Научная статья на тему 'Отдельные аспекты методики обучения боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов на основе типологии противодействия правонарушителей'

Отдельные аспекты методики обучения боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов на основе типологии противодействия правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ НЕПОВИНОВЕНИЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ / ELEMENTS OF COERCION / COUNTERACTION OF THE OFFENDER / STAGES OF TRAINING / FORMS OF DISOBEDIENCE / FIGHTING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешивцев Алексей Юрьевич, Крючков Василий Васильевич

В статье рассматриваются особенности методики обучения боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов, на основе поведения правонарушителя в той или иной ситуации. А также указаны необходимы элементы, от которых зависит эффективность обучения сотрудников ОВД. Приведены наиболее часто встречающиеся способы противодействий правонарушителей, и разобраны некоторые способы преодоления такого противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плешивцев Алексей Юрьевич, Крючков Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the methodology of teaching to the combat techniques of law enforcement officers on the basis of the typology of counteraction to offenders

The article deals with the features of the methods of teaching to the combat techniques of law enforcement officers, based on the behavior of the offender in the given situation. The necessary elements that determine the effectiveness of training of employees of ATS have been determined too. The most common ways for counteracting the offenders are given, and some ways of overcoming such counteraction are analyzed

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты методики обучения боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов на основе типологии противодействия правонарушителей»

Сложности использования информационных технологий на современном этапе: жесткие ограничения, связанные с недостатком времени при выполнении курсантами служебных задач и получении высшего образования в военном вузе, повышение требований к защите государственной тайны.

Вектор развития военного образования находится в постоянной зависимости от реорганизации силовой структуры в целом. На современном этапе классическая модель военного вуза не рассматривает всеобщую информационно-коммуникационную интеграцию образовательного процесса в силу ряда причин, однако перспективы повышения качества подготовки будущего офицера-специалиста немыслимы без использования современных высокотехнологичных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горячих, А. И. Мотивационный программно-целевой подход к организации совместной деятельности педагога и обучающихся при использовании информационно-коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горячих А. И. - Барнаул, 2015. - 22 с.

2. Муковиз, А. П. Формирование умений самостоятельной познавательной деятельности у студентов педагогических вузов средствами информационных технологий : монография / А. П. Муковиз. - Умань : [б.и.], 2010. - 180 с.

3. Полковников, А. В. Модель формирования инженерной культуры курсантов военных вузов / А. В. Полковников, О. П. Пузиков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017.

- № 4 (146). - С. 170-173.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Омега - Л., 2014.

- 134 с.

REFERENCES

1. Goryachykh, A.I. (2015), Motivational program-targeted approach to the organization of joint activities of the teacher and students using information and communication technologies, dissertation, Barnaul.

2. Mukoviz, A. P. (2010), Formation of the skills of independent cognitive activity in students of pedagogical universities using information technology, monograph, Uman State Pedagogical University named after Pavel Tychina, Uman, Ukraine.

3. Polkovnikov, A. V and Puzikov, O.P. (2017), "Model of the formation of engineering culture of cadets of military universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 170-173.

4. Ministry of education and science (2012) About education in the Russian Federation, Ministry of education and science, Omega, Moscow.

Контактная информация: perevozvv1@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.09.2019

УДК 796.011

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ ТИПОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Алексей Юрьевич Плешивцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Василий Васильевич Крючков, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России

Аннотация

В статье рассматриваются особенности методики обучения боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов, на основе поведения правонарушителя в той или иной ситуации. А также указаны необходимы элементы, от которых зависит эффективность обучения сотрудников ОВД. Приведены наиболее часто встречающиеся способы противодействий правонарушителей, и разобраны некоторые способы преодоления такого противодействия.

Ключевые слова: элементы принуждения, противодействие правонарушителя, этапы обучения, формы неповиновения, боевые приемы.

SOME ASPECTS OF THE METHODOLOGY OF TEACHING TO THE COMBAT TECHNIQUES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS ON THE BASIS OF THE TYPOLOGY OF COUNTERACTION TO OFFENDERS

Alexey Yurievich Pleshivtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vasily Vasilyevich Kryuchkov, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article deals with the features of the methods of teaching to the combat techniques of law enforcement officers, based on the behavior of the offender in the given situation. The necessary elements that determine the effectiveness of training of employees of ATS have been determined too. The most common ways for counteracting the offenders are given, and some ways of overcoming such counteraction are analyzed

Keywords: elements of coercion, counteraction of the offender, stages of training, forms of disobedience, fighting techniques.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе правильное функционирование всех структурных элементов государства невозможно без должной поддержки силовых ведомств. Под понятием силовые ведомства подразумеваются представители правоохранительных органов, вооружённых сил и других различных государственных структур, которым государство делегирует своё право на применение силовых методов воздействия. Деятельность указанных подразделений невозможна без наличия определенных силовых способов принуждения и пресечения. Более того, довольной большое процентное соотношение в деятельности правоохранительных органов составляют такие силовые элементы принуждения как применение физической силы. Но принимая во внимание, что применение указанных выше методов воздействия на правонарушителей затрагивают их права и свободы, что является высшей ценностью государства, связи с чем сотрудники правоохранительных органов должны действовать с учетом сложившейся обстановки, характера и степени опасности действия лица. А также стремится к минимизации любого вида ущерба [2, 3, 4]. Указанные рекомендации являются обязательными, что в свою очередь ведет к деятельности по разработке и совершенствование методики применения физической силы сотрудниками силовых подразделений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках Федерального закона «О полиции» рассмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда для преодоления противодействия правонарушителя, возможно применение физической силы. Однако, по мнению специалистов, многие сотрудники полиции, применяя физическую силу, действуют без предупреждения о своем решении, а также неверно оценивают сложившуюся ситуацию, применяя боевые приемы борьбы несоизмеримые с уровнем сопротивления правонарушителя. Что приводит к негативному отношению граждан, и порождает некоторого рода проблемы для сотрудника. Причина указанных проблем заключается в том, что сотрудники правоохранительных органов проходят физическую подготовку по программам, где основная часть учебного времени уделена боевым приемам борьбы, направленных на противодействие активному сопротивлению и нападению правонарушителей. В реалиях деятельности органов внутренних дел активное сопротивление или же нападение правонарушителей встречается крайне редко. И лицо, неверно оценив сложившеюся обстановку, с учетом внезапности, применяет те боевые приемы, которым его обучали длительное время. В связи с чем, возникает необходимость в усовершенствование методических рекомендации в указанной области, речь идет о дополнительном внимании к положениям ст. 19 Федерального закона «О Полиции» по минимизации любого ущерба правонарушителю, а также умению действовать в рамках создавшейся обстановки,

характера и степени опасности действий лица, в отношении которого предполагается применение физической силы. Важным элементом усовершенствования методики обучения является развитие практических навыков задержания правонарушителя с минимальным причинением вреда.

Совершенствование педагогического процесса обучения полицейских боевым приемам борьбы предполагает несколько этапов подготовки.

В рамках правового этапа обучающиеся изучают положения нормативно правовых актов, регулирующих применение физической силы. Таких как: ФЗ «О Полиции», приказ МВД России N° 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Знакомятся с ситуациями, сложившимися в практической деятельности по нарушению условий применения физической силы, обсуждают указанные ситуации, и при помощи моделирования пытаются найти теоретические пути решения.

Следующий этап подготовки, повышения общего уровня физического состояния обучающегося. Сотрудник правоохранительных органов в процессе обучения систематически посещает занятия, темой которых являются физические упражнения не боевой тематики. Выполнение боевых приемов борьбы наиболее результативно при физическом доминировании применяющего прием лица. В свою очередь физическая сила в правоохранительной деятельности не ограничивается набором боевых приемов борьбы, иногда просто необходимы личные физические качества сотрудника ОВД. Это может быть выносливость, скорость реакции, мышечная сила [1].

Немаловажным является этап психологической подготовки, от него зависит, как поведет себя сотрудник при возникновении психотравмирующей или просто неожиданной ситуации. В ходе обучения необходимо развивать психологическую устойчивость и способность правильно действовать в условиях реальной необходимости. Эта задача решается за счет психологической подготовки, первоначально она проходит на стадии набора сотрудников, где происходит «отсеивание» лиц, психологически не готовых осуществлять правоохранительную деятельность. Психологическая подготовка уже действующих сотрудников правоохранительных органов осуществляется за счет систематического проведения практических занятий, многократности отработки боевых приемов и моделирования возможных ситуаций поведения правонарушителей. Данные мероприятия развивают чувство уверенности в себе у обучаемого лица, что в свою очередь приведет к уменьшению времени реакции в реальной обстановке, а также позволит выбрать наиболее рациональную линию поведения с правонарушителем.

Наиболее объемным этапом подготовки является наработка обучающим практических навыков. Существенное направление данной педагогической программы - переориентация на проведение приемов задержания, с условиями минимизации ущерба и наиболее гуманными способами приведения правонарушителя в подконтрольное положение. Как было описано выше, существуют несколько типов противодействия правонарушителя: активное и пассивное неповиновение, нападение с использованием различного вида оружия, физическое сопротивление.

Анализ данных, полученных от сотрудников, которым в своей деятельности приходилось применять физическую силу, свидетельствует о том, что наиболее часто встречающееся противодействие - неповиновение в пассивной форме, более реже встречается активное сопротивление, и наиболее редко нападение. В связи с чем, уклон обучения стоит делать на изучение приемов преодоления пассивного неповиновения. В основном оно заключается в ограничение свободы передвижения. Ограничить свободу передвижения можно при помощи применения приемов задержания и дальнейшего сопровождения. Особенностью является, что при задержании у правонарушителя возникает стрессовая ситуация, в которой он не всегда может должным образом оценивать окружающею обстановку. Возникает агрессивность, эмоциональность, не редки случаи аффектных действий. При

данной совокупности действий со стороны правонарушителя, сотруднику правоохранительных органов необходимо преодолеть его физическое сопротивление по средствам проведение силового задержания. На эффективность применения приема влияет момент его выполнения, он должен быть неожидан для правонарушителя, что в свою очередь сократит уровень оказания им сопротивления.

При применение болевых приемов на руку или удушающих приемов можно контролировать степень физических усилий, воздействующих на правонарушителя, тем самым, минимизируя шанс нанесения травм. Данные приемы достаточно универсальны, за счет того, что их можно выполнит во всех положениях, вне зависимости от расположения правонарушителя. Так же благоприятное воздействие оказывает выведение оппонента из равновесия, однако, чтобы воспользоваться таким преимуществом, необходимо уметь сохранять собственно равновесие. На это влияет правильное освоение базовых стоек и способов перемещения. Правильно принятая боевая стойка позволяет занять устойчивое положение. А выполненный расслабляющий удар снизить уровень сопротивления правонарушителя, за счет травмирующего и шокового воздействия, которое в дальнейшем не позволит оппоненту провести контрприем.

При проведении приемов задержания, сопровождении или личного досмотра сотрудники правоохранительных органов не должны забывать о мерах личной безопасности. Что обеспечивается такими мероприятиями как: соблюдение необходимой безопасной дистанции, введение правонарушителя в подконтрольное положение, личный досмотр, по выявлению предметов, при помощи которых правонарушитель способен воздействовать на жизнь и здоровье сотрудника. Важным практическим умением так же стоит отметить контроль лица в момент проведения любых силовых приемов за безопасностью и наличием личного огнестрельного оружия, в условиях, когда нет объективных причин к его применению, но недопустима его утра или завладение им правонарушителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы, которые можно сделать на основе данной работы, заключены в том, что наиболее эффективная подготовка сотрудников правоохранительных органов осуществляется за счет правильно выбранной методики обучения, которая в свою очередь должна учитывать особенности поведения различных правонарушителей. Совершенствование методики обучения сотрудников органов внутренних дел происходит за счет ориентирования на снижение физического ущерба задерживаемых лиц, без вреда для эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : монография / Н.М. Борытко. -Волгоград : Перемена, 2000. - 225 с.

2. Глущенко, Д.В. Физическая подготовка как ведущий раздел профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России / Д.В. Глущенко, А.Ю. Плешивцев, М.А. Семикин // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 1 (28). - С. 163-169.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

4. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

REFERENCES

1. Borytko, N.M. (2000), The space of education: the image of being, Peremena, Volgograd.

2. Glushchenko, D.V., Pleshivtsev, A.Yu. and Semikin, M.A. (2014), "Physical training as the leading section of professional training of employees of law-enforcement bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No 1 (28), pp. 163-169.

3. Kraevsky, V.V. (2003), General principles ofpedagogy: textbook, Academy, Moscow.

4. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2019

УДК 796.332.6

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЕРОЯТНОСТИ ЗАБИТЬ ГОЛ В КОМБИНАЦИИ ПО ВЫИГРАННЫМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ЕДИНОБОРСТВАМ В МИНИ-

ФУТБОЛЕ

Андрей Анатольевич Полозов, доктор педагогических наук, доцент, Сергей Евгеньевич Банников, кандидат химических наук, профессор, Сергей Геннадьевич Ежов, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Евгеньевич Городилов, аспирант, Уральский федеральный университет, Екатеринбург; Фаиль Фарасатович Миргалимов,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Игра в мини-футболе, как и в любом игровом виде спорта, состоит из создания голевого момента через последовательность технико-тактических единоборств и его реализации. Вероятность забить гол в комбинации равна произведению всех этих вероятностей. Ключевым в этом является определение вероятности выиграть единоборство. Авторы измеряли процент выигранных единоборств в каждом из 38 технико-тактических единоборств в сезоне 2015-16 суперлиги России. Однако простое усреднение процента выигранных в атаке технико-тактических единоборств одним игроком и проигранных в обороне аналогичных технико-тактических единоборств другим игроком не является решением проблемы. Экспериментально подобрали формулу, которая показала более устойчивую дисперсию ожидаемого процента выигранного единоборства. На основании полученной формулы сформировали пакет комбинаций для сборной России на матч со сборной Испании как по игре в атаке, так и по игре в обороне. Алгоритм рекомендовал переставить игроков из привычной расстановки в расстановку под комбинацию. Это вызвало недовольство тренера сборной. Однако комбинации из стандартной расстановки показывали более скромные результаты. Отметим, что в реальном матче было забито 8 мячей при большом числе ошибок с обеих сторон.

Ключевые слова: игра, результативность, технико-тактические единоборства.

PROBABILITY CALCULATION PROCEDURE TO SCORE A GOAL BY THE WON TECHNICAL AND TACTICAL COMBATS IN MINI FOOTBALL

Andrey Anatolievich Polozov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Evgenievich Bannikov, the candidate of chemical sciences, professor, Sergey Gennadievich Ezhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vasily Evgenievich Gorodilov, the post-graduate student, Ural Federal University, Yekaterinburg; Fail Farasatovich Mirgali-mov, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The game in futsal, as in any game sport, consists of creating a goal moment through a sequence of the technical and tactical combats and its implementation. The probability of scoring a goal in combination is equal to all these probabilities. The key in this is determining the likelihood of winning a single combat. The authors measured the percentage of the combats won in each of the 38 technical and tactical fighting for the 2015-16 seasons of the AMFR Super League. However, simple averaging of the percentage of the techno-tactical combats won in the attack by one player and similar techno-tactical combats lost in defense by another player is not the solution to the problem. We experimentally selected the formula that showed more stable dispersion of the expected percentage of the combats won. Based on the obtained formula, the package of combinations was formed for the Russian team for the match with the Spanish national team, both in attack and in defense. The algorithm recommended rearranging the players from the usual arrangement to the arrangement for the combination. This caused dissatisfaction with the national team coach. However, combinations from the standard arrangement showed more modest results. We note that in the real

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.