(СОМ) // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. - 360 с. -(Образовательные практики «Артека»).
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: ACADEMA, 2003.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
8. Царькова Н.Н. Принципы построения сетевого образовательного взаимодействия как системообразующая основа реализации ФГОС в условиях детского центра // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. -360 с. - (Образовательные практики «Артека»).
9. Ээльмаа Ю.В. «Артек» как образовательный лагерь // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. - 360 с. -(Образовательные практики «Артека»).
ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Калинина Анжелика Георгиевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и
психологии,
Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Н. Новгород
E-mail: [email protected]
Цыбина Вера Андреевна
студентка гр. М106ПО(з) факультета английского языка, Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Н. Новгород
E-mail: [email protected]
SELECTION OF ACADEMIC CONTENT AS A FACTOR OF OPTIMIZATION OF ADULT FOREIGN LANGUAGE STUDENTS
EDUCATIONAL PROCESS
Angelika Kalinina
Ph.D., AssociateProfessor, Linguistics University of Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]
Vera Tsybina
Student of The English Language Department, gr. М106ПО(з), Linguistics University of Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]
Аннотация. рассматривается ряд особенностей оптимизации образовательного процесса взрослого контингента обучающихся, влияние психических, физиологических особенностей обучающегося, а также соответствие содержания обучения потребностям и возможностям взрослых.
Ключевые слова: оптимизация образовательного процесса, содержание обучения, сложность содержания обучения, трудность содержания обучения, андрагогика.
Abstract, the article is devoted to some psychological physiological, peculiarities of adult learners, adequate content standards as a key factor impacting on adult learners' studying process.
Key words, optimization of educational process, complexity of educational content, complicity of educational content, andragogy.
Программы дополнительного образования взрослых сегодня представляют собой одно из наиболее значимых направлений развития в социокультурной сфере России. Научное педагогическое сообщество озадачено вопросами оптимизации процесса обучения, эффективность которой зависит от многих факторов, в частности, от психофизиологических и социальных особенностей взрослого обучающегося, которые необходимо учитывать в организации их образовательной деятельности.
Оптимизация образовательного процесса невозможна без качественной психолого-андрагогической диагностики, которая условно может быть разделена на четыре этапа:
1) определение образовательных потребностей обучающегося;
2) выявление объема и характера жизненного опыта обучающегося;
3) выявление физиологических и психологических особенностей обучающегося;
4) выявление когнитивного и учебного стилей обучающегося [3].
Вышеперечисленные диагностические элементы оказывают влияние
на эффективность результата обучения. В данной статье мы подробно остановимся на некоторых особенностях отбора содержания обучения, который, безусловно, является определяющим фактором, влияющим на эффективность обучения.
Человек, достигший физиологической, психологической и социальной зрелости, обладает определенным жизненным опытом, сформированным, постоянно развивающимся самосознанием. Эта особенность обусловливает высокий уровень мотивации в процессе освоения программ дополнительного образования, выбор которой был сделан самостоятельно, добровольно и осознанно.
Говоря о физиологических особенностях взрослого контингента обучающихся, стоит отметить, что многие физиологические функции человеческого организма, связанные с процессом обучения, постепенно ослабевают: наблюдается снижение остроты зрения, слуха, ухудшаются память,
72
быстрота и гибкость мышления, замедляется быстрота реакции. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике. Несмотря на то что способности к обучению людей от 25 до 60 лет существенно не меняются, а у людей, имеющих профессию интеллектуального труда, эти способности сохраняются и дольше, такие проблемы у каждого взрослого обучающегося в той или иной мере возникают и, следовательно, несколько снижают его желание учиться. Доказано, что успешно обучаться можно в любом возрасте, но необходимо учитывать, что в разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый человек всегда способен к выработке соответствующих индивидуальных способов оптимальной работы с информацией. Это становится возможным, если он владеет знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению [3].
Однако главные трудности обучения у взрослого человека носят психологический характер. Причина кроется, с одной стороны, в том, что взрослый, желающий достичь поставленной цели, стремится изменить себя к лучшему, приобретая и совершенствуя знания умения и навыки, но, с другой стороны, испытывает страх перед взятой на себя ответственностью: привычка к стабильному, устоявшемуся быту вступает в противоречие с неизбежными грядущими изменениями [2]. Взрослые зачастую сомневаются в своих способностях к обучению, недооценивают или, наоборот, переоценивают их; боятся выглядеть некомпетентными на фоне других обучающихся. Такие сильные стрессовые ситуации, связанные с образовательным процессом, препятствуют формированию устойчивой длительной мотивации обучающихся. Многим взрослым людям бывает некомфортно, иногда просто страшно оказаться в позиции ученика. Особенно это касается лиц, занимающих определенное социальное положение на административной лестнице. Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие консервативной, когнитивной педагогической парадигмы со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы. Несформированностъ установки на необходимость образования на протяжении всей жизни для современного человека. Непрерывности обучения может также препятствовать отсутствие необходимых для этого представлений о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учебного материала, информационных потребностях. Поскольку для взрослого человека любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем и почему ему нужно изучить именно этот материал. Тем самым, в отличие от ребенка, его смысловые
установки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью и проявленностью.
Особую роль в оптимизации образовательного процесса играет отбор его оптимального содержания, соответствующего не только определенным общественным требованиям, но и реальным учебным возможностям обучающихся. Учебные возможности - это укрупненный параметр, который отражает достигнутый и потенциально возможный уровень развития обучающихся в когнитивном, деятельностном и личностном аспектах, а также характеризует степень эффективности организации их учебно-познавательной деятельности [4]. При оптимальной нагрузке обучающиеся достаточно быстро и прочно овладевают максимальным по объему учебным материалом без превышения установленных в учебной программе часов взаимодействия с преподавателем, при этом полностью восстанавливая учебную работоспособность за отведенное на отдых время [1].
Сбалансированное отношение между объемом и сложностью учебного материала крайне важно в оптимизации образовательного процесса. Так, если объем и содержание ниже оптимального уровня, наблюдается снижение мотивации, уменьшение темпов интеллектуального развития. Если же объем и сложность, наоборот, выше оптимального уровня, обучающиеся испытывают переутомление на занятиях и при выполнении домашнего задания, что постепенно приводит к снижению общей работоспособности, возникновению невосполнимых пробелов во владении иностранным языком, что стремительно снижает мотивацию к познавательной деятельности не только в рамках занятий, но и в сфере других активных видов времяпрепровождения, способствующих целостному развитию личности.
Рассуждая о характеристиках содержания образования, необходимо различать понятия «трудность» и «сложность» содержания с точки зрения их объективности/субъективности.
Сложность содержания образования является его объективной характеристикой, так как она может иметь четкое числовое и словесное выражение в системе образовательного процесса, определяет количество и систему образовательных операций, которые обучающиеся должны произвести для успешного овладения образовательной программой.
Трудность содержания образования - субъективное понятие, так как определяется степенью соответствия содержания реальному опыту познавательной и практической деятельности каждого отдельного обучающегося, его потребностям и интересам. Кроме того, трудность напрямую зависит от времени, которое обучающийся может и хочет выделить на усвоение материала: чем меньше времени, тем больше затруднений [1].
Оптимизация содержания образования напрямую зависит от совершенствования всех компонентов методической системы обучения в рамках дополнительной образовательной программы. Необходимо уделить особое внимание выбору оптимальной структуры, содержания, форм и методов обучения.
В рамках дополнительного образования, большое внимание должно быть уделено организации самостоятельной работы обучающихся вне аудитории. Для того чтобы обучающийся сам мог отслеживать и по возможности влиять на уровень трудности содержания, предлагается давать задания следующего типа: проанализируйте примеры из жизни, научно -популярной литературы, средств массовой информации; решите одну и ту же коммуникативную задачу несколькими способами и т.д. [2].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что оптимизация образовательного процесса является важной задачей современной андрагогики, которую невозможно решить без учета индивидуальных физиологических, психологических и социальных особенностей взрослого контингента обучающихся.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 336 с.
3. Василькова Т.А. Основы андрагогики. - М.: Наука, 2016. - 256 с.
4. Цыркун И.И. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс]: науч.-метод. пособие. - Минск: БГПУ, 1996. - 136 с. - URL: http://kped.bspu.by/admin-panel/vendor/kcfinder/upload/files/Books/ Педагогическая%20инноватика.pdf (дата обращения: 07.05.2019).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: ankantsur@mail. ru
Бердникова Наталья Сергеевна
^удентка гр. 741\2 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: ns-berd@yandex. ru
USING MOBILE APPS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Anna Kantsur, Ph.D
Associate Professor at the Chair of the Foreign Language Teaching Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: ankantsur@mail. ru