Научная статья на тему '"отчий край как сакрализация культурно-образовательной среды провинции" (на примере г. Алексеевка Белгородской области)'

"отчий край как сакрализация культурно-образовательной среды провинции" (на примере г. Алексеевка Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧИЙ КРАЙ / КУЛЬТУРНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FATHER'S EDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочка Анна Игоревна

В статье рассматриваются основные аспекты влияния культурно образовательной среды на человека на примере г. Алексеевка Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"FATHER'S EDGE AS THE SACRALIZATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PROVINCE" (FOR EXAMPLE, ALEKSEYEVKA, BELGOROD REGION)

The article examines the main aspects of the impact of cultural and educational environment on the man on the example of the Belgorod region Alekseevka.

Текст научной работы на тему «"отчий край как сакрализация культурно-образовательной среды провинции" (на примере г. Алексеевка Белгородской области)»

Берегиня^777*Сова, 2016, № 1 (28)

УДК 304.4+ 908 ББК 77

«ОТЧИЙ КРАЙ КАК САКРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ПРОВИНЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ Г. АЛЕКСЕЕВКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Курочка Анна Игоревна, магистрант 2 курса отделения ВПО гуманитарного факультета Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты влияния культурно среды на человека на примере г. Алексеевка Белгородской области.

Ключевые слова: отчий край, культурно - образовательная среда.

образовательной

«FATHER'S EDGE AS THE SACRALIZATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PROVINCE» (FOR EXAMPLE, ALEKSEYEVKA, BELGOROD REGION)

Kurochka A.I.

Annotation. The article examines the main aspects of the impact of cultural and educational environment on the man on the example of the Belgorod region Alekseevka.

Key words: Father's edge, cultural and educational environment.

Образование имеет свою среду и свое пространство. Образовательное пространство не имеет лимита объема знаний. В подобное пространство могут входить: комплексы, образовательные услуги, детские учреждения, воспитательные системы, образовательные практики и т.д.

Когда появляется Человек - пространство преобразуется в среду. Среда - это нечто среднее между человеком и окружающим его пространством. Человек в центре среды, а среда как периферия его питает, влияет, взаимодействует, культивирует, развивает, совершенствует. Среда - экзистенциональ-ный феномен.

Культурно-образовательная среда - носитель богатой, разнообразной, в том числе и противоречивой информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру индивида, а значит, и обеспечи-

вающий возможность его выхода на живое знание. В таком понимании среда предстает в виде лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее бытования синхронизирован с процессом формирования личности.

Понятие «культурно-образовательная среда» объемное. Поэтому целостная среда может быть понятна в трехмерном измерении: мега- макро-микро. Культурно-образовательная среда предназначена для понимания реального процесса и жизнедеятельности человека, моделирования педагогического сопровождения развития личности детей, учащихся, формулирования и достижения конкретных воспитательных задач. Она обладает разнообразными возможностями, при этом, реальные возможности означают наличие ряда необходимых условий для превращения их в действитель-

ность, возможности становятся действительностью тогда, когда наличествует полный набор условий существования и развития культурно-образовательной среды.

Преодоление кризиса отечественного образования возможно благодаря новой стратегии гуманитарного знания - «философии отчего края», стратегии которая состоит в осмыслении и разъяснении ценностно-смыслового единства края, в основе которого находится сакрализация пространства и культурно-образовательной среды[1].

Идея отчего края дает представление о среде не как о совокупности отвлеченных и отчужденных ценностей культуры, которые далеки и не близки современному человеку, который живет в ситуации, которую М. Хайдеггер определил как «утрату корней». В этой ситуации философия отчего края дает возможность ненасильственного приобщения человека к своей сакральной традиции, в которой он может обрести метафизику своего существования, смысл жизни, а значит стать полноценной личностью, что является искомым педагогики. Таким образом, отчий край, осмысленный философски, может выступить в качестве первичной педагогической среды, которая может быть использована, прежде всего, в воспитательных целях образования.

Отчий край - это философско-культурологиче-ская единица, метафорическое понятие, интегральное понятие культуры, воспитательное понятие.

К сущностным компонентам «отчего края», которые выступают организующей основой связи личности и среды можно отнести: культурно-исторический хронотоп, составляющий основу отчего края как не краеведческого понятия; идея неслучайности появления человека (в определенном месте); философия детства, учитывающая метафизику появления человека на свет; «текст культуры» как доминирующая особенность данного региона; диалектика «родного и вселенского», позволяющая осознать бесконечно-многомерную связь «малой родины» с «большой культурой».

Все компоненты предлагают глубокую личностную вовлеченность учащегося, что само по себе оказывает образовательное влияние на человека.

Философия отчего края - это, прежде всего, философия, и ее задача - осмыслить и преподнести ценностно-смысловое единство края в категориях содержательных и постижимых, которые могли бы применяться в образовательном процессе современной школы.

Отчий край позволяет философско-педагоги-ческие основания выразить в категориях содержательных и постижимых, которые могли бы применяться в образовательном процессе современной

общеобразовательной и профессиональной школы.

Методика приобщения человека к сакральным смыслам отчего края осуществляется не только рационально-теоретическими, вербальными способами, но и невербальными, «сердечными», через привитие любви, а не только знания к «национальным святыням».. [6].

Учитывая тот факт, что понятие «отчий край» включает в себя культурный потенциал региона, то стоит обратиться к понятию «культурно - образовательная среда».

Развитие творческого потенциала личности взрослого нельзя рационально понять только «изнутри» системы непрерывного образования. Здесь нужно учитывать особенности среды развития в широком смысле этого слова. Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений, таких как философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др. Образовательная среда есть, прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности.

Культурно-образовательная среда - это синтез природных, исторических, культурных, социальных условий, в которых протекает жизнь населения региона, города, села. Однако, несмотря на довольно широкий спектр составляющих, данное понятие конкретизировано и очерчено. Оно помогает воспринимать и анализировать реальные процессы, которые протекают на конкретной территории и в конкретных условиях. Таким образом, культурно-образовательная среда - это система социальных институтов, связанных между собой историко-культурной традицией, а также механизмами взаимоотношений между собой.

В широком смысле культурно-образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней:

- глобальный уровень. К нему можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально- информационные сети и т.д.;

- региональный уровень (страны, крупные регионы). К нему относятся: образовательная по-

109

Берегиня»777»Сова, 2016, № 1 (28)

литика, культура, система образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, СМК и т.д.;

- локальный уровень. Относятся: образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семья.

В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека [5].

Категория «культурно-образовательная среда» оптимальным образом сочетает в себе универсальные и уникальные характеристики образования. Культурно-образовательную среду также возможно использовать для адекватного описания общей культурно-образовательной ситуации, а также исторически удаленных объектов научно-педагогического интереса. Среда - не цель. Она - средство. За категорией «культурно-образовательная среда» видится путь, который проходит каждый; путь этот - не по знакомой дорожке, он в неизвестное, часто от знания к незнанию. А любой путь в неизвестное предполагает творчество как условие усмотрения нового и небывалого, приключившегося только с тобой, и удержать это усмотренное в собственном сознании с тем, чтобы сразу или потом выразить в слове, запечатлеть, пересказать другим. Но, как нам теперь известно, обретение и переживание новых смыслов суть следствия взаимодействия человека со средой, которая определяет характер пути и его конечные результаты. Результаты - все разные; характер и содержание пути (траектория развития) -разные; состояние людей - разные [6].

Итак, культурно-образовательная среда региона может складываться из многих факторов: истории, традиций, культуры, сленга, экономического развития, численности населения и т. д.

Рассмотрим культурно-образовательную среду небольшого города Алексеевка, который находится на востоке Белгородской области. Данный выбор сделан не просто так: г. Алексеевка ранее входил в состав Воронежской области. Сам по себе город небольшой, поэтому особенности культурно-образовательной среды проследить в нем гораздо легче, чем в крупных городах.

Алексеевка возникла в конце 17-го столетия как слобода. Несколько архивных и печатных материалов, ссылаясь на предания, указывают, что именно в 1685 году основана казачья слобода Алек-сеевка. Первоначально она возникла на территории Усердского уезда как стихийное поселение сельского типа. Согласно преданию, первым владельцем

зарождающегося поселения был воронежский боярин Фадеев (по другим источникам Фаддей Вене-витинович), который в 1732 году продал свое поселение князю Алексею Михайловичу Черкасскому. В честь имени князя и пошло название Алексеевка. В 1743 году граф Петр Борисович Шереметьев, женившись на дочери князя Черкасского, получил в приданое вместе с другими поселениями и слободу Алексеевку.

Одним из важнейших исторических событий для слободы Алексеевки было открытие способа получения масла из семян подсолнечника в 1829 году крепостным крестьянином графа Шереметьева Даниилом Семеновичем Бокаревым. В 1886 году был построен первый паровой маслобойный завод.

19 марта 1918 года Алексеевка получила статус города Воронежской губернии, включенной в 1928 году в Центрально-Черноземную область. При выходе 13 июня 1934 года Алексеевский район был введен в состав Воронежской области. В 1939 году город преобразован в рабочий поселок.

В 1954 году Алексеевский район Воронежской области включен в состав новообразованной Белгородской области, и 19 августа 1954 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Алексеевка преобразован в город.

На территории муниципального района расположено 108 памятников истории и культуры, архитектуры.

К наиболее ценным памятникам архитектуры ХУШ-Х1Х веков относятся: трактир торговца Кри-кловинского, дом владельца маслобойного завода, Дом крупного торговца Мирошникова, Дом купца-лесоторговца Санжарова, Купеческий клуб семьи Бокаревых.

Братская могила советских воинов (109 человек), где похоронен Герой Советского Союза, гвардии младший лейтенант Б.Н. Панин - является памятником федерального значения.

В историко-культурном наследии одно из видных мест занимают старинные парки. Усадьба «Удеревка» Станкевичей. Усадебный парк замечателен прекрасным использованием природного ландшафта, а также связью с именами целого ряда выдающихся деятелей науки и культуры: Станкевича, Кольцова, Белинского, Щепкина.

На Алексеевской земле жил и трудился академик русской словесности, критик, цензор журнала «Современник» А.В. Никитенко (1804-1872), литератор, философ-просветитель, поэт Н.В. Станкевич (1813-1840), публицист-большевик М.С. Ольминский (1863-1933), солист Большого театра, первый учитель великого тенора Ф.И. Шаляпина Д.А. Уса-тов (1847-1913).

110 -I

19 января 1943 года город Алексеевка и Алек-сеевский район были полностью освобождены от немецко-фашистских захватчиков.

В годы Великой Отечественной войны присвоено звание Героя Советского Союза уроженцам Алексеевки и Алексеевского района - генерал-лейтенанту М.К. Шапошникову, командиру эскадрильи истребителей В.В. Собине, гвардии старшему лейтенанту-танкисту Н.А. Рубану, командиру артиллерийского полка И.Н. Сороке.

С 1957 года после увольнения из армии Герой Советского Союза майор Н.А. Пьянков жил в г. Алексеевке.

Уроженец Алексеевки Кириленко Андрей Павлович стал дважды Героем Социалистического Труда, работал членом Политбюро ЦК компартии, секретарем ЦК КПСС.

Сёла Афанасьевка и Подсереднее прославились самобытными фольклорными ансамблями, которые неоднократно выступали с концертами во многих уголках нашей страны и за рубежом [3].

Судьба города и района, который из одной области перебрался в другой. С 1954 года прошел всего 61 год, а разница между городами Воронежской области и Алексеевкой огромна. По сути, небольшой городок попал в руки другого руководителя. Только представьте, что на современной фирме внезапно меняется директор и устанавливает свои правила. Но люди-то привыкли работать по старым. Не каждый человек согласен с новыми правилами, некоторые просто покидают фирму, другие же добиваются значительных результатов под новым управлением. Только мы имеем не фирму, а целый город- небольшой организм, который внезапно из привычных условий поместили в другие- непривычные и не совсем приятные, надо полагать. Но у человека в природе заложена адаптация к любым условиям. Так и жители новообразованной Белгородской области продолжили свой быт под влиянием нового руководителя. В настоящий момент Белгородская область процветает. И Алексеевка отчасти помогает этому процветанию. Взять завод «ЭФКО». Кажется, что масло и майонез «Слобода» знают по всей России. А молоко «Алексеевское» даже проверялось в независимых лабораториях и признано качественным и годным в употребление.

А еще этот городок очень спокойный. Там абсолютно другой ритм жизни и кажется, что даже время замедлилось и тихо течет вслед за деятельностью людей, не торопит их и не подгоняет.

В Алексеевке существуют свои традиции, возможно мало отличающиеся от традиций в других городах, но от этого не менее значимые для каждого жителя этого городка. Особый день для каждого жителя - День Победы. У многих горожан в военных действиях участвовали деды, отцы. И, конечно же, были и те, кто с фронта не вернулся. Алексеевцы свято чтят память погибших. Поэтому в День Победы традиционно варят полевую кашу. Причем, в парке культуры и отдыха варят и раздают кашу бесплатно любому жителю. Наряду с этим, многие семьи варят полевые каши сами на природе или же во дворе частных домов. Ну и, конечно же, ни один День Победы не обходится без минуты молчания.

Еще много можно рассказать про традиции и быт маленького городка. Самое важное, чтобы те знания, ощущения, устои, которые в нем сформировались, не теряли своей значимости при переезде в другой город и в течение всей жизни.

Таким образом, культурно - образовательная среда формирует культурно - образовательный потенциал личности. Стоит отметить, что нет человека, который относился бы к своему отчему краю без каких - либо эмоций, и не важно, позитивные эти эмоции или негативные. И здесь среда как раз является основополагающим фактором: человек либо остается в ней и развивает ее, культивирует ее ценности, либо старается сбежать, уйти из этой среды, чтобы найти себе подходящую.

Список литературы:

1. Белозерцев, Е.П. Философско-педагогическое наследие Отчего края: рабочая программа учебной дисциплины магистр. / Е.П. Белозерцев, В.В. Будаков, В.В. Варава; [под ред. М.В. Шакуровой]. - Воронеж. ВГПУ, 2012. - 36 с.;

2. Варава, В.В. Философия отчего края - интегральная парадигма современного образования / В.В. Варава // Образование на рубеже эпох. Опыт личностного осмысления методологии гуманитарного знания: мат - лы летней школы молодых ученых. - Липецк, 2007. -С. 43-51.;

3. Города Белгородской области, Воронеж, 1973; Осы-ков, Б. И., Города и реки Белгородчины, - Белгород, 1990.;

4. Города России. Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева. 1994.;

5. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. - СПб. : ЛОИРО, 2003. - 139 с.;

6. Философско-педагогическое наследие Отчего края: монография / Е.П. Белозерцев, В.В. Будаков, В.В. Варава. - Воронеж : ВГПУ, 2015. - 312 с.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.