_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-33 УДК 316.3:004
© ®
Attribution
сс by
ОТДЕЛЬНЫЕ ГРАНИ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА «УМНАЯ ПОЛИЦИЯ» В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ САР МАКАО (КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА)
Чимаров С.Ю.
Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация. Цель: статья посвящена анализу ряду сущностных аспектов технической модернизации полиции Китая в направлении цифровой трансформации, что предусмотрено документами стратегического планирования отмеченного государства. По мнению автора, указанные действия китайского правительства имеют принципиальное значение социального порядка для перевода состояния защиты прав человека на качественно новый уровень. Выявляя особенности инновационного подхода на базе современных технологических решений к совершенствованию правоохранительной деятельности, автор акцентирует внимание на несомненной востребованности зарубежного опыта в указанной области для российской модели аналогичных преобразований. Методы: методологическую основу проведенного исследования составляет диалектический подход к анализу наиболее значимых аспектов формирования национальной модели «умной полиции», способной наиболее эффективно реализовывать свою социальную миссию по поддержанию в обществе должного состояния общественного порядка. В ходе выполненного исследования автор применил совокупность общенаучных (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научных (эвристический, аксиологический) методов научного познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: представленные в статье положения, в части освещения направлений цифровой трансформации полиции, восполняют существующий пробел «по линии» осмысления целесообразности интегрирования в современную правоохранительную практику новых достижений в области цифровых технологий, что позволяет актуализировать внимание отечественных исследователей в отношении проведения более углубленного анализа отмеченного. Выводы и заключения: материалы публикации могут быть использованы в интересах расширения горизонта мировоззрения начальствующих лиц органов внутренних дел и для учета соответствующими специалистами, профессия которых сопряжена с обеспечением инновационного прорыва в решении актуальной задачи по формированию отечественного образца «умной полиции».
Ключевые слова: социальная миссия, общество, «умная полиция», правоохранительная деятельность, цифровая трансформация, новые технологии, зарубежный опыт.
SEPARATE FACETS OF THE SOCIAL SIGNIFICANCE OF THE PHENOMENON «SMART POLICE» IN THE SAR LAW ENFORCEMENT SYSTEM MACAU (PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA)
Abstract. Purpose: the article is devoted to the analysis of a number of essential aspects of technical modernization of the Chinese police in the direction of digital transformation, which is envisaged by the strategic planning documents of the said state. According to the author, these actions of the Chinese government are of fundamental importance for the social order for transferring the state of human rights protection to a qualitatively new level. Revealing the features of an innovative approach based on modern technological solutions to improve law enforcement, the author focuses on the undoubted demand for foreign experience in this area for the Russian model of similar transformations. Methods: the methodological basis of the study is a dialectical approach to the analysis of the most significant aspects of the formation of a national model of «smart police» capable of most effectively implementing its social mission to maintain a proper state of public order in society. In the course of the study, the author applied a set of general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (heuristic, axiological) methods of scientific knowledge, as well as the method of content analysis. Results of the study: the provisions presented in the article, in terms of covering the areas of digital transformation of the police, fill the existing gap «along the line» of understanding the
Sergey Yu. Chimarov
St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
feasibility of integrating new achievements in the field of digital technologies into modern law enforcement practice, which allows us to actualize the attention of domestic researchers in relation to conducting a more in-depth analysis of the above. Conclusions and findings: the publication materials can be used in the interests of expanding the horizon of the worldview of senior officials of the internal affairs bodies and for consideration by relevant specialists whose profession is associated with ensuring an innovative breakthrough in solving the urgent task of forming a domestic model of «smart police».
Keywords: social mission, society, «smart police», law enforcement, digital transformation, new technologies, foreign experience.
Введение.
Высокий уровень проявления угроз и вызовов по обеспечению национального суверенитета любой страны, вызванных последствиями применения цифровых технологий современного информационного общества, предопределяет необходимость принятия адекватных мер, в части цифровой трансформации правоохранительного механизма государства, включая полицию. Исходя из общепринятой точки зрения на указанную проблему, важным показателем отмеченной вариации полиции, в ее «умной» ипостаси, выступает способность данной правоохранительной институции эффективно решать профессионально значимые задачи в системе координат цифрового мира.
Как нам представляется, «умная» полицейская деятельность представляет собой сочетание, как минимум двух факторов:
- во-первых, оперативное получение необходимой информации;
- во-вторых, грамотное применение существующего многообразия высоких технологий (англ. «high tech»).
Указанное обстоятельство способствует необходимости исследования феномена трансформации полиции от ее аналоговой формы применения к цифровому способу реализации своего функционала.
При этом обращение именно к опыту Китайской Народной Республики (далее - Китай) вызвано:
- во-первых, очевидными достижениями этой страны в цифровизации различных сторон общественной жизни, а также в укреплении безопасности государства и личности на основе цифровых технологий XXI века;
- во-вторых, возможностью учета этих достижений в работе по интенсификации процесса перехода российской полиции на востребованный путь необходимых цифровых преобразований, что обеспечит более качественное решение ею правоохранительных задач, корреспондирующих социальной миссии органов внутренних дел России. Указанное обстоятельство подтверждает актуальность темы и направление проведенного исследования.
Обсуждение.
Актуальная по своей сущности и замыслу изучения специалистами различного профиля тема
цифровой трансформации общества вообще и полиции, в частности, в настоящие время становится предметом научного анализа и выработки соответствующих рекомендаций, имеющих важное значение как теоретического характера, так и прикладного порядка, что нашло свое отражение в соответствующей «Ведомственной программе МВД России» [1].
В контексте проведенного нами исследования, несомненный интерес представляют суждения, которые презентовали на научном семинаре (23.12.2020), посвященном выявлению основных направлений в области строительства «умной полиции», представители китайской судебной полиции Лу Юнтао и Лу Цин (кит. Ш;ЖЖ, Ш И) [2].
Апеллируя к накопленному для указанного предметного поля опыту в Макао - в специальном административном районе (САР) Китая в части формирования модели безопасного и «умного города», указанные специалисты представляют качественный анализ «умной» полицейской системы, использующей потенциал действующих «Центра больших данных», «Комплексной платформы больших данных» и технологий облачных вычислений, в интересах:
- во-первых, совершенствования обмена информацией между государственными департаментами, в том числе полиции;
- во-вторых, наращивания инновационной работы полиции в современных цифровых реалиях;
- в-третьих, обеспечения перехода к комплексной разведке правоохранительного толка;
- в-четвертых, формирования инновационной цифровой модели управления общественной безопасностью с открытыми для этой миссии полицейскими службами и непосредственным участием общественности.
На основе проведенного указанными китайскими специалистами анализа планов по оптимизации строительства «умной» полиции в САР Макао и нормативного правового акта САР Макао № 13/2019 от 24.06.2019, именуемого «Закон О кибербезопасности» (кит. ЖШ13/2019Ш£
Ш ШШ-к ;£» БК2019^6Я24Н&#) [3], представляется необходимым обратить внимание на ряд следующих направлений данного процесса в двух областях (технической и управленческой), а именно:
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
1. Переход к качественно новому техническому уровню, связанный с решением таких задач, как:
1) углубление применения системы мобильной полиции (на основе мобильного полицейского оборудования с искусственным интеллектом и бесшовного интернет-соединения);
2) руководство разработкой и цифровым преобразованием полиции (на основе использования технологии больших данных и внедрения инновационных удобных услуг через мобильные интернет-платформы, такие как «Micro Police»);
3) глубокое интегрирование технологии 5G с «умной» полицейской деятельностью;
4) создание более информационно-безопасной и стабильной сетевой среды для построения «умной» полицейской деятельности.
2. Трансформация стиля управления полицией, сопровождаемая комплексным решением свода конкретных задач:
1) планирование дизайна «умной полиции» верхнего уровня (на основе разработки адаптированных к реалиям цифрового мира стандартов данных «умной полиции», стандартов функционального интерфейса и стандартов обслуживания);
2) проведение реформы полицейских механизмов с помощью технологических инноваций, позволяющих правоохранительному ведомству эффективно реализовывать свою миссию в условиях повышенной степени нагрузки на личный состав и агрессивного кибер-воздействия на социум и отдельных граждан;
3) создание «умной» системы подготовки кадров для полиции (на основе: развития и резервирования высококвалифицированных специалистов, владеющих полицейской работой и информационными технологиями; создания системы управления талантами для построения «умной полиции»; обучения специалистов в области информационных технологий, способных продвигать высокие технологии).
Наряду с указанными двумя областями направлений построения «умной полиции» в пределах территории САР Макао, представляется необходимым обратить внимание также на область юридизации процесса трансформации указанного правоохранительного ведомства, правовые контуры которой определены положениями законодательства, закрепленными в соответствующих установлениях нормативных правовых актов, регламентирующих защиту прав и свобод жителей отмеченного САР, а также на вопросы режима персональных данных, гражданско-правовой и уголовной ответственности за нарушение регионального законодательства.
Таким образом, фактор функционирования рассмотренной национальной парадигмы «умной
полиции», по определению, предполагает важное конструктивное значение для решения комплекса задач, сопряженных:
- во-первых, с обменом данных относительно массива информационных ресурсов, являющихся ключевыми для полицейской деятельности;
- во-вторых, с преодолением информационных барьеров между различными акторами процесса обеспечения общественного порядка;
- в-третьих, с устранением географических ограничений и усилением способности полиции к работе в режиме трансграничного взаимодействия;
- в-четвертых, с повышением эффективности управления полицией;
- в-пятых, с повышением эффективности полицейских расследований.
Заключение.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Форсированный характер продвижения современного общества по пути интегрирования в социальную действительность новых технологий, принцип работы которых основан на алгоритмах цифрового обмена, предопределяет необходимость соответствующих по характеру и скорости преобразований для различных конструктивных компонентов государственного механизма, включая его аппарат и учреждения, в том числе полицию.
Актуальность отмеченного обстоятельства обусловлена характером новых вызовов и угроз информационного общества, в котором доминирующее значение приобретают цифровые технологии, потенциал которых нацелен не только на интересы общества и личности, но и на решение корыстных задач ряда организаций и отдельных лиц, действия которых противоречат указанным интересам.
Данная обстановка требует принятия радикальных мер по переводу полиции от традиционной модели на качественно новый уровень, параметры которого соизмеримы с наличием эффективно действующей «умной полиции».
2. Анализ возможностей отмеченной парадигмы «умной полиции» подтверждает необходимость проявления данной правоохранительной институцией принципиально новых подходов к реализации своей социальной миссии с направленностью ее результирующего вектора на поддержание в обществе устойчивого общественного порядка и кардинальное изменение характера противодействия преступности, структура которой все интенсивнее наполняется проявлениями противоправного цифрового обмена.
3. Рассмотрение проблемного поля цифровой трансформации полиции в контексте социальных
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
запросов общества на создание «умной полиции»:
- во-первых, несомненно отвечает интересам государства в части укрепления доверия насе-
ления к практике и результатам полицейской деятельности;
- во-вторых, выступает в качестве одной из приоритетных задач цифровой социологии.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Распоряжение МВД России от 11.01.2022 № 1/37 (ред. от 30.06.2022) «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2022-2024 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Lu Y. Discussion of directions for building a smart police in the context of the development of high and new technologies / Y. Lu, Q. Lu // The «Cross-Strait, Hong Kong and Macau Police Science Seminar» was included in the «Collected Papers». URL : https://www.pj.gov.mo/Web/u/cms/www/202012/23152834ep89.pdf (date of application 07.09.2024).
3. Law of the Macao Special Administrative Region dated June 24, 2019 № 13/2019 «Cybersecurity Law». URL : http://ics-cert.org.cn/portal/page/132/c11c18095b6544dc9de249eaef2c0889.html (date of application 10.09.2024).
References:
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 11.01.2022 № 1/37 (as amended on 30.06.2022) «On approval of the Departmental program for digital transformation of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2022-2024» // SPS «ConsultantPlus».
2. Lu Y. Discussion of directions for building a smart police in the context of the development of high and new technologies / Y. Lu, Q. Lu // The «Cross-Strait, Hong Kong and Macau Police Science Seminar» was included in the «Collected Papers». URL : https://www.pj.gov.mo/Web/u/cms/www/202012/23152834ep89.pdf (date of application 07.09.2024).
3. Law of the Macao Special Administrative Region dated June 24, 2019 № 13/2019 «Cybersecurity Law». URL : http://ics-cert.org.cn/portal/page/132/c11c18095b6544dc9de249eaef2c0889.html (date of application 10.09.2024).
Информация об авторе
Чимаров Сергей Юрьевич
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России https://orcid.org/0000-0002-8323-6953 [email protected]
Sergey Yu. Chimarov
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Professor of the Department
of Personnel Management and Educational Work,
St. Petersburg university of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
https://orcid.org/0000-0002-8323-6953