ЭКО. - 2012. - №12
Дискуссия
Ключевые слова: переработка алмазов, ювелирная отрасль, финансовый инструмент, технические алмазы
От сырья — к новым высокотехнологичным производствам (дискуссия)
В рамках «круглого стола» «Алмазно-бриллиантовый комплекс России: от новых материалов - к новой продукции» прошла дискуссия о создании в Сибири инновационного кластера по переработке алмазов не только ювелирного, но и, в первую очередь, технического назначения, и организации высокотехнологичных производств на основе их использования.
Н.П. Похиленко, академик РАН, Институт геологии и минералогии СО РАН им. В.С. Соболева, Новосибирск: - Сегодня мы будем говорить о двух очень важных для современной инновационной промышленности видах сырья - это редкие и редкоземельные металлы и алмазы. И проблема тут одна -как от продажи сырья перейти к выпуску конечной продукции, без широкомасштабного использования которой немыслимы современные высокотехнологичные отрасли промышленности. Россия обладает очень большими запасами этих видов сырья, но их переработка и применение оставляют желать лучшего. Так, по уровню использования на душу населения редких и редкоземельных металлов мы - на уровне самых отсталых стран.
Около года назад делегация Сибирского отделения РАН посетила центр новых технологий в Хьюстоне. Его возглавляет наш соотечественник А. Игнатьев, и там работают выпускники ведущих наших вузов, в том числе из новосибирского Академгородка. На основе кристаллов редкоземельных элементов и их соединений созданы сверхпроводящие пленки, а на их основе - электродвигатель весом менее 30 кг с мощностью 150 л.с. и КПД более 75% (у «Мерседеса» -в лучшем случае 45%).
Без использования редкоземельных элементов невозможны современная электроника, фотоника, оптоэлектронные
системы, космические технологии, создание суперсплавов. Редкие металлы - это новые конструкционные материалы, которые при очень высокой прочности в три раза легче обычных. Это скоростной транспорт. Наш Транссиб проигрывает, потому что составы движутся в 2-2,5 раза медленнее, чем, например в Китае. Но стоит добавить в сталь ниобий -и можно делать бесшовные длинные рельсы.
К сожалению, в 1990-е годы это все осталось за бортом развития нашей промышленности, но ситуацию нужно менять. Инновационные технологии, новые технологии в промышленности - это выход из того тупика, в который мы идем с нашей сырьевой экономикой.
К тому же ресурсы для сырьевой экономики не бесконечны. Например, «АЛРОСЕ» запасов для сохранения нынешнего уровня добычи хватит лет на 15-17, но это - глубокие горизонты уже известных месторождений. А при подземной отработке в 2-2,5 раза снижается объем выемки руд, в 2-3 раза выше себестоимость. Добыча становится менее экономически эффективной, хотя цены на алмазы растут. Для выявления новых алмазоносных полей требуются новые технологии, геологические методики, усовершенствованные геофизические комплексы, одним бурением здесь ничего не сделаешь.
К сожалению, геологическая служба страны близка к развалу. Работы по выявлению территорий, перспективных на тот или иной вид полезных ископаемых, включая алмазы, редкие, благородные металлы, фактически не ведутся. Компании производят такие работы в пределах своих лицензий. Эту ситуацию тоже надо менять.
В.А. Крюков, член-корреспондент РАН, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск: - Речь идет о формировании таких взаимоотношений внутри технологической и стоимостной цепочки, которые обеспечивали бы реализацию потенциальной ценности алмазного сырья. Использование технических, импактных алмазов для получения новых изделий позволит гораздо больше заработать.
Н.П. Похиленко: - Проблема в том, что если доля России в добыче алмазного сырья - 28%, то ее удельный вес в гранильном производстве и выпуске готовых изделий
с бриллиантами и ювелирной отрасли - гораздо ниже. Выход конечной продукции в этой отрасли в России практически в четыре раза меньше, чем в целом в мире. А 80% прибыли дают именно эти виды деятельности. Вот в чем проблема.
М.В. Николаев, доктор экономических наук, Арктический научный центр Северо-Восточного федерального университета, Якутск: - Для решения этой проблемы и нужно исследование, предусмотренное форсайт-проектом. Когда создавалась «АЛРОСА», о ней говорили как о вертикально-интегрированной транснациональной компании, которая будет получать прибыль также и от гранильной и ювелирной деятельности. Дорожная карта форсайт-проекта поможет убедить в том, что эта отрасль требует инвестиций и может принести достаточно большой доход государству.
Н.П. Похиленко: - Какое-то время назад говорили о том, что гранильная промышленность невыгодна, так как дает всего 5-6% прибыли. И действительно, она, в лучшем случае, приносит 15-20% прибыли от стоимости исходного сырья. Но в готовом ювелирном изделии стоимость необработанного алмаза составляет 15-20% от цены, т.е. обработка приносит основную прибыль. Поэтому создание и развитие гранильной, ювелирной промышленности сейчас очень важно.
М.В. Николаев: - Существует такое понятие, как ювелирный коэффициент, на который умножается стоимость сырья (золота, платины, серебра и бриллиантов) при продаже в готовом ювелирном изделии. Минимальный ювелирный коэффициент - два, а у итальянской фирмы Ви^ап он равен семи (это 700%). То есть именно ювелирная промышленность дает больше всего прибыли, но в настоящий момент у нас эта отрасль сильно отстает.
Н.П. Похиленко: - Бриллианты можно сделать только из природных алмазов хорошего качества, и они у нас есть. Но лучшие зарубежные фирмы, пока мы будем продавать им сырье, не подпустят нас к розничным сетям. Нам нужно использовать свое монопольное положение по добыче сырья, привлекать возможности известных ювелирных брендов, осваивать их технологии, сначала - для внутреннего рынка, а потом вместе с ними выходить на мировой рынок. Естественно, на начальных этапах не будет таких больших доходов, но шаг за шагом можно приближаться к этому.
М.В. Николаев: - Проблема в том, что мы можем быть конкурентоспособными только как транснациональные компании, которые консолидировали бы опыт российских брендов и продвинули бы наши бриллианты и алмазы. Вопрос в том, как интегрироваться? Бренды в России есть, ювелирная школа - тоже: яйца Фаберже до сих пор хорошо продаются. Но нормативно-правовые акты, касающиеся гранильной отрасли, не допускают полноценной конкуренции и возможности выхода на внешний рынок. И наше вступление в ВТО требует создания программы, которая дала бы возможность успешно конкурировать и занять большую долю рынка.
Н.П. Похиленко: - В конкурентной борьбе нужно максимально использовать все имеющиеся преференции, а главная из них - это доступ к сырью. Судя по тому, каким образом меняется ситуация с сырьевой базой бриллиантовой промышленности, здесь у нас положение гораздо более выгодное, чем у многих других иностранных компаний (у De Beers, например).
Реплика: - Сейчас складывается глобальный мировой рынок, и на нем не очень-то нас ждут. Любой, кто входит в новые отрасли, будет вынужден столкнуться с жестким противодействием, противостоянием, конкуренцией, наконец.
М.В. Николаев: - Но мы же не совсем новички на этом рынке, у нас 60-летняя история алмазного рынка. Нас знают, надо развивать взаимодействия с мировым алмазно-бриллиантовым рынком.
В.А. Крюков: - Нас знают как поставщиков сырья...
М.В. Николаев: - Вступление в ВТО сильно урезало потенциальные возможности доступа к сырью, работает антимонопольное законодательство, и мы не можем внутри страны распределять производителям сырье по низким ценам. Хотя в прошлом был опыт создания А.Н. Косыгиным алмазно-обрабатывающей промышленности в Советском Союзе. Существовали крупные ювелирные центры: в Москве, Смоленске, Киеве, Виннице, Гомеле, Барнауле и Узбекистане. Руководство страны раньше думало о том, где взять прибыль. Сейчас все это пришло в упадок, и мы не можем конкурировать с опытными, сильными мировыми гранильщиками. В развитии этих направлений и лежит решение проблемы.
Качество бриллианта напрямую зависит от технологии огранки, у нас все технологии - из Израиля, а в Китае, например, все делают под единый стандарт. В настоящий момент большинство наших предприятий - мелкие, с численностью менее 15 человек, кроме смоленского «Кристалла» и ЗАО «РУИЗ ДАЙМОНДС» в Москве. Какую конкуренцию они могут составить? Мы все прекрасно понимаем, что переход к производству ювелирных изделий у алмазодобывающих компаний - только через развитие гранильной отрасли. Раньше политика государства заключалась в том, чтобы развести сырье и бриллианты. Сейчас же мировые гранильные центры располагаются ближе к сырьевым базам, и это оправданно.
Ю.П. Воронов, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск: - Сейчас одно из направлений (независимо от того, искусственный алмаз или природный) - разработка новых видов огранки, при которых у бриллианта получаются новые оптические эффекты (разноцветные, любого однородного цвета). Это инновационное направление привлекательно, потому что деньги получаются вообще вроде бы из ничего.
З.З. Умаров, заместитель генерального директора, ЗАО Российско-Китайская универсальная торговая площадка «Фактор», Новосибирск: - Могут ли основой стратегии отрасли стать дорожные карты, разработанные в ходе форсайта? Это будут рекомендации или какие-то целевые программы, которые будут обязательны к исполнению алмазной промышленностью России? Как Вы считаете, насколько воспримет бизнес результаты этих исследований?
М.В. Николаев: - Эти вопросы адресованы скорее к наиболее заинтересованным организациям - Минфину России, «АЛРОСЕ».
Изначально, конечно, стратегия нужна государству: сначала оно инвестирует в отрасль, а потом уже, после создания инфраструктуры, проект становится интересным частному бизнесу. Естественно, очень многие инвестиционные требования предполагают поддержку государства, это гарантирует частному инвестору сохранность капиталов.
Сейчас вообще в этой отрасли нет государственной программы, хотя в других отраслях какие-то программы по
развитию разрабатываются. Форсайт-проект может стать вариантом такой программы.
З.З. Умаров: - Будут ли привлечены к форсайт-проекту зарубежные эксперты?
М.В. Николаев: - Наряду с российскими обязательно привлечение зарубежных. Изучением алмазного рынка занимаются четыре компании, которым принадлежит 80% мирового рынка. Формализация взаимоотношений с этими компаниями помогла бы определить общую политику, потому что это интересно для всех. Ранее компания De Beers монопольно управляла ценами, сейчас монополия отменена европейским судом, и африканские страны могут стать очень мощным конкурентом всем производителям. Форсайт-проект поможет подключить к изучению проблемы научный потенциал.
В.А. Крюков: - Проблемы алмазно-бриллиантового комплекса удивительно схожи с проблемами минерально-сырьевого комплекса применительно к топливно-энергетическим ресурсам. Нефтепереработка в мире работает на нулевой рентабельности, та же ситуация и с огранкой.
Одна из основных проблем алмазно-бриллиантового комплекса - это определение его границ и рамок. Надо ли доводить стоимостную цепочку до этапа огранки бриллианта или дальше, до ювелирного изделия, которое стоит уже в сотни раз больше? Та же самая проблема сейчас в добыче энергоресурсов - до какой стадии развивать цепочку нефтепереработки? Очень часто проблему рассматривают примитивно: продажа сырой нефти - невыгодно, давайте нефтепродукты. Сейчас перешли к выпуску нефтепродуктов, и фактически в нефтепереработке мы создаем отрицательную стоимость. Я думаю, то же самое происходит при огранке алмазов.
Существует проблема изменения принципов организации отрасли, в том числе геологоразведочных работ. Сейчас монополия - у Республики Саха (Якутия) (компания «АЛРОСА»), здесь упоминались компании второго эшелона, но ни в одном из выступлений не говорилось об их роли, их значимости. Между тем в нефтегазовом секторе России только за ними будущее. Это вопрос настройки всех элементов системы налогообложения и организации таможенной политики, это колоссальная комплексная задача.
М.А. Ягольницер, кандидат экономических наук, ИЭОПП СО РАН: - Наличие в алмазно-бриллиантовом комплексе двух крупных направлений, связанных с производством бриллиантов (ювелирные изделия) и технических алмазов, диверсифицирует бизнес и дает инвесторам возможность выбора.
Сегодня предлагалось, чтобы государство вкладывало средства в отрасль, но вряд ли стоит на это надеяться. А бизнес консервативен, он тоже не спешит вкладывать. Но есть еще одно интересное направление - алмазы можно использовать как финансовый инструмент. В нестабильное время инвесторы вкладываются в золото, почему в алмазы нельзя вкладываться? Они точно так же сертифицируются и т.д. Естественно, если алмазы станут финансовым инструментом, в отрасль пойдут уже не государственные, а частные инвестиции и, возможно, довольно большие.
В.А. Крюков: - Если вы покупаете дорогой алмаз - это финансовые гарантии, гарантии возврата, оборота, т.е. условия специфического рынка, где продают дорогие изделия, рассчитанные на особенного покупателя. Покупка алмазного украшения - это вложение средств надолго, изделие не теряет свою стоимость.
М.А. Ягольницер: - Алмазно-бриллиантовый рынок неустойчив и очень сильно зависит от спроса, который подвержен волатильности, и не факт, что можно заработать, создав конечное ювелирное звено. Поэтому чем шире будет область использования алмазов, тем лучше.
Технические алмазы очень перспективны, а попигайские импактные алмазы вообще могут перевернуть весь рынок технических алмазов, включая цены. Поэтому новые области использования алмазов, в том числе и в финансовых технологиях, - это тот «спасательный круг», который поможет предприятиям отрасли с точки зрения подпитки инвестиционным капиталом.
Г.Ю. Боярко, доктор экономических наук, заведующий кафедрой Института природных ресурсов Томского политехнического института: - Себестоимость технических искусственных алмазов сейчас - 10-15 центов за карат, а природных -доходит до 0,5 долл., но они используются именно в микроразмерностях, а не в наноразмерностях, как искусственные.
Когда делается выбор, надо учитывать эффективность разработки месторождения (без геологоразведочных работ это невозможно), а также капитальные затраты на производство искусственных алмазов - 500 долл. на 1 карат годового производства. Отсутствие инфраструктуры - не помеха: заводы по их производству можно строить везде. Сейчас развиваются новые технологии: в Японии появились пленочные алмазы в промышленном масштабе (для чипов), новые материалы, например, графен - в лабораторных условиях пленки гра-фена имеют теплопроводность в 1,5 раза больше, чем алмазы, поэтому эти продукты будут востребованы.
Что касается алмазов как финансового инструмента. Когда развивался золотой рынок в 1990-х гг., вышел указ президента, разрешающий торговлю золотом коммерческим банкам, но они не покупали у добывающих предприятий золото, поскольку операции облагались НДС. И только когда его отменили, появился нормальный рынок. Точно так же для оборота бриллиантов на внутреннем рынке требуется создать специальную систему.
В.Г. Винс, кандидат физико-математических наук, директор новосибирского филиала ООО «Новые бриллианты Сибири»: - С моей точки зрения, серьезнейшим конкурентом для отечественного и мирового рынка ювелирных алмазов являются развивающиеся технологии выращивания крупных монокристаллов с помощью высоких давлений и температур и новый метод синтеза алмаза из газовой фазы (CVD-алма-зы). Это возможность получения материала с наперед заданными свойствами, что очень важно для различных высокотехнологичных применений. Современный уровень технологий позволяет выращивать и крупные кристаллы, которые современными методами тестирования практически не отличить от натуральных. Так, в 2012 г. одна из ведущих геммологических лабораторий выписала сертификат на 300 синтетических алмазов, и они были проданы на рынке как натуральные.
Я считаю, что не за горами тот момент, когда даже у нас будут получены бесцветные камни размерностью 10 каратов, из которых можно получить бриллиант более 2 каратов. Как только это произойдет, вся идеология De Beers
(ювелирный алмаз - это уникальный камень, потому что их очень мало) рассыплется как карточный домик (я говорю только о ювелирном рынке, ни в коем случае не о технических попигайских алмазах). Это опасность вполне реальная, и она не за горами.
Н.П. Похиленко: - Не совсем так, если вспомнить ситуацию с изумрудами. Сейчас технологии позволяют их выращивать, но сколько они стоят? Ограненный карат высочайшего качества - примерно 12-15 долл. за карат, но природный изумруд такого же размера - уже 1200-1500 долл. То же и с алмазами, причем с развитием технологий проблема их тестирования разрешится.
М.В. Николаев: - Опасность существует, и поэтому требуется изменение отношений на ювелирном рынке. Примеры уже есть - страны договариваются об определенных условиях сертификации, можно в нее включить еще одну позицию -происхождение. Уже сегодня есть различные спектральные методы, позволяющие определить происхождение алмаза.
Вопрос: - Применение в ювелирной промышленности искусственных алмазов - это демпинг для того, кто вкладывается в эту отрасль. На что ориентироваться в рамках инновационного развития - на развитие добычи природных алмазов либо на развитие рынка синтетических?
В.А. Крюков: - Разные виды натуральных и искусственных алмазов имеют свои непересекающиеся рынки, и понимание логики развития этих рынков определяет формирование стоимостных цепочек. Это довольно сложная научная, исследовательская, маркетинговая, практическая бизнес-задача. Мне кажется, ключ к ее решению - в констатации того факта, что появляются сегментированные рынки, и на этих рынках должны работать разные игроки.
Мы находимся в самом начале пути, который позволял бы реализовывать колоссальную потенциальную ценность, заложенную в наших природных богатствах. Мне кажется, это тема не только «круглых столов», необходимо сотрудничество экономистов, геологов, технологов, политиков. И чем скорее мы начнем разрабатывать и продвигать меры по развитию в Сибири промышленности по переработке алмазов, редких металлов и других видов ценного природного сырья и организации высокотехнологичных производств, тем лучше.