Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / содержание и обращение с животными / жестокое обращение с животными / предупреждение правонарушений / проблемы / реализация / administrative responsibility / maintenance and treatment of animals / animal cruelty / prevention of offenses / problems / implementation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л В. Дудченко, Т С. Трофимова

в силу ежегодного роста количества домашних животных и увеличения случаев нарушения гражданами требований обращения с ними регулярного анализа требует эффективность правового регулирования Российской Федерации в рассматриваемой сфере. В данной статье приводится авторский подход к проблеме обращения с животными и обозначаются принципы, составляющие спектр действий по обращению граждан с животными. Авторами анализируется международный опыт правового регулирования в сфере обращения с животными. В исследовании обозначены причины необходимости совершенствования механизма правового регулирования на современном этапе. Освещаются нововведения, в соответствии с которыми региональные власти получили полномочия по самостоятельному установлению правил обращения с бездомными животными. Рассматриваются отдельные вопросы привлечения к административной ответственности в сфере обращения с животными. На основе анализа правоприменительной практики в статье обозначены некоторые проблемные зоны как в правовом поле, так и механизме ее реализации, определены возможные пути и условия, способствующие преодолению правовых и организационных барьеров наступления административной деликтности в исследуемой сфере в современных условиях. Предпринята попытка формулирования рекомендаций, принятие которых, по мнению авторов, будет способствовать совершенствованию действующего законодательства, повышению его эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Л В. Дудченко, Т С. Трофимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF ADMINISTRATIVE TORT FOR VIOLATION OF REQUIREMENTS TO THE MAINTENANCE AND TREATMENT OF ANIMALS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

due to the annual increase in the number of pets and the increase in cases of violations by citizens of the requirements for their treatment, regular analysis requires the effectiveness of the legal regulation of the Russian Federation in this area. This article presents the author’s approach to the problem of animal treatment and outlines the principles that make up the range of actions for the treatment of citizens with animals. The authors analyze the international experience of legal regulation in the field of animal treatment. The study identifies the reasons for the need to improve the mechanism of legal regulation at the present stage. The innovations are highlighted, according to which the regional authorities have received the authority to independently establish rules for the treatment of stray animals. Separate issues of bringing to administrative responsibility in the field of animal treatment are being considered. Based on the analysis of law enforcement practice, the article identifies some problem areas both in the legal field and the mechanism of its implementation, identifies possible ways and conditions that contribute to overcoming legal and organizational barriers to the occurrence of administrative tort in the field under study in modern conditions. An attempt has been made to formulate recommendations, the adoption of which, according to the authors, will contribute to the improvement of current legislation and increase its effectiveness

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

CERTAIN ASPECTS OF ADMINISTRATIVE TORT FOR VIOLATION OF REQUIREMENTS TO THE MAINTENANCE AND TREATMENT OF ANIMALS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

УДК 342.9

Л.В. ДУДЧЕНКО,

кандидат юридических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орел) lv_dudchenko92@mail.ru

LOLITA V. DUDCHENKO,

Candidate of Law (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Orel, Russia)

Т.С. ТРОФИМОВА,

кандидат юридических наук (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, Москва) zyfn14@yandex.ru

TATYANA S. TROFIMOVA,

Candidate of Law (Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Moscow, Russia)

Аннотация: в силу ежегодного роста количества домашних животных и увеличения случаев нарушения гражданами требований обращения с ними регулярного анализа требует эффективность правового регулирования Российской Федерации в рассматриваемой сфере. В данной статье приводится авторский подход к проблеме обращения с животными и обозначаются принципы, составляющие спектр действий по обращению граждан с животными. Авторами анализируется международный опыт правового регулирования в сфере обращения с животными. В исследовании обозначены причины необходимости совершенствования механизма правового регулирования на современном этапе. Освещаются нововведения, в соответствии с которыми региональные власти получили полномочия по самостоятельному установлению правил обращения с бездомными животными. Рассматриваются отдельные вопросы привлечения к административной ответственности в сфере обращения с животными. На основе анализа правоприменительной практики в статье обозначены некоторые проблемные зоны как в правовом поле, так и механизме ее реализации, определены возможные пути и условия, способствующие преодолению правовых и организационных барьеров наступления административной деликтности в исследуемой сфере в современных условиях. Предпринята попытка формулирования рекомендаций, принятие которых, по мнению авторов, будет способствовать совершенствованию действующего законодательства, повышению его эффективности.

Ключевые слова: административная ответственность, содержание и обращение с животными, жестокое обращение с животными, предупреждение правонарушений, проблемы, реализация.

Для цитирования: Дудченко Л.В., Трофимова Т.С. Отдельные аспекты административной деликтности за нарушение требований к содержанию и обращению с животными: проблемы реализации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 24-29.

Abstract: due to the annual increase in the number of pets and the increase in cases of violations by citizens of the requirements for their treatment, regular analysis requires the effectiveness of the legal regulation of the Russian Federation in this area. This article presents the author's approach to the problem of animal treatment and outlines the principles that make up the range of actions for the treatment of citizens with animals. The authors analyze the international experience of legal regulation in the field of animal treatment. The study identifies the reasons for the need to improve the mechanism of legal regulation at the present stage. The innovations are highlighted, according to which the regional authorities have received the authority to independently establish rules for the treatment of stray animals. Separate issues of bringing to administrative

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

2024'3

responsibility in the field of animal treatment are being considered. Based on the analysis of law enforcement practice, the article identifies some problem areas both in the legal field and the mechanism of its implementation, identifies possible ways and conditions that contribute to overcoming legal and organizational barriers to the occurrence of administrative tort in the field under study in modern conditions. An attempt has been made to formulate recommendations, the adoption of which, according to the authors, will contribute to the improvement of current legislation and increase its effectiveness.

Keywords: administrative responsibility, maintenance and treatment of animals, animal cruelty, prevention of offenses, problems, implementation.

For citation: Dudchenko L.V., Trofimova T.S. Certain aspects of administrative tort for violation of requirements to the maintenance and treatment of animals: problems of implementation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 24-29.

Обращение с животными представляется нам совокупностью определенных действий (бездействий), влияющих не только на жизнь животных и здоровье в целом, но и на качественные жизненные показатели. Спектр действий составляют базовые общечеловеческие принципы, такие как нравственность (доброта, сострадание, ответственность), гуманность (любовь, внимательность), которые, в свою очередь, базируются на отношении к животным, как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания, на ответственном отношении к их судьбе, а также на позитивном воспитательном воздействии при формировании устойчивого, социально адаптированного поведения животного. Изучение вопросов ответственности за нарушение требований административного законодательства в области обращения с животными с учетом динамичности административного законодательства в рассматриваемой сфере имеет ряд важных аспектов. Это включает в себя анализ действующей правовой регламентации о защите животных, оценку применяемых санкций за нарушения, а также изучение эффективности и прозрачности деятельности субъектов, уполномоченных привлекать к административной ответственности в этой области. Такие исследования помогают осознать, насколько эффективно законодательство защищает животных, выявить проблемные аспекты в обращении с ними, потребовать модернизации правовой основы и механизма реализации. Осведомленность общества о важности соблюдения прав животных, о требованиях обращения с ними и, в случае их нарушения, мерах принудительного воздействия в виде привлечения к административной ответственности, с одной стороны, выполняет превентивную роль, а с другой стороны, выступает в качестве серьезного стимулятора к законопослушному поведению граждан. Значимость данного суждения, на наш взгляд, подтверждается и официальной статистикой МВД России. Так, по итогам 2022 года в России был

зафиксирован рост противоправного поведения, связанного с жестоким обращением с животными, повлекшее их гибель или увечье, почти на 6% (709 фактов) в сравнении с 2021 годом1, и лишь в 76 случаях россияне были привлечены к уголовной ответственности. Что касается административной ответственности, то, как показывает практика, до суда доходит менее 1% случаев нарушения требований обращения с животными, и в основном это резонансные случаи, обсуждаемые в российском обществе2. Полагаем, что одной из причин является недостаточный анализ и обобщение материалов судебной практики, а также трудности в установлении уполномоченными должностными лицами всех обстоятельств противоправного поведения в отношении животного, сбора доказательной базы, а в некоторых случаях и установлении лиц, совершивших правонарушение в рассматриваемой сфере.

Ярким примером этой проблемы является случай, когда в Калининградской области несколько дней зимой возле заправочной станции по дороге в поселок Нивенское находилась беременная собака, оставленная своими хозяевами. Данная информация была опубликована в социальной сети Интернет, в том числе и в телекоммуникационных региональных ресурсах, что вызвало широкий резонанс в регионе, но, к сожалению, установление владельца собаки и привлечение его к административной ответственности за нарушение требований обращения с животными

1 Почему редко возбуждаются и трудно расследуются дела о жестоком обращении с животными [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общероссийской общественной организации Ассоциация юристов России. - URL: https://alrf.ru/news/pochemu-redko-vozbuzhdayutsya-i-trudno-rassleduyutsya-dela-o-zhestokom-obrashchenii-s-zhivotnymi/?y sclid=luv64gphck680454135(дата обращения: 08.04.2024).

2 Бурматов В.В. Правоприменительную практику по фактам жестокого обращения с животными необходимо совершенствовать [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. -http://duma.gov.ru/news/14653/ (дата обращения: 10.04.2024).

так и не состоялось. Подобный случай, к сожалению, не единичный.

Досадным является тот факт, что применяемые меры государственного принуждения за нарушения действующего законодательства, направленного на защиту животных, работают не так, как должны работать в теории. Исходя из правоприменительной практики, реальное административное наказание назначается примерно лишь по каждому пятому заведенному административному делу [1, с. 366].

Считаем необходимым обратиться к международному опыту правового регулирования в сфере обращения с животными, поскольку он имеет давнюю историю.

Европейский тренд на гуманизацию проявляется в обеспечении особенной заботы человека к окружающему миру. Создается четкий посыл, что любое живое создание - это не просто бесправный объект, подвластный человеку, это важная часть вселенной, требующая особого внимания. В связи с этим любые попытки отрегулировать взаимоотношения человека и животного отражаются своевременно в правовом поле, а нарушения обращения с животными находятся под пристальным вниманием зарубежного законодательства. Стоит отметить, что уровень защиты в разных странах неодинаков. Так, например, в ряде европейских стран (Дании, Австрии, Швейцарии, Испании, Германии) наблюдается самый высокий индекс легитимизации правовых основ защиты животных [2]. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что целый ряд стран, входящих в Европейский союз, обязан включать в свое национальное законодательство положения, составляющие основы заботы о благополучии животных в соответствии с Договором о функционировании Европейского Союза, что подразумевает введение запретов на жестокое обращение с животными. Как отмечают Д.М. Литвинов и Д.Е. Старцева, «это первый случай, когда подобный статус закрепляется на межнациональном уровне и при этом носит императивный характер» [3, с. 5]. Анализируя законодательство Германии как страны, входящей в состав Европейского союза, необходимо отметить, что там создаются все условия для комфортной и благополучной жизни животных: существует отдельная отрасль права; заводчикам предоставляется лимит на разведение животных, превышение которого не допускается; создана база данных потерявшихся животных; действуют временные приюты на время отсутствия владельца; введенные санкции в виде штрафа за нарушение требований обращения с животными исчисляются десятками тысяч евро [4, с. 157].

Правовая регламентация обращения с животными в ряде зарубежных стран представляется четко очерченным кругом организационных действий, начиная от определения правил обращения с животными, их защиты от жестокости, правил к содержанию и заканчивая ответственностью (наказанием) за нарушение этих правил. Причем последнее характеризуется достаточной суровой мерой наказания [5, с. 32]. Например, в Германии за выброшенного питомца штрафная санкция составляет 25 000 евро (2 491 438 рублей), в Италии доходит до 10 000 евро (996 575 рублей) или предусматривает лишение свободы до трех лет. Поэтому количество бездомных животных в этих странах крайне мало3. Полагаем, что в основе жесткого (строгого) наказания нарушителя за невыполнение своих обязательств по отношению к животным заложен тезис И. Канта: «Тот, кто жесток к животным, так же ведет себя и с людьми».

В последние годы законодательство Российской Федерации в исследуемой сфере систематически совершенствуется. И предпосылкой к этому является необходимость совершенствования механизма правового регулирования как на федеральном, так и региональном уровне, закрепления конкретного круга действий, обязательного для владельцев животных, а также отсутствие четкого толкования терминов. Обратим внимание на мнение В.С. Мирошниченко [6, с. 122], И.В. Танага и Е.В. Миллерова [7, с. 23], которые отмечают положительный опыт некоторых субъектов Российской Федерации, закрепивших на региональном уровне норму, регулирующую общественные отношения в сфере жестокого обращения с животными, и вместе с тем настаивают на необходимости введения данных норм на федеральном уровне.

А.А Какоуров., Д.А Середкин., Е.Л. Власова [8, с. 135-136], а также Н.И Рудь, В.Е. Степенко [9, с. 168] убеждены в необходимости распространения практики закрепления норм административной ответственности в сфере обращения с животными в региональном законодательстве всех субъектов страны и считают рациональным дополнить Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 498-ФЗ) императивными положениями для владельцев животных, вклю-

3 Клишас о вопросе об ответственности за жестокое обращение с животными в контексте правовой политики государства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - URL: http://council.gov.ru/services/discussions/ blogs/72955/ (дата обращения: 10.04.2024).

публично-правовые (государственно-правовые) науки

чающих в себя обязательную вакцинацию, чи-пирование и стерилизацию животного в случае его приобретения для разведения, продажи или в других целях.

В настоящее время правовые и организационные основы регулирования обращения и содержания животных определялись только Законом № 498-ФЗ и подзаконными актами регионального уровня.

В 2023 году Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» наделил региональные власти правом самостоятельно определять правила обращения с животными без владельцев, а именно регулировать популяции бездомных животных. Таким образом, регион самостоятельно вводит правила сокращения бездомных животных, если считает, что арсенал законодательных мер неэффективен. Однако перечень мер, которыми могут воспользоваться на региональном уровне, достаточно широк: обязательная регистрация животных, строительство приютов с помощью государственно-частного партнерства, административные штрафы за самовыгул питомцев, учет популяции бездомных животных, программы стерилизации и пристройства, пожизненное содержание собак в приютах и т.п. В настоящее время указанный арсенал мер регионами реализуется неактивно и, соответственно, результативность их оценить сложно.

С учетом последних изменений социального и экономического характера, происходящих в обществе, подвергаются изменениям и некоторые нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере обращения с животными, создавая правовые барьеры к их нарушению. Например, дополнен перечень потенциально опасных собак, к которым предъявляются дополнительные требования по содержанию в связи со способностью причинить ими вред различной степени тяжести человеку, и даже лишить жизни, а также склонных к проявлению агрессии по отношению к другим животным в силу своих параметров и природным умением расправляться с добычей [10, с. 121]. Нововведения коснулись и обеспечения безопасности причинения животными без владельцев (безнадзорными животным) вреда жизни или здоровью граждан, а также определения правил выгула домашних животных, требования к приютам в целях обеспечения безопасности граждан и самих животных.

Для повышения эффективности соблюдения требований в сфере обращения с животными в целях обеспечения безопасности граждан при обращении с животными законодатель в 2023 году Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополнил рядом пунктов Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное дополнение предусматривает наступление административной ответственности за нарушение отдельных положений административного законодательства в сфере обращения с животными, а также установлена подведомственность дел об административных правонарушениях в сфере обращения с животными, определены полномочия органов исполнительной власти по осуществлению контрольных и надзорных функций в исследуемой сфере. Необходимо отметить, что список применяемых административных наказаний невелик и в основном представлен мерой юридической ответственности финансового характера - административным штрафом, взыскиваемым в денежном эквиваленте. Размер данной санкции неодинаков и зависит от содержания противоправного действия и субъекта, в отношении которого она применяется (от 5 тыс. рублей до 200 тыс. рублей).

Казалось бы, законодатель учел проблемные зоны в исследуемой сфере с опорой на реальную действительность, направив свои усилия на совершенствование отдельных правовых положений обращения с животными, оснований и условий привлечения к административной ответственности за их нарушение. Однако, как показывает правоприменительная практика, механизм реализации административной ответственности претерпевает определенные затруднения, а именно:

- противоречивость отдельных положений регионального законодательства в сфере обращения с животными, в том числе и об административной ответственности на федеральном уровне, что создает правовые коллизии;

- расширение понятия «домашние животные» в части, касающейся включения в него и экзотических животных. На наш взгляд, одомашнивание таких животных и реализация традиционного режима обращения с ними может способствовать минимизации применения административных наказаний в случае его нарушения;

- отсутствие четкого трактования понятий «выгул» и «натравливание». Несмотря на то что законодательством определены требования к выгулу домашних животных, устанавливающие

запрет на выгул вне официально разрешенных мест, причем установленных органом местного самоуправления муниципального образования, как показывает практика, такие места, например в городе Орле Орловской области с численностью населения в 460 807 тыс. жителей4, практически отсутствуют. Что касается понятия «натравливание», то данный термин хоть и определен законодателем, но действия, которые подразумеваются под ним, не определены. Неурегулированность данного положения, на наш взгляд, способствует созданию дискомфортных условий к реализации самой нормы, повышенному уровню конфликтности между владельцами домашних животных, вынужденных нарушать установленные запреты, и должностными лицами, привлекающих их к административной ответственности, а также возникновению определенных трудностей при правильной квалификации противоправного поведения в отношении животного;

- отсутствие административной ответственности за распространение информации, демонстрирующей элементы насилия в отношении животных с использованием социальных сетей, в том числе и сети Интернет;

- отсутствие административной ответственности за жестокое обращение с животными, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и совершены в присутствии несовершеннолетнего;

- необходимость совершенствования правоприменительной практики в исследуемой сфере, а именно совершенствования механизма реализации административной ответственности:

4 Численность населения в Орловсой области по состоянию на 25.03.2024 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: https://57.rosstat.gov. ru/naselen?ysclid=luuv6ps5 9h261233927 (дата обращения: 10.04.2024).

не только декларирование правовых норм на бумаге, но и эффективная реализация их в правоприменительной практике;

- отсутствие системы учета и регистрации домашних животных. Полагаем, что внедрение системы учета позволит осуществлять оперативный поиск потерявшихся (украденных) домашних животных, а также привлекать к административной ответственности владельцев, пытающихся избавиться от своих питомцев, используя доказательную базу в отношении владельцев, совершивших данные действия. Именно учетно-регистрационные действия, на наш взгляд, будут способствовать предупреждению совершения административных правонарушений в исследуемой сфере, а в случае их совершения - неотвратимости наказания;

- недостаточность профилактической работы (общего, индивидуального характера), в том числе информационного характера, в области защиты животных с отдельными категориями граждан (например, с молодежью). Считаем, что активное сотрудничество со средствами массовой информации, использование социальных сетей будет минимизировать административную деликтность в исследуемой сфере.

Бесспорно, все законодательные инициативы в исследуемой сфере были направлены на разрешение отдельных проблемных зон как в правовом, так и правоприменительном поле, но вместе с тем создали определенные затруднения в реализации механизма административной ответственности за нарушения установленных требований обращения с животными. Полагаем, что процесс совершенствования законодательства и административной деликтно-сти в отношении защиты животных в Российской Федерации пока находится на начальном этапе своего развития.

Литература

1. Амелин Р.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (постатейный). / Р.В. Амелин, Н.В. Богатырева, Ю.В. Волков, Ю.А. Марченко, А.С. Федосин [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Трансформация информационного права: монография / отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, В.Б. Наумов. - Москва: Институт государства и права РАН, 2023. - 256 с.

3. Борисов М.А. Правовое регулирование допуска и доступа к информации в условиях цифровой экономики: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2023. - 228 с.

4. Дубень А.К. Правовое обеспечение информационной безопасности в системе информационного права в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2023. - 245 с.

5. Пешкова (Белогорцева) Х.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (постатейный) / Х.В. Пешкова (Белогорцева), А.Н. Прокопенко, С.В Ротко [и др.] [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ГАРАНТ».

6. Право цифровой среды: монография / под ред. Т.П. Подшивалова [и др.]. - Москва: Проспект, 2022 г. - 896 с.

7. Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Юридический регламент обработки персональных данных в медицине: научно-практическое руководство для врачей и юристов [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ГАРАНТ».

8. СолдатоваВ.И. Новые законодательные меры по защите персональных данных // Право и экономика. - 2023. - № 3. - С. 25-30.

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

2024 ' 3

9. Новые горизонты развития системы информационного права в условиях цифровой трансформации: монография / отв. ред.: Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, В.Б. Наумов [Электронный ресурс] - Москва: Институт государства и права РАН, 2022. - 386 с.

10. Кривоухов А.А. Проблема безопасности персональных данных на цифровых платформах / Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. - Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2022. С. 86-91.

References

1. AmelinR.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 27 ijunja 2006 g. № 152-FZ «O personal'nyh dannyh» (postatejnyj). / R.V. Amelin, N.V. Bogatyreva, Ju.V. Volkov, Ju.A. Marchenko, A.S. Fedosin [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».

2. Transformacija informacionnogo prava: monografija / otv. red. T.A. Poljako-va, A.V. Minbaleev, V.B. Naumov. - Moskva: Institut gosudarstva i prava RAN, 2023. - 256 s.

3. Borisov M.A. Pravovoe regulirovanie dopuska i dostupa k informacii v uslovijah cifrovoj jekonomiki: dis. ... kand. jurid. nauk. - Moskva, 2023. - 228 s.

4. Duben'A.K. Pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti v sisteme informacionnogo prava v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. jurid. nauk. - Moskva, 2023. - 245 s.

5. Peshkova (Belogorceva) H.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 27 ijulja 2006 g. № 152-FZ «O personal'nyh dannyh» (postatejnyj) / H.V. Peshkova (Belogorceva), A.N. Prokopenko, S.V Rotko [i dr.] [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz SpS «GARANT».

6. Pravo cifrovoj sredy: monografija / pod red. T.P. Podshivalova [i dr.]. - Moskva: Prospekt, 2022 g. - 896 s.

7. Pishhita A.N., Goncharov N.G. Juridicheskij reglament obrabotki personal'n-yh dannyh v medicine: nauchno-prakticheskoe rukovodstvo dlja vrachej i juristov [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «GARANT».

8. Soldatova V.I. Novye zakonodatel'nye mery po zashhite personal'nyh dannyh // Pravo i jekonomika. - 2023. - № 3. - S. 25-30.

9. Novye gorizonty razvitija sistemy informacionnogo prava v uslovijah cifrovoj transformacii: monografija / otv. red.: T.A. Poljakova, A.V. Minbaleev, V.B. Naumov [Jelektronnyj resurs] - Moskva: Institut gosudarstva i prava RAN, 2022. - 386 s.

10. KrivouhovA.A. Problema bezopasnosti personal'nyh dannyh na cifrovyh platformah / Problemy informacionnogo obespechenija dejatel'nosti pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Belgorod: Bel YuI MVD Rossii imeni I.D. Putilina, 2022. S. 86-91.

(статья сдана в редакцию 08.0б.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.