Научная статья на тему 'Социальная среда мест лишения свободы как фактор, влияющий на поведение осужденных'

Социальная среда мест лишения свободы как фактор, влияющий на поведение осужденных Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2240
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная среда мест лишения свободы как фактор, влияющий на поведение осужденных»

6. Павлова И. И., Фогель Е. В. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профилактике правонарушений несовершеннолетних. - Чебоксары, 2006.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Канд. юрид. наук, доцент Р. Е. Джансараева

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби,

г. Алма-Ата

Для проведения профилактической работы в местах лишения свободы нужно знать, в какой период отбывания наказания осужденный вновь совершил преступление. Эта проблема связана с адаптацией, и нам известно, что приспособление к любым условиям, в том числе и места лишения свободы, бывает затруднено в первые дни, месяцы и даже годы. Поэтому не вызывает удивления, что преступления в исправительных учреждениях чаще совершаются теми, кто пробыл там не более двух лет - таких оказалось 49,7%. Затем количество совершающих преступления резко идет на убыль: среди тех, кто отбыл свыше двух лет, до 3 лет, оказалось 19,0%, пробывших свыше 3 лет, до 5 лет - 13,3, свыше 5, до 8 лет -11,0, свыше 8 до 10 лет - 4,5, свыше 10 до 15 лет - 1,1, свыше 15 до 20 лет - 1,4%. О том, что это связано именно с адаптацией, свидетельствует тот факт, что среди «новых» преступников 49,7% пробыли в исправительных учреждениях не более 2 лет. Неотбытый срок на момент совершения нового преступления у большинства осужденных (64,7%) составляет более 2 лет, тогда как у 35,7% осужденных неотбытый срок -до 2 лет. Даже из тех, кто совершил побег из колонии-поселения, 40% осужденных пробыли в ней менее 2 лет.

Адаптация к условиям места лишения свободы весьма сложна, особенно если человек впервые привлечен к уголовной ответственности. Здесь он сталкивается с многочисленными трудностями, новыми требованиями к своему поведению и образу жизни в целом, он должен выработать свое отношение и к режиму отбывания наказания, и к неформальной социальной среде, к малым группам разной направленности. Он должен занять определенное место в групповой иерархии официальных и неофициальных отношений. Это вызывает у него состояние повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости, ожидания агрессии. Период первичной адаптации обычно длится в течение первой трети назначенного срока лишения свободы.

Таким образом, мы можем констатировать значительно большее, чем в условиях свободы, воздействие микросоци-ального окружения на поведение людей, ее лишенных. Человек попадает в жесткую зависимость от среды, возможности выбора вариантов действий существенно сужаются. Это подтверждает и опрос сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы Казахстана. Они пояснили, что к совершению преступлений в исправительных учреждениях привели, прежде всего, внешние по отношению к личности преступника факторы: сохранение традиций преступной среды - 64,0% опрошенных, отрицательное воздействие среды - 32,0, провоцирующее поведение потерпевших - 12,0, межличностные столкновения - 21,0, межгрупповые конфликты - 11,0%. Итак, социальная среда исправительных учреждений играет весьма существенную роль в совершении там новых преступлений. Не случайно многие криминологи и сотрудники пенитенциарных учреждений отмечали особое значение среды и в поведении преступников, и в деле их исправления.

Еще в начале 80-х гг. прошлого века И. В. Шмаров отмечал, что специфика условий отбывания наказаний, прежде

всего - наличие большого количества малых групп положительной и отрицательной направленности, непосредственных контактов, способствует тому, что вновь прибывший осужденный вынужден примкнуть к одной из существующих групп. Кроме того, необходимость адаптации к ближайшему социальному окружению нередко заставляет таких осужденных искать защиты и покровительства у лиц, отбывших определенный срок наказания. Колеблющиеся, т. е. не присоединившиеся ни к группам положительной направленности, ни к группам, имеющим отрицательную ориентацию, подвергаются давлению со стороны этих групп. Последние требуют, чтобы прибывший обозначил позицию, которую он займет в дальнейшем. Примкнув к той или иной группе, осужденный принимает, усваивает сложившиеся в ней ценности, нормы и правила поведения, реализует групповые цели. Они могут носить и антиобщественный характер.

Осужденные в малых группах отрицательной направленности могут с безрассудной, порой бессмысленной решимостью выполнять нормы группы, несмотря на то, что они носят антиобщественный характер. Ради своего утверждения в группе, мнение которой имеет для осужденного первостепенное значение, он может пойти на нарушение режима (и на совершение преступления). Для него на первый план выступает внешняя сторона того или иного поступка, а не его внутренняя природа, социальная сущность и последствия его реализации. Часто в самом акте совершенного правонарушения видится проявление мужества, героизма, самоутверждения. Таким образом, осужденный побуждается к деятельности мотивами, опосредованными той малой группой, к которой он себя причисляет, а также ценностями и нормами, которые он разделяет (12, 40-41).

И. В. Шмаров особо выделял активность преступных группировок в исправительных учреждениях, их роль в совершении там правонарушений. Их он отделял от групп отрицательной направленности, отмечая, что последние оказывают психологическое давление на осужденных с целью воспрепятствовать установлению сотрудничества и доверия между ними и коллективом воспитателей. При слабой профилактической и воспитательной работе группы отрицательной направленности могут переродиться в преступные группировки (4; 12, 38). Г. Ф. Хохряков обоснованно считает, что неформальная нормативная система помогает, казалось бы, тем, что устанавливает еще более жесткий порядок, определяя каждому осужденному четкое и постоянное место в структуре отношений. Тем самым она снимает неопределенность, способствуя снижению нежелательных психических состояний. Но, устанавливая еще более тесные рамки, жесткие ролевые предписания, система неформальных норм еще более разрушает активность личности. Поэтому она является аморальной, так как противостоит общей закономерной тенденции развития общества и человека.

В условиях жесткой регламентации поведения, когда сужен маневр при возможной встрече с препятствием, развиваются такие качества, как подозрительность и недоверчивость. Когда любое изменение опасно, то оно обязательно опасно, если связано с нарушением правил. В то же время осужденный живет в постоянном и тесном окружении людей, каждый из которых находится под влиянием негативных психических состояний. Нарушение запрета может произойти не только по его вине, но и от того, что кто-то подтолкнул к нарушению или неправильно истолковал его слова, что создало конфликтную ситуацию, или сознательно оговорил и пр. Поэтому осужденному необходимо не только постоянно следить за собственным поведением, но и контролировать свои контакты. В этом случае боязнь изменений приобретает формулу простого правила: «Чтобы не ждать неприятностей от окружающих в результате общения с ними, лучше от них вообще ничего не ожидать, избегая контактов» (10, 72).

Кроме того, осужденные существуют в условиях функционирования двух нормативных систем: официальной, пра-

вовой и неофициальной, неформальной. Нередко одни требования к поведению противоречат другим. Это еще больше усиливает подозрительность, недоверчивость и т. п. Необходимость существования в обстановке, характеризующейся неопределенностью, которая чревата неожиданными конфликтами, отражается в одном из основных элементов субкультуры - языке. Кроме того, что осужденные пользуются жаргоном, многие понятия аморфны, расплывчаты, нередко двусмысленны. Смысл происшедшего трудно понять без наблюдения за ситуацией или без знания внутренних отношений. Большое значение имеют различного рода недомолвки, намеки и т. п.

Вместе с тем отношение осужденного к внешним средо-вым влияниям обусловливается не только их характером, содержанием и интенсивностью, но и степенью его социальнонравственной запущенности, его установками, их содержанием и характером, их устойчивостью или, напротив, неустойчивостью, его избирательным отношением к воздействиям окружения. Иными словами, последние не вызывают у преступника однозначного отношения и поведения, а преломляются через их социальный, в том числе криминальный опыт, потребностно-мотивационную сферу. Данное обстоятельство обусловило интерес исследователей к внутреннему миру осужденных (М. П. Стурова, В. Ф. Пирожков, А. И. Мокрецов, Г. Ф. Хохряков).

Вместе с тем необходимо отметить специфику самой пенитенциарной среды и отношений с ней осужденного в местах лишения свободы:

- социальную пенитенциарную среду невозможно разделить на бытовую, семейно-бытовую или производственную. Эта постоянная среда, которая не отличается сколько-нибудь ни мобильностью, ни существенной изменчивостью. Ей в большей степени, чем любой другой, свойственны стабильность, даже застывание;

- в силу названных обстоятельств осужденный общается со своей средой не фрагментарно, не частью своей личности, а полностью. Его среда на производстве та же, что и в быту;

- особенность исправительных учреждений Казахстана (унаследованная от советского прошлого) заключается в том, что осужденные отбывают наказание в барачных строениях, где одновременно содержатся несколько десятков человек. Это создает их социально-психологическую зависимость друг от друга, практически полную открытость каждого человека. Поэтому многие из них испытывают огромное эмоциональное напряжение, переживают синдром одиночества в толпе. Все это может порождать срывы в поведении.

Можно присоединиться к мнению А. В. Пищелко и Д. В. Сочивко, что дефицит социально-нравственной деятельности и общения, испытываемый осужденными в основной сфере их жизнедеятельности, - исполнении уголовного наказания, не может быть восполнен частичными усовершенствованиями, полумерами. По мнению этих авторов, негативное влияние уголовного наказания на личность осужденного, криминогенный характер его жизнедеятельности, преграды на пути к социально-нравственной деятельности и общению -важнейшие причины криминализации личности осужденного и рецидива преступного поведения. Таким образом, интегративные возможности социально-нравственной деятельности и общения осужденных в процессе исполнения уголовного наказания используются слабо (5, 131).

Осужденный в исправительном учреждении становится частью особой социальной системы, время нахождения в которой ограничено сроком наказания. Составными частями этой системы являются малые социальные группы, ценности и стандарты поведения в которых нередко вступают в противоречие с социально ценными нормами и моделями, основанными на законе. Как отмечают А. В. Пищелко и Д. В. Сочивко, в рамках криминальной субкультуры меняется и субъективная привлекательность для личности мер исправительного воздействия. Они могут менять свой потенциал на проти-

воположный в зависимости от членства в той или иной группе. Так, с одной стороны, взыскание в виде помещения в ШИЗО за совершение каких-либо проступков поднимает престиж осужденного в глазах асоциальной группы. С другой стороны, участие в самодеятельных организациях, содействие администрации, оказываемое в той или иной форме, увеличивает для осужденного угрозу стать объектом насмешек и преследований, что зачастую может привести к падению его статуса со всеми вытекающими из этого последствиями (5, 137). По мнению К. С. Сагинбекова, характерной чертой рецидивистов , находящихся в пенитенциарных учреждениях является их потенциальная агрессивность, предопределяемая, как правило, такими специфическими особенностями их личности, как различного рода психические аномалии. Соответствующая категория осужденных, оказавшихся в условиях пенитенциарных учреждений, наиболее восприимчива к негативному действию пенитенциарно-криминогенных факторов (6, 16).

Надо учитывать, что нередко негативные явления в системе наказания в виде лишения свободы, ставшие достоянием гласности, заслоняют от непрофессионального постороннего взгляда то, что обществом должно восприниматься как действие закономерных, объективных факторов, обусловленных политическим и социально-экономическим укладом жизни государства, материальными и интеллектуальными возможностями, которыми оно располагает на определенной стадии своего развития (11, 15). Лишение свободы как уголовное наказание действительно противоречиво, оно может привести к негативному нравственному развитию личности, что отмечали многие исследователи и сторонние наблюдатели, например, журналисты. Однако человечество до сих пор не изобрело иного способа ограждения себя от наиболее опасных преступников. Сейчас задача может заключаться, во-первых, в том, чтобы такое наказание применялось лишь в разумно ограниченных пределах, и во-вторых, в том числе, максимально блокировать его негативные проявления. Ученые считают, что лишать человека свободы можно только в исключительных случаях, когда другие меры уголовно-правового воздействия не будут иметь должного эффекта (7, 74).

Основная проблема в том, чтобы определить, в каких случаях надо лишать свободы. Поэтому так важно повысить эффективность работы по ресоциализации осужденных. Это предполагает усвоение элементарных норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы быть включенными в жизнь общества, чтобы осужденный не утрачивал умения и навыки поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Для этого необходимо повышение общеобразовательного уровня осужденных, производственной квалификации профессиональное обучение, охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждении, нейтрализация негативных социально-психологических явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению (2, 5).

Важно учитывать специфику психики лишенных свободы и переживаемые ими состояния. Так, А. В. Абаджян обследовал осужденных и выяснил, что это лица прежде всего эмоционально неустойчивые, нестабильные. Они имеют низкий порог фрустрации, т. е. слабую терпимость к переживанию, растерянности, беспокойству, вызванных препятствиями - фрустраторами. Они легко расстраиваются, теряют равновесие, переменчивы в отношениях и неустойчивы в интересах. Уклоняются от ответственности, имеют тенденции уступать. Избегают необходимости следовать требованиям реальности. Невротические симптомы (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства) характерны для всех форм невротических и некоторых психопатических расстройств. Эмоциональная неустойчивость содействует проявлению насильственной криминальной направленности личности, что отражается в характере совершенных преступлений. Это свиде-

тельствует и о том, что данные лица испытывали на себе воздействие фрустрационных ситуаций разного содержания. Обычно подобные ситуации не разрешались, а потому отягощались, вызывая, в свою очередь, усиление невротических и психопатических проявлений (1, 39-40).

При опросе сотрудников исправительный учреждений о том, почему возникают конфликты между ними и осужденными, большинство из них назвали низкий уровень культуры последних. Это неудивительно - если бы опрашивали по тому же вопросу осужденных, они стали бы больше винить представителей администрации. Вместе с тем сотрудники в качестве неблагоприятных факторов назвали и бытовую неустроенность, отсутствие возможности работать по специальности, недостатки в организации труда и техники безопасности лиц, отбывающих наказание, опору администрации учреждений на отрицательную часть осужденных.

Интересны ответы сотрудников исправительных учреждений на вопрос о том, какие обстоятельства вызывают противодействие осужденных администрации:

- традиции, обычаи и нравы преступного мира - 33%;

- социальная защищенность осужденных - 31 %;

- психическая неуравновешенность осужденных - 38%;

- недостатки в коммунально-бытовой сфере учреждений -

3%;

- правовая неграмотность осужденных - 26%;

- социальная и правовая незащищенность осужденных - 2%;

- некомпетентность сотрудников учреждений - 6%;

- ошибки в выборе средств и методов воздействия на осужденных - 10%;

- непринятие мер воздействия к нарушителям режима -11%;

- слишком мягкие меры воздействия к нарушителям режима - 59%.

Некоторые из приведенных ответов понятны. Так, естественно, что многие опрошенные называли социальную запущенность преступников - на то они и преступники. То же самое можно сказать об их психической неуравновешенности, правовой неграмотности. Но, как и многие работники правоохранительных органов, сотрудники исправительных учреждений чрезмерно большие надежды возлагают на строгость мер воздействия к преступникам. Мы не подвергаем сомнению необходимость применения таких мер, но только в случае их соответствия содеянному, поведению в целом. Идеальным представляется сотрудничество между преступниками и администрацией, к сожалению, пока недостижимое в нынешних условиях.

Своими неправильными и даже противозаконными действиями представители администрации исправительных колоний нередко провоцируют насилие против себя. Насильственные преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, обычно вырастают из конфликтов, чаще - между осужденными

Как справедливо отмечает Л. В. Яковлева (8, 172-175; 9, 114-117), режим в исправительных учреждениях является тем средством, с помощью которого для осужденных создается неблагоприятная ситуация для совершения дисциплинарных проступков, и тем более - преступлений. Однако данные переписи зафиксировали определенное число лиц, попавших в места лишения свободы за совершение преступлений во время отбывания предыдущего наказания либо во время испытательного срока при условном осуждении. Кроме того, по числу и видам совершаемых в местах лишения свободы преступлений можно составить мнение об эффективности деятельности администрации исправительных учреждений. Несомненно, что в условиях свободы лицо может совершить любое преступление, тогда как изоляция от общества является препятствием для осуществления ряда деяний. Конечно, такие виды преступлений, как уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 358) либо дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от

общества (ст. 361), могут совершить только лишенные свободы лица. Побеги чаще совершают из исправительных учреждений с менее строгим видом режима (из исправительных колоний общего и строгого видов режима либо из колоний-поселений). Поэтому так опасны нарушения режима в исправительных учреждениях, по чьей бы вине нарушения ни происходили.

А. В. Абаджян, осуществивший репрезентативное исследование личности и поведения лиц, совершивших преступления в исправительных учреждениях, следующим образом определил субъективную причину пенитенциарного преступления. Он считает, что ее образует криминальная направленность осужденного, главную роль в которой играют: престиж, авторитет среди осужденных; честь, достоинство; стремление разрешить конфликтную ситуацию в ИУ; протест против системы исполнения наказаний; спиртное, наркотики, сильнодействующие вещества; стремление уклониться от наказания; соблюдение криминальных традиций; деньги, иные ценности; свобода. Комплекс субъективных причин устойчив и характеризуется однонаправленностью. Субъективные условия преступлений в местах лишения свободы - это такие качества осужденных, как эмоциональная неустойчивость, конформизм, пессимизм, слабое суперэго, консерватизм (кроме того, это могут быть молодой возраст, отсутствие способности к абстрактному мышлению, состояние опьянения и др.). Особенности ценностной ориентации осужденных-рецидиви-стов и выявленные свойства личности должны стать объектом индивидуальной профилактической работы в ИУ. Целенаправленность этой работы, осуществление ее профессиональными психологами, несомненно, усилят эффективность исправления осужденных, даже такой опасной их части, как пенитенциарные рецидивисты. Кроме того, значительное число лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения, свидетельствует о больших недочетах в работе системы охраны и безопасно сти колоний (1, 45).

Еще в 1980 г. А. С. Михлин предложил градацию общественных отношений, характеризующих личность осужденного. Он выделил следующие группы отношений, вытекающие из:

а) участия осужденных в общественно полезном труде в колонии;

б) соблюдения осужденными режимных требований;

в) проведения с осужденными политико-воспитательной работы;

г) уровня общеобразовательного и профессиональнотехнического обучения осужденных;

д) материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания осужденных (3, 63).

Разумеется, многое в жизни исправительных колоний изменилось . Тем не менее, и ранее и сейчас неизменны группы отношений, вытекающих из потребности общения с другими осужденными, с родными и близкими, находящимися вне пределов колонии; из потребности в свободе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаджян А. В. Проблемы пенитенциарной преступности. - М., 2001.

2. Андреев Н. А., Морозов В. М., Ковалев О. Г., Деболь-ский М. Г., Морозов А. М. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ: (Социально-психологический аспект). - М., 2001.

3. Михлин А. С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. - Фрунзе, 1980.

4. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них / под ред. Ю. М. Антоняна. - М., 1989.

5. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. - М., 2003.

6. Сагинбеков К. С. Пенитенциарный рецидив и его предупреждение: (По материалам Республики Казахстан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.

7. Турецкий Н. Н. Негативные последствия тюремного заключения в Казахстане. Криминология: вчера, сегодня, завтра // Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. -СПб., 2003. - № 1 (6).

8. Уголовно-исполнительное право: учебник. - 2-е изд. - М., 2000.

9. Характеристика осужденных к лишению свободы: (По материалам специальной переписи 1999 г.) / под ред. А. С. Мих-лина. - М., 2001. - Т. 2.

10. Хохряков Г. Ф. Формирование правосознания у осужденных. - М., 1985.

11. Хребтов А. В. Организационно-правовые проблемы воспитательной работы с лицами, лишенными свободы: прошлое и настоящее. - СПб., 2003.

12. Шмаров И. В. Социологические проблемы исполнения уголовного наказания. - Рязань, 1980.

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Канд. пед. наук, доцент Э. В. Зауторова

Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Традиция воздействия на человека с помощью драматического искусства восходит к истокам цивилизации и основана на постижении человеком смысла своих поступков и переживаний. Одно из наиболее известных объяснений воздействия драмы - теория катарсиса Аристотеля, которая базируется на представлении о разделяемых людьми сильных переживаниях. Испытываемые человеком негативные чувства и эмоции благодаря драматическому действию преображаются в позитивное, исцеляющее переживание. Сами условия этого действия способствуют тому, что человек ставит себя на место других людей.

Драматический катарсис («очищение через чувства») связан с эстетической дистанцией, представляющей безопасное пространство для проявления чувств и встречи с другими людьми, и чем она меньше, тем сильнее воздействие театрального искусства на человека. Активность воображения и удовольствие от игры объясняет ее способность снимать эмоциональное напряжение и способствовать разрешению психологических конфликтов. Немаловажную роль при этом играет возможность установления контактов с другими людьми, ведущая к ощущению растущей сопричастности жизненному процессу.

Эстетическое пространство позволяет создать иной, более совершенный мир, пребывая в котором, человек может испытать полноту ощущений и восстановить психическое равновесие, способствует идентификации и одновременно универсализации переживаний, помогает возвысить личное и гуманизировать всеобщее (1, 21).

В настоящее время театрализованная деятельность рассматривается как важная форма педагогического воздействия, способная преобразить человека. Театр дает человеку возможность при желании практически полностью идентифицироваться с воображаемыми персонажами и ситуациями, что позволяет почувствовать себя более раскованно и быть более естественным в проявлении собственных чувств и мыслей. Игровая деятельность помогает человеку почувствовать свободу постижения собственных особенностей и особенностей окружающих его людей, дает возможность быть более гибким, ощущать большую свободу, позволяет неуверенным в себе людям стать смелее и решиться занять более активную жизненную позицию.

Реализация идей театральной педагогики в деятельности исправительных учреждений будет способствовать проявлению возможностей творческого воображения, личному освоению осужденным драматической реальности. Театрализованные методы и формы используются не для того, чтобы уводить правонарушителя в мир иллюзий и отвлекать его от проблем повседневной жизни, а чтобы расширять его творческий диапазон в процессе театрально-постановочной работы. Эффективно использование театрализованной деятельности и для решения разнообразных межличностных и социальных вопросов, она способствует раскрытию творческих возможностей лиц, находящихся в изоляции, развитию способности открывать в привычных явлениях новый смысл.

Театральная игра является идеальной формой, позволяющей соотнести такие взаимоисключающие потребности, важные для осужденного, как:

- потребность в самораскрытии и желание оставаться «невидимым»;

- желание быть индивидуальностью и стремление «слиться» с толпой;

- желание открыть свой внутренний мир другим людям и одновременно защититься от них и др. (1, 111).

В процессе игры люди по-новому воспринимают окружающих и могут становиться любыми героями. Благодаря драматической игре осужденный лучше понимает и в случае необходимости изменяет свою социальную идентичность.

Исследователи, изучавшие театрализованную деятельность (М. Андерсен-Уоррен, Л. С. Выготский, Р Грейнджер, Р. И. Жуковская, Е. А. Медведева, Е. А. Менджеоицкая, А. Сеймур, А. И. Копытин, Б. М. Теплов и др.), указывают на важность ее для познавательной деятельности и эмоциональной сферы человека, а также для развития творчества. Практика показывает, что театрализованная деятельность является доступной каждому человеку и может выступать средством исцеления, исправления, так как использование ее в разнообразных формах дает положительные результаты в коррекции познавательной, двигательной и эмоциональной сфер. Авторы уверены, что драматическое искусство глубоко человечно и связано с постижением истины, преодолением иллюзий и жизненным выбором.

Можно считать, что театральная педагогика зародилась в 20-е гг. XX в. в России. К этому времени относится ряд интересных высказываний и методических находок относительно использования театрального искусства в воспитательном процессе. Основной тенденцией советской педагогики 20-х гг. стало всестороннее и гармоничное развитие личности, ее художественных умений и творческих начал. Но на протяжении всего прошлого столетия в силу историко-культурных обстоятельств театральная педагогика активно развивалась на Западе и очень неравномерно - на своей родине.

«Театр, - пишет современный исследователь проблем взаимодействия театра и публики Ю. У Фохт-Бабушкин, - как творческий организм бифункционален, выполняя две функции: и создает искусство, и распространяет его, приобщая к нему публику. Гармоничное сочетание двух этих одинаково важных функций - художественной и просветительской - дело сложное и удается конкретным театрам далеко не всегда» (1, 8). Далее ученый утверждает, что абсолютизация любой из этих функций и забвение другой неизменно ведет театр к краху, художественному и социокультурному, а в современных, рыночных, обстоятельствах - к экономическому тупику.

Театральной педагогикой разработаны и апробированы приемы и методы, с помощью которых можно овладеть процессами восприятия, внимания, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость и устойчивость, способность к импровизации. Участие в театрализованной деятельности помогает развить эстетическое начало и определенные качества осужденного: дружественное, доброжелательное, уважительное отношение к мнению и взглядам других людей, коллективизм и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.