Научная статья на тему 'Отчетность об устойчивом развитии в контексте предприятий государственного сектора'

Отчетность об устойчивом развитии в контексте предприятий государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
отчетность об устойчивом развитии / госсектор / раскрытие информации / стейкхолдеры / стандарты отчетности / sustainability reporting / public sector / information disclosure / stakeholders / reporting standards

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владимировна Ефимова

Статья посвящена актуальным вопросам формирования отчетности об устойчивом развитии предприятиями госсектора. Отчетность по данным вопросам позволит органам государственного сектора представить заинтересованным сторонам информацию о том, как они решают стоящие перед ними социальные, экономические и экологические проблемы, и нести ответственность за свою деятельность. С учетом растущей роли государственного сектора в национальной экономике необходимо исследование текущего состояния готовности и возможности разработки отчетности об устойчивом развитии предприятиями с государственным участием. Для решения данной проблемы важен системный подход, основанный на комплексном изучении действующей практики раскрытия информации в области устойчивого развития, определении понятия устойчивости и охвата существенных тем, оценки применимости существующих стандартов GRI, IFRS и других признанных стандартов в области устойчивого развития для госсектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainability reporting in the context of public sector organizations

The article is devoted to topical issues of reporting on sustainable development by public sector enterprises. Reporting on these issues will enable public sector authorities to provide stakeholders with information on how they address the social, economic and environmental challenges they face and to be accountable for their activities. Given the growing role of the public sector in the national economy, it is necessary to study the current state of readiness and the possibility of developing sustainable development reporting by enterprises with state participation. An integrated approach is needed to solve this problem. This approach involves a comprehensive study of current disclosure practices in the field of sustainable development, defining the concept of sustainability and coverage of material topics, assessing the applicability of existing GRI, IFRS and other standards for the public sector.

Текст научной работы на тему «Отчетность об устойчивом развитии в контексте предприятий государственного сектора»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 33 — 36. Audit journal. 2024;(1):33 — 36.

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Научная статья УДК 657

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -33-36 NIION: 201 7-0074-1 /24-003

EDN: https://elibrary.ru/VSUAWB MOSURED: 77/27-021-2024-01-203

Отчетность об устойчивом развитии в контексте предприятий

государственного сектора

Ольга Владимировна Ефимова

Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Москва, Россия, OEfimova@fa.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам формирования отчетности об устойчивом развитии предприятиями госсектора. Отчетность по данным вопросам позволит органам государственного сектора представить заинтересованным сторонам информацию о том, как они решают стоящие перед ними социальные, экономические и экологические проблемы, и нести ответственность за свою деятельность. С учетом растущей роли государственного сектора в национальной экономике необходимо исследование текущего состояния готовности и возможности разработки отчетности об устойчивом развитии предприятиями с государственным участием. Для решения данной проблемы важен системный подход, основанный на комплексном изучении действующей практики раскрытия информации в области устойчивого развития, определении понятия устойчивости и охвата существенных тем, оценки применимости существующих стандартов GRI, IFRS и других признанных стандартов в области устойчивого развития для госсектора.

Ключевые слова: отчетность об устойчивом развитии, госсектор, раскрытие информации, стейкхолдеры, стандарты отчетности

Для цитирования: Ефимова О.В. Отчетность об устойчивом развитии в контексте предприятий государственного сектора // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 33—36. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-33-36. EDN: 1^:// elibrary.ru/VSUAWB.

ACCOUNTING AND REPORTING

Original article

Sustainability reporting in the context of public sector organizations

Olga V. Efimova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

Russia, OEfimova@fa.ru

Abstract. The article is devoted to topical issues of reporting on sustainable development by public sector enterprises. Reporting on these issues will enable public sector authorities to provide stakeholders with information on how they address the social, economic and environmental challenges they face and to be accountable for their activities. Given the growing role of the public sector in the national economy, it is necessary to study the current state of readiness and the possibility of developing sustainable development reporting by enterprises with state participation. An integrated approach is needed to solve this problem. This approach involves a comprehensive study of current disclosure practices in the field of sustainable development, defining the concept of sustainability and coverage of material topics, assessing the applicability of existing GRI, IFRS and other standards for the public sector.

Keywords: sustainability reporting, public sector, information disclosure, stakeholders, reporting standards

For citation: Efimova O.V. Sustainability reporting in the context of public sector organizations // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):33—36. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-33-36. EDN: https://elibrary.ru/VSUAWB.

© Ефимова О.В., 2024

Введение. Организации государственного сектора вносят наибольший вклад в экономику большинства стран и прямо или косвенно оказывают существенное влияние на окружающую среду и общество. За исключением отдельных предприятий, в государственном секторе, как правило, отсутствует императив «получение прибыли» или «возврат средств инвестору», поскольку большинство организаций государственного сектора финансируется за счет бюджетных средств. Вместе с тем для данных организаций особенно важна их социальная миссия.

Цели организаций государственного сектора неразрывно связаны с общественными интересами, что обусловливает необходимость отчитываться о воздействии на окружающую среду, социальное благополучие и безопасность. Отчетность по данным вопросам предоставляет органам государственного сектора возможность продемонстрировать, как они решают стоящие перед ними социальные, экономические и экологические проблемы, и позволяет им нести ответственность за свою деятельность. Следовательно, государственный сектор должен иметь всестороннее представление о своей деятельности и воздействии на окружающую среду, а также об экономических и социальных вопросах, которые находятся в его юрисдикции.

Правительственные органы во всем мире играют все более активную роль в определении требований к отчетности в области устойчивого развития для корпоративного сектора, особенно в отношении отчетности о климате и окружающей среде, при этом формированию отчетности организаций государственного сектора до настоящего времени уделяется ограниченное внимание. В настоящее время процесс формирования отчетности об устойчивом развитии в государственном секторе находится на начальной стадии. С учетом растущей роли государственного сектора в экономике многих стран и, прежде всего, России необходимо исследование текущего состояния готовности и возможности разработки отчетности об устойчивом развитии (или отчетности о воздействии на заинтересованные стороны) предприятиями с государственным участием.

Методология и обзор литературы. Для достижения цели статьи применялись методы логического анализа, систематизации и обобщения результатов обзора академической литературы [1; 4—6], официальных докумен-

тов Министерства финансов РФ, стандартов об устойчивом развитии GRI, консультационных документов и материалов для обсуждения профессиональных организаций, а также использовались результаты собственных исследований, проводимых на протяжении 2010— 2023 гг., в том числе совместно с О.В. Рожно-вой [2; 3], а также зарубежных ученых [8—10].

Результаты. Проведенный анализ показал, что некоторые организации государственного сектора составляют нефинансовую отчетность на добровольной основе. В то же время отсутствие общих требований к данному виду отчетности, а также проблемы доступности и качества данных являются существенными препятствиями для широкого внедрения отчетности в области устойчивого развития, а сами раскрываемые сведения носят фрагментарный и несистемный характер. Существует потребность в стандарте, специфичном для государственного сектора. Это позволило бы организациям государственного сектора на систематической основе формировать информацию о принимаемых мерах и тем самым вносить вклад в достижение глобальных социальных и экологических целей.

В то время как большая часть отчетов об устойчивом развитии корпоративного сектора формируется под влиянием потребностей инвесторов, этого нельзя сказать о государственном секторе. При этом существует широкий общественный интерес к деятельности государственного сектора. Возникает вопрос, кто является пользователями в отчетах об устойчивом развитии государственного сектора? Решение данного вопроса является обязательном при разработке концептуальных основ такой отчетности.

Для некоторых типов организаций государственного сектора, например, коммунальных служб, нефтегазовых компаний и т.д., характер информации, в которой заинтересованы основные стейкхолдеры, будет в значительной степени совпадать с корпоративным сектором. Таким образом, отраслевые стандарты GRI могут применяться как к частным, так и к государственным организациям с особым упоминанием государственных предприятий, где это уместно. Для других типов организаций государственного сектора, например, для служб экстренной помощи, местных органов власти, городов и т.д. эквивалента корпоративному сектору может не существовать. Для таких организаций требуется разработка отдельных рекомендаций.

IPSASB (International Public Sector Accounting Standards Board)1 предлагает в отчетности по устойчивому развитию государственного сектора сконцентрироваться на аспектах воздействия организации на глобальное достижение Целей устойчивого развития, состояния окружающей среды / сообщества и результатах осуществляемой политики в пределах юрисдикции организации; создания ценности для заинтересованных сторон, а также сведениях о расходах на социальную, экономическую и экологическую деятельность. Особое внимание уделяется климатическим раскрытиям2.

Важнейшим вопросом разработки концепции отчетности об устойчивом развитии государственного сектора является определение существенности раскрываемой информации [7]. Подход государственного сектора к существенности информации значительно отличается от подхода корпоративного сектора. По своей природе многие организации государственного сектора рассматривают создаваемую ими ценность через призму множественного капитала и заинтересованных сторон. Следовательно, акцент на существенности воздействия в стандартах Глобальной инициативы по отчетности (GRI) является более уместным для государственного сектора, чем акцент на финансовой существенности и ценности предприятия в стандартах ISSB. Кроме того, стандарты общего назначения GRI 101 и GRI 102 охватывают все концепции и принципы, рассматриваемые в Концептуальных основах IPSASB. Актуальность подхода TCFD для государственного сектора также не вызывает сомнения.

Документ Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) обеспечивает всесторонний охват вопросов устойчивого развития. Отчетность по ЦУР уже внедрена многими правительствами. Рассмотрение ЦУР является полезной отправной точкой для разработки отчета об устойчивом развития в государственном секторе.

Выводы и рекомендации. Существует потребность в стандарте, специфичном для государственного сектора. Это позволило бы организациям государственного сектора на

1 URL: https://www.ipsasb.org/publications/reporting-sustainability-program-information-amendments-rpgs-1-and-3 -additional-non-authoritative

2 URL: https://www.ipsasb.org/focus-areas/sustainabili-ty-reporting

систематической основе формировать информацию о принимаемых мерах и тем самым вносить вклад в достижение глобальных социальных и экологических целей.

Исследование показало, что отчетность государственного сектора в области устойчивого развития находится в начальной стадии своего развития и имеется много аспектов, требующих дальнейшего рассмотрения:

• установление целевой аудитории отчета и ее информационных запросов;

• определение устойчивости для госсектора и охват существенных тем;

• подготовка кадров. Организациям государственного сектора необходимо уделять приоритетное внимание созданию междисциплинарных команд, обладающих необходимыми компетенциями для решения задач подготовки отчетности в области устойчивого развития;

• обеспечение условий для проведения аудита и заверения отчетов об устойчивом развитии;

• дальнейшие усилия по согласованию существующих стандартов в области устойчивого развития. Больший приоритет следует уделять анализу их приме -нимости в государственном секторе и непосредственным способам их возможного применения. Интеграция информации об устойчивом развитии с другими формами отчетности может обеспечить более широкое представление об эффективности организации.

Список источников

1. Flamini, G., Ceschel, F., Gnan, L. and Van, A.V.T. An Organizational Perspective of Sustainability Reporting in the Public Sector: A Scoping Literature Review // Studies in Public and Non-Profit Governance. 2023. Vol. 8, Emerald Publishing Limited, Leeds, pp. 89—109.

2. Ефимова О.В., Рожнова О.В. Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: концептуальный подход // Учет. Анализ. Аудит. 2021. Т. 8, № 5. С. 28—40.

3. Ефимова О.В., Рожнова О.В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 1) // Учет — анализ — аудит. 2020. № 3 (7). С. 18—25.

4. Мельник M.B., Когденко В.Г. Интегрированная отчетность: вопросы формирования

и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014 № 10. С. 2-15.

5. Рожнова О.В. Анализ практики выполнения ESG-повестки и представления соответствующей отчетности российскими организациями с государственным участием // Аудиторские ведомости. 2023. № 1. С. 13—17.

6. Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать // Трудовое право. 2022. № 12. С. 57—73.

7. Ефимова О.В. ESG-аналитика в системе принятия инвестиционных решений: в поисках существенной информации // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2023. № 2. С. 3—17.

8. Adams C.A., Muir S. and Hoque Z. Measurement of sustainability performance in the public sector // Sustainability Accounting, Management and Policy Journal. 2014. No. 5(1). Pp. 46—67.

9. Grewal, J., Serafeim, G. Research on corporate sustainability: Review and directions for future research // Foundations and Trends in Accounting. 2020. No. 14 (2). Pp. 73—127.

10. Cooper S. and Michelon G. Conceptions of materiality in sustainability reporting frameworks: commonalities, differences and possibilities // Handbook of Accounting and Sustainability, Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2022.

11. Domingues A.R., Lozano R, Ceulemans K, Ramos T.B. https://www.sciencedirect.com/au-thor/ 8385497700/tomas-barros-ramos Sustainability reporting in public sector organisations: Exploring the relation between the reporting process and organisational change management for sustainability // Journal of Environmental Management, Vol. 192, 1 May 2017, Pp. 292—301.

References

1. Flamini G, Cheshel F, Gnan L. and WangA.V.T. Organizational perspective of reporting in the field of sustainable development in the public sector: a literature review // Research in the field of public and non-profit management. 2023. Vol. 8, Emerald Publishing Limited, Leeds, pp. 89—109.

2. Efimova O.V, Rozhnova O.V. Methodology for the study of corporate disclosure of business

social responsibility: a conceptual approach // Accounting. Analysis. Audit. 2021. Vol. 8, No. 5. pp. 28-40.

3. Efimova O.V., Rozhnova O.V. Strategy of harmonization of financial and non—financial reporting in the field of climate risk disclosures (part 1) // Accounting — analysis - audit. 2020. No. 3 (7). pp. 18—25.

4. Melnik M.B., Kogdenko V.G. Integrated assessment: issues of modeling and analysis // International accounting. 2014 No. 10. pp. 2—15.

5. Rozhnova O.V. Analysis of the practice of using ESG-agenda and approval of relevant reporting by Russian organizations with state participation. learning // Audit statements. 2023. No. 1. pp. 13—17.

6. Zainullin S, Perladov A, Pinaev V., Porsev A. ESG chips: what is taco and why combine and what to do // Labor law. 2022. No. 12. pp. 57—73.

7. Efimova O.V. ESG-analytics in the investment decision-making system: in search of essential information // Vestnik VSU. Ser.: Economics and Management. 2023. No. 2. pp. 3—17.

8. Adams K.A., Muir S. and Hawk Z. Measuring indicators of sustainable development in the public sector // Journal of Accounting, Management and policy in the field of sustainable development. 2014. No. 5(1). pp. 46—67.

9. Grevai J., Serafeim G. Corporate sustainability research: an overview and directions for future research // Fundamentals and trends in accounting. 2020. No. 14 (2). pp. 73—127.

10. Cooper S. and Miquelon G. Concepts of materiality in reporting systems in the field of sustainable development: common features, differences and opportunities // Handbook of Accounting and Sustainable Development, Cheltenham: Edward Elgar Publishing House, 2022.

11. Domingues A.R., Lozano R, Ceulemans K, Ramos T.B. https://www.sciencedirect.com/author/ 8385497700/tomas-barros -ramosSustainability re -porting in public sector organisations: Exploring the relation between the reporting process and organisational change management for sustainability // Journal of Environmental Management, Vol. 192, 1 May 2017, Pp. 292—301.

Информация об авторе

О.В. Ефимова — профессор Департамента бизнес-аналитики Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the author O.V. Efimova — Professor of the Business Analysis Department of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 1 6.02.2024.

The article was submitted 18.12.2023; approved after reviewing 18.01.2024; accepted for publication 16.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.