Научная статья на тему 'ОТБОР И ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КЕРЛИНГИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ'

ОТБОР И ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КЕРЛИНГИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЁРЛИНГ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ / САМОКОНТРОЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ТОЧНОСТЬ БРОСКА / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ВОСПИТАНИЕ / CURLING / TRAINING PROCESS / TRAINING EFFECT / SELF-CONTROL / PSYCHOLOGICAL STABILITY / THROW ACCURACY / SPORTS GAMES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Дмитрий Витальевич, Димитров Ирина Леонидовна

В настоящий момент кёрлинг набирает все большую популярность в России, возрастает конкуренция, в связи с этим повышаются требования к подготовке спортсменов-юниоров. При этом тема подготовки керлингистов в российской научной публицистике еще недостаточно раскрыта, а процесс отбора детей в секцию и вовсе не рассматривается. Кёрлинг - спорт, в котором наиболее важными для спортсмена являются такие характеристики как: точность, стабильность, координация, психологический самоконтроль. В данной статье предложена методика отбора детей в секцию по керлингу, а также схема тренировочного процесса с учетом различных способов развития физиологических и психологических характеристик у спортсменов-керлингистов на начальном этапе подготовки. В ходе исследования проблемы было предложено разделить тренировочный процесс на три составляющие. Решена проблема психологической стабильности и повышения точности выполнения бросков за счет применения методов психотехнологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев Дмитрий Витальевич, Димитров Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION AND CONSTRUCTION OF THE TRAINING PROCESS OF CURLERS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Now, curling is gaining popularity in Russia, competition is increasing, and in this regard, the requirements for the training of the junior athletes are increasing. At the same time, the topic of training curlers in the Russian scientific journalism has not yet been sufficiently disclosed, and the process of selecting children for the section is not considered at all. Curling is a sport in which the most important characteristics for the athlete are accuracy, stability, coordination, and psychological self-control. This article offers the method for selecting the children in the curling section, as well as the scheme of the training process, considering the various ways of developing the physiological and psychological characteristics of the curling athletes at the initial stage of training. During the study of the problem, it was proposed to divide the training process into three components. The problem of psychological stability and improving the accuracy of the execution of throws using psychotechnological methods is solved.

Текст научной работы на тему «ОТБОР И ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КЕРЛИНГИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ»

ляет значительно увеличить доходы спортсмена на карьерном этапе и обеспечить его посткарьерное будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грошев, И.В. Аналитика современных дефиниций и подходов к пониманию сущности бренда / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Экономика. - 2013. - № 4. - С. 94-104.

2. Изаак, С.И. Профессиональный спортсмен как объект маркетинга / С.И. Изаак // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020. - № 2 (136). - С. 92-96.

3. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 848 с.

4. Паршикова, Н.В. Россия - спортивная держава: история и современность / Н.В. Паршико-ва, С.И. Изаак, Г.В. Коваленко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 3-5.

5. Черник, Н.Ю. Основные подходы к определению категории «бренд» / Н.Ю. Черник // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2012. - № 4. - С. 36-42.

REFERENCES

1. Groshev, I.V. and Krasnoslobodtsev, A.A. (2013), "Analytics of modern definitions and approaches to understanding the essence of the brand", Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Economics, No. 4, pp. 94-104.

2. Izaak, S.I. (2020), "Professional athlete as a marketing object", Marketing in Russia and abroad, No. 2 (136), pp. 92-96.

3. Kotler, F. and Keller, K.L. (2018), Marketing Management, Peter, St. Petersburg.

4. Parshikova, N.V., Izaak, S.I. and Kovalenko, G.V. (2019), "Russia - sports power: history and modernity", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 3-5.

5. Chernik, N.Yu. (2012) "The main approaches to the definition of the category "brand"", Bulletin of the Belarusian State University of Economics, No. 4, pp. 36-42.

Контактная информация: e-sepp@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2020

УДК 796.96

ОТБОР И ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КЁРЛИНГИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Дмитрий Витальевич Исаев, студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва; Ирина Леонидовна Димитров, кандидат экономических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В настоящий момент кёрлинг набирает все большую популярность в России, возрастает конкуренция, в связи с этим повышаются требования к подготовке спортсменов-юниоров. При этом тема подготовки керлингистов в российской научной публицистике еще недостаточно раскрыта, а процесс отбора детей в секцию и вовсе не рассматривается. Кёрлинг - спорт, в котором наиболее важными для спортсмена являются такие характеристики как: точность, стабильность, координация, психологический самоконтроль. В данной статье предложена методика отбора детей в секцию по керлингу, а также схема тренировочного процесса с учетом различных способов развития физиологических и психологических характеристик у спортсменов-керлингистов на начальном этапе подготовки. В ходе исследования проблемы было предложено разделить тренировочный процесс на три составляющие. Решена проблема психологической стабильности и повышения точности выполнения бросков за счет применения методов психотехнологии.

Ключевые слова: кёрлинг, тренировочный процесс, тренировочный эффект, самоконтроль, психологическая стабильность, точность броска, спортивные игры, воспитание.

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p137-141

SELECTION AND CONSTRUCTION OF THE TRAINING PROCESS OF CURLERS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Dmitry Vitalievich Isaev, the student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow; Irina Leonidovna Dimitrov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

Now, curling is gaining popularity in Russia, competition is increasing, and in this regard, the requirements for the training of the junior athletes are increasing. At the same time, the topic of training curlers in the Russian scientific journalism has not yet been sufficiently disclosed, and the process of selecting children for the section is not considered at all. Curling is a sport in which the most important characteristics for the athlete are accuracy, stability, coordination, and psychological self-control. This article offers the method for selecting the children in the curling section, as well as the scheme of the training process, considering the various ways of developing the physiological and psychological characteristics of the curling athletes at the initial stage of training. During the study of the problem, it was proposed to divide the training process into three components. The problem of psychological stability and improving the accuracy of the execution of throws using psychotechnological methods is solved.

Keywords: curling, training process, training effect, self-control, psychological stability, throw accuracy, sports games, education.

Одним из важнейших факторов успешной подготовки спортсменов-керлингистов является грамотный отбор детей, рассмотрим данный процесс более подробно. Для начала необходимо выбрать оптимальный канал поиска потенциальных спортсменов-керлингистов, а также определить оптимальный возраст для начала тренировок. Наиболее приемлемый возраст для эффективного освоения керлинга - 12-14 лет. Такой «поздний» возраст в сравнении с другими видами спорта объясняется тем, что: во-первых, кер-линг предполагает понимание тактики и стратегии ведения игры, которая играет существенную роль в достижении конечного результата - выигрыша, во-вторых, у детей до 12 лет могу возникнуть трудности в освоении основного снаряда (камня). Вес камня для керлинга составляет 19,36 килограммов, что является достаточно тяжелой нагрузкой для детей до 12 лет, особенно для детей с плохой физической подготовкой.

Также данный возраст является оптимальным исходя из исследований кандидата медицинских наук Э. Г. Булич, которая установила, что у детей в возрасте с 11 до 14 лет быстрее развивается тренировочный эффект в отличие от детей более старшего возраста и взрослых (таблица 1).

Таблица 1 - Особенности развития т ренировочного эффекта в разном возрасте

Возраст, годы Количество тренировок, необходимых для повышения работоспособности на 10% Длительность периода неблагоприятных ощущений Выраженность последующего тренировочного эффекта, %

11-14 3-4 Не более одного дня 50-90

18-20 5-6 1-2 дня 30-35

41-45 9-12 2-4 дня 16-20

60-69 14-18 4-5 дней 12-15

Поскольку важнейшими характеристиками спортсмена-керлингиста являются точность, аналитическое и стратегическое мышление, искать потенциальных керлингистов необходимо в первую очередь в классах с физико-математическим уклоном, а также в общеобразовательных классах среди детей, которые интересуются точными науками. Так как керлинг предполагает «расчет ходов на шаг вперед», определение скорости камня, линии движения и траектории его отскока при контакте с другим камнем, находящимся в игровой зоне. Выбирая для тренировок детей с предрасположенностью к точности, логическому мышлению и аналитическим складом ума, повышается вероятность того, что

именно этот ребенок покажет в дальнейшем высокие результаты. Особенно такой отбор будет актуален для воспитания капитана команды.

Также высокий спортивный результат показывают дети, которые пришли в керлинг после занятий иным видом спорта и по каким-либо вынужденным причинам (например, травма) завершили спортивную карьеру в раннем возрасте. Особенно выдающиеся результаты показывают спортсмены, которые до перехода в секцию керлинга занимались фигурным катанием, гимнастикой, танцами. Это связанно с тем, что у таких спортсменов уже есть хорошая гибкость суставов, а также хорошо развита координация, что помогает им быстрее освоить керлинг.

После сегментированного отбора спортсменов начинается самый главный этап в подготовке спортсмена - тренировочный процесс. Тренировочный процесс в керлинге можно подразделить на три составляющие: тренировки на льду (отработка техники слай-динга и свипинга), теоретическо-тактические занятия, общая физическая подготовка (ОФП). Часовая нагрузка на начальном этапе подготовки должна распределяться следующим образом.

1. Тренировка на льду - 3-4 занятия в неделю по 2 часа.

На льду отрабатывается техника слайдинга - скольжения по льду в положении «выпада». Отработка техники слайдинга самый долгий и трудоёмкий процесс в керлинге, который занимает несколько лет: у спортсмена должна выработаться так называемая «мышечная память». От того, насколько качественно и грамотно поставлена техника тренером, зависит стабильность и точность выполнения броска спортсменом. Существуют различные техники слайдинга, но в целом их можно классифицировать в зависимости от положения на льду скользящей стопы: выезд «на носке» и выезд с опорой на полную стопу. Вторая техника является более предпочтительной, поскольку меньше травмирует колено и подходит для любого спортсмена ввиду её более простой реализации. Техника свипинга оттачивается быстрее, чем техника слайдинга, но также требует грамотного подхода тренера. Спортсмен должен быть сразу приучен к правильному положению рук на щетке и координации движений в зависимости от желаемой траектории движения камня.

2. Теоретическо-тактическая подготовка - 1-2 часа в неделю.

В отличие от других видов спорта теоретическая составляющая в подготовке спортсмена-керлингиста является одной из самых главных задач тренера. Вся игра строится на принятии решений, тактике и стратегии, поэтому для достижения высокого результата керлингисты (особенно капитан) должны уметь строить тактику и стратегию на протяжении всей игры, учитывая при этом особенности конкретного льда.

3. ОФП - 2 занятия по 1,5 часа в неделю.

Помимо развития различных групп мышц упор должен делаться на повышение выносливости спортсмена (бег на дальние дистанции, статические упражнения), поскольку игра длится минимум 2 часа, и на многих соревнованиях, как правило, проводятся две игры в день. Также упор необходимо делать на мышцы ног, поскольку основная нагрузка приходится именно на них. Спортсмен со «слабыми» ногами не сможет выполнить качественный слайдинг.

Основной целью тренировочного процесса в условиях СШОР является подготовка спортсмена к соревнованиям регионального, российского и мирового уровня. Однако часто бывает так, что на тренировках спортсмен демонстрирует высокие результаты, а на важных соревнованиях терпит неудачу. Для того, чтобы улучшить результат спортсмена на соревнованиях, необходимо повысить уровень его психологической стабильности и надежности, а также вовремя вывести его на пик спортивной формы.

Психологическая стабильность керлингиста - это способность выполнять технические и тактические элементы на определенном заданном уровне в соревновательных условиях. В керлинге для того, чтобы понять, насколько психологически стабилен

спортсмен, используется статистика выполнения бросков каждого игрока команды за всю игру. Спортсмены мирового уровня выполняют точно 80-90% бросков за игру. Для того, чтобы команда показала высокий результат на соревнованиях, уровень выполнения бросков должен находиться в пределах 70-100%. При этом стоит понимать, что керлинг - командный вид спорта, и для достижения спортивного результата необходимо, чтобы каждый игрок команды выполнял свои броски в пределах значений, указанных выше. Если хотя бы один игрок нестабилен во время тренировочного процесса, то ни он сам, ни тренер не могут понимать, как команда поведет себя в соревновательных условиях. А поскольку в период соревнований на спортсмена оказывается определенное психологическое давление, результат может быть еще хуже, чем на тренировке.

В соревновательных условиях количество попыток выполнения броска ограничено, так, если игра длится 8 эндов, каждый игрок выполняет по 2 броска в энде (периоде). Всего за игру игроком выполняется 16 бросков, притом уровень точности выполнения бросков должен составлять 70-90%. Но сложность возникает в том, что во время тренировочного процесса спортсмены не ограничены в количестве попыток выполнения броска, в то время как в соревновательных условиях количество попыток всегда ограничено. Таким образом, для того чтобы повысить психологическую стабильность спортсменов в соревновательных условиях, необходимо проводить тренировки на принципе ограничений.

Принцип ограничений заключается в том, что с каждым последующим заданием общее количество попыток выполнения уменьшается, и к последнему заданию попытки сокращаются до количества попыток, выполняемых в соревновательных условиях [1]. В керлинге количество таких попыток в одном энде равно двум для каждого игрока. Далее для примера рассмотрен тренировочный процесс для игрока, выполняющего броски на втором номере. Как правило, второй номер выполняет в основном выбивающие броски. Задание 1 - выполнить 7 из 10 выбивающих бросков «clear», задание 2 - выполнить 6 из 8 выбивающих бросков «clear», задание 3 - выполнить 4 из 6 выбивающих бросков «clear», задание 4 - выполнить 3 из 4 выбивающих бросков «clear» две серии подряд, задание 5 - выполнить 2 из 2 выбивающих бросков «clear» две серии подряд. При этом важно установить еще одно ограничение: переход к следующему заданию возможен только после выполнения текущего задания на 2-3 тренировках подряд. По такому же принципу можно построить выполнение других видов бросков с учетом функциональных ролей и особенностей каждого игрока команды.

Исход игры в керлинге решает капитан, выполняя свои последние два броска в каждом энде. Поэтому для капитана должен формироваться особый процесс подготовки. Капитана необходимо научить принимать и осознавать риск. На основе изложенной выше методики для капитана необходимо реализовать принцип «одной попытки». Необходимо выстроить максимально сложную ситуацию на игровом поле и дать капитану выполнить последним бросок высокого уровня сложности. Регулярное повторение стресс-сценариев для капитана позволяет сформировать его психологическую надежность для выступления на соревнованиях.

Итак, для того, чтобы подготовить спортсмена-керлингиста высокого уровня, необходимо построить грамотную систему отбора и систематически-построенный тренировочный процесс с тремя составляющими: тренировка на льду, ОФП, теоретическо-тактическая подготовка. Повышение стабильности и точности выполнения бросков предлагается за счет внедрения в тренировочный процесс методик психотехнологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малкин, В. Р. Психотехнологии в спорте : учебное пособие / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогале-ва. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2013. - 94 с.

REFERENCES

1. Malkin, V.R. and Rogaleva, L.N. (2013), Psychotechnologies in sports: studies manual, publishing house Ural University, Yekaterinburg.

Контактная информация: irina_dimitrov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2020

УДК 796.035

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОНДИЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ МУЖЧИН ВТОРОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО

ВОЗРАСТА

София Сергеевна Кованова, аспирант, Шуйский филиал Ивановского государственного

университета

Аннотация

По данным исследований во второй периоде зрелого возраста у мужчин прогрессируют имеющиеся заболевания и к 45-50 годам имеются те или иные проблемы в состоянии здоровья, особенно со стороны опорно- двигательного аппарата. В тоже время второй период зрелого возраста характеризуется оптимальным состоянием ведущих органов и систем, пиком карьерного роста, переосмыслением ценностей и высокой нагрузкой. Исследователи все больше обращают внимание на комплексный подход в составлении оздоровительно - тренировочных программ, которые бы включали в себя как разнообразные целевые блоки, так и оказывали направленное воздействие на структурные нарушения. Материалы. В статье представлены результаты исследования мужчин 3555 лет, занимающийся в фитнес клубе SKFITNESS. Материалы тестирования послужили ориентирами для составления и разработки комплексной оздоровительно- кондиционной тренировки мужчин второго периода зрелого возраста. Методы исследования. Анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования, опрос (анкетирование, беседы), сбор анамнеза, антропометрические изменения (рост, вес), определение типа телосложения, калиперометрия, проба Руфье, измерение артериального давления, частоты сердечных сокращений, проба Штанге, показатель реакции сердечных сокращений, метод контрольных упражнений, система тестов на выявление структурно-функциональных нарушений позвоночника, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика комплексной фитнес-тренировки мужчин второго периода зрелого возраста, имеющими структурно- функциональные нарушения которая включает в себя четыре тематических блока физических упражнений: функциональный, силовой, коррекционно-профилактический и релаксационный. применяемая с учетом структурно-функциональных нарушений позвоночника и суставов на мужчинах второго периода зрелого возраста. Заключение. Экспериментальная методика способствовала снижению болевых синдромов в шейном, грудной, поясничных отделах позвоночника, вызванных мышечными зажимами и функциональными блоками, способствовала улучшению подвижности суставов и суставных поверхностей, нормализации состояния кардиореспираторной системы, повышения уровня физической подготовленности и нормализации параметров телосложения мужчин второго периода зрелого возраста.

Ключевые слова: мужчины периода зрелого возраста, оздоровительная тренировка, комплексная фитнес-тренировка, структурно-функциональные нарушения позвоночника

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p141-147

CONTENTS AND METHODOLOGY OF COMPREHENSIVE CONDITIONING TRAINING FOR MEN OF THE SECOND PERIOD OF ADULTHOOD

Sofia Sergeevna Kovanova, the post-graduate student, Shuya branch of Ivanovo State University

Abstract

The research has shown that among the men of the second period the diseases are in progress and by 45-50 years there are violations of muscular-skeletal system. At the same time, the second period of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.