Научная статья на тему 'ОТ «ЖЕМЧУЖИНЫ КАЗАНИ» ДО СЕННОГО БАЗАРА – ОБЪЕКТЫ ASG В ЭКСКУРСИОННОМ МАРШРУТЕ «КАЗАНЬ ЧАЙНАЯ»'

ОТ «ЖЕМЧУЖИНЫ КАЗАНИ» ДО СЕННОГО БАЗАРА – ОБЪЕКТЫ ASG В ЭКСКУРСИОННОМ МАРШРУТЕ «КАЗАНЬ ЧАЙНАЯ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экскурсионный маршрут / чайная промышленность / Казань / традиции / культурное наследие / excursion route / tea industry / Kazan / traditions / cultural heritage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулхакова Айслу

в статье обосновывается возможность организации экскурсионного маршрута «Казань чайная», способного объединить здания Инвестиционной группы компаний ASG в историческом центре и являющегося продолжением в ХIХ-ХХ веках Великого шелкового пути – одного из мировых туристских брендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article proves the possibility of organizing the excursion route «Tea Kazan», which is able to unite the buildings of the ASG investment corporate group in the historical center and which is a continuation in the XIX-XX centuries of the Great Silk Road, one of the world tourist brands.

Текст научной работы на тему «ОТ «ЖЕМЧУЖИНЫ КАЗАНИ» ДО СЕННОГО БАЗАРА – ОБЪЕКТЫ ASG В ЭКСКУРСИОННОМ МАРШРУТЕ «КАЗАНЬ ЧАЙНАЯ»»

ОТ «ЖЕМЧУЖИНЫ КАЗАНИ» ДО СЕННОГО БАЗАРА - ОБЪЕКТЫ ASG В ЭКСКУРСИОННОМ МАРШРУТЕ «КАЗАНЬ ЧАЙНАЯ»

АБДУЛХАКОВА Айслу, д.и.н., профессор Казанского государственного института культуры

Аннотация: в статье обосновывается возможность организации экскурсионного маршрута «Казань чайная», способного объединить здания Инвестиционной группы компаний ASG в историческом центре и являющегося продолжением в Х1Х-ХХ веках Великого шелкового пути - одного из мировых туристских брендов.

Ключевые слова: экскурсионный маршрут, чайная промышленность, Казань, традиции, культурное наследие.

Abstract: the article proves the possibility of organizing the excursion route «Tea Kazan», which is able to unite the buildings of the ASG investment corporate group in the historical center and which is a continuation in the XIX-XX centuries of the Great Silk Road, one of the world tourist brands.

Keywords: excursion route, tea industry, Kazan, traditions, cultural heritage.

Караванная дорога «Великий шелковый путь» - самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества, связывавший Восточную Азию со Средиземноморьем, - сегодня является актуальным туристическим брендом.

Сам термин был введен немецким географом бароном Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году. В XVII-XX веках этот путь отчасти повторился в китайско-российском чайном пути - пути транспортировки китайского чая в Россию. Начинался этот путь в районе современного китайского города Ухань, далее проходил через китайские провинции Хубэй, Хэнань, Шань-си, автономный район Внутренняя Монголия и российские города Иркутск, Новосибирск, Москву и Санкт-Петербург. Он был одним из главных экономических и культурных каналов на евразийском континенте. Чай в то время являлся одним из важнейших предметов

торговли, поэтому путь, связывавший Китай и Россию, был назван Великим чайным путем» [8, с.47].

Экономическая и культурная значимость данного маршрута не

утрачена и сегодня. В 2013 году лидер КНР Си Цзинь Пин сообщил о новом проекте «Шелковый путь», суть которого заключается в деятельности по таким направлениям,

Дом Александрова (ул. К.Маркса, 18)

как научно-техническое, туристическое, информационное, торговое взаимодействие, а также энергетика и транспорт. В рамках данного проекта значение приобретают трансграничные туристические маршруты [1].

В связи с тем, что в последнее время наблюдается рост потока иностранных туристов в Россию, и прежде всего из восточных стран, в том числе из Китая, маршрут получил новый импульс. В июне 2015 года в Уфе на трехстороннем совещании в рамках саммита БРИКС был предложен запуск туристического поезда в рамках Великого шелкового пути, сама идея данного проекта возникла еще в конце XX века [10].

Хотя Казань пока не вошла в число регионов-участников проекта, среди которых Республика Бурятия, Иркутская, Тюменская, Свердловская области, Пермский край, она может предложить много интересного многочисленным гостям третьей столицы. Казань, исторически имеющая непосредственное отношение к Великому шелковому пути, может занять свое место в реализации данного проекта, в частности, в формате городских туристических маршрутов, которые она способна предложить в широком ассортименте.

Среди множества видов экскурсионных маршрутов наибольшую популярность получили тематические, традиционно посвященные истории, культуре, природопользованию. Исходя из этого, их подразделяют на исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические).

Александровский пассаж (ул. Кремлевская, 17/22)

Пир ыекуеетБ

Дом Александрова (ул. К.Маркса, 18) - Александровский пассаж (ул. Кремлевская, 17/22) - Баумана 40 - Гостиница «Амур» (ул.Московская, 70) - Татарстан 10 - Тукая 81, 85 и 84-86

Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий [14]. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-крае-ведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические; историко-биогра-фические [14].

Создание любого экскурсионного маршрута - сложный и длительный процесс. Для оценки объектов, которые потенциально могут быть в него включены, рекомендуются следующие критерии: познавательная ценность; известность (т.е. популярность памятника среди населения); необычность (экзотичность) объекта (т.е. особенность, неповторимость памятника, которая может быть связана с «легендой объекта»: историческим событием, которое произошло в данном здании или на данном месте» [11, с. 55].

В качестве экскурсионных объектов в исторической городской среде могут выступать: памятники архитектуры и градостроительства - ар-

хитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей; памятники городской археологии (руинированные объекты, экспедиционные раскопы); памятники монументального, декоративно-прикладного или садово-паркового искусства; памятники природы, в том числе отдельные деревья, реликтовые растения и т.п.; памятные места - места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства [цит. по :8, с. 56].

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

№4 (20) 2017

Доходный дом Иванова (ул. Баумана, 40)

Продолжительность экскурсии зависит от цели, темы, аудитории и количества обозреваемых объектов. Количество объектов тематической экскурсии, как правило, меньше, чем в обзорной городской экскурсии, и по времени она составляет полтора-два часа. Маршрут экскурсии строится так, чтобы было удобно и последовательно раскрыть тему, что в свою очередь зависит от места расположения объекта, транспортных возможностей, наличия площадок для осмотра и др. Исходя из всех этих особенностей может быть выбран определенный принцип построения маршрута: хронологический, тематический, те-матико-хронологический, географический [11, с. 19].

При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются следующие обязательные требования:

1. маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой, не контрастировали друг с другом;

2. экскурсионный маршрут должен быть компактным (переезд или переход между объектами не должен превышать 10-15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса);

3. должны отсутствовать или быть минимизированы повторные проезды или проходы по одному и тому же участку маршрута («петли»);

4. при составлении маршрута должна учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта;

5. наконец, на маршруте желательно наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств [14].

По мнению А. Сорокина, «экскурсия по сути своей является своего рода математическим объектом: «экскурсия - это граф», то есть это совокупность размещённых на плоскости-карте точек-объектов, соединённых рёбрами-векторами в определённой тематической и пространственной последовательности. От этого абстрактного образа можно легко придти к идее возможности материализации этого образа путём нанесения маршрута обзорной либо тематической исторической экскурсии для горожан и гостей города на улично-дорожную сеть «цветными» линиями - разметкой и «малыми» архитектурными формами, в том числе рекламными конструкциями» [14].

Большинству предъявляемых требований соответствует маршрут «Казань чайная», пролегающий в историческом центре Казани.

История чая связана с одной из основных фигур китайской философии, божественным прародителем всего китайского народа Шэнь Нуну (что означает «божественный землепашец»). Именно он научил людей выращивать различные полезные растения, помогал людям лечить недуги, собирал для этого травы. Легенда гласит, что однажды Шэнь Нуну, отравившийся неизвестным растением, вылечил себя не знакомым тогда растением (чаем), который помог ему исцелиться. Так китайцы приобщились к чаю. В древности чай был напитком богатых людей, позже он получил распространение среди широких слоев населения.

С VII- Х веков начала развиваться китайская чайная церемония -одна из самых таинственных в мире.

Чай для китайцев не просто напиток, это мудрое растение, которое заряжает человека энергией. С годами выработались некоторые требования к чайной церемонии, а именно -особые требования к воде, музыке, беседе при употреблении чая, внутреннему состоянию собравшихся и, наконец, к интерьеру.

Впервые в России чай появился в 1638 году, это был подарок царю Михаилу Федоровичу от монгольского хана Алтына Омбо-Эрдени. Чай был большой редкостью, это сегодня, в период его повсеместного распространения, кажется, что напиток этот был в России всегда [15, с. 145].

В первой половине XVIII века гораздо более распространённым напитком являлся кофе, если в записках современников встречается чай, то всегда только вместе с кофе, одним словосочетанием «угощали чаем и кофеем», а вот кофе может упоминаться отдельно.

В середине XVIII века культура потребления чая только складывается, например, князь Шаховской, описывая сцену отправки Миниха в ссылку, пишет о супруге, которая, одетая по-дорожному, отправлялась в путь, держа в руке «чайник с прибором» [15], таким словосочетанием обозначали самовар.

Именно с 40-х годов этого века употребляется понятие самовара, он был принадлежностью очень немногих домов и делали его по образцу английских «чайных урн». Они представляли собой съемное шарообразное тулово с впаянной в него конусовидной трубой, служившей для тяги, устанавливались на поддон с жаровней для углей в виде цилиндра с отверстиями [15, с. 362]. И все-таки до конца XVIII века импорт кофе в Россию в разы превышал ввоз чая.

Одной из причин этого являлось то, что торговля с Китаем развивалась неравномерно: периоды оживления сменялись временами спада, причем организация торговли была специфичной, караваны отправлялись один раз в несколько лет, соответственно товар поступал большими партиями, но нерегуляр-

Музейные технологии 39

но. Значительная часть чая так и оставалась в Сибири, чем объясняется его более широкое, нежели в европейской части империи, распространение.

При этом кофе был значительно дешевле чая, еще при Елизавете Петровне фунт чая стоил в среднем полтора рубля против цены кофе в 36 копеек. Немалую роль играла и ориентация императорского двора, российские самодержцы или были уроженцами германских княжеств, или ориентировались на вкусы Германии и Голландии, где было засилье кофе.

Поступление чая из Китая шло через Сибирь и не могло миновать Казань. Казань сумела закрепиться на китайском рынке, средоточие которого было в центре меновой торговли на реке Кяхте в Забайкалье. Кяхтинская ярмарка проходила осенью с тем, чтобы по зимней дороге доставить товар по назначению. В европейскую часть страны везли чай по маршруту Кяхта-Иркутск-Тюмень-Казань-Москва.

Долгое время первое место в экспорте Китая составлял чай, в 1792 году, когда государственная монополия на торговлю чаем в Кяхте была ликвидирована, чайная коммерция получила бурное развитие. С этого года торговлю с Китаем поставили под контроль группы компаньонов, которые регулировали цены. И сразу же верх взяли московские, казанские,тульские, вологодские купцы, именно их представители по одному от

компании регулировали цены на кяхтинском, а значит, и общероссийском, чайном рынке.

Исторически близкая к «северным мусульманам» русская культура, по мере вестернизации, стала активно приобщать российских мусульман к достижениям европейской цивилизации. Высокий уровень социокультурных взаимодействий в Поволжье и Приура-лье определил распространение элементов европейской культуры среди единоверцев. Вместе с тем процессы европеизации жизни российских мусульман развивались в русле общей модернизации мусульманского мира, со странами которого поддерживались интенсивные контакты» [3, с. 146]. Вследствие этого чай занял значительное место в культуре татарского народа. В культуре татарской кухни «прописались» разные напитки. В них отголоски влияния местных природных и климатических, социальных и экономических условий, национальных традиций и вкусов, а также кухни других народов. При этом чай на особом счету, без него не обходится ни праздник, ни будни. Пили чай с лимоном, пастилой, яблоками, сухофруктами, в большем употреблении был плиточный чай. В XIX веке чаепитие вошло уже в каждый татарский дом [12]. «В пореформенное время значительно поменялся стол для татарского чаепития. Если раньше для приготовления многих сладких блюд требовался мед, то в конце

XIX - начале ХХ века вместо него стали использовать сахар. Кроме того, сахар употребляли в чистом виде как лакомство..... Кроме сахара для чаепития татары охотно покупали и конфеты» [2, с. 142].

В конце 1850-х годов в Казань ввозилось чая на 1,98 млн рублей серебром, а вывозилось на 1,8 млн. Чаем торговали такие известные купеческие фамилии, как Азимов, Утямышевы, Аитовы, Апанаевы и, особенно, С. Александров, которому принадлежала российская монополия на торговлю кирпичным чаем. «В 1894 году казанский предприниматель, купец первой гильдии А.Я. Сайдашев учредил в Казани торгово-промышленное товарищество на паях «А. Сайдашев с сыновьями». Его основной капитал определялся в 500 тыс. рублей и был разделен на 500 паев по 1000 рублей каждый. Целью товарищества объявлялось развитие стекольного производства и чайной торговли в Казани и других городах империи» [4, с.180].

В России начала ХХ века были известны чаеторговые фирмы, такие как «Василий Перлов с с-ми», товарищество «Караван», Торговый дом «Высоцкий и Ко», товарищество «Преемники А. Губкина, Кузнецов и Ко», которые имели свои представительства и в г. Казани [13].

К сожалению, большая часть домов, связанных с чайными традициями, на сегодняшний день утрачена. Например, чайный магазин товарищества «Караван» был

Гостиница «Амур» (ул.Московская, 70)

Открытка «Татарская чайхана» 1888 год

Татарстан, 10

расположен на Гергиевской улице в доме Вараксина (ныне на месте этого дома расположена гостиница «Татарстан»). Магазин торгового дома «Высоцкий и Ко» ранее находился в доме Марьямбану Ибрагимовны Шамиль (сегодня в этом месте находится «Дом татарской кулинарии»). «На Булаке в доме Кабатовых размещался магазин известной на всю Россию фирмы Алексея Швецова.

Как свидетельствует историк Р.Р. Салихов, татарская чайная торговля сосредоточивалась ближе к Сенной площади, за исключением магазина крупного чаеторговца Ахметхяна Яхьича Сайдашева. Его магазин был расположен в доме Бренинга на ул. Проломной. Современники прозвали его «чайным королем». А. Сайдашев торговал также сахаром, стеклом. Известно, что он на свои деньги обустроил электрическое освещение на улицах Старо-Татарской слободы, принимал непосредственное участие в

Дом купца Апанаева

строительстве медресе «Мухамма-дия» и содержал приют для обездоленных [13].

На Сенной, в доме Усманова находился магазин «Ибрагимова Сыновей и Шмуратова», в доме Юнусо-ва на той же улице торговал чаем Исмагил Мухаметгарифович Утя-мышев. На Сенной же была чайная торговля Абдрахмана Ахмерова.

Из русских чаеторговых фирм следует упомянуть фирму Василия Унженина и торгового дома «Наследники Савиных и Шмелев» (ул. Кремлевская, 15, ныне гостиница Джузеппе) [13].

Среди монополистов в торговле чаем следует отметить С.Е. Александрова, который известен тем, что с середины 50-х годов торговал «кирпичным» чаем. После смерти его дело продолжил В.Н. Унженин [5]. На дочери крупнейшего чаеторговца С.Е. Александрова Людмиле женился И.И. Алафузов - известный казанский предприниматель, которому принадлежали «Товари-

щество Казанского кожевенного завода на паях», фирма «С.Е. Александров и И.И. Алафузов в Казани».

По истории чайной торговли можно изучать экономическое развитие России второй половины Х!Хвека. Длительное время чай был своеобразным денежным эквивалентом. Так, он не только держал первенство на Нижегородской ярмарке по объему выручаемых средств, сам ярмарочный торг не считался начавшимся, пока оптовики не продадут чай. От стоимости чая зависела цена на кожи, пушнину, ткани и другой так называемый «красный» товар для торговли с Китаем и Сибирью. Между первым и пятым августа все внимание купечества было устремлено на китайские ряды, где решался вопрос о чае, что могло коренным образом повлиять на доходы рыбников, хлеботорговцев, мыловаров, свечников и т.д.

С 1855 года в Кяхте чай стал продаваться за деньги, что вызвало спад промышленного производства, ориентированного на Сибирь и Китай. А отмененный запрет на ввоз чая морем привел к рентабельности менее дорогого кантон-ного чая, к тому же он поступал в страну круглогодично. Чтобы выдержать конкуренцию, торговцы, связанные с Кяхтой, стали отправлять караваны внутрь Китая для закупки товара из первых рук. Наиболее предприимчивые даже завели в Китае чайные плантации и основали фабрики по переработке сырья. Первыми чайными

Тукая, 84-86

Тукая, 81-83, 85-87

Номера Михайлова (ул. Лобачевского, 3/24) -кульминационная точка экскурсионного маршрута «Казань театральная», состоявшегося 22.08.2015 года. Сегодня это здание ASG -единственный дом, который связан с именем Василия Качалова

промышленниками стали выходцы из Казани и городов Казанской губернии Н. Иванов, Г. Окулов, И. Токмаков. Предпринятые ими меры позволили снизить цены на кяхтинский чай, и на Нижегородской ярмарке он держал первенство, а Казань сохранила ведущие позиции в чайной торговле России. В 1870-е годы местные купцы ввезли в Казань разных сортов чая на сумму более пяти млн рублей серебром, но кантонный чай составлял уже 60% от общего объема. В 1873 году сбыт кантонного чая на Нижегородской ярмарке в четыре раза превысил объем кях-тинского. Однако в России всегда оставались любители кяхтинского чая, отличавшегося, по их мнению, более тонким ароматом [8].

Сегодня Казань продолжает чайные традиции, являясь центром чаепития. Здесь работают, наряду с различными кафе и ресторанами, чайные заведения, такие как чайная «Алладин», чайная студия «Чайники и драконы», кафе «12 футов», кафе домашней кухни «Дом чая», клуб любителей чая Кати Чжао и др.

Вполне уместным и исторически оправданным будет разработка

экскурсионного маршрута, объединяющего дома крупнейших чаеторговцев - Александрова, Иванова, адреса исторических чайных (конкретно, гостиницу «Амур» в Старо-Татарской слободе, где согласно легенде в чайной на первом этаже встречались Г. Тукай и Ф. Амирхан), лавок, торговавших чаем и т.д. Эта

экскурсия может выступать одновременно архитектурной, исторической и гастрономической, дающей возможность познакомиться с историей тысячелетней Казани, ее именитых граждан, а также кухней татарского народа. Что касается татарской кухни, выделение гастрономического туризма в отдельную категорию поможет поддерживать местного производителя. Известно, что Казань издавна славится своей национальной выпечкой. Татарские сладости - чай-чак, талкыш-кале-ве, баурсак, рахат-лукум, корт и др. - могут украсить любой чайный стол [6, с. 127].

Экскурсионный маршрут «Казань чайная» может стать самым протяженным из уже реализованных специалистами Международного института антиквариата: «Дом на Проломной: по литературным адресам Казани» и «Казань театральная» (2015-2016 гг.). Начало маршрута - дом Александрова (ул. К. Маркса, 16) - связано с именем крупнейшего поставщика кирпичного чая на российском рынке купца С.Е. Александрова, купца первой гильдии, коммерции советника, почетного гражданина. Доходный дом Иванова (ул. Баумана, 40) - это уже новая страница в истории чаетор-

Экскурсия по «Жемчужине Казани» - улице К. Маркса - для казанских СМИ состоялась 18.05.2016 года. Украшение улицы - здание Адмиралтейской конторы, объект культурного наследия федерального значения

говли, когда казанские купцы, и в их числе Н. Иванов, после 1860 года, пользуясь разрешением Пекина на торговлю во внутренних районах Китая, стали не просто покупать чай из первых рук, но и заводить чайные плантации и устраивать фабрики по переработке сырья.

Далее экскурсионный маршрут включает объекты Старо-татарской слободы, поскольку чаеторговля татарских купцов была сосредоточена в районе Сенного базара. Здесь размещены и жилые усадебные дома купцов Апанаевых, Утямышевых и др., и гостиница «Амур», известная в городе своей чайной.

Обилие исторических зданий, каждое из которых примечательно либо своей архитектурой, либо историей, позволяет реализовать самые различные туристические практики, включая событийный и гастрономический туризм.

Список использованной литературы

1. Балабанова А.С. Трансграничные туристические маршруты в рамках концепции «Шелковый путь»: возможности развития //Россия-Китай: вектор развития: материалы науч.-практ. конф. (Благовещенск, 13 дек. 2015г.).- Благовещенск, 2016.- С.199-202.

2. Габдрафикова Л.Р. Культура питания городских татар (конец Х1Х-начало ХХ вв.) // Этнографическое обозрение .- 2013.-№2.- С.138-149.

3. Гафаров А.А., Буравлева В.В. Социокультурные сдвиги в жизни российских мусульман в контексте общеисламской модернизации (XIX век) // Вестник КазГИК.-2012.-№4.-С.141-146.

4. Гибадуллин М.З., Артамонычева А.Р. Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт // Российское предпринимательство.-2012.-№10 (208).- С.178-182.

5. Гибадуллин М.З., Свердлова Л.М. Казанская губерния в торгово-экономических связях России со странами Востока // Проблемы современной экономики.-2008.-№1(25).

6. Глазкова А.В. Новые туристические маршруты Ивановской области: перспективы развития и проблемы реализации//Инновационное развитие регионов в условиях глобализации : материалы Междунар. на-уч.-практ. конф.- Иваново, 2015.-С.124-128.

7. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. - М.: Сов. спорт, 2004. - 216 с.

8. Ермакова Л.И., Маринов М.Б., Гурин М.И. Великий чайный путь - важнейшие социально-исторические пути и культурные перспективы развития российско-китайских отношений в контексте «Экономического пояса шелкового пути» // Теория и практика общественного развития.- 2015.-№24.-С.46-50.

9. Казанские купцы и чайный рынок России [Электронный ресурс] // Эхо веков.-2008.-№1.- Режим доступа: https://www.tea-terra.ru/2015/11/07/23736/ (проверен 14.10.2017).

10. Максанова Л.Б.-Ж., Жалсараева Б.-Р. Д., Кауров И.А. Туристический маршрут «Великий чайный путь»: проблемы и перспективы развития //Вестник Бурятского гос. ун-та. Экономика и менеджмент.-2017.-№2.-С.40-47.

11. Никитина, Н.Н. Эстетическое воспитание на экскурсиях. - М.: [б.и.], 2005. - 126 с.

12. Нурмухаметова Р.С., Хуснуллина Г.Н. Национально-культурная специфика татарского чаепития: названия посуды и блюд// Филологические науки. Вопросы теории и практики.- 2016.-№9(63).-Ч.3.-С.156-158.

13. Салихов Р.Р. После 1917-го: что стало с миллионерами Казанской губернии после революции // Реальное время.-2017.-19 марта [Электронный ресурс] Режим доступа: (https://m.realnoevremya. ru/articles/73348-chaetorgovlya-kazani-kolonka-lva-zharzhevskogo?_url = %2Farticles%2F73348-chaetorgovlya-kazani-kolonka-lva-zharzhevskogo&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_ source=desktop&utm_medium=redirect&utm_campaign=mobile#from_desktop (проверен 26.12.2017)

14. Сорокин А. П. Разнообразие форм и методов организации экскурсионных маршрутов по достопримечательным местам исторического города // Вагановские чтения : материалы VIII регион. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения (г. Тара, 11-12 марта 2016 года). - Омск, 2016. - С. 306-312.

15. Шипилов А.В. Русская бытовая культура: пища, одежда, жилище (с древнейших времен до XVIII века) : моногр. - Воронеж : ВГПУ, 2007. - 567 с.

Первый экскурсионный маршрут «Дом на Проломной: по литературным адресам Казани» (18.05.2015) завершился возле дома Чекмарева-Каменева (ул. К. Маркса, 15), связанного с именем первого русского поэта-романтика Гавриила Каменева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.