Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОТРУДНИКИ / ИЗОЛЯТОР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Червяков А.С.

В статье анализируется опыт проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых. На основе проведенного анализа проблемных вопросов профессиональной подготовки сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в работе содержится ряд выводов о ее значении для предупреждения и пресечения противоправных действий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также сформулированы предложения по организации специальной и психологической подготовки с учетом специфики деятельности специальных учреждений полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Червяков А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF TRAINING OF EMPLOYEES OF TEMPORARY DETENTION FACILITIES IN METHODS AND TECHNIQUES FOR PREVENTING AND SUPPRESSING ILLEGAL ACTIONS ON THE PART OF SUSPECTS AND ACCUSED OF COMMITTING CRIMES

The article analyzes the experience of conducting classes on professional service and physical training of employees of temporary detention facilities for suspects and accused. Based onthe analysis of problematic issues of professional training of employees of temporary detention facilities of suspects and accused, the work contains a number of conclusions about its importance for the prevention and suppression of illegal actions of suspects and accused of committing crimes, and also formulated proposals for the organization of special and psychological training, taking into account the specifics of the activities of special police institutions.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Научная статья

УДК 351.741

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Червяков А.С.,

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация, e-mail: аleksander130370@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется опыт проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых. На основе проведенного анализа проблемных вопросов профессиональной подготовки сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в работе содержится ряд выводов о ее значении для предупреждения и пресечения противоправных действий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также сформулированы предложения по организации специальной и психологической подготовки с учетом специфики деятельности специальных учреждений полиции.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, специальная подготовка, психологическая подготовка, психофизиологическая готовность, сотрудники, изолятор временного содержания, чрезвычайные происшествия, подозреваемые, обвиняемые, практическая тренировка.

Scientific article

CERTAIN ASPECTS OF TRAINING OF EMPLOYEES OF TEMPORARY DETENTION FACILITIES IN METHODS AND TECHNIQUES FOR PREVENTING AND SUPPRESSING ILLEGAL ACTIONS ON THE PART OF SUSPECTS AND ACCUSED OF COMMITTING CRIMES

Chervyakov A.S.,

Tyumen Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Tyumen, Russian Federation, e-mail: аleksander130370@mail.ru

Abstract. The article analyzes the experience of conducting classes on professional service and physical training of employees of temporary detention facilities for suspects and accused. Based on the analysis of problematic issues of professional training of employees of temporary detention facilities of suspects and accused, the work contains a number of conclusions about its importance for the prevention and suppression ofillegal actions of suspects and accused of committing crimes, and also formulated proposals for the organization of special and psychological training, taking into account the specifics of the activities of special police institutions.

Keywords: professional training, special training, psychological training, psychophysiological readiness, employees, temporary detention facility, emergencies, suspects, accused, practical training.

Введение

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»1 (далее Закон о полиции) к основным направлениям деятельности полиции относится защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Для реализации указанного направления на сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее ИВС) возлагается обязанность по содержанию и охране задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Следует отметить, что ИВС предназначены для краткосрочного содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых судом была избрана мера пресечения в виде заключение под стражу.

В средствах массовой информации все чаще можно наблюдать видеосюжеты о чрезвычайных происшествиях, связанных с противоправным поведением подозреваемых и обвиняемых при содержании в ИВС. Примером тому является групповой побег из ИВС в г. Истра Московской области. Данные факты формируют в общественном сознании сомнения в способности обеспечивать надежную изоляцию лиц, заключенных

1 Рос. газ. 2011. 8 февраля.

под стражу, от общества органами внутренних дел и выполнять задачи по обеспечению защиты личности от противоправных посягательств.

В связи с этим видится необходимым разработать специальные методы и приемы обучения сотрудников ИВС, позволяющие оперативно и качественно выполнять служебные задачи по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых в указанных специальных учреждениях полиции.

Описание исследование

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о полиции сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку и в дальнейшем поддерживать соответствующий уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в то время как анализ чрезвычайных происшествий в ИВС показывает, что основной причиной указанных ситуаций является «человеческий фактор», то есть недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей и низкий уровень профессиональной подготовленности сотрудников ИВС.

Следует указать, что организацией профессиональной подготовки занимаются руководители подразделений территориальных органов МВД России с проведением ежегодной проверки на профессиональную пригодность подчиненных сотрудников полиции к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Так, согласно плану обучения занятия

проводятся по правовой, специальной, огневой, физической, тактико-специальной, медицинской, морально-психологической подготовкам для всех сотрудников полиции, но, учитывая специфику специальных учреждений полиции, профессиональная подготовка сотрудников ИВС имеет свои особенности. Следует учитывать, что сотрудники ИВС несут службу без оружия, поэтому акцент обучения по предупреждению и пресечению противоправных действий подозреваемых и обвиняемых (спецконтингента) должен смещаться в сторону психологической и специальной подготовки.

Психологическая подготовка представляет собой раздел морально-психологической подготовки, направленный на формирование у сотрудников ИВС психологической компетенции. Сотрудник указанного подразделения должен владеть психологическими методами и приемами, позволяющими профилактировать появления конфликтов, предупреждать возникновение противоправных действий специального контингента в условиях специального учреждения полиции.

О.В. Заварзина в своих трудах отмечает, что психологическая подготовка необходима для формирования профессиональной готовности и устойчивости на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально значимых качеств [1, с. 90].

Специальная подготовка сотрудников ИВС состоит из теоретических и практических занятий. Теоретический раздел специальной подготовки включает такие элементы, как: изучение правовой основы деятельности специального учреждения, тактики проведения мероприятий, связанных с содержанием, охраной, конвоированием спецконтингента с соблюдением при этом принципа законности, бдительности и мер личной безопасности, с целью предупреждения возникновения чрезвычайных происшествий в условиях деятельности указанного учреждения.

Практические занятия проводятся в виде

тренировок, на которых сотрудники ИВС отрабатывают действия по пресечению правонарушений, таких как побеги, массовые беспорядки или попытки членовредительства, совершаемых подозреваемыми и обвиняемыми при содержании в ИВС. При проведении практических тренировок совершенствуются индивидуальные и групповые навыки пресечения противоправных действий спецконтингента, то есть действия каждого сотрудника ИВС в составе наряда по определенному алгоритму.

Профессиональный опыт показывает, что важное значение имеет привлечение ветеранов органов внутренних дел для проведения занятий по специальной подготовке.

По нашему мнению, теоретические занятия по специальной подготовке целесообразно проводить ежедневно на инструктаже нарядов ИВС. При этом в темы инструктажей, разрабатываемых на квартал, следует включать вводные задачи по решению различных ситуаций служебной деятельности, в том числе связанных с управлением межличностных конфликтов при содержании специального контингента в ИВС. Следует отметить, что под межличностными конфликтами следует понимать ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. [2,с.367].

С целью обучения сотрудников ИВС управлением межличностными конфликтами (прогнозирование, профилактика, регулирование, разрешение конфликтов в различных ситуациях служебной деятельности) начальник ИВС должен организовать привлечение к проведению занятий с личным составом психологов.

Как верно было отмечено авторским коллективом под руководством В.Я. Кикотя и И.Б. Лебедева, управление конфликтами следует рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъек-

том управления может выступать как руководитель подразделения правоохранительных органов, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности [2, с. 340-341]. В связи с этим видится необходимым обучить сотрудников ИВС способам разрешения конфликтов, возможности преобразования конфликта с эмоционального на интеллектуальный уровень, поскольку изначально при возникновении конфликта на стадии его развития наблюдается переход от интеллектуального к эмоциональному уровню, сопровождающийся, как правило, причинением морального и (или) физического вреда. Соответственно, пока субъекты конфликта не вернутся к поэтапному обсуждению вариантов решения возникшей проблемы, ни о каком разрешении конфликта речи быть не может [2, с. 347].

Начальник ИВС должен учитывать, что условия и содержание профессиональной деятельности могут негативно влиять на личностные качества и поведение сотрудников подразделения, что, в свою очередь, может привести к возникновению профессиональной деформации. В связи с этим видится необходимым создание в ИВС комнат психологической регуляции для коррекции психо-эмоционального состояния сотрудников указанного учреждения. Как отмечал автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента Ф. Зимбардо (1974), «надзиратель тюрьмы такая же жертва системы, как и заключенный»2.

Учитывая изложенное, следует, что психологу при работе с сотрудниками ИВС следует использовать аутогенные упражнения, необходимые при несении службы, позволяющие управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Аутогенная тренировка как метод основан на обучении самовнушения. Самовнушение в данном случае осуществляется через вербальные формулировки - самоприказы. В ходе обучения происходит форми-

рование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Сотрудник, прошедший курс тренировок, может с помощью определенных формул самовнушения вызвать необходимые ощущения в теле [3, с. 71].

Кроме того, при обучении сотрудников ИВС необходимым профессиональным умениям взаимодействия с подозреваемыми и обвиняемыми важным направлением является изучение психологии указанных лиц, особенностей взаимоотношений между собой. Данное умение позволяет прогнозировать возможное направление поведения подозреваемых и обвиняемых с целью предупреждения чрезвычайных происшествий.

В целом в криминальном «мире» преступные группировки могут формироваться по этническому принципу, и сотрудникам ИВС необходимо учитывать национально-психологические особенности, вероисповедание представителей разных народов среди лиц, которые могут содержаться в ИВС. В то же время в местах содержания под стражей и в местах лишения свободы специальный контингент придерживается своих обязательных для них правил поведения, так называемых «понятий».

Авторский коллектив под управлением В.Л. Кубышко отмечает, что преступное поведение возникает при доминировании негативных личностных и социальных факторов, а также психических аномалий, и предлагает следующие черты отдельных типов преступников [4, с. 116]:

- корыстнонасильственные - импульсивны, пренебрегают социальными нормами, агрессивны, с низким интеллектуальным и волевым контролем, с повышенной враждебностью, внезапностью поступков;

- воры сходны с корыстнонасильствен-ными, но их особенности менее выражены, гибкое поведение сочетается с низким уровнем тревожности, они менее импульсивны,

2 ЦЯЬ: https://all-sci.net/yuridicheskaya-psihologiya_952/922-professionalnaya-deformatsiya-lichnosti-163118.html (дата обращения: 20.11.2021).

более общительны, стремятся к контактам, менее агрессивны, с большим контролем собственного поведения;

- убийцы импульсивны, с высокой тревожностью и эмоциональной возбудимо с-тью, им свойственна низкая ценность жизни другого человека, склонность к конфликтам, подозрительность, мстительность, завышенная самооценка;

- киллеры осторожны, внимательны, находчивы, спокойны и уравновешены, умеют быть незаметными;

- насильники и маньяки склонны к доминированию, особо жестоки, совершают преступления в условиях неочевидности, вменяемы, подозрительны, злопамятны, эгоцентричны;

- расхитители сдержаны, контролируют свое поведение, общительны, стремятся к лидерству.

Поэтому необходимо учитывать все эти особенности при поступлении спецконтингента в ИВС. Отметим, что при общении с подозреваемыми и обвиняемыми сотрудники ИВС должны оставаться внутренне спокойными в любой ситуации, не допускать высокомерный тон и грубость.

Подчеркнем, чтобы не допустить правонарушений, конфликты между лицами, содержащимися под стражей, необходимо соблюдать принцип раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам с учетом их личностных характеристик и психологической совместимости. Сотрудникам ИВС необходимо осуществлять надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых, проявлять бдительность, не допускать «неуставных отношений», не провоцировать агрессию против себя или иных подозреваемых и обвиняемых.

С целью предупреждения противоправных действий подозреваемых и обвиняемых и изъятия запрещенных предметов в отношении последних проводится личный обыск.

Личный обыск как режимное мероприятие проводится при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС и во время содержания в ИВС при наличии оснований

полагать, что эти лица имеют запрещенные предметы. К запрещенным к хранению относятся предметы, которые представляют опасность для жизни и здоровья, могут быть использованы в качестве орудия нападения или воспрепятствовать целям содержания под стражей.

Личный обыск проводится в светлом, изолированном, теплом помещении лицом одного пола в присутствии двух сотрудников ИВС того же пола с применением технических средств обнаружения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания. При этом тщательно осматривается тело обыскиваемого, его одежда, обувь. Личные вещи обыскиваемого подвергаются досмотру. При проведении личного обыска и досмотра вещей составляется протокол.

Следует отметить, что практический опыт осуществления вышеуказанных мероприятий сотрудниками ИВС приобретается со временем и достигается при использовании различных методов практического обучения. При этом приоритетным методом обучения сотрудников полиции действиям по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых подозреваемыми и обвиняемыми, должны стать практические тренировки. При проведении тренировок необходимо достичь осознания сотрудниками ИВС практической значимости приобретаемых на занятиях умений и навыков и моделировать действия максимально приближенно к повседневной служебной деятельности.

Выполнение этих условий обеспечивает формирование у сотрудников ИВС умений применять знания на практике и психофизиологической готовности к действиям по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых подозреваемыми и обвиняемыми.

Отметим, что психофизиология, согласно краткому психологическому словарю А.Л. Свенцицкого, - это отрасль психологии, изучающая психические явления, обусловленные физиологическими и неврологическими процессами [5, с. 355].

На основе профессионального опыта автор предлагает использовать рефлексивно-аналитический метод обучения сотрудников ИВС при проведении практических тренировок, на которых моделируются ситуации, связанные с противоправными действиями подозреваемых и обвиняемых при содержании в ИВС. Рефлексия и самоанализ являются универсальными способами погружения в практическую ситуацию, способствующими саморазвитию сотрудника полиции. Сотрудники полиции, погружаясь в ту или иную ситуацию, в том числе в роли условных правонарушителей, отрабатывают действия по пресечению побегов, массовых беспорядков или попыток членовредительства в камере ИВС, следственном кабинете, камерном блоке, прогулочном дворе.

Так, основной целью практических тренировок является формирование психических и физических качеств сотрудников ИВС, то есть психофизиологической готовности к предупреждению и пресечению противоправных действий подозреваемых и обвиняемых с помощью психологических приемов, методов убеждения или применения мер административного принуждения, таких как: физическая сила и специальные средства с обязательным условием причинения минимального вреда и оказанием первой помощи пострадавшим.

Следует отметить, что применение физической силы и специальных средств в сложившейся ситуации являются мерой принуждения, когда метод убеждения не достиг своей цели - воспитание у граждан стойкой привычки правомерного поведения, предупреждение противоправных проступков, воздействие на правонарушителей [6, с.169].

Подчеркнем, что при проведении практических тренировок с сотрудниками ИВС необходимо обучить последних использовать следующие фразы: «Обвиняемый (гражданин Петров), с Вами говорит помощник дежурного ИВС», «Требую прекратить противоправные действия», «Вы нарушаете

режим содержания», «Вы совершаете правонарушение и будете привлечены к ответственности», «В отношении Вас будет применена физическая сила и специальные средства».

Следует учитывать, что голос, громкость, эмоциональность, тембр и темп должны варьироваться в зависимости от цели речевого воздействия и его содержания; произношение должно быть отчетливым, ясным, речь должна отличаться грамматической выразительностью [4, с. 116].

В таких ситуациях сотрудники ИВС должны исходить из требований о соблюдении соответствующих условий, указанных в ст. 19 Закона о полиции, об обязательном предупреждении о своем намерении применения физической силы, специальных средств (в том числе одним из сотрудников, входящих в подразделение (группу)); о возможности не предупреждать о таком намерении, если промедление в применении создает непосредственную угрозу жизни или здоровью гражданина или сотрудника полиции.

Заключение

Таким образом, в результате обучения у сотрудников ИВС в сознании должен сформироваться шаблон правильного поведения при пресечении правонарушений подозреваемых и обвиняемых, то есть алгоритм конкретных действий, соответствующих обстоятельствам.

Рефлексивно-аналитический метод, используемый при проведении практических тренировок, свидетельствует о дальнейшем развитии предложенной профессором Е.И. Трояном идеи многоуровневого подхода обучения сотрудников полиции [7, с. 140141].

Кроме того, необходимо отметить, что способами совершенствования профессиональных компетенций сотрудников ИВС является их участие в семинарах - совещаниях, научных конференциях, конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди сотрудников специальных учреждений полиции, обучение по про-

граммам повышения квалификации или профессиональной переподготовки в образовательных организациях МВД России.

Как указывалось выше, организацией обучения сотрудников ИВС методам и приемам предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны подозреваемых и обвиняемых должны заниматься начальники ИВС и его заместители, инспекторы по служебно-боевой подготовке, в том числе внештатные, медицинские работники, психологи и ветераны органов внутренних дел с использованием передового опыта и научных достижений.

Наличие нескольких разновидностей практических занятий как основной формы специальной подготовки и проведение междисциплинарных учебных занятий при наличии проработанного методического обеспечения позволяет руководителям осуществлять формирование у сотрудников ИВС необходимых умений и навыков. В итоге у обучающихся сотрудников формируются не только умения применять знания на практике, но и развиваются необходимые

профессионально-деловые качества и черты характера.

Поэтому для поддержания высокого уровня эффективности служебной деятельности по содержанию и охране подозреваемых и обвиняемых и обеспечению сохранности жизни, психического и физического здоровья сотрудников ИВС руководитель указанного подразделения в процессе проведения специальной подготовки должен обучить личный состав методам и приемам предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны подозреваемых и обвиняемых, при этом соблюдая принцип законности, бдительность и меры личной безопасности.

Соответственно результатом организации обучения сотрудников ИВС является совершенствование профессиональных компетенций и профессионально-деловых качеств, формирование психофизиологической готовности к пресечению противоправных действий со стороны подозреваемых и обвиняемых, что является гарантией предупреждения чрезвычайных происшествий в ИВС.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Заварзина, О.В. Психология экстремальных ситуаций: Учебник / О.В. Заварзина. М.: КУРС, ИНФРА-М, 2018. 176 с.

2. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. 463 с.

3. Психология в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по должности «Полицейский»: Учебное пособие / Л.Н. Костина, И.Б. Лебедев, И.А. Паршутин, А.Ю. Федотов. Москва: ДГСК МВД России, 2019. 104 с.

4. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): Учебник в 2 ч. / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. Часть 1. М.: ДГСК МВД России, 2015. 232 с.

5. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь. Москва: Проспект, 2018. 512 с.

6. Административная деятельность полиции: Курс лекций. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. В.А. Кудина. М.: ДГСК МВД России, 2018. 736 с.

7. Троян, Е.И. Обучение боевым приемам борьбы сотрудников полиции на профессионально-специализированном этапе программы профессиональной подготовки // Вестник ТИПК МВД России. 2019. № 2 (13). С. 139-142.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Zavarzina, O.V. Psihologiya ekstremal'nyh situacij: uchebnik / O.V. Zavarzina. M.: KURS, INFRA-M, 2018. 176 s.

2. Yuridicheskaya psihologiya s osnovami obshchej i social'noj Psihologii: Uchebnik dlya studentov vuzov, kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii yuridicheskogo profilya / Pod red. V.YA. Kikotya, V.Yu. Rybnikova. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2006. 463 s.

3. Psihologiya v professional'noj podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii po dolzhnosti «Policejskij»: Uchebnoe posobie / L.N. Kostina, I.B. Lebedev, I.A. Parshutin, A.Yu. Fedotov. Moskva: DGSK MVD Rossii, 2019. 104 s.

4. Professional'noe obuchenie sotrudnikov organov vnutrennih del (professional'naya podgotovka policejskih): Uchebnik v 2 ch. / Pod obshch. red. V.L. Kubyshko. Chast' 1. M.: DGSK MVD Rossii, 2015. 232s.

5. Svencickij, A.L. Kratkij psihologicheskij slovar'. M.: Prospekt, 2018. 512 s.

6. Administrativnaya deyatel'nost' policii: Kurs lekcij. 3-e izd., ispr. i dop. / Pod red. V.A. Kudina. M.: DGSK MVD Rossii, 2018. 736 s.

7. Troyan, E.I. Obuchenie boevym priemam bor'by sotrudnikov policii na professional'no-specializirovannom etape programmy professional'noj podgotovki // Vestnik TIPK MVD Rossii. 2019. № 2 (13). S. 139-142.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Червяков Александр Сергеевич, преподаватель кафедры организация деятельности охранно-конвойных подразделений органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень, Россия.

E-mail: аleksander130370@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexander S. Chervyakov, lecturer of the department organization of the activities of security and convoy units of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russia.

E-mail: аleksander130370@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 15.09.2021 Принята к публикации / Accepted 06.12. 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.