Научная статья на тему 'Отдельные аспекты реализации прав потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях'

Отдельные аспекты реализации прав потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕРПЕВШИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СУБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / PRECINCT POLICE / THE VICTIM / THE SUBJECT OF PROCEEDINGS CONCERNING AN ADMINISTRATIVE VIOLATION / THE LEGAL STATUSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харыбин А. Ю.

Рассматриваются основные права потерпевшего по делу об административных правонарушениях и его взаимодействие с иными субъектами производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE RIGHTS OF THE VICTIM AS A PARTY TO PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE VIOLATIONS

The article examines the rights of the victim in the case of an administrative offense and its interaction with other participants in the production.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты реализации прав потерпевшего как участника производства по делам об административных правонарушениях»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПОТЕРПЕВШЕГО КАК УЧАСТНИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

А.Ю. ХАРЫБИН,

преподаватель кафедры АЛ и АД ОВД Орловского юридического института МВД России

Научная специальность: 12.00.14 — административная право, финансовое право, информационное право E-mail: mosu-apiadovd@mail.ru Научный руководитель: заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор Н.П. Мышляев; Рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права МосУ МВД России И.Ю. Сизов

Аннотация. Рассматриваются основные права потерпевшего по делу об административных правонарушениях и его взаимодействие с иными субъектами производства.

Ключевые слова: потерпевший по делу об административном правонарушении, правовой статус, субъекты производства, участковый уполномоченный.

SOME ASPECTS OF THE RIGHTS OF THE VICTIM AS A PARTY TO PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE VIOLATIONS

A.Y. KHARYBIN,

lecturer of the Department of Administrative Law and administrative action Institute of Orel Russian Interior Ministry

Annotation. The article examines the rights of the victim in the case of an administrative offense and its interaction with other participants in the production.

Keywords: precinct police, the victim, the subject of proceedings concerning an administrative violation, the legal statuses.

Гарантированность прав и свобод граждан в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и в сфере охраны общественного порядка, в определенной мере зависит от возможности получения ими юридической помощи, а также своевременной защиты со стороны сотрудников милиции от противоправных посягательств.

Однако, изучение юрисдикционной практики органов внутренних дел позволяет утверждать, что участие защитников и представителей при рассмотрении дел об административных правонарушениях составляет около 1% от общего числа всех дел, относящихся к компетенции ОВД. В значительной степени этому способствует содержание ст.ст. 25.2 и 25.5 КоАП РФ,

в которых механизм обеспечения участия защитников и представителей в административно-юрисдикцион-ной практике детально не определен.

Необходимо отметить, также что до настоящего времени в законодательстве отсутствует порядок признания лица потерпевшим при производстве по делам об административных правонарушениях. В связи с чем возникает ряд практических вопросов требующих своего разъяснения, а именно:

• кто признает лицо пострадавшего от правонарушения, потерпевшим;

• какие документы при этом необходимо оформлять;

• каковы основания принятия подобного решения;

• процессуальные сроки и порядок действий должностных лиц применительно к указанным обстоятельствам.

Думается, что решение обозначенных проблем, положительно скажется на содержании данной категории участников административно-юрисдикционого производства.

В ходе проведенного опроса (50 адвокатов в г. Орле и Орловской области), нами были установлены основные причины, обусловливающие сложность реализации помощи адвокатов по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок. В их числе можно назвать: недостаточное количество адвокатов, их загруженность по уголовным и гражданским делам, непрестижность дел об административных правонарушениях в связи с неустойчивым материальным положением клиентов и др. Кроме того, все опрошенные респонденты были единодушны в том, что нормы КоАП РФ, предусматривающие оказание юридической помощи по делам об административных правонарушениях, не обеспечены в должной степени необходимыми правовыми, материальными, организационными гарантиями.

Абсолютное большинство опрошенных нами адвокатов (90%) отметили, что граждане во взаимоотношениях с милицией при наличии правового конфликта зачастую не знают, как себя вести, какие у них права в данной ситуации, каковы могут быть правовые последствия тех или иных действий, осуществляемых в границах выбранного варианта поведения. Что касается права на пользование правовой помощью адвоката по делам об административных правонарушениях, то о нем граждане зачастую не информируются работниками милиции, в результате чего о своем праве на пользование услугами адвоката они не заявляют. Об этом свидетельствует анализ материалов об административных правонарушениях.

Таким образом, можно констатировать, что роль адвокатуры в России по делам об административных правонарушениях не совершенна, несмотря на то, что ежегодно к административной ответственности привлекаются миллионы граждан. Таким образом, вопросы правового регулирования организации и осуществления помощи адвокатов нуждаются в незамедлительном решении, что, безусловно, способствовало бы и реализации положений «Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой быто ни было форме» (принципы 11, 17, 18)'.

Анализ собранной информации позволяет констатировать, что у большинства опрошенных граждан (79%) сформированность установки на самостоятельную индивидуальную правозащиту остается низкой. В случаях нарушения их прав и свобод, граждане предпочитают не обращаться в судебные органы, а используют традиционные каналы обжалования «по начальству».

Отношение граждан к собственным знаниям о правах и свободах, способах и путях их защиты оказалось весьма сдержанным, хотя потребность в расширении и углублении таких знаний явно присутствует. Решить данную проблему можно было бы, в том числе, с использованием возможностей средств массовой информации.

В ответах граждан на вопрос о причинах нарушений прав и свобод в сфере охраны общественного порядка, граждане, в основном, назвали несовершенство законов (сложность их восприятия для среднестатистического гражданина), низкую эффективность деятельности правоохранительных органов.

Характерно, что 70% из числа опрошенных граждан не предпринимали попыток для обжалования незаконных действий работников милиции. Почти половина (48%) поступали, таким образом, из-за неверия в возможность добиться реальной защиты нарушенных прав, каждый третий (33%) — из-за незнания порядка обжалования, 19% — указали на «волокиту» процедуры обжалования противоправных действий.

Основной субъект правовой защиты граждан в сфере охраны общественного порядка — участковые уполномоченные милиции. Изучение практики работы участковых уполномоченных милиции показывает, что в системе ОВД службе участковых уполномоченных милиции принадлежит основная роль в выявлении и пресечении административных правонарушений. Ими ежегодно выявляется и документируется около 57% лиц, совершивших мелкое хулиганство, и 38% лиц, распивающих в неустановленных для этого местах пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию2.

Осуществляя юрисдикционные полномочия, участковые уполномоченные сталкиваются с проблемой

1 Резолюция 43 сессии Генеральной Ассамблеи ООН N° 43/173 от 9 декабря 1989 г. // ООН, Департамент общественной информации. Нью-Йорк, 1989. С. 6—8.

2 По материалам анкетирования сотрудников отдела организации деятельности УУМ и ПДН УВД по Орловской области проведенного в 2009 г. (250 респондентов).

соотношения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях. Неизбежные потери времени во многом предопреде—лены отдаленностью (порою на десятки километров) места задержания и проживания правонарушителя от органов внутренних дел, отсутствием сети дорог и транспортной инфраструктуры, климатическими условиями конкретного региона или местности, что создает реальные препятствия в своевременной явке правонарушителя или его доставлении, а соответственно и в рассмотрении дел об административном правонарушении.

В связи со сложившимся положением назрел вопрос о наделении дополнительными полномочиями участковых уполномоченных милиции по принятию решений в рамках оформления материалов по делам об административных правонарушениях и их рассмотрению. По нашему мнению, положительное решение этого вопроса не приведет к росту нарушений законности, так как существуют достаточно эффективные противовесы возможным злоупотреблениям служебным положением со стороны участковых упол-

номоченных милиции. За рассмотрением материалов этой категории установлен контроль со стороны руководителей ОВД3. Соблюдение законности обеспечивается и другими организационными мерами, в частности, использованием номерных протоколов, учитываемых как бланки строгой отчетности, что снижает возможность их умышленной фальсификации, порчи или утраты.

Положительное решение вопроса о расширении прав участковых уполномоченных милиции при рассмотрении дел об административных правонарушениях, по нашему мнению, позитивно отразится на их авторитете среди населения, повысит оперативность разрешения дел о правонарушениях и, в конечном счете, будет способствовать увеличению их вклада в усиление борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка.

3 Приказ от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. приказов МВД РФ от 3 мая 2003 г. № 300, от 30 марта 2006 г № 217, от 12 апреля 2007 г № 356) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 487 с.

ISBN 978-5-238-01843-0

Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определены милицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологиче-ской профилактики правонарушений. Особое внимание уделено предупреждению милицией преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; против личности; в сфере экономики; террористической и экстремистской направленности; связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; в сфере экологической безопасности; безопасности дорожного движения и др.

Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений системы МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.