Научная статья на тему 'Место принудительных работ в системе наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации'

Место принудительных работ в системе наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
655
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННОГО / FORCED LABOUR / SYSTEM OF CRIMINAL PENALTY / SENTENCING / CORRECTIONAL CENTER / CORRECTION OF A CONVICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купряченик Ольга Сергеевна

В статье анализируется актуальность введения нового вида наказания в виде принудительных работ, определяется его место в системе уголовных наказаний Российской Федерации. Рассматриваются возможности практического применения и исполнения наказания в виде принудительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF FORCED LABOUR IN THE PENAL SYSTEM OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyses the relevance of the introduction of a new form of punishment in the form of forced labour, its place in the system of criminal penalties of the Russian Federation. The author discusses the possibility of practical application and execution of the punishment in the form of forced labour.

Текст научной работы на тему «Место принудительных работ в системе наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации»

УДК 343.262(470 + 571)

Купряченик Ольга Сергеевна

Kupryachenik Olga Sergeyevna

аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета

МЕСТО ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PhD student, Criminal Law and Criminology Department,

Kuban State University

THE PLACE OF FORCED LABOUR IN THE PENAL SYSTEM OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

В статье анализируется актуальность введения нового вида наказания в виде принудительных работ, определяется его место в системе уголовных наказаний Российской Федерации. Рассматриваются возможности практического применения и исполнения наказания в виде принудительных работ.

Ключевые слова:

принудительные работы, система уголовных наказаний, назначение наказания, исправительный центр, исправление осужденного.

Summary:

The article analyses the relevance of the introduction of a new form of punishment in the form of forced labour, its place in the system of criminal penalties of the Russian Federation. The author discusses the possibility of practical application and execution of the punishment in the form of forced labour.

Keywords:

forced labour, system of criminal penalty, sentencing, correctional center, correction of a convict.

В Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) введен новый вид наказания -принудительные работы, который в настоящее время не применяется и имеет сомнительную перспективу применения.

Следует отметить, что, пытаясь решить проблемы наказания при реализации российской уголовно-правовой политики, законодатель принимает меры по расширению сферы наказаний, не связанных с лишением свободы, путем увеличения количества их видов. Одним из последних в систему наказаний Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был введен очередной их вид, ограничивающий трудовую правоспособность осужденного, но не лишающий его свободы, - принудительные работы. Так, в УК РФ внесены следующие дополнения: добавлены новый пункт «з.1» в ст. 44, которым вводится наказание - принудительные работы, и новая статья 53.1, определяющая принудительные работы как вид наказания, не связанный с лишением свободы.

Принудительные работы выступают как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Но если законодатель предусматривает замену принудительных работ лишением свободы тем осужденным, которые допустят нарушение отбывания наказания в виде принудительных работ, он, вероятно, предвидит возможные проблемы, связанные с исполнением этого наказания. Так, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он выносит решение о замене осужденному наказания в виде лишения свободы принудительными работами (ч. 2 ст. 53.1 УК РФ).

Проблема назначения названного наказания заключается в том, что суд делает выводы, касающиеся личности подсудимого, в зале суда, в то время как при исполнении назначенного судом наказания может выявиться иное поведение осужденного. Законом на осужденного возложено самостоятельное прибытие в исправительный центр. Вызывает сомнение то обстоятельство, что каждый осужденный к принудительному труду явится в положенные сроки в исправительный центр добровольно. Тут важным моментом представляется контроль за соблюдением осужденными сроков прибытия в исправительный центр, которые определяет суд при вынесении приговора. Иначе лицо, которому назначены принудительные работы, не будет четко осознавать свою ответственность за отбывание наказания, определенного ему за совершенное преступление. Следует осуществлять замену принудительных работ лишением свободы тем осужденным, которые без уважительной причины не явились в определенные сроки в исправительный центр.

При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ, данный вид наказания,

как и лишение свободы, применяется только в качестве основного, поэтому, согласно ч. 4 ст. 47 УК РФ, к принудительным работам может быть присоединено дополнительное наказание.

Думается, что принудительные работы хотя формально и относятся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, все-таки занимают пограничное место между лишением свободы (отбывание принудительных работ только в исправительных центрах и под надзором) и наказаниями, не связанными с ним, но сопряженными с обязательным привлечением осужденных к труду (исправительные и обязательные работы - ст. 49, 50 УК РФ).

Возможно, в будущем такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, либо будут назначаться крайне редко, либо выйдут из системы наказаний ввиду их непригодности для достижения цели наказания - исправления осужденного. Обязательные работы не оплачивают, но работодатели охотно принимают таких работников, а для исправительных работ требуются штатные единицы, которые не каждый работодатель придерживает на случай возможного трудоустройства осужденного к этому виду наказания. К тому же большинство осужденных пребывают в привычной среде и допускают массу прогулов, решая свои личные вопросы (в том числе злоупотребляют алкоголем, после чего не выходят на работу).

Для достижения целей наказания необходимы тщательно продуманные методы исполнения наказания, ведь принудительные работы являются сложным в исполнении видом наказания, связанным с ограничением трудовой правоспособности человека. Подробный порядок исполнения принудительных работ закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее -УИК РФ), в который внесена специальная глава 8.1, регламентирующая порядок и условия отбывания этого вида наказания. Обязательным условием исполнения наказания установлено отбывание наказания осужденными в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Но если на территории конкретного региона исправительного центра нет или осужденный не может пребывать и работать в имеющемся центре, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы осужденный может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.

Государство нуждается в рабочей силе, что подтверждает указание на возможность использования в качестве исправительных центров особых изолированных участков при обычных исправительных учреждениях (ч. 3 ст. 60.1 УИК РФ). Вероятнее всего, центры будут располагать вблизи крупных предприятий, где ощущается острая нехватка рабочих. К примеру, в исправительном центре на базе колонии № 10 в Забайкальском крае осужденных планируют привлечь к труду на швейном производстве и к изготовлению строительных материалов [1].

Очевидно, что введение нового вида наказания опережает время, так как ввиду отсутствия мест для исполнения наказания - исправительных центров - суды не имеют возможности назначать наказание в виде принудительных работ до января 2017 г. Напомним, наказание в виде принудительных работ планировалось применять с 2013 г., но затем начало его применения было перенесено на 01.01.2014 г. После рассмотрения в Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной службой исполнения наказаний РФ вопроса о возможности введения принудительных работ за счет имеющихся средств и штатной численности выяснилось, что применение принудительных работ в России с 01.01.2014 г. не представляется возможным. Законодатель не отказывается от введения наказания в виде принудительных работ и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 431-Ф3 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» устанавливает новый срок вступления в силу положений о принудительных работах - с 01.01.2017 г. [2]. Возможно, за этот период законодатель внесет ряд изменений в УК и УИК РФ. Неоднократные переносы сроков вступления в силу нового вида наказания, не связанного с лишением свободы, говорят о том, что законодатель отводит принудительным работам в системе наказаний особое место.

Результат воздействия этого наказания на личность преступника будет зависеть от оправданности и обоснованности его выбора судом при назначении наказания с учетом личности осужденного, «пригодного» для отбывания такого наказания, а не в стремлении суда как можно больше осужденных направить для труда в исправительные центры вместо отбывания ими лишения свободы.

Только практическое применение нового вида уголовного наказания может выявить пригодность принудительных работ для достижения целей и задач, поставленных перед наказаниями, не связанными с лишением свободы.

Ссылки:

1. См.: Куликов В. Какие люди без охраны // Российская газета. 2012. № 5806. 14 июня.

2. См.: О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 431-ФЗ // Там же. 2013. № 6271. 30 дек.

References:

Kulikov, V 2012, 'What people without protection', Rossiyskaya gazeta, no. 5806, June 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.