Научная статья на тему 'ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ РОССИИ, КАК ФОРМА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)'

ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ РОССИИ, КАК ФОРМА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
отчисление / дисциплина / общеобразовательная школа / ученик / закон / реабилитация / комиссия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумовский Владимир Юрьевич

Актуальность статьи обусловлена состоянием успеваемости и дисциплины в школе России, тенденциями их улучшения. Предметом исследования выступает процедура отчисления, её правовые и социально-педагогические аспекты. Цель статьи – исследование её влияния на сознание и поведение питомцев российских школ в рамках институционального и функционального подходов, различных видов анализа. Автор характеризует причины перерастания отчисления в разряд «спящей» нормы законодательства и связанные с ней социально педагогические и правовые противоречия, их последствия. В статье содержится ряд организационно-правовых рекомендаций по отчислению обучающихся, их последующей реабилитации и восстановления в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ РОССИИ, КАК ФОРМА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-376-382 РАЗУМОВСКИЙ Владимир Юрьевич,

NIION: 2018-0076-9/23-729 кандидат политических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-9-729 доцент АНО ВО «Белгородский университет

кооперации, экономики и права», Липецкий институт кооперации (филиал), e-mail: vrazumovsky@yandex.ru

ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ РОССИИ, КАК ФОРМА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена состоянием успеваемости и дисциплины в школе России, тенденциями их улучшения. Предметом исследования выступает процедура отчисления, её правовые и социально-педагогические аспекты. Цель статьи -исследование её влияния на сознание и поведение питомцев российских школ в рамках институционального и функционального подходов, различных видов анализа. Автор характеризует причины перерастания отчисления в разряд «спящей» нормы законодательства и связанные с ней социально - педагогические и правовые противоречия, их последствия. В статье содержится ряд организационно-правовых рекомендаций по отчислению обучающихся, их последующей реабилитации и восстановления в школе.

Ключевые слова: отчисление, дисциплина, общеобразовательная школа, ученик, закон, реабилитация, комиссия.

RAZUMOVSKY Vladimir Yuryevich,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Lipetsk Institute of Cooperation (branch)

EXPULSION FROM RUSSIAN SCHOOLS AS A FORM OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY (SOCIO-PEDAGOGICAL AND LEGAL ASPECTS)

Annotation. The relevance of the article is due to the state of academic performance and discipline in the Russian school, the trends of their improvement. The subject of the study is the expulsion procedure, its legal and socio-pedagogical aspects. The purpose of the article is to study its influence on the consciousness and behavior of pets of Russian schools within the framework of institutional and functional approaches, various types of analysis. The author characterizes the reasons for the outgrowth of the deduction into the category of "sleeping" norms of legislation and related socio-pedagogical and legal contradictions, their consequences. The article contains a number of organizational and legal recommendations for the expulsion of students, their subsequent rehabilitation and restoration at school.

Key words:: expulsion, discipline, secondary school, student, law, rehabilitation, commission.

Состояние школы в постсоветской России, результаты её деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения вызывают серьёзную озабоченность, тревогу за будущее. Это связано с неоднозначными, во многом противоречивыми реформами системы отечественного образования, которые, к сожалению, не предложили пока эффективного решения комплекса системных проблем.

Одной из них является поиск новой воспитательной парадигмы, которая оказала бы значительное влияние на современную молодёжь,

заставила каждого школьника серьёзно задуматься над своей собственной судьбой, пересмотреть отношение к учёбе и поведению. Эту задачу способно решить отчисление - прекращение образовательных отношений по отрицательным мотивам со стороны руководства организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Регламентирующая данную процедуру правовая норма содержится в федеральном законе «Об образовании» 2012 г, но относится к разряду «спящих». Фактический отказ от него за более чем полувековой период функционирования отечественной школы предопределил множество кри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

зисных явлений и процессов, обострившихся в настоящее время. Возникшая проблема не получила чёткого научного осмысления. Так, в исследованиях В.Н. Ахренова, Н.А. Ахреновой, Е.Ю. Белоус, А.Ю. Уварова, И.Д.Фрумина, О.Н. Четвериковой и др. отчисление упоминается в контексте модернизации системы школьного обучения на современном этапе, без анализа его правовых аспектов. В научных работах А.И.Вахрушева, Е.А. Дурасовой, Е.Ю. Игнатьевой, Н.М.Ландушкиной, Н.М.Намаканова и др., оно трактуется, как исключительная мера воспитательного воздействия, но её социально-педагогические аспекты освещены недостаточно.

Здесь слабо прослеживается связь между нынешними проблемами и сложившимися ранее подходами к системе школьного образования, допущенными в этой связи серьёзными ошибками и просчётами. Не содержится анализа социально-педагогических и правовых аспектов отчисления, как средства дисциплинарного воздействия, а также возникших в этой связи противоречий. В данных работах почти не затрагиваются проблемы укрепления авторитета учителя, морально-психологического состояния школьного социума в целом, их последствий. Наконец, в них не говориться о реабилитации тех, кто мог бы покинуть школу по отрицательным мотивам. Именно этим проблемам посвящается данная статья.

Как известно, образование относится к наиболее значимым социальным потребностям человека. Поэтому ведущее социальное требование к правительствам разных государств мира заключалось в том, что «...каждый человек имеет право на образование» (ст. 26). [1, с.4] В результате оно было закреплено в законодательстве высокоразвитых стран - США, Великобритании, Франции, Германии и др. Их системы образования строились на основе принципов всеобщности, обязательности и доступности. (Наряду с государственными школами, там функционируют частные образовательные учреждения.).

В современной России законодательством гарантировано его получение «.независимо от пола, расы, национальности, языка, социального положения., а также других обстоятельств». (ст.5 п.2) [4, с.6] Согласно Конституции РФ 1993 г «... основное общее образование является обязательным» (ст. 43, п.4). [2, с.14] Данный принцип до сих пор вызывает споры в научном сообществе, задает вектор развития отечественной школы, но не всегда позитивный.

Бесспорно, охват школьным обучением почти всех юных жителей планеты, выступает в качестве важного приоритета социальной политики государства, позволяет добиться грамотности населения, открывает возможность получения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

образования. Посещение школы ребёнком является значимым элементом социализации личности, источником получения им объективных, научно обоснованных знаний об окружающем мире, основой формирования многих важных навыков и умений. Это позволяет также обеспечить присмотр за детьми, осуществлять их воспитание.

В данном процессе ведущая роль остаётся за государством, но свойственные ему тенденции бюрократизации образования, сглаживаются институтами гражданского общества. Благодаря этому, единая государственная школа обрела внутреннее разнообразие, а широкий выбор направлений, форм и методов обучения, участие в данных процессах педагогов, учеников и их родителей, позволяет выработать оптимальную модель её функционирования. Она не исключает требовательности со стороны администрации учебных заведений, прилежания и дисциплинированности тех, кто в ней обучается. Это осуществляется за счёт наказания - метода педагогического воздействия, предупреждающего нежелательные поступки и действия, вызывающего чувство вины перед собой и окружающими. Его крайней мерой является отчисление из образовательного учреждения. Ничего другого пока ни теория, ни практика воспитания придумать не смогли.

Похожие черты (правда, с учётом специфических особенностей) прослеживались в школе дореволюционной России, где посредством отчисления шёл качественный отбор наиболее достойных. Данная процедура оказалась воспроизведённой в советской школе 30-50-х гг и, несмотря на унификацию образовательного процесса, авторитарные методы руководства ученическими коллективами, она решительно расставалась с неучами и правонарушителями. (Этому давалась ещё и идеологическая оценка).

Но к середине 50-х гг Советское государство столкнулось с комплексом проблем, вызванных необходимостью технической и технологической перестройки экономики. Их должна была решить реформа образования 1958 г, итогом которой явился поэтапный переход к восьмилетнему, а затем и к десятилетнему школьному обучению. Оно становилось не только всеобщим, но и обязательным для всех юных граждан СССР.

Эта реформа имела весьма противоречивые результаты. С одной стороны, получение полного среднего образования, в отличие от сталинской «семилетки», стало доступным для миллионов юношей и девушек, открывало им дальнейшую перспективу. С другой - обязательное обучение в школе, являвшееся частью концепции воспитания нового человека, закреплённой в программе КПСС, обернулось бюрократизацией всей

системы образования, ростом формализма в оценке показателей её деятельности. Увеличение информационной и учебной нагрузки, слабый учёт способностей школьников к изучению тех или иных предметов, пассивно-репродуктивный способ подачи учебного материала - всё это способствовало росту эмоционально-психологической усталости молодёжи, её отчуждению от школы в целом. (Некоторые из данных тенденций сохраняются в настоящее время).

Это обусловило реформы отечественной школы в 1984, 1992, 2009 гг, результатом которых стала демократизация педагогического процесса, внедрение новаторских методик изучения школьных дисциплин, появление новых типов образовательных учреждений (гимназий, лицеев). Перемены затронули всю систему образования, о чём свидетельствует переход к 11-летнему школьному обучению, внедрение новых форм аттестации (ЕГЭ и ГИА), а также ориентация её на международные стандарты.

Однако прежний подход, который «.требовал не того, чтобы ученик обязательно освоил учебную программу, а того, чтобы учитель. обязательно поставил положительную оценку» [17, с.14] сохраняется в российской школе. Это порождает полуофициальные установки о недопустимости выставления неудовлетворительных оценок, и тем более отчисления неуспевающих. Они причудливо сочетаются с восприятием образования, как сферы услуг. Переход к рыночной экономике предопределил появление нового финансового инструмента государства - подушевого финансирования школ. В этих условиях «.зарплата учителя зависит от количества детей в классе» [9, с.8], что детерминировало своеобразный социальный заказ на направленность, содержание образования. Дополнительные платные занятия, функционирование при школах всевозможных кружков и секций свидетельствуют об учёте самых разнообразных пожеланий.

Однако дифференциация многих семей по уровню доходов не позволяет ими воспользоваться, что наносит «.ущерб исторически выверенной социально-гуманистической миссии образования.» [13, с.2] Более того, некоторые родители стремятся обеспечить наиболее престижные позиции в сфере образования своим детям «любой» ценой, в том числе и посредством коррупционных отношений

В настоящее время многие российские учителя с горечью констатируют катастрофическое падение интеллектуального уровня молодёжи, нередко граничащее с безграмотностью и невежеством. Нежелание серьёзно учиться сопряжено не только с их личными качествами - ленью, безответственностью, недисциплинированностью, но и

неоднозначными последствиями внедрения в нашу жизнь цифровых технологий. Они открывают воистину «.неограниченные возможности. для использования в процессе обучения. [6, с.5] Для юных граждан РФ это является увлекательным занятием, которое, при наличии определённых условий, может привести к «.принципиальному пересмотру моделей управления знаниями - наукой, образованием, архивами» [18, с.9]. Но фактический отказ от традиционных, проверенных временем методов обучения породил так называемое «клиповое мышление». Оно способно усваивать отдельные фрагменты учебных дисциплин; целостного восприятия какой-либо области знаний не происходит. Вытеснив иные значимые формы познания (книги, театр, кинематограф), Интернет-ресурс никакой их полноценной замены детям не предложил.

Это обусловило пересмотр некоторых приоритетов в обучении (их отрицательные последствия продемонстрировал переход школ на дистанционное обучение весной 2020 г вследствие эпидемии COVID-19). В данных условиях «.система российского образования должна быть подвергнута трансформации.и сохранения её лучших традиций, собственной идентичности и самобытности». [7, с.9] Способность рассуждать, сопереживать, развивать когнитивные навыки, призвана развивать система школьного воспитания, где также накопилось немало проблем.

Ликвидация прежних организаций, осуществлявших воспитание молодёжи - ВПО им.

B.И.Ленина и ВЛКСМ в начале 90-х гг породила огромный духовный вакуум. Он начал заполняться ложными ценностями и стереотипами поведения - культом грубой силы, добыванием денежных средств «любой» ценой, приемом наркотиков, половой распущенностью и др. С целью коррекции поведения молодёжи в 1999 г принимается федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Его главную задачу -работу «.с подростками и их семьями, находящимися в социально опасном положении.» [3,

C.12] взяли на себя созданные в каждой школе Советы профилактики. Они занялись выявлением и постановкой на учёт лиц с проблемами в поведении. Но эти органы лишены возможности применять к нарушителям какие-либо дисциплинарные санкции.

В начале 2000-х гг Российское государство предприняло попытку выработать новую концепцию воспитания молодёжи, основанную на патриотизме, религиозности, традиционных семейных ценностях. Однако нерешённость многих социальных проблем и, в частности, отсутствие современной системы лифтов для моло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

дёжи, вызвали на неё слабый отклик. Снижение воспитательной функции российской семьи, где родители вынуждены больше работать и, как следствие, меньше уделять внимания своим детям зачастую оборачивается снижением их уровня эстетического восприятия действительности и культуры общения, порождает зависть и агрессию в отношении окружающих.

Всё это ложится в основу буллинга, чреватого «...риском депрессивного, а то и суицидального состояния» [12, с.72] тех, кто пытается серьезно учиться и достойно себя вести. Отсутствие у администрации школы эффективных механизмов воздействия на эти факты зачастую способствует их сокрытию. В этом состоит главное противоречие школы, от которой требуют воспитательной работы, «.направленной на развитие у детей любознательности, патриотизма, нравственного долга» [5, с. 17] и, одновременно, не позволяют применять к ним в случае неповиновения дисциплинарные санкции, ибо «.в силу возраста они не смогли оценить тяжесть содеянного.». [8, с.68]

Подобные отношения нередко оборачиваются хулиганскими выходками в отношении учителей, жестокими избиениями одноклассников и даже убийствами в учебных заведениях.

Решением данного комплекса проблем могло бы стать отчисление. Но этому мешают противоречия в законодательстве. Оно возможно по достижению обучающимся 15 лет, «.если меры педагогического воздействия не дали результата.» и дальнейшее его пребывание в школе «.оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.» (ст. 43, п. 8). [4, с. 63]

Однако вне его действия оказались школьники в возрасте 11-14 лет. Некоторые из них «... отличаются шумливостью, общительностью, склонностью к озорству.» [12, с.114] Их возраст всё же предполагает вменяемость, адекватную оценку своих поступков и действий, моральную и правовую ответственность за них. Но этого не происходит, так как «.большинство законодательных актов, защищающие права детей, привели к легализации их безнаказанности». [16, с.4] Основанием для отчисления является «.нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность» (ст. 43, п. 4). [4, с.62] Однако в тексте закона не определены «.ни виды проступков, которые можно квалифицировать, как правонарушения в сфере образования, ни виды юридической ответственности, которые можно применять в таких случаях.». [10, с. 8]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Он исключает также какую-либо ответственность за неуспеваемость. Обеспокоенность снижающимся уровнем знаний способствовало введению в федеральный закон «Об образовании» 2012 г понятия «академическая задолженность». Оно трактуется, как «.неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам.» (ст. 58, п.2). При её наличии школьник переводится в следующий класс условно. Он обязан её ликвидировать «.в пределах одного года с момента образования (ст. 58, п.3) и сделать это «.в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность» (ст. 58, п.5). Но в случае невыполнения ученик «.оставляется на повторное обучение...», или переводится «.для обучения по адаптированным образовательным программам, либо по индивидуальному учебному плану» (ст. 58, п.9). [4, с.56]

Наличие в классе второгодника, как показывает практика, ведёт либо к систематическим нарушениям дисциплины, либо к насмешкам над ним со стороны окружающих. Спорный характер имеет перевод на домашнее (семейное) обучение. Оно предполагает наличие иных качеств -любознательности, целеустремлённости, усидчивости и др. Если ребёнок не освоил учебную программу в ходе школьных занятий, то вряд ли станет это делать самостоятельно.

Противоречия скрываются в самой процедуре отчисления, осуществляемой с «.учётом мнения его родителей (законных представителей) и согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ст.43, п.9). [4, с.63] Вполне очевидно, что родители будут против отчисления, ибо тогда придётся признать собственный педагогический брак. Не станут настаивать на нём члены данной комиссии. Их позиция близка к воззрениям о неизбежности роста безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних.

Определённая доля истины, безусловно, в этом есть. Но входящие в её состав сотрудники МВД России не могут не знать о так называемом «казанском феномене» 70-80-х гг, когда проникшие в школы криминальные «.группировки напоминали закрытые мини-государства со своими территорией, законами.специфическими ритуалами и модой». [11, С.27] Повторение подобного, к сожалению, возможно в наши дни. Наконец, в случае вынесения такого решения, школа обязана проинформировать об этом орган местного самоуправления, а он должен «.не позднее, чем в месячный срок.принять меры для получения обучающимся основного общего образования» (ст.43, п.10). [4, с.63]

Следуя букве закона, администрация школы фактически не может расстаться даже с закорене-

лым бездельником и злостным правонарушителем, и это обстоятельство явилось одной из причин кризиса системы обучения в настоящее время. О недоверии к школе свидетельствует возрастающий интерес части родительского сообщества к домашнему (семейному) образованию своих детей, обращение к частным занятиям с репетиторами. Эти процессы коснулись педагогического сообщества в целом. Складывавшая более полувека система образования, в рамках которой игнорирование профессиональной оценки качества знаний и умений обучающихся, в сочетании с возникшим подходом к ней, как к сфере услуг, способствовало утрате престижа педагогической профессии.

Пренебрежительное отношение к учителям со стороны части родительского сообщества (аналогичные установки зачастую передаются их детям) сопровождается предъявлением к ним разнообразных претензий - от недосмотра за детьми при совершении ими неблаговидных поступков до выставленных плохих итоговых оценок. Огромная ответственность в сочетании с низкой оплатой труда, выполнением многочисленных бюрократических предписаний способствовали уходу педагогов из профессии, и данный процесс принял в последнее время массовый характер.

Выходом из сложившейся ситуации может ревизия принципа обязательности основного общего образования, его постепенная замена принципом качества знаний и умений. Это должно сопровождаться, во-первых, возрождением школьной оценки «неудовлетворительно» и снятием всех запретов на её выставление, а во-вторых, внесением изменений в законодательство. В новых условиях отчисление обучающегося (возраст следует снизить до 12 лет), условно переведённого в следующий класс (это возможно только один раз) при наличии академической задолженности и не ликвидированной в установленные сроки, должно стать обыденной процедурой. Её следует отнести исключительно к компетенции педагогического совета школы.

Кроме того, проблему позитивного поведения российских школьников, может решить принятие нового документа - Свода правил этичного поведения обучающихся в РФ. Его ключевые принципы - посещаемость, успеваемость, дисциплина должны стать основой морально безупречного и законопослушного поведения молодёжи страны. Туда следует поместить раздел «Грубые нарушения учебной дисциплины, правил этичного поведения», а перечень определённых поступков и действий станет основанием для отчисления из школы .

Всё это при умелом применении окажется действенным рычагом влияния на молодёжь, спо-

собствует укреплению авторитета педагога, обеспечит «.поддержание порядка в образовательном учреждении в целом» [14, с.60]. Гласный, публичный характер процедуры отчисления (в присутствии всего класса) окажется серьёзным предупреждением для остальных. В результате должна возрасти успеваемость, улучшиться дисциплина, моральная атмосфера школьного социума в целом.

Конечно, общество и государство не может не волновать дальнейшая судьба незадачливых школяров. Но изменить её могут только они сами с помощью процедуры восстановления. Закреплённая в законодательстве, она должна носить строго индивидуальный характер. После издания соответствующего приказа, бывшему питомцу школы выдается его копия, академическая справка и психологическая характеристика, где следует отразить отношение к учёбе, особенности поведения, черты характера и др.

Эти документы предоставляются в орган управления образования субъекта РФ (очевидно, там должна появиться структура по работе с такими детьми). Она регистрирует ребёнка, как претендента на восстановление и разрабатывает программу его реабилитации. Её первичный срок рассчитан на 90 дней, включает в себя два параллельно реализуемых направления. Первое нацелено на коррекцию поведения (консультации у психолога, лечение от табачной и иной зависимости). Здесь будут уместны все формы деятельного раскаяния, например, письма с извинениями перед бывшими учителями и одноклассниками. Второе основывается на устранении пробелов в знаниях.

Собранный пакет документов передаётся в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства, и при положительном решении, она ходатайствует о восстановлении в школе. Затем производится его аттестация. (Например, в резервные дни сдачи ЕГЭ и ГИА). В случае её успешного прохождения ребёнок направляется в другую школу, где продолжит обучение. Обе эти процедуры можно проходить неограниченное количество раз.

Таким образом, принцип обязательности основного общего образования, внедрённый в отечественную школу более полувека назад, в настоящее время обусловил её кризис. Он создаёт препятствие для продуктивной учебы, способствует распространению негативного поведения. Выходом из этой ситуации мог бы стать поэтапный переход к принципу качества знаний и умений обучающихся. Здесь необходима ревизия законодательства, всей прежней педагогической практики. Возрождение оценки «неудовлетворительно», а также процедура отчисления, за ака-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

демическую неуспеваемость могли бы стать мощным средством дисциплинарного воздействия, способствовать укреплению авторитета учителя. Оно не будет носить массового характера; ответственность за подобный исход несёт в первую очередь семья ребёнка, и это стимулировало бы более тесное сотрудничество со школой в деле обучения без академических задолженностей. Наличие процедуры восстановления и связанных с ней моральных испытаний (повторение подобного вызовет отчисление без всяких предупреждений) явилось бы серьёзным уроком для остальных.

Предлагаемые меры должны постепенно изменить сознание ученического и родительского сообщества, а возрождение интеллектуального, социального и нравственного потенциала российской школы вернет ей былой авторитет.

Список литературы:

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН. М. Проспект, 2023 .

[2] Конституция Российской Федерации: официальный текст. [сайт] .URL: http://www.krem-lin.ru (дата обращения 01.06.2023)

[3] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершенно летних: федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 1999 г № 120-ФЗ : [принят Гос. думой 21 мая 1999 г : одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 г; ред.от 24 апреля 2020 г]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 16.06.2023)

[4] Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ [принят Гос. думой 21 декабря 2012 г : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.05.2023)

[5] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г № 996-р]// Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 6. С. 231- 233.

[6] Агранович М. Любовь Духанина: Нужно создавать новые возможности в общем образовании// Российская газета. 2020. 21 мая.

[7] Ахренов В.Н., Ахренова Н.А., Белоус Е.Ю. Дистанционное обучение - 2020 и проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса //Вестник Московского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С.6 -13

[8] Болотова Е.А.Ответственность ученика// Народное образование. 2010. № 9. С.64 -71.

[9] Брылякова М. Евгений Ямбург: О школьном образовании, о свободе, о России, о буду-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

щем// Аккредитация в образовании. 2018. 26 марта.

[10] Вахрушев А. Как заставить школьника учиться?// Учительская газета. 2018. 16 октября.

[11] Гараев Р.Н. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 -2010 -х. Казань.: Individuum, 2020.

[12] Дурасова Е.А. Депрессивное состояние подростков, причины его возникновения// Педагогика: история, перспективы. 2021. № 6. С.71-73.

[13] Игнатьева, Е.Ю. К вопросу к образованию, как к услуге. //Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3. С.1-3.

[14] Ландушкина Н.М. О дисциплинарной ответственности учащихся// Народное образование. 2013.№ 8. С.57- 66.

[15] Намаканов Б.А. Девиантное поведение подростков - проблемы школьного воспитания. // Психология и воспитание. 2020. № 3. С.112-116.

[16] Пименов Н. Дисциплина в школе // Аргументы и факты. 2018. 21 дек.

[17] Российское образование: достижение, перспективы, вызовы// под ред.А.Ю.Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

[18] Четверикова О.Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа»// Народное образование. 2019. № 1. С.9-23.

Spisok literatury:

[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka. Prinyata General'noj Assambleej OON. M. Prospekt, 2023 .

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii: oficial'nyj tekst. [sajt] .URL: http://www.kremlin.ru (data obrash-cheniya 01.06.2023)

[3] Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarushenij sredi nesovershenno letnih: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 iyunya 1999 g № 120-FZ : [prinyat Gos. dumoj 21 maya 1999 g : odobren Sovetom Federacii 9 iyunya 1999 g; red.ot 24 aprelya 2020 g]. URL: http://www.consul-tant.ru (data obrashcheniya 16.06.2023)

[4] Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g № 273- FZ [prinyat Gos. dumoj 21 dekabrya 2012 g : odobren Sovetom Federacii 26 dekabrya 2012 g.]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 27.05.2023)

[5] Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 g. [rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g № 996-r]// Sobra-nie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2015. № 6. S. 231- 233.

[6] Agranovich M. Lyubov' Duhanina: Nuzhno sozdavat' novye vozmozhnosti v obshchem obrazovanii// Rossijskaya gazeta. 2020. 21 maya.

[7] Ahrenov Ahrenova N.A., Belous E.YU. Distancionnoe obuchenie - 2020 i ргоЫету №Ьегео-cializacii uchastnikov obrazovatel'nogo processa // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 2020. № 3. S.6 -13

[8] Bolotova E.A.Otvetstvennost' uchenika// Narodnoe obrazovanie. 2010. № 9. S.64 -71.

[9] Вгу1уа^а М. Evgenij YAmburg: О shkol'nom obrazovanii, о svobode, о Rossii, о budu-shchem// Akkreditaciya V obrazovanii. 2018. 26 таг1а.

[10] Vahrushev А. Kak zastavit' shkol'nika uchit'sya?// Uchitel'skaya gazeta. 2018. 16 оЙуаЬгуа.

[11] Garaev R.N. Slovo расапа. Kriminal'nyj Tatarstan 1970 -2010 Kazan'.: Individuum, 2020.

[12] Durasova Е.А. Depressivnoe sostoyanie podrostkov, рпсЫпу едо vozniknoveniya// Peda-gogika: istoriya, perspektivy. 2021. № 6. S.71-73.

[13] Ignat'eva, E.YU. К voprosu k obrazovaniyu, kak k usluge. //Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 3. S.1-3.

[14] Landushkina N.M. О disciplinarnoj о^е^ stvennosti uchashchihsya// Narodnoe obrazovanie. 2013.№ 8. S.57- 66.

[15] Namakanov В.А. Deviantnoe povedenie podrostkov - ргаЫет^ shkol'nogo vospitaniya. // Psi-hologiya i vospitanie. 2020. № 3. S.112-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Pimenov N. Disciplina V shkole // Агди-menty i fakty. 2018. 21 dek.

[17] Rossijskoe obrazovanie: dostizhenie, реге-pektivy, vyzovy// pod red.A.YU.Uvarova, 1^. Fru-mina. М.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019.

[18] СНе^еп^а O.N. Skrytye ugrozy rossijsk-одо proekta «Cifrovaya shkola»// Narodnoe obrazo-vanie. 2019. № 1. S.9-23.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.