Научная статья на тему 'Отчет о IV международной летней правовой школе (г. Познань, Польша, 3. 07. 2010 - 19. 07. 2010)'

Отчет о IV международной летней правовой школе (г. Познань, Польша, 3. 07. 2010 - 19. 07. 2010) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о IV международной летней правовой школе (г. Познань, Польша, 3. 07. 2010 - 19. 07. 2010)»

Юридический институт ИГУ

ОТЧЕТ О IV МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ПРАВОВОЙ ШКОЛЕ (г. Познань, Польша, 3.07.2010 — 19.07.2010)

© Арзуманов И. А., Гавриленко А. А., 2010

С3 по 19 июля 2010 г. на базе Познаньского университета им.

А. Мицкевича (Польша) прошла Международная летняя правовая школа (МЛПШ). Подобное мероприятие организуется уже четвертый раз. Цель правовых школ — создание дискуссионной площадки для молодых юристов, а также возможность обучения и обмена профессиональным опытом с ведущими российскими и польскими учеными. Участниками правовых школ, организуемых Юридическим институтом Иркутского государственного университета и Факультетом права и управления Университета им. Адама Мицкевича (г. Познань), ежегодно становятся студенты, магистранты, аспиранты, молодые преподаватели и маститые профессора.

В этом году общее количество участников Школы составило около 50 человек, а в число профессорско-преподавательского состава и приглашенных экспертов, кроме преподавателей иркутской делегации, вошли: проректор Познаньского университета им А. Мицкевича (УАМ) И. Виткось; декан Факультета права и управления УАМ Т. Соколовски; генеральный консул Российской Федерации в Познани В. Ткачев; проф. УАМ К. Илъски; д-р юрид. наук, проф. О. Городов (СПбГУ); канд. юрид. наук, доц. Д. Петров (СПбГУ); д-р юрид. наук, проф. УАМ Л. Москва; канд. юрид. наук Я. Виверовский; магистр права А. Фи-лониук; магистр русской филологии Э. Квяткевич, проф. Р. Верушевски, а также другие сотрудники Университета им.

А. Мицкевича.

Прошедшая, четвертая по счету, Правовая школа была в известном смысле инновационной. Это касалось как общего тематического направления школы, так и состава участников. В этом году в работе МЛПШ, кроме делегации принимающей

стороны — Факультета права и управления УАМ и делегации Юридического института Иркутского государственного университета (ЮИ ИГУ), впервые принимали участие студенты и преподаватели юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

В состав рабочей группы ЮИ ИГУ входили:

1) научные руководители группы — д-р культурол. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ЮИ ИГУ И. А. Арзуманов; преподаватель кафедры судебного права ЮИ ИГУ А. А. Гавриленко;

2) студенты: Я. В. Бергер, Е. С. Бирюкова, Н. С. Грудинина, Ю. О. Коломина, И. А. Лукач, А. Е. Манзула, Д. С. Матвеев, О. П. Сыденова, О. А. Юдакова.

Тематический план работы Школы был разбит на две основные секции: «Этика и право» и «Энергетика — право, бизнес, политика, экология».

Особенностью данной школы явилась ее гуманитарная составляющая1. Данная позиция обусловлена общей тенденцией разработки гуманитарной проблематики права и политики в странах Западной Европы2. Актуальность для Польши данной тематики обусловлена, в том числе, и экономической составляющей: предстоящее вхождение в зону «Евро»3 предполагает и единство гуманитарно-политических векторов развития идеолого-правовых систем стран-членов Евросоюза.

Поэтому неслучайно гуманистическая направленность и заданность была отражена в тематике пленарных и секционных сообщений части участников, в числе которых помимо юристов были экономисты, филологи, философы, культурологи и историки.

Основной акцент первой тематической части работы школы был сделан на соматических правах человека, имеющих свой

конфликтогенный разворот в процессах их позитивации в странах, где еще сильны ментально-традиционные факторы правосознания. К таким странам, безусловно, относятся и Россия, и Польша. В первую очередь, в силу того, что обыденная совокупность установок сознания, предрасположенностей восприятия, поведения и форм правосознания большинства населения этих стран исторически сформированы христи-анством4. В этой связи неслучайно и то, что основной дискутабельный накал гуманитарного блока был «завязан» как раз на социокультурной апории этических характеристик соматических прав человека.

Являя собой «официальную идеологию объединенной Европы», права человека в их соматической страте5 зачастую становятся политически утилитарным инструментом унификации правового пространства в его этико-нравственной маркировке6. Действительно, общегуманитарное понимание прав человека переживает на современном этапе период экспансии в правовое сознание. Неслучайно ряд ученых четко фиксирует этатистский характер этих процессов в социокультурном и правовом пространствах стран Западной и Восточной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии7. Данные процессы, безусловно, являются одним из проявлений транснациональной глобализации практически всех сфер жизнедеятельности общества и государства. В первую очередь это касается экономического и социокультурного пространств, поскольку именно в этой сфере проявляются девиантные глобализационные составляющие — нивелировка и рекультуризация государственных цивилизационных маркеров8. Как следствие, логика политической жизни неизбежно влечет к конфронтации внедряемой правовой идеологии с идеологией институциональных носителей традиционной культуры. Аксиологическая детерминанта методологии анализа соотношения института прав человека с традиционными доминантами правовой культуры выводит понимание права и политики за пределы конъ-юктурного целеполагания в сферу нравственной ответственности, ценностного измерения и духовно-нравственных идеалов. Прежде всего, в силу того, что реалии складывающихся общественных отношений в области культур-религиозной политики государств Восточной Европы выявляют неснимаемую апорию конституционно-гума-

нистического дискурса с историко- и цивилизационно-культурным обоснованием обеспечения социокультурного и социополитического единства.

В этой связи нельзя не отметить, что, говоря о гуманистической составляющей правового пространства, следует говорить не только о демократической свободе, ставшей идеологическим абсолютом, но и об обязанностях, имеющих в единстве с правами глубочайшие социофункциональные корни. Отсюда необходимо прокладывается «мостик» к вопросам профессиональной этики, ставшим методологической производной второй части блока выступлений иркутской делегации.

Антропологические основы гуманистического базиса конституционного строя поднимают вопросы о сущностных характеристиках естественно-правовых категорий «человек», «гражданин», «народ», «свободный человек», «свобода», «справедливость», «равенство». Прежде всего, в контексте видовой стратификации понятия «светский гуманизм» как формы мировоззрения, утверждающей способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существования Бога9.

Абсолютизация данного понятийного ряда естественно-правовых детерминант в обществах, еще совсем недавно находящихся в состоянии маргинализации национальных религиозно-нравственных ценностей, несет в себе заряд конфликтогенности. И с этих позиций соматический спектр прав человека как международно-правового института вступает в неснимаемую апорию с культур-традиционным этическим комплексом. Именно поэтому спектр данных вопросов, безусловно, лежащий в области антропологии и аксиологии права, на современном этапе методологически должен рассматриваться не только с позиций гуманистического атеизма, но и с позиций мировоззренческих императивов этических кодексов конфессиональной культуры.

Таким образом, с одной стороны — гражданский гуманизм и международно-правовые стандарты в области прав человека, а с другой — традиционно-обусловленный ракурс правопонимания, вскормленный религиозно-этическим комплексом традиционной религиозной культуры.

Рабочую часть Школы открыла торжественная лекция проф. Томаша Соколовского

«Усыновление детей однополыми браками». Тема, поднятая докладчиком, не имеет для Польши частно-правовой характер. Соматические права человека, несмотря на их, казалось бы, сугубо личностный характер, вышли за рамки социологического, антропологического или философского дискурсов. Являясь частью процессов социальной феноменологизации личностных прав человека в ряде стран Западной Европы, данная страта прав человека активно становится предметом юриспруденции — гражданско- и этико-правовых составляющих процессов легализации международно-правовых стандартов в этой области10.

Профессором Т. Соколовским в ходе лекции и развернувшейся дискуссии неслучайно отмечался тот факт, что решение вопросов биоэтики, медицины, семейно-правовых отношений в Польше латентно ставится в контексте религиозных догматов католической церкви11. В этой связи необходимо отметить, что не только в Польше, но и в ряде стран Западной и Северной Европы данный спектр проблематики приводит к обострению общественных отношений, раскалывая общество на сторонников традиций и приверженцев свобод человека в этой области соматических прав12.

Доклад профессора Казимежа Ильски «Наследники этической культуры Древнего Рима» касался проблем исследования и философско-правового осмысления взаимосвязи древнеримских и раннехристианских этических кодексов. Выводы доклада, базируясь на добротной историко-философской методологии, стали непосредственным «мостиком» для последующих тематических блоков.

Доклады иркутской правовой школы были посвящены первому из них — «Этика и право». Он был разделен на три основных направления:

1. Религиозно-этические основы правового пространства.

2. Христианско-нравственные основы предупреждения преступности и иного правонарушающего поведения (научный руководитель: д-р культурол. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Арзуманов И. А.).

3. Профессиональная этика юриста:

а) Этика адвокатской деятельности.

б) Судейская этика (научный руководитель: преподаватель кафедры судебного права Гавриленко А. А.).

Тематический блок докладов доцента И. А. Арзуманова состоял из двух частей: «Религиозно-этические основы правового пространства» и «Христианско-нравствен-ные основы предупреждения преступности и иного правонарушающего поведения».

Первый блок «Религиозно-этические основы правового пространства» касался анализа двух методологических аспектов:

• семантических составляющих понятийной цепочки: «этика» — «нравственность», «мораль» — «моральный кодекс» — «нормы поведения» — «право»;

• аксиоантропологических и мировоззренческих характеристик норм индивидуального и коллективного поведения.

Данный методологический ракурс непосредственно выводит проблематику редукции источников этики и права с позиций дифференциации «гуманизма» на религиозно-обусловленный и «гражданский». Эта методологическая дифференциация важна для понимания существующих на современном этапе проблем взаимодействия религиозно-этических предписаний и права. Актуальность представленной темы обусловлена сложностью процессов взаимосвязи религии и права, существующей на протяжении вековой истории человечества.

Десакрализация права во многих, прежде всего европейских странах, привела к утрате его этического фундамента. Тем не менее, оставаясь нравственной и духовной опорой социальных и правовых норм, религиозно-этические постулаты вновь приобретают свое значение. Их роль особенно возрастает в периоды утраты обществом высших человеческих ценностей, губительного состояния нигилизма и ригоризма.

Изучение религиозной этики и религиозно-этических традиций позволяет воздействовать на формирование юридического мировоззрения, а также уяснить, каким образом определенное вероучение влияет на тип духовности человека и практику нравственной жизни общества. Изучение религиозной этики дало участникам правовой Школы знания о месте основных религиозноэтических учений в мировой культуре, о различных формах духовного опыта и типах аскетических практик, о взаимообусловленности религиозно-этических предписаний с нормами права. Участники Школы приобрели представление о работе с богословскими текстами, связанными с этической проблематикой, об анализе совре-

менной правовой реальности и сопоставлении ее с религиозно-этическими основами правового пространства.

Содоклады студентов были включены в общую структуру данного тематического блока: «Христианские основы российского права» (О. Сыденова), «Законодательство Моисея: общая этико-правовая характеристика» (А. Манзула).

Второй раздел «Христианско-нравствен-ные основы предупреждения преступности и иного правонарушающего поведения» был посвящен этическим основам девиантоло-гии, анализу конфессиональной специфики профилактики девиантного поведения, а также ее основам в религиозной культуре.

В содокладах студентов «Грех и преступность: проституция и иные сексуальные девиации» (Ю. Коломина), «Грех и преступность: пьянство и наркомания» (Е. Бирюкова) был представлен анализ нормативно-правового аспекта девиантологической проблематики.

Блок «Профессиональная этика юриста» (научный руководитель: преподаватель кафедры судебного права ЮИ ИГУ А. А. Гавриленко) развил заявленные методологические положения в профессионально-этической плоскости.

Основные темы докладов, прозвучавших в этой части работы Школы, касались вопросов правового регулирования и содержания этических начал в деятельности судей и анализа роли «Кодекса профессиональной этики адвоката» в его профессиональной деятельности.

В первом докладе А. А. Гавриленко, касающемся вопросов правового регулирования и содержания этических начал в деятельности судьи, отмечалось, что специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но необходимы в сфере правосудия. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии. На сегодня актуализируются вопросы, связанные с этическими основами судейской и адвокатской профессий. Это демонстрирует ситуация, при которой большая часть жалоб на действия судей связаны не с их некомпетентностью и непрофессионализмом, а, скорее, с субъек-

тивным отношением к обязанностям, нарушениями морально-этического характера.

В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Идейное «обоснование» ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика». Однако в 70-е годы уже появились первые монографические работы по судебной этике.

В дальнейшем в докладе анализировались нормативные источники судейской этики, ее основополагающие принципы, были даны аналитические характеристики содержания Кодекса судейской этики, определены причины целесообразности принятия нового Кодекса судейской этики в нашей стране.

Относящиеся к названной теме доклады студентов были задуманы таким образом, чтобы вписаться в основную тему и раскрыть обозначенные в структуре сообщения наиболее острые вопросы.

Так, в докладе студентки Н. Грудининой на тему «Справедливость как общеправовая категория и ее роль в судейской деятельности» проведен анализ исторических и современных правовых и научных источников, закрепляющих категорию «справедливость» как требование к деятельности судей. В сообщении студента Д. Матвеева выявлены и исследованы субъективные факторы, влияющие на внутреннее убеждение судей. Логичным завершением данного блока вопросов стал доклад студентки О. Юдаковой «Этические начала дисциплинарной ответственности судей».

Во втором докладе А. А. Гавриленко рассматривалась роль «Кодекса профессиональной этики адвоката» в адвокатской профессиональной деятельности.

Кодекс профессиональной этики был принят с учетом накопленного до этого как отечественного, так и зарубежного опыта. Следует отметить, что нормативная регламентация этических правил поведения адво-катов-защитников является очень распространенной за рубежом. Например, в США еще в 1908 г. появились Правила профессиональной этики, дававшие достаточный свод правил по вопросам взаимоотношений с судом, коллегами, добросовестного отношения к обязанностям, честности и откровенности, умеренности в вопросах назначения гонорара. Однако в нашей стране до

недавнего времени был возможен лишь один этический кодекс на всех — моральный кодекс строителя коммунизма, поэтому о Кодексе профессиональной адвокатской этики хотя и говорили, но очень вскользь и весьма осторожно.

Современный Кодекс, как свидетельствует практика его применения, является вполне самодостаточным, хотя определенные сомнения вызывает наличие в его структуре процедурных правил дисциплинарного производства. В содержании доклада в проблемном аспекте были рассмотрены основные положения Кодекса.

Несмотря на небольшое количество времени, отведенное на раскрытие роли этических требований в профессиональной деятельности юриста, не уделить внимание месту профессиональной этики в системе общеправовой этики было бы некорректно, поэтому студенткой Я. Бергер был сделан содоклад на эту тему.

Важным здесь было рассмотреть и основополагающие принципы адвокатской деятельности, среди которых важнейшее место занимает «адвокатская тайна», на раскрытие которой был нацелен доклад студентки И. Лукач.

По итогам докладов были проведены дискуссии с обсуждением тематических сообщений и анализом проблем законодательных положений, их соотношения с общенаучными подходами к пониманию исследуемых категорий.

Вторая часть тематического плана работы школы — «Энергетика — право, бизнес, политика, экология» была в основном представлена делегацией юридического факультета СПбГУ.

Открывал данную часть работы Школы доклад д-ра юрид. наук, проф. О. А. Городова «Российское энергетическое право — настоящее и перспективы развития». Доклад касался фундаментальных проблем энергетического права, во-первых, как правового феномена в целом и, во вторых, как учебного курса академического юридического образования. Были рассмотрены вопросы, касающиеся общих сведений о феномене энергетического права и его конституционно-законодательных основ, предмет, методы, понятие и принципы энергетического права, а также его место в системе российского права. В сообщениях содокладчиков профессора О. А. Городова раскрывались практико-прогностические ас-

пекты поднятой им проблематики. В качестве содокладчиков выступали студенты и аспиранты юридического факультета СПбГУ:

1. Дьяченко Е. «Правовые проблемы теплоснабжения многоквартирных домов в РФ».

2. Витковский Б. «Понятие и правовая природа энергии».

3. Васильченко А. «Обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности в РФ».

4. Балахметова Д. «Правовая природа электроэнергии».

5. Кожевин Г. «Обязанности энергоснабжающих организаций по законодательству РФ».

Продолжили данную проблематику доклад канд. юрид. наук, доцента Д. А. Петрова на тему «Проблемы саморегулирования в электроэнергетике РФ» и содоклады студентов и аспирантов:

1. Бушев Е. «Проблемы антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики».

2. Ильиных П. «Проблемы, связанные с договорами возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии в системе договоров в сфере электроэнергетики».

Безусловно, как совершенно справедливо отмечал Д. А. Петров, проблемы, связанные с энергетическим правом, носят синергетический характер и касаются широкого спектра вопросов бизнеса, политики, экологии. И нельзя не согласиться в этой связи с профессором О. А. Городовым, высказавшим свое пожелание, касающееся необходимости привлечения к этим разработкам, прежде всего, специалистов в области теории государства и права, а также организации на базе последующих Школ практикумов-семинаров для студентов, аспирантов и специалистов в этих областях.

В целом следует отметить высокий уровень организации научной работы Школы: все представленные доклады, сопровождаемые презентациями, вызвали живой интерес участников. Безусловно, поднятая в рамках работы IV Международной летней правовой школы проблематика требует дальнейшего исследования с учетом специфики процессов, происходящих в правовом пространстве как стран Европейского Союза, так и России.

Особо необходимо отметить насыщенность, содержательность, разнообразие культурной части программы. Искреннюю благодарность хочется высказать всем орга-

низаторам Школы как с российской, так и с польской стороны. Отдельные слова благодарности хотелось бы сказать бессменному организатору летних правовых школ профессору Л. Москве, декану Факультета права и управления УАМ проф. Соколов-ски и лично ректору Университета им. А. Мицкевича Б. Марчиньяку. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Что являлось основным условием финансирования проведения Школы со стороны ректората УАМ.

2 В процессе развития положений о правовом статусе личности, закрепленных в Декларации независимости США и французской Декларации прав человека и гражданина (XVIII в.), институт прав и свобод стал «центральным в конституционном праве» и «сердцевиной конституционного строя». См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. 4-е изд., изм. и доп. М., 2004. С. 164.

3 В связи с этим при формулировании научных направлений предстоящих школ, от лица организаторов была высказана просьба обратить внимание на необходимость включения гуманитарной составляющей в целях теоретико- и практико-правовой разработки.

4 В его двух основных конфессиональных стратах — католицизме (Польша) и православии (Россия).

5 В самом широком смысле под соматическими (личностными) правами понимаются право на смерть, права в сфере распоряжения человеком своими органами и тканями, репродуктивные, сексуальные права человека и право на перемену пола.

6 С. Рогожин, например, говоря о правах человека как о продукте «выродившейся западной социологической и философской мысли», отмечает «тоталитарную суть» идеологии прав человека, характеризующую возвращение «полицейского государства с его чрезмерной опекой над личностью и заботой о ее должном поведении». См.: Рогожин С. Права человека, или идеологические манипуляции Запада в России // Моск. журн. междунар. права. 2001. № 2 (41). С. 35, 36.

7 В качестве примера можно привести монографию М. А. Лаврика: Лаврик М. А. Правое тело. Соматические права человека: взгляд из Сибири. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007. 229 с. См. также:

Мчедлова Е. М. Основные направления исследований зарубежных ученых по правам человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. 2004. № 1. С. 108, 109.

8 В связи с вышеуказанным отмечается, что формирование мировоззренческих аспектов новой «естественно-правовой» идеологии невозможно без пересмотра традиционных нравственных ценностей.

9 Светский секулярный гуманизм (secular humanism), по определению С. В. Перевезенцева, — одно из направлений «религиозно-философского учения чело-векобожия, ставшее общефилософским и методологическим принципом бытия современной индустриально-технологической цивилизации, образно называемой “Западом”». URL: http//azbuka.ru/religii

10 Например, практически одновременно с работой Школы в Варшаве проходил первый в Центральной и Восточной Европе парад представителей сексуальных меньшинств (парады «местного» значения прошли в Бердине, Хельсинки, Санкт-Петербурге). В Польше этому предшествовал тот факт, что в «2007 году Страсбургский суд постановил, что бывший президент страны, Лех Качиньский, запрещая проводить Парад равенства, нарушает права человека сразу по трем статьям. Суд обязал власти страны не препятствовать организации шествия». URL: http:||www.balt-info.ru

11 Как отмечал профессор Т. Соколовский, в силу позиции Костела и в целях предотвращения раскола общества и сохранения его единства, данная проблематика на сегодняшний день частично снята с повестки дня Сейма Польши.

12 Например, в не менее «традиционной», чем Польша, Испании телеканал Католической церкви оштрафовали на 100 тыс. евро за выпуск в эфир рекламных роликов в защиту традиционной семьи, содержащих латентное осуждение гомосексуальных связей.

The Report on IV International Summer Law School (Poznan, Poland, 7/3/2010 - 7/19/2010)

© Arzumanov I., Gavrilenko A., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.