Научная статья на тему 'ОТ УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ЕЛАБУГЕ В НАЧАЛЕ 1950-Х ГОДОВ'

ОТ УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ЕЛАБУГЕ В НАЧАЛЕ 1950-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛАБУЖСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крапоткина Ирина Евгеньевна

В статье раскрывается один из этапов развития педагогического образования в Елабужском институте (филиале) КФУ. На основе архивных материалов автор анализирует реорганизацию Елабужского Учительского института в Елабужский государственный педагогический институт в 1953 г. Источники позволяют выявить преподавательский состав, уровень и качество обучения в вузе, охарактеризовать культурно-образовательное пространство института. Проведённый источниковедческий анализ даёт возможность показать, какие требования Министерство просвещения РСФСР предъявляло к качеству подготовки советских педагогических кадров, каким был статус профессорско-преподавательского состава Елабужского института, уровень материально-технической обеспеченности вузов, какую финансовую поддержку от государства получали студенты, как оценивался труд педагогических работников, как была представлена повседневная жизнь преподавателей и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM A TEACHER’S TO A PEDAGOGICAL INSTITUTE: THE HISTORICAL EXPERIENCE OF TEACHER TRAINING IN YELABUGA IN THE EARLY 1950S

The paper reveals one of the stages of the development of pedagogical education in the Elabuga Institute (branch) of the Kazan Federal University. Based on archival materials, the author analyzes the reorganization of the Yelabuga Teachers' Institute into the Yelabuga State Pedagogical Institute in 1953. The sources allow us to identify the teaching staff, the level and quality of education at the institute, to characterize the cultural and educational space of the institute. Source analysis makes it possible to show what requirements the Ministry of Education of the RSFSR imposed on the quality of training of Soviet pedagogical staff, what was the status of the faculty members of the Yelabuga Institute, the level of material facilities of institutes, what financial support from the state students received, how the work of teaching staff was evaluated, how the daily life of teachers and students was presented.

Текст научной работы на тему «ОТ УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ЕЛАБУГЕ В НАЧАЛЕ 1950-Х ГОДОВ»

УДК 378.1(091)(470.41)

От учительского института к педагогическому: исторический опыт подготовки педагогов в Елабуге в начале 1950-х годов

И.Е. Крапоткина

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Елабуга, Российская Федерация

В статье раскрывается один из этапов развития педагогического образования в Елабужском институте (филиале) КФУ. На основе архивных материалов автор анализирует реорганизацию Елабужского Учительского института в Елабужский государственный педагогический институт в 1953 г. Источники позволяют выявить преподавательский состав, уровень и качество обучения в вузе, охарактеризовать культурно-образовательное пространство института. Проведённый источниковедческий анализ даёт возможность показать, какие требования Министерство просвещения РСФСР предъявляло к качеству подготовки советских педагогических кадров, каким был статус профессорско-преподавательского состава Ела-бужского института, уровень материально-технической обеспеченности вузов, какую финансовую поддержку от государства получали студенты, как оценивался труд педагогических работников, как была представлена повседневная жизнь преподавателей и студентов.

Ключевые слова: Елабужский учительский институт, Елабужский государственный педагогический институт, преподаватели, студенты, подготовка учителей, повседневная жизнь

Для цитирования: Крапоткина И.Е. От учительского института к педагогическому: исторический опыт подготовки педагогов в Елабуге в начале 1950-х годов // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2023. Т.13, №1. С.186-191. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-1.186-191

Одной из актуальных проблем современного общества является повышение качества образования. В течение жизни каждый человек пребывает в роли ученика, воспитанника, учителя, наставника. Поэтому значимость педагогической профессии и внимание к ней не вызывают сомнений.

В Елабуге располагается один из старейших в Прикамье педагогических вузов - Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета. В 1898 г. по инициативе потомственной почётной гражданки г. Елабуги Глафиры Фёдоровны Стахеевой было основано Епархиальное женское училище, сыгравшее значительную роль в деле развития отечественного просвещения и образования, а его воспитанницы достойно влились в ряды педагогической интеллигенции города и края, стояли у истоков формирования советской школы.

В здании Елабужского института за 124 года с момента его строительства действовали: Епархиальное женское училище, татарская семинария, педагогический техникум, педагогическое училище, учительский институт, государственный педагогический институт, университет, и с 2011 г. - Елабужский институт является структурным подразделением Казанского (Приволжского) федерального университета. При этом за всю богатую историю вуза не прерывалась подготовка педагогических кадров для образовательных заведений региона. В 2023 г. исполняется 70 лет со дня реорганизации Елабужского Учительского института в Елабужский государственный педагогический институт.

В данной статье анализируются неопубликованные источники, находящиеся в фондах Архива Елабужского института (филиала) КФУ. В оборот введены нормативные документы Учительского и педагогического института в начале 1950-х гг., приказы Министерства просвещения и Министерства высшего образования, документы, регламентирующие организацию учебной, воспитательной, методической работы при подготовке учителей. В ходе работы с документами выявилась одна особенность -секретари продолжали называть институт учительским и в 1954 г., что вносит определённую путаницу при исследовании.

19 августа 1952 г. Совет Министров РСФСР постановил создать на базе Елабужского учительского института новый педагогический вуз. Вопросами реорганизации, первым набором студентов в ЕГПИ занимался коллектив учительского института во главе с директором Константином Фёдоровичем Елизовым. 6 октября 1953 г. был издан Приказ по Министерству просвещения РСФСР за № 1789 о реорганизации Елабужского учительского института в педагогический институт. Исполняющим обязанности директора ЕГПИ назначался Абдулхак Галеевич Аминев [1, л.2]. В должности ректора А.Г. Аминев находился с 1953 по 1960 гг. Коллеги отзывались о нём как о деятельном педагоге, принципиальном руководителе. Абдулхак Га-леевич был востоковедом, кандидатом филологических наук, доцент по специальности «Татарская литература». В 30-х годах XX в. окончил рабфак, затем Казанский пединститут и до начала Великой Отечественной войны работал учителем в школах Высокогорского и Красноборского районов ТАССР. Пройдя войну, работал инструктором партийной школы Красно-борского района, окончил Высшую партийную школу, возглавлял отдел культуры [6]. Имеющийся административный опыт позволил Абдулхаку Галеевичу возглавить педагогический институт. Главной заботой А.Г. Ами-нева стали обеспечение учебно-воспитательного процесса в ЕГПИ научно-педагогическими кадрами, создание учебно-методических кабинетов, лабораторий, решение жилищно-бытовых проблем преподавателей и студентов, а в перспективе - расширение вуза, открытие новых кафедр и специальностей. Первоначально было организовано пять кафедр: марксизма-ленинизма, педагогики, математики, физики, русской и зарубежной литературы (было задействовано 22 преподавателя) [6].

В структуре педагогического института функционировали следующие отделения:

- по заочной форме обучения: физико-математическое, естественно-географическое, историческое, русского языка и литературы, татарского языка и литературы (обучалось 200 студентов);

- по очной форме обучения: филологическое и физико-математическое (обучалось 150 чел.) [4, л.161-166об.]. Приказом № 69 от 9 июня 1954 г. со ссылкой на приказ заместителя министра просвещения РСФСР товарища Арсентьева в Елабужском учительском институте ликвидировались историческое и естественно-географическое заочные отделения. Студентов переводили в педагогические институты города Казани и Молотова (совр. Пермь) [4, л.169об.]. В приложении к приказу по ЕГПИ были представлены списки студентов-заочников, которые на основании личных заявлений делали выбор о переводе, как правило, в Казанский педагогический институт, при этом в списке были указаны фамилии студентов-второгодников. Студентам, не определившимся с вузом, рекомендовали переводиться в город Уфу [4, л.170].

Реконструируя повседневную жизнь преподавателей необходимо сказать о материальной обеспеченности. На основании приказа № 66 от 2 сентября 1953 г. можно наглядно продемонстрировать уровень оплаты преподавателей ЕГПИ: за 1 лекционный час в летнюю сессию 1953 г. преподаватель и старший преподаватель получали 20 руб., за 1 практический час - 10 руб. Доцент получал за 1 час лекций 25 руб., практический час - 12 руб.

Старшие преподаватели и преподаватели, являющиеся членами вступительных экзаменационных комиссий, получали за 1 час 12 руб., ассистенты - 10 руб., председатель комиссии получал за 1 час 15 руб. [4, л.158об.].

Обучаясь в институте, студенты оплачивали свою учёбу. К числу льготников относились учителя начальных, семилетних и средних школ, работники дошкольных учреждений и библиотекари на II и III курсах, являющиеся студентами заочного отделения; воспитанники детских домов и интернатов очной и заочной форм обучения; дети пенсионеров и учителей, а также погибших в годы Великой Отечественной войны [4, л.160об.].

Студенты-выпускники заочной формы обучения, во время сессии получали выплату проездных и квартирных денег: 1 руб. за сутки снимаемого жилья, за проезд - согласно тарифу литературы [4, л.178об.].

Отдельное внимание уделялось организации научно-исследовательской деятельности студентов. В источниках отмечалось, что научная работа студентов под руководством профессоров и преподавателей должна быть тесно связана с учебной работой, служить её развитию и углублению Студенты принимали участие в конкурсах на лучшую студенческую работу, в научных конференциях, в городских и других научных смотрах. Студенты, активно участвующие в научно-исследовательской работе и добившиеся результатов (одобрение совета вуза, наличие публикаций -

И.К.), пользовались преимуществом при поступлении в аспирантуру, при направлении на работу в вузы или научно-исследовательские учреждения [2, л.42-44]. Нужно отметить, что массовым характером научно-исследовательская работа студентов не отличалась, в конференциях и конкурсах принимали участие наиболее способные ребята.

Так как основная масса учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава была представлена женщинами, то интерес привлекают традиции праздничной культуры. Так, отмечая Международный женский день 8 Марта, руководитель вуза объявлял «благодарность за созидательное и добросовестное отношение к порученному делу» [3, л.19]. Далее перечислялись фамилии преподавателей, лаборантов и служащих.

Основной контингент студентов ЕГПИ тех лет составляла сельская молодежь. Учитывая это, а также отдаленность института от столичных культурных центров, А. Г. Аминев считал необходимым повышать общекультурный уровень студентов, много внимания уделял организации их досуга, проведению внеаудиторных культурно-массовых мероприятий. Приглашал преподавателей-музыкантов из Елабужского култьпросветучилища для работы руководителями кружков художественной самодеятельности, композитора А.З. Бакирова из Казани, который организовал студенческий хор, вел уроки игры на скрипке, баяне, фортепьяно. В институте были созданы кружки народного, классического танца, фотокружок, драматическая студия. Все занятия организовывались в вечернее время, после 20:00, во втором полугодии предусматривалась сдача зачёта [3, л.20об.].

Большое значение придавал А.Г. Аминев встречам с деятелями литературы и искусства. По его просьбе в начале июня 1954 г. Елабугу посетили композиторы С.Сайдашев, Дж.Файзи, А.Ключарев, А.Бакиров, писатели Г.Кашшаф, Б.Рахмат, А.Исхак, А.Давыдов, певцы М.Рахманкулова, Р.Билалова [6].

В 1957 г. состоялся первый выпуск учителей ЕГПИ. Из 117 студентов, допущенных к государственным экзаменам, успешно выдержали испытания 106 человек, 18 из них получили дипломы с отличием. Студенты физико-математического отделения сдавали «Основы марксизма-ленинизма», «Элементарную математику», «Педагогику» и «Физику». Студенты филологического отделения - «Основы марксизма-ленинизма», «Русский язык», «Педагогику» и «Литературу». Ответы студентов оценивались критериями «отлично», «хорошо», «посредственно» и «неудовлетворительно» [5, л.12-16]. Все экзамены проходили в устной форме, предметы по специальности, кроме теоретических вопросов, содержали практические задания. Фотодокументы, хранящиеся в Музее истории Елабужского института, наглядно демонстрируют, каким образом проходила подготовка студентов к экзаменам, как проводилась итоговая аттестация. Студенты сидели в читальном зале, в коридорах института и повторяли материал, записанный в тетрадях. Аудитории, где проходили государственные экза-

мены, оформлялись цветами, на столах были скатерти, всё было торжественно [6].

Таким образом, в начале 1950-х гг. были заложены основы для дальнейшего развития Елабужского пединститута по всем основным направлениям его деятельности. Молодой педагогический вуз постепенно становится центром культуры и просвещения не только в городе, но и во всем Прикамском крае, сохраняя традиции, заложенные ещё в Епархиальном женском училище.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГПИ. Д.1.

2. Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГПИ. Д.67.

3. Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГУИ. Д.123.

4. Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГУИ. Д. Приказы директора заочного отделения.

5. Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГУИ. Д.140.

6. Фонд Музея истории Елабужского института. Папка ЕГПИ (19532003 гг.).

Информация об авторе:

Крапоткина Ирина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета (Елабуга, Российская Федерация); e-mail: ikrapotkina@mail.ru

Поступила 16.10.2022 Принята к публикации 25.11.2022

From a teacher's to a pedagogical institute: the historical experience of teacher training in Yelabuga in the early 1950s

I.E. Krapotkina

Yelabuga Institute (branch) of the Kazan Federal University

Yelabuga, Russian Federation

The paper reveals one of the stages of the development of pedagogical education in the Elabuga Institute (branch) of the Kazan Federal University. Based on archival materials, the author analyzes the reorganization of the Yelabuga Teachers' Institute into the Yelabuga State Pedagogical Institute in 1953. The sources allow us to identify the teaching staff, the level and quality of education at the institute, to characterize the cultural and educational space of the institute. Source analysis makes it possible to show what requirements the Ministry of Education of the RSFSR imposed on the quality of training of Soviet pedagogical staff, what was the status of the faculty members of the Yelabuga Institute, the level of material facilities of institutes, what financial support from the state students received, how the work of teaching staff was evaluated, how the daily life of teachers and students was presented.

M . E . KPAnOTKMHA

Keywords: Yelabuga Teachers' Institute, Yelabuga State Pedagogical Institute, teachers, students, teacher training, daily life

For citation: Krapotkina I.E. From a teacher's to a pedagogical institute: the historical experience of teacher training in Yelabuga in the early 1950s. From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2023, vol.13, no.1, pp.186-191. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-1.186-191 (In Russian)

REFERENCES

1. Arahiv Elabuzhskogo instituta (filiala) KFU [Archive of the Yelabuga Institute (branch) of Kazan Federal University]. F.EGPI. D.1. (In Russian)

2. Arahiv Elabuzhskogo instituta (filiala) KFU [Archive of the Yelabuga Institute (branch) of Kazan Federal University]. F.EGPI. D.67. (In Russian)

3. Arahiv Elabuzhskogo instituta (filiala) KFU [Archive of the Yelabuga Institute (branch) of Kazan Federal University]. F.EGUI. D.123. (In Russian)

4. Arahiv Elabuzhskogo instituta (filiala) KFU [Archive of the Yelabuga Institute (branch) of Kazan Federal University]. F.EGUI. D. Prikazy direktora zaochnogo otdelenija. (In Russian)

5. Arahiv Elabuzhskogo instituta (filiala) KFU [Archive of the Yelabuga Institute (branch) of Kazan Federal University]. F.EGUI. D.140. (In Russian)

6. Fond Muzeya istorii Elabuzhskogo instituta [Fund of the Museum of the History of the Yelabuga Institute]. Papka EGPI (1953-2003 gg.). (In Russian)

About the author:

Krapotkina Irina Evgen'evna - Cand. Sci. (history), Associate professor of the Department of General and National History, Yelabuga Institute (branch) of the Kazan Federal University (Yelabuga, Russian Federation); e-mail: ikrapotkina@mail.ru

Received October 16, 2022 Accepted for publication November 25, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.