О «бедном» алмазе...
«Не счесть алмазов в наших кладовых...»- с этой мыслью (или с такой оценкой нашего достояния) жило не одно поколение россиян. Если речь шла о далеком прошлом, то имелись в виду те колоссальные богатства, которые были накоплены поколениями власть имущих и предприимчивых людей. В не столь далеком прошлом -подразумевались колоссальные открытия поколений геологов, горняков и тружеников «бриллиантово-алмазного комплекса», который формировался на протяжении почти пятидесяти лет в СССР, а в настоящем - результаты труда и энергии тех же геологов и всех, кто сохранил приверженность своей профессии и своему делу в непростые перестроечные годы.
С тех пор, насколько можно судить по разрозненным источникам, наши «кладовые» изрядно оскудели: в 1990-е алмазы служили ликвидным источником и пополнения государственной казны (они направлялись на самые разные цели в виде залога, обеспечения, покрытия и государственных обязательств), и амбиций новых руководителей новой страны (одна «корпорация Госинкор» чего стоит!).
Главное богатство тем не менее удалось сохранить - недра находятся в руках государства, основную добычу обеспечивает ОАО «АЛРОСА», а гранильная фабрика ОАО «Кристалл» в Смоленске (100% в руках государства) является одной из крупнейших в Европе и устойчиво продвигает на рынок бриллианты так называемой «русской огранки».
За последние годы и в добыче, и в огранке алмазов в стране достигнуты впечатляющие результаты. «АЛРОСА» стала крупнейшей алмазодобывающей компанией в мире (с долей около 30%), ее выручка в 2011 г. превысила рекордные 4 млрд долл. «Смоленские бриллианты» также наращивают объемы и улучшают свои позиции на внешнем рынке. Обе компании осознают (и это видно не только по намерениям, но и на практике), что без инноваций и поиска новых ниш и новых форм работы на рынке развитие невозможно.
В 1990-е годы много было «сломано копий» в связи с выходом России из схемы торговли только через компанию De Beers. В ноябре 2012 г. «АЛРОСА» заключила первое долгосрочное соглашение с компанией Chow Tai Fook Jewellery Group Limited о поставках алмазного сырья на китайский рынок. Стремительно растущий китайский средний класс «остро нуждается» в предметах роскоши. В результате самостоятельность повысилась, а вот о результатах в полной мере сказать трудно - увеличилась и волатильность рынка алмазов.
О «бедном» алмазе.
3
Увы, говорить о позитивных переменах со всей определенностью нельзя. И вызвано это, как нам кажется, рядом общих причин, характерных и для других секторов российской экономики:
- ориентация на экспорт сырья - в данном случае алмазного (но от этого оно сырьем быть не перестает);
- стремительное ухудшение качества ресурсной базы компании «АЛРОСА»: если раньше в традиционном районе деятельности на 1 тонну породы извлекалось 7-8 каратов алмазов, то сейчас - в лучшем случае 1,5 карата;
- быстрый рост издержек, технических и экономических проблем в сегменте добычи (от открытой карьерной компания перешла к подземной добыче с огромным объемом затрат на строительство шахт и подземных выработок).
Среди других причин - инерция, превалирование амбиций и невзвешенного подхода к ведению бизнеса (от этого не может спасти даже форсайт-анализ, каким бы продвинутым и экспертно-обеспеченным он ни был), неучет фактора времени и завышенные ожидания... Но все же главная проблема отрасли - в узком понимании бизнеса и подходов к его ведению.
У большинства алмазы ассоциируются с «горами света» в ювелирных изделиях. Но в современном мире превалирующая доля потребления алмазов приходится не на бриллианты, а на ту алмазную «пыль», которая используется в различных отраслях промышленности. Самый крупный потребитель - строительство, за ним следуют машиностроение, наукоемкие отрасли и только потом - производство ювелирных изделий. При этом значительную долю потребности в данной «пыли» покрывают искусственные алмазы. Соотношение объемов потребления искусственных и естественных алмазов просто несопоставимо. До недавнего времени казалось, что искусственные алмазы навсегда победили алмазы естественные (там, где речь не идет о бриллиантах).
Оказывается, нет - не победили. В России еще в 1971 г. было открыто уникальное алмазное месторождение (до конца не изученное) алмазов метеоритного происхождения, которые по твердости значительно превосходят как «пыль» естественных алмазов, так и алмазов искусственного происхождения.
Есть удивительная, на наш взгляд, общая черта у бриллиантов (алмазов высшей точности или степени огранки - так называемой «русской огранки») и метеоритных алмазов (по-научному - лонс-дейлитов, или импактных алмазов): те и другие требуют. высокой культуры их потребления и применения.
«Культура потребления» алмаза «русской огранки» предполагает совсем другие ювелирные украшения, в которые вправлен подобный алмаз, а также другое знание о нем с точки зрения
«встраивания» в систему материальных ценностей и приоритетов (не просто красивый камень, но камень в художественном по качеству украшении, который не только блестит, но и имеет свою «родословную» и свою цену, а также инфраструктуру, их поддерживающую).
«Культура применения» лонсдейлитов предполагает спрос на высокотехнологичную продукцию и на современные высококачественные товары и изделия - двигателей, элементов компьютерных устройств, режущего инструмента, буровых долот и проч.
Нецелесообразно наращивать добычу алмазов - как бриллиантов, так и лонсдейлитов - без понимания и оценки направлений развития многообразных потребностей человека в современном мире. Рост среднего класса - залог расширения спроса на бриллианты «русской огранки», а развитие высокотехнологичных отраслей - залог роста спроса на лонсдейлиты. Повышение качества жизни предполагает также и улучшение качества жилья и городской среды за счет современных материалов. За примерами далеко ходить не надо - Камергерский переулок наших дней в Москве напоминает Пресню 1905 года: горы вывороченных булыжников мостовой заменяются на гладко отшлифованные - с применением современного инструмента - блоки сиенита.
К сожалению, как нам кажется, развитие «алмазно-бриллиантового комплекса» (сфер деятельности, связанных с поиском, разведкой, добычей и огранкой алмазов) идет по очень извилистому пути. Гранильная промышленность переживает периоды всплесков и падений - в основном потому, что производит бриллианты, а не готовые ювелирные изделия; добывающая промышленность поставляет алмазное сырье и сталкивается с постоянным ростом издержек на его извлечение.
Алмазы в какой-то мере могут служить индикатором соответствия культуры потребления и культуры производства в той или иной стране в определенный момент времени. Как и всякий другой вид полезного ископаемого, они должны обеспечивать создание социальной ценности - для тех, кто живет сейчас и кто будет жить потом. Алмаз, однажды извлеченный на поверхность, с этой задачей может успешно справиться. Нам же необходимо - и все авторы настоящей подборки солидарны в этом мнении - помочь в этом, начиная от исследования новых свойств и заканчивая новыми сферами применения алмазов.
Главный редактор «ЭКО»
В.А. КРЮКОВ