Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА / РЕГИСТРАЦИЯ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ / ПОДАЧА ИСКА / ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стоянова Мария Константиновна

Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение основных положений правового регулирования института самовольной постройки в Российской Федерации, а также анализ порядка государственной регистрации самовольной постройки. В результате настоящей работы автором была выделена проблема отсутствия чёткого, законодательно определённого перечня условий, необходимых для государственной регистрации самовольной постройки и отдельно подчёркнута роль актов толкования в общем формировании данных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTION OF UNAUTHORIZED CONSTRUCTION

The aim of this work is a comprehensive review of the main provisions of the legal regulation of the institution of unauthorized construction in the Russian Federation, as well as an analysis of the procedure for state registration of unauthorized construction. As a result of this work, the author highlighted the problem of the lack of a precise, legally defined list of conditions necessary for the state registration of unauthorized construction and separately emphasized the role of acts of interpretation in the overall formation of these provisions.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ»

BPfO №

УДК 343.23

Стоянова Мария Константиновна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Юридический факультет

Россия, Москва

[email protected]

M.K. Stoyanova

Financial University under the Government of the Russian Federation

Faculty of law Russia, Moscow

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ Аннотация: целью настоящей работы является комплексное рассмотрение основных положений правового регулирования института самовольной постройки в Российской Федерации, а также анализ порядка государственной регистрации самовольной постройки. В результате настоящей работы автором была выделена проблема отсутствия чёткого, законодательно определённого перечня условий, необходимых для государственной регистрации самовольной постройки и отдельно подчёркнута роль актов толкования в общем формировании данных положений.

Ключевые слова: самовольная постройка, регистрация самовольной постройки, подача иска, основные признаки самовольной постройки.

CERTAIN ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTION OF UNAUTHORIZED CONSTRUCTION

Annotation: The aim of this work is a comprehensive review of the main provisions of the legal regulation of the institution of unauthorized construction in the Russian Federation, as well as an analysis of the procedure for state registration of unauthorized construction. As a result of this work, the author highlighted the problem of the lack of

a precise, legally defined list of conditions necessary for the state registration of unauthorized construction and separately emphasized the role of acts of interpretation in the overall formation of these provisions.

Key words: unauthorized construction, registration of unauthorized construction, filing of a claim, the main signs of unauthorized construction.

Государственный контроль и надзор на современном этапе пронизывает многие сферы жизни общества. Одной из важнейших сфер общества была и остаётся экономическая сфера. Для проведения эффективной налоговой политики и получения максимально объективных результатов, а соответственно и максимальной прибыли, необходимо учитывать весь объём налогооблагаемой базы. В этом случае и появляется такое понятие как самовольная постройка. Целью регулирования данного явления является не только сбор налогов, но и учёт всех построек, их расположение с точки зрения комфорта для других людей, безопасность расположения постройки от предприятий и иные условия.

Как правило, обнаружение такой постройки происходит в ходе оформления наследства, когда лицо сталкивается с проблемой регистрации документов на какую-либо собственность и видит, что на самом деле данная постройка не имеет кадастрового номера, а соответственно не состоит на государственном учёте, то есть юридически данного объекта наследства не существует. Самовольная постройка регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности статьёй 222 [1]. В данной статье даётся определение самовольной постройки, исходя из которого можно сделать вывод об общих признаках самовольной постройки.

В своей научной работе Сарвартдинов М. Р. отмечает ряд признаков, признаков, позволяющих отличать самовольную постройку от других объектов градостроительства [6].

1.Данные сооружения возведены на земельных участках, вид разрешённого использования которых не допускает строительства.

ВРЮ №

2.В ходе подготовительного этапа строительства рассматриваемого объекта не была оформлена вся необходимая документация.

3.В большинстве случаев строительство самовольных построек сопряжено с нарушением норм законодательства.

Для рассмотрения вопроса о значимости государственной регистрации самовольной постройки необходимо определить, в чём же будет главная цель регистрации сооружения и какие плюсы можно из этого извлечь.

1.Придание сооружению оборотоспособности.

Важно отметить, что согласно п. 2. Ст. 222 лицо, осуществившее самовольную постройку не имеет права распоряжаться ей, поскольку данное сооружение не находится в его личной собственности. То есть, лицо не имеет права продавать, передавать, дарить и совершать другие акты владения данным сооружением.

2.Признание законом права на имущество.

Согласно ст. 222 ГК РФ единственное правовое последствие, которое влечёт за собой самовольная постройка - это обязанность его регистрации, поскольку строительство данного объекта означает наличие опасности для интересов и здоровья личности. В бытовом плане строительство самовольной постройка также кроет в себе определённые неудобства, например в случае вызова экстренных служб, поскольку данные службы выезжают на конкретный адрес, а не на земельный участок, и как мы понимаем, самовольной постройке такой адрес не может быть присвоен.

Исходя из всех плюсов, перечисленных ранее, мы можем сделать вывод, что самым оптимальным решением в случае, если лицо построило сооружение не в рамках законодательства будет регистрация данного имущества и получение её в собственность.

В своей научной работе Соколова М. В. отмечает ограниченность процесса государственной регистрации самовольной постройки, она обращается к пункту 3 ст. 222 где указано, что лицо имеет право признать данную постройку законной в установленном законом порядке [7]. Отсюда мы можем сделать вывод, что

ВРЮ №

получение разрешения на самовольную постройку - возможно, однако, обращаясь к Информационному письму президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации мы можем увидеть, что самовольную постройку не могут признать законной, в случае, если создавшее её лицо имело возможность для получения необходимого разрешения, но не предприняло для этого мер [2]. Соответственно мы можем сделать вывод, что в судебном порядке также необходимо будет доказать, отсутствие у гражданина возможности для получения необходимого разрешения, что в условиях современного мира является почти недоказуемым. Также, необходимо отметить, что данное условие содержится не в Гражданском кодексе, а в актах толкования, что создаёт определённые трудности в случае обращения к данному институту физических лиц, без специально юридического образования.

Также строение должно располагаться на земле, находящейся у гражданина добросовестно, например, на основании договора аренды. Важным условием является и отсутствие нарушение прав третьих лиц в процессе строения, то есть отсутствие нарушения установленных законом норм и требований.

Процесс регистрации прав на самовольную постройку включает в себя несколько шагов.

Первым этапом является сбор необходимого перечня документов. В каждом конкретном случае количество необходимых документов может разниться. Например, если у хозяина самовольной постройки есть участок земли, паспорт на дом, разрешение на строительство, сама постройка, но отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию данной постройки. Необходимым условием для узаконения самостроя будет получения данного разрешения и признание права собственности.

Следующим этапом является оформление технического паспорта на строение, через БТИ либо кадастрового специалиста.

Технический паспорт - это установленная законом форма, в которой отмечаются данные о техническом и фактическом состоянии сооружения. В эти

ВРЮ №

данные входят: площадь, нумерация помещений, материал, из которых изготовлено данное сооружение, процент износа, год постройки, а также иные данные.

Далее необходимо получить заключение пожарных служб, которое будет свидетельствовать о том, что помещение построено с соблюдением установленных требований и не создаёт какой-либо опасности для окружающих.

После этого необходимо подготовить санитарное заключение, необходимое для жилых помещений, на основании которого составляется вывод о пригодности или непригодности для проживания данного имущества.

Следующий этап - подготовка строительного заключения, в рамках которого эксперт делает заключение о строительстве сооружения с учётом и соблюдением строительных норм.

Крайним этапом является обращение с иском в суд, в котором указывается основание признание данной постройки. После признания судом права на подстроку данного сооружения необходимо заказать технический план на дом, поставить дом на кадастровый учёт, и затем обратиться в Росреестр для признания права собственности на основании решения суда и кадастрового паспорта.

В случае, если объект самовольной постройки был возведён истцом самостоятельно, в исковом заявлении также необходимо указать муниципальное образование, на территории которого данная постройка находится. Данное обстоятельство подтверждается п 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 и является абсолютно обоснованным с точки зрения налогового законодательства, однако, данное условие содержится не в Гражданском кодексе, а в дополнительных актах толкования ,что создаёт определённые трудности для граждан, обращающихся к данному способу защиты своих прав. [3].

Говоря об ответственности в рамках института самовольного строительства, необходимо отметить несколько возможных вариантов привлечения лица к ответственности.

ВРЮ №

Первый вариант предусматривает наступления ответственности при строительстве самовольной постройки на земельном участке с недопустимы для этих целей видом разрешённого использования.

Также распространённым основанием привлечения к ответственности является основание захвата чужого участка. Данная ситуация возникает в случае, если самовольная постройка была возведена на земельном участке, находящемся в собственности лица, не принимающего участие в строительстве. В данном случае будет применимо положение о возможности обращения в суд лиц, чьи права и законные интересы нарушаются строительством анализируемого объекта.

Также в ряде случаев построенное имущество могут конфисковать или обязать снести.

Регистрации подлежат не все объекты строительства, а только самые масштабные и крупные из них. В связи с этим, законодатель предусмотрел ряд объектов, которые не будут являться самовольной постройкой, даже при отсутствии разрешения на их строительство. К такому имуществу можно отнести, например, различные вспомогательные конструкции, мелкие бытовые постройки на землях сельскохозяйственного назначения, киоски, навесы и иные объекты.

Таким образом, самовольное строительство - является незаконной деятельностью и влечёт за собой определённые санкции. Помимо серьёзных штрафов данные меры пресечения могут включать в себя даже снос объекта строительства. Чтобы избежать данных проблем, необходимо с самого начала строительства объекта ознакомиться со всеми предъявляемыми требованиями и уже на ранних этапах начать сбор документов на легализацию данного имущества, поскольку это обеспечит хозяину объекта полное право владения, пользования и распоряжения собственным объектом строительства. В случае государственной регистрации уже возведённого объекта самовольного строительства истцам необходимо ознакомиться не только с общими положениями Гражданского кодекса, но и с многочисленными актами

ВРЮ №

толкования, содержащими существенные условия для успешного признания пристройки объектом гражданского право оборота.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 <Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС «Гарант».

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" / "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 7, июль, 2010.

4. Бетхер Вера Андреевна История гражданско-правового регулирования последствий самовольного создания или изменения объектов недвижимости в России // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2012. №4.

5. Грызыхина Елена Александровна Некоторые аспекты легализации самовольной постройки // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2008. №3.

6. Сарвартдинов М. Р. Особенности приобретения права собственности на самовольные постройки // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017. №1 (7).

7. Соколова Мария Владимировна Правовой режим самовольной постройки: Актуальные проблемы теории и практики // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2016. №43 (302).

8. Харсеева В.Л. Понятие самовольной постройки и правовые последствия её возведения // Теория и практика общественного развития. 2012. №2.

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.