Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МДЦ "АРТЕК"'

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МДЦ "АРТЕК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ (СОМ) / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / NETWORK LEARNING INTERACTION / NETWORK EDUCATIONAL MODULE (NEM) / TECHNOLOGY / PROBLEM-BASED LEARNING / MULTILEVEL TEACHING / COOPERATIVE LEARNING / GAME-BASED APPROACH TO TEACHING / HEALTH-SAVING LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енбаева Людмила Валерьевна, Гнипа Мария Алексеевна

Данная статья раскрывает эффективность применения различных педагогических технологий, в частности, технологии сетевого образовательного модуля (СОМ). За основу взята разработка СОМ по английскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему «Транспорт будущего. Безопасность на дорогах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енбаева Людмила Валерьевна, Гнипа Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TEACHING APPROACHES IN NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL PROCESS OF ICC "ARTEK"

This article reveals the effectiveness of various pedagogical approaches, in particular the network educational module (hereinafter NEM). The basis is the design of NEM of English for pupils of 5-6 classes on the topic "Transport of the future. Safety on the roads".

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МДЦ "АРТЕК"»

5. Честертон Г.К. Как сделать детектив. - М.: Радуга. - 2001. - № 1. -С. 13-14.

6. Robinson David Ian Rankin on how to write a Rebus Novel // Cardiff: The Scotsman: Co. - 2013. - № 11. - С. 86.

7. Taylor Charles «Paint It Noir» // The New York Times. - 2004. - № 2. - C. 4.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МДЦ «АРТЕК»

Енбаева Людмила Валерьевна

канд. филол. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Гнипа Мария Алексеевна

учитель английского языка СОШМДЦ «Артек», магистрант 2-го курса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, направление подготовки «Международный бакалавриат».

E-mail: [email protected]

EFFECTIVE TEACHING APPROACHES IN NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL PROCESS OF ICC "ARTEK"

Lyudmila Enbaeva

Ph.D., Associate Professor, Department of Foreign Language Teaching Methods

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Maria Gnipa

English teacher of Secondary school ICC "Artek". Student of the Faculty of Foreign Languages, group 722 Z/m Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Аннотация: данная статья раскрывает эффективность применения различных педагогических технологий, в частности, технологии сетевого образовательного модуля (СОМ). За основу взята разработка СОМ по английскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему «Транспорт будущего. Безопасность на дорогах».

Ключевые слова: сетевое образовательное взаимодействие, сетевой образовательный модуль (СОМ), технология, проблемное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Abstract: this article reveals the effectiveness of various pedagogical approaches, in particular the network educational module (hereinafter NEM). The basis is the design of NEM of English for pupils of 5-6 classes on the topic "Transport of the future. Safety on the roads".

Key words: network learning interaction, network educational module (NEM), technology, problem-based learning, multilevel teaching, cooperative learning, game-based approach to teaching, health-saving learning.

Сетевое образовательное взаимодействие предполагает совместную деятельность школы, структур дополнительного образования, детского лагеря, бизнес-партнеров в условиях многофункционального детского центра в целях интегрирующего подхода к общеобразовательным программам и программам дополнительного образования. В ФГБОУ «МДЦ "Артек"» создали и успешно применяют на практике особый формат такого взаимодействия - сетевой образовательный модуль (СОМ) [4]. Одна из предпосылок положительного результата внедрения сетевого образовательного модуля заключается в его широких возможностях интегрировать различные педагогические технологии.

Сетевой образовательный модуль ориентирован на использование интерактивных технологий и получение современных образовательных результатов [9]. Он определяется как завершенная единица учебного содержания, имеющая цели, дидактический и методический аппарат. СОМ предполагает получение образовательных результатов предметного, метапредметного и личностного характера в сетевом взаимодействии [8]. Таким образом, СОМ реализует требования ФГОС, одновременно предоставляя учителю емкую и полифункциональную форму организации образовательного процесса. Эти свойства обеспечиваются рядом общих оснований построения СОМ. С.С. Кочережко приводит следующие принципы: модульная форма, сетевое взаимодействие, открытая образовательная среда, достижение метапредметных результатов за счет построения межпредметных связей, ориентация на практическую деятельность обучающихся, применение проектной, игровой, исследовательской, поисковой и других коллективных способов деятельности [5]. Следовательно, в рамках СОМ могут органично сочетаться технологии проблемного и разноуровневого обучения, проектные, игровые, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве и др. Рассмотрим реализацию в СОМ образовательных технологий по английскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему «Транспорт будущего. Безопасность на дорогах», разработанных учителями ФГБОУ «МДЦ "Артек"» М.А. Гнипой и П.М. Небесной.

Данный сетевой образовательный модуль предполагал участие внутренних партнеров - автохозяйства МДЦ «Артек». Сотрудничество велось между лагерем, школой и автохозяйством и было реализовано для детей в виде игры по станциям. Теоретическая часть модуля включала знакомство с новым

68

лексико-грамматическим материалом о транспорте и правилах дорожного движения. Во время исследовательского этапа обучающиеся искали и исследовали основные типы транспорта лагеря, знакомились с системой работы автохозяйства и его основными подразделениями. Практический блок предлагал работу с электронным приложением на компьютере для составления творческого продукта - буклета об экологическом транспорте будущего и правилах дорожного движения. В описанном модуле использованы технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, игра, разноуровневое обучение.

Основными задачами проблемного обучения является усвоение результатов научного познания, осознание пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающегося и развитие его творческих способностей. В анализируемом СОМ задействована проблемная ситуация поиска и исследования, ситуация сравнения и сопоставления в терминологии Г.К. Селевко [6]. Каждый ребенок самостоятельно сумел определить все виды транспорта в «Артеке» и найти наиболее оптимальный для чистоты окружающей среды. Ребята продемонстрировали такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, умение применять процедуры анализа и синтеза, делать выводы на основе собранных данных.

Разноуровневое обучение отражает идеи личностно-ориентированного подхода. Оно позволяет приобретать умения самостоятельно конструировать свои знания, работать в группах, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивает автономность учащегося [1; 6] Обучение в сетевом образовательном модуле было дифференцированным, так как в группу входили те, кто только начал учить английский язык, и те, кто имел уровень A1. СОМ включал задания разного уровня сложности, индивидуальные и групповые формы их выполнения. Таким образом, каждому была предоставлена возможность выбора посильного задания и продвижения в усвоении языка.

Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей. В его основу положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективное воспитание, высокий профессионализм учителя. Это комплекс методов, побуждающих детей учиться и в учении сотрудничать с учителем и вожатым [2; 3]. В условиях детского лагеря дети 21 день проживают в отряде, который к концу смены может сплотиться и превратиться в одну большую семью. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее

на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Особенностью анализируемого модуля является то, что в СОМ участвовали учителя -разработчики и сореализаторы (учителя информатики, сотрудники автохозяйства), вожатые и воспитатели содействовали и сотрудничали с учителями, в результате чего каждому ребенку было уделено время и внимание.

Игровые технологии важны для ребенка, так как организуют сферу его реализации как личности. В мировой педагогике игра рассматривается как разновидность соревнования или состязания между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз) [7]. СОМ включал в себя игры, дающие возможность моделировать разные ситуации для выполнения заданий по английскому языку. В целом взаимодействие было построено в форме игры по станциям. Задействованы также игротерапевтические функции игры, позволившие рассмотреть проблему безопасности на дорогах и сложности ориентировки в незнакомой местности.

Таким образом, в проанализированном сетевом образовательном модуле удалось интегрировать различные педагогические технологии. В результате были достигнуты образовательные результаты предметного, метапредметного и личностного характера. Учащиеся усвоили лексико-грамматические единицы, позволившие им осуществлять устную и письменную коммуникацию в рамках темы модуля. Реализация межпредметных связей предметов английский язык и информатика способствовали развитию метапредметных умений планировать и осуществлять свою деятельность, работать в коллективе, осуществлять познавательные действия, использовать компьютерные технологии. В личностном отношении СОМ способствовал мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также к формированию социальных компетенций, правосознания.

Список литературы

1. Бабушкина Л.Е., Пискунова С.И. Модель реализации разноуровневого обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2016. - № 10. - URL: httpsV/cyberlenmka.ru/artide/n/model-reaHzatsii-raznourovnevogo-obuchemya-mostrannomu-yazyku (дата обращения: 30.05.2019).

2. Батальщикова Э.Ю. Основные идеи педагогики сотрудничества и сотворчества и их место в современной школе // Гуманитарные науки. - 2007. - № 2.

3. Довгопол И.И., Ивкова Т.А. Современные образовательные педагогические технологии. - Симферополь: НАТА, 2007.

4. Концепция развития Международного детского центра «Артек». Артек 2.0. Перезагрузка. - Республика Крым, 2014.

5. Кочережко С.С. Сопровождение педагогов в процессе проектирования и проведения учебных занятий в формате сетевых образовательных модулей

(СОМ) // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. - 360 с. -(Образовательные практики «Артека»).

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: ACADEMA, 2003.

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

8. Царькова Н.Н. Принципы построения сетевого образовательного взаимодействия как системообразующая основа реализации ФГОС в условиях детского центра // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. -360 с. - (Образовательные практики «Артека»).

9. Ээльмаа Ю.В. «Артек» как образовательный лагерь // Сетевые образовательные модули: сб. науч. -метод. материалов / под ред. С.С. Кочережко. - Ялта: ФГБОУ «МДЦ "Артек"», 2017. - 360 с. -(Образовательные практики «Артека»).

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Калинина Анжелика Георгиевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и

психологии,

Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Н. Новгород

E-mail: [email protected]

Цыбина Вера Андреевна

студентка гр. М106ПО(з) факультета английского языка, Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Н. Новгород

E-mail: [email protected]

SELECTION OF ACADEMIC CONTENT AS A FACTOR OF OPTIMIZATION OF ADULT FOREIGN LANGUAGE STUDENTS

EDUCATIONAL PROCESS

Angelika Kalinina

Ph.D., AssociateProfessor, Linguistics University of Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]

Vera Tsybina

Student of The English Language Department, gr. М106ПО(з), Linguistics University of Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.