Научная статья на тему 'Оt сбережений к инвестированию'

Оt сбережений к инвестированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев В.

Использование накоплений государства и граждан для финансирования долгосрочных инвестиций внутри страны магистральный путь развития российской финансовой системы. Мобилизация внутренних финансовых ресурсов требует реализации как минимум двух условий: во-первых, сохранения благоприятного эволюционного, фонового роста накоплений, прежде всего через снижение инфляции, и, во-вторых, структурных мер по развитию долгосрочного кредитования через расширение активов и долгосрочные обязательства. Расширение долгосрочных вложений потребует создания новых механизмов и инструментов инвестирования, имеющих длительную срочность, сопоставимую со срочностью пенсионных обязательств. Среди долговых инструментов в такой класс активов попадают, например, инфраструктурные облигации. Уже сейчас видно, что спрос на эти виды вложений при расширении пенсионных накоплений будет расти, и проработкой их выпуска надо заниматься заблаговременно. Запуская ряд новых и уникальных проектов в различных инфраструктурных сегментах, мы только начинаем процесс масштабного инвестирования. Вопросы организации таких инвестиций, включая привлечение финансирования, напрямую соответствуют задачам деятельности Банка развития, и нарабатываемый сейчас банком опыт в данном секторе создаст основу для качественной проработки и распространения перспективных долгосрочных финансовых инструментов, включая инфраструктурные облигации. Этот опыт Банка развития будет необходимым условием привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов и адекватного представления инфраструктурных проектов на развивающемся финансовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриев В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оt сбережений к инвестированию»

8 (1641 -2008

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОТ СБЕРЕЖЕНИЙ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ*

В. ДМИТРИЕВ,

доктор экономических наук,

председатель государственной корпорации

«Банк развития и внешнеэкономической деятельности

(Внешэкономбанк)»

Использование накоплений государства и граждан для финансирования долгосрочных инвестиций внутри страны — магистральный путь развития российской финансовой системы. Решение текущих задач борьбы с инфляцией требует налаживания контроля над бюджетными расходами и повышения их эффективности.

Кризис на зарубежных финансовых рынках показал уязвимость современной финансовой системы. Проявившиеся риски — это плата за потенциальный выигрыш в экономической эффективности, которую несет в себе усложнение финансовых продуктов, совершенствование бизнес-моделей участников рынка и дальнейшее развитие финансовой системы в целом.

Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования. Высокорискованная ипотека, непосредственно ставшая причиной потерь в банковском секторе США и других зарубежных стран, имеет ограниченное распространение в России. Общий объем выданных ипотечных кредитов у нас в стране составляет менее 30 млрд долл. Почти столько же составили прямые кредитные потери крупнейших зарубежных банков, а объем списаний их убытков был на порядок больше (примерно 380 млрд долл.). Объем ипотеки в РФ составляет 1,9% ВВП, в США более 75%, в ЕС - до 50%. Секьюритизация ипотечных кредитов пока имеет только малочисленные примеры на российском рынке, так же как пока ограниченным является в целом распространение сложных финансовых инструментов.

Однако произошедший кризис — предостережение на будущее. Регулятор и участники рынка должны осознавать, что при возникновении ана-

* Источник: Журнал «Эксперт». — 2008. — № 26 (615). — 30 июня.

логичных текущему зарубежному кризису проблем защищенность российского рынка в перспективе может быть гораздо меньше. Это произойдет из-за ожидаемого роста объемов кредитования, которое в прогнозе увеличится с 36% ВВП в 2007 г. до 70—75% ВВП в 2015г., а также ожидаемого усложнения применяемых инструментов и новых заимствований из-за рубежа.

Потенциальный рост внешних рисков повышает требования к качеству выстраивания российской финансовой системы и делает необходимым поиск новых механизмов мобилизации внутренних сбережений в качестве источника долгосрочного финансирования. Для обеспечения необходимого экономического роста потребуется уменьшить разрыв между уровнем сбережений в экономике (около 30 % ВВП) и накоплением основного капитала (примерно 20 % ВВП), атакже обеспечить стимулирование роста частных сбережений. Без этого финансовая система может оказаться завязана на иностранный капитал в масштабах, превосходящих разумные рамки международной интеграции.

Нестабильность зарубежных источников финансирования отчетливо проявилась при возникновении мирового кризиса ликвидности, в результате которого объемы кредитования уменьшились, а ставки выросли. Любые финансовые институты, использующие или рассматривающие возможность внешнего финансирования, в том числе Внешэкономбанк, могут столкнуться с ростом стоимости привлечения капитала, что неизбежно увеличивает стоимость предоставляемых кредитов для заемщиков.

Мобилизация внутренних финансовых ресурсов требует реализации как минимум двух условий: во-первых, сохранения благоприятного эволюционного, фонового роста накоплений, прежде всего через снижение инфляции, и во-вторых, структурных мер по развитию долгосрочного кредито-

вания через расширение активов и долгосрочные обязательства.

Инфляция и эффективность госрасходов. Высокая инфляция и слабая предсказуемость ее изменений — одна из ключевых причин недостаточности частных сбережений. Вне привязки к отдельным социальным слоям, отличающимся по уровню доходов, потребительскому поведению, финансовой грамотности, финансовым вложениям и в конечном счете — восприятию инфляции, рост цен дестимулирует сбережения и уверенность в стабильности финансовых институтов. Увеличивающаяся неопределенность тоже приводит к уменьшению инвестиционных планов российских компаний, задержкам в их реализации и более короткому горизонту бизнес-планирования.

Одной из причин инфляции в России в настоящий момент является опережающий рост госрасходов и их недостаточная эффективность. Федеральный бюджет за последние 3 года вырос почти в 1,5 раза в реальном выражении, а в номинальном — практически удвоился. Это происходило с опережением темпов роста ВВП: доля федерального бюджета увеличилась с 15,8% ВВП в 2004г. до 18,8—19,1 % в 2008 г. В нынешнем году только за 1кв. бюджетные расходы федерального уровня увеличились на один процентный пункт ВВП. Согласно прогнозным оценкам, наблюдавшийся в 2007 г. профицит бюджета в 5,4% ВВП должен в ближайшие 3 года практически исчезнуть.

Традиционно считалось, что на инфляцию наряду с ограничением бюджетных расходов можно воздействовать через курсовую политику и укрепление курса рубля, которое вызывает дополнительный приток импорта. С 2003 г., когда начался номинальный рост курса рубля, импорт вырос в 3 раза. Сейчас масштабы влияния этого канала минимальны — избыточное укрепление рубля негативно сказывается на внутренних производителях, а среднесрочное уменьшение сальдо торгового баланса в перспективе ведет к стабилизации и возможному ослаблению курса рубля уже к 2010—2011 гг.

Скачок цен на продовольствие на мировых рынках, возникший из-за бурного увеличения спроса в развивающихся странах, приводит к импорту зарубежной инфляции. За последний год мировые цены на продовольствие поднялись более чем в 1,5 раза, а на зерно — почти вдвое, причем ожидается, что увеличение производства не приведет к возврату цен на прежние уровни. При заданной траектории регулируемых тарифов, определяющей еще одну составляющую инфляции, растущие госрасходы выступают на настоящий момент ее главным фактором.

Вместе с тем бороться с инфляцией нужно не простым урезанием бюджетных смет, а разбором

эффективности расходов и оценкой конечных результатов в расчете на потраченный рубль. Бюджетные расходы неинфляционны, если они направляются на сокращение высоких производственных затрат и обеспечивают ускорение экономического роста.

Сейчас финансовые власти скорее отдают приоритет правильности механизмов администрирования расходов, а не тому, какие именно конкретные результаты и какую пользу приносят эти траты. Предприняты важные шаги по повышению прозрачности бюджетных процедур, учету и обоснованию расходных обязательств, но они не выявляют эффективность госрасходов. Попытка увязать финансирование ведомств с результатами их деятельности пока приносит лишь незрелые плоды, которые не улучшатся без изменения системы финансового управления. В своей основе эти изменения должны поменять систему персональной ответственности внутри ведомств, которая на настоящий момент консолидирована на уровне отдельных министерств. Таким образом, в реформировании и бюджетной системы, и секторов-получателей предстоит большая работа, в конечном итоге имеющая целью снижение избыточных расходов и инфляции.

Длинное кредитование:роль накопительной пенсионной системы. Контроль над расходами бюджета и их результативностью позволит сделать более ус -тойчивым профицит бюджета и пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ), который сейчас составляет2,3 % ВВП. Формирование ФНБ, целью которого является стабилизация пенсионной системы, укладывается в мировые тенденции. Уже сейчас в мировой экономике объем национальных фондов, организованных для поддержки пенсионных систем, превышает объем суверенных фондов, аккумулирующих бюджетные профициты, включая доходы от сырьевого экспорта, а также частично международные резервы. По оценке на 2007г., объемы таких фондов в мире оценивались 4,4 и 2,6 трлн долл. соответственно.

Бюджетный кодекс предусматривает возможное использование средств ФНБ на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Эти два возможных направления использования средств фонда по-разному достигают целей стабилизации исполнения пенсионных гарантий и повышения уровня пенсионного обеспечения, которые входят в основные приоритеты экономической политики.

Использование средств ФНБ на финансирование дефицита Пенсионного фонда — краткосрочное решение, которое может привести к быстрому

истощению средств ФНБ, особенно при неблагоприятной внешней конъюнктуре цен на нефть. Финансирование текущего дефицита страховой пенсионной системы не способствует устойчивому решению, а только частично сглаживает проблемы, вызванные изменением возрастной структуры населения и разбалансированностью поступлений и обязательств Пенсионного фонда.

Направление средств ФНБ на софинансиро-вание индивидуальных добровольных пенсионных накоплений граждан запускает принципиально другой механизм — в этом случае финансируется не текущая выплата пенсии, а формирование индивидуальных пенсионных накоплений, которые будут работать на человека до его выхода на пенсию и обеспечат дополнительную прибавку в будущем. В этом случае пенсионные накопления действуют не только в интересах граждан, но и являются источником длинных денег — недостающих в экономике средств, которые необходимы для финансирования крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Использованные таким образом средства ФНБ будут содействовать расширению объемов и увеличению сроков кредитования национальной экономики, критически важных, например, для финансирования инвестиций в инфраструктуру.

Таким образом, необходимость развития долгосрочного кредитования экономики и актуальность проблемы пенсионного обеспечения в России делают обоснованным использование средств Фонда национального благосостояния для капитализации накопительной части пенсионной системы. Сейчас в России инвестированные пенсионные резервы составляют пока незначительную величину — около 1,5 % ВВП, в то время как в ряде стран этот показатель превышает 70% ВВП, например в США или Великобритании. Достижение даже относительного уровня таких европейских стран, как Германия или Италия (3—4 %), потребует увеличения пенсионных накоплений в России в несколько раз.

Рост финансовой емкости накопительной пенсионной системы позволит обеспечить существенные выигрыши для экономики и граждан. В этом случае часть национальных сбережений, инвестированная сейчас в составе международных резервов, через механизмы национального финансового рынка будет обеспечивать долгосрочные инвестиции в России. По сравнению с альтернативным использованием — расходованием этих средств через бюджет или покрытием дефицита Пенсионного фонда — эффективность их вложения через посредничество накопительной пенсионной системы, включая частные управляющие компании, гораздо

выше. Поступление средств будет происходить на индивидуальные счета граждан, увеличивая их собственные пенсионные накопления. Фактически это единственный адекватно действующий способ персонифицированного и прозрачного распределения средств. Причем заложенные при расчете актуарные принципы начисления дают выигрыш людям пожилого возраста.

Принятые в этом году решения о софинан-сировании дополнительных пенсионных накоплений граждан с 1 января 2009 г. создают важный прецедент в использовании средств ФНБ. Масштабы участия в предложенной схеме позволят выявить реальный интерес граждан к увеличению пенсионных накоплений и степень доверия к накопительной пенсионной системе. Это ценный практический опыт. Тем не менее предложенные объемы софинансирования будут достаточно ограничены, а при сдержанном объеме участия граждан — сопоставимы просто с процентным доходом, получаемым ФНБ.

Необходимо предусмотреть дальнейшие возможности расширения финансирования пенсионных накоплений за счет средств ФНБ. Поступление этих средств на российский финансовый рынок должно быть постепенным, чтобы не искажать складывающуюся оценку российских активов и процентные ставки. В случае правильной реализации эффект предлагаемой реформы будет содействовать как улучшению пенсионного обеспечения граждан, так и росту привлекательности российского фондового и долгового рынка и реальному становлению России в качестве мирового финансового центра.

Новый класс долгосрочных финансовых инструментов. Расширение долгосрочных вложений потребует создания новых механизмов и инструментов инвестирования, имеющих длительную срочность, сопоставимую со срочностью пенсионных обязательств. Среди долговых инструментов в такой класс активов попадают, например, инфраструктурные облигации, активно использующиеся, например, в США. Уже сейчас видно, что спрос на эти виды вложений при расширении пенсионных накоплений будет расти, и проработкой их выпуска надо заниматься заблаговременно.

Существует несколько возможностей выпуска инфраструктурных облигаций. Они могут быть выпущены в виде долговых обязательств отдельных или синдицированных инвестиционных проектов с гарантией государства, региона РФ или крупного финансового института. Эти бумаги могут также представлять собой целевые государственные обязательства, увеличивающие инвестиционные ресурсы федерального или регионального бюджета. Второй способ — безальтернативный для

инвестиций в инфраструктуру, не предполагающую платного использования, например в сфере образования. Первый способ применим для объектов, где такая плата предусмотрена. Это большая часть инфраструктуры, включая энергетику, транспорт, ЖКХ, связь.

Интерес частных инвесторов к инфраструктурным облигациям будет определяться уровнем качества подготовки и выполнения инвестиционных проектов, для которых привлекается финансирование. Это означает понятную бизнес-модель и организационно-правовую форму проекта, уверенность в окупаемости проекта, стабильности установленных тарифных условий, в итоге — в гарантии возвратности и доходности вложений инвестора.

Ясно, что, запуская ряд новых и уникальных проектов в различных инфраструктурных сегментах, мы только начинаем процесс масштабного инвестирования. Вопросы организации таких инвестиций, включая привлечение финансирования, напрямую соответствуют задачам деятельности Банка развития, и нарабатываемый сейчас банком опыт в данном секторе создаст основу для качественной проработки и распространения перспективных долгосрочных финансовых инструментов, включая инфраструктурные облигации. Этот опыт Банка развития будет необходимым условием привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов и адекватного представления инфраструктурных проектов на развивающемся финансовом рынке.

ИНФОФОРУМ - ФИНАНС

3 октября 2008 года

Всероссийская конференция Национального форума информационной безопасности «ИНФОФОРУМ» на тему: «Безопасность информации и доступ к информации в кредитно-финансовой сфере»

Конференцию проводят Комитет Государственной Думы ФС РФ по безопасности совместно с Центральным банком Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по информационным технологиям, Ассоциацией региональных банков России, Ассоциацией российских банков, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Некоммерческим партнерством «ИНФОФОРУМ», при поддержке ФСБ России, МВД России, ФСТЭК России и других федеральных министерств и ведомств. Материалы конференции будут использованы при подготовке рекомендаций и предложений по совершенствованию государственной политики в кредитно-финансовой сфере.

Конференция состоится 3 октября в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ. Ведущий пленарного заседания — Васильев В. А., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности.

В программе пленарное и два секционных заседания:

1. «Проблемы зашиты персональных данных»;

2. «Вопросы идентификации пользователей для обеспечения сервисов и услуг в кредитно-финансовой сфере».

Условия участия в работе Инфофорума изло-женны на сайте www. infoforum. ru. Участие представителей органов государственной власти — без оргвзноса (по квоте Оргкомитета). Предусмотрены специальные условия для членов Ассоциации региональных банков России, Ассоциации российских банков, Всероссийского союза страховщиков, а также для членов Некоммерческого партнерства «ИНФОФОРУМ». О планируемых участниках просим сообщать заявкой, размещенной на www. infoforura. ru или на имя ответственного секретаря Оргкомитета Жукова Александра Владимировича по тел. /факс: (495) 609-67-85 (многоканальный) или электронной почте info@infoforura. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.