Научная статья на тему 'Феномен гражданского общества как приоритетная сфера социально-педагогического взаимодействия правоохранительных структур'

Феномен гражданского общества как приоритетная сфера социально-педагогического взаимодействия правоохранительных структур Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / LAW ENFORCEMENT STRUCTURES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуров Д.В.

В статье рассматриваются вопросы феномена гражданского общества как приоритетной сферы социально-педагогического взаимодействия правоохранительных структур. Процесс взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур является двусторонним процессом взаимовлияния и взаимопреобразования. Автор делает вывод о том, что проблема осведомлённости сотрудников правоохранительных органов о позиции гражданского общества по основным проблемам требует, неотложного решения. Знания сотрудников в сфере общественного мнения в отношении конкретных ситуаций, происходящих в обществе, являются необходимыми для понимания реальной ситуации в обществе. Такая осведомленность помогает в конкретных ситуациях профессиональной деятельности сотрудникам ОВД ставить реальные достижимые задачи, избирать оптимальные средства для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CIVIL SOCIETY AS A PRIORITY SPHERE OF SOCIO-PEDAGOGICAL INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT STRUCTURES

The article deals with the phenomenon of civil society as a priority area of socio-pedagogical interaction of law enforcement agencies. The process of interaction between civil society and law enforcement agencies is a bilateral process of mutual influence and mutual transformation. The author concludes that the problem of awareness of law enforcement officers about the position of civil society on the main problems requires urgent solutions. The knowledge of employees in the field of public opinion in relation to specific situations occurring in the society is necessary for understanding the real situation in society. This awareness helps in specific situations of professional activity of ATS employees to set real achievable goals, to choose the best means to solve them.

Текст научной работы на тему «Феномен гражданского общества как приоритетная сфера социально-педагогического взаимодействия правоохранительных структур»

Технологии:

1) построение жизненных сценариев (прошлое, настоящее, будущее);

2) составление альбома жизни (древо семьи, воспоминани-яyparehtocsенорукимйджа ребёнка о семье, о жизни в детском доме);

3) составление семейного альбома (фотографии родственников - близких и дальних, - ребёнка в прошлом и настоящем);

4) «Моя малая Родина» - составление книги жизни - город, где родился, живу, расту, получаю образование, любимые места и т.д.

Все формы помощи, методы, технологии реализуются на микро- и макроуровнях По мнению Ф.А. Мустаевой, микро-уровень - это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие [3]. Для воспитанников детского дома это, прежде всего, детский дом, школа, микрорайон города, а также наличие учреждений дополнительного образования, кинотеатров, спортивных школ, клубов, музеев, театров, библиотек. Эффективность социальной адаптации конкретного воспитанника зависит от степени включенности этого ребёнка в жизнь микроуровня. Одной из главных задач воспитателей детских домов является: увлечь ребёнка, заинтересовать и помочь реализовать себя на микроуровне.

Помощь, которая оказывается на макроуровне, служит, прежде всего, цели привития социальных знаний, умений и навыков, помогающих воспитанникам адекватно воспринимать усложняющуюся и непрерывно изменяющуюся ситуацию в стране, развития социальной компетентности и социальной идентичности, а также по преодолению кризиса в нравственно-духовной сфере, развитию общечеловеческих ценностей. Ребёнок-сирота, так же как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество социальных ролей. Осваивая эти роли, человек и становится личностью. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит, и усвоение ее как таковой ребёнком, подростком, оставшимся без попечения родителей, оказывается затруднительно и требует индивидуального педагогического воздействия. Детский дом - семья, где живут и воспитываются дети, и только здесь их могут научить необходимым социальным навыкам и умениям. Выделим некоторые навыки, разработанные Г.В. Семья [4], необходимые в самостоятельной жизни:навыки ухода за собой; навыки общения; навыки проведения свободного времени; навыки обучения и трудовые навыки.

Представленная нами программа «Я - вчера, сегодня, завтра...» - комплексная, личностно-ориентированная программа овладения воспитанниками детского дома социальной компе-

Библиографический список

тентностью, в состав которой входят умения: ориентироваться в социальных ситуациях; правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; выбирать адекватные способы обращения с другими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

В основу содержания программы «Я - вчера, сегодня, завтра...» положены следующие источники:

- анализ затруднений на микро- и макро-уровнях, выявленные у воспитанников в повседневной деятельности и самостоятельной жизни, проведенный на основе диагностики социальных навыков и умений;

- анализ педагогической среды, созданной в детском доме;

- анализ форм, методов, технологий, применяемых в работе педагогическим коллективом и специалистами детского дома;

- уровень притязаний педагогического коллектива;

- анализ методической литературы, исследований и научных публикаций, нормативно-правовых документов по организации деятельности детского дома.

Концепция образования и развития детского дома - «Детский дом - Дом Жизни» направлена на формирование выпускника, способного к адаптации в современных социальных условиях, подготовленного к самостоятельной жизни и труду в условиях рыночной экономики.

Программа «Я - вчера, сегодня, завтра...» предполагает сотрудничество педагогов и воспитанников детского дома. Программа состоит из трех ступеней: 1-я ступень: «Мой дом» (воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста), 2-я ступень: «Я сам, Я могу» (воспитанники среднего школьного возраста), 3-я ступень: «Я в будущем» (воспитанники старшего школьного возраста). Программа работает поэтапно по формированию навыков и умений от более простых к сложным с учетом возрастных особенностей детей. Требования к умениям и навыкам на каждой ступени соответствуют возрастным особенностям воспитанников. Каждая ступень автономна, однако в целом, дополняя друг друга, складываются в целостную социально-воспитательную программу.

Каждая ступень включает в себя блоки. Блок состоит из теоретических и практических занятий, игровых и праздничных программ, экскурсий, встреч, конкурсов, психологических, социально-ролевых и развивающих занятий и всевозможных форм воспитательской работы. По окончании работы каждого блока проводиться анализ сформированности умений и навыков в той форме, которую выбирают воспитатель и воспитанники - творческое дело, игра, конкурс, выставка и т. д. После подведения итогов определяются достижения каждого воспитанника, успехи и неудачи, пробелы, которые требуют продолжения индивидуальной работы с ребёнком по тому или иному направлению деятельности.

1. Красницкая Г.С. Усыновление: вопросы и ответы. Москва, 2015.

2. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. Социальная психология и философия. 2013; Вып. 2: 111 - 120.

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. Учебник для вузов. Москва, 2016.

4. Семья Г.В. и др. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Москва, 2009.

References

1. Krasnickaya G.S. Usynovlenie: voprosy i otvety. Moskva, 2015.

2. Miloslavova I.A. Adaptaciya kak social'no-psihologicheskoe yavlenie. Social'naya psihologiya i filosofiya. 2013; Vyp. 2: 111 - 120.

3. Mustaeva F.A. Social'naya pedagogika. Uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2016.

4. Sem'ya G.V. i dr. Social'no-psihologicheskie tehnologiipostinternatnoj adaptacii vypusknikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.07.18

УДК 371

Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: gdv07@inbox.ru

THE PHENOMENON OF CIVIL SOCIETY AS A PRIORITY SPHERE OF SOCIO-PEDAGOGICAL INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT STRUCTURES. The article deals with the phenomenon of civil society as a priority area of socio-pedagogical interaction of law enforcement agencies. The process of interaction between civil society and law enforcement agencies is a bilateral process of mutual influence and mutual transformation. The author concludes that the problem of awareness of law enforcement officers about the position of civil society on the main problems requires urgent solutions. The knowledge of employees in the field

of public opinion in relation to specific situations occurring in the society is necessary for understanding the real situation in society. This awareness helps in specific situations of professional activity of ATS employees to set real achievable goals, to choose the best means to solve them.

Key words: civil society, social and pedagogical interaction, law enforcement structures, interaction, internal Affairs bodies, citizen, society.

Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники,

ФГКОУ ВО «КрУ МВД России», (Ставропольский филиал), г. Ставрополь, E-mail: gdv07@inbox.ru

ФЕНОМЕН ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР

В статье рассматриваются вопросы феномена гражданского общества как приоритетной сферы социально-педагогического взаимодействия правоохранительных структур. Процесс взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур является двусторонним процессом взаимовлияния и взаимопреобразования. Автор делает вывод о том, что проблема осведомлённости сотрудников правоохранительных органов о позиции гражданского общества по основным проблемам требует, неотложного решения. Знания сотрудников в сфере общественного мнения в отношении конкретных ситуаций, происходящих в обществе, являются необходимыми для понимания реальной ситуации в обществе. Такая осведомленность помогает в конкретных ситуациях профессиональной деятельности сотрудникам ОВД ставить реальные достижимые задачи, избирать оптимальные средства для их решения.

Ключевые слова: гражданское общество, правоохранительные структуры, взаимодействие, органы внутренних дел, гражданин, общество.

Любое общество объективно заинтересованно в становлении должного правосознания, которое создает наиболее благоприятные условия взаимодействия людей в обществе на основе признания верховенства права в социальных отношениях, поскольку в основе любого демократического общества лежат прочные правовые институты и уважение к ним со стороны населения. В зарубежных странах взаимоотношения между правоохранительными структурами и гражданами складываются на базе, как указывает А.Л. Андреев (2004), «правовой культуры, обеспечивающей своего рода «абсолютизм закона» и высокий уровень законопослушания». Кроме того, эта культура строится на принципах взаимного партнерства, реализация которых позволяет достичь высокого авторитета правоохранительных служб среди граждан. При этом авторитет данных служб намного выше авторитета большинства политических институтов и ряда должностных лиц государства. В России же, несмотря на провозглашенные правовые декларации, установление правопорядка остается проблематичным в силу неустойчивости его характера. Это обусловливает возникновение и развитие тенденций к чрезмерному правовому регулированию всех сфер общественной жизни. Такая тенденция приводит к избыточной формализации общественной жизни, к тому, что право утрачивает один из своих признаков - социальную значимость. Формализация социально-правовой действительности придает правомерному поведению неустойчивый (конформистский либо маргинальный) характер. Углубляющиеся на этом фоне социальные противоречия представляют угрозу для самого существования российской государственности.

Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является организация педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обществом. На основе различных подходов, в нашем исследовании гражданское общество понимается не как абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое, а как действительное состояние общества в определенное время, в определенной стране, сохраняющее органическую связь граждан с государством. При этом последнее должно обеспечивать все атрибуты правовой государственности, главным образом -правосудие.

За прошедшие годы модель гражданского общества, разработанная Г.Гегелем, претерпела существенные изменения. В современной теории гражданского общества, активно разрабатываемой в отечественной науке (А.Н. Аринин, М.В. Баглай, В.И Бакштановский, А.И. Бобылев, А.Б. Венгеров, И.А. Гобозов, В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, М.С. Каган, А.П. Кочетков, И.Б. Левин, Л.И. Якобсон и др.), органично используются как государственно-правовой, так и социологический подходы.

В настоящее время понятие «гражданское общество» имеет два основных значения: 1) гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и 2) гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению

которого стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей, что сохраняет свою актуальность и в современном мире. В первом значении гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений государства: семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные, отношения различных социальных страт, демографический состав общества, формы общения людей и т. д. - иными словами все, что неподконтрольно государству. Второе значение понятия «гражданское общество» существенно отличается от первого. Как идеал и лозунг гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество - общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, призванные защищать интересы этих личностей [1].

Нас интересует, прежде всего, гражданское общество в своём первом понимании, отражающем специфику современной социальной ситуации, в которой будет рассматриваться процесс педагогического взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур.

Взаимодействие граждан и государства осуществляется, как правило, через институты правоохранительных органов, что в значительной степени обусловливает стабильность и эффективность функционирования первого. Это позволяет говорить о том, что социальное назначение правового государства заключается в создании и развитии гражданского общества. Переплетение этих интересов предопределяет возникновение и развитие си-нергетических (самоорганизационных) процессов в жизни гражданского общества, что, в конечном итоге, формирует специфику взаимоотношений гражданского общества и правоохранительных структур, а, следовательно, и специфику их взаимодействия.

Все вышесказанное требует от нас рассмотрения процесса взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур с точки зрения его многофакторности, полифункциональности и интегративности, что предполагает не только рассмотрение сторон взаимодействия в качестве равноправных субъектов этого процесса, но и изучение явления взаимопостроения и взаимного жизнеобеспечения указанных субъектов. Другими словами, если правоохранительные органы стремятся использовать гражданское общество как помощника в деле обеспечения прав и свобод граждан и предотвращения фактов нарушения этих прав, то гражданское общество, в свою очередь, нуждается в правоохранительных структурах как инструменте, обеспечивающем его стабильность и жизнеспособность. Процесс взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур предстает перед нами как двусторонний процесс взаимовлияния и взаимопреобразования, что позволяет выделить и обосновать педагогический характер рассматриваемого феномена.

Гражданское общество как приоритетная сфера педагогического взаимодействия правоохранительных структур является, прежде всего, сферой установления социального порядка путем наведения порядка правового. Правовой аспект социального порядка в том, что он создает гражданскую правоспособность, возможность иметь права и нести обязанности в сферах общественных отношений. При этом правовой порядок поддерживается не только юридическими санкциями, но и моральной обязанностью каждого человека, что превращает его в признанный, действенный порядок. Такая моральная обязанность возникает как результат воспитания, а значит, имеет педагогическое обоснование. Вместе с тем в работах по теории права и гражданского общества практически не упоминается категория «педагогика» и ее составляющие и основные понятия. Исключение делается лишь для понятия «воспитание», но и оно рассматривается без понимания и учета стоящей за ним педагогической реальности. Однако без учета педагогической специфики взаимодействия работников правоохранительных органов и граждан российского общества невозможно оценивать его результаты как эффективные.

Как объект педагогического взаимодействия, в отношении которого осуществляется ориентационное управление, гражданское общество обязано содействовать выполнению прав и обязанностей, а также должно использовать его результаты.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что проблема организации и осуществления педагогического взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур отличается комплексным характером, а значит, нуждается в комплексном решении. Это решение требует [2 - 4]:

Во-первых, соответствующего социально-психологического состояния населения, обеспечивающего благоприятный для взаимодействия климат: солидарность граждан с деятельностью правоохранительных структур, ее задачами и методами (согласованность ценностных ориентаций), готовность оказать помощь. Одной из необходимых предпосылок существования такого климата является достаточная осведомленность граждан о характере и результатах деятельности правоохранительных органов. При этом проблема благоприятствующего взаимодействию социально-психологического климата требует решения на различных уровнях: от страны в целом до зоны, обслуживаемой конкретным сотрудником.

Во-вторых, решение обозначенных задач требует также определенного психологического настроя оперативных и руководящих работников правоохранительных структур, их убежденности в необходимости взаимодействия с населением, понимание того факта, что время и средства, затраченные на работу с гражданами сегодня, а их активизацию и организацию, завтра принесут несоизмеримую пользу. Если от позиции граждан зависит их реакция на акции правоохранительных органов, то характер, направленности и интенсивность этих акций, преобладание тех или иных средств достижения целей в очень значительной степени зависит от ценностных и иных ориентаций должностных лиц.

В-третьих, негативное отношение отдельных работников правоохранительных органов к идее взаимодействия с членами гражданского общества в значительной степени объясняется недостаточной осведомленностью многих работников о возможностях взаимодействия и неумением реализовывать эти возможности. По совокупности неумение и непонимание могут привести к неприятию некоторыми работниками правоохранительных структур даже потенциальной возможности успешного взаимодействия с гражданским обществом.

В-четвертых, неотложного решения требует проблема осведомленности сотрудников правоохранительных органов о реальной позиции гражданского общества в целом (и его отдельных групп или членов, в частности), по основным проблемам, решаемым правоохранительными структурами. Такая осведомленность помогает в конкретных ситуациях ставить реальные достижимые задачи, избирать оптимальные средства для их решения. Подобная осведомленность может быть достигнута путем изучения общественного мнения в ходе повседневной деятельности правоохранительных органов и путем использования специальных методов.

В-пятых, необходима организация системы максимально полного получения информации, идущей от граждан и являющейся одним из элементов управленческих связей между гражданским обществом и правоохранительными структурами. Значимость этой информации достаточно велика, что требует направления её в максимально сжатые сроки и оптимальным путем именно той правоохранительной структуре или тому конкретному работнику, которому она необходима для выработки управленческого решения или коррекции уже принятого.

Библиографический список

1. Андреев А.Л. Правовой менталитет и отношение к милиции в российском обществе: социокультурные аспекты. Мониторинг общественного мнения. 2004; 4: 33 - 44.

2. Гуров Д.В. Правоохранительные структуры и гражданское общество в контексте новых вызовов времени. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 135 - 137.

3. Гуров Д.В. Проблемы становления правопорядка: гражданское общество как приоритетная сфера педагогического взаимодействия правоохранительных структур. Вестник СевКавГТИ. 2014; 19: 108 - 110.

4. Гуров Д.В. Формирование правовой активности как условия эффективного педагогического взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества. Инновации в образовании. 2012; 4: 117 - 124.

References

1. Andreev A.L. Pravovoj mentalitet i otnoshenie k milieu v rossijskom obschestve: sociokul'turnye aspekty. Monitoring obschestvennogo mneniya. 2004; 4: 33 - 44.

2. Gurov D.V. Pravoohranitel'nye struktury i grazhdanskoe obschestvo v kontekste novyh vyzovov vremeni. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 135 - 137.

3. Gurov D.V. Problemy stanovleniya pravoporyadka: grazhdanskoe obschestvo kak prioritetnaya sfera pedagogicheskogo vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh struktur. Vestnik SevKavGTI. 2014; 19: 108 - 110.

4. Gurov D.V. Formirovanie pravovoj aktivnosti kak usloviya 'effektivnogo pedagogicheskogo vzaimodejstviya pravoohranitel'nyh struktur i grazhdanskogo obschestva. Innovacii v obrazovanii. 2012; 4: 117 - 124.

Статья поступила в редакцию 23.07.18

УДК 37

Klebleev Sh.A., postgraduate, teacher, Department of Applied Informatics, Crimean Engineering Pedagogical University

(Simferopol, Russia), E-mail: shefket_89@bk.ru

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE. The article presents an analysis of the competence approach and competence in the system of Russian education. One of the main problems shown by the scientists of that time is the education system in the Russian Federation. Considerable attention is paid to the research, which allows modern scientists to achieve the greatest efficiency in the formation of competence. In this article, the principles of successful modernization of the current system are analyzed. Two main concepts are compared, such as "competence" and "competency" with reasoned conclusions based on reliable sources. The article reveals the main reasons for the most successful application of the above concepts to the current education system.

Key words: competence, competence, competence approach, subject competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.