Научная статья на тему 'Отдельные аспекты привлечения организаторов спортивных мероприятий, собственников и пользователей объектов спорта к уголовной ответственности'

Отдельные аспекты привлечения организаторов спортивных мероприятий, собственников и пользователей объектов спорта к уголовной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SPORT / ATHLETE / SPORTS EVENT / CRIMINAL LIABILITY / ORGANIZER OF A SPORTS EVENT / USER OF A SPORTS FACILITY / OWNER OF A SPORTS FACILITY / CRIMINAL CODE / СПОРТ / СПОРТСМЕН / СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАТОР СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ СПОРТИВНЫМ ОБЪЕКТОМ / СОБСТВЕННИК СПОРТИВНОГО ОБЪЕКТА / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанова Татьяна Анатольевна, Тащиян Аршак Андраникович, Биналиев Азалхон Тамалович

В статье отмечено, что сегодня в российском законодательстве нет эффективного механизма привлечения вышеуказанных лиц к уголовной ответственности за несоблюдение или неисполнение установленных предписаний по обеспечению безопасности в ходе проведения спортивных мероприятий. Предлагаются решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанова Татьяна Анатольевна, Тащиян Аршак Андраникович, Биналиев Азалхон Тамалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INSTITUTION CRIMINAL PROCEEDINGS AGAINST ORGANIZERS OF SPORTS EVENTS, OWNERS AND USERS OF SPORTS FACILITIES

The article notes that today there is no effective mechanism in Russian legislation to bring the above-mentioned persons to criminal responsibility for non-observance or non-performance the established safety regulations during sports events. Solutions to this problem are proposed.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты привлечения организаторов спортивных мероприятий, собственников и пользователей объектов спорта к уголовной ответственности»

УДК 343.222 ББК 67.408

© 2019 г. Степанова Татьяна Анатольевна,

директор Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета кандидат педагогических наук, доцент.

Тащиян Аршак Андраникович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Биналиев Азалхон Тамалович,

начальник кафедры физической подготовки Ростовского юридического института МВД России.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, СОБСТВЕННИКОВ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ СПОРТА К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В статье отмечено, что сегодня в российском законодательстве нет эффективного механизма привлечения вышеуказанных лиц к уголовной ответственности за несоблюдение или неисполнение установленных предписаний по обеспечению безопасности в ходе проведения спортивных мероприятий. Предлагаются решения данной проблемы.

Ключевые слова: спорт, спортсмен, спортивное мероприятие, уголовная ответственность, организатор спортивного мероприятия, пользователь спортивным объектом, собственник спортивного объекта, Уголовный кодекс.

Stepanova Tatiana Anatolyevna - Director of the Academy of Physical Culture and Sports of the Southern Federal University, PhD in Pedagogics, Associate Professor.

Tashchiyan Arshak Andranikovich - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, PhD in Law.

Binaliev Azalkhon Tamalovich - Head of the Department of Physical Training of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia.

SOME ASPECTS OF INSTITUTION CRIMINAL PROCEEDINGS AGAINST ORGANIZERS OF SPORTS EVENTS, OWNERS AND USERS OF SPORTS FACILITIES

The article notes that today there is no effective mechanism in Russian legislation to bring the above-mentioned persons to criminal responsibility for non-observance or non-performance the established safety regulations during sports events. Solutions to this problem are proposed.

Keywords: sport, athlete, sports event, criminal liability, organizer of a sports event, user ofa sports facility, owner of a sports facility, Criminal Code.

В настоящее время все большую актуальность вызывают вопросы обеспечения безопасности во время проведения спортивных мероприятий. Так, согласно данным ФСБ России, во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году было пресечено совершение ряда террористических актов [2].

Однако, проанализировав практику проведения подобных спортивных мероприятий, мы можем констатировать тот факт, что не на каждых соревнованиях обеспечивается высокий уровень безопасности. В некоторых случаях присутствие на спортивном событии, особенно если оно международного уровня, становится крайне опасным для жизни и здоровья как болельщиков, так и спортсменов, тренеров и организаторов. При этом подоб-

ные факты могут отрицательно повлиять на имидж и уровень доверия к России в международном спортивном сообществе, и, соответственно, снизить статус нашей страны на политическом и правовом уровнях.

Необходимо отметить, что угрозы безопасности при проведении соревнований могут возникать не только в виде террористических актов и противоправном поведении болельщиков и отдельных лиц, но и в рамках нарушений, допускаемых самими организаторами, пользователями и собственниками спортивных объектов.

В настоящее время российское спортивное сообщество и правоохранительные органы не ведут единый учет случаев причинения вреда жизни и здоровью спортсменов вследст-

вие несоблюдения и нарушения отдельных норм и правил проведения спортивных мероприятий организаторами, собственниками и пользователями спортивными объектами. Однако анализ практики свидетельствует о том, что в результате нарушений правил проведения соревнований, неисправности материально-технической базы возникает угроза жизни и здоровью спортсменов, болельщиков, тренеров и судей.

Так, в 2003 году в Красноярске во время тренировочного процесса спортсмены саночного направления И. Гончаров и В. Беспалов с трехметровой высоты вылетели из ледяного желоба и упали на землю. Сверху их придавили сани. В результате данного происшествия пострадали оба спортсмена, но в наибольшей степени - И. Гончаров. Из-за многочисленных переломов ноги пришлось ампутировать. По заключению экспертов, трагедия произошла из-за особенностей красноярского льда. Однако необходимо отметить, на тот момент спортивную трассу не ремонтировали практически 20 лет. Кто же должен был отвечать за надлежащее состояние спортивного объекта и поддержание его в технически исправном виде? Кто должен был изучить все особенности льда и с их учетом контролировать тренировочный процесс?

Декабрь 2012 года, Сыктывкар, Чемпионат и Первенство России по спортивному ориентированию на лыжах. Вследствие столкновения двоих спортсменов один из них погибает - 19-летний А. Архипов. По словам организаторов соревнований, о тренировке второго спортсмена им не было известно, а порядок проведения соревнований был соблюден. В результате разбирательства все обвинения с них были сняты. Однако опять возникает вопрос: как лыжник мог незаметно для организаторов проникнуть на спортивный объект, где проходило официальное соревнование федерального уровня?

Как было отмечено выше, ошибки и недоработки организаторов могут угрожать безопасности не только спортсменов, но и всех присутствующих на мероприятии лиц. Так, в Киеве во Дворце спорта после проведения спортивных соревнований погиб спортивный хоккейный обозреватель Ю. Данилов, который разбился, сорвавшись с конструкций спортивного сооружения. Это произошло из-за спешки персонала, готовившего площадку для проведения концертных музыкальных

мероприятий, следовавших за матчем. Трап, предназначенный для перемещения представителей СМИ, оказался раздвинутым, образовалась яма глубиной семь метров, в которую и провалился Ю. Данилов [6].

Таким образом, актуальным становится вопрос о нормативном закреплении за организаторами и собственниками (пользователями) спортивных объектов обязанности обеспечивать безопасность проведения соревнований. Также необходимо установить санкции за невыполнение или нарушение данного требования.

Необходимо обратиться к опыту зарубежных стран. Так, во Франции с 2006 года действует Спортивный кодекс, который закрепляет подобную обязанность и устанавливает ответственность за ее невыполнение и нарушение для организаторов спортивных мероприятий, а также для владельцев и пользователей объектом спорта [7]. Например, статья данного Кодекса L321-7 обязывает пользователей спортивным объектом заключать договоры страхования со всеми лицами, у которых есть допуск на спортивный объект для проведения там занятий временного или постоянного пользования, а также преподавания отдельного вида спорта. Мы считаем, что подобная обязанность побуждает пользователя объектом наиболее внимательнее относиться к техническому состоянию спортивных сооружений, более качественно подбирать обслуживающий и технический персонал, требовательнее относиться к соблюдению мер безопасности. Все вышеперечисленные факторы способствуют минимизации возможного наступления неблагоприятных последствий.

Подобная обязанность закрепляется и за организаторами спортивных мероприятий, которые в случае ее несоблюдения или нарушения будут нести уголовную ответственность, что также предусматривается Спортивным кодексом Франции. Так, если организатор проводит спортивное мероприятие в помещении, которые не прошло согласование, он несет суровое наказание - проводит 2 года в местах лишения свободы либо уплачивает штраф в размере 75 000 евро. За рецидив санкция увеличивается в два раза [7].

Изучив российское законодательство, мы пришли к выводу, что за подобные нарушения организатор соревнований либо собственник, пользователь спортивным объектом

будут привлекаться лишь к административной ответственности.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в п. 1.9 ч. 1 ст. 20 устанавливает ответственность в соответствии с законодательством РФ организаторов, собственников и пользователей спортивными объектами за нарушение правил безопасности при проведении официальных спортивных соревнований [9].

Однако необходимо отметить, что в данном случае мы говорим об административной ответственности, предусмотренной ст. 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3].

Объективную сторону данного состава по ч. 1 образовывают два альтернативных действия:

- нарушение правил обеспечение безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;

- использование для проведения соревнований объекта, который не занесен во Всероссийский реестр объектов спорта.

По ч. 2 ответственность наступает за действия, предусмотренные ч. 1, если в их результате был причинен вред здоровью или имуществу человека, однако эти действия не образовывают состава преступления.

Мы наблюдаем явный пробел в законодательстве, так как ч. 2 ст. 20.32 КоАП РФ содержит отсылку к УК РФ, однако в УК РФ подобный состав отсутствует. Соответственно, можно говорить о невозможности разграничения административной и уголовной ответственности, что приводит к нарушению принципов российского законодательства.

Таким образом, считаем необходимым установление уголовной ответственности вышеуказанной категории лиц за нарушение ими правил безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий.

Одним из оснований необходимости криминализации данного деяния и разграничения данного состава со статьей 20.32 КоАП РФ выступает общественная опасность нарушения организаторами, собственниками и пользователями объектов спорта правил безопасности.

В данном случае общественная опасность состоит в возможности наступления таких неблагоприятных последствий, как причинение вреда здоровью лица или даже смерти, а также причинение значительного имущест-

венного ущерба. В науке данные последствия относятся к категории тяжкого вреда здоровья и будут рассматриваться как «тяжкие последствия».

Таким образом, обобщив вышесказанное, мы считаем, что было бы правильным ввести в главу 24 Уголовного кодекса РФ статью 219.1 «Нарушение правил безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий» в следующей редакции:

«Нарушение правил безопасности при организации официальных спортивных мероприятий либо использование спортивного объекта, не зарегистрированного во Всероссийском реестре спортивных объектов организаторами, собственниками либо пользователями спортивными объектами, если данные действия по неосторожности повлекли тяжкий вред здоровью или причинение крупного имущественного вреда влечет...

- действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, если они по неосторожности повлекли по неосторожности смерть лица, наказываются...

- действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, если они по неосторожности повлекли по неосторожности смерть дух и более лица, наказываются...»

Как указывалось выше, мы считаем необходимым поместить данную статью именно в главу 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», так как объектом всей группы преступлений являются общественные отношения, направленные на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

В отечественной доктрине под безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно, для более подробного рассмотрения предлагаемой нами статьи необходимо обратиться к понятиям «спортивные угрозы» и «спортивная безопасность».

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что под спортивными угрозами целесообразно понимать деяния, способствующие им факторы и условия, которые в совокупности могут представлять собой определенную опасность, как опосредованную различными условиями, так и не опосредованную, для лиц, принимающих участие в определенном спортивном мероприятии или же любого человека, например, зрителя или

болельщика, в процессе подготовки, проведения данного мероприятия или же непосредственно по его окончании. Таким образом, спортивная безопасность представляет собой состояние защищенности участников соревновательных действий и иных граждан в подготовительный период спортивного мероприятия, а также в процессе его непосредственного проведения и по окончании [1].

Касаемо нашей нормы, спортивная безопасность - это состояние защищенности участников соревнований, зрителей, болельщиков и иных лиц от противоправных действий организаторов, собственников и пользователей спортивных объектов, выраженных в форме несоблюдения или невыполнения правил безопасности при подготовке, проведении и по завершении спортивного мероприятия.

Таким образом, непосредственный объект ст. 219.1 - это общественные отношения, которые направлены на обеспечение общественной безопасности при проведении, подготовки и по завершении официальных спортивных мероприятий.

Дополнительный объект - жизнь, здоровье, имущественная защищенность участников и зрителей спортивного мероприятия.

Объективную сторону состава данной статьи целесообразно было бы представить через три основополагающих признака:

- непосредственно деяние (действие/бездействие);

- общественно опасные последствия: причинение тяжкого вреда здоровью, наступление смерти, причинение значительного имущественного ущерба;

- причинно-следственная связь «деяние-последствие».

Разберем каждый элемент отдельно.

Деяние может выражаться как в форме активных действий, так и форме бездействий:

- нарушение правил безопасности либо путем совершения каких-либо противоречащих законодательству действий, либо путем невыполнения возложенных предписаний;

- использование спортивного объекта, данные о котором не внесены во Всероссийский реестр объектов спорта.

Местом преступления будет являться непосредственно место проведения официального спортивного соревнования, то есть это отдельный объект либо территория, участок местности, дорога, улица, площадь и т. д., которые специально подготовлены для проведения официального спортивного мероприятия [9].

Важное значение при рассмотрении данной статьи имеет обстановка совершения преступления. Анализируя диспозицию, мы видим, что под обстановкой совершения преступления понимается обстановка такого спортивного мероприятия, которое имеет статус официального. Официальным может быть признано такое спортивное мероприятие, данные о котором в установленном порядке будут внесены в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [9].

Законодатель в ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 обозначил обязанность организаторов, собственников и пользователей спортивными объектами обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность именно в период проведения спортивных соревнований. Однако, по нашему мнению, данное положение является недостаточным, поскольку безопасность должна обеспечиваться вышеперечисленными субъектами не только в рамках проведения соревнований, но и при реализации иных спортивных мероприятий (показательные выступления спортсменов, тренинги и т. д.). В результате чего мы видим необходимым дополнить текст ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 понятием «официальное спортивное мероприятие».

Для точного определения требований к обеспечению безопасности объекта проведения спортивного мероприятия мы обратимся к постановлению Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 353, в соответствии с которым основным требованием к месту проведения спортивного мероприятия является наличие соответствующей инфраструктуры, технически исправного состояния, оборудования (наличие тревожной и пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения, системы экстренной связи и т. д.), установленных законом документов [4].

Таким образом, мы можем сформулировать понятие «нарушение правил безопасности», под которым понимается нарушение специально установленных законодателем правил и норм проведения спортивного мероприятия, обеспечивающих безопасность при проведении официального спортивного мероприятия.

По конструкции, состав ст. 219.1 является материальным, так как требует наступления последствий в виде:

1 . тяжкого вреда здоровью (то есть вреда здоровью, который непосредственно создает угрозу для жизни, либо вреда здоровья, который вызывает состояние, угрожающее жизни) [5];

2. смерти;

3. крупного ущерба (при определении размера обращаемся к ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ», в соответствии с которой крупный ущерб - это ущерб, сумма которого превышает 500 тысяч рублей).

При рассмотрении данного состава обязательно наличие причинно-следственной связи. То есть необходимо установить, что вышеуказанные последствия наступили именно в результате действий (бездействий) со стороны организаторов, собственников и пользователей спортивными объектами, выразившихся в невыполнении или несоблюдении правил безопасности при проведении спортивных мероприятий.

Субъект данного преступления - специальный. Им будет признаваться организатор спортивного мероприятия, собственник спортивного объекта либо его пользователь, достигший на момент совершения преступления возраста 16 лет.

Под организатором спортивного мероприятия понимается лицо, по инициативе которого реализовывается спортивное мероприятие, в том числе и лицо, которое организационно, финансово, технически или иным образом обеспечивает подготовку и проведение данного мероприятия [9].

Легального понятия «собственник спортивного объекта» или «пользователь спортивным объектом» не существует, однако, исходя из норм гражданского законодательства, мы приходим к выводу, что собственником является лицо, которое в силу своего права владеет, пользуется и распоряжается спортивным объектом. Пользователь - лицо, чьи права на объект реализовываются в рамках дого-

Литература

1. Астапенко П. Н. Спортивная безопасность и спортивные угрозы: концептуальные основы и превентивная деятельность полиции // Закон и право. 2014. № 1.

ворных гражданско-правовых отношений (например, в силу договора аренды).

Субъективная сторона будет выражаться в неосторожной форме вины, так как последствия могут иметь место в результате недобросовестного отношения организаторов спортивного мероприятия к своим должностным обязанностям, а также халатности собственников объектов, на которых данное мероприятие должно быть проведено.

В случае, если данные действия были совершены умышлено, целесообразно рассматривать преступление в рамках умышленного причинения вреда здоровью и убийства.

Таким образом, при формировании диспозиции ст. 219.1 УК РФ мы считаем необходимым указать форму вины относительно наступивших последствий.

Подводя итог, мы приходим к выводу, что случаи причинения смерти, вреда здоровью, имущественного вреда спортсменам, болельщикам, а также иным людям, присутствующим в рамках проведения спортивного мероприятия, вследствие невыполнения организаторами, пользователями или собственниками спортивного объекта требований к обеспечению безопасности, приобретают систематический и регулярный характер. Несмотря на наличие общественной опасности, совершение подобных деяний не влечет уголовной ответственности. Поэтому мы считаем целесообразным внести изменения в законодательство РФ, закрепляя уголовную ответственность за нарушение любых установленных правил безопасности на спортивных объектах в период проведения спортивных официальных мероприятий. Привлечение к уголовной ответственности будет происходить при наличии четко выраженной прямой связи между совершенным деянием (действием или бездействием ответственного лица) и наступившими в результате него последствиями в виде вреда здоровью, тяжкого или особо тяжкого характера, причиненного участникам самих мероприятий иным лицам (зрителям), или же в случае нанесения крупного ущерба в соответствии с примечанием к ст. 216 УК РФ.

Bibliography

1. Astapenko P. N. Sports security and sports threats: conceptual framework and preventive activities of the police // Law and law. 2014. N° 1.

2. Head of the FSB: in preparation for the Olym-

2. URL: http://www.itar-tass.com/politika/.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

4. Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» // Российская газета, № 92, 23.04.2014.

5. Приказ Министерства здрав охранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Потапова С. В. К вопросу об общественных отношениях в сфере спорта, как объекте преступного посягательства // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 110.

7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugo-lovno-pravovye-mery-realizatsii-otvetstvennosti-za-posyagatelstva-na-obschestvennuyu-bezopasnost-v-period-provedeniya-ofitsialnyh.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета, № 276, 08.12.2007.

pics prevented terrorist attacks in Sochi. URL: http:// www.itar-tass.com/politika/.

3. Code of the Russian Federation about administrative offenses of 30.12.2001 № 195-FL // Rossiyskaya Gazeta, № 256, 31.12.2001.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 18.04.2014 № 353 «About the approval of Rules of safety at carrying out official sports competitions» // Rossiyskaya Gazeta, № 92, 23.04.2014.

5. The common order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation dated 24 April 2008 № 194n «About the statement of medical criteria of determination of severity of the harm caused to health of the person» // LRS «Consultant».

6. Potapova S. V. On the issue of public relations in the field of sports as an object of criminal assault // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2013. № 110.

7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugo-lovno-pravovye-mery-realizatsii-otvetstvennosti-za-posyagatelstva-na-obschestvennuyu-bezopasnost-v-period-provedeniya-ofitsialnyh.

8. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FL // Collected legislation of the Russian Federation, 17.06.1996, № 25, art. 2954.

9. Federal law of 04.12.2007 № 329-FL «On physical culture and sports in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, № 276, 08.12.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.