Научная статья на тему 'Отбор и технико-экономическое обоснование разработки новых изделий'

Отбор и технико-экономическое обоснование разработки новых изделий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гремяченская М. А., Мяснянкина Т. Ю.

Разработка новых изделий представлена как один из основных факторов конкурентоспособности компаний. В статье предложены основные положения технико-экономического обоснования разработки новой продукции и критерии отбора идей на различных стадиях разработки нового изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отбор и технико-экономическое обоснование разработки новых изделий»

- формулировка концепции структурной перестройки, исходя из целей компании;

- оценка качества, уровня и коммерческих перспектив рассматриваемых проектов.

Таким образом, при принятии стратегических решений в вопросе ориентации компании на выпуск новой продукции наибольшее значение придается потребностям рынка, в связи с чем и руководство компании, и исследовательские подразделения, как генера-

УДК 658.562.4

торы новых идей, должны ориентироваться на строгие критерии отбора и технико-экономического обоснования альтернативных решений.

литература

1. Т. Коно Стратегия и структура японских предприятий. — М.: Прогресс, 1987, 383 с.

М. А.гремяченская, Т. Ю.Мяснянкина

отбор и технико-экономическое обоснование разработки новых изделий

Разработка новых изделий представлена как один из основных факторов конкурентоспособности компаний. В статье предложены основные положения технико-экономического обоснования разработки новой продукции и критерии отбора идей на различных стадиях разработки нового изделия.

Разработка новых изделий является одной из областей принятия стратегических решений. Конкурентоспособность компании, эффективность её функционирования в значительной мере определяется степенью обновления продукции.

Новая продукция должна разрабатываться не на стадии спада в жизненном цикле выпускающейся продукции, а значительно раньше с тем, чтобы при наступлении спада в объёме реализации продукции А наступала стадия роста объема реализации продукции Б. Таким образом для компании процесс разработки новой продукции должен быть постоянным.

Основным источником идей в области разработки новых изделий являются: потребности рынка;

возможности науки и техники, позволяющие экономически выгодно реализовать их в новых изделиях;

политика, проводимая компанией; подражание другим успешно действующим компаниям и др.

При изучении потребностей рынка дается оценка стабильности рынка, его масштабов, устойчивости спроса.

Оценка возможностей производства дается с позиций технологических перспектив освоения продукции, затрат на проведение исследований, затрат на подготовку производственных мощностей и системы сбыта. На этой стадии анализируются также возможности и варианты получения ресурсов (денежных и материальных).

В зависимости от политики проводимой компанией, целью исследовательских проектов могут быть следующие:

совершенствование выпускаемых изделий;

разработка новых видов продукции; поиск новых или улучшенных видов сырья;

совершенствование производственного процесса и др.

Для каждой категории проектов используются различные показатели.

Анализ продукции конкурирующих компаний дается по широкому кругу признаков: функциональных, технико-эксплуатационных, эргономических, эстетических, экологических и др. А также по затратам, сегментам реализации, упаковке, системам применяемых скидок при реализации.

№ 1, 2008_

Исходным моментом в подходе к отбору идет при разработке новой техники является рассмотрение большого количества идей и целевой подход к выбору критериев отбора при передаче проектов с одной стадии на другую.

На ранней стадии разработки нового продукта, когда еще трудно оценить ожидаемое влияние нового изделия на конечные цели компании, наиболее важным при отборе идей

Содержание и последовательность проведения технико-экономического обоснования проектов:

1. Оценка идеи проекта.

2. Оценка рынка.

2.1.Обьем производства продукции

2.2. Перспективы роста спроса.

3. Материальные факторы производства.

3.1. Потребность в сырье, комплектующих изделиях, энергии.

РЕГИОН: системы, экономика, управление

считаются критерии, которые косвенно затрагивают цели компании такие, как притягательность отрасли, возможность повысить конкурентоспособность, На более поздних стадиях критерии отбора в большей степени ориентированы на коммерческие результаты. В таблице представлены критерии отбора идей на разных стадиях разработки нового изделия, расположенные в порядке значимости.

3.2. Возможные поставщики ресурсов.

3.3. Годовые издержки на материальные ресурсы.

4. Технология производства.

4.1. Требуемое оборудование.

4.2. Стоимость оборудования.

4.3. Затраты на приобретение лицензии.

4.4. Капитальные вложения.

5.Трудовые ресурсы.

Таблица. Критерии отбора идей в зависимости от стадии

Ранняя стадия Средняя стадия Заключительная стадия

От возникновения идеи до технической разработки От технической разработки до коммерческой проработки От коммерческой проработки до массового производства и сбыта

Масштабы рынка Конкуренция Возможность получения технологии Расходы на исследования и маркетинг Возможность в области исследований и разработок Расширение научно исследовательского потенциала Конкуренция Устойчивость рынка Возможность получения ресурсов Поддержание высокого технического уровня Издержки производства Сбытовые возможности Обогащение технологии производства Нормы прибыли к объему продаж Норма прибыли на капиталовложения Число лет, необходимых для достижения рентабельности производства нового изделия Сбытовые возможности Издержки производства Укрепление системы сбыта Норма прибыли

5.1. Потребность в трудовых ресурсах (ИТР, служащие, рабочие).

5.2. Потребность в специалистах.

5.3. Годовые затраты на трудовые ресурсы.

6. Сроки осуществления проекта.

6.1. График осуществления проекта.

6.2. Смета расходов на осуществление проектов.

6.3 Сметы накладных расходов.

7. Финансово - экономическая оценка.

7.1. Чистая текущая стоимость.

7.2. Рентабельность.

7.3. Экономическая эффективность.

7.4. Срок окупаемости капитальных вложений.

7.5. Максимальный денежный отток.

7.6. Точка безубыточности.

По данным анализа, приведенного в работе Т. Коно процент выживания новых идей и материализация их в продукции, до стадии технической разработки доходит 33,1 % новых идей. Из них до стадии коммерческой разработки доходит 41,7 %, из которых принимаются и материализуются в образцах и массовом производстве 55,9 % проектов. Таким образом, удельный вес идей, реализующихся в массовом производстве и потреблении составляет 8,7 %

(0,331- 0,471- 0,559 = 0,087).

Целевая ориентация, которой придерживаются зарубежные фирмы при выработке стратегических решений, а именно - расширение рынка сбыта товаров находит отражение в определении цены на исследования и разработки. На практике в качестве мерила стоимости научно-технической продукции принимается 3-4 % валовой выручки от продажи нового продукта в течение 3-5 лет с учетом коэффициентов вероятности научного коммерческого успеха. Используя приведенные данные можно определить максимальный уровень затрат на проведение исследований и разработок.

Так, если принять, что годовая выручка от продажи продукции составляет 10 млн. р., период устойчивого сбыта - 5 лет, то можно определить затраты на разработку, производственно-техническое освоение и продвижение на рынке новой продукции.

Затраты на разработку, производственно-техническое освоение и продвижение на рынок новой продукции могу быть определены по формуле:

зн =

2 Лг Цг Т г КВН Квк

Р*

где Д. - годовой объем реализованной продукции, шт.;

Ц - цена за единицу реализованной продукции, р.;

- период устойчивого сбыта, лет;

КВН - коэффициент вероятности научного успеха;

КВК - коэффициент вероятности коммерческого успеха;

РН - порог рентабельности для данного вида продукции.

Затраты на проведение исследований и разработок могут быть определены по формуле:

Я = Я • 0,04

^ п ^ И

Таким образом, на основе заданных исходных данных затраты на разработку, производственно-техническое освоение и продвижение на рынок новой продукции могут составить

_ 10 • 5 • 0,087 ^ Я = — = 29 млн.р.

0,15

Затраты на проведение исследований и разработок составят

3П = 29 • 0,04 = 1,16 млн.р.

Ключевым моментом потенциала наукоемких отраслей таких, как электронная, электротехническая, химическая является мощность исследовательских подразделений. Удельный вес затрат на исследование в этих отраслях должен быть на уровне 3-4 % от стоимости объема продаж, а численность исследовательского персонала до 3-4 % численности работников компании.

Исследовательские подразделения должны обеспечить руководство информаций для

г=1

№ 1, 2008

Регион: системы, экономика, управление

принятия решений и выполнять в этой связи следующие функции:

- прогнозировать возможные технические разработки на 5-10 лет вперед,

- изучать будущие направления развития продукции,

- проектировать новые изделия на 3-5 лет вперед,

- совершенствовать выпускаемую продукцию,

- осуществлять предпроизводственную подготовку проектов и доведение их до производства.

Высшему управленческому звену компании принадлежит важная роль в качестве инициатора структурной перестройки компании при переориентации ее деятельности на разработку новой продукции.

В компетенцию и функции руководства компании входят:

- определение стратегии фирмы в разработке нового изделия;

- анализ всей информации по рыночному спросу;

- определение возможностей компании в удовлетворении рыночного спроса

- формулировка концепции структурной перестройки, исходя из целей компании;

- оценка качества, уровня и коммерческих перспектив рассматриваемых проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при принятии стратегических решений в вопросах ориентации компании на выпуск новой продукции наибольшее значение придается потребностям рынка, в связи с чем и руководство компании и исследовательские подразделения как генераторы новых идей должны ориентироваться на строгие критерии отбора и технико-экономического обоснования альтернативных решений.

УДК 338.24(1-2): 338.436.33

А.Ф. демченко, Е. а. Яковлева, Т.В. Савченко

системный подход как важный фактор воздействия на управляемость в агротехнической сфере региона

Процесс, протекающие в агротехнической сфере региона, рассмотрены в статье с позиции системного подхода. Проведена оценка динамических процессов для принятия стратегических и превентивных решений, обеспечивающих устойчивое развитие

агротехнической сферы.

Проводимые исследования позволяют выделить особо важное значение системного подхода для совершенствования управления агротехнической сферой страны и ее регионов. В теоретическом отношении именно системный подход (или системный метод) позволяет выявить и оценить состояние целостности и организованности агротехнической сферы как объекта и субъекта управления.

С позиции системного подхода велика роль не только внутренней устроенности агротехнической сферы, но и то, как она функционирует на основе общих, общесистемных и специальных принципов, проявляет свою целенаправленность и активность, решает проблемы устойчивого развития и взаимо-

действия с внешней средой, и использует новые взаимосвязи, перехода тем самым из одного качественного состояния в другое.

Используя различные аспекты системного подхода к исследуемому объекту, можно достаточно полно раскрыть сущность и тенденции развития агротехнической сферы со множеством элементов, связей и отношений на уровне страны и ее регионов, показать интегральные качества агротехнической сферы. Все они - результат эволюционного преобразования статической системы в динамическую.

Рассмотрение многообразия связей агротехнической сферы способно объективно отражать ее развитие в виде общего процесса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.