальных коррекционных образовательных учреждений для воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи, малокомплектных сельских школ и т. п.

Таким образом, можно предположить, что следующие типы ОУ не подлежат переводу в автономные учреждения:

•детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский дом семейного типа;

• начальная школа - детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физиче -ском и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

147

•малокомплектные сельские детские сады и школы;

• специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в том числе школы, училища закрытого типа;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

• специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

•специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

•специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-

интернат;

•образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

•оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

•кадетская школа (кадетская школа-интернат).

Автономное учреждение отвечает по долгам своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и взыскания. Такая схема выглядит достаточно привлекательной для учреждения1. Однако следует помнить, что при этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Таким образом, если учреждение не имеет иного имущества, кроме недвижимого и особо ценного, долг «повисает»: за него не отвечает никто, и при этом должник продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура банкротства не про -водится.

Если долги бюджетного учреждения могут быть взысканы за счет казны путем привлечения к субсидиарной ответственности уч-редителя-собственника, то долги автономного ОУ могут оказаться никак не обеспечены.

Исходя из специфики деятельности ОУ в перечень видов особо ценного движимого имущества автономных образовательных учреждений попадет в основном малоценное имущество, именно оно необходимо для осуществления основной деятельности образовательных автономных учреждений (специальная мебель, доски, лабораторное оборудование, учебники).

Перечень видов особо ценного имущества целесообразно под -разделить на два вида: имущество ОУ, реализующих общеобразовательные программы; имущество ОУ, реализующих

профессиональные образовательные программы.

1 Лившиц В.Б. Преобразование дошкольного учреждения в автономное учреждение: риски и проблемы // Справ. руководителя дошк. образования. -№ 8. - 2009.

148

При определении видов особо ценного движимого имущества автономных ОУ необходимо учитывать, что функциями образовательных учреждений являются не только обучение граждан, но и их воспитание, а в отношении образовательных учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы - содержание обучающихся.

Для ОУ, реализующих профессиональные образовательные программы, необходимо учесть имущество, используемое для проведения практик. В особо ценное движимое имущество автономных вузов следует включить имущество, используемое в научноисследовательской деятельности. При этом из состава особо ценного движимого имущества автономных ОУ можно исключить движимое имущество, которое используется для осуществления административно-хозяйственной деятельности ОУ.

Кроме того, для получения лицензии у ОУ должно быть то имущество, которое обеспечивает реализацию образовательных программ. Иными словами, перечень видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения можно сформировать исходя из лицензионных требований к образовательным учреждениям соответствующих типов и видов.

Автономное учреждение не является бюджетным учреждением, следовательно, ограничения пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, установленные в отношении бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяются (письмо Минфина РФ от 20.10.2009 № 03-11-06/2/216).

Операции по реализации работ, услуг данных учреждений, в том числе выполняемых (оказываемых) безвозмездно, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке независимо от источника оплаты этих работ (услуг), в том числе выполняемых (оказываемых) безвозмездно (письмо Минфина России от 25.12.2009 № 03-07-11/331).

В ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» указано, что учредитель автономного учреж -дения должен осуществлять финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на его выполнение. В том числе это касается расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем, включая земельные участки.

Бремя налогов на недвижимое имущество, приобретенное учреждением за счет собственных средств, должно нести само автономное учреждение за счет полученных им доходов, а не за счет средств, выделенных на финансирование государственного или му-

149

ниципального задания. Кроме того, при определении перечня особо ценного движимого имущества будущему автономному учреждению следует обращать внимание на его включение в список основных средств, чье содержание (включая налоги) дорого стоит. Если такого имущества много и сумма налога будет значительной, разумнее включить его в список переданного учредителем как особо ценное. В этом случае бремя содержания такой собственности ляжет на учредителя, а не на учреждение, которое при этом потеряет право свободно распоряжаться этим имуществом1.

Р. Н. Яхонтов

Генезис трудового права в России: проблемы и перспективы развития

Зарождение и развитие трудового права в России прошло весьма неоднозначный путь. Отечественное законодательство о труде развивалось в рамках общецивилизационной тенденции, приблизительно в той же проблемной и хронологической последовательности. При этом отставание от Запада составляло в среднем до полувека 1 2.

До Крестьянской реформы 1861 г. общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян. Законодательство, регулировавшее труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа3.

Оформление самостоятельной отрасли отечественного трудового права связывается с принятием Устава о промышленном труде 1913 г., но более традиционной датой считается 1918 г., когда был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР. Оформление советского типа трудового права завершилось только с принятием КЗОТ РСФСР 1922 г.

Стоит отметить, что несмотря на формальную отмену большевиками после 1917 г. дореволюционного законодательства, включавшего как законодательство Российской империи, так и акты,

1 Яговкина В. А. Налогообложение автономных учреждений // Бюджетный учёт. - № 6. - 2009.

2 Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: в 2 т. Т. 1. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: учеб. - М.: Проспект, 2003. - С. 19-20.

3 Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование: учеб. пособие. - М.: НОРМА, 2001. - С. 1.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.