Научная статья на тему 'От традиционного университета к развитию метавселенной: сетевые и целевые эффекты'

От традиционного университета к развитию метавселенной: сетевые и целевые эффекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метавселенная / университет / образовательная метавселенная / виртуальный мир / бизнес-модель / цифровая трансформация / сетевые эффекты / миссия / metaverse / university / educational metaverse / virtual world / business model / digital transformation / network effects / mission

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Оксана Маратовна

Цифровые и информационные технологии определяют изменения традиционных моделей бизнеса. В зависимости от уровня погружения в цифровую среду они трансформируются в другие форматы: от офлайн-бизнеса с «цифровой тенью» до создания платформ и метавселенных на их основе. Статья посвящена изучению экономических и целевых эффектов, возникающих при переходе традиционного университета в сетевую бизнес-модель образовательной метавселенной. Методологическим базисом послужили концепция сетевой экономики и теория бизнес-моделей; в работе использованы общенаучные методы исследования. Уточнены содержательные изменения бизнес-модели университета, выделены ключевые отличия образовательной метавселенной. Экономическая эффективность метавселенной достигается за счет реализации сетевых благ, что, в свою очередь, трансформирует возможности для достижения его миссии – целевой эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From a traditional university to the development of the metaverse: network and target effects

Digital and information technologies are driving changes in traditional business models. Depending on the level of immersion in the digital environment, they are transformed into other formats: from offline business with a "digital shadow" to the creation of platforms and metaverse based on them. The study deals with the economic and target effects arising from the transition of a traditional university to the network business model of an educational metaverse. The concept of network economy and the theory of business models served as a methodological basis; general scientific research methods were used in the paper. Substantive changes in the business model of the university are clarified, the key differences of the educational metaverse are highlighted. The economic efficiency of the metaverse is achieved through the realization of network benefits, which, in turn, transforms the opportunities for achieving its mission as target efficiency.

Текст научной работы на тему «От традиционного университета к развитию метавселенной: сетевые и целевые эффекты»

Управление экономическими системами Economic systems management

УДК 330.3 DOI 10.29141/2949-477X^024-3-2-6 EDN RULAJR

О.М. Никитина

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург,

Российская Федерация

От традиционного университета к развитию метавселенной: сетевые и целевые эффекты

Аннотация. Цифровые и информационные технологии определяют изменения традиционных моделей бизнеса. В зависимости от уровня погружения в цифровую среду они трансформируются в другие форматы: от офлайн-бизнеса с «цифровой тенью» до создания платформ и метавселенных на их основе. Статья посвящена изучению экономических и целевых эффектов, возникающих при переходе традиционного университета в сетевую бизнес-модель образовательной метавселенной. Методологическим базисом послужили концепция сетевой экономики и теория бизнес-моделей; в работе использованы общенаучные методы исследования. Уточнены содержательные изменения бизнес-модели университета, выделены ключевые отличия образовательной метавселенной. Экономическая эффективность метавселенной достигается за счет реализации сетевых благ, что, в свою очередь, трансформирует возможности для достижения его миссии - целевой эффективности.

Ключевые слова: метавселенная; университет; образовательная метавселенная; виртуальный мир; бизнес-модель; цифровая трансформация; сетевые эффекты; миссия.

Дата поступления статьи: 12 мая 2024 г.

Для цитирования: Никитина О.М. От традиционного университета к развитию метавселенной: сетевые и целевые эффекты // Цифровые модели и решения. 2024. Т. 3, № 2. С. 73-85. DOI: 10.29141/2949-477Х-2024-3-2-6. EDN: RULAJR.

Управление экономическими системами Economic systems management

O.M. Nikitina

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

From a traditional university to the development of the metaverse: network and target effects

Abstract. Digital and information technologies are driving changes in traditional business models. Depending on the level of immersion in the digital environment, they are transformed into other formats: from offline business with a "digital shadow" to the creation of platforms and metaverse based on them. The study deals with the economic and target effects arising from the transition of a traditional university to the network business model of an educational metaverse. The concept of network economy and the theory of business models served as a methodological basis; general scientific research methods were used in the paper. Substantive changes in the business model of the university are clarified, the key differences of the educational metaverse are highlighted. The economic efficiency of the metaverse is achieved through the realization of network benefits, which, in turn, transforms the opportunities for achieving its mission as target efficiency.

Key words: metaverse; university; educational metaverse; virtual world; business model; digital transformation; network effects; mission.

Paper submitted: May 12, 2024.

For citation: Nikitina O.M. From a traditional university to the development of the metaverse: net-work and target effects. Digital models and solutions. 2024. Vol. 3, no. 2. Pp. 73-85. DOI: 10.29141/2949-477X-2024-3-2-6. EDN: RULAJR.

Введение

В настоящее время в организациях наблюдается масштабная трансформация системы управления, связанная с двумя обстоятельствами.

Во-первых, возникновение новой когорты работников - «работников знания» (knowledge workers), в связи с чем роль человека в достижении конкурентных преимуществ организации существенно возросла. Приходит осознание, что наиболее действенным инструментом развития человеческих ресурсов становится опора на метакомпетенции [1], в частности, стратегическую дальновидность (форсайт), гибкость и организационную амбидекстрию1 как способность одновременно создавать инкрементальные и радикальные инновации.

1 Амбидекстрия - успешное сочетание текущей деятельности и одновременный поиск новых перспективных направлений.

Управление экономическими системами Economic systems management

Во-вторых, тотальное формирование цифровой среды, которая приводит к замене процедур и рутин, исполняемых работниками, информационными системами и цифровыми технологиями. Эти изменения, в свою очередь, влекут за собой смену мотивации, жизненных приоритетов и отношения к труду людей. Фактически выстраивается новая система управления организацией на основе коммуникации людей и «умных» машин, а также машин между собой [2].

К лету 2024 г. в России ожидается подготовка паспорта нового национального проекта «Экономика данных» до 2030 г.1 В рамках другого национального проекта «Цифровая экономика»2 уже развивается ряд направлений, которые способствуют переходу организаций к новым бизнес-моделям, а в некотором смысле и предопределяют его.

Особую роль в этом переходе играют образовательные системы. Усиливается вариативность содержания образовательных программ, наборов навыков и специальностей, а главное - форм их предоставления. Наряду с функционированием традиционных, относительно замкнутых и формализованных университетов произошла диверсификация институтов, механизмов и технологий донесения образовательного контента [3], а также расширение потенциальной аудитории, желающей получить этот контент. Профессиональное образование задействует не только физические, но и виртуальные пространства, предоставляет разные конфигурации обучения.

Целью исследования является изучение процессов трансформации традиционного университета в сетевую бизнес-модель образовательной метавселенной и возникающих в связи с этим новых эффектов.

Следует отметить, что сам университет в новых условиях рассматривается как совокупность технологических исследований и разработок различной степени зрелости [4]. Соответственно, можно говорить о двух типах эффектов (эффективности). Так, целевая эффективность предполагает сравнение результатов и ключевых целевых установок университета, связанных с достижением его основной миссии - образовательной. В то же время университеты выполняют функции коммерческих организаций, поэтому следует остановиться на вопросах монетизации, новые формы которой появляются при трансформации традиционной бизнес-модели в сетевую.

Трансформация бизнес-модели университета: суть изменений

Совокупность средств и технологий цифровой экономики предопределяет новые возможности экономической активности. В исследовании НИУ ВШЭ цифровая трансформация трактуется как «системное обновление в быстро развивающейся цифровой образовательной среде требуемых образовательных результатов, содержания образования, организационных форм и методов учебной работы, оценивания образовательных результатов, направленное на подготовку обучающихся к жизни и деятельности в условиях

1 В России появится новый нацпроект — «Экономика данных» / Минцифры России. URL: https://digital. gov.ru/ru/events/45686/ (дата обращения: 17.04.2024).

2 Проект реализуется в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №2 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».

Управление экономическими системами Economic systems management

цифровой цивилизации; использование потенциала цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса» [5, с. 8].

Использование информационных и даже цифровых технологий на начальном этапе развивает возможности предоставления образовательных услуг, но приводит к изменению сути этих услуг. Например, применение интернета или появление так называемых «цифровых кампусов» университета (как совокупности сайтов и функционального программного обеспечения) расширяет способы поиска и обработки информации, преодоления пространственных, временных и культурных барьеров в коммуникации. Активное сотрудничество в цифровом пространстве позволяет сделать процесс обучения более индивидуально ориентированным, не ограниченным работой в аудитории, но не меняет традиционную бизнес-модель университета.

Даже активный переход на дистанционные формы обучения, который наблюдался во время пандемии COVID-19, фактически меняет канал предоставления информации, но не саму модель бизнеса университета: преподаватель так же, по расписанию, проводит занятия для конкретной группы студентов, ограниченной учебной нагрузкой, и тратит столько же времени, сколько бы ранее потратил в аудитории. Цифровая среда вуза, поддерживаемая аппаратными средствами на территории университета, доступ к общему и узкопредметному программному обеспечению с личных гаджетов, наличие достаточного количества точек питания для их подзарядки, обеспечение мест для индивидуальной работы и мест, подразумевающих коллективное обсуждение, - все это означает лишь инструментальное, но не содержательное изменение деятельности университета.

Принципиальное отличие сетевой экономики от традиционной заключается в новом способе сделать ресурсы неограниченными [6]. Один из векторов в данном направлении - виртуализация (и платформизация) пространства и всей осуществляемой в нем деятельности. Платформы представляют собой особый тип бизнес-модели или экосистемы, основанной на определенном технологическом стандарте, обеспечивающем совместимость программ и аппаратуры [7] и создающем особый тип экономических обменов [8].

Многие рынки приобретают форму сетевых платформ, даже если изначально подобные взаимодействия в отрасли не предполагались. Образование может считаться одним из лидеров такого перехода, поскольку специфика оказываемых услуг предоставляет такие возможности. Развитие технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта определило дальнейшее развитие еще более продвинутых с точки зрения погружения в цифровую среду платформ - метавселенных, оригинальных искусственно созданных иммерсивных миров, существующих в нашем сознании посредством VR-технологий [9]. В работе [10] архитектура метавселенной описывается как мир, предназначенный для того, чтобы дать пользователям контроль практически над каждым его аспектом путем создания объектов, которые они хотят.

Идея создания метавселенных связана именно с образовательной деятельностью. Впервые виртуальными мирами стали пользоваться космонавты NASA в 1980-х годах для тестирования различных рабочих ситуаций. В работе [11] изучаются перспективы использования метавселенных в медицинских университетах, эффективного сотрудничества и обмена знаниями в вопросах телехирургии в Здравоохранении 5.0. Проведение

Управление экономическими системами Economic systems management

виртуальных операций в режиме реального времени позволяет без риска для здоровья пациентов получить студентам нужный для дальнейшей работы опыт.

Метавселенные - это открытые миры, т.е. пользователи могут создавать собственные цифровые продукты с возможностью их монетизации, в том числе с применением технологии NFT1. В целом NFT как технология развивает перспективы «обучения путем создания» (remember by doing)). В метавселенной может развиваться самостоятельный финансовый рынок, что еще больше приближает его к реальности и дает возможности для обучения в области социологии, психологии, экономики, финансах и других науках об обществе. В частности, созданные как видеоигры наиболее популярные метавселенные Fortnite и Roblox, выступают как образовательные площадки для ряда коллежей в США, специализирующихся на разработке программного обеспечения по виртуализации.

В настоящее время существует несколько функций использования метавселенных в образовании.

1. Иммерсивное образование. Дополненная реальность расширяет возможности реального физического мира: изучение невидимых или неформализованных явлений визуально; погружение в суть явления, которое трудно наблюдать или объяснить текстом; появление так называемого интерактивного опыта. Дополненная реальность признана эффективным учебным инструментом, если требуется моделирование или постоянная практика и опыт. Например, компания Cruscope создала Virtuali-Tee - футболку на основе дополненной реальности, которая позволяет исследовать внутренние органы человеческого тела [12]. Инженеры, медики, пилоты - вот лишь единичные примеры активного использования иммерсивного мира не только в процессе обучения, но и при оттачивании навыков работающего специалиста.

2. Площадка для виртуальных совещаний и создание виртуальных рабочих мест (так называемый зеркальный мир). Типичным примером зеркального мира являются системы видеоконференций, такие как Zoom, Google Meet и Microsoft Teams. Эти системы играют роль виртуальной аудитории, позволяя преодолевать пространственные и физические ограничения в обучении.

3. Лайфлоггинг - внедрение индивидуальных образовательных траекторий на основе технологии искусственного интеллекта и использования социальных сетей. Подбирается команда для реализации проектов, проводится диагностика эмоционального состояния и состояния активности, оцениваются результаты учебной деятельности, собирается аналитика, подбирается учебный материал и др. Кроме того, лайфлоггинг (по сути - ведение блога) улучшает способности представления информации и позволяет использовать коллективный интеллект для решения задач. В качестве репрезентативного примера можно привести систему искусственного интеллекта Classting в Корее, которая анализирует достижения учащихся и обеспечивает индивидуальное обучение по всем предметам [13].

4. Реальная работа в виртуальной реальности. Это позволяет отрабатывать обучающимся различные навыки, от коммуникации до решения сложных технических задач в командах, а также моделировать ситуации, которые трудно воспроизвести в реальности из-за высокой стоимости и риска (например, сцены пожара).

1 NFT (англ. non-fungible token) - невзаимозаменяемый токен.

Управление экономическими системами Economic systems management

5. Сетевое обучение (англ. peer-to-peer) - способ организации образовательного процесса, когда делается ставка на самостоятельность и совместную работу в группах; преподаватель выступает тьютором, а помощь обучающемуся оказывают цифровые технологии (в первую очередь, искусственный интеллект).

6. Использование в обучении цифровых двойников каких-либо продуктов или процессов. Например, по инженерным специальностям цифровые двойники представляют собой программные копии промышленных предприятий.

Текущий этап развития образовательной среды можно характеризовать как постепенную эволюцию технологий традиционной бизнес-среды университета к платформам и элементам метавселенных, однако этот переход будет ускоряться под влиянием сил конкуренции и появлением дополнительных функций, обеспечивающих выгоды университету от их использования (сетевых эффектов).

Эффекты развития образовательных метавселенных

Метавселенная является сетевой бизнес-моделью, основным ее продуктом выступает сетевое благо. Принципиальные отличия сетевых благ от традиционных представлены в таблице.

Возникновение сетевых эффектов влечет за собой изменение принципов работы университетов в целом, расширяя возможности монетизации. Знание как сетевое благо в условиях цифровизации может без отчуждения прав собственности передаваться множество раз, тем самым повышая эффективность его применения. Образовательные платформы типа Skillbox или Coursera активно используют сетевизацию как источник конкурентных преимуществ, вытесняя с рынка традиционные модели университетов.

В то же время при переходе к сетевой бизнес-модели, наряду с появлением новых способов использования ресурсов и получения прибыли, меняются параметры целевой эффективности. При изучении целевой эффективности университета теоретическим каркасом обычно служит модель тройной спирали (Triple Helix model). Одной из предпосылок данной модели является «повышенная значимость университета для передачи технологий, создания бизнеса и регионального развития, что ставит его на главную позицию в обществе, основанном на знаниях, в отличие от его второстепенной роли в индустриальном обществе» [14, p. 195]. С этой точки зрения университет выполняет множественную миссию, заключающуюся в распространении знаний, технологий, инноваций, культуры предпринимательства в обществе. В работе L. Leydesdorff тройная спираль описывается тремя функциями: создание богатства, производство знаний и нормативный контроль [15].

Модель тройной спирали дополняется концепцией академической революции (академического капитализма [16]), которая также касается усиления экономической роли университетов. Университетам важно коммерциализировать науку, быть предпринимателями наравне с другими видами бизнеса. Эта миссия меняет традиционные траектории преподавания и исследований в университетах и побуждает их искать контакты с заинтересованными сторонами, например, в промышленности и правительстве.

Управление экономическими системами Economic systems management

Сравнение традиционной и сетевой бизнес-моделей

Признак сравнения Традиционная бизнес-модель (традиционное благо) Сетевая бизнес-модель (сетевое благо)

Эффект масштаба Ценность блага зависит от его редкости и не изменяется по мере увеличения числа его пользователей Разнонаправленное изменение ценности сетевого блага для потребителя и производителя. По мере роста числа пользователей сетевого блага растет его полезность для существующих пользователей, но по достижении критической массы пользователей готовность платить падает

Эффект от производства, т.е. связанный со снижением постоянных затрат на единицу выпуска продукции при увеличении объема продукции Эффект от потребления, т.е. каждый дополнительный пользователь услуги увеличивает ее полезность для других пользователей

Эффект линейный (постепенный) Эффект растет по экспоненте

Свойство исключаемости блага Если благо (ресурс) использовано одним потребителем, другой его использовать не может Неисключаемость (несоперничество в потреблении) - наличие блага у одного индивида не уменьшает степень обладания благом для других

Права собственности Права собственности закреплены за конкретным потребителем, который приобрел благо Проданное благо остается в собственности продавца и может быть им продано еще раз впоследствии

Проблема старта (капитальных вложений) Традиционные бизнес-модели действуют на принципах закона убывающей отдачи Сетевые бизнес-модели действуют на принципах возрастающей отдачи

Затраты на создание первой единицы блага зависят от специфики этого блага Затраты на создание первой единицы блага всегда являются существенными

При значительных стартовых затратах можно получить соответствующие доходы при первой же сделке При значительных стартовых затратах нельзя получить соответствующие доходы с первой сделки

Составлено автором по: [6, с. 96-103].

В зависимости от доминирующей миссии университета характеристики и показатели оценки его деятельности (целевая эффективность) будут существенно различаться: вектор на инновации [17], развитие партнерства с бизнесом и промышленностью [18], развитие технологий в самом университете [19], цифровизация образовательных процессов [20], создание образовательной экосистемы [3] и др.

В образовательных метавселенных кругооборот связей обусловливается двусторонним влиянием цифровых технологий и людей. Идея использования метавселенной в образовании опирается на теорию адаптивной структуризации, смысл которой в том, что передовые информационные и цифровые технологии запускают изменения, которые

Управление экономическими системами Economic systems management

трансформируют институты и ресурсы [21]. Остановимся подробнее на этих правилах, поскольку они определяют изменения в поведении, а значит, коммуникациях человека.

Во-первых, нахождение в виртуальном мире дает эффект «социального присутствия» или «соприсутствия», трактуемых как способ быть с другими и ощущение присутствия рядом с другими [22].

Во-вторых, пропадает так называемое «неуправляемое общение», которое и есть суть неформальной коммуникации. Именно неформальные коммуникации являются основой для построения уникальных организационных культур, которые в дальнейшем могут обеспечить компании устойчивые конкурентные преимущества. Подключение к единому стандарту метавселенной дает определенную шаблонность и предполагает установление конкретных правил общения, а значит, как ни парадоксально, может снизить инно-вационность бизнеса.

В-третьих, принципиально, что в метавселенных может возникнуть обмен ролями между институтами, преподавателями и студентами. Искусственный интеллект как основная цифровая технология метавселенной обладает двойственностью: выступает как «учебник», который сам ученик может дополнить. По версии Кембриджского словаря, главное слово 2023 г. - «hallucinate», термин, который означает ситуацию, когда искусственный интеллект выдает ложную информацию1. Возможности коллективного и командного обучения также ставят вопрос «кто кого учит». В метавселенной происходит постоянный «test-and-trial» - уточнение и перепрошивка информации о людях, данных и других ресурсах.

Все сказанное, в свою очередь, влечет за собой еще одну миссию университета - роль в социальных преобразованиях [23], поскольку продуцируемый университетом процесс коммуникаций определяет специфику общества в целом.

Заключение

Идея метавселенных для целей трансформации университетов только зарождается. Среди преимуществ метавселенных для образования главными являются индивидуальный подход к обучению с одновременной возможностью создания виртуальных команд, технические возможности (перевод, моделирование, быстрые и сложные расчеты), удаленный доступ к занятиям и т.д.

В работах [24; 25] описывается цифровой кампус университета, функционирующий в формате блокчейн (METAEDU). В России широкое применение получила виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), используемая в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, Томском государственном университете, Владивостокском государственном университете экономики и сервиса и др. [26].

Однако большинство традиционных университетов не знают о потенциале применения новой бизнес-модели. Это связано с низкой готовностью вузов к вводу цифровых технологий как с точки зрения технического оснащения, так и с точки зрения развития мотивации персонала к обучению этим технологиям.

1 Кембриджский словарь назвал словом года «галлюцинировать» / Коммерсант. URL: https://www. kommersant.ru/doc/6338058 (дата обращения: 17.04.2024).

Управление экономическими системами Economic systems management

Источники

1. Razzak M.R., Al-Riyami S., Palalic R. Organizational meta capabilities in the digital transformation era // Foresight and STI Governance. 2022. Vol. 16, iss. 4. Р. 24-31. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.4.24.31.

2. Sima V., Gheorghe I.G., Subic J., Nancu D. Influence of the Industry 4.0 revolution on the human capital development and consumer behavior: a systematic review // Sustainability. 2020. Vol. 12, iss. 10. Р. 2-28. DOI: 10.3390/su12104035.

3. Koroleva D., Khavenson T., Tomasova D. Genesis and predictive ability of ecosystem approach in education // Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17, iss. 4. P. 93-109. DOI: 10.17323/2500-2597.2023.4.93.109.

4. Katalevsky D., Kosmodemianskaya N., Arutynyan A., Fortin C. University 3.0: a portfolio approach to the technology R&D management // Foresight and STI Governance. Vol. 16, iss. 2. Р. 15-30. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.2.15.30.

5. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад / Н.Б. Шугаль, Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова и др. М.: ВШЭ, 2023. 164 с. ISBN: 978-5-7598-2745-0. DOI: 10.17323/978-5-7598-2745-0. EDN: YHJTEY.

6. Орехова С.В. Сетевая экономика. Екатеринбург: УрГЭУ, 2022. 166 с. ISBN: 978-59656-0326-8. EDN: NVQZJQ.

7. Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10, № 3(57). С. 64-90. EDN: WMIXBN.

8. Шаститко А.Е., Паршина Е.Н. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области // Современная конкуренция. 2016. Т. 10, № 1(55). С. 5-18. EDN: WCEAJH.

9. Орехова С.В., Плахин А.Е. Метавселенные: переход к новой бизнес-модели или образ будущего? // Управленец. 2023. Т. 14, № 2. С. 35-46. DOI: 10.29141/2218-5003-202314-2-3. EDN: UDQNRA.

10. Papagiannidis S., Bourlakis M.A. Staging the New Retail Drama: at a metaverse near you! // Journal of virtual worlds research. 2010. № 2.5. P. 425-446. DOI: 10.4101/jvwr.v2i5.808.

11. Hwang G.-J., Chien S.-Y. Definition, roles, and potential research issues of the metaverse in education: an artificial intelligence perspective // Computers and education: artificial intelligence. 2022. № 3. Art. 100082. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100082.

12. Kye B., Han N., Kim E. et al. Educational applications of metaverse: possibilities and limitations // Journal of educational evaluation for health professions. 2021. Vol. 18. Art. 32. DOI: 10.3352/jeehp.2021.18.32.

13. Орехова С.В., Никитина О.М. Метавселенная как новая бизнес-модель университета // Уфимский гуманитарный научный форум. 2023. № 2(14). С. 68-75. DOI: 10.47309/27132358-2023-2-68-75. EDN: XKDHKD.

14. Cai Y., Etzkowitz H. Theorising the triple helix model: past, present, and future // Triple Helix. 2020. Vol. 7, iss. 2-3. Р. 189-226. DOI: 10.1163/21971927-bja10003

15. Leydesdorff L. The triple helix, quadruple helix, ..., and an N-tuple of helices: explanatory models for analysing the knowledge-based economy? // Journal of the knowledge economy. 2012. Vol. 3, iss. 1. Р. 25-35. DOI: 10.1007/s13132-011-0049-4.

Управление экономическими системами Economic systems management

16. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism: politics, policies, and the entrepreneurial university. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 276 p. ISBN: 0-8018-5549-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Vick T.E., Nagano M.S., Popadiuk S. Information culture and its influences in knowledge creation: evidence from university teams engaged in collaborative innovation projects // International journal of information management. 2015. Vol. 35, no. 3. Р. 292-298. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2015.01.010.

18. Huang M.-H., Chen D.-Z. How can academic innovation performance in university-industry collaboration be improved? // Technological forecasting and social change. 2017. Vol. 123. Р. 210-215. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.03.024.

19. Al-Jedaiah M. Knowledge management and e-learning effectiveness: empirical evidence from Jordanian higher education institutions // International journal of emerging technologies in learning. 2020. Vol. 15. no. 5. Р. 50-62. DOI: 10.3991/ijet.v15i05.11653.

20. Dneprovskaya N., Shevtsova I., Bayaskalanova T., Lutoev I. Knowledge management methods in online course development // Proceedings of the European Conference on e-Learning. Prague, 2016. Р. 159-165.

21. DeSanctis G., Poole M.S. Capturing the complexity in advanced technology use: adaptive structuration theory // Organization science. 1994. Vol. 5, iss. 2. P. 121-147. DOI: 10.1287/orsc. 5.2.121.

22. Zhao S. Toward a taxonomy of copresence // Presence. 2003. Vol. 12, iss. 5, P. 445-455. DOI: 10.1162/105474603322761261.

23. Etzkowitz H., Viale R. Polyvalent knowledge and the entrepreneurial university: a third academic revolution? // Critical sociology. 2010. Vol. 36, iss. 4. Р. 595-609. DOI: 10.1177/ 0896920510365921.

24. Duan H., Li J., Fan S. et al. Metaverse for social good: a university campus prototype // MM '21: ACM Multimedia Conference. New York: ACM, 2021. P. 153-161. DOI: 10.1145/ 3474085.3479238.

25. López-Belmonte J., Pozo-Sánchez S., Lampropoulos G., Moreno-Guerrero A.-J. Design and validation of a questionnaire for the evaluation of educational experiences in the metaverse in Spanish students (METAEDU) // Heliyon. 2022. Vol. 8, iss. 11. Art. e11364. DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e11364.

26. Романова Г.В. Цифровизация высшего образования: новые тренды и опыт внедрения // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2020. № 4(52). С. 31-36. EDN: BXOGYB.

References

1. Razzak M.R., Al-Riyami S., Palalic R. Organizational meta capabilities in the digital transformation era. Foresight and STI Governance. 2022. Vol. 16, iss. 4. Рр. 24-31. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2022.4.24.31.

2. Sima V., Gheorghe I.G., Subic J., Nancu D. Influence of the Industry 4.0 revolution on the human capital development and consumer behavior: a systematic review. Sustainability. 2020. Vol. 12, iss. 10. Рр. 2-28. DOI: https://doi.org/10.3390/su12104035.

3. Koroleva D., Khavenson T., Tomasova D. Genesis and predictive ability of ecosystem approach in education. Foresight and STI Governance. 2023. Vol. 17, iss. 4. Pp. 93-109. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2023.4.93.109.

Управление экономическими системами Economic systems management

4. Katalevsky D., Kosmodemianskaya N., Arutynyan A., Fortin C. University 3.0: a portfolio approach to the technology R&D management. Foresight and STI Governance. Vol. 16, iss. 2. Pp. 15-30. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2022.2.15.30

5. Shugal'N.B., Bondarenko N.V., Varlamova T.A. et al. Tsifrovaya sreda v obrazovatel'nykh organizatsiyakh razlichnykh urov-nei: analiticheskii doklad [Digital environment in educational organizations of different levels: analytical report]. Moscow: HSE, 2023. 164 p. ISBN: 978-5-7598-2745-0. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2745-0. EDN: https://www.elibrary.ru/yhjtey. (In Russ.)

6. Orekhova S.V. Setevaya ehkonomika [Network Economics]. Ekaterinburg: USUE, 2022. 166 p. ISBN: 978-5-9656-0326-8. EDN: https://www.elibrary.ru/nvqzjq. (In Russ.)

7. Kovalenko A.I. Problematika issledovanii mnogostoronnikh platform [Multisided platforms research problematic]. Sovremennaya konkurentsiya. 2016. Vol. 10, no. 3(57). Pp. 64-90. EDN: https://www.elibrary.ru/wmixbn. (In Russ.)

8. Shastitko A.E., Parshina E.N. Rynki s dvustoronnimi setevymi ehffektami: spetsifikatsiya predmetnoi oblasti [Two-sided markets: the subject matter specification]. Sovremennaya konkurentsiya. 2016. Vol. 10, no. 1(55). Pp. 5-18. EDN: https://www.elibrary.ru/wceajh. (In Russ.)

9. Orekhova S.V., Plakhin A.E. Metavselennye: perekhod k novoi biznes-modeli ili obraz budushchego? [Metaverses: transition to a new business model or the image of the future?]. Upravlenets. 2023. Vol. 14, no. 2. Pp. 35-46. DOI: 10.29141/2218-5003-2023-14-2-3. EDN: https://www.elibrary.ru/udqnra. (In Russ.)

10. Papagiannidis S., Bourlakis M. A. Staging the New Retail Drama: at a metaverse near you! Journal of virtual worlds research. 2010. No. 2.5. Pp. 425-446. DOI: https://doi.org/10.4101/ jvwr.v2i5.808.

11. Hwang G.-J., Chien S.-Y. Definition, roles, and potential research is-sues of the metaverse in education: an artificial intelligence perspective. Computers and education: artificial intelligence. 2022. No. 3. Art. 100082. DOI: https://doi.org/10.10167j.caeai.2022.100082.

12. Kye B., Han N., Kim E. et al. Educational applications of metaverse: possibilities and limitations. Journal of educational evaluation for health professions. 2021. Vol. 18. Art. 32. DOI: https://doi.org/10.3352/jeehp.2021.18.32.

13. Orekhova S.V., Nikitina O.M. Metavselennaya kak novaya biznes-model' universiteta [Metaverse as a new university business model]. Ufimskii gumanitarnyi nauchnyi forum. 2023. No. 2(14). Pp. 68-75. DOI: https://doi.org/10.47309/2713-2358-2023-2-68-75. EDN: https://www.elibrary.ru/xkdhkd. (In Russ.)

14. Cai Y., Etzkowitz H. Theorising the triple helix model: past, present, and future. Triple Helix. 2020. Vol. 7, iss. 2-3. Pp. 189-226. DOI: https://doi.org/10.1163/21971927-bja10003

15. Leydesdorff L. The triple helix, quadruple helix, ..., and an N-tuple of helices: explanatory models for analysing the knowledge-based economy? Journal of the knowledge economy. 2012. Vol. 3, iss. 1. Pp. 25-35. DOI: 10.1007/s13132-011-0049-4.

16. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism: politics, policies, and the entrepreneurial university. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 276 p. ISBN: 0-8018-5549-7.

Управление экономическими системами Economic systems management

17. Vick T.E., Nagano M.S., Popadiuk S. Information culture and its influences in knowledge creation: evidence from university teams engaged in collaborative innovation projects. International journal of information management. 2015. Vol. 35, no. 3. Р. 292-298. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2015.01.010.

18. Huang M.-H., Chen D.-Z. How can academic innovation performance in university-industry collaboration be improved? Technological forecasting and social change. 2017. Vol. 123. Рр. 210-215. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.03.024.

19. Al-Jedaiah M. Knowledge management and e-learning effectiveness: empirical evidence from Jordanian higher education institutions. International journal of emerging technologies in learning. 2020. Vol. 15. no. 5. Рр. 50-62. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v15i05.11653.

20. Dneprovskaya N., Shevtsova I., Bayaskalanova T., Lutoev I. Knowledge management methods in online course development. In: Proceedings of the European Conference on e-Learning. Prague, 2016. Рр. 159-165.

21. DeSanctis G., Poole M.S. Capturing the complexity in advanced technology use: adaptive structuration theory. Organization science. 1994. Vol. 5, iss. 2. Pp. 121-147. DOI: https:// doi.org/10.1287/orsc.5.2.121.

22. Zhao S. Toward a taxonomy of copresence. Presence. 2003. Vol. 12, iss. 5, Pp. 445-455. DOI: https://doi.org/10.1162/105474603322761261.

23. Etzkowitz H., Viale R. Polyvalent knowledge and the entrepreneurial university: a third academic revolution? Critical sociology. 2010. Vol. 36, iss. 4. Рр. 595-609. DOI: https://doi. org/10.1177/ 0896920510365921.

24. Duan H., Li J., Fan S. et al. Metaverse for social good: a university campus prototype. In: MM '21: ACM Multimedia Conference. New York: ACM, 2021. Pp. 153-161. DOI: https:// doi.org/10.1145/3474085.3479238.

25. López-Belmonte J., Pozo-Sánchez S., Lampropoulos G., Moreno-Guerrero A.-J. Design and validation of a questionnaire for the evaluation of educational experiences in the metaverse in Spanish students (METAEDU). Heliyon. 2022. Vol. 8, iss. 11. Art. e11364. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e11364.

26. Romanova G.V. Tsifrovizatsiya vysshego obrazovaniya: novye trendy i opyt vnedreniya [Digitalization of higher education: new trends and experience of implementation]. Gumanitarnye nauki (g. Yalta). 2020. No. 4(52). Pp. 31-36. EDN: https://www.elibrary.ru/ bxogyb. (In Russ.)

Информация об авторах

Никитина Оксана Маратовна, старший преподаватель кафедры банковского и инвестиционного менеджмента. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19. E-mail: ksana2684@ mail.ru.

Information about the authors

Oksana M. Nikitina, Senior Lecturer of Banking and Investment Management Dept. Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, 620002, Ekaterinburg, Mira St., 19. E-mail: ksana2684@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.