ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД
РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ
SEPARATE ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF COMBATING CORRUPTION IN THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR TRANSPORT
УДК 93:34
А.Г. ТЕТЕРЮК
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ALEKSANDER G. TETERYK
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
П.В. ИВАНОВ
(Санкт-Петербург-Финлядский ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по СЗФО, Россия, Санкт-Петербург) [email protected]
PAVEL V. IVANOV
(St. Petersburg-Finland Linear Division for Transport of the MIA of Russia of the Administration of the MIA of Russia for Transport for the North-Western Federal District, St. Petersburg, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные правовые, организационные и информационные аспекты реализации принципов противодействия коррупции, закрепленных в современном антикоррупционном законодательстве России. На основе краткого исторического обзора наиболее резонансных коррупционных процессов предпринята попытка ранжировать закрепленные законодателем принципы противодействия коррупции по их значимости и актуализировать необходимость дальнейшего изучения особенностей их реализации в условиях функционирования транспортного комплекса. Авторами последовательно обосновывается необходимость дополнительного уточнения, а точнее смыслового толкования, закрепленного законодателем принципа нетерпимости коррупционного поведения, цель которого должна заключаться в достижении степени невозможности коррупционных проявлений в первую очередь на объектах транспортного комплекса. Проведенный анализ актуальных статистические данных о деятельности территориальных органов МВД России на транспорте по противодействию коррупционной преступности позволяет выделить обстоятельства, препятствующие реализации принципов и обосновать направления создания модели информационной политики противодействия коррупции, реализуемой территориальными органами МВД России на транспорте в условиях транспортного комплекса, что может в дальнейшем способствовать выдвижению детализированных практических рекомендаций по совершенствованию правоохранительной деятельности на транспорте в современных условиях, стать одним из элементов антикоррупционной политики государства.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, нетерпимость коррупции, информационный ресурс противодействия коррупции.
Abstract: the article considers some legal, organizational and information aspects of the implementation of the principles of countering corruption, enshrined in the current anti-corruption legislation of Russia. On the basis of a brief historical review of the most resonant corruption processes, an attempt has been made to rank the principles of counteracting corruption that are fixed by the legislator according to their importance and to actualize the need for further study of the specifics of their implementation in the conditions of the transport complex functioning. The authors consistently substantiate the need for additional clarification, or more precisely, semantic interpretation of the principle of intolerance of corrupt behavior, fixed by the legislator, the goal of which should be to achieve the degree of impossibility of corruption manifestations primarily at the objects of the transport complex. The analysis of actual statistical data on the activities of the territorial bodies for transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia for corruption crimes counteraction makes it possible to single out the circumstances that raise difficulties in the implementation of the principles and to outline the directions for creating an information policy on combating corruption implemented by the territorial bodies for transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of a transport complex, which may promote in further practical recommendations for improving law enforcement activities in transport in modern conditions, and becoming one of the elements of anti-corruption policy of the state.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, intolerance of corruption, the information resource of corruption counteraction.
Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Коррупция как социальное явление давно проникла во все сферы как государственного управления, так и национальной экономики. Транспорт как основа любой экономики, к сожалению, не стал исключением. Высказывание М.Е. Салтыкова-Щедрина, взятое нами за эпиграф к статье, говорит о том, что явления коррупции, в том числе и на объектах транспорта, корнями уходят в далекое прошлое. Да, проблема коррупции далеко не нова, и мы далеко не первые, кто столкнулся с масштабностью распространения такого явления. Различные исторические, а зачастую и переломные этапы развития нашего государства почти всегда сопровождались и коррупционными процессами. Сегодня на скамье подсудимых за совершение коррупционных преступлений оказались федеральные министры, и это не впервые, в совсем не далеком прошлом - 80-е годы ХХ века - в коррупции были уличены советские министры как союзного, так и республиканского масштабов [7, с. 157]. Казалось бы, период тоталитарных репрессий и войны должен был приостановить коррупционные процессы [7, с. 151], в период революционных преобразований и Первой мировой войны не до коррупции, но снова коррупция [6, с. 15]. Дореволюционный период нашей страны также рассматривается как наиболее подверженный коррупции, в XVIII веке коррупционные процессы доходят до министерского уровня [10, с. 96]. Коррупция препятствует и строительству и развитию железнодорожного транспорта [9, с. 110]. Некоторые практические работники говорят о необходимости суровых наказаний, и
при этом мы наблюдаем, как в Китае ежегодно публично исполняются смертные приговоры в отношении коррупционеров различного ранга, а их количество из года в год не меняется [15]. Среди множества теорий появления коррупции есть и такие [14, с. 71; 8, с. 352], согласно которым эти процессы иногда помогают развитию государства. Так, С.М. Будотаров перечисляет действия, которые хотя и относятся к коррупционным, однако ввиду их социальной полезности не могут признаваться таковыми [4, с. 107]. Доля правды в этом есть, но если рассуждать таким образом, то и действия бывшего губернатора Кировской области Н. Белых - получение средств якобы на благоустройство - можно подвести под социальное благо, но при этом игнорируются требования финансовой дисциплины, что чиновник себе позволить не может, ведь такими, казалось бы, мелкими нарушениями можно завуалировать крупное беззаконие.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что у определенной части населения страны не формируется нетерпимость к коррупционному поведению, а, напротив, сформирована устойчивая необходимость именно в коррупционном поведении, то есть «берущие» заинтересованы в потенциале «дающих», «дающие» заинтересованы в сохранении «берущих», что говорит о некоторой стабильности. Для того чтобы правоохранителю выявить такие факты, необходимо убедить одну из сторон в сотрудничестве, а добиться этого возможно лишь когда либо взяткодатель, либо взяткополучатель приблизятся к состоянию невозможности дальнейшего такого поведения, из чего мы приходим к выводу о стохастическом, то есть случайном характере борьбы с коррупцией в целом. Неспроста законодатель в основу борьбы с коррупцией в качестве первой, а вполне допустимо, на наш взгляд, утверждать - и основной
- формы противодействия ставит формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению1.
Используемый законодателем термин «нетерпимость» нуждается в точном толковании, вернее - в уточнении. Так, например, в Толковом словаре [10] нетерпимость трактуется как нежелание или невозможность терпеть кого-то, что-то. И вот здесь отчетливо видно, что между нежеланием и невозможностью есть определенная мера допустимого наличия негативного фактора. Да, мы все не желаем, чтобы коррупция присутствовала в нашей жизни, но миримся с такими фактами до тех пор, пока терпеть такие факты станет уже невозможно. Ведь, как правило, к правоохранителям обращаются только в тех случаях, когда один из участников коррупционного механизма выходит «за рамки сложившегося поведения». Сегодня наша страна столкнулась как раз с невозможностью терпеть дальше происходящие коррупционные процессы. Действовать возможно и путем принятия организационных мер, например, создание на железнодорожном транспорте многофункциональных центров, системы электронных проездных документов значительно сократило возможность коррупционных нарушений в сфере пассажирских перевозок, и это - неоспоримый факт [13, с. 153].
С другой стороны, имеем ли мы право предъявлять какие-либо претензии к предпринимателям, да и государственным служащим, которые в 90-е годы ХХ века были вынуждены участвовать в коррупционных процессах, стараясь сохранить свое дело, а порой и жизнь. Средства массовой информации в нашей новейшей истории уже сформировали у целого поколения престиж богатой и роскошной жизни, конечно, ничего плохого и предосудительного в этом нет, но страшно то, что и цели для достижения этих благ используются любые. Статистические данные свидетельствуют о том, что нетерпимость к коррупционному поведению не формируется. Так, например, по результатам деятельности Управлений на транспорте по федеральным округам общее количество коррупционных правонарушений, выявленных на объектах транспорта, хотя и снижается с 2169 в 2017 году до 2722 - в 2016, однако в структуре начинают преобладать коррупционные правонарушения, связанные со взяточничеством: 1111 - в 2017 году, 825 - в 2016 году, при этом количество выявленных фактов коммерческого подкупа снижается с 90 в 2017 до 31 - в 2016 году [16].
1 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г. № 52 (ч.1). Ст. 6228.
Почему это происходит? Конечно, с одной стороны, возможно, что правоохранительная система в лице подразделений по борьбе с экономической преступностью и противодействию коррупции территориальных органов МВД России на транспорте в целом стали эффективнее выявлять такие факты, но сами цифры свидетельствуют о том, что коррупционные процессы продолжаются, в том числе и на объектах транспорта.
Для приближения нашего поведения к невозможности дальнейшего терпения коррупционных процессов сделано уже многое, но, на наш взгляд, современная правоохранительная система, в частности территориальные органы МВД России на транспорте, недостаточно используют возможность более корректного освещения выявленных фактов коррупционного поведения. Понятно, что на формирование нетерпимости к коррупционному поведению нужны годы и неспроста в качестве одного из приоритетов деятельности органов внутренних дел ставится повышение общественной значимости результатов борьбы с коррупцией. В первую очередь повышение общественной значимости, на наш взгляд, должно заключаться в эффективной информационной интерпретации результатов деятельности, подготовке и доведении до слушателя информации, и речь ни в коем случае не идет о цензуре. Ведь с какими отзывами в информационных сетях мы можем встретиться если, к примеру, за совершение коррупционного преступления задержан медицинский работник, учитель, получившие незначительное вознаграждение, Зачастую такие судебные процессы воспринимаются как поиск и расправа с крайними, некоторые исследователи считают, что это всего лишь имитация правоохранительной деятельности. Необходимо ли таким противоправным действиям давать общественную огласку? Да, конечно, необходимо, другое дело, что наказание должно быть справедливым и проведенное расследование не должно ограничиваться минимальными следственными действиями, ведь зачастую у незначительных коррупционных правонарушений весьма серьезные причины. Ведь почему, к примеру, работник транспорта получает систематически «мизерные» взятки, зная о том, какое наказание может за них последовать? Выявляя такие факты, правоохранители невольно участвуют в «покровительстве» более серьёзных коррупционных правонарушений. Задача правоохранителей, в том числе сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте, не только выявить и наказать, а и устранить условия, сделать в дальнейшем невозможным совершение таких преступлений.
Важно отметить, что модель поведения общества сегодня складывается под непосредствен-
ным влиянием средств массовой информации, которые насаждают психологические моменты, согласно которым коррупция имеет двойной стандарт. Коррупция на государственном уровне - зло, которое общество не приемлет. Но существует и другая коррупция - «обыденная», «повседневная», это уже частица нашей культуры, заложенная еще на Руси, через систему кормлений [11, с. 122]. Например, сегодня подарить конфеты врачу за выполнение возложенных на него обязанностей - это обычное явление. Приходится констатировать, что границы между нормой (конфеты, скидки и др.) и лоббизмом (использование служебного положения) размываются, теряют свои очертания.
Изучая процессы коррупции в транспортном комплексе, в целях проведения профилактики дальнейших коррупционных проявлений обязательно анализировать информацию о том, на какой стадии у должностного лица возникла потребность во взятке и в чем для него лично состояла ее значимость. Любой служащий, участвующий в процессе распределения материальных благ, особенно материальных благ в ограниченных количествах, рано или поздно задумывается о возможности получения определенной благодарности за их распределение. Возможно, взятка воспринимается взяткодателем как определенный символ признания его статуса, который поднимает самооценку, а возможно, и как положительной личности. Поступая на службу, изначально молодой сотрудник, как правило, имеет высокие культурные (моральные) ценности (честно служить государству и пр.), но система засасывает его, как болото, и однажды почувствовав себя «белой вороной», чиновник становится как все [5, с. 110].
В современном информационном обществе коррупционные схемы становятся настолько сложно организованы, что для получения о них информации, а также для выявления, раскрытия и расследования совершенных с их помощью коррупционных преступлений, сотрудники правоохранительных органов, и в частности территориальных органов МВД России на транспорте,
должны обладать повышенным уровнем компетенций, в том числе навыками использования и применения специальной техники, необходимой для оперативного получения информации.
Несмотря на всю сложность изучения психологического аспекта коррупции, сегодня это направление также является очень актуальным. Проводятся исследования психологии поведения не только взяткополучателя, но и взяткодателя. Также большое внимание уделяется изучению общественного мнения по вопросу коррупции.
Как бы мы ни старались завуалировать феномен коррупции, следует признать, что коррупция не только существует, но и процветает. Противостоять всем опаснейшим и отрицательным процессам посредством стандартных методов борьбы является почти невозможным. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть порой очень жестокие, меры не результативны. Борьба с коррупцией должна соответствовать всем требованиям борьбы с преступностью.
Не стоит забывать о том, что важнейшими принципами и одновременно критериями в противодействии коррупции являются прозрачность и гласность всех процессов и деятельности правоохранительных органов, направленных на борьбу с ней, при этом крайне важно осознавать, что их реализация может быть осуществлена только путем эффективного взаимодействия со средствами массовой информации. Не будет лишним и участие различных общественных движений и граждан. Необходимо проводить постоянные беседы с людьми о негативном влиянии коррупции, о ее разрушительной силе.
Проведенное исследование подводит к убедительному выводу о том, что осуществление эффективной антикоррупционной политики возможно не только путем совершенствования законодательной системы, но и путем осуществления оптимального информационного освещения деятельности по противодействию коррупции, направленного на повышение общественной значимости результатов борьбы с коррупцией.
Литература
1. Айрапетян Э.С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях / Актуальные вопросы юридических наук: материалы международной научной конференции (г Челябинск, ноябрь 2012 г). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 68-71.
2. Будотаров С.М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 106-110.
3. Витте С.Ю. Воспоминания. Том I. - Таллин-Москва, 1994. С. 274.
4. Егоров В.А., Казарова Д.С. Коррупция через призму проявления психики человека // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 109-111.
5. Жирнов Е. Преступная деятельность судебных работников // Коммерсантъ Власть. 2009. № 45 (849).
6. Манько А.В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. - Москва, 2012. С. 157.
7. Монгуш Т.М. История зарождения и борьбы с коррупцией в Италии // Молодой ученый. 2017. №11. С. 351-354.
8. Мосолов А.А. При Дворе последнего императора. - Санкт-Петербург, 1992. С. 110.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - Москва: Азбуковник, 1999. 944 с.
10. Пермяков М.В. История возникновения коррупции в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 120-123.
11. Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики). Т. 11. — Ленинград - Москва, 1926-1928. С. 96.
12. Романова З.С. Предоставление муниципальных услуг через многофункциональные центры: материалы всероссийской научно-практической конференции Сахалинского института железнодорожного транспорта - филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Южно-Сахалинске. - Южно-Сахалинск, 2017. С. 152-158.
13. Савченко Н.М. Из истории борьбы с коррупцией в Италии / Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Нижневаторский государственный университет, 2015. С. 169-173.
14. Смирнова Л.Н. Борьба с коррупцией в Китае: Конвенция ООН против коррупции и «особая китайская модель» // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. № 2. С. 71-90.
15. Состояние преступности [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/10486824/ (сведения ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России) (Дата обращения 15.01.2018 г.)
16. Электронный ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/56949.
= References =
1. Airapetyan E.S. Prichiny i usloviya, porozhdayushchie korruptsiyu v Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh usloviyakh / Aktual'nye voprosy yuridicheskikh nauk: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (g. Chelyabinsk, noyabr' 2012 g.). — Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2012. S. 68-71.
2. BudotarovS.M. Ponyatie korruptsii v rossiiskom zakonodatel'stve i yuridicheskoi literature // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 359. S. 106-110.
3. Vitte S.Yu. Vospominaniya. Tom I. - Tallin-Moskva, 1994. S. 274.
4. Egorov V.A., Kazarova D.S. Korruptsiya cherez prizmu proyavleniya psikhiki cheloveka // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2016. № 3. S. 109-111.
5. Zhirnov E. Prestupnaya deyatel'nost' sudebnykh rabotnikov // Kommersant» Vlast'. 2009. № 45 (849).
6. Man'ko A.V. Korruptsiya v Rossii. Osobennosti natsional'noi bolezni. - Moskva, 2012. S. 157.
7. Mongush T.M. Istoriya zarozhdeniya i bor'by s korruptsiei v Italii // Molodoi uchenyi. 2017. №11. S. 351-354.
8. MosolovA.A. Pri Dvore poslednego imperatora. - Sankt-Peterburg, 1992. S. 110.
9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii / Rossiiskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. 4-e izd., dopolnennoe. - Moskva: Azbukovnik, 1999. 944 s.
10. Permyakov M.V. Istoriya vozniknoveniya korruptsii v Rossiiskoi Federatsii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2010. № 4. S. 120-123.
11. Rozhkov N. Russkaya istoriya v sravnitel'no-istoricheskom osveshchenii (osnovy sotsial'noi dinamiki). T. 11. — Leningrad -Moskva, 1926-1928. S. 96.
12. Romanova Z.S. Predostavlenie munitsipal'nykh uslug cherez mnogofunktsional'nye tsentry: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii Sakhalinskogo instituta zheleznodorozhnogo transporta - filiala Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya v g. Yuzhno-Sakhalinske. - Yuzhno-Sakhalinsk, 2017. S. 152-158.
13. Savchenko N.M. Iz istorii bor'by s korruptsiei v Italii / Yugra, Sibir', Rossiya: politicheskie, ekonomicheskie, sotsiokul'turnye aspekty proshlogo i nastoyashchego: sbornik nauchnykh statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Nizhnevartovsk: Nizhnevatorskii gosudarstvennyi universitet, 2015. S. 169-173.
14. Smirnova L.N. Bor'ba s korruptsiei v Kitae: Konventsiya OON protiv korruptsii i «osobaya kitaiskaya model'» // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. № 2. S. 71-90.
15. Sostoyanie prestupnosti [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa - https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/10486824/ (svedeniya FKU «Glavnyi informatsionno-analiticheskii tsentr» MVD Rossii) (Data obrashcheniya 15.01.2018 g.)
16. Elektronnyi resurs: http://kremlin.ru/events/president/news/56949.
(статья сдана в редакцию 02.02.2018)