Научная статья на тему 'От ведомственной разобщённости – к комплексному природопользованию'

От ведомственной разобщённости – к комплексному природопользованию Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM DEPARTMENTAL UNCOORDINATION – TO COMPLEX NATURE MANAGEMENT

The paper reveals the main causes of a crisis state of game management and shows the possible ways of its restoration and reconstruction as a branch. It is suggested to reform the bodies of administration of nature management separating biological nature management as a unit of administration.

Текст научной работы на тему «От ведомственной разобщённости – к комплексному природопользованию»

§

8.

$

£*

а

I

1

С

£

I

I

§.

2

к

8

£

ОТ ВЕДОМСТВЕННОЙ РАЗОБЩЁННОСТИ - К КОМПЛЕКСНОМУ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

В.Г.Сафонов1, В.В.Дёжкин

1ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН, г. Киров, е-mail: [email protected]

НИА-Природа, г. Москва, е-mail: [email protected]

Крах охотничьего хозяйства России очевиден. За последние два десятилетия растерян огромный, накопленный многими поколениями охотников и охотоведов опыт, утрачены профессиональные традиции, отброшена рациональная организация отрасли, подорвана ресурсная база ряда ценных зверей и птиц. Нет необходимости ещё раз раскрывать современную сущность охоты и охотничьего хозяйства и обосновывать их право на существование. Этой теме посвящены десятки исследований, выполненных в последние годы. Многоаспектность охоты показана, например, в аналитической публикации коллектива авторов, некоторые положения которой подлежат дальнейшему анализу. Мы предложили оригинальные тезисы, которые иллюстрируют современную роль охоты и указывают её возможное место в реализации Всемирной стратегии охраны живой природы и в российской системе ведения охотничьего хозяйства. В сокращённом виде с изменениями и дополнениями они звучат так (Дёжкин, Сафонов, Улитин, 2005):

- Охота - традиционный российский вид деятельности, сыгравший яркую роль в становлении и развитии государства и длительное время занимавший видное место в экономике страны и её отдалённых регионов; исторические приоритеты России категорически не позволяют исключать охотничье хозяйство из системы государственного развития:

- Охота - один из незаменимых инструментов регуляции экосистемных и биосферных процессов; её значение возрастает по мере нарушения экосистем и деградации биосферы, чем больше человек «осваивает природу», чем глубже вмешивается он в ход естественных процессов и «отменяет» естественную экологическую регуляцию, тем необходимее становится регуляция искусственная,которая в случае с охотничьими ресурсами имеет форму научно обоснованной охоты.

- Охота - постоянный источник значительных экономических ценностей для физических лиц и государства в целом; её экономический потенциал в России явно недооценён; реализация его возможна лишь при постоянном внимании и помощи со стороны государства.

- Охота - мощный фактор социального благополучия и сплочённости значительной части общества, требующий массовой общественной поддержки и защиты от растущих псевдогуманных спекуляций.

- Охота - эффективная форма сохранения живой природы, охраны и восстановления охотничьих ресурсов; именно в охоте наглядно воплощается ведущий тезис Всемирной Конвенции о биоразнообразии - «разумное использование биологических ресурсов - действенное средство их охраны».

- Охота - неотъемлемая часть государственной системы комплексного природопользования; полная реализация возможностей охотничьего хозяйства требует наличия современной, научно обоснованной организации эксплуатации ресурсов биосферы, тесного и постоянного взаимодействия всех отраслей биологического природопользования и прежде всего сельской, лесной, рыбной, охотничьей и заповедного дела.

- Охота может существовать и успешно развиваться в индустриально развитых странах при наличии динамичных механизмов взаимодействия с отраслями промышленного природопользования и защиты от присущих им антропогенных воздействий.

- Для благополучия и успешного прогресса охоты необходимо чёткое отделение права на охотпользование от права пользования землёй и другими природными ресурсами; неуклонное соблюдение этого принципа, провозглашенного статьёй 12 Закона РФ «О животном мире»,- обязательное условие сохранения и эффективности охотничьего хозяйства России.

- Охота - показатель меры цивилизованности страны, её положения в современном развивающемся мире; ведущие страны Европы и Северной Америки нашли место охоте и разумному охотничьему хозяйству в системе цивилизованных ценностей, комплексного природопользования и продуманно используют её возможности для увеличения ВВП, сохранения живой природы и формирования гармоничного человека.

- Охота России, несмотря на понесённые тяжёлые потери, всё еще имеет богатый ресурсный и человеческий потенциал и возможности для постепенного возрождения; полное возрождение охоты может происходить поэтапно и требует на первых этапах реставрации значительных усилий и постоянной государственной и общественной поддержки.

Опыт многих стран, и в первую очередь США и Канады подтверждает большое социальное, экономическое, экологическое и эстетическое значение охоты в развивающемся индустриальном мире и наличие у неё значительного эколого-ресурсного потенциала (Дёжкин, 1983, 2006; Сафонов, Миньков, 2004; Сафонов, 2004, 2006).

Среди многочисленных попыток российских охотоведов, зоологов и экологов найти выход из создавшегося положения есть ценные, конструктивные размышления и предложения. Однако в них нередко упускаются из виду, на наш взгляд, главные причины кризиса. Усилия полностью возродить отрасль и использовать её комплексный потенциал, не выходя за пределы проблем охотничьего хозяйства, к сожалению, бесперспективны. Они могут лишь в какой-то степени улучшить положение, но коренное изменение ситуации, воссоздание полнокровного охотничьего хозяйства требует выхода на «большую дорогу» - дорогу государственной эколого-экономической и структурной трансформации всей системы биологического природопользования. Эта проблема заслуживает включения в число национальных приоритетов государства, для чего необходимо создание координирующего органа комплексного природопользования, функционирующего в соответствии с законами природы и не разрывающего природный комплекс на обособленные части. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, мы повторяли очевидную истину о принадлежности охотничьего хозяйства к сложной государственной системе комплексного природопользования и о необходимости внесения корректив в деятельность этой системы, учитывающих состояние и потребности живой природы, в том числе охотничьего хозяйства (Дёжкин, 1971, 1975). С тех пор ущерб, наносимый живой природе и всему природопользованию несогласованными действиями сельского, лесного, рыбного, водного хозяйства (плюс разрушающее влияние отраслей промышленного природопользования), многократно увеличился. Выход следует искать на пути экологической оптимизации всего природопользования и особенно совершенствования комплексной системы охраны и эксплуатации живых ресурсов биосферы.

Если мы попробуем провести краткий анализ административной системы биологического природопользования, сложившейся в России после реформ 2004 года, то получим следующую картину.

- Отсутствует единая функциональная система управления биологичес-

кими природными ресурсами; имеющиеся структуры разбросаны по различным уровням, службам и агентствам, административно не связанными между собой.

- Сельское хозяйство «автономно», не включено профессионально в систематическую деятельность по сохранению, эксплуатации и восстановлению ресурсов дикого животного мира; попытки привлечения к этой работе фитосанитаров и ветеринаров вместо охотоведов и ихтиологов является вопиющей ошибкой.

- Лесное и рыбное хозяйства лишены административной самостоятельности и «погружены» в чуждые для них структуры; нормативные документы, которыми они руководствуются, не учитывают интересов живой природы и охотничьего хозяйства.

- Организации достаточно высокого уровня по руководству охотничьим хозяйством и заповедным делом (системой ООПТ) в созданной структуре исполнительных органов федеральной власти не предусмотрены (лишь с 2007 года принято решение о возрождении ведомственного департамента Мин-сельхоза по координации охотхозяй-ственной деятельности).

Вывод очевиден: необходима глубокая административная реформа биологического природопользования в России с изменением представлений о рациональной системе управления в этой сфере. Не ликвидация структурных «остатков» и не робкая реконструкция управляющих систем, а их полнокровное восстановление, истинная дебюрократизация - вот что должно привести к желаемому перелому. В правительстве должен иметься блок по охране и рациональной эксплуатации природных биологических ресурсов России.

Что объединяет лесное, рыбное и охотничье хозяйство? То, что все они эксплуатируют возобновляемые ресурсы биосферы, ресурсы растительного и животного мира. И, следовательно, их деятельность может быть подчинена общим принципам управления. Первый из них - возможность вечного, неистощительного использования биологических ресурсов. Второй - охрана ресурсов через разумную, научно обоснованную эксплуатацию. Третий - целесообразность и даже неизбежность комплексной, интегрированной деятельности (Дёжкин, 1997). Как мы уже предлагали (Дёжкин, Сафонов, 2004), лесное, рыбное и охотничье хозяйства могут найти место в общей структуре, предположительно в Министерстве биологического природопользования, действующем на единых принципах (за современной действующей Минприродой должно сохраниться недропользование, основывающееся на совершенно иных принципах). Их отраслевая самостоятельность возможна путём сохранения в родственных стенах крупных функциональных структур, не потерявших связей с предшественниками и сохраня-

ющих отраслевые наименования: «лесное», «рыбное», «охотничье». Здесь же может найти достойное равноправное место Федеральный орган по руководству заповедным делом. В регионах могут быть созданы комплексные управленческие структуры по регулированию лесного, рыбного (на внутренних водоёмах) и охотничьего хозяйства (в настоящее время там создаются разнообразные, неоднотипные организации).

Предлагаемая структура создаст условия для успешной реализации важных принципов Закона РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 3): «Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды», «приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов» и др. В новых условиях появятся возможности для реальной координации всех отраслей биологического природопользования, сохранения и увеличения биологической продуктивности всех категорий земельных угодий, в том числе и охотничьих. После этой реформы мы предлагаем вступить на принципиально новый (но, к сожалению, не скорый) путь возрождения охотничьего хозяйства России.

Предлагаемые этапы этого пути возрождения охотничьего хозяйства России:

- Разработка, обсуждение и принятие на государственном уровне стратегии, тактики реформы биологического природопользования и плана действий.

- Подготовка и осуществление административной реформы в сфере биологического природопользования.

- Анализ роли отдельных отраслей природопользования в сохранении, использовании и восстановлении биологической продуктивности биосферы.

- Выявление эколого-экономических и технологических взаимосвязей (взаимозависимостей) отдельных отраслей биологического природопользования;

- Разработка мер по экологической оптимизации сельского, рыбного, лесного, водного хозяйства (с учётом интересов охотничьего хозяйства).

- Разработка и уточнение принципов и методов комплексного использования совокупности биологических ресурсов биосферы; их эколого-экономи-ческая оценка.

- Обоснование достаточных площадей, конфигурации, разработка и реализация перспективной схемы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различного уровня с целью сохранения и восстановления биологических ресурсов биосферы, создание условий для согласованной деятельности в сфере охраны природы и биологического природопользования.

- Разработка современного комплекса мероприятий по эффективному ведению охотничьего хозяйства и воспроизводству ресурсов охотничьих животных в системе интегрированного природопользования.

- Создание и совершенствование законодательной и правовой основы комплексного природопользования, в том числе принятие законов о биосфере, об интегрированном использовании биологических природных ресурсов, об охоте и охотничьем хозяйстве.

- Проведение постоянной разъяснительной работы при помощи СМИ и другими способами, внедрение в образовательный процесс идей комплексного природопользования, охраны биологических природных ресурсов через их разумную эксплуатацию, пропаганда идей культурной охоты.

Реализация рекомендуемой программы потребует формирования государственного заказа науке, создания научного центра (творческого объединения) на межотраслевой основе, целевого финансирования и займёт не менее 10 лет. До её завершения возможно постепенное (попутное) локальное улучшение охотпользования в отдельных регионах России в рамках оперативно-вспомогательного пути. Движение по этому пути позволит создавать экспериментальные полигоны для практической проверки и отработки деталей осуществления реформы в более широких масштабах. Разнообразие природных и социальных условий на огромной территории нашей страны предоставляет такую возможность и создаёт уверенность в необходимости предварительных локальных экспериментов.

Вспомогательный путь возрождения охотничьего хозяйства ориентирован на выявление и быструю реализацию местных возможностей сохранения и развития охотничьего хозяйства, освобождение регионов от жесткого федерального диктата, широкое проявление разумных региональных инициатив, соответствующих локальным условиям и возможностям. Этот путь используется и в настоящее время как ответ на созданную ошибками реформирования неопределённость и длительное бездействие федерального центра. Полное раскрытие его потенциала требует официального признания, внесения существенных изменений в нормативные основы ведения и регламентации охотничьего хозяйства. В этом направлении могут быть приняты следующие меры:

- Разработка и утверждение в Правительстве РФ принципиально нового типового Положения об охотничьем хозяйстве России, содержащего основные общие и региональные принципы и методы управления ресурсами охотничьих животных, систему методического контроля за охотничьим хозяйством субъектов Федерации.

5

з-

ж

а,

"8-

ж

§

к

а

а,

I

с

ж

Ж

Ж

с

а,

а

I

§

8.

$

£*

а

I

1

С

£

I

I

§.

2

ж

§

®*

£

- Осуществление общего регионального охотустройства для выявления перспективных участков и мест концентрации охотничьих животных, создающих локальные возможности быстрого развития охотничьего хозяйства, определение рациональных методов охотпользования, разработкаупрощённой и недорогой методики общего оперативного охотобследования регионов.

- Проведение объективной ревизии имеющейся дифференциации охотничьих животных на федеральные и региональные, мигрирующие и местные виды; создание и утверждение новых научно обоснованных классификаций, существенно расширяющих права регионов.

- Подтверждение исключительного права Федерации: на регламентацию охоты на широко мигрирующие виды и разработку соответствующего механизма, на все операции с формами животных, включенных в Красную книгу РФ, и уточнение соответствующего механизма.

- Передача субъектам Федерации права собственности на остальные (местные) виды охотничьих животных и ответственности за их состояние и эксплуатацию.

- Разработка и утверждение субъектами Федерации региональных правил охоты, предусматривающих всю систему работы с местными видами охотничьих зверей и птиц - отучё-тов численности до определения норм добычи, стоимости лицензий и проведения мероприятий по воспроизводству; правила опираются на федеральное положение и регулярно пересматриваются в зависимости от состояния ресурсов основных объектов охоты.

- Внедрение локального принципа управления популяциями охотничьих животных, при котором охота в отдельных частях видового ареала может открываться на территории региона вне зависимости от общей численности вида (состояния популяций) в других частях ареала, желательна дифференциация региона на видовые охотничьи участки и регламентация охоты по этим участкам.

- Передача регионам экологической экспертизы на проекты норм добычи в очередном сезоне местных видов охотничьих животных; установление ответственности охотпользователей за искажение исходной информации и сознательное отклонение от нормативов добычи.

- Разработка и утверждение положений о частных охотничьих хозяйствах, обладающих правом предоставления в аренду охотничьих угодий и продажи физическим лицам разрешений на охоту с соблюдением действующих федеральных и региональных нормативов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятиям основного и вспомогательного пути должны предшествовать меры по коренному улучшению охраны ресурсов животного мира, по значительному усилению ответственности за охотничье (а в масштабах страны -за экологическое) браконьерство, способное свести на нет все позитивные усилия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дёжкин В.В. 1971. О необходимости разработки общих принципов природопользования / Рациональное использование и охрана живой природы Сибири. - Томск, изд. ТГУ. С. 8-9.

Дёжкин В.В. 1975. Эколого-экономические основы ведения охотничьего хозяйства. Охотоведение. - М.: Лесная промышленность. С. 7-105.

Дёжкин В.В. 1983. Охота и охотничье хозяйство мира. - М.: Лесная промышленность. 367 с.

Дёжкин В.В. 1997. Природопользование. Курс лекций. - М.: МНЭПУ, 96 с.

Дёжкин В.В. 2006. Охота и охотничье хозяйство США. - М.: НИА-Природа, 59 с.

Дёжкин В.В., Попова Л.В. 2005. Основы биологического природопользования. Учебное пособие. - М.: Модус-К Этерна. 310 с.

Дёжкин В.В., Сафонов В.Г., Улитин А.А. 2005. Охотничье хозяйство и Живая Природа России // Охота и охотничье хозяйство, № 6. С. 1-3.

Сафонов В Г. 2004. Ориентиры российской охоты. // Охотоведение. Зарубежный опыт охотничьего хозяйства. № 2(52). С. 7-13.

Сафонов В.Г., Миньков С.И. 2004. Социально-экономическое значение охоты и спортивного рыболовства в США // Охотоведение. Зарубежный опыт охотничьего хозяйства. № 2 (52) С. 30-42.

Сафонов В.Г. 2006. Об эффективности реформ в сфере охотничьего хозяйства и его научного обеспечения // Охотоведение. Экономика, организация, право. № 3 (53). - Киров: ВНИИОЗ. С. 122-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.