ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Пергунова Елизавета Сергеевна
Студент 3 курса кафедры Уголовного права и криминологии Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск Ковалева Светлана Юрьевна Студент 3 курса кафедры Уголовного права и криминологии Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск Рахматулин Закир Равильевич Научный руководитель Старший преподаватель кафедры Уголовного права и криминологии Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск
Аннотация: В статье рассматриваются аспекты применения уголовного наказания в виде принудительных работ. Обращается внимание на проблемные вопросы, которые возникнут при введении данного наказания в действие.
Ключевые слова: Наказание, ограничение свободы, трудовая повинность, ограничение свободы.
SEPARATE ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CRIMINAL PENALTY IN THE FORM OF FORCED LABOUR
Pergunova Elizabeth Sergeyevna
Student 3 courses of department of Criminal law and criminology of Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk Kovalyova Svetlana Yurevna Student 3 courses of department of Criminal law and criminology of Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk Rakhmatulin Zakir Ravilyevich Research supervisor senior lecturer of chair Criminal law and criminology of Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk
Abstract: In article aspects of application of criminal penalty in the form of forced labor are considered. The attention to problematic issues which will arise at introduction of this punishment to action is paid.
Keywords: Punishment, restriction of freedom, labor duty, restriction of freedom.
УК РСФСР 60-х гг. предусматривал, а в 1993 г. исключил уголовно-правовую меру в формате условного лишения свободы с обязательным отбыванием трудовой повинности.
Уже через три года: в 1996 году, новый УК РФ возродил ограничение свободы как вид уголовного наказания (в статье 53). Однако ввести в действие его не получилось. И лишь в 2009 году оно приобрело современный вид.
В 2011 году происходит новая трансформация условного лишения свободы с отбыванием трудовой повинности. Его разновидностью стали принудительные работы (статья УК № 53.1). Таким образом, это стало третьим видом наказания, дополняющим обязательные, исправительные работы, заключающийся в несении трудовой повинности [9].
Согласно части третьей статьи 53.1 УК РФ, принудительные работы - это привлечение осужденных к труду в устанавливаемых учреждениями уголовно-исполнительной системы местах. То есть законодатель видит особенность такого вида наказания только в местах привлечения к труду и определяющих их организациях.
Разновидность принудительных форм работ, объекты, где они осуществляются, устанавливаются муниципальными органами при согласовании с инспекцией уголовно-исполнительной системы.
Осужденные, имеющие основное место работы, отбывают исправительные работы по месту их работы. Осужденные, не имеющие основного места работы, отбывают исправительные работы в определяемых муниципальными органами местах при согласовании с инспекцией уголовно-исполнительной системы, но в пределах района проживания осужденного.
Согласно части первой статьи УИК РФ № 60.1 осужденные к принудительному формату работ отбывают наказание в спецучреждениях - исправительных центрах. К тому же, они поднадзорны, обязаны находиться постоянно на территории информационного центра (кроме случаев, предусмотренных УИК РФ), проживать в специально предназначенных для этого общежитиях, не покидать их в нерабочее и ночное время, праздничные, выходные дни без дозволения администрации ИЦ.
Какова суть принудительных работ? В соответствии с первой частью статьи 45 УК, они выступают лишь основным наказанием. На основании же первой части статьи УК № 53.1, принудительные работы применяются в виде альтернативы лишению свободы в ситуациях, предусмотренных ОЧ УК.
В соответствии со второй частью статьи УК № 53.1, при наличии оснований полагать, что осужденный может исправиться и без реального отбывания срока, суд может приговорить его к принудительным работам, как к более мягкому из возможных наказаний [12].
Аналогичная замена существует и применительно к содержанию в воинской дисциплинарной части. В первой части статьи 55 УК говорится: за преступление против военной службы она имеет место, когда личность виновного, характер преступления свидетельствуют о возможности заменить лишение свободы (на период до двух лет) содержанием в воинской дисциплинарной части на этот же срок.
Оправданность замены одного вида наказания принудительными работами опосредовано определенными субъективными обстоятельствами, а именно: личностью самого осужденного. Если объективно видно, что исправления осужденного вполне достаточно условного осуждения, то назначаются принудительные работы вместо лишения свободы. Причем, только тогда, когда это прямо предусмотрено уголовным законодательством.
Включение законодателем такой альтернативы объясняется самой сутью уголовного преследования, которое заключено не в каре, а в исправлении осужденных. Именно об этом и говорит статья 43 УК (часть третья). Согласно ей, любое наказание есть не только мера социальной справедливости, но и служит целью исправления осужденного, профилактики совершения новых преступных деяний [14].
Рассматриваемая альтернатива реального наказания, то есть замена менее строгим более строгого соответствует и общему правилу, излагаемому в части первой статьи 60 УК. На основании ему, более строгое наказание из предусмотренных за содеянное преступление назначается лишь в случаях, когда менее строгое наказания не в состоянии обеспечить достижение целей определяемого наказания. Как мы указали выше, лишение свободы заменяется принудительными работами как раз исключительно в ситуациях, когда исправление осужденного вполне возможно без применения реального наказания.
То есть по сути, подобная замена есть разновидность условного осуждения, сопряженная с принудительными работами. Если при обычном условном наказании в обязанности осужденного входит лишь постоянное проживание по месту своей регистрации с периодической контрольной явкой в органы уголовно-исправительной системы, то при принудительных работах осужденный также находится под контролем органов уголовно-исправительной системы РФ, но дополнительно отбывает наказание в формате принудительных работ. Это происходит по обычному месту работы осужденного (если таковое имеется) либо в определяемых муниципальными органами (при согласовании с уголовно-исправительной системой) организациях. Смысл принудительных работ в том, что часть дохода при этом перечисляется в соответствующий бюджет (так же как и штрафы) [10].
Кроме того, злостные нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ выражаются в:
- употреблении спиртного, наркотиков, психотропных средств;
- мелком хулиганстве;
- неповиновении представителям администрации информационного центра либо их оскорблении при отсутствии в таком деянии признаков преступления;
- изготовлении, хранении, передаче запрещенных веществ, предметов;
- организации забастовок, иных групповых форм неповиновений, участие в них;
- отказ от выполнения работы;
- самовольное оставление территории информационного центра без уважительных причин;
- несвоевременное возвращение в место отбывания наказания (с задержкой более, чем на 24 часа).
Если мы обратимся к содержанию принудительных работ, порядка и условий их отбывания, которые регламентированы в главе 8.1 УИК РФ, то увидим, что законодатель «не мудрствуя лукаво», что называется «не стал изобретать колеса» и позаимствовал их из уже упраздненного наказания в виде ограничения свободы в первоначальном варианте, которое не смогли ввести в действие ввиду отсутствия необходимых денежных средств.
Возникают большие сомнения в том, что и сейчас в бюджете найдутся средства для строительства запланированных центров, их оборудования, содержания, выплаты заработной платы штату сотрудников и т. д.
Доказательством этого является хотя бы тот факт, что принудительные работы первоначально планировалось ввести с 1 января 2013 года (ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ), затем их ведение перенесли на 1 января 2014 года (ФЗ от 30.12.2012 № 307-Ф3) и далее снова перенос на 1 января 2017 года (ФЗ от 28.12.2013 № 431-ФЗ).
Но самое главное, что не нужно тратить столько бюджетных средств на совершенно не нужный вид наказания в том виде, в котором он регламентирован ст.53.1 УК РФ.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Принудительные работы являются «фикцией», а ограничение свободы - это тот вид
наказания, который отнюдь не способствует достижению целей уголовных наказаний.
2. Прежнее содержание ограничения свободы вполне соответствовало этому виду наказания. Однако, как уже было сказано выше, данный вид наказания не был введен в действия из-за отсутствия необходимых денежных средств. Это действительно огромные средства.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 21.07.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие УК РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон РФ от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные акты РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Капитонова Е. А. Ограничение свободы: современные проблемы применения / «Законность». № 5. 2014 г. // СПС «КонсультантПлюс».
9. См.: Муханов, О. В. Эффективность системы наказаний как важное средство реализации уголовной политики / О. В. Муханов // Современные проблемы уголовной политики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Т.2. - С. 132-136.
10. Нагаева Т. И. Принудительные работы: альтернатива лишению свободы или фикция? // Юридический журнал. № 9. 2013. С. 45-47.
11. Рарог А. И. О развитии системы наказаний в УК РФ // Юридический журнал. № 9. 2013. С.12-14.
12. См.: Стромов В. Ю. Система уголовных наказаний: реализация и эффективность: дис. ... канд юрид. наук / В. Ю. Стромов. - Волгоград, 2009.
13. Уголовное право Российской Федерации (Общая часть) / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева - М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 2011. С.560.