References
1. Belenok I.L. Teoreticheskie osnovy professional'no-metodicheskoj podgotovki uchitelya v pedagogicheskom vuze. Dissertaciya... doktora pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2000.
2. Chasovskih N.S. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentovna laboratornyh zanyatiyah po obschej fizike v usloviyah razvivayuschego obucheniya. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2006.
3. Chasovskih N.S. Neobhodimost' vvedeniya v didaktiku principa samostoyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 133 - 139.
4. Formirovanie i razvitie samostoyatel'nosti studentov i Shkolnikov kak strategicheskij obrazovatel'nyj prioritet v praktiko-orientirovannom obuchenii. Rekomendacii mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 10 - 13 avgusta 2016 g. Pod redakciej A.V. Petrova, N.S. Chasovskih. Gorno-Altajsk: RMNKO, 2016.
Статья поступила в редакцию 01.04.17
УДК 371
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special
Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
INDIVIDUAL ASPECTS OF ANTI-TERRORIST ACTIVITIES. The article discusses possible basic structural stages of the countering terrorist activities. The work highlights the key position of opposition, which in turn is divided into constituent elements. The author concludes that it is expedient to create specialized extraterritorial (subordinates) units (groups), with a structure comprising representatives of various operational services. The author shares the results of an analysis of representative selection of victims as terrorists and carrying out counter-surveillance reaction in controlling the work of terrorists. The work proposes detection and constant monitoring of possible religious leaders monitoring the moods of certain social groups, strict preventive measures (destruction of members of terrorist groups) and other events.
Key words: terrorism, counteraction, special equipment, assistance to society, operational activities, law enforcement, legislative measures.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВО
«КрУ МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются возможные основные структурные этапы противодействия террористической деятельности. Выделены ключевые позиции противодействия, которые в свою очередь разбиваются на составные элементы. Автор делает вывод о том, что представляется целесообразным создание специализированных внетерриториальных (подчинённых центру) подразделений (групп), со структурой, включающей в себя представителей различных оперативных служб. Представлен анализ репрезентативного выбора жертв террористами и проведение опережающего контрнаблюдения. В работе говорится о выявлении и постоянном контроле возможных религиозных лидеров, контроле за настроениями отдельных социальных групп. Предлагаются жесткие меры пресечения, в плоть до уничтожения членов террористических групп, и другие мероприятия.
Ключевые слова: терроризм, противодействие, специальные технические средства, помощь общественности, оперативные мероприятия.
На сегодняшней момент терроризм является серьезной угрозой цивилизованному развитию государства. Значимость борьбы с терроризмом неизмеримо высока для сегодняшней России. Приходится признать, что терроризм стал неотъемлемой частью нашей жизни на долгие годы, а значит необходимо свести вместе уже имеющиеся разработки и опыт противодействия терроризму, разработать новые и, таким образом, по возможности, создать единый универсальный комплекс мер по противодействию терроризму. Представляется, что необходимо выделить ключевые позиции противодействия, которые в свою очередь разбиваются на составные элементы. Не претендуя на всесторонность и оставляя вопрос добавления новых элементов или расположения имеющихся в другой последовательности открытым, предлагается нижеследующий вариант комплекса мер по противодействию терроризму (не распределяя элементы по степени важности, а просто в произвольном порядке). Каждый из элементов, по сути, является темой отдельного исследования, поэтому в данной работе, для пояснения, по необходимости, частично раскрываются основные характерные черты элемента, для их более полной трактовки [1 - 5]:
1. Специальные технические средства, из всего многообразия которых можно выделить:
- средства распознания, идентификации, обнаружения и фиксации (объектов, террористов и ВУ), а также радиомониторинга и системы подавления;
- средства перемещения и разминирования;
- заградительные средства (строительство заграждений и интеллектуальные системы защиты объектов);
- системы быстрой передачи данных и отождествления.
2. Помощь общественности
- работа с населением (заключающаяся в обучении взаимодействию с правоохранительными органами, ориентировании
по фактам совершенных преступлений и розыску преступников, выдаче вознаграждений за информацию о террористах. Представляется целесообразным привлечение сил и средств из внебюджетных источников, например, создание различных общественных ассоциаций и т.д., пропаганда и повсеместное использование телефонов доверия, расширение системы внештатных сотрудников (в частности с привлечением консьержей, дворников, частной охраны, владельцев пунктов общественного питания, гостиниц, швейцаров и т.д., с возможным наделением части полномочий (например - задержания (удержания) и доставления) и оказанием встречной помощи (например - ускоренном получении травматического оружия и т. д.);
- работа со СМИ и общественными организациями (формирование общественной, позитивной идеологии, информационное обеспечение деятельности правоохранников, оказание помощи в налаживании контактов между различными социальными и религиозными группами, информирование населения с целью профилактики по способам совершения преступлений, объектам, лицам, признакам и т.д., осуществление постоянного общественного контроля за деятельностью правоохранников, государственных органов и суда).
3. Оперативные мероприятия
- инфильтрация в террористическую среду сотрудников правоохранительных органов (здесь требуется разработка комплекса мер по привлечению в число этих сотрудников проверенных национальных кадров отвечающих национальному составу террористической организации, необходимо законодательно решить вопрос о пределах допустимости различных криминальных деяний, которые могут совершить сотрудники при выполнении данных операций; необходимо соразмерное материальное обеспечение проводимых операций и создание действенных инсти-
тутов государственной защиты лицам, участвовавшим в специальных операциях);
- содействие граждан оперативным подразделениям, приобретение источников информации в преступной среде (заключается в проведении необходимой работы субъектами ОРД, а также, достойного материального подкрепления и создание, в частности, средствами массовой информации позитивной мотивации содействию; обеспечение участников взаимодействия мерами государственной защиты);
- создание псевдотеррористических организаций, использование различных оперативных игр (в данном виде деятельности обязательно необходима соответствующая законодательная база для разграничения от провокаций и введения оперативных данных в процесс доказывания);
- работа в сети Интернет (создание сайтов-ловушек, установление адресов террористических сайтов, контроль возможной подготовки террористических актов);
- пресечение незаконного оборота оружия и наркотиков;
- пресечение деятельности этнических организованных преступных группировок;
- обеспечение внутренней безопасности (заключающееся в пресечении попыток террористических организаций влиять на работу правоохранительных структур, внедрять своих людей в правоохранительные органы, пресечении утечки информации и квалифицированных кадров);
- контроль пораженной «метастазами» экстремизма территории (можно выделить создание сети помощников, аэросъемку, картографирование и интеллектуальный мониторинг целей, организацию электронной разведки).
Представляется, что поддержка местным населением фанатиков осуществляется по трем причинам: они «свои», у них больше денег (на общем уровне) и страх. Работа должна строится на последовательном устранение этих причин.
4. Профессионализм сотрудников правоохранительных органов. В числе основных аспектов которого, по данному направлению выделяются:
- умение предупреждать (в т.ч. оказывать личное воздействие на субъектов предупреждения), выявлять по характерным признакам возможность совершения террористического акта и лиц, склонных их совершать; умение реагировать на угрозу или совершенный террористический акт (владение ситуацией, знание своих прав; представляется целесообразным выдача оружия на постоянное ношение всем сотрудникам правоохранительных органов и презумпция правомерности применения оружия.);
- умение раскрывать совершенные террористические акты;
- постоянный обмен информацией между различными службами и подразделениями в т. ч. с полицией других стран;
- общая готовность (наличие технических средств, связи и т. д.);
Библиографический список
- умение проводить силовые мероприятия, переговоры, прогнозирование и вариативность мышления.
5. Законодательные меры
- введение на законодательном уровне различных ограничений (передвижения, регистрации, возможность высылки и т.д.);
- обеспечение неотвратимости наказания за пособничество, пропаганду и распространение экстремистской литературы;
- конфискация имущества;
- быстрота реагирования на изменения обстановки и отправления правосудия, неотвратимость и жесткость правосудия, упрощенный порядок документирования по оперативной информации;
- выдача террористов;
- социальные гарантии участникам контртеррористической деятельности (сотрудникам, содействующим гражданам, их семьям, свидетелям, потерпевшим).
6. Противодействие финансированию терроризма
- задержание курьеров осуществляющих перевозку наличных денег (здесь необходима законодательная возможность конфискации и наказания);
- пресечение переводов через финансовые структуры, ложные фонды и т. д. (ликвидации выявленных финансовых структур и наказания руководителей);
- раскрытие фальшивомонетничества и финансового мошенничества как преступлений, подрывающих экономические устои государства.
Кроме осуществления различными службами работы по вышеуказанному комплексу мероприятий представляется целесообразным:
- создание специализированных внетерриториальных (подчиненных центру) подразделений (групп), со структурой, включающей в себя представителей различных оперативных служб, а также с выделенными по линиям работы следователями и судьями;
- анализ репрезентативного выбора жертв террористами и проведение опережающего контрнаблюдения;
- выявление и постоянный контроль возможных религиозных лидеров, контроль за настроениями отдельных социальных групп;
- жесткие меры пресечения (уничтожение членов террористических групп);
- активнее привлекать негосударственные организации (общественные движения, организации, политические партии и т. д.) провластной направленности.
Конечно же, вышеуказанные меры могут вызвать полемику, но они применялись в России раньше и сейчас применяются в других странах мира. Борьба с терроризмом - процесс длительный, комплексный, частично идеологический, частично экономический, но все же - это борьба, в которой выиграет тот, кто умеет бороться жёстко, а может и жестоко.
1. Красников В.Н., Гуров Д.В. Исторические аспекты взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества при предупреждении и раскрытии преступлений. Вестник СевКавГТИ. 2016; 2 (25): 99 - 102.
2. Цымбаленко С.В., Гуров Д.В., Красников В.Н. Становление и развитие института взаимодействия органов внутренних дел с общественностью в Российской Федерации. Успехи современной науки. 2016; Т. 3; № 5: 41 - 45.
3. Гуров Д.В. Правоохранительные структуры и гражданское общество в контексте новых вызовов времени. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 135 - 137.
4. Гуров Д.В. Проблемы становления правопорядка: гражданское общество как приоритетная сфера педагогического взаимодействия правоохранительных структур. Вестник СевКавГТИ. 2014; 19: 108 - 110.
5. Гуров Д.В. Деятельность оперативных подразделений при обеспечении массовых мероприятий. Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013; 1 (19): 52 - 54.
References
1. Krasnikov V.N., Gurov D.V. Istoricheskie aspekty vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh struktur i grazhdanskogo obschestva pri preduprezhdenii i raskrytii prestuplenij. Vestnik SevKavGTI. 2016; 2 (25): 99 - 102.
2. Cymbalenko S.V., Gurov D.V., Krasnikov V.N. Stanovlenie i razvitie instituta vzaimodejstviya organov vnutrennih del s obschestvennost'yu v Rossijskoj Federacii. Uspehisovremennoj nauki. 2016; T. 3; № 5: 41 - 45.
3. Gurov D.V. Pravoohranitel'nye struktury i grazhdanskoe obschestvo v kontekste novyh vyzovov vremeni. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 135 - 137.
4. Gurov D.V. Problemy stanovleniya pravoporyadka: grazhdanskoe obschestvo kak prioritetnaya sfera pedagogicheskogo vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh struktur. Vestnik SevKavGTI. 2014; 19: 108 - 110.
5. Gurov D.V. Deyatel'nost' operativnyh podrazdelenij pri obespechenii massovyh meropriyatij. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2013; 1 (19): 52 - 54.
Статья поступила в редакцию 12.04.17