Научная статья на тему 'ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ В НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОДЕЖДЫ'

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ В НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОДЕЖДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / АДАПТИРОВАННАЯ ОДЕЖДА / ДИДАКТИКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ОПЫТ ДИЗАЙНА / SOCIALIZATION / QUALITY OF LIFE / ADAPTIVE CLOTHING / DIDACTICS / SPECIAL COMPETENCIES / DESIGN / ENGINEERING CREATIVITY / DESIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Наталья Александровна

В статье сформулирована необходимость расширения компетенций специалистов по созданию доступной предметной среды для поддержания социального статуса людей с ограниченными возможностями здоровья. Дана характеристика основным проектным принципам формирования эстетически завершенной и функциональной одежды для особого целевого сегмента, приведены примеры дизайна специальной одежды, названы ресурсы для продвижения адаптированных моделей. Актуализировано формирование компетенций дизайнеров по разработке модных адаптированныхпредметов гардероба. Сформулирован кругдидактических вопросов и задач обучающей программы на основе существующих потребностей проектирования одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Выбраны основные дескрипторы дидактического сопровождения и содержания учебной деятельности в системе указанного направления профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF EDUCATIONAL CONTENT TO EXPAND THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF DESIGNERS TOWARDS DESIGNING ADAPTIVE CLOTHING

The article considers the necessity of proposing new competencies for specialists in creating an accessible object environment for maintaining the social status of people with disabilities. The author describes the main principles of designing aesthetically completed and functional clothing for a special target segment, gives design examples of special clothing and enumerates resources for promotion of adaptive models. The formation of designers' competencies in the development of fashionable adaptive clothing has been adapted to new realities. The didactic issues and tasks of the training program based on the existing needs of designing clothes for people with disabilities are outlined. The main descriptors of didactic support and content of educational activities in the system of the specified direction of vocational education are selected.

Текст научной работы на тему «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ В НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОДЕЖДЫ»

Научная статья УДК 378.09

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-15

© Наталья Александровна Еремина, 2021

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Нижний Новгород, Российская Федерация, ereminanatal@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7524-5393

© Natalia A. Eremina, 2021

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Nizhny Novgorod, Russian Federation, ereminanatal@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7524-5393

Отбор содержания образования для расширения профессиональных компетенций дизайнеров в направлении проектирования адаптированной одежды

Аннотация. В статье сформулирована необходимость расширения компетенций специалистов по созданию доступной предметной среды для поддержания социального статуса людей с ограниченными возможностями здоровья. Дана характеристика основным проектным принципам формирования эстетически завершенной и функциональной одежды для особого целевого сегмента, приведены примеры дизайна специальной одежды, названы ресурсы для продвижения адаптированных моделей. Актуализировано формирование компетенций дизайнеров по разработке модных адаптированных предметов гардероба. Сформулирован круг дидактических вопросов и задач обучающей программы на основе существующих потребностей проектирования одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Выбраны основные дескрипторы дидактического сопровождения и содержания учебной деятельности в системе указанного направления профессионального образования.

Ключевые слова: социализация, качество жизни, адаптированная одежда, дидактика, специальные компетенции, проектирование, инженерное творчество, опыт дизайна.

Selection of educational content to expand the professional competencies of designers towards designing adaptive clothing

Abstract. The article considers the necessity of proposing new competencies for specialists in creating an accessible object environment for maintaining the social status of people with disabilities. The author describes the main principles of designing aesthetically completed and functional clothing for a special target segment, gives design examples of special clothing and enumerates resources for promotion of adaptive models. The formation of designers' competencies in the development of fashionable adaptive clothing has been adapted to new realities. The didactic issues and tasks of the training program based on the existing needs of designing clothes for people with disabilities are outlined. The main descriptors of didactic support and content of educational activities in the system of the specified direction of vocational education are selected.

Keywords: socialization, quality of life, adaptive clothing, didactics, special competencies, design, engineering creativity, design experience.

Введение

Важной миссией профессионального образования является подготовка специалистов, способных отвечать на вызовы цивилизации в целом и социальной среды в частности адекватным предложением потребительских товаров или услуг. Создание мобильных обучающих программ для специальностей, обеспечивающих насущные потребности сектора производства и ориентированных на футурокомпетенции, становится характерным требованием времени. Содержание и стратегическая ориентация дизайн-образования также выстраиваются по вектору актуальных запросов общества, ведущее место среди которых занимает так называемый социальный дизайн и дизайн-проектирование, направленные на разработку предметов и объектов, повышающих качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

Интерес к проблемам физически ограниченных людей особо стал проявляться в последние годы благодаря активной деятельности общественных движений в поддержку инвалидов, их юридически закрепленным правам, утверждениям цивилиза-ционных ценностей толерантности1. Термин «ограниченность» используется, когда речь идет об отсутствии у человека физической возможности свободно передвигаться или адекватно взаимодействовать с социальной средой. Людей с ОВЗ, инвалидов становится все больше. По данным статистики, эту группу составляет 23 % мирового населения, а в России - 9,3 %2. В нее входят не только пожилые люди, но и категории граждан трудоспособного возраста, а также молодежь3.

Модная и современная одежда для данной группы потребителей - это не просто причуды «особого» человека, а необходимое звено в стандартном наборе социальных маркеров, определяющих понятие полноценной жизни. Для людей с инвалидностью одежда имеет большее значение, чем для человека, признанного здоровым, поскольку формирование положительного образа и стильного имиджа способствуют лучшей социальной интеграции, социализации и социальной реабилитации персоны.

Востребованность эстетической уникальности, современности в моделях адаптированной специальной одежды связана, прежде всего, с особым мировоззрением людей с ОВЗ. Многие из них не лишены огромного желания быть не только социализированным, но и социально успешным человеком, эффективно интегрированным в активные процессы постиндустриального общества. Кроме того, стремительное развитие уровня техники, расширение экономических возможностей, глобализация культуры и экономики позволяют человеку работать, путешествовать, получать и осваивать самую разнообразную информацию даже при ограничении физической или иной адекватной мобильности. Важную роль в процессе социализации людей с ОВЗ также играет положительная динамка в сфере физиологической толерантности, характеризующаяся, по мнению Г. Г. Зак, Д. Я. Зак, снижением чувства страха и от-

1 Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - № 4 (122). - С. 119-127.

2 Статистика инвалидов в мире. - URL: https://vawilon.ru/statistika-invalidov-v-mire/ (дата обращения: 02.11.2020).

3 Факторы инвалидизации населения в России. - URL: http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_ob-shhestvoznanie/faktory_invalidizacii_naseleniya_v.html (дата обращения: 29.09.2020).

чуждения, формированием независимого мышления и выработкой суждений, основанных на моральных ценностях1.

Специфический сегмент потребителей (люди с ограниченными возможностями здоровья) не является феноменом современного рынка. Однако увеличение числа целевой аудитории, а главное - желание не отставать от жизни и не оставаться социально не перспективными, изменило концепции маркетинга товаров для потребителей этой группы. Новым запросом рынка можно считать ориентир на тенденции моды, представленные в разработках функциональной и утилитарной адаптированной одежды.

Культура, эстетика, структурность костюма для потребителей с инвалидизацией и механизмы маркетинга в формировании заказа и продвижения указанной продукции на российском рынке одежды находятся на этапе концептуального поиска и единичных стартапов2 Явное противоречие между существующей потребностью людей с ОВЗ в приобретении современной, эстетически определенной и функционально обусловленной одежды и отсутствием сформированного стабильного предложения позволяет констатировать недостаточность кадрового потенциала, способного адекватно отвечать на новые проектные запросы3. Ключевое решение проблемы состоит в подготовке специалистов, владеющих новационными навыками или способных адаптировать базовые знания к профильным проектным ситуациям в направлении разработки «особого» костюма.

По отношению к методологии дизайн-образования названная задача становится вызовом, обусловливающим иной подход к освоению компетенций по проведению предпроектного анализа для разработки дизайн-проектов и осуществления процесса дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна, указанных ФГОС в категории базовых4.

В связи с тем, что фактическое начальное формирование стандартизированных проектных методик и инженерных решений в разработке адаптированной одежды для массового потребителя находится на этапе интенсивного накопления, парадигма профессиональной направленности новой дидактики может опираться на имеющийся опыт проектной и социальной практики специализированного дизайна, накопленный отечественными и зарубежными специалистами. Пропедевтика нового цикла практикоориентированного обучения должна включать базисный, исторический опыт, полученный в процессе изготовления моделей для пациентов специализиро-

1 Зак Г. Г., Зак Д. Я. Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико-практический аспект) // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 129-132.

2 Лепина М. Мода особого назначения. - URL: https://mimov.ru/obshchestvo/moda-osobogo-naznachenija.html (дата обращения: 25.10.2020).

3 Елисеева А. Почему модный рынок не учитывает людей с инвалидностью. - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/237809-forgotten (дата обращения: 30.09.2020).

4 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). - URL: https://base.ga-rant.ru/70810680/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.10.2020)._

проектирования адаптированной одежды

ванных учреждений, определивший ведущими исключительно функциональные качества костюма и получивший одобрение потребителей1. В дальнейшем развитии содержания необходимо учесть, что в аспекте модернизированных потребительских предпочтений, указывающих актуальность не только функциональных, но и эстетически завершенных и образно определенных моделей, навыки новой компетенции должны обусловливать достаточный проектный кругозор и проектную лабильность специалиста.

Дидактическая проблема расширения базовых компетенций может быть разрешена путем приведения в соответствие учебного материала и содержания существующих профессиональных задач по разработке адаптированной одежды и ориентированием на реальные затруднения, сопровождающие человека с ограниченным адаптационным ресурсом в ситуациях пользования одеждой2. Данный вектор соответствует сформированным принципам профессионального образования, а именно: принципу профессиональной направленности, принципу социокультурного соответствия, принципу связи теории с практикой (В. И. Загвязинский, А. С. Белкин, И. Я. Лернер, Н. С. Макарова).

Основным регулятором трансформации дидактики становится социокультурная направленность, отражающаяся в отборе содержания, детерминированного навыками профессиональной ответственности в оценке внешних признаков фигуры исключительного потребителя и особенностей его отличия от нормотипичности3. Создание вещей для инвалидов - своеобразный профессиональный тест для дизайнеров и конструкторов одежды. Здесь недостаточно «сделать красиво». В проектируемых структурах изделий (композиционной и инженерной) должны учитываться функциональные нужды людей с особенностями строения тела или наличием особых когнитивных и поведенческих навыков; потребительские запросы, подразумевающие выбор завершенного костюма, помогающего человеку реабилитироваться после болезни, восстанавливать или развивать навыки моторики для самообслуживания, поддерживающего физическое здоровье и сглаживающего или скрывающего анатомические дефекты4. Кроме того, специально сконструированная одежда должна быть удобна и для тех, кто ухаживает за людьми с особенными потребностями, обеспечивая экономию физических и эмоциональных сил. В связи с этим гуманитарный и коммуникативный инструментарий расширенных компетенций должен ориентироваться на базис визуального и антропометрического анализа для выявления участков изменен-

1 Волкова В. М. Этнические традиции и формообразование одежды как средства социально-бытовой адаптации инвалидов: автореф. ...дис. ... канд. ист. наук. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1996. - 23 с.

2 Тарханова И. Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 45-52.

3 Каримова И. С. Социокультурный вектор профессиональной подготовки дизайнеров // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 3. - С. 88-91.

4 Дизайнерская одежда для людей с инвалидностью. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5c9a7877a354b200b305eefddizainerskaia-odejda-dHa-Hudei-s-invaHdnostiu-5cc7bf63ef96e100ae-fb9f46 (дата обращения: 05.09.2020)._

ной поверхности тела человека, формулировки их адекватных пластических характеристик и выбора (по его результатам) проектной стратегии; на освоение технических решений, расширяющих возможности человека с инвалидностью, повышающих его адаптационный потенциал; на облегчение тактильной и рецептивной коммуникаций в совместной деятельности1.

Основным дидактическим отношением в системе специализированного расширения компетенций стоит выбрать взаимодействие «студент - учебно-профессиональная задача». Для конкретизации учебных задач и организации процесса их решения целесообразно применять такой элемент инструментальной дидактики, как канонизированная (алгоритмизированная) постановка проблемы2. Поскольку формирование нового содержания актуализируется для спецкурсов по конструктивному формообразованию (моделированию) и дизайн-проектированию, алгоритм может быть представлен в следующих вариантах: оценить / проанализировать особенности абриса фигуры - сопоставить с формой условно-пропорциональ-ной фигуры - смоделировать концепцию регулирования абриса к состоянию равновесной формы -предложить направление корректировки конструкции в соответствии с концепцией в конструктивном формообразовании (моделировании) или «ознакомиться с проблемой затруднения взаимодействия субъекта с предметом - составить выборку существующих предложений дизайн-структуры предмета - смоделировать концепцию оптимального решения дизайна предмета для обеспечения адекватного взаимодействия - предложить направление дизайна предмета в соответствии с концепцией» в дизайн-проектировании.

Основная часть

Рассмотрим проблемные вопросы, которые могут быть обозначены в качестве опорных в подготовке новой дидактики.

В содержании проблемных заданий к практическим занятиям по конструктивному формообразованию в первую очередь необходимо выделять темы, предполагающие проектную работу с явно асимметричными и деформированными фигурами. Например, деформация отдельных частей тела и конечностей может проявляться в видимом изменении абриса. В содержание кейса для решения указанной проблемы могут быть включены предложения (гипотезы) по корректировке формы тела с помощью плечевых накладок, асимметричного кроя, включения в систему костюма структур разной длины и проч. как приемов, визуально смягчающих деформации, приближающих фигуру к условно-пропорциональным параметрам.

Особенности заболевания могут предусматривать использование вспомогательной медицинской техники для адаптирования человека к условиям нормального

1 Лепина М. «Модное расследование»: все о рынке одежды для людей с инвалидностью. -URL: https://www.miloserdie.ru/artide/modnoe-rassledovanie-vse-o-rynke-odezMy-dlya-lyudej-s-invalidnostyu/ (дата обращения: 29.09.2020).

2 Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / под редакцией Т. С. Назаровой. - Москва: [б. и.]; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012. -435 с.

проектирования адаптированной одежды

функционирования. Проблемные вопросы для данного направления будут представлять оценку контура фигуры в антропометрической проекции, получаемой в контакте со вспомогательным средством / предметом (например, с костылями), и далее предложения по возможно допустимому изменению конструкции изделия, соотносимому с новым положением антропометрических и конструктивных поясов: плечевого, талии, бедер и проч., а также по выбору эффективной композиционной коррекции с помощью силуэта и тектонических объемов структурных деталей костюма.

Наибольшая проектная и интеллектуальная лабильность будет проявлена в освоении кейсов по проектированию одежды для инвалидов-колясочников. Конструктивное формообразование (моделирование) одежды для названного сегмента неизбежно сопровождается методами и приемами инженерного творчества, направленными на получение сложноструктурированного предмета с совмещенными функциональными и эстетическими характеристиками. Проблемные вопросы представляют собой инвариантный комплекс, включающий навыки оценки нетипичных абрисов, моделирования и макетирования формы для фигур с отклонением от антропометрического стандарта, так как потребителям этой группы необходимы модели, в которых удобно сидеть (причем долго), активно двигать руками и торсом во время перемещения на инвалидной коляске. При формулировании технического задания для учебной практической задачи целесообразно указывать узкие проблемы, требующие прицельного решения, например: одежда не должна «сбиваться» и открывать зону талии; брюки - не оголять поясницу, не жать и не тянуть, не съезжать, их должно быть удобно снимать и надевать без посторонней помощи; плечевой пояс - не «уходить» на спину, перекашивая зону горловины или воротника; при пересадке из коляски или в коляску изделие должно быстро принимать первоначальные формы, не поддергиваться или путаться.

Учебные задачи по проектированию одежды на асимметричные и деформированные фигуры предполагают и принципиально новую проблематику, актуальность освоения которой никак не просматривается в формулировках базовых компетенций образовательного стандарта. Речь идет о навыке отсутствующего / запрещенного тактильного контакта, обязательного в процессе снятия размерных признаков, и, как следствие, необходимости визуальной оценки ряда размеров; выполнении примерок не на вертикально стоящем манекене, а на сидящей фигуре. Формулировка учебного задания может содержать определенные требования, например, «визуальную оценку размерных признаков сидящей фигуры», «предположение комфортного силуэта на основании одного размерного признака - обхвата груди» и далее по смыслам деятельности.

При работе со сложно деформированными фигурами необходимы специальные навыки:

- визуальный анализ внешнего контура формы;

- пространственное моделирование базовой формы с целью получения нужного поверхностного рельефа;

- инженерное творчество для получения предмета (структуры) с совмещенными функциональными и эстетическими характеристиками;

проектирования адаптированной одежды

- оперирование зрительными иллюзиями с целью достижения зеркального соответствия (максимального приближения) с эталонной фигурой1.

В содержание программы обучения разработке адаптированной одежды необходимо включать темы, ориентированные на возможности компенсации дефицита навыков (социальных, коммуникативных), вызванных специфическими заболеваниями. Инноватика одежды для людей без видимых телесных изъянов (с синдромом Дауна, слабослышащих, слабовидящих) будет проявлена в поддержании и даже развитии социально обусловленных навыков. Проектирование одежды для применения в особом ценностно-смысловом пространстве требует высоко развитой изобретательности. Понимание базовых проблем социализации позволит точнее формировать актуальные решения ресурсами дизайна.

Важным дидактическим разделом обучающей программы для дизайнеров, планирующих карьеру в сфере адаптированного проектирования, станет проблематика разработки специальной одежды для детей. Базовыми одобренными и сертифицированными моделями в этом сегменте являются модели-трансформеры, в которых одни элементы облегают и фиксируют тело, другие создают объем, третьи позволяют зафиксировать конечности ребенка в нужном положении и т. д.2 Сохраняя в проекте обязательные требования к конструкции детской реабилитационной одежды, дизайнер может развить композиционные сюжеты, вдохновляясь персонажами анимации, фэнтези и сказочных героев. Например, специальные цветные корсеты позволят детям с ДЦП не только точнее координировать движения, но и почувствовать себя фантастическими героями.

Самостоятельным направлением в программе формирования новых компетенций специалиста может стать разработка комплекса не только функциональных, но и развивающих предметов. Здесь необходим ориентир на принципы педагогического дизайна, привлекающего к проекту как технические знания, так и сведения по психологии и герменевтике.

Опыт сотрудничества автора с дошкольным учреждением для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья доказал эффективность игровых наборов, объединяющих приемы развития мелкой моторики и освоения первичных навыков самообслуживания и начального моделирования облика. Полученное техническое задание на разработку игровых текстильных комплектов определило содержание учебного дизайн-проекта. Участниками работы было предусмотрено обучение детей основным навыкам эксплуатации костюма и составления его правильного образного порядка по ходу игры. Игровыми формами стали имитационные конструкторы, например, мозаика в технике пэчворк из подготовленных лоскутков и фрагментов, она позволяет собирать как простые геометрические фигуры, буквы, так и неболь-

1 Манукян К. А., Сафина Л. А., Хамматова Э. А. Проектирования одежды людям с ограниченными возможностями в соответствии с эргономическими и эксплуатационными требованиями // Вестник технологического университета. - 2017. - Т. 20. - № 6. - С. 79-82.

2 Харлова О. Н., Панферова Е. Г. Особенности проектирования одежды для детей-инвалидов с учетом двигательных отклонений // Научный журнал КубГАУ. - 2011. -№ 67 (03). - URL: http://ej.kubagro.ru/2011/03/pdf/32.pdf (дата обращения: 15.10.2020)._

проектирования адаптированной одежды

шие художественные блоки. Технологическим приемом развития мелкой моторики выбрано действие с текстильными объектами на завязках и лентах-велкро («липучках»). Оперирование игровыми элементами позволяло изменять формы, предлагать пристегивающиеся детали, создавать необычные дополнения и аксессуары.

Ситуация включения человека в игровой процесс с помощью утилитарного предмета (костюма) привлекает комплекс анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это позволяет восстановить или активизировать моторику, память, речь; положительно влияет на повышение уровня самооценки, поскольку человек набирает самостоятельный положительный опыт идентификации с помощью костюма и его комбинаций, быстрее социализируется. В связи с этим кейсовые задачи по проектированию игровых наборов могут направляться и на потребности взрослой целевой аудитории. В содержании учебных кейсов можно предусматривать проектирование гарнитурных наборов с конкретными потребительскими свойствами. Для молодых людей - гарнитурный набор из завершенных внеразмерных ассортиментных единиц в разном цветовом предложении, например: шейных платков - жилетов - текстильных брошей для комбинаторного выбора цветовой гармонии в комплектации с базовой блузой. Для людей старшей группы - выбор по нормам стиля съемных структур или деталей отделки на магнитных модулях. Готовые комплекты вариантов сменных воротничков, манжет, жабо к основной модели позволят человеку поучаствовать в процессе формирования облика без дополнительных усилий поиска нужных изделий или аксессуаров. Для развития или восстановления мелкой моторики можно предложить в качестве дополнений к костюму детали с пуговицами или завязками. Они способны функционировать отдельно от костюма, а могут представлять собой игровые элементы, предусмотренные в модели: изменяющиеся формы, пристегивающиеся детали, необычные дополнения и аксессуары. Предполагается, что точность ассортимента возможно определить в процессе сопутствующих маркетинговых мероприятий при условии тиражирования дизайн-проекта.

В ходе разработки дидактического планировании обязательно включение тем, направленных на развитие у будущего специалиста навыка межличностной коммуникации. Изготовление адаптивной одежды требует особых подходов в межличностном общении между дизайнером и заказчиком - человеком с ОВЗ. Особая форма коммуникации выражается в умении детально обсудить функциональные требования к одежде, уточнить эстетические пожелания. Дизайнеру важно включить человека с инвалидностью в созидательный процесс, поскольку его личный опыт эксплуатации костюма будет ключевым в концепции костюмной композиции и безусловным для корректировки замысла дизайнера1. Градация и признаки ведущих показателей качества, предъявляемых к разработкам традиционного дизайна (эстетичность, функциональность, экономическая целесообразность и проч.), в проекте одежды для особых людей будут изменены. Целесообразно говорить о дополнительных критериях качественной одежды (степени корректировки телесного облика и

1 Фоминова А. Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости // Концепт. - 2012. - № 8. - URL: https://e-koncept.ru/2012/12106.htm (дата обращения: 15.10.2020)._

проектирования адаптированной одежды

обеспечении уровня психологического комфорта) в сравнении с обликами и типажами, одобренными современной социокультурной средой. Эксплуатируя одежду, особенный потребитель не должен испытывать дискомфорт от проявления своего недуга.

В методологию новой дидактики целесообразно включать социальные практики так называемого «смешанного» педагогического воздействия. Кейсовая задача формулируется и далее принимается при условии одобрения сообществом, непосредственно связанным с проблемами проживания с инвалидами, их воспитания и обучения. Это позволит сократить интервал между направленностью компетенции и реальными нуждами особого потребителя. Существенную помощь в определении актуальной проблематики специального костюма могут оказать общественные организации, чья деятельность направлена на помощь людям с инвалидизацией.

Новые учебные задачи должны предполагать положительную динамику в изменении восприятия социального стереотипа человека с ограниченными возможностями. Принятие ценности особой учебной задачи и осмысление актуальности новых компетенций со стороны обучающихся ускорится в случае привлечения современных информационных ресурсов, продвигающих примеры деятельности кутюрье в дизайне адаптированной одежды1. Эталонными образцами проектных решений для формулировки содержания обучающих кейсов могут стать предложения профессиональных дизайнеров, демонстрируемые в шоурумах, на специализированных показах, специальных конкурсах (например, в формате международного конкура костюмного дизайна для людей с особенностями строения фигуры Bezgraniz Couture International Fashion And Accessoire Award (Мода без границ: для людей с особенностями строения фигуры), проводимого в Москве с 2011 г.). К участию в конкурсе приглашались дома моды и дизайнеры, готовые делиться технологическими идеями разработок специализированной одежды. Конкурсные лоты демонстрировали модели с инвалидностью. Художники всего мира представляли коллекции для людей с синдромом Дауна и ДЦП; пользующихся инвалидной коляской; переживших ампутацию; слепых; маленьких людей. Эта конкурсная площадка стала экспозицией проектного опыта, демонстрирующего технологические совершенствования костюма и раскрывающего возможности симбиоза эстетики, этики, техники и медицины. По сути - нового направления костюмного дизайна.

Проектная деятельность в сфере создания инклюзивной одежды требует специфической коррекции существующих парадигм профессиональных модулей дизайн-образования. Если в стандартном процессе в начале проекта обязательна яркая, концептуальная гипотеза, а затем отработка идеи относительно реалий современной моды и технологической структуры производственных циклов, то в ходе проектирования коллекций (даже перспективной моды) для людей с ОВЗ последовательность деятельности должна быть изменена. Обучение навыкам проведения предпроектного исследования, предполагающего предметный анализ индивидуального опыта заказчика и сбор профессиональных проектных условий для формулировки технического задания, становится важной проблемой в освоении культуры целевого дизайн-

1 Bezgraniz Couture. - URL: http://bezgranizcouture.com/ru (дата обращения: 01.10.2020).

проектирования адаптированной одежды

проекта. Подобная форма проектной практики, когда креативная идея высокого стиля рождается в пожеланиях заказчика и только потом приобретает форму и выражение посредством фантазии специалиста, будет отличать принцип освоения процедуры предпроектного исследования и далее формирования проектной мысли. Умение подчинять творческие амбиции реальным требованиям, которые невозможно игнорировать или изменить, углубляет профессиональные компетенции дизайнера инклюзивной моды.

Методическим ориентиром для проектных концепций может быть выбран опыт дизайнеров-практиков. Так, например, Кристине Вульф принадлежит идея украшать платья и аксессуары с надписями из бисера, оформленными шрифтом Брайля, для того, чтобы слепой человек смог прочитать, какого цвета одежда и что из коллекции к ней подходит; кроме того, она предложила особую конструкцию удобных магнитных застежек для людей с рассеянным склерозом, позволяющих исключить необходимость точного попадания в петли или в паз молнии. Маша Шароева продвигает комплекты одежды в стиле casual для людей с синдромом Дауна, в которых модели прекрасно сочетаются друг с другом, позволяя человеку самостоятельно выбирать новый облик и при этом оставаться модным1.

Одежду для людей с особенностями здоровья можно отнести к специальной одежде, в процессе создания которой проектные решения опираются на базовые сведения о конструировании и дизайне костюма. Предполагается поступательное изменение дидактического сопровождения обучающих дизайн-программ в соответствии с особенностями специализированных задач в диапазоне расширения компетенций. Специализацию целесообразнее осуществлять на последних курсах, когда уже освоены ключевые знания и заложена платформа формирования профессиональных навыков и умений. Об этом говорит и убедительный совместный опыт обучения проектированию инклюзивной одежды, сформировавшийся в сотрудничестве Британской высшей школы дизайна и российского проекта Bezgraniz Couture2.

Выводы

Во всем мире отношение к детям, старикам и инвалидам считается показателем как морального здоровья нации, так и социальной зрелости государства. У Российского дизайна есть существенный потенциал к лидерству в новом перспективном направлении дизайн-практики, а система профессионального образования обладает достаточным ресурсом для подготовки специалистов, способных решать такие задачи.

1 Международный конкурс особой моды Bezgraniz Couture 2014. - URL: https://nnd.name/2014/04/mezhdunarodnyiy-konkurs-osoboy-modyi-bezgraniz-couture-2014/ (дата обращения: 25.10.2020).

2 Волкова Б. Красота в инвалидном кресле. Что такое «особенная мода», в которой Россия обгоняет всех. - URL: https://tass.ru/obschestvo/5524495 (дата обращения: 29.10.2020).

ISSN 1994-0637 205 (print)

проектирования адаптированной одежды

Список литературы

Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - № 4 (122). - С. 119-127.

Волкова Б. Красота в инвалидном кресле. Что такое «особенная мода», в которой Россия обгоняет всех. - URL: https://tass.ru/obschestvo/5524495 (дата обращения: 29.10.2020).

Волкова В. М. Этнические традиции и формообразование одежды как средства социально-бытовой адаптации инвалидов: автореф. ...дис. ... канд. ист. наук. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1996. - 23 с.

Дизайнерская одежда для людей с инвалидностью. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c-9a7877a354b200b305eefd/dizainerskaia-odejda-dlia-liudei-s-invalidnostiu-5cc7bf63ef96e100aefb9f46 (дата обращения: 05.09.2020).

Елисеева А. Почему модный рынок не учитывает людей с инвалидностью. - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/237809-forgotten (дата обращения: 30.09.2020).

Зак Г. Г., Зак Д. Я. Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико-практический аспект) // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 129-132.

Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / под редакцией Т. С. Назаровой. - Москва: [б. и.]; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012. -435 с.

Каримова И. С. Социокультурный вектор профессиональной подготовки дизайнеров // Общество: философия, история, культура. - 2016. - № 3. - С. 88-91.

Лепина М. «Модное расследование»: все о рынке одежды для людей с инвалидностью. -URL: https://www.miloserdie.ru/article/modnoe-rassledovanie-vse-o-rynke-odezhdy-dlya-lyudej-s-invalidnostyu/ (дата обращения: 29.09.2020).

Лепина М. Мода особого назначения. - URL: https://mirnov.ru/obshchestvo/moda-osobogo-naznachenija.html (дата обращения: 25.10.2020).

Манукян К. А., Сафина Л. А., Хамматова Э. А. Проектирования одежды людям с ограниченными возможностями в соответствии с эргономическими и эксплуатационными требованиями // Вестник технологического университета. - 2017. - Т. 20. - № 6. - С. 79-82.

Международный конкурс особой моды Bezgraniz Couture 2014. - URL: https://nnd.name/2014/04/mezhdunarodnyiy-konkurs-osoboy-modyi-bezgraniz-couture-2014/ (дата обращения: 25.10.2020).

Статистика инвалидов в мире. - URL: https://vawilon.ru/statistika-invalidov-v-mire/ (дата обращения: 02.11.2020).

Тарханова И. Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 45-52.

Факторы инвалидизации населения в России. - URL: http://www.fmx.ru/sociologi-ya_i_obshhestvoznanie/faktory_invalidizacii_naseleniya_v.html (дата обращения: 29.09.2020).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). - URL: https://base.ga-rant.ru/70810680/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.10.2020).

Фоминова А. Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости // Концепт. - 2012. - № 8. - URL: https://e-koncept.ru/2012/12106.htm (дата обращения: 15.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Харлова О. Н., Панферова Е. Г. Особенности проектирования одежды для детей-инвалидов с учетом двигательных отклонений // Научный журнал КубГАУ. - 2011. -№ 67 (03). - URL: http://ej.kubagro.ru/2011/03/pdf/32.pdf (дата обращения: 15.10.2020).

проектирования адаптированной одежды

Bezgraniz Couture. - URL: http://bezgranizcouture.com/ru (дата обращения: 01.10.2020).

References

Bol'nitskaia A. N. Invalidy i obshchestvo [The disabled persons and society]. Monitoring ob-shchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes journal], 2014, no. 4 (122), pp. 119-127.

Volkova B. Krasota v invalidnom kresle. Chto takoe "osobennaia moda", v kotoroi Rossiia ob-goniaet vsekh [Beauty in a wheelchair. What is "special fashion," in which Russia stays ahead]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/5524495 (accessed: 29.10.2020).

Volkova V. M. Etnicheskie traditsii i formoobrazovanie odezhdy kak sredstva sotsial'no-bytovoi adaptatsii invalidov [Ethnic traditions and the formation of clothing as a means of social and household adaptation of disabled people: abstract Cand. thesis in Historical Sciences]. St Petersburg, 1996. 23 p.

Dizainerskaia odezhda dlia liudei s invalidnost'iu [Designer clothing for people with disabilities]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/id/5c9a7877a354b200b305eefd/dizainerskaia-odejda-dlia-liudei-s-invalidnostiu-5cc7bf63ef96e100aefb9f46 (accessed: 05.09.2020).

Eliseeva A. Pochemu modnyi rynok ne uchityvaet liudei s invalidnost'iu [Why the fashion market does not take into account people with disabilities]. Available at: https://www.wonderzine.com/won-derzine/style/style/237809-forgotten (accessed: 30.09.2020).

Zak G. G., Zak D. Ia. Formirovanie tolerantnogo otnosheniia k litsam s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia (teoretiko-prakticheskii aspekt) [Formation of tolerance towards people with disabilities (theoretical-practical aspects)]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2012, no. 2, pp. 129-132.

Instrumental'naia didaktika: perspektivnye sredstva, sredy i tekhnologii obucheniia [Instrumental didactics: promising tools, environments and training technologies; ed. by T. S. Nazarova]. Moscow, St Petersburg: Nestor-Istoriia, 2012. 435 p.

Karimova I. S. Sotsiokul'turnyi vektor professional'noi podgotovki dizainerov [Sociocultural vector in professional training of designers]. Obshchestvo:filosofiia, istoriia, kul'tura [Society: philosophy, history, culture], 2016, no. 3, pp. 88-91.

Lepina M. "Modnoe rassledovanie": vse o rynke odezhdy dlia liudei s invalidnost'iu ["Fashion investigation": all about the clothing market for people with disabilities]. Available at: https://www.miloserdie.ru/article/modnoe-rassledovanie-vse-o-rynke-odezhdy-dlya-lyudej-s-invalid-nostyu/ (accessed: 29.09.2020).

Lepina M. Moda osobogo naznacheniia [Special purpose fashion]. Available at: https://mirnov.ru/obshchestvo/moda-osobogo-naznachenija.html (accessed: 25.10.2020).

Manukian K. A., Safina L. A., Khammatova E. A. Proektirovaniia odezhdy liudiam s ograni-chennymi vozmozhnostiami v sootvetstvii s ergonomicheskimi i ekspluatatsionnymi trebovaniiami [Designing clothes for people with disabilities in accordance with ergonomic and functional requirements]. Vestnik tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Technological University], 2017, vol. 20, no. 6, pp. 79-82.

Mezhdunarodnyi konkurs osoboi mody Bezgraniz Couture 2014 [International Special Fashion Competition Bezgraniz Couture 2014]. Available at: https://nnd.name/2014/04/mezhdunarodnyiy-konkurs-osoboy-modyi-bezgraniz-couture-2014/ (accessed: 25.10.2020).

Statistika invalidov v mire [Statistics of disabled people in the world]. Available at: https://vawilon.ru/statistika-invalidov-v-mire/ (accessed: 02.11.2020).

Tarkhanova I. Iu. Sovremennye reguliatory stanovleniia novoi didaktiki vysshego obrazovaniia [Modern regulators of formation of higher education new didactics]. Iaroslavskii pedagogicheskii

проектирования адаптированной одежды

vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, no. 2 (107), pp. 45-52.

Faktory invalidizatsii naseleniia v Rossii [Factors of population invalidisation in Russia]. Available at: http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/faktory_invalidizacii_naseleniya_ v.html (accessed: 29.09.2020).

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniia po spetsial'nosti 54.02.01 Dizain (po otrasliam) [Federal state educational standard of secondary professional education 54.02.01 - Design (within a particular field)]. Available at: https://base.garant.ru/70810680/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 15.10.2020).

Fominova A. N. Rol' kognitivnykh i povedencheskikh navykov v proiavlenii zhiznestoikosti [The role of cognitive and behavioral skills in the manifestation of resilience]. Kontsept [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2012, no. 8. Available at: https://e-koncept.ru/2012/12106.htm (accessed: 15.10.2020).

Kharlova O. N., Panferova E. G. Osobennosti proektirovaniia odezhdy dlia detei-invalidov s uchetom dvigatel'nykh otklonenii [Design of clothing for children with disabilities in consideration of motor impairment]. Nauchnyi zhurnal KubGAU [Scientific journal of KubSAU], 2011, no. 67 (03). Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/03/pdf/32.pdf (accessed: 15.10.2020).

Bezgraniz Couture [Fashion without borders]. Available at: http://bezgranizcouture.com/ru (accessed: 01.10.2020).

Для цитирования: Еремина Н. А. Отбор содержания образования для расширения профессиональных компетенций дизайнеров в направлении проектирования адаптированной одежды // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 1 (100). -С. 196-209. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-15

For citation: Eremina N. A. Selection of educational content to expand the professional competencies of designers towards designing adaptive clothing. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 1 (100), pp. 196-209. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-15

Сведения об авторах

Наталья Александровна Еремина / Член Союза дизайнеров РФ, старший преподаватель Natalia A. Eremina кафедры дизайна, конструирования и сервисных техно-

логий, https://orcid.org/0000-0001-7524-5393, ereminana-tal@yandex.ru, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (д. 22 A, ул. Октябрьская, 606340 г. Княгинино, Российская Федерация) / Member of the Union of designers of the Russian Federation, senior lecturer of the department of design, construction and service technologies, https://orcid.org/0000-0001-7524-5393, ereminanatal@yandex.ru, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (22 A, ul. Ok-tyabr'skaya, 606340 Knyaginino, Russian Federation).

Статья поступила в редакцию: 10.11.2020 Одобрена после рецензирования: 30.12.2020 Принята к публикации: 11.01.2021

проектирования адаптированной одежды

The article was submitted: 10.11.2020 Approved after reviewing: 30.12.2020 Accepted for publication: 11.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.