5. Честертон Г.К. Как сделать детектив. - М.: Радуга. - 2001. - № 1. -С. 13-14.
6. Robinson David Ian Rankin on how to write a Rebus Novel // Cardiff: The Scotsman: Co. - 2013. - № 11. - С. 86.
7. Taylor Charles «Paint It Noir» // The New York Times. - 2004. - № 2. - C. 4.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МДЦ «АРТЕК»
Енбаева Людмила Валерьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Гнипа Мария Алексеевна
учитель английского языка СОШМДЦ «Артек», магистрант 2-го курса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, направление подготовки «Международный бакалавриат».
E-mail: [email protected]
EFFECTIVE TEACHING APPROACHES IN NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL PROCESS OF ICC "ARTEK"
Lyudmila Enbaeva
Ph.D., Associate Professor, Department of Foreign Language Teaching Methods
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Maria Gnipa
English teacher of Secondary school ICC "Artek". Student of the Faculty of Foreign Languages, group 722 Z/m Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: данная статья раскрывает эффективность применения различных педагогических технологий, в частности, технологии сетевого образовательного модуля (СОМ). За основу взята разработка СОМ по английскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему «Транспорт будущего. Безопасность на дорогах».
Ключевые слова: сетевое образовательное взаимодействие, сетевой образовательный модуль (СОМ), технология, проблемное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Abstract: this article reveals the effectiveness of various pedagogical approaches, in particular the network educational module (hereinafter NEM). The basis is the design of NEM of English for pupils of 5-6 classes on the topic "Transport of the future. Safety on the roads".
Key words: network learning interaction, network educational module (NEM), technology, problem-based learning, multilevel teaching, cooperative learning, game-based approach to teaching, health-saving learning.
Сетевое образовательное взаимодействие предполагает совместную деятельность школы, структур дополнительного образования, детского лагеря, бизнес-партнеров в условиях многофункционального детского центра в целях интегрирующего подхода к общеобразовательным программам и программам дополнительного образования. В ФГБОУ «МДЦ "Артек"» создали и успешно применяют на практике особый формат такого взаимодействия - сетевой образовательный модуль (СОМ) [4]. Одна из предпосылок положительного результата внедрения сетевого образовательного модуля заключается в его широких возможностях интегрировать различные педагогические технологии.
Сетевой образовательный модуль ориентирован на использование интерактивных технологий и получение современных образовательных результатов [9]. Он определяется как завершенная единица учебного содержания, имеющая цели, дидактический и методический аппарат. СОМ предполагает получение образовательных результатов предметного, метапредметного и личностного характера в сетевом взаимодействии [8]. Таким образом, СОМ реализует требования ФГОС, одновременно предоставляя учителю емкую и полифункциональную форму организации образовательного процесса. Эти свойства обеспечиваются рядом общих оснований построения СОМ. С.С. Кочережко приводит следующие принципы: модульная форма, сетевое взаимодействие, открытая образовательная среда, достижение метапредметных результатов за счет построения межпредметных связей, ориентация на практическую деятельность обучающихся, применение проектной, игровой, исследовательской, поисковой и других коллективных способов деятельности [5]. Следовательно, в рамках СОМ могут органично сочетаться технологии проблемного и разноуровневого обучения, проектные, игровые, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве и др. Рассмотрим реализацию в СОМ образовательных технологий по английскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему «Транспорт будущего. Безопасность на дорогах», разработанных учителями ФГБОУ «МДЦ "Артек"» М.А. Гнипой и П.М. Небесной.
Данный сетевой образовательный модуль предполагал участие внутренних партнеров - автохозяйства МДЦ «Артек». Сотрудничество велось между лагерем, школой и автохозяйством и было реализовано для детей в виде игры по станциям. Теоретическая часть модуля включала знакомство с новым
68
лексико-грамматическим материалом о транспорте и правилах дорожного движения. Во время исследовательского этапа обучающиеся искали и исследовали основные типы транспорта лагеря, знакомились с системой работы автохозяйства и его основными подразделениями. Практический блок предлагал работу с электронным приложением на компьютере для составления творческого продукта - буклета об экологическом транспорте будущего и правилах дорожного движения. В описанном модуле использованы технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, игра, разноуровневое обучение.
Основными задачами проблемного обучения является усвоение результатов научного познания, осознание пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающегося и развитие его творческих способностей. В анализируемом СОМ задействована проблемная ситуация поиска и исследования, ситуация сравнения и сопоставления в терминологии Г.К. Селевко [6]. Каждый ребенок самостоятельно сумел определить все виды транспорта в «Артеке» и найти наиболее оптимальный для чистоты окружающей среды. Ребята продемонстрировали такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, умение применять процедуры анализа и синтеза, делать выводы на основе собранных данных.
Разноуровневое обучение отражает идеи личностно-ориентированного подхода. Оно позволяет приобретать умения самостоятельно конструировать свои знания, работать в группах, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивает автономность учащегося [1; 6] Обучение в сетевом образовательном модуле было дифференцированным, так как в группу входили те, кто только начал учить английский язык, и те, кто имел уровень A1. СОМ включал задания разного уровня сложности, индивидуальные и групповые формы их выполнения. Таким образом, каждому была предоставлена возможность выбора посильного задания и продвижения в усвоении языка.
Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей. В его основу положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективное воспитание, высокий профессионализм учителя. Это комплекс методов, побуждающих детей учиться и в учении сотрудничать с учителем и вожатым [2; 3]. В условиях детского лагеря дети 21 день проживают в отряде, который к концу смены может сплотиться и превратиться в одну большую семью. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее
на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Особенностью анализируемого модуля является то, что в СОМ участвовали учителя -разработчики и сореализаторы (учителя информатики, сотрудники автохозяйства), вожатые и воспитатели содействовали и сотрудничали с учителями, в результате чего каждому ребенку было уделено время и внимание.
Игровые технологии важны для ребенка, так как организуют сферу его реализации как личности. В мировой педагогике игра рассматривается как разновидность соревнования или состязания между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз) [7]. СОМ включал в себя игры, дающие возможность моделировать разные ситуации для выполнения заданий по английскому языку. В целом взаимодействие было построено в форме игры по станциям. Задействованы также игротерапевтические функции игры, позволившие рассмотреть проблему безопасности на дорогах и сложности ориентировки в незнакомой местности.
Таким образом, в проанализированном сетевом образовательном модуле удалось интегрировать различные педагогические технологии. В результате были достигнуты образовательные результаты предметного, метапредметного и личностного характера. Учащиеся усвоили лексико-грамматические единицы, позволившие им осуществлять устную и письменную коммуникацию в рамках темы модуля. Реализация межпредметных связей предметов английский язык и информатика способствовали развитию метапредметных умений планировать и осуществлять свою деятельность, работать в коллективе, осуществлять познавательные действия, использовать компьютерные технологии. В личностном отношении СОМ способствовал мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также к формированию социальных компетенций, правосознания.
Список литературы
1. Бабушкина Л.Е., Пискунова С.И. Модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2016. - № 10. - URL: httpsV/cyberlenmka.ru/artide/n/model-reaHzatsii-raznourovnevogo-obuchemya-mostrannomu-yazyku (дата обращения: 30.05.2019).
2. Батальщикова Э.Ю. Основные идеи педагогики сотрудничества и сотворчества и их место в современной школе // Гуманитарные науки. - 2007. - № 2.
3. Довгопол И.И., Ивкова Т.А. Современные образовательные педагогические технологии. - Симферополь: НАТА, 2007.
4. Концепция развития Международного детского центра «Артек». Артек 2.0. Перезагрузка. - Республика Крым, 2014.
5. Кочережко С.С. Сопровождение педагогов в процессе проектирования и проведения учебных занятий в формате сетевых образовательных модулей
(СОМ) // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. - 360 с. -(Образовательные практики «Артека»).
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: ACADEMA, 2003.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
8. Царькова Н.Н. Принципы построения сетевого образовательного взаимодействия как системообразующая основа реализации ФГОС в условиях детского центра // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. -360 с. - (Образовательные практики «Артека»).
9. Ээльмаа Ю.В. «Артек» как образовательный лагерь // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. - 360 с. -(Образовательные практики «Артека»).
ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Калинина Анжелика Георгиевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и
психологии,
Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Н. Новгород
E-mail: [email protected]
Цыбина Вера Андреевна
студентка гр. М106ПО(з) факультета английского языка, Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Н. Новгород
E-mail: [email protected]
SELECTION OF ACADEMIC CONTENT AS A FACTOR OF OPTIMIZATION OF ADULT FOREIGN LANGUAGE STUDENTS
EDUCATIONAL PROCESS
Angelika Kalinina
Ph.D., AssociateProfessor, Linguistics University of Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]
Vera Tsybina
Student of The English Language Department, gr. М106ПО(з), Linguistics University of Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]