Научная статья на тему 'ОТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКИ ДО ДЕМОРАЛИЗАЦИИ: НАСТРОЕНИЯ САРАТОВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ПЕРЕЛОМНУЮ ЭПОХУ (1914-1917 ГГ.)'

ОТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКИ ДО ДЕМОРАЛИЗАЦИИ: НАСТРОЕНИЯ САРАТОВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ПЕРЕЛОМНУЮ ЭПОХУ (1914-1917 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РЕВОЛЮЦИЯ / САРАТОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / САРАТОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аленичева Н.В.

В статье рассматриваются политические взгляды и настроения саратовских студентов в годы Первой мировой войны и февральских событий 1917 г. Автор отводит важную роль студенческим массам в общественно-политической жизни города. В рамках социальной истории анализируется смена патриотического подъема, антиправительственными действиями, а позже ростом аполитичных настроений в студенческой среде г. Саратова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аленичева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM REVOLUTIONARY ROMANTICISM TO DEMORALIZATION: THE MOOD OF SARATOV STUDENTS IN A CRITICAL ERA (1914-1917)

The article examines the political views and moods of Saratov students during the First World War and the February events of 1917. The author assigns an important role to the student masses in the socio-political life of the city. Within the framework of social history the author analyzes the change of patriotic increase, anti-government actions, and later the growth of apolitical sentiments among the students of Saratov.

Текст научной работы на тему «ОТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКИ ДО ДЕМОРАЛИЗАЦИИ: НАСТРОЕНИЯ САРАТОВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ПЕРЕЛОМНУЮ ЭПОХУ (1914-1917 ГГ.)»

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1900- Х ГГ.: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

STUDENTS AND STUDENTS IN THE REVOLUTIONARY MOVEMENT OF THE 1900S.: REGIONAL ASPECT

DOI 10.26105/SSPU.2022.77.2.027 УДК 94(470.44).081"19" ББК 63.3(2)534-414

Н.В. АЛЕНИЧЕВА ОТ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКИ

ДО ДЕМОРАЛИЗАЦИИ: НАСТРОЕНИЯ САРАТОВСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ПЕРЕЛОМНУЮ ЭПОХУ (1914-1917 ГГ.)

N.V. ALENICHEVA FROM REVOLUTIONARY ROMANTICISM

TO DEMORALIZATION: THE MOOD OF SARATOV STUDENTS IN A CRITICAL ERA (1914-1917)

В статье рассматриваются политические взгляды и настроения саратовских студентов в годы Первой мировой войны и февральских событий 1917 г. Автор отводит важную роль студенческим массам в общественно-политической жизни города. В рамках социальной истории анализируется смена патриотического подъема, антиправительственными действиями, а позже ростом аполитичных настроений в студенческой среде г. Саратова.

The article examines the political views and moods of Saratov students during the First World War and the February events of 1917. The author assigns an important role to the student masses in the socio-political life of the city. Within the framework of social history the author analyzes the change of patriotic increase, anti-government actions, and later the growth of apolitical sentiments among the students of Saratov.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенчество, молодежь, Первая мировая война, революция, Саратовский университет, Саратовская губерния

KEY WORDS: students, youth, world War I, revolution, Saratov University, Saratov province

ВВЕДЕНИЕ. «Саратовская губерния с давних пор служила местом высылки преступных элементов, вследствие чего население воспитывалось в антиправительственном духе, поэтому крайне легко реагирует на те, или иные проявления политической и общественной жизни» [11, Л. 10],— так начинался отчет о настроениях в Саратовской губернии для Директора Департамента полиции в июне 1915 г. Отдельное внимание автор этого доклада уделял молодежи: «они (молодежь.— Н.А.) просто развращенные люди, не признающие никаких авторитетов» [11, Л. 10 об.], причем особую роль среди этих «развращенных» играли студенты.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — анализ политических взглядов и настроений саратовских студентов в годы Первой мировой войны и февральских событий 1917 г.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В советской историографии активно изучалась роль студенчества в революционных событиях 1917 г., в большей степени рас-

сматривался вопрос влияния большевистских организаций на учащихся высших учебных заведений. История саратовского университета и студенчества стало объектом крупнейшего исследования историка В.А. Соломонова, который уделил в своей работе внимание студенческой среде в переломную эпоху начала XX в. [13].

В современной российской историографии ученые сравнительно недавно стали обращаться к теме студенчества с точки зрения социальной истории и рассматривать влияние настроений студентов на общественно-политические события начала прошлого столетия. Как правило, через эту призму изучается поведение студентов г. Петрограда, региональному же, в частности, саратовскому студенчеству на данный момент не уделяется внимания исследователей.

При рассмотрении взглядов и настроений студенчества России начала XX в. стоит учитывать возрастные и психологические особенности этой группы населения. Молодежь, в том числе и студенты, воспринимали происходящие политические события более романтизи-рованно, в основе этого восприятия чаще лежал не собственный жизненный опыт, а идеи и знания, полученные из литературы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Интересные выводы в своей работе приводила Сьюзан Морисси, которая утверждала, что разные политические взгляды студенчества зависели от их возраста. То есть раскол происходил между представителями студентов старших и младших курсов. Первые были носителями традиций Первой русской революции, а последние — более подверженные патриотической пропаганде [8, с. 291].

Хотя, конечно, среди студентов любого возраста были представители разных политических взглядов и настроений. Зачастую не столько биологическая незрелость, сколько психологическая подталкивала молодежь к правому или левому радикализму [1, с. 611]. Поэтому студенты становились одними из главных участников социально-политической истории.

Следует отметить, что вначале XX в. численность студентов и их участие в общественно-политической жизни заметно возросло. В этот период появлялись новые высшие учебные заведения различного профиля. На рост студенчества повлияла также мера Первой российской революции — временное закрытие учебных заведений, что привело к «затягиванию» обучения, вследствие чего многие студенты не выпустились в положенный срок. С изменением сроков обучения изменился и средний возраст студентов. С конца XIX в до 1917 г. численность студенчества в Российской империи возрастала: в 1897/98 учебном году в империи было около 32000 студентов, в 1913/14-121000, в 1917 — уже около 135000 [6, с. 178].

Студенчество представляло собой многочисленную и организованную группу, с маргинальным уклоном, участвующую в социально-политических событиях, особенно в крупнейших городах России, где прослойка студентов была более многочисленная.

Еще с 1905-1907 гг. в учебных заведениях наметился раскол на политизированное и деполитизированное студенчество. С 1908 г. даже стали организовываться союзы, выступавшие за невмешательство студентов в политическую жизнь страны, но зачастую они приобретали правый монархический уклон.

Под влиянием политических партий молодежное движение, в том числе студенческое, активно развивалось и самоорганизовывалось. В уездных городах увлечение учащимися антиправительственными идеями не носило всеобщий характер. Так, в г. Петровске в 1915 г. у воспитанников реального училища Г. Гуревича и А. Крашенинникова была обнаружена литература с антиправительственными и антирелигиозными идеями: журнал «Голос молодежи», «Очерки социализма» Ж. Жореса, литература Ф. Энгельса и Р. Иеринга. Гуревич и Крашенинников были отчислены из училища, а позже выяснилось, что распространителями оппозиционной литературы в г. Петровске были бывшие ученики местного реального училища, занимающиеся вербовкой учащихся города, которых вскоре после этих событий задержали [12, Л. 12].

Если в уездных городах распространение антиправительственных идей носило локальный характер, то в университетском центре — г. Саратове -студенчество более массово примыкало к различным политическим движениям. Особенное оживление в студенческом оппозиционном движении вызвала эвакуация в город студентов из Киева в 1915 г. Так, в Саратов прибыл Киевский университет в составе юридического, физико-математического и историко-филологического факультетов, с общей численностью студентов — более 2500 человек. Переведены были в Саратов Высшие женские курсы, педагогический институт, вместе с которыми в город прибыло свыше 6000 студентов и сотрудников [7, с. 107].

Студенты Киевского коммерческого института обращали внимание своим оппозиционным направлением, стремлением к кружковой деятельности «под видом материальной помощи» [12, Л. 87].

Через месяц после эвакуации Киевского коммерческого института в Саратов в его аудиториях студентами-украинцами — эсерами разбрасывались прокламации с призывом организовывать кружки «в пользу политического Красного креста» [5, Л. 292].

Такие организации студентов играли важную роль в соорганизованности и сплоченности студентов, примечательно, что правление таких организаций являлось преимущественно левого направления политических взглядов.

Часть студентов Киевского коммерческого института были участниками просветительского общества «Маяк», в котором впоследствии начнется революционная работа.

В институте была организована хозяйственная комиссия, в которую стало вливаться все левое студенчество. В целях его объединения, группа студентов Коммерческого института во главе со студентом Каменевым решила издавать легальную еженедельную газету «Студенческая жизнь», с этой целью из средств комиссии было отчислено — 500 рублей, но издать удалось всего лишь один выпуск газеты [13, с. 36].

Комиссия возникла стихийно, при эвакуации из Киева с целью сбора средств для нуждающихся. Ее возглавили энергичные студенты: Каменев, Правдухин, Самохин, Медянский и Каркашвили. Позже в Саратове появится общество помощи студентам под названием «Устав скорой помощи нуждающимся учащимся в высших учебных заведениях гор. Киева, эвакуированных в г. Саратов».

«Дурное влияние» на студентов Киевского коммерческого института имели экстраординарный профессор кафедры прикладной экономики П.Л. Кованько и профессор Л.Н. Яснопольский, последний являлся депутатом Государственной думы I созыва, членом конституционно-демократической фракции и украинской парламентской группы. За подписание «Выборгского воззвания» от 1906 года был осуждён и отбывал трёхмесячное заключение в Конотопской тюрьме, а после стал профессором Киевского коммерческого института.

Но было бы неверным утверждать, что все учащиеся придерживались исключительно оппозиционных взглядов. В институте возникла распря между левыми студентами и студентами-академистами. Академистами обозначали ту прослойку студентов учреждения, которые не придерживались кардинальных левых взглядов и поддерживали Директора Киевского коммерческого института М.В. Довнар-Запольского, стоявшего в оппозиции Хозяйственной комиссии.

Митрофан Викторович, первый ректор института, в юношеские годы увлекался идеями Т. Шевченко, А. Герцена и даже был отчислен из 1-й Киевской гимназии за чтение «книг преступного содержания» [14, с. 93]. Будучи директором Киевского коммерческого института, он не был сторонником организации обществ левонаправленного студенчества и их деятельности.

М.В. Довнар-Запольский, зная, что во главе хозяйственной комиссии находятся политически неблагонадежные лица, препятствовал их деятельности. Так, ректор потребовал

освободить занятую комиссией канцелярию в здании института. Студенты оставили канцелярию, однако решили сорвать лекцию Довнар-Запольского и устроили ему «кошачий концерт» [11, Л. 87], перебивали и мешали профессору читать лекцию.

Молодость и энергичность студентов с разной политической позицией приводила их к банальному хулиганству: дракам, битью витрин магазинов и т.д. Своего рода «перфоманс» студенты Киевского коммерческого института устроили во время похорон депутата Государственной думы II созыва, социал-демократа В.Б. Ломтатидзе, который отбывал наказание в Саратовской тюрьме и скончался от туберкулеза в ноябре 1915 г. Студенты на похоронах вели себя возбужденно, вследствие чего началась перебранка между академистами и левыми, во время которой сильные физические увечья получил глава хозяйственной комиссии Каменев.

В числе эвакуированных из Киева в Саратов студентов прибыла группа украинских социал-революционеров. Члены этой группы подготовили воззвание на малороссийском и польском языках, говорящее об общности интересов передовой польской и украинской молодежи, желающей видеть их народы свободными и независимыми. В воззвании рекомендуется поддерживать всеми силами украинское движение в его борьбе с российским правительством во всех формах и выражается протест против русификаторской политики правительства в Восточной Галиции [11, Л. 89].

Интересную речь произнес редактор Саратовской газеты «Волга» в Нижнем Новгороде на Съезде членов русского народа в 1915 году, по его заявлению, «русская школа, лишенная должного надзора революционизируется» и ярким примером того является Саратовский университет, где профессоры отказываются бороться с нарастающим студенческим революционным движением [11, Л. 138].

Относительно спокойнее в это время, по сравнению с эвакуированным в Саратов Киевским коммерческим институтом, дела обстояли в Императорском Николаевском университете, где на протяжении 1914-1915 гг. недоразумения происходили преимущественно на почве учебного процесса. Большая часть студентов Саратовского университета в начале Первой мировой войны были настроены патриотично, на проходящих собраниях студенчества обсуждались вопросы о благотворительных сборах в пользу жертв войны. В феврале 1915 г. листовки с призывами к студентам университета провести забастовку в знак протеста против действий правительства не нашли поддержки среди учащихся [9, с. 10-12].

Однако случались различные инциденты. Так, в здании Саратовского университета, где занимались студенты Киевского университета, имелась специальная комната для совещания студентов, которая была неизвестна администрации. На стене этой комнаты висело воззвание — «плакатъ», написанный на малороссийском и польском языках, и напечатанный на машинке. Воззвание призывало бороться против войны, разорившей всю Польшу и добирающейся до Украины [4, Л. 90 об.].

Еще один любопытный случай произошел в октябре 1915 г. в Александро-Невском кафедральном соборе. Студент Саратовского университета Григорий Сергиевский вечером 10 числа явился на всенощное бдение в собор в пьяном виде, достал папиросу и раскурил ее в присутствии молящихся. Вскоре студент, демонстрирующий протест против существующего порядка вещей, был отчислен из университета [3, Л. 221 об. 224].

Протесты в студенческой среде против войны и действий правительства носили скорее локальный характер, а университет в целом продолжал работу, направленную, в том числе, на нужды войны. С начала Первой мировой войны в студенческой массе наблюдался подъем патриотических настроений. Но уже в сентябре 1914 г., после отмены отсрочек от призыва в армию для студентов, в разных городах России произошли беспорядки с участием студентов. Однако часть студенчества с энтузиазмом и пониманием отнеслась к отмене отсрочек и продолжала участвовать в патриотических манифестациях.

Патриотический подъем в студенческой среде можно трактовать по-разному. Дело в том, что студенты, выражая готовность выполнить долг перед Родиной, могли быть при этом преисполненными оппозиционными настроениями и расценивать начало войны как первый шаг к революционным изменениям [8, с. 301].

Среди студенчества также можно и выделить группу, которая отнеслась к Первой мировой войне равнодушно, без особых впечатлений.

Руководство организованного в группы левого студенчества и либерально настроенная интеллигенция города (как местная саратовская, так и эвакуированная киевская) имели взаимную заинтересованность в деятельности друг друга. В декабре 1915 г. состоялось организационное собрание общества «Скорой помощи», на котором был избран президиум общества в составе: Председателя — профессора кафедры классической филологии Киевских Высших женских курсов А.И. Сонни, Товарищей Председателя присяжного поверенного Н.Н. Мясоедова, который позже станет председателем общества «Маяк», профессора И.В. Лучицкого, М.Е. Розенблюма и Л.В. Коркашвили.

В 1916 г. в г. Саратове произошло несколько студенческих волнений при участии студентов-киевлян и саратовцев. К этому же времени патриотический подъем студенчества пошел на спад, напротив, стал усиливаться политический протест в студенческой среде. Такие настроения в столице были связаны, в том числе, с роспусками думы, арестом депутатов, гонениями на студентов-евреев. В провинции же сказались связь студентов с рабочими организациями и ухудшение условий жизни населения.

Студенчество стало активнее примыкать к различным политическим партиям, распространять прокламации и предпринимать попытки устройства митингов и демонстраций. Однако это не позволяет сделать вывод, что в данный период революционные идеи массово поддерживало все саратовское студенчество.

В студенческой среде существовали не самые многочисленные (по сравнению с общей численностью учащихся) политические группы, созданные на базе положений эсеровских и социал-демократических взглядов. Более того, нельзя утверждать, что эти группы имели влияние на большую часть студенчества, скорее, наоборот, не отмечалось массовых мероприятий антиправительственной направленности, а попытки активизации деятельности таких групп, зачастую оканчивались арестами зачинщиков. Влияние политических партий ощущалось, но активизации их работы произойдет только после событий февраля 1917 г.

Перед февральскими событиями 1917 г. в крупнейших университетских городах страны активную работу осуществляли эсеры и социал-демократы. В Саратове, как и в некоторых других городах, социалисты объединились в «Коллектив демократического студенчества высших учебных заведений г. Саратова» [15, с. 105], который становился инициатором забастовок студентов [2, Л.1].

Согласно сообщениям начальников губернских жандармских управлений, в некоторых городах студенты руководили нелегальными рабочими собраниями и вели агитацию среди рабочих [1, с. 617-619].

Студенты, наравне с запасными солдатами в городе, стали частыми участниками беспорядков, к примеру, в г. Царицыне толпа женщин, получивших отказ от выдачи пособий, принялась избивать полицейских, к этой толпе присоединились солдаты и студенты, в итоге для подавления беспорядка были вызваны войска [2, Л. 1121].

Разворачивающиеся в стране политические события породили в высших учебных заведениях России феномен вооруженных отрядов студентов. В Саратове милиция, сформированная из числа студентов, активно участвовала в освобождении политзаключенных, которых кормили бесплатными обедами в студенческой столовой [13, с. 44].

В марте 1917 г. в Саратове была создана единая социал-демократическая студенческая организация [13, с. 47], большими симпатиями в студенческой среде пользовались кадеты.

ВЫВОДЫ. После Февраля 1917 г. студенчество стало трансформироваться в разваливавшуюся социальную группу, студенты переставали учиться, и в студенческой среде разразился кризис. После прихода к власти большевиков студенчество как носитель революционных традиций перестает существовать, а кризис, затронувший все сферы жизни, привел вузы к периоду разрухи и нищеты.

Численность студентов сократилась, многие бывшие студенты были мобилизованы на фронт. Бытовые трудности вынудили многих оставшихся студентов бросить учебу. Романтизм революционных изменений сменился деморализацией и кризисом студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов В.Б. «Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции 1914-1918». М., НЛО. 2020. 992 с.

2. Выписки из писем разных лиц // ГА РФ. Ф. 102. Оп. 265. Ед. хр. 992.

3. Дело о приеме студентов и вольнослушателей в университет, об исключении студентов из университета за неуплату за обучение, о призыве их в действующую армию и др. // ГАСО. Ф. 393. Оп. 1. Ед. хр. 566.

4. Дело о производстве дознания деятельности партии социалистов-революционеров в Саратовской губернии // ГАСО. Ф. 53. Оп. 8. Ед. хр. 9.

5. Дело об антиправительственных выступлениях, стачках и забастовках рабочих предприятий г. Саратова // ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 9633.

6. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века. Социально-историческая судьба. Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории. М.: РОССПЭН, 1999. 414 с.

7. Малинин Г.А. Киевский университет в Саратове // Поволжский край: межвуз. науч. сб. Вып. 7. Вопросы социально-экономической и политической истории / отв. ред. С.А. Соколов. Саратов. 1984. С. 47-59.

8. Морисси С. Между патриотизмом и радикализмом: петроградские студенты в годы Первой мировой войны // Россия и Первая мировая война (материалы международного научного коллоквиума). СПб. 1999. С. 208-302.

9. Мраморнов А. И. Саратовский императорский университет в годы Первой мировой войны (19141917 годы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «История. Международные отношения». 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 8-12.

10. О студенческих организациях и беспорядках. Разная переписка // ГА РФ. Ф. 102. Оп. 244. Ед. хр. 59 ч. 1 л. А.

11. Обзор деятельности революционных организаций в Саратовской губернии // ГАСО. Ф. 53. Оп. 8. Ед. хр. 21.

12. Сведения об участии в революционном движении учащейся молодежи в г. Петровске // ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 9629.

13. Соломонов В.А. Революционное студенческое движение в Саратове 1910-1917 годов / Под ред. В.В. Всемирова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 63 с.

14. Чернобаев А.А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 1 / Под ред. В.А. Динеса. Саратов: Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2005. 216 с.

15. Шалагинова Л.М. Студенческое движение накануне и в дни Февральской революции // Вопросы истории КПСС. 1967. № 2. С. 102-106.

REFERENCES

1. Aksenov V.B. «Sluhi, obrazy, emocii. Massovye nastroeniya rossiyan v gody vojny i revolyucii 19141918» [Rumors, images, emotions. Mass sentiments of Russians during the years of war and revolution (1914-1918)]: M., New literary review. 2020. 992 s. (In Russian).

2. Vypiski iz pisem raznyh lic [Extracts from letters of different persons] // GA RF. F. 102. Op. 265. Ed. hr. 992. (In Russian).

3. Delo o prieme studentov i vol'noslushatelej v universitet, ob isklyuchenii studentov iz universiteta za neuplatuza obuchenie, o prizyve ih v dejstvuyushchuyu armiyu i dr. [The case of admission of students and volunteers to the university, on the exclusion of students from the university for non-payment for training, on their conscription into the army, etc .] // GASO. F. 393. Op. 1. Ed. hr. 566. (In Russian).

4. Delo o proizvodstve doznaniya deyatel'nosti partii socialistov-revolyucionerov v Saratovskoj gubernii [The case of the investigation of the activities of the party of socialist revolutionaries in the Saratov province] // GASO. F. 53. Op. 8. Ed. hr. 9. (In Russian).

5. Delo ob antipravitel'stvennyh vystupleniyah, stachkah i zabastovkah rabochih predpriyatij g. Saratova [The case of anti-government protests, strikes and strikes of workers' enterprises in Saratov] // GASO. F. 1. Op. 1. Ed. hr. 9633. (In Russian).

6. Ivanov A. E. Studenchestvo Rossii konca XIX — nachala XX veka. Social'no-istoricheskaya sud'ba [Russian students of the late XIX — early XX century. Socio-historical fate]: Russian Academy of Sciences. In-t Russian History. M.: ROSSPEN, 1999. 414 s. (In Russian).

7. Malinin G.A. Kievskij universitet v Saratove [Kiev University in Saratov] // Volga Region: mezhvuz. Scientific Collection Issue 7. Questions of socio-economic and political history / ed. by S.A. Sokolov. Saratov. 1984. Ss. 47-59. (In Russian).

8. Morissi S. Mezhdu patriotizmom i radikalizmom: petrogradskie studenty v gody Pervoj mirovoj vojny [Between patriotism and radicalism: Petrograd students during the First World War]: // Russia and the First World War (materials of the International Scientific Colloquium). St. Petersburg, 1999. Ss. 208-302. (In Russian).

9. Mramornov A.I. Saratovskij imperatorskij universitet v gody Pervoj mirovoj vojny (1914-1917 gody) [Saratov Imperial University during the First World War (1914-1917)] // Izvestiya Saratov University New series. Ser. «History. International relations». 2009. Vol. 9. Issue 1. Ss. 8-12. (In Russian).

10. O studencheskih organizaciyah i besporyadkah. Raznaya perepiska [About student organizations and riots. Different correspondence] // GA RF. F. 102. Op. 244. Ed. hr. 59 ch. 1 l. A. (In Russian).

11. Obzor deyatel'nosti revolyucionnyh organizacij v Saratovskoj gubernii [Review of the activities of revolutionary organizations in the Saratov province] // GASO. F. 53. Op. 8. Ed. hr. 21. (In Russian).

12. Svedeniya ob uchastii v revolyucionnom dvizhenii uchashchejsya molodezhi v g. Petrovske [Information about participation in the revolutionary movement of students in Petrovsk] // GASO. F. 1. Op. 1. Ed. hr. 9629. (In Russian).

13. Solomonov V.A. Revolyucionnoe studencheskoe dvizhenie v Saratove 1910-1917 godov [Revolutionary student movement in Saratov 1910-1917] / Edited by V.V. Vsemirov. Saratov: Sarat Publishing House. un-ta, 1991. 63 c. (In Russian).

14. Chernobaev A.A. IstorikiRossiiXX veka: Biobibliograficheskijslovar' [Historians of Russia of the XX century: Biobibliographical dictionary]: Vol. 1 / Edited by V.A. Dines. Saratov: Sarat. gos. sots.-ekon. un-t, 2005. 216 s. (In Russian).

15. Shalaginova L. M. Studencheskoe dvizhenie nakanune i v dni Fevral'skoj revolyucii [Student movement on the eve and in the days of the February Revolution] // Questions of the history of the CPSU. 1967. No. 2. Ss. 102-106. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.