Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
маркетинговые коммуникации / коммуникационная кампания / деловая реклама / стимулирование сбыта / современный бизнес. / marketing communications / communication campaign / business advertising / sales promotion / modern business.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Ольга Захаровна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реклама и маркетинговые коммуникации являются необходимым условием успешного ведения бизнеса на современных предприятиях. Это необходимо для создания осведомлённости у покупателей о товаре или бренде и формирования положительного образа компании и торговой марки. В работе раскрыты отдельные аспекты разработки маркетинговой коммуникационной кампании и рассмотрены особенности её создания на современных предприятиях. Выявлены некоторые аспекты маркетинговой коммуникации и рекламы, применяемые в современных предприятиях для ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED ASPECTS OF MARKETING COMMUNICATION AND ADVERTISING IN MODERN BUSINESS

The relevance of the chosen topic is due to the fact that advertising and marketing communications are a prerequisite for successful business in modern enterprises. This is necessary to create awareness among customers about the product or brand and create a positive image of the company and brand. The paper reveals certain aspects of the development of a marketing communication campaign and examines the features of its creation in modern enterprises. Some aspects of marketing communication and advertising used in modern enterprises for doing business have been identified.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ»

А л Л<

Библиографический список (References)

1. ФГИС «Аршин»: как и что искать? - URL: https://dzen.rU/a/ZIhZNYXDZU5VxwxS (дата обращения: 15.01.2024). - Текст : электронный.

2. Количество медицинских организаций. - URL: https://statprivat.ru/ccount (дата обращения: 15.01.2024). - Текст : электронный.

1. (2023). FGIS «<Arshin»: kak i chto iskat? [FGIS "Arshin": how and what to look for? ]. URL: https://dzen.rU/a/ZIhZNYXDZU5VxwxS (accessed 15 January, 2024).

2. (2023). Kolichestvo medicinskih organizacij [The number of medical organizations]. URL: https:// statprivat.ru/ccount (accessed 15 January, 2024).

УДК 659.1

§ §

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОИ КОММУНИКАЦИИ И РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ

SELECTED ASPECTS OF MARKETING COMMUNICATION AND ADVERTISING IN MODERN BUSINESS

© Матвеева Ольга Захаровна

Olga Z. Matveeva

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков, Российский университет кооперации (Мытищи).

PhD (Economics), associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities and Foreign Languages, Russian University of Cooperation (Mytishchi).

И omatveeva@ruc.su

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реклама и маркетинговые коммуникации являются необходимым условием успешного ведения бизнеса на современных предприятиях. Это необходимо для создания осведомлённости у поку-па телей о товаре или бренде и формирования положительного образа компании и торговой марки. В работе раскрыты отдельные аспекты разработки маркетинговой коммуникационной кампании и рассмотрены особенности её создания на современных предприятиях. Выявлены некоторые аспекты маркетинговой коммуникации и рекламы, применяемые в современных предприятиях для ведения бизнеса.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, коммуникационная кампания, деловая реклама, стимулирование сбыта, современный бизнес.

Abstract. The relevance of the chosen topic is due to the fact that advertising andmarketing communications are a prerequisite for successful business in modern enterprises. This is necessary to create awareness among customers about the product or brand and create a positive image of the company and brand. The paper reveals certain aspects of the development of a marketing communication campaign and examines the features of its creation in modern enterprises. Some aspects of marketing communication and advertising used in modern enterprises fordoing business have been identified.

Key words: marketing communications, communication campaign, business advertising, sales promotion, modern business.

26

Базис. 2024. № 1 (15). www.engels.ruc.su/science/basisA

За последние 10 лет роль маркетинга значительно увеличилась и заняла своё место в каждой компании. Вместе с ним возросла потребность в коммуникациях компании с потребителями. Рыночная экономика и конкуренция заставляет компании находить новые способы выделиться, ближе познакомиться с потребителем или просто напомнить о себе. В этом активно помогает организация маркетинговых коммуникационных кампаний.

Актуальность вопросов организации маркетинговых коммуникационных кампаний обусловлена тем, что задачи, объём и характер таких мероприятий постоянно меняется. Ежегодно меняется рынок, что требует гибкости и скорости принятия решений о способах и стратегиях взаимодействия с потребителями. Важно понимать и то, что коммуникации с покупателями — это непрерывный процесс и прекращается он только с остановкой деятельности предприятия. Содержание же таких коммуникаций влияет на поведение и отношение потребителя к предприятию и её продуктам, поэтому необходимо находить эффективные пути взаимодействия между брендом и его потребителями.

На сегодняшний день информация к потребителям поступает беспрерывно и компаниям приходится потрудиться, чтоб пробиться к целевой аудитории и сделать это качественно. Кроме того, постоянное создание новых каналов коммуникации снижают и затрудняют их эффективность [5, с. 94]. В связи с этим маркетинговые коммуникационные кампании должны быть тщательно продуманы, каждая из них должна совокупно дополнять следующие.

Однако следует отметить, что с 2020 года стало значительно труднее организовать маркетинговую коммуникационную кампанию. Усложняется ситуация в связи с карантинными правительственными мерами, обострением экономической ситуации в России, сложности поставок на экспорт для реализации и взаимодействия с другими странами. Во многом мы перенимали зарубежный опыт взаимодействия с потребителями, сегодня, в связи с политической ситуацией стало сложно реализовывать данный обмен опытом. При этом ежегодно растёт информационное поле, появляются новые поводы. Становится всё сложнее концентрировать внимание потребителей именно на какой-то конкретной компании. В результате обостряются проблемы коммуникаций с потребителями, которые требуют более детальной проработки коммуникационных кампаний. При этом достижение цели качественной коммуникации при снижении её стоимости остаётся одним из главных вопросов.

Проблема исследования разработки маркетинговой коммуникационной кампании предприятия рассмотрена такими учёными как Коровина Е. В, Кривокора Е. И., Мамонтов С. А., Никитина Т. Е, Романов А. А., Шарков Ф. И., Шевченко Д. А. и др.

sis-l^'

Маркетинговые коммуникации и реклама стали неотъемлемой частью современного бизнеса, поскольку их содержание влияет на поведение и отношение потребителя. Маркетинговые коммуникации - это связи, создаваемые организацией с аудиторией потенциальных потребителей посредством использования различных средств воздействия. Под аудиторией потенциальных потребителей понимаются как непосредственно потребители, так и бизнес-партнёры, поставщики, инвесторы и пр. [2].

Из целей маркетинговых коммуникаций можно выделить общее направление - все они направлены на получение от потребителей товаров и услуг положительных эмоций при восприятии информации о бренде [4, с. 553].

Успех предприятия на рынке напрямую зависит от маркетинговых коммуникаций, поэтому функционал усложняется и прогрессирует. Задача маркетинговых коммуникаций заключается в поддержке планов маркетинга за счёт создания у потребителей уверенности и понимания преимуществ товаров и услуг конкретного производителя над конкурентами. Эффективность маркетинговых коммуникаций с покупателями и остальными участниками рынка - залог успеха деятельности компании на рынке. К таким участникам можно отнести партнёров, поставщиков, посредников, конкурентов, государственные органы [4]. Сегодня очень важно объяснить потенциальным потребителям ценность продукта, его качественные и функциональные характеристики, а также выгоду от их приобретения.

Непосредственно процесс маркетинговых коммуникаций можно описать при помощи модели, состоящей из нескольких элементов, представленной на рисунке 1 [1].

Рис. 1. Модель процесса маркетинговых коммуникаций

Практически все виды маркетинговых коммуникаций успешно используются в стратегии маркетинга компаний [3]. Коммуникационная кампания - это заранее спланированная совокупность мероприятий, реализация которых направлена на формирование и поддержание общественного мнения о компании, предприятии, фирме.

Важно учитывать все инструменты, особенно которые кажутся незначительными, потому что порой именно они вносят самый большой вклад в продвижение или наносят самый большой ущерб. Например, как один не-

довольный покупатель по статистике расскажет 10 потенциальным, против 1 довольного, который посоветует компанию максимум 3 людям.

Таким образом, важно точно, целостно и тщательно находить и обрабатывать информацию на каждом этапе разработки маркетинговой коммуникационной кампании предприятия. Как можно шире исследовать рынок и целевую аудиторию, потому что непосредственно для них создаются коммуникационные стратегии и при небольшом попадании есть большая вероятность, что все усилия могут стать неудачей, что нанесёт большой вред компании. При грамотном планировании и соблюдении всех этапов даже одна маркетинговая коммуникационная кампания может обеспечить компании узнаваемость бренда, приток потребителей, положительную репутацию. При правильном подходе и знаниях об особенностях создания маркетинговой коммуникационной кампании предприятия в своём секторе, она окупается достаточно быстро.

В условиях конкуренции важно учитывать следующие аспекты создания маркетинговой коммуникационной кампании на предприятиях. Любая компания, находящаяся на рынке, работает либо на рынок В2В (бизнес для бизнеса), либо на рынок В2С (бизнес для конечного потребителя). Каждое направление имеет свои особенности. Рассматривая покупателей на В2С-рынке, можно отметить, что в большинстве своём, они не являются профессионалами или экспертами, разбирающимися в приобретаемом товаре или услуге. Поэтому в маркетинговой стратегии компаний для данного рынка, помимо практических целей, важную роль играет эмоциональная составляющая.

Крупные предприятия работают на рынок В2В. Это достаточно сложный рынок по ряду причин. В данном случае важно систематизировать сбор разнообразной информации о внутреннем состоянии организаций, показателей их рыночной деятельности, объёме и структуре спроса, о потенциальных и существующих клиентах — предприятий оптовой и розничной торговли, о конкурентах, поставщиках, о текущем уровне цен, о новых товарах, услугах и других тенденциях товарного рынка.

Коммуникативная политика большинства компаний направлена прежде всего на профессиональный рынок сбыта. Чаще всего применяются следующие методы коммуникации:

- деловая реклама;

- стимулирование сбыта;

- PR-кампании.

Деловая реклама - это реклама, призванная осуществлять связь между предприятиями и организациями. Направлена на деловых людей и компании, интересующиеся данной продукцией и использующие её для производственных целей. Размещается в профессиональных журналах, деловых изданиях определённой специфики или, в почте, направляемой непосредственно

организациям, или на специализированных выставках.

Стимулирование сбыта призвано способствовать повышению объёма продаж и привлечению большего количества потребителей.

Главная цель любой PR-кампании - это привлечение средств масс-медиа и проведение специализированных мероприятий.

Таким образом, маркетинговые коммуникации применяются с целью привлечения покупателей к совершению покупки именно у конкретного предприятия, фирмы. Из набора средств маркетинговых коммуникаций наиболее распространёнными являются следующие:

- расширение списка сервисных услуг;

- усиление бренда компании;

- ояльные отношения для потребителей;

- обеспечение гарантий качества продута;

- расширение сети продаж;

- организация специализированных мероприятий;

- участие в конкурсах и выставках и др.

Из всех вышеперечисленных коммуникаций рынка В2В на сегодняшний день наиболее востребованными и эффективными являются выставки. При этом выставки влияют на деятельность организации как в долгосрочной перспективе, так и краткосрочной, а значит её реализации следует уделить особое внимание. Так как на выставки приходят представители компаний, которые нуждаются в продукции представителей выставки, считается, что такие потребители уже готовы к сделке, либо будут готовы в ближайшее время. Это позволяет быстро окупить все затраты на коммуникационную кампанию и расширить узнаваемость бренда.

В заключение отметим, что маркетинговые коммуникации являются одной из основных составляющих в работе и продвижении компании. Для успешной работы компании необходимо грамотно планировать все этапы маркетинговых коммуникационных кампаний предприятия. Исходя из опыта работы компаний, неправильно учитывая данные результатов маркетинговых исследований, в итоге можно получить как положительный, так и отрицательный эффект деятельности предприятия.

На основании проведённого исследования следует вывод, что организация указанных аспектов маркетинговых коммуникационных кампаний актуальна и в настоящее время, и также будет актуальна в последующем. Возможно, при динамическом развитии рынка и возникновению каких-то новаторских идей в его процветании, это также потребует внесения необходимых корректировок в процесс маркетинговых коммуникационных кампаний.

Материалы поступили в редакцию 12.02.2024 г.

28

Базис. 2024. № 1 (15). www.engels.ruc.su/science/basis/

%

sisi®'

Библиографический список (References)

1. Дерюгина, С. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание / Светлана Дерюгина. - Текст : электронный // www.marketing.spb.ru. - URL: https://www. marketing.spb.ru/read/article/a44.htm (дата обращения: 07.02.2024).

2. Киреева, О. Ф. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебное пособие / О. Ф. Киреева. - М. : ИНФРА-М, 2022. - 166 с.

- ISBN 978-5-16-111260-1. - Текст : непосредственный.

3. Кульчикова, Ж. Т. Маркетинговые коммуникации : учебное пособие / Ж. Т. Кульчикова, Н. А. Баранова. - Костанай : Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2020. - 100 с. - ISBN 978-601-7586-24-9. - Текст : непосредственный.

4. Матвеева, О. З. Реклама как вид коммуникационной деятельности в современных условиях / О. З. Матвеева. - Текст : непосредственный // Наука, образование, кооперация: проблемы и перспективы развития : матер. Междунар. научно-практ. конф. профес.-препод. состава и сотруд. кооперативных вузов по итогам на-учно-исслед. работы в 2016 году (9 февраля 2017 г.). - Ярославль-Москва : Канцлер, 2017.

- 904 с. - ISBN 978-5-91730-653-7.

5. Матвеева, О. З. Коммуникации между преподавателем и учеником. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент, теория и практика : монография / О. З. Матвеева., И. И. Бибарсов ; под науч. ред. д.э.н., проф. Д. И. Валигурского. - Том 4. - М. : Дашков и К, 2022. - 358 с. - ISBN 978-5-394-05212-5. - Текст : непосредственный.

1. Derjugina, S. (2017). Kompleks marketingovyh kommunikacij: jelementy, ihformy i soderzhanie [The complex of marketing communications: elements, their forms and content]. URL: https:// www.marketing.spb.ru/read/article/a44.htm (accessed 07 February, 2024).

2. Kireeva, O. F. (2022). Integrirovannye marketingovye kommunikacii : uchebnoe posobie [Integrated marketing communications. Textbook]. Moscow. INFRA-M. 166 p. ISBN 978-5-16-111260-1.

3. Kul'chikova, Zh. T., Baranova, N. A. (2020).

Marketingovye kommunikacii : uchebnoe posobie [Marketing communications. Textbook]. Kostanaj. Kostanajskij filial FGBOU VO «ChelGU». 100 p. ISBN 978-601-7586-24-9.

4. Matveeva, O. Z. (2017). Reklama kak vid kommunikacionnoj dejatel'nosti v sovremennyh uslovijah [Advertising as a type of communication activity in modern conditions]. Nauka, obrazovanie, kooperacija: problemy i perspektivy razvitija : mater. Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. profes.-prepod. sostava i sotrud. kooperativnyh vuzov po itogam nauchno-issled. raboty v 2016 godu (9 fevralja 2017 g.). Jaroslavl'-Moskva. Kancler. 904 p. ISBN 978-5-91730-653-7.

5. Matveeva, O. Z., Bibarsov, I. I. (2022). Kommunikacii mezhdu prepodavatelem i uchenikom. Torgovoe delo: kommercija, marketing, menedzhment, teorija i praktika : monografija [Communication between teacher and student. Trade business: commerce, marketing, management, theory and practice : monograph]. Vol. 4. Moscow. Dashkov i K. 358 p. ISBN 978-5-394-05212-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.