Научная статья на тему 'От Рио-де-Жанейро до Волжского бассейна: важнейшие задачи биосферных заповедников по обеспечению устойчивого развития'

От Рио-де-Жанейро до Волжского бассейна: важнейшие задачи биосферных заповедников по обеспечению устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / THE BIOSPHERE RESERVES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неронов Валерий Михайлович

Публикуется доклад МАБ в Нижнем Новгороде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Неронов Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM RIO TO THE VOLGA BASIN: THE MOST IMPORTANT TASK OF BIOSPHERE RESERVES FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Published report MAB in Nizhny Novgorod

Текст научной работы на тему «От Рио-де-Жанейро до Волжского бассейна: важнейшие задачи биосферных заповедников по обеспечению устойчивого развития»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (26) 2013. с. 74-81.

ОТ РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО ДО ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА: ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ БИОСФЕРНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

(доклад на Семинаре МАБ, Нижний Новгород, май, 2013 г.)

Валерий Михайлович Неронов

Российский комитет МАБ, г. Москва, Россия

Биосферные заповедники, устойчивое развитие Публикуется доклад МАБ в Нижнем Новгороде

FROM RIO TO THE VOLGA BASIN: THE MOST IMPORTANT TASK OF BIOSPHERE RESERVES FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT (Report of the MAB workshop, Nizhny Novgorod, may 2013) Valery M. Neronov Russian MAB committee, Moscow, Russia

the biosphere reserves, sustainable development published report MAB in Nizhny Novgorod

Наш очередной Семинар МАБ проходит в рамках 15 -го Международного научнопрактического форума «Великие реки». Начиная с 2010 г., мы с Вами собираемся на территории Нижегородской ярмарки уже в четвертый раз. Поэтому непосредственно перед началом моего сообщения считаю необходимым от имени Российского комитета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) выразить искреннюю благодарность Дирекции Нижегородской ярмарки, Ректорату ННГАСУ, Бюро ЮНЕСКО в Москве и компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» за гостеприимство, поддержку и предоставляемые отличные условия для рассмотрения опыта и выработки конкретных предложений биосферных заповедников, расположенных в Волжском бассейне, для обеспечения его устойчивого развития. Надеюсь, что участники данного Семинара согласны с высказанными словами благодарности и в нужной редакции эти слова будут отражены в Резолюции по итогам проведения Семинара МАБ в 2013 г.

2013 г. - Год охраны окружающей среды в России и странах СНГ, и Год, когда по решению ЮНЕСКО отмечается 150-летний юбилей со дня рождения академика В.И. Вернадского, выдающегося ученого современности, на фундаменте учений которого о биосфере и ноосфере строится сегодня концепция устойчивого развития. Идеи В. И. Вернадского нашли свое отражение в самом начале формирования программы «Человек и биосфера» (МАБ), когда в штаб-квартире ЮНЕСКО в 1968 г. была проведена Международная конференция по проблемам биосферы. На Саммите «Рио+20» в Рио-де-Жанейро (июнь 2012 г.) в докладах ученых и политиков из разных стран были подробно рассмотрены возможности ноосферной парадигмы развития мировой цивилизации в XXI веке, что подтверждает актуальность обобщений и научных прогнозов В.И. Вернадского на данном этапе развития мировой экономики и человечества. В итоговом документе Саммита «Будущее, которого мы хотим» неоднократно подчеркивается, что устойчивое развитие должно быть ориентировано, прежде всего, на человека, а для его дальнейшего продвижения на всех уровнях крайне важна интеграция его экономической, социальной и экологической

составляющих и учета их взаимосвязей. Поиску оптимальных путей для выполнения рекомендаций Саммита «Рио+20» по устойчивому развитию в условиях Волжского бассейна и расширению участия биосферных заповедников в этом процессе мы и должны сосредоточить наше внимание на данном Семинаре МАБ. Именно поэтому я обозначил тему своего доклада: «От Рио-де-Жанейро до Волжского бассейна: важнейшие задачи биосферных заповедников по обеспечению устойчивого развития». Такая дальняя связь не случайна, т. к. еще в 2010 г. на Семинаре МАБ был подписан меморандум о сотрудничестве и обмену опытом между кафедрами ЮНЕСКО и комитетами МАБ Бразилии и России, в котором подчеркивается важная роль биосферных заповедников в бассейнах Амазонки и Волги, как обучающих лабораторий для устойчивого развития и консультационных центров по снижению негативного эффекта изменений климата. Настало время оценить выполненную у нас работу, информировать об этом коллег в биосферных заповедниках в бассейне Амазонки и наметить новый план действий. Возможно, что следует просить Министерство природных ресурсов и экологии РФ и ЮНЕСКО/МАБ оказать помощь в организации ознакомительной поездки в Бразилию сотрудников нескольких кафедр ЮНЕСКО и биосферных заповедников, расположенных в Волжском бассейне, Напомню при этом, что 2013 г. - это еще и год завершения выполнения Мадридского плана действий для биосферных заповедников (2008-2013 гг.), и изучение международного опыта в рамках этого Плана также было бы весьма полезно.

На предыдущих семинарах МАБ в Нижнем Новгороде мы ставили задачу увеличения числа биосферных заповедников в Волжском бассейне и объединения их в экологическую сеть или, по крайней мере, в единую ассоциацию для улучшения координации их деятельности по разным направлениям. Поставленная задача пока остается невыполненной, хотя число действующих федеральных заповедников и национальных парков в Волжском бассейне позволяет охватить сетью биосферных заповедников все отличающиеся по природным и социально-экономическим условиям регионы, представленные в Волжском бассейне. В резерве еще есть ООПТ, непосредственно подчиняющиеся Администрациям 38 субъектов РФ, и опыт создания в 2011 г. БЗ «Волго-Ахтубинская пойма» на базе природного парка Волгоградской области можно считать положительным, и наши поиски подходящих кандидатов для создания новых биосферных заповедников должны быть расширены. В прошлом году ЮНЕСКО включило во Всемирную сеть еще один биосферный заповедник из России - «Башкирский Урал», отличающийся уникальным сочетанием пяти разных категорий ООПТ в его пределах, действующих под руководством созданного Правительством Республики Башкортостан Координационного совета. Представители этого биосферного заповедника в первый раз принимают участие в нашем Семинаре и смогут подробнее рассказать о своих успехах и поделиться опытом, который, несомненно, будет полезен для других действующих и будущих биосферных заповедников.

Сейчас в Волжском бассейне 13 биосферных заповедников, а всего на территории Российской Федерации - 41. В связи с завершением в этом году Мадридского плана действий мы вместе с Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО должны сделать все возможное, чтобы это число не сократилось, а увеличилось. Именно такой результат будет соответствовать рекомендациям Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), представленным в итоговом документе «Наше общее будущее» (1987). Следует признать, что благодаря усилиям МКОСР, в том числе и с участием представителей Программы МАБ, за прошедшие 25 лет все больше стран в мире поддерживают концепцию устойчивого развития, самое краткое определение которой дано как: «Устойчивое развитие должно удовлетворять потребности нынешнего поколения, не подрывая возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности». Полагаю, что в программах экологического мониторинга, осуществляемых во всех биосферных заповедниках Волжского бассейна, оценке повседневного соблюдения этого требования должно уделяться особое внимание. Соответственно, руководители местных, районных и областных администраций должны быть своевременно информированы о всех выявленных негативных трендах в сохранении биоразнообразия и в доступности экосистемных услуг на территориях, прилежащих к биосферным заповедникам.

Через пять лет после завершения работы МКОСР состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992), на которой рекомендации Комиссии получили свое дальнейшее развитие. Принятые на этой конференции документы были согласованы с представителями 179 государств, в том числе и Российской Федерации, и их значение в укреплении международного сотрудничества для сохранения биоразнообразия и высокого качества окружающей среды трудно переоценить. Особое место среди принятых на Конференции документов для реализации принципов устойчивого развития занимает «Повестка дня на XXI век». К этому документу, содержащему 4 раздела и многочисленные подразделы (общим объемом в 300 стр.; опубликован полный перевод этого документа на русский язык), Организация Объединенных Наций возвращалась неоднократно. В 1997 г. на Генеральной Ассамблее ООН была проведена специальная сессия, на которой была дана оценка ходу выполнения поставленных в Повестке задач (Рио+5). Затем на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) (Рио+10) ООН подтвердила свою приверженность безусловному выполнению «Повестки дня на XXI век». И, наконец, на Всемирном саммите по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 г. (Рио+20) этот документ был детально проанализирован и дополнен. В результате напряженных переговоров и согласований (на конференции было около 12 тысяч официальных делегатов, в том числе более 100 глав государств и правительств: делегация из России насчитывала 300 человек, и возглавлял ее премьер -министр Д.А. Медведев) был принят итоговый документ, названный «Будущее, которого мы хотим», в котором представлено 283 пункта. В основном, он построен по тем же разделам, которые были представлены в первоначальной Повестке дня, хотя эти разделы (Социальные и экономические аспекты; Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; Укрепление роли основных групп населения; Средства осуществления) и не выделены. Важным достижением Саммита «Рио+20» можно считать договоренность о финансовых гарантиях на сумму более 500 млрд. долларов на программы устойчивого развития в области энергетики, транспорта, зеленой экономики, снижения уровня катастроф, опустынивания, загрязнения водных ресурсов, вырубки лесов и истощения почв. Как будут распределены эти средства в условиях серьезного финансового кризиса, охватившего почти все страны Мира, пока не ясно. В любом случае в нашей стране в ходе проводимых экономических реформ необходимо больше внимания уделить опыту, уже накопленному другими странами в реализации «Повестки дня на XXI век», и использовать этот опыт для завершения разработки «Национальной стратегии устойчивого развития России». В частности, пока совершенно недостаточно внимания было уделено разработке локальных (местных) Повесток-21, которые позволяют учесть особенности состояния природных экосистем, традиции природопользования и предложения местного населения по повышению потенциала различных отраслей «зеленой» экономики, Мне представляется, что на основе ранее проведенных Федеральной целевой программы «Возрождение Волги» и междисциплинарного проекта ЮНЕСКО «Видение Волги» при наличии разветвленной сети биосферных заповедников именно Волжский бассейн может стать «биосферным полигоном» для широкого внедрения местных повесток-21, как инструмента устойчивого развития территорий. В этом отношении особый интерес представляет опыт устойчивого развития на местном уровне в рамках «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года», разработанной при поддержке Программы развития ООН и утвержденной 22 июня 2004 г. Советом Министров Республики Беларусь. В России пока такого документа нет, хотя еще 1-го апреля 1996 г. Президентом Российской Федерации был подписан указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Мы планировали заслушать на данном Семинаре сообщение представителя Комитета МАБ Беларуси, с которым у нас имеется соглашение по укреплению трансграничного сотрудничества, об участии научных учреждений и непосредственно биосферных заповедников в составлении и реализации местных повесток, но по ряду причин в этом году такой обмен опытом организовать не удалось. Будем надеяться, что в будущем намеченные планы по изучению опыта Беларуси по устойчивому развитию будет осуществлены.

Пользуясь этой возможностью, напомню, что Первый Международный конгресс по биосферным заповедникам был проведен в 1983 г. в Минске, а пока единственная на постсоветском пространстве Общеевропейская конференция по Программе МАБ (ЕвроМАБ -6) была проведена в 1997 году также в Беларуси и, наконец, благодаря усилиям Комитета МАБ Беларуси, в прошлом году ЮНЕСКО утвердила трехсторонний трансграничный биосферный заповедник «Западное Полесье» (Беларусь - Польша - Украина), а у России, имеющей самую протяженную государственную границу в мире, до сих пор нет ни одного трансграничного биосферного заповедника, включенного во Всемирную сеть ЮНЕСКО. Так что нам еще предстоит обратить серьезное внимание на опыт Беларуси по внедрению в жизнь рекомендаций международных программ и соглашений, в том числе по участию в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия бассейна Днепра в рамках соглашения с Украиной, которое обсуждалось на Форуме «Великие реки» в 2011 г. Возвращаясь к результатам Первого Международного конгресса по биосферным заповедникам (1983 г.) должен подчеркнуть, что разработанный на нем План действий для биосферных заповедников, в первую очередь, по развитию научных исследований и фонового экологического мониторинга за прошедшие 30 лет отнюдь не потерял своего значения, что было подтверждено в Резолюции предыдущего Форума «Великие реки». Нам остается надеяться, что Росгидромет и Министерство природных ресурсов и экологии РФ продолжат усилия по восстановлению и развитию сети станций фонового экологического мониторинга на базе биосферных заповедников. Так как на этом пути часто возникают различные препятствия, то, очевидно, по результатам обсуждения представленных на Семинаре докладов стоит в этом году еще раз напомнить указанным ведомствам о ранее принятой резолюции Форума.

К сожалению. Российская академия наук в настоящее время практически утратила свои прежние позиции по реализации программ научных исследований на базе биосферных заповедников. На нашем Семинаре предстоит провести обсуждение результатов научных исследований и данных экологического мониторинга в разных биосферных заповедниках Волжского бассейна и как они могут быть эффективно использованы для обеспечения устойчивого развития. После такого обсуждения нам следует подготовить для Итогового документа Семинара предложения как по восстановлению прежних соглашений с Российской академией наук, так и по укреплению Российского комитета МАБ, чтобы он действительно мог координировать действия всех заинтересованных организаций при выполнении задач, указанных в Севильской стратегии и Мадридском плане для биосферных заповедников. За годы, прошедшие после Мадридского конгресса (2008 г.), в котором принимала участие весьма многочисленная делегация из России, стало очевидным, что мы отстаем в выполнении Мадридского плана. Даже при наличии поддержки местных органов власти, без соответствующего законодательства на федеральном и региональном уровне практически невозможно использовать уникальные возможности биосферных заповедников, как обучающих лабораторий и центров для обоснования оптимальных решений на пути к устойчивому развитию тех или иных территорий.

Несмотря на предпринятые РК МАБ и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО шаги, задача по обеспечению законодательной поддержки деятельности биосферных заповедников так и не решена. Именно поэтому в первый день нашего Семинара предстоит провести специальный круглый стол по этой проблеме, Об этом во все биосферные заповедники были направлены письма РК МАБ с просьбой подготовить необходимые предложения для федерального закона и дополнительных нормативных актов по устранению препятствий, так мешающих работе биосферных заповедников в полном объеме. Рекомендации Круглого стола с учетом многолетнего опыта биосферных заповедников Волжского бассейна следует срочно направить в Государственную Думу РФ, которая в этом году должна закончить обсуждение и принять новый Федеральный закон по ООПТ со всеми необходимыми поправками. Приходится вновь ссылаться на положительный опыт наших коллег из Беларуси, которым удалось отразить в Законе Республики Беларусь (№ 127 -З от 6 мая 2010 г.) «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» особое положение биосферных заповедников (резерватов) в обеспечении рационального (устойчивого) использования природных

ресурсов. Будем надеяться, что при объединении усилий всех заинтересованных сторон и нам удастся достичь положительного решения Госдумы РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ об особом статусе биосферных заповедников, как объектов международной значимости на территории России.

К настоящему времени Всемирная сеть включает 610 биосферных заповедников в 117 странах. В конце мая состоится 25-я сессия Международного координационного совета МАБ, и можно ожидать дальнейшего увеличения числа участников этой сети, которая активно используется (и не только ЮНЕСКО) для решения самых разнообразных задач, в том числе и по улучшению образовательных программ в интересах устойчивого развития.. В полном объеме задачи биосферных заповедников перед лицом новых вызовов представлены в Мадридском плане действий (2008-2013 гг.). Этот План включает в себя 4 основных области деятельности, 33 цели и 65 мероприятий, которые необходимы для реализации концепции и выполнения миссии Программы МАБ. Каждый биосферный заповедник заблаговременно получил копию такого Плана, одного из немногих документов МАБ, переведенных в ЮНЕСКО на русский язык. Пользуясь этой возможностью, еще раз напоминаю всем участникам Семинара, что в нашем распоряжении остается совсем мало времени для подготовки и сдачи в ЮНЕСКО отчета (на английском языке) о выполнении за прошедшие пять лет каждым биосферным заповедником указанных в Плане конкретных задач и рекомендаций. Как ожидается, рассмотрению достигнутых биосферными заповедниками Волжского бассейна результатов будет посвящено несколько сообщений по программе Семинара. На основе их обсуждения желательно подготовить предложения для предстоящей 25-ой сессии МКС МАБ и 37-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, ноябрь 2013 г.), на которых будут рассматриваться планы дальнейшего развития Программы МАБ в рамках Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2014 -2021 гг.

Российские биосферные заповедники входят в две региональные сети ЮНЕСКО -Европейскую (ЕвроМАБ) и Восточно-Азиатскую (ВАСБЗ) и, соответственно, в предложениях на будущее мы должны учитывать и наши планы по укреплению международного сотрудничества. В 15-ом Форуме «Великие реки» впервые принимает участие делегация Комитета МАБ Китая, что позволяет обсудить с ней планы будущего выполнения Программы МАБ в рамках ВАСБЗ, возможные трансграничные проекты по сохранению биоразнообразия и опыт Китая по устойчивому использованию водных ресурсов. Такое обсуждение на примере Амурского бассейна может быть полезно и для решения аналогичных задач в условиях Волжского бассейна. Намеченные консультации с Комитетом МАБ Китая будут крайне важны в преддверии очередного совещания Восточно-Азиатской сети биосферных заповедников (с участием делегаций 7 стран -участниц этой региональной сети), которое планируется провести в октябре с. г. на берегах Байкала.

На проведенных в рамках Форума «Великие реки» семинарах МАБ в 2011 и 2012 гг. уже были рассмотрены основные результаты развития программы МАБ в нашей стране и за рубежом в связи с ее 40-летним юбилеем. Уместно еще раз напомнить, что этому юбилею была посвящена Международная научная конференция в Дрездене, Германия. Принятая на конференции Дрезденская декларация по биосферным заповедникам и изменению климата была поддержана на 23-ей сессии Международного координационного совета МАБ, а затем и на 36-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая приняла предложение о праздновании Международного дня биосферных заповедников. В штаб-квартире ЮНЕСКО торжественные мероприятия, посвященные этому Дню, впервые были проведены 3 ноября 2011 г. Мне представляется, что было бы полезно закрепить эту традицию и вслед за празднованием «Дня Волги» отмечать ежегодно в пределах Волжского бассейна и «День биосферных заповедников», привлекая к его проведению как можно больше внимания местных властей, широкой общественности и СМИ. Помимо рекомендаций Мадридского плана действий в повседневной практической деятельности биосферных заповедников необходимо также уделить должное внимание и рекомендациям, включенным в Дрезденскую декларацию. Как показывает опыт других стран, для обеспечения устойчивого использования наземных и водных экосистем необходимо шире внедрять принципы экосистемного подхода, ранее предложенные Конвенцией о

биологическом разнообразии, а также рекомендации Международной гидрологической программы ЮНЕСКО (IHP) и Международной программы по оценке экосистем на рубеже тысячелетий (MEA - Millennium Ecosystem Assessment). После проведения Международной программы по оценке экосистем на рубеже тысячелетий (2001 -2005 гг.) и Международного года биоразнообразия (2010 г.) в мире были начаты широкие консультации о необходимости создания Межправительственной платформы по биологическому разнообразию и экосистемным услугам (IPBES-МПЬЭУ). В прошлом году все необходимые процедуры и консультации были успешно завершены и МПЬЭУ приступает к выполнению возложенных на нее задач, в том числе и по расширению исследований, связанных с оценкой и предотвращением тех или иных рисков для биоразнообразия и экосистемных услуг. ЮНЕСКО в рамках своего Стратегического плана в области биоразнообразия на 2011 -2020 гг. намечает тесное взаимодействие с МПЬЭУ на основе Всемирной сети биосферных заповедников. Учитывая особенности размещения биосферных заповедников в разных частях Волжского бассейна и накопленные ими данные об особенностях природных экосистем, а также рекомендации Саммита «Рио+20», очевидно, в Итоговом документе нашего Семинара следует просить Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство образования и науки и Министерство регионального развития РФ за поддержкой для направления в МПЬЭУ и ЮНЕСКО заявки на проведение в Волжском бассейне демонстрационного проекта «Охрана биоразнообразия при реализации планов устойчивого развития». Опыт проведения междисциплинарного проекта ЮНЕСКО «Видение Волги», в котором участвовали сразу пять научных программ ЮНЕСКО, убеждает в несомненной пользе такого рода международных проектов, но при условии реализации их рекомендаций на практике, чего, как отмечено выше, не всегда удается достичь. Соблюдение такого условия и создание необходимых механизмов по внедрению научных рекомендаций в практику могло бы стать одной из целей предлагаемого проекта. Для полготовки соответствующей заявки в МПЬЭУ/ЮНЕСКО и выполнения самого проекта, в случае его одобрения, крайне важно укрепление сотрудничества кафедр ЮНЕСКО и биосферных заповедников. В этом отношении опять же в пределах Волжского бассейна, благодаря усилиям кафедры ЮНЕСКО в ННГАСУ и Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО России, есть определенные достижения и в последние годы к такому сотрудничеству активно подключаются академические институты и университеты.

Вне зависимости от того будет или не будет одобрен предлагаемый новый международный проект для Волжского бассейна, необходимо использовать все имеющиеся в нашей стране возможности для обеспечения его устойчивого развития в самые ближайшие годы. В этом отношении действующие кафедры ЮНЕСКО в ННГАСУ и в Институте экологии Волжского бассейна РАН могли бы объединить свои усилия и подготовить, как сейчас принято, соответствующую «дорожную карту» для обеспечения устойчивого развития Волжского бассейна. Очевидно, для успешного продвижения по этой карте целесообразно будет передать непосредственно в Администрацию Президента предложение из Резолюции Научного конгресса Форума «Великие реки - 2012» «о необходимости создания новой президентской ФЦП «Возрождение Волги» с учетом современных правовых норм в российском законодательстве и утвержденных основ государственной экологической политики Российской Федерации до 2030 г.» Может быть, вместе с «дорожной картой» такое предложение будет рассмотрено и одобрено В.В. Путиным и в бюджете будут предусмотрены необходимые средства. В любом случае для одобрения ФЦП потребуется поддержка всех субъектов РФ, расположенных в пределах Волжского бассейна, В идеале для обеспечения их тесного взаимодействия на разных этапах необходимо предусмотреть создание Координационного Центра по устойчивому развитию Волжского бассейна, который в своей деятельности мог бы опираться на рекомендации Экспертного совета с участием представителей разных структур, в том числе и биосферных заповедников, действующих и заинтересованных в обеспечении устойчивого развития Волжского бассейна.

С помощью экспертов, очевидно, потребуется оценка реальных возможностей для внедрения рекомендаций ранее проведенных в Волжском бассейне проектов. К упомянутому выше проекту

ЮНЕСКО «Видение Волги» следует добавить еще и проект Европейской Комиссии « CABRI -сотрудничество в бассейне крупной реки: институциональная координация партнеров по управлению экологическими рисками в бассейне Волги» (2004 - 2007 гг.), а также законченный в этом году комплексный проект ПРООН и ГЭФ по сохранению биоразнообразия водно -болотных угодий Нижней Волги. Что касается «Местных повесток-21», то для Волжского бассейна необходимо изучение и обобщение опыта других стран, как об этом уже было сказано выше, и потребуется организация нескольких экспериментальных проектов (может быть, даже при поддержке местных администраций) с участием близлежащих биосферных заповедников. Совершенно особую роль в планах реализации устойчивого развития Волжского бассейна, по моему мнению, может сыграть «Хартия Земли» (The Earth Charter). Идея создать документ, в котором были бы сформулированы основные принципы устойчивого развития, была высказана еще при завершении работы МКОСР в 1987 г. На Саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 г. эта идея была поддержана, но уже после Саммита началось широкое обсуждение и согласование текста этого документа. Только на 32-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2003 г. была принята резолюция в поддержку Хартии Земли, и ЮНЕСКО обратилась к своим государствам-членам с предложением активно использовать ее в качестве инструмента устойчивого развития, провозглашенного ООН ранее, а также для целей образования в рамках Десятилетия образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.). Так получилось, что на территории России идеи Хартии Земли нашли поддержку всех ветвей власти Республики Татарстан и еще в 2001 г. было принято соответствующее постановление Государственного совета Республики, которое закрепило за Татарстаном статус первого в мире региона практического применения принципов этого важного международного документа. В 2005 г. состоялась презентация книги «Хартия Земли в Татарстане», получившей высокую оценку Международного совета Хартии Земли. Желательно было бы распространить опыт Татарстана на другие субъекты РФ в Волжском бассейне, что, при поддержке исполнительной и законодательной ветвей власти и общественных организаций, несомненно, способствовало бы ускорению выполнения задач по обеспечению устойчивого развития этого обширного региона. В начале этого года в ЮНЕСКО была рассмотрена заявка и утверждено создание в Казани на базе Института проблем экологии и недропользования кафедры ЮНЕСКО для реализации принципов Хартии Земли на разных уровнях образования. В работе нашего Семинара принимает участие руководитель этой кафедры, профессор Р.Р. Шагидуллин. РК МАБ и Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО России поздравляют вновь созданную кафедру и желают ей успехов в выполнении задач, одобренных ЮНЕСКО, и в расширении ее влияния за пределы Татарстана, на весь Волжский бассейн.

Ранее проведенные в рамках Форума «Великие реки» Семинары МАБ и программа настоящего Семинара не оставляют никаких сомнений в том, что биосферными заповедниками Волжского бассейна накоплен ценный опыт по организации экологического мониторинга, проведению научных исследований и осуществлению программ по экологическому туризму и образованию для устойчивого развития. На данном этапе необходимо безотлагательно приступить к изданию тематических выпусков Трудов заповедников и информационных материалов, которые необходимы для использования научных рекомендаций в практике и, соответственно, расширения обмена накопленным опытом. С этой целью желательно более полно использовать возможности, которые сейчас представляет Интернет. Кстати, в пункте 283 итогового документа Саммита «Рио +20» «Будущее, которого мы хотим» предлагается создать доступный через Интернет реестр обязательств стран по реализации конкретных планов и проектов в области устойчивого развития, и сделать информацию этого реестра полностью доступной для общественности и обновляемой. Возможно, что создание такого «мини-реестра» для всех субъектов Волжского бассейна было бы также полезно. В этом случае биосферные заповедники смогли бы более эффективно использовать свой опыт и возможности для участия в тех или иных проектах, представленных в «мини -реестре» Дополнительные усилия должны быть предприняты для укрепления партнерства между биосферными заповедниками и взаимодействия с местными администрациями при совершенствовании региональных систем управления природопользованием. Необходимо шире использовать опыт других биосферных заповедников в этой области (например, в Алтай -Саянском

экорегионе), а также расширять международное сотрудничество в рамках Всемирных сетей биосферных заповедников и кафедр ЮНЕСКО.

В заключение я хочу искренне пожелать, чтобы в будущем, в пределах Волжского бассейна, при активном участии биосферных заповедников и кафедр ЮНЕСКО, общая площадь территории с природными экосистемами, пока еще не трансформированными до состояния «окружающей среды», не сокращалась, а то, что уже было нарушено в результате тех или иных непродуманных действий и кампаний, удалось восстановить до исходных параметров. Напомню, что в проекте ЮНЕСКО «Видение Волги» были детально рассмотрены различные показатели для характеристики социального и экологического благосостояния и составлены прогнозы, что можно ожидать по этим показателям в Волжском бассейне к 2030 г. Учитывая, что в 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН по предложению Бутана рекомендовала странам разработать методы «для измерения счастья», хотелось бы, чтобы в Волжском бассейне еще до 2030 г. были достигнуты наивысшие показатели предлагаемого ООН «индекса счастья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.