Научная статья на тему 'Планирование новой техники как фактор развития высокотехнологического приборостроительного предприятия'

Планирование новой техники как фактор развития высокотехнологического приборостроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ / ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / THE PLANNING OF NEW EQUIPMENT DEVELOPMENT / ORGANIZATION THEORY / HIGH-TECH COMPANY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латынцева М. Б.

Рассматривается планирование новой техники исходя из современной концепции теории организации и особенностей среды, в которой действует высокотехнологическое приборостроительное предприятие. Описываются задачи и способы оценки результативности плана новой техники. На основе изучения порядка разработки и постановки на производство новой медицинской техники выделяются ключевые моменты плана и параметры конкурентоспособности новой техники, учет которых позволяет предприятию проводить активную производственную и сбытовую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The planning of new equipment development as a growth determinant of the hightech company

In the article the planning of new equipment development has been discussed through the modern concepts of organization theory and the features of the environment in which a high-tech company operates. The author describes the tasks of the planning and the ways to assess its effectiveness. The life cycle of the new medical equipment is used to highlight the key points of the plan and the determinants of new equipment competitiveness, which allows the company to facilitate its development through active production and marketing policies.

Текст научной работы на тему «Планирование новой техники как фактор развития высокотехнологического приборостроительного предприятия»

ЭКОНОМИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 239-243.

УДК 658.5 М.Б. Латынцева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПЛАНИРОВАНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматривается планирование новой техники исходя из современной концепции теории организации и особенностей среды, в которой действует высокотехнологическое приборостроительное предприятие. Описываются задачи и способы оценки результативности плана новой техники. На основе изучения порядка разработки и постановки на производство новой медицинской техники выделяются ключевые моменты плана и параметры конкурентоспособности новой техники, учет которых позволяет предприятию проводить активную производственную и сбытовую политику.

Ключевые слова: планирование новой техники, теория организации, высокотехнологическое приборостроительное предприятие, конкурентоспособность.

Действия фирмы сопряжены с неопределенностью как внешнего, так и внутреннего характера. Поэтому планирование - важнейшая функция на предприятии, создающем новую технику, ведь наравне с конкурентными преимуществами его деятельность влечет за собой больше рисков на всех этапах разработки и внедрения новой техники на рынок. Цель планирования - это адаптация, причем речь идет не только о реагировании на уже произошедшее, но и о предвосхищении перемен. Современная концепция теории организации предлагает адаптацию самой структуры предприятия, поскольку организация сегодня воспринимается и изучается как живая гибкая система. В качестве ее «атома» выступает экономический бизнес-процесс, имеющий конечного потребителя как вне, так и внутри фирмы, а упорядочение совокупности элементов происходит через их координацию.

Такой подход особенно актуален для высокотехнологического приборостроительного предприятия, которое осуществляет процесс срочного перевода открытий в изобретения (создание комплексов изобретений и ноу-хау); качественное оформление патентов на изобретения (проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - НИОКР); построение стратегии бизнеса и маркетинга (освоение результатов НИОКР, производство, ценообразование и продажа наукоемкой продукции на основе монопольной интеллектуальной собственности); выделение и распределение возвратного капитала.

Планирование новой техники (см. вкладку 1) на таком предприятии будет отличаться существенно, поскольку оно должно координировать деятельность горизонтальных (а не иерархических) управленческих структур, являющихся автономными звеньями. Они участвуют во внутрифирменном и межфирменном обороте, покупая и продавая товары и услуги, и объединяются едиными информационными сетя-

© М.Б. Латынцева, 2011

ми, финансовыми системами и предпринимательской культурой, имеют широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут оперативно вносить изменения в производство новой техники

Изучение процесса планирования на высокотехнологических предприятиях интересно еще и потому, что для современной экономики свойственно развитие инновационного типа, при котором конкурентоспособность предприятия зависит не столько от наличия факторов производства или источника инвестиций, сколько от способности использовать в своей деятельности достижений НИОКР. В подтверждение этому существует убедительная статистика. Так, в мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50 %. Весь объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет по данным 2004 г. 2 трлн 300 млрд долл. На долю США приходится 39 % этой продукции, на долю Японии - 30 %, Германии - 16 %. Доля России - всего 0,3 % [2].

Именно поэтому крайне важно, чтобы российские предприятия-новаторы в результате освоения собственных технологий создавали новую технику, которая более эффективно, чем ее аналоги, удовлетворяла определенную потребность, а в идеале не имела аналогов вовсе. Тогда как минимум в стране будет производиться конкурентоспособная импортозамещающая продукция и как максимум будет обеспечен высокий качественный уровень нововведений в отечественной промышленности, а также возможность открытия новых рынков сбыта, в том числе за рубежом.

Хотя по своей природе высокотехнологические приборостроительные предприятия имеют достаточный научный и технический потенциал для производства инновационной продукции, тем не менее высокотехнологический бизнес сталкивается с большим количеством проблем экономического и производственного характера.

и во всю систему отношений с потребителями. Появляется «принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки» [1].

Вкладка 1

В обширном исследовании, предпринятом журналом «Эксперт» в 2001 г. [3], а позже в аналитическом обзоре 2004 г. [2] были выявлены такие (свойственные для всего высокотехнологического бизнеса) экономические трудности, как недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, высокая стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск, длительные и неопределенные сроки их окупаемости, неразвитость рынка технологий и недостаточность правовой базы.

Среди наиболее ощутимых негативных производственных обстоятельств оказался собственный низкий инновационный потенциал предприятий и (как результат разрыва доперестроечных связей) недостаток информации о новых технологиях и кооперации между предприятиями.

Помимо этого, как показывает наше собственное исследование, каждая высокотехнологическая отрасль имеет дополнительные проблемы. Например, в медицинском приборостроении существует необходимость создания единого аккредитационного центра испытаний, который взял бы на себя функции различных ведомств и ускорил длительный и не всегда прозрачный процесс сертификации изделий медицинского назначения. Также стоит вопрос о необходимости удлинения сроков перерегистрации изделий как минимум до 10 лет. Кроме того, наблюдается отсутствие эффективной системы выделения и распределения так называемого возвратного капитала (части прибыли, которая должна возвращаться в предприятие для вознаграждения и финансирования работ по обновлению бизнеса).

Большинство названных проблем носят глобальный характер и должны ре-

Планирование новой техники - это:

особый вид управленческой деятельности, который обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников процесса создания новой техники; организация совокупности мероприятий (от исследований и разработок до маркетинга новой техники), направленных на появление продукта на рынке и получение компанией экономического эффекта;

комплексный процесс, в ходе которого разрабатываются, проводятся и контролируются этапы доведения научной идеи или технического изобретения до стадии коммерческого использования.

шаться на уровне государства. Тем не менее предприятие, создающее новую технику, в силах решить некоторые трудности самостоятельно, путем актуализации процесса планирования.

Так, в условиях жесткой конкуренции и ускоренной динамичности технологических отраслей производители новой техники должны за минимально короткий срок окупить вложенные средства и сделать инвестиции в разработку новой модели. А это действительно сложно, ведь большинство доведенных до производства новинок оказываются не востребованными рынком: на пути от НИОКР до серийного производства выживает не более

10 % весьма многообещающих разработок [4, с. 89]. Планирование новой техники должно так влиять на цикличность ее развития, чтобы период роста удлинялся, а длительность и глубина спада нивелировалась ростом усовершенствованной модели или новыми разработками предприятия.

Цель планирования новой техники -создание конкурентоспособного продукта, обеспечивающего конкурентоспособность всего предприятия. Для этого новая техника должна быть, во-первых, эффективным научно-техническим решением (отвечать комплексу требований, как то: правильность функционирования, удобство изготовления и эксплуатации, экономичность, безопасность и др.); во-вторых, эффективным экономическим решением (это означает, что предприятие имеет финансовые возможности поддерживать уровень качества новой техники и параллельно проводить исследования по улучшению ее характеристик и созданию новых продуктов, а платежеспособный потребитель заинтересован в этом продукте).

Главными количественными показателями результативности плана новой техники являются: высокая отдача от инвестиций; расширение спроса на продукт за рубеж. Качественные показатели - это соответствие целей плана новой техники задачам стратегического плана предприятия и высокий уровень новизны продукта.

При этом планирование новой техники подразумевает планирование всего процесса превращения новшества в конечный коммерческий продукт (см. вкладку 2). Отправной точкой процесса планирования новой техники являются целевые исследования, направленные на решение определенной научно-исследовательской проблемы. Далее планируется процесс по переносу результатов исследо-

ваний в область решения производственной и сбытовой проблемы, создание прототипа. Затем планируются работы по производству рыночно зрелой «нулевой серии» и планирование ее реализации.

Причем, в отличие от планирования новых товаров, такие факторы создания новой техники, как временной лаг между идеей новой техники и ее реализацией, высокая науко- и капиталоемкость, многоплановость работ, уже на стадии проектирования требуют вносить необходимые корректировки, повышающие достоверность плана, и учитывать возможность задержек, несвоевременности платежей, увеличения сметной стоимости новой техники, другие риски.

Итак, какие теоретические выводы можно сделать, исходя из состояния среды, в которой действует высокотехнологическое предприятие, и в результате изучения жизненного цикла новой техники? Что важно учитывать при ее планировании?

Во-первых, на стадии первоначального определения плана новой техники внимание должно быть сконцентрировано на рыночной потребности и степени ее удовлетворения, а не на решениях относительно вида окончательного продукта. То есть необходим анализ рыночного сегмента и его взаимосвязных характеристик: размера, допустимой цены, требований к технической эффективности и времени вывода новой техники. Продукт, в свою очередь, должен быть определен по своей эффективности, цене, дате появления. Все эти характеристики взаимосвязаны, следовательно, требуется процедура уточнения цели [5].

Дело в том, что основная причина провала новых разработок - их невостре-бованность рынком. Важно, чтобы предприятие реализовало стратегию “demand pull” (спрос диктует заказ на разработку новой технологии), а не стратегию “technology push” (собственные разработки главенствуют над потребностями рынка) [6, с. 130]. Причем в процессе разработки могут возникнуть и альтернативные решения. Последовательность решений должна быть такой: чего следует достичь, как это перевести в практическую плоскость; какие из альтернатив самые многообещающие? Только после исчерпывающего поиска и отбора наиболее привлекательной концепции проекта следует переключить внимание на технические детали и спецификацию программы работ.

Вкладка 2

Порядок разработки, постановки на производство и сертификации медицинской техники

1 ШАГ: Формирование технического задания на НИОКР.

2 ШАГ: Проведение НИОКР и макетирование изделия.

3 ШАГ: Опытно-конструкторские разработки (ОКР). Разработка конструкторской документа-

ции и проектов технической документации на опытный образец изделия.

4 ШАГ: Изготовление опытных образцов изделия (3 шт.), корректировка документации по ре-

зультатам изготовления изделия.

5-7 ШАГИ: Проведение государственных технических испытаний изделия.

Проведение токсикологических исследований изделия.

Проведение государственных медицинских испытаний изделия (на 3 базах испытаний).

С получением Актов по результатам каждого из испытаний.

8 ШАГ: Устранение замечаний по результатам государственных испытаний. Корректировка

конструкторской и технической документации.

9 ШАГ: Проведение испытаний по электромагнитной совместимости (по ГОСТ Р 502670.0).

10 ШАГ: Проведение экспертизы отчетов, актов, заключений, протоколов проведенных испы-

таний в Научном центре экспертизы средств медицинского применения Росздравнад-зора и Научно-экспертным советом по медицинским изделиям.

11 ШАГ: Устранение замечаний по результатам экспертизы.

12 ШАГ: Регистрация изделия в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и

социального развития. Получение Регистрационного удостоверения.

13 ШАГ: Изготовление установочной партии изделия (10 шт.).

14 ШАГ: Получение сертификата и знака соответствия (по ГОСТ Р 50460).

15 ШАГ: Серийный выпуск изделия.

Во-вторых, определение плана новой техники должно быть кратким и не должно ограничивать свободу коллектива в нахождении новых решений. Одновременно необходимо, чтобы оно содержало четко сформулированные цели, ориентиры по техническим, стоимостным параметрам и длительности разработки.

В-третьих, план новой техники должен быть адекватным объему, сложности, степени неопределенности, месту в портфеле проектов НИОКР и обеспечивать: оценку прогресса в решении каждой задачи, затрат и длительности работ; выявление тех задач, выполнение которых выпадает из графика, оценку последствий этого для общего хода работ; изменение плана относительно затрат и даты завершения проекта. При составлении плана новой техники необходимы четкие критерии успеха; методы оценки; графики выполнения (контрольные точки, ресурсы, кредитование, научно-техническое прогнозирование).

В-четвертых, следует учитывать, что конкурентоспособность новой техники зависит от успешного выполнения всех этапов длительного цикла ее создания, поэтому особое внимание должно уделяться стратегическим аспектам планирования. Длительность жизненного цикла новой техники зависит от времени выхо-

да на рынок. Цель - сокращение времени на НИОКР (на ранних стадиях проекта закладываются принципы - дата снятия продукта).

В-пятых, назначение новой техники подразумевает повышенные требования к ее качеству (другими словами, к техническим характеристикам как главным потребительским свойствам). И именно параметры качества новой техники являются отправной точкой при ее планировании. С одной стороны, на рынке находит реализацию техника, которая по комплексу качественных показателей превосходит аналоги, а цена продукции, с точки зрения потребителя, соответствует заложенному в нее уровню качества. С другой стороны, вопрос заключается в том, продукт какого технического уровня потребует данный рыночный сегмент? Избыточность параметров увеличит затраты на НИОКР и производство, а также время разработки и, следовательно, снизит прибыльность.

Важность соответствия параметров техники критериям качества актуальна и при планировании ее реализации, поскольку продвижение новой техники как товара промышленного назначения имеет ряд дополнительных отличий от продвижения потребительского товара. В частности, новая техника - это технически

сложный продукт, который выполняется, как правило, по индивидуальному заказу, имеет немногочисленную группу потребителей и существует на рынке монополистической конкуренции.

В-шестых, важно нивелировать трудности, связанные с эффективным распределением ресурсов. Необходимо, чтобы общая величина ресурсов в сфере НИОКР была относительно стабильна во времени. Ресурсы, используемые для создания новой техники достаточно специфические и невзаимозаменяемые. Они инвестируются либо в оборудование, имеющее фиксированную стоимость вне зависимости от того, используется оно или нет, либо в оплату труда персонала. Причем каждый проект требует различной комбинации этих ресурсов, а из-за неопределенности в проектах точное заблаговременное распределение ресурсов невозможно.

Помимо прочего, в процессе реализации плана новой техники от руководства требуется не только своевременное выделение ресурсов, но и гибкое реагирование, разрешение неожиданных проблем, корректировка плана, обеспечение коммуникаций, развитие лидерства и мотивации сотрудников.

Таким образом, план новой техники как фактор развития высокотехнологического приборостроительного предприятия имеет решающее значение для обеспечения конкурентоспособности его продукции. Уровень конкурентоспособности, как и экономическая целесообразность создания новой техники, определяется на стадии ее разработки и характеризуется следующими параметрами внешнего и внутреннего характера, детализируемыми в плане новой техники:

- собственные финансовые и производственные возможности предприятия, которые во многом определяются его размерами (малое научно-производственное предприятие и крупный научно-исследовательский институт имеют очевидные различия в функционировании, управлении, ресурсной базе) и накладывают существенные ограничения на уровень сложности производимой новой техники (малое научно-производственное предприятие, например, может создавать новую технику низкой и средней степени сложности);

- стоимость испытаний новой техники, конкретные требования к ее качеству, поскольку затраты на испытания и сер-

тификацию новой техники составляют существенную часть ее себестоимости;

- наличие аналогов, степень новизны новой техники и актуальность предлагаемого решения;

- наличие групп потребителей со схожей потребностью, но разным уровнем платежеспособности (например, медицинская техника для лечения в домашних и клинических условиях существенно различается по цене и техническим характеристикам).

На основе указанных параметров мы предлагаем включить в алгоритм планирования классификацию новой техники исходя из ее сложности, качества и стоимости испытаний. На наш взгляд, это позволит повысить точность определения конкурентной цены (как функции от стоимости испытаний/качества новой техники; степени новизны/отличия от конкурентной техники-аналога; актуальности предлагаемого техникой решения). Кроме того, используя модель «цена-качество» (разработанную для инновационных товаров и основанную на применении теории экономического равновесия) и спланировав дифференцированную стоимость новой техники, предприятие может создать ее портфель и спланировать обоснованный размер ее производства и сбыта, тем самым обеспечив высокий уровень собственной конкурентоспособности. Таким образом, планирование новой техники позволяет предприятию формировать активную производственную стратегию и удерживать различные сегменты рынка.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Акулов В. Б., Рудков М. Н. Теория организации [Электронный ресурс]. 1Ж_ : http://www.aup.ru.

[2] Яндиев М. И. Инновации в России : аналитический обзор [Электронный ресурс]. 1Ж_ : http://www.humanities.edu.ru.

[3] Инновационная политика и инновационный

бизнес в России // Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. Спец. вып. к Пятому Петербургскому экономическому форуму. 2001.

№ 15 (146). [Электронный ресурс]. 1Ж_ : http://www.council.gov.ru.

[4] Фасхиев Х. А. Как обеспечить конкурентоспособность нового товара? // Инновации. 2009. № 2 (124). С. 89-95.

[5] Гольдштейн Г. Я. Основы планирования и управления программами НИОКР [Электронный ресурс]. 1Ж_ : http://www.aup.ru.

[6] Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. М. : Высшее образование, 2007. 505 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.