Научная статья на тему 'Отбывание лишения свободы как стадия ресоциализации осуждённых'

Отбывание лишения свободы как стадия ресоциализации осуждённых Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ИСПРАВЛЕНИЕ / CORRECTION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский Сергей Николаевич

Рассматриваются вопросы ресоциализации осуждённых во время отбывания ими лишения свободы в исправительных учреждениях, выделяются этапы исправления, определяются некоторые варианты воспитательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imprisonment serving as stage of resocialization of the condemned

Questions of resocialization condemned are considered during serving of imprisonment by them in correctional facilities, correction stages are allocated, some options of educational influence are defined.

Текст научной работы на тему «Отбывание лишения свободы как стадия ресоциализации осуждённых»

УДК 343.825

С. Н. Козловский ОТБЫВАНИЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК СТАДИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЁННЫХ

S. N. Kozlovskiy

MPRISONMENT SER VING AS STAGE OF RESOCIALIZATION

OF THE CONDEMNED

Рассматриваются вопросы ресоциализации осуждённых во время отбывания ими лишения свободы в исправительных учреждениях, выделяются этапы исправления, определяются некоторые варианты воспитательного воздействия.

Questions of resocialization condemned are considered during serving of imprisonment by them in correctional facilities, correction stages are allocated, some options of educational influence are defined.

Ключевые слова: лишение свободы, ресоциализация, исправление, социальная адаптация.

Keywords: imprisonment, resocialization, correction, social adaptation.

Изоляция на длительный срок, как отмечает А. М. Смирнов, имеет две стороны. С одной стороны, она позволяет оградить общество от новых преступлений со стороны осуждённых, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, и организовать процесс исправления данной категории лиц. С другой стороны, длительное пребывание в местах лишения свободы влечёт за собой ряд негативных последствий: снижается социальная активность, утрачивается чувство вины за совершённое преступление и чувство справедливости наказания, происходит полная утрата социально полезных связей, что, в свою очередь, существенно затрудняет их ресоциализацию. А. М. Смирнов подчёркивает закономерность, согласно которой 5-6 лет составляют тот максимальный срок, в течение которого осуждённые мужчины способны сохранять свои положительные характеристики, поддерживать социально полезные связи и противостоять негативным воздействиям со стороны других осуждённых, а также мест лишения свободы. По истечении данного срока, как утверждает исследователь, у осуждённых наблюдается развитие качеств, обусловливающих регресс личности, происходит ухудшение практически всех социально-демографических, психологических и пенитенциарных характеристик1.

Увеличивая лишь сроки лишения свободы, нельзя добиться исправления осуждённого, необходимо совершенствовать применяемые методы и средства исправления, повышать качество реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, так как большее влияние как в исправлении осуждённых, так и в профилактике рецидива имеет не срочность уголовного наказания, а его

1 См.: Смирнов А. М. Длительные сроки лишения свободы в отношении осуждённых мужчин (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 11.

неотвратимость, не максимально возможный, а минимально неизбежный срок лишения свободы за конкретно совершённое преступление и условия отбывания данного наказания1.

В процессе отбывания наказания все осуждённые подвергаются воспитательному воздействию, и в зависимости от влияния можно разделить всех осуждённых по степени исправления. Как правило, они подразделяются на следующие категории: характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания; характеризуется положительно; характеризуется неопределённостью в поведении либо имеет неустойчивую социальную установку; характеризуется отрицательно либо не стремится к исправлению; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания. Прямого указания на степени исправления в законодательстве не закреплено, однако характеристикой для положительно характеризующихся осуждённых могут служить критерии из ч. 1 ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) применения в отношении их мер поощрения. Так, согласно указанной статье УИК РФ осуждённые могут быть поощрены за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях. Это, в свою очередь, является отражением первоначальной стадии исправления осуждённых. Главным заблуждением сотрудников на данном этапе воспитательного процесса является прекращение воздействия на них, ослабленный контроль в силу убеждённости об исправленности осуждённого. Как утверждал В. Д. Филимонов, прекращение исправительного воздействия на такой стадии порождает

3

риск совершения этим лицом нового преступления .

Также особо важен начальный этап адаптации прибывшего в места лишения свободы лица. Для сотрудников важно именно на этом этапе оградить прибывших осуждённых от воздействия со стороны отрицательно характеризующихся осуждённых, чтобы не допустить их «заражения» преступной романтикой, вовлекая осуждённого в процесс ресоциализации.

Помимо этого, при формировании социально-адаптивного поведения осуждённых возникают и иные проблемы. Так, среди осуждённых встречаются люди с крайне низкой психической саморегуляцией, многие из них страдают разнообразными психическими аномалиями (неврозы, психопатии). Данные лица остро нуждаются в

1 См.: Шредер О. Б. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождающихся и освобождённых из учреждений, исполняющих наказания. Томск: Издательство ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», 2011. С. 21.

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

3 См.: Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осуждённых в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С. 27.

медико-реабилитационном и психотерапевтическом режиме; при таких состояниях ресоциализация затруднена.

Процесс ресоциализации положительно характеризующихся осуждённых к лишению свободы должен начинаться ещё с самого прибытия лица в исправительное учреждение и продолжаться до полного отбытия срока лишения свободы. Однако для закрепления результата важна работа и после их освобождения, чтобы не допустить совершения нового преступления. Исправительные учреждения не способны подготовить положительно характеризующихся осуждённых к освобождению без помощи других общественных организаций. После отбытия срока наказания освободившиеся осуждённые испытывают различного рода потребности, от консультаций до предоставления общежития либо трудоустройства. Как правило, бывшие осуждённые, характеризующиеся положительно, оказываются в трудной жизненной ситуации, из которой не могут выйти самостоятельно, используя законные средства. Говоря образно, преступный мир протягивает бывшим осуждённым руку там, где от них отворачивается государство1.

Об успешности ресоциализации можно говорить лишь в том случае, когда будут разорваны все связи с преступным миром, восстановлены социально полезные связи, усвоены общественные нормы и ценности, сформирован механизм социально-положительного поведения, разрушены отрицательные стереотипы и т. д.

Стоит согласиться, что процесс ресоциализации затруднителен ещё в силу особенностей среды исправительных учреждений. В первую очередь, это вынужденное приспособление к новым условиям. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как Ю. М. Антонян, В. М. Корчагин, В. В. Кулич, В. М. Анисимков, Н. И. Брезгин, М. Г. Дебольский, Г. И. Новиков, С. В. Познышев . К новым условиям относятся: резкая перемена жизни, изменение правового статуса; субкультура тюрьмы; появление психологического вакуума, пустоты, бесперспективности своей жизни; отсутствие личной жизни; жесткая регламентация жизни; стиль управления, основанный на авторитарности и подчинении, что порождает безынициативность личности; камерно-групповое общение и жизнедеятельность, где не

3

существует возможности уединиться в отряде .

При применении тех или иных средств исправления необходимо учитывать и индивидуальные социально-психологические особенности

1 См.: Хамадишин Д. З. Ресоциализация осуждённых в России: практика и закон // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 3. С. 4-5.

2 См.: Наказание и преступление преступников: учебное пособие / под ред. проф. Ю. М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992. С. 35; Корчагин В. М. Проблемы ресоциализации осуждённых в исправительных учреждениях Российской Федерации // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика : материалы международной научно-практической конференции. М.: НИИ ФСИН России, 2006. С. 235-237 и др.

3 См.: Колесникова Н. Е. Ресоциализация осуждённых как основа подготовки к освобождению. Псков, 2010. С. 43-44.

каждого из осуждённых. Исследованию причин противоправного поведения посвящены работы Ю. М. Антоняна, Д. В. Сочивко, А. В. Пищелко, М. И. Еникеева, В. Ф. Пирожкова и др. Среди негативных особенностей личности осуждённого выделяют эмоциональную неустойчивость, склонность к нарушению законов и эмоциональную неразвитость. Первое означает, что поведение человека зависит от ситуации и случайных факторов: совершая преступление, он не задумывается о последствиях. Эмоциональная неразвитость отличается тем, что осуждённый не испытывает угрызений совести, не чувствует себя виноватым, как правило, такие люди честолюбивы, ищут выгоду в каждом подходящем случае. В местах лишения свободы возникает большая вероятность усиления негативных психологических особенностей положительно характеризующихся осуждённых.

Психическое состояние человека является индивидуальным в силу личностных особенностей каждого, их поведения, нравственных качеств, однако в местах лишения свободы оно приобретает групповой характер. Типичное состояние среди положительно характеризующихся осуждённых к лишению свободы - тоска. Именно тоска по дому, родным, близким, свободе с особой силой действует на осуждённых. В результате появляется раздражительность, возбудимость, внутреннее напряжение. «Тоска, - отмечал М. Н. Гернет, - это краеугольный камень, фундамент тюремной жизни». Такое состояние способствует накоплению отрицательных эмоций, которые внезапно проявляются в аффектах, агрессивных действиях. Длительное пребывание в состоянии тоски и подавленности может привести к развитию депрессивного синдрома, который впоследствии может проявляться в нарушении режима отбывания наказания1.

Особую трудность составляют дефекты правосознания, которые могут быть свойственны как отдельному осуждённому, так и целой группе. Среди таких дефектов учёные выделяют социально-правовой цинизм и психический инфантилизм. Первый заключается в отрицании существующих правил, законов, непризнании запретов, противоправной позиции . Второй же представляет собой целый комплекс негативных психических особенностей.

Осуждённые с криминальной установкой, отрицательно характеризующиеся, воспринимают места лишения свободы как «родной дом», однако насильственная изоляция от общества иных лиц, которые совершили преступление по неосторожности, в силу истечения непредвиденных обстоятельств и др. может привести к необратимым изменениям в их психике, деградации осуждённого как личности. В начале ХХ в. для обозначения такого явления А. Вишер ввёл термин

1 См.: Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М.: ПЕР СЭ, 2003.С. 143.

2 См.: Рабочая книга пенитенциарного психолога : учебное пособие / под ред. А. И. Мокрецова, В. Г. Голубева, А. В. Шамиса. М., 1997. С. 101.

«болезнь колючей проволоки». Наиболее тяжёлым проявлением данной «болезни» он называет апатию1. В юридической психологии для описания психического состояния лица, впервые отбывавшего наказание в виде лишения свободы, используется понятие «тюремный стресс», который вызывает наиболее разрушительное воздействие на психику осуждённого, чаще всего сопровождавшийся бессонницей2.

Каждый осуждённый принадлежит к какой-либо малой группе, во главе которой стоит лидер (авторитет). По мнению С. Москвичи, группа выступает в качестве явления, которое приглушает их личную волю и заставляет следовать за волей коллектива, подавляет индивидуальность, уничтожает личность. Группа «ломает» ценности человека, выдвигая ему свои требования, которые в дальнейшем становятся обязательными правилами жизни осуждённого положительной направленности, мотивами его поведения. Уже нет собственного «я», а есть только «толпа» . Сложность состоит в том, что данные неформальные группы не регламентированы правом в отличие от формальной структуры осуждённых (отряд, производственная бригада и т. д.), они образуются по инициативе самих осуждённых, зачастую носят скрытый характер. Для большинства таких групп характерна отрицательная направленность, осуждённые негативно относятся нормам и правилам, нарушают установленный порядок отбывания наказания, оказывают противодействие сотрудникам исправительного учреждения и т. д. Внутри мест лишения свободы процветает криминальная субкультура. Как отмечают А. И. Мокрецов и В. В. Новиков, субкультура в местах лишения свободы формируется из системы ценностей, носителями

..4

которой являются отрицательно характеризующиеся осуждённые . Исследовав различные категории осуждённых, А. Г. Белобородов пришёл к выводу, что длительное нахождение внутри преступной среды людей положительной или нейтральной направленности оказывает на них совсем противоположное влияние, а именно - изменение сознания в сторону корпоративного сознания преступного сообщества5. Таким образом, это существенно влияет на осуждённого, на формирование у него навыков положительного поведения и ресоциализацию.

Приобщение осуждённого к той или иной направленности зависит от его адаптации к требованиям режима и самого пребывания в закрытом помещении на продолжительное время. Данная стадия делится на ещё несколько фаз. Первая фаза - общая ориентировка; она, как

1 См.: Психология социальной работы : учебное пособие / О. В. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; под общей ред. М. А. Гулиной. СПб., 2004. С. 83.

2 См.: Колесникова Н. Е. Ресоциализация осуждённых как основа подготовки к освобождению. Псков, 2010. С. 46.

3 См.: Москвичи С. Век толп. М., 1998. С. 39.

4 См.: Мокрецов А. И., Новиков В. В. Личность осуждённого: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание : учебно-методическое пособие. М., 2006. С. 52.

5 См.: Белобородов А. Г. Образ права как смысловой уровень правосознания и его особенности у преступников : дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. С. 38.

правило, длится от трёх месяцев до шести. Прибыв в исправительное учреждение, осуждённый знакомится с условиями отбывания наказания, пытается установить контакты с другими осуждёнными. После этого наступает вторая фаза адаптации, которая выражается в стремлении приобщиться к той или иной группе. В дальнейшем в личностной динамике осуждённого стабилизируются две тенденции: первая состоит в успешном завершении приспособления к условиям социальной изоляции. Вторая характеризуется углублением и нарастанием негативных изменений в личности, их закреплением, что препятствует успешной адаптации к условиям лишения свободы, а, следовательно, исправлению и перевоспитанию. Третья фаза является заключительной в адаптации к условиям в исправительной колонии. На данном этапе у осуждённого формируется уже представление о себе самом, складываются определённые убеждения, принципы, ценности, ставится цель, к достижению которой на протяжении всего срока отбывания наказания он будет стремиться. Для ресоциализации важен именно этот этап, так как именно в первые месяцы пребывания в колонии осуждённый «выбирает» свою направленность. Сотруднику необходимо предпринять все необходимые предупредительные меры, чтобы не допустить «заражения» негативным влиянием со стороны отрицательных осуждённых прибывших осуждённых.

Попадая в места лишения свободы, осуждённый утрачивает социально полезные связи с семьей, друзьями, коллегами по работе и т. д., приспосабливается к условиям внутри колонии, что ведёт к возникновению или укреплению негативных (преступных) связей. Поэтому сотрудники, оказывая помощь в адаптации, должны предпринять все возможные меры по сохранению полезных связей с обществом, не допустить его десоциализацию. Это позволит минимально воздействовать на него после освобождения.

Заключительным и самым сложным этапом ресоциализации является социальная адаптация осуждённого, приспособление его к жизни на свободе. И здесь возникают обстоятельства, способствующие совершению повторного преступления: разрыв отношений с семьёй, бытовая неустроенность, отсутствие жилья, проблемы с трудоустройством и др. Для недопущения «возвращения» освободившегося осуждённого на преступный путь необходимо проведение психологической подготовки для жизни на свободе. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения. «Важнее всего, - отмечает В. Л. Васильев, - активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осуждённых к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам

личности, напоминанием её былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осуждённый оправдает доверие воспитателей и т. п.»1. Если же на протяжении длительного времени после освобождения осуждённый не может найти работу, не имеет постоянного места жительства или ведёт кочевой образ жизни, нарушает общественный порядок и т. д., это создаёт только дополнительную почву для рецидива.

Таким образом, исправление осуждённого является основной стадией в процессе ресоциализации осуждённого. Однако результаты применения средств исправления могут быть уничтожены самой средой мест лишения свободы. Попадая в исправительное учреждение, лицо вынуждено привыкать к определённым условиям, что порождает у него стресс, депрессию, страх и иные негативные эмоции. Препятствием к исправлению выступают и существовавшие среди осуждённых строгие законы, группы отрицательной направленности, процветающая в местах лишения свободы субкультура. Немаловажную роль играют и субъективные причины, осложняющие процесс ресоциализации. Каждый человек имеет свои индивидуальные личностные особенности, которые необходимо учитывать сотрудникам при работе с осуждёнными, выборе средств исправления, методов воздействия. Исходя из этого, исправительное воздействие должно осуществляться с первых дней пребывания осуждённого в исправительном учреждении и продолжаться после его освобождения.

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

2. Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осуждённых в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. -СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.

3. Белобородов А. Г. Образ права как смысловой уровень правосознания и его особенности у преступников : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998.

4. Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник для вузов / под ред. В. Л. Васильева. - М.: Юридическая литература, 2010.

5. Колесникова Н. Е. Ресоциализация осуждённых как основа подготовки к освобождению. - Псков, 2010.

6. Корчагин В. М. Проблемы ресоциализации осуждённых в исправительных учреждениях Российской Федерации // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика : материалы международной научно-практической конференции. - М.: НИИ ФСИН России, 2006.

7. Мокрецов А. И., Новиков В. В. Личность осуждённого: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание : учебно-методическое пособие. - М., 2006.

1 Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник для вузов / под ред. В. Л. Васильева. М.: Юридическая литература, 2010. С. 181.

8. Москвичи С. Век толп. - М., 1998.

9. Наказание и преступление преступников: учебное пособие / под ред. проф. Ю. М. Антоняна. - М.: НИИ МВД РФ, 1992.

10. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология социальной работы : учебное пособие / О. В. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; под общей ред. М. А. Гулиной. -СПб., 2004.

12. Рабочая книга пенитенциарного психолога : учебное пособие / под ред. А. И. Мокрецова, В. Г. Голубева, А. В. Шамиса. - М., 1997.

13. Смирнов А. М. Длительные сроки лишения свободы в отношении осуждённых мужчин (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2009.

14. Хамадишин Д. З. Ресоциализация осуждённых в России: практика и закон // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 3.

15. Шредер О. Б. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождающихся и освобождённых из учреждений, исполняющих наказания. - Томск: Издательство ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», 2011.

УДК 34.06; 343.8

Р. А. Филипьев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ

R. A. Filipiev

THEORETICAL BASES OF APPLICATION OF TECHNICAL MEANS OF SUPER VISION AND CONTROL

В статье рассматривается вопросы применения технических средств надзора и контроля в уголовно-исполнительной системе с теоретической точки зрения. Даётся понятие технических средств надзора и контроля, определены аспекты возможного применения данных средств.

In article the question on application of technical means of supervision and control in penal system from the theoretical point of view is considered. The concept of technical means of supervision and control is given, and also in what aspects application of these means is possible.

Ключевые слова: технические средства надзора и контроля, надзор, применение, человеческий фактор.

Keywords: technical means of supervision and control, supervision, application, human factor.

Впервые в федеральном законе применение технических средств надзора и контроля в учреждениях ФСИН России в отношении осуждённых было урегулировано в 1997 г. в ст. 83 Уголовно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.