Научная статья на тему '«От разрушения к просвещению»: место культурно-просветительной работы в тактических установках партии кадетов в 1905-1917 гг'

«От разрушения к просвещению»: место культурно-просветительной работы в тактических установках партии кадетов в 1905-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / НАЧАЛО XX В / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНАЯ ТАКТИКА / КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / RUSSIAN HISTORY / EARLY XXTH CENTURY / POLITICAL PARTY / PARTY TACTICS / PARTY OF CONSTITUTIONAL DEMOCRATS / ENLIGHTENMENT / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Д. И.

В годы первой российской революции и особенно после ее поражения члены и сторонники Конституционно-демократической партии сосредоточились на формировании в России либеральной социокультурной среды. Не имея возможности вести легальную партийную работу, кадеты использовали потенциал общественных организаций в качестве центров консолидации либеральной оппозиции и ведения культурно-просветительной работы. Конституционные демократы занимались повышением уровня грамотности и развитием культуры преимущественно демократических слоев населения, знакомили их с основными проблемами социально-экономического и цивилизационного развития России, излагали свое видение путей построения в стране гражданского общества и правового государства и тем самым стремились оказывать определенное влияние на формирование общественного мнения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From social destruction to enlightment": place of enlightment in the tactics of the

During the First Russian revolution and especially after it’s defeat the members and supporters of the Рarty of Constitutional Democrats was concentrated on the forming in Russia liberal social and cultural environments. It was impossible to the Рarty of Constitutional Democrats carry out the legal party work and that’s why they used the potential of non-government organizations for consolidation of the liberal opposition and for the enlightenment work. The Рarty of Constitutional Democrats was concentrated on the questions of literacy increase and on cultural development of the commoners. This party introduced the commoners with the main problems of the russian social, economical and civilization development and also the party stated own understanding of the opportunity developing of the civil society and the law state in Russia. All this were their attempts of the influence on the Russian public opinion.

Текст научной работы на тему ««От разрушения к просвещению»: место культурно-просветительной работы в тактических установках партии кадетов в 1905-1917 гг»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 1 (1). С. 20-27. УДК 93(571.1)

Д. И. Попов

«ОТ РАЗРУШЕНИЯ К ПРОСВЕЩЕНИЮ»: МЕСТО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТАКТИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ ПАРТИИ КАДЕТОВ В 1905-1917 гг.

В годы первой российской революции и особенно после ее поражения члены и сторонники Конституционно-демократической партии сосредоточились на формировании в России либеральной социокультурной среды. Не имея возможности вести легальную партийную работу, кадеты использовали потенциал общественных организаций в качестве центров консолидации либеральной оппозиции и ведения культурно-просветительной работы. Конституционные демократы занимались повышением уровня грамотности и развитием культуры преимущественно демократических слоев населения, знакомили их с основными проблемами социально-экономического и цивилизационного развития России, излагали свое видение путей построения в стране гражданского общества и правового государства и тем самым стремились оказывать определенное влияние на формирование общественного мнения в России.

Ключевые слова: история России; начало XX в.; политические партии; партийная тактика; Конституционно-демократическая партия; просветительство; общественное мнение.

D. I. Popov

"FROM SOCIAL DESTRUCTION TO ENLIGHTMENT": PLACE OF ENLIGHTMENT IN THE TACTICS OF THE РARTY OF INSTITUTIONAL

DEMOCRATS IN 1905-1917'S.

During the First Russian revolution and especially after it's defeat the members and supporters of the Рarty of Constitutional Democrats was concentrated on the forming in Russia liberal social and cultural environments. It was impossible to the Рarty of Constitutional Democrats carry out the legal party work and that's why they used the potential of non-government organizations for consolidation of the liberal opposition and for the enlightenment work. The Рarty of Constitutional Democrats was concentrated on the questions of literacy increase and on cultural development of the commoners. This party introduced the commoners with the main problems of the russian social, economical and civilization development and also the party stated own understanding of the opportunity developing of the civil society and the law state in Russia. All this were their attempts of the influence on the Russian public opinion.

Keywords: Russian history; early XXth century; political party; party tactics; Party of Constitutional Democrats; enlightenment; public opinion.

Борьба за влияние на массы является важнейшим элементом в деятельности любой политической партии. Особенно актуальной эта задача становится в годы социально-политических кризисов, когда на повестку дня встает вопрос о выборе путей общественного развития. Идейно-политическая и организационная консолидация либеральных сил в России в годы первой российской революции, а также в межреволюционный пе-

риод сопровождалась поисками массовой социальной опоры, способной поддержать либерально-демократический вариант переустройства страны.

До революции 1905-1907 гг. либералы, по существу, не приступали к организации систематической просветительной и агитационно-разъяснительной работы среди широких народных масс. По словам П. Б. Струве, либеральная интеллигенция считала, что

© Попов Д. И., 2014

«воздержание от соприкосновения с массами до поры до времени и целесообразно, и оправдывается принципами экономии сил » [1]. Начавшаяся в 1905 г. первая российская революция заставила либералов пересмотреть свою позицию по этому вопросу и приступить к выработке более определенной тактики. В 1905 г. П. Б. Струве на страницах журнала «Освобождение» признал, что в условиях революционного процесса, когда «на сцену выступили подлинные народные массы, либеральная партия не может больше пассивно созерцать события». Он призвал либералов «овладеть движением масс и направить его в конституционное русло», предлагая немедленно начать «широкую и открытую конституционно-демократическую пропаганду среди крестьянства и рабочего класса» [2]. Предложенный П. Б. Струве план главным образом был нацелен на решение краткосрочных задач. Путем массового распространения партийной литературы и ведения устной пропаганды предполагалось, возглавив освободительное движение, мирно завершить революцию и занять доминирующее положение в Государственной Думе. В 1906— 1907 гг. основное внимание сторонников Конституционно-демократической партии оказалось сосредоточенным на проведении думских избирательных компаний и решении организационно-партийных проблем. Работу по созданию «социокультурной среды, способной к адекватному восприятию процесса модернизации» кадеты предполагали вести в послевыборный период. На заседании ЦК Конституционно-демократической партии 29 марта 1906 г. обсуждался вопрос о характере деятельности местных отделов после завершения избирательной кампании в I Думу. В итоговом решении была подчеркнута «необходимость организованной работы по образованию профессиональных групп и союзов, образовательных обществ и т. д.» [3]. Однако, несмотря на рекомендации кадетского руководства, местные отделы после выборов резко сократили размеры своей деятельности в массах, среди их членов наметилась апатия [4]. В этот период работа либералов в культурно-просветительных обществах так и не приняла целенаправленного и систематического характера, а во второй половине 1906 г. - начале 1907 гг. их внимание

вновь оказалось сосредоточенным на ведении избирательной кампании во II Думу. В целом в период первой российской революции деятельность кадетов по развитию общей культуры, формированию гражданского сознания и политическому воспитанию различных слоев населения оказалась вытесненной на второй план. По существу, либералами были сделаны первые шаги по созданию условий для организации общественных сил в рамках культурно-просветительных обществ.

Возникновение третьеиюньской политической системы внесло серьезные коррективы в идеологию, тактику и организационно-практическую деятельность политических партий в России. 16 февраля 1908 г. Сенат окончательно отказал кадетскому руководству в легализации партии, что давало повод властям рассматривать ее местные отделы как неразрешенные организации и заносить их членов в списки неблагонадежных элементов [5]. В декабре 1908 г. состоялся судебный процесс по делу депутатов I Думы, подписавших Выборгское воззвание. Судебный процесс по делу участников местного комитета кадетской партии был проведен также в Екатеринбурге. В ряде мест кадеты были исключены из дворянских собраний, отстранены от выборных должностей в земствах. Из высших и средних учебных заведений были уволены десятки кадетских профессоров, приват-доцентов, преподавателей [6]. Аналогичные процессы шли на окраинах империи. В Сибири были взяты под контроль либерально настроенные чиновники и представители интеллигенции, принимавшие наиболее активное участие в общественно-политической жизни региона. Запрещалось проведение собраний местных организаций Партии народной свободы, закрывались либерально-оппозиционные газеты. Закономерно поэтому, что с 1907 г. начался процесс неуклонного сокращения числа местных кадетских организаций. Если в 1905-1907 гг. в России действовало 346 организаций Партии народной свободы, то в 1908-1909 гг. -только 100 [7]. По существу, кадеты лишились волостных отделений, а также подавляющего большинства уездных. Численность партии за этот период сократилась в пять раз [8]. В декабре 1907 г. Московский отдел ЦК

Партии народной свободы направил своих сотрудников в губернии с целью изучения организационного состояния кадетской периферии. В итоговом докладе о результатах инспекции, прозвучавшем 23 января 1908 г. на заседании ЦК Партии народной свободы, отмечалось: «Общая информация дает довольно печальную картину: местные организации в большинстве случаев слабы и подавлены репрессиями, хотя и не распались окончательно. Всякое проявление партийной жизни невозможно в силу административных условий. Общество дезорганизовано, растеряно и пассивно» [9].

Организационный распад местных отделов кадетской партии в полной мере проявился и в Сибири, где уже при первых признаках наступления реакции ряды кадетов стали быстро сокращаться. Член Московского Отдела ЦК А. Д. Журавлева, побывавшая в декабре 1907 г. с инспекцией в Сибири, сообщила на заседании ЦК, что «в Томской и Иркутской губерниях партийная деятельность губернских комитетов, состоящих из 12-15 человек, ограничивается временем выборов. В уездах комитетов нет» [10]. В 1908 г. в Сибири постоянно функционировавших отделов кадетской партии уже не существовало. Свою работу свернули кадетские организации в Томске, Красноярске, Енисейске, Тобольске, Иркутске, Омске, Нижнеудинске, Черемхово и других сибирских городах [11].

В известной степени кризисные явления в организационном состоянии Конституционно-демократической партии явились следствием идейной разобщенности либералов с демократическими слоями российского населения. Как известно, либеральная доктрина предполагала осуществление общественного переустройства по двум основным направлениям: реформы «сверху», проводимые высшими законодательными инстанциями, и создание социокультурной среды, способной к адекватному восприятию процесса модернизации и оказанию ему содействия «снизу» [12]. При этом культурно-просветительная работа, по мнению кадетов, являлась наиболее подходящим средством развития общей культуры, формирования гражданского сознания, политического воспитания различных слоев населения. Убеждение в воз-

можности установить либеральный порядок в России только мирным, легитимным путем послужило идеологической основой тактики кадетов в культурно-просветительных организациях.

Условия правительственной реакции, ослабление, а затем и ликвидация партийных структур при отсутствии правительственного мандата на легальную деятельность побудили кадетов перераспределить свои силы. Акценты в их практической деятельности были смещены с решения организационно-партийных проблем на задачи активизации законотворческой работы в Думе и культурно-просветительной деятельности среди различных групп населения империи [13]. В резолюции состоявшегося летом 1907 г. совещания ЦК Партии народной свободы подчеркивалось, что «при существующей нелегализации партии и репрессиях правительства чисто партийная деятельность является во многих местах почти невозможной, поэтому необходимо развивать возможно шире внепартийную деятельность и с ней подойти к населению и сделаться ему необходимым» [14]. Осенью

1907 г. ЦК Конституционно-демократической партии делегировал полномочия по координации внепарламентской деятельности конституционных демократов своему московскому отделу [15]. В январе-феврале

1908 г. на его заседаниях была принята программа внепартийной работы, которая предусматривала организацию участия членов партии в различного рода обществах: просветительных (народные университеты, курсы, библиотеки, воскресные школы и чтения, кружки самообразования, распространения знаний), экономических (взаимопомощи, потребительские, сельского хозяйства), культурно-эстетических (народные дома, клубы, чайные, общества трезвости, литературные, музыкальные, гимнастические). Причем все эти организации, по мнению кадетского руководства, следовало объединить посредством Общества народных университетов, Московского общества грамотности, Московского общества сельского хозяйства и других организаций [16]. В апреле 1908 г. в Москве состоялось совещание членов ЦК и представителей местных организаций Партии народной свободы, на котором был окончательно отвергнут переход к нелегальным

формам деятельности как совершенно неприемлемый и еще раз рекомендовано в качестве главных путей сохранения местных отделов участие в культурно-просветительных организациях [17].

Работа кадетов в просветительных обществах воспринималась руководством Партии народной свободы как способ выхода из организационного кризиса, средство сплочения сочувствующих им элементов, сохранения позиций в среде интеллигенции, распространения своего влияния на демократические слои населения и вместе с тем как рычаг общественной самодеятельности в условиях реакции и вызванной ей апатии. Один из лидеров кадетской партии Г. А. Фальборк в 1907 г. отмечал: «В переживаемый исторический момент, когда обновление существующего общественного строя признается важным лишь при участии в нем широких масс населения, распространение просвещения среди этих масс является неотложной задачей всех общественных сил» [18]. В резолюции апрельского 1908 г. совещания провинциальных групп говорилось: «Миросозерцание, лежащее в основе программы Партии народной свободы, и многие чисто программные вопросы, как аграрное и рабочее законодательство, могут быть достоянием только человека, прошедшего определенную школу развития. Партии не приходится дожидаться, пока другие подведут фундамент, на котором она потом построит свое здание политического воспитания, ей надо самой взяться за дело, тем более, что эта работа окажется ей полезной и в другом отношении, в отношении сближения с населением. Никто не будет отрицать, что партии до сих пор не удалось проникнуть со своими идеями в широкие слои населения. Необходимо говорить о тех путях, по которым следовало еще и еще раз делать попытки проникнуть к населению. Общение с населением на почве просветительной деятельности является одним из таких путей» [19].

В условиях политической индифферентности, охватившей в период реакции российское общество, и отсутствия поддержки со стороны властей либералы центра страны, приступая к работе в культурно-просветительных обществах, стремились использовать наиболее «мягкие» приемы воздействия

на аудиторию. Так, на апрельском совещании ЦК кадетской партии подчеркивалось, что «нежелательно делать культурно-просветительные и экономические организации ареной проведения политических взглядов, напротив, идти в них нужно, чтобы наилучшим образом, наиболее умно и деловито достигать лишь целей, для которых данные организации учреждены» [20]. В октябре 1907 г. ЦК кадетской партии подтвердил необходимость сохранять существующие общественные организации, «для чего не делать их ареной политической деятельности, а работать делово там в тех целях, в которых эта организация учреждается» [21]. В докладе «Господствующие классы и народное образование», прочитанном представителем Конституционно-демократической партии на Первом Всероссийском съезде деятелей народных университетов было подчеркнуто, что «общества, имеющие своей целью демократизацию просвещения, как внепартийные учреждения должны преследовать исключительно внепартийные цели». Докладчик отметил, что «имущие классы ошибочно считают, что грамотность, проникая в массы, воспитывает их для классовой борьбы; просвещение способствует тому, что борьба классов утрачивает прежнюю остроту». По его мнению, «господствующие классы не только в интересах своей страны, но ради своих личных выгод должны содействовать всем мероприятиям, которые поднимают умственное развитие народа» [22]. Подобные мысли высказал в 1912 г. на открытии томского Дома науки сибирский просветитель П. И. Макушин. Он заявил: «Кроме материального богатства и благосостояния, обуславливаемых степенью народного образования, есть еще более ценное благосостояние моральное, состоящее в широком развитии среди классов общества гуманности, живого, бодрого стремления к возможному достижению высоких идеалов законности, всеобщего братства и равенства. Но и это благосостояние достижимо также только при культурном развитии по возможности всех членов общества. И для поднятия нашего материального благосостояния и для завоевания широкого развития морального необходимо, чтобы образование широкой волной прокатилось по нашей Родине, достигло самых глухих углов

и напоило всех жаждущих знаний. Пути к распространению образования в массах лучшей частью нашего общества уже указаны, и по ним с 60-х годов минувшего столетия уже катится в народ живая вода знания. Разумею воскресные школы, библиотеки, народные чтения, повторительные курсы и лекции» [23].

Либералы Сибири, как и сторонники кадетской партии в центре страны, видели в культурно-просветительных обществах средство культурного развития местного населения и повышения его образовательного уровня. В то же время сибирские либералы, в отличие от кадетов Европейской России, были лишены возможности осуществлять агитационно-пропагандистскую работу в рамках местных отделов Конституционно-демократической партии. Поэтому свою деятельность в просветительных обществах они связывали также с пропагандой конституционно-правовых идей и формированием адекватного им национального самосознания, способного стать заслоном как для правительственной политики контрреформ, так и для революционного экстремизма [24]. Например, в 1907 г. в редакционной статье газеты «Сибирь» отмечалось, что «всякая культурная работа у нас неизбежно связывается с политикой, от политических задач нельзя никуда уйти». Авторы статьи подчеркивали, что «культурная работа может быть успешной у нас только наряду с политическими преобразованиями и поэтому культурные задачи не должны выводить нас за пределы политики» [25]. Газета «Сибирская жизнь», характеризуя в 1907 г. культурно-просветительную работу томского Общества физического развития, подчеркивала, что «эта работа не есть отвлечение от политической борьбы, но ее расширение и укрепление» [26]. В 1907 г. на предвыборном собрании в Иркутске кадет Ельяшевич отмечал: «В борьбе за свободу партия конституционных демократов не признает насильственных средств, она будет бороться путем организации общественного мнения. Многочисленные примеры истории доказывают, что нравственная сила выше физической. Это - исторический закон и если нравственная сила будет на стороне партии, правительство уступит» [27]. Либералы Тобольска целью «куль-

турной работы во имя отдаленных высоких идеалов» провозглашали «объединение общественного самосознания, просвещение широких масс и укрепление всех завоеваний нового строя» [28]. В 1908 г. на страницах газеты «Сибирь» иркутский кадет Тышков-ский заявил: «Партия стремится к достижению своих целей мирными путями. Главным средством партия признает организацию общественного мнения, которое может оказать давление на правительство и добиться от него уступок» [29]. Выступая в октябре 1912 г. на собрании избирателей IV Государственной Думы в Иркутске, кадет А. В. Витте так обозначил различия в тактике РСДРП и своей партии: «Социал-демократы думают сразу броситься на твердые основы отжившего строя, мы же хотим вести правильную, систематическую осаду. Мы полагаем, что нам удастся взять старый строй не штурмом и живьем» [30]. В редакционных статьях сибирских периодических изданий не раз подчеркивалось, что «будничная культурная работа, создающая в области распространения знаний определенные ценности, является нравственным долгом интеллигенции» [31]. В 1907 г. газета «Красноярец» выражала надежду, что «все интеллигентные силы будут отданы на общее дело просвещения народных масс и тогда не страшны будут те паразиты, которые все еще гнездятся на больных местах нашей Родины» [32].

В 1907-1914 гг. конституционные демократы сосредоточили основные свои усилия на деятельности среди низших и средних слоев городского населения, фактически отказавшись от какой бы то ни было работы среди крестьянства. Разъясняя свои тактические позиции по этому вопросу, кадеты центральных регионов России подчеркивали, что в «настоящее время доступа к крестьянам у нас нет» и «организация на местах элементов крестьянского населения невозможна». Озвучивая в 1909 г. на партийной конференции позицию руководства, П. Н. Милюков заявил: «Что касается крестьянства, то было бы хорошо, если бы нам мешала действительно лишь невозможность общения с ним, но возможность говорить с крестьянством у нас была, и все же они не могли нас понять. И до тех пор, пока в крестьянстве будут бродить только темные, классовые инстинкты, нас

забьет правая и левая демагогия. Весьма желая расширить базис в этой области, нельзя скрывать от себя объективного факта, что эта область базиса является проблематичной даже при более благоприятных условиях, чем нынешние» [33].

В Сибири сторонники Конституционно-демократической партии также отказались от организации культурно-просветительной деятельности среди сельского населения, которое, в отличие от крестьянства центра страны, по существу было готово к сотрудничеству с либеральной интеллигенцией. Как отмечалось в редакционной статье журнала «Сибирские вопросы», «местное крестьянство, пока еще зажиточное и не раздраженное острым вопросом о земле, представляет чрезвычайно невосприимчивую почву для крайних взглядов и не дает никаких опасений в смысле серьезного, активного и массового противодействия» [34]. Сибирские кадеты были уверены, что местное крестьянство в связи с устойчиво высоким имущественным положением «расположено индифферентно к агитации левых сил». Город же, напротив, еще не определился в своих симпатиях и антипатиях, именно в нем идет упорная борьба за идейное влияние на массы. Либеральная интеллигенция в этот период в силу ряда причин, в первую очередь финансового характера, оказалась не готовой к эффективному сочетанию деятельности в городе с работой среди крестьянских масс. Поэтому в 1907-1914 гг. основные усилия либералов были сосредоточены на деятельности среди различных слоев городского населения. В Сибири более или менее активно кадеты работали только в одном обществе, охватывавшем своей деятельностью сибирскую деревню. Речь идет о детище П. И. Ма-кушина - Обществе содействия устройству бесплатных библиотек-читален в Томской губернии [35]. Списки действительных членов и сотрудников правления общества свидетельствуют, что в руководящих органах этого учреждения было немало лиц, являвшихся ранее членами местной кадетской организации.

Наиболее благоприятную социальную среду для ведения культурно-просветительной работы, по мнению сибирских кадетов, представляли собой средние городские слои

и учащаяся молодежь. В 1907 г. на заседании ЦК партии народной свободы П. Н. Милюков подчеркнул, что «для пропаганды политической, а равно и для политического просвещения следует использовать молодежь и торгово-промышленных служащих» [36]. Определенный уровень образования и культурного развития, характерный для этих социальных групп, позволял либералам, по их признанию, «наилучшим образом организовать аудиторию и развить в ней привычки и способности к коллективной жизни» [37]. При этом кадеты старались не просто вести просветительную работу среди этих слоев населения, но и привлекать их к сотрудничеству в рамках культурно-просветительных организаций. Однако подобному стремлению препятствовали некоторые положения Временных правил об обществах и союзах, запрещавшие учащимся низших, средних и отчасти высших учебных заведений состоять в культурно-просветительных обществах [38].

В 1908 г. в докладе правления прокадет-ской Лиги образования подчеркивалось: «Существуют достаточные основания полагать, что наша учащаяся молодежь с большой охотой взялась бы за культурную работу, но, к сожалению, на этом пути препятствием является неясный смысл статей, относящихся к этому вопросу, и очень ясно выраженная тенденция правительства ни в коем случае не допускать учащуюся молодежь к культурной работе. Никакая работа не может иметь для молодежи такого огромного воспитательного значения, как работа культурная. На этой работе и, главным образом, только на ней студенчество могло бы непосредственно, практически приложить к жизни те великие принципы и знания, с которыми оно знакомится в высших учебных заведениях. Ничто так не углубляет знания человека, как необходимость излагать, передавать их другому, ничто не заставляет так учиться, как желание исполнять обязанности педагога» [39]. В декабре 1908 г. Первый общий съезд Лиги образования обратился в министерства народного просвещения и внутренних дел с ходатайством о разрешении студентам участвовать в качестве действительных членов в работе культурно-просветительных организаций [40]. Однако оба ведомства проигнорировали обращение Лиги

образования, и статья седьмая временных правил просуществовала без изменений вплоть до 1917 г.

На всем протяжении рассматриваемого периода конституционные демократы не оставляли попыток организовать просветительную деятельность среди демократических слоев городского населения: рабочих, ремесленников, мелких торговцев и т. п. В 1909 г. газета «Сибирь» призвала просветительные общества активизировать работу среди «низов» местного населения. «Нормальная жизнь общества, - утверждалось на страницах газеты, - может быть обеспечена только его тесной, организованной связью с широкими слоями городского населения, так как организованная аудитория - лучшая гарантия прочности общественной организации» [41]. С целью привлечения «демократического элемента» обществами проводились различного рода социологические исследования. По их итогам определялись тематические предпочтения «серой публики» и вносились соответствующие изменения в программы просветительных мероприятий [42]. Некоторые из них специально предназначались для городских рабочих и ремесленного населения городов. Например, в 1907 г. красноярским отделом Лиги образования были организованы курсы для ремесленников, на которых по особой программе велось преподавание физики, математики, черчения, алгебры, геометрии, а в 1908 г. предполагалось проведение общеобразовательных курсов для рабочих. В 1910 г. сотрудниками иркутского Общества устройства общедоступных курсов был прочитан цикл лекций, «предназначенных главным образом для беднейшего населения». В 1910 г. новониколаевским Обществом попечения о народном образовании был объявлен набор рабочей молодежи для бесплатного обучения в трех начальных школах, действовавших при обществе [43]. В первую очередь на демократические слои городского населения были ориентированы такие мероприятия просветительных обществ, как «народные гуляния», экскурсии за город, литературно-художественные чтения и т. п. [44].

Условия военного времени расставили новые акценты в практической деятельности сторонников Конституционно-демократиче-

ской партии. Часть из них приняла самое активное участие в создании и деятельности местных отделов Всероссийского союза городов, военно-промышленных комитетов и других структур, призванных решать экономические, санитарно-медицинские, благотворительные и другие вопросы, вызванные военными обстоятельствами. Нарастание социального кризиса в России и переход его в революционную фазу своего развития потребовали от кадетов активизировать партийную работу в Государственной Думе, имевшихся партийных организациях, периодической печати, общественных объединениях, созданных в целях помощи фронту, и т. д. Поэтому поставленные ЦК кадетской партии в годы нового революционного подъема задачи консолидации сил в просветительных обществах потеряли прежнюю актуальность. В годы Первой мировой войны деятельность либералов в просветительных обществах осуществлялась главным образом по инерции. Сколько-нибудь значимых шагов, направленных на расширение своего влияния в просветительных организациях, кадеты России не предпринимали. В силу недостатка финансовых ресурсов, оттока определенной части сотрудников подразделений обществ большинство из контролировавшихся кадетами культурно-просветительных организаций существенно сократили объемы своей работы. Но окончательно отказываться от просветительной деятельности в массах кадеты также не желали, занимаясь там, где это было возможно, повышением уровня грамотности, развитием культуры и гражданского самосознания местного населения.

Таким образом, лежавшая в основе программных установок Конституционно-демократической партии России либеральная доктрина представляла собой альтернативу радикальным социалистическим теориям и предполагала осуществление общественного переустройства путем мирной трансформации самодержавия в политическую систему, основанную на принципах конституционализма и представительного правления. После поражения Первой российской революции акцент в тактических установках кадетов был сделан на организации систематической агитационно-пропагандистской работы в просветительных организациях. Последние

рассматривались в качестве центров сплочения наличных сил либералов, эффективных каналов воздействия на общественное мнение и средств политического воспитания широких слоев демократического населения России. Используя разнообразные просветительные средства, либеральная интеллигенция смогла добиться определенных успехов в деле политического просвещения и повышения образовательного и культурного уровня демократических слоев населения страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цит. по: Шелохаев В. В. Провал деятельности кадетов в массах (1906-1907 гг.) // Исторические записки. - Т. 95. - М., 1975. - С. 155.

2. Там же. - С. 155-156.

3. Кадеты в 1905-1906 гг. Материалы ЦК Партии народной свободы // Красный архив. - 1931.

- Т. 3 (46). - С. 59-60.

4. Шелохаев В. В. Провал деятельности кадетов в массах (1906-1907 гг.). - С. 168.

5. Шелохаев В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907-1914 гг. - М., 1991. - С. 9.

6. Там же.

7. Там же. - С. 10.

8. Там же. - С. 12.

9. ГАРФ. - Ф. 523. - Оп. 1. - Д. 247. - Л. 17.

10. Там же. - Л. 6.

11. Толочко А. П. Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема (1910-1914 гг.). - Томск, 1989. - С. 122 ; Мосина И. Г. Формирование буржуазии в политическую силу в Сибири. -Томск, 1978. - С. 99.

12. Харусь О. А. Либералы и культурно-просветительные организации в Сибири в межреволюционный период (1907-1917 гг.) // Сибирь. XX век. - Вып. 2. - Кемерово, 1999. - С. 37.

13. Шелохаев В. В. Либералы и массы (19071914 гг.) // Вопросы истории. - 1994. - № 12.

- С. 46-63.

14. ГАРФ. - Ф. 523. - Оп. 2. - Д. 3. - Л. 32.

15. Там же. - Оп. 1. - Д. 247. - Л. 2.

16. Там же. - Л. 17-21 ; Д. 256. - Л. 9, 20.

17. Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. - Л., 1978. - С. 110.

18. ГАТО. - Ф. 3. - Оп. 2. - Д. 6371 а. - Л. 48-49.

19. ГАРФ. - Ф. 523. - Оп. 1. - Д. 256. - Л. 22.

20. Там же. - Д. 247. - Л. 35.

21. Там же. - Ф. 579. - Оп. 1. - Д. 704. - Л. 1.

22. Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы. - СПб., 1908. - С. 42-43.

23. Дом науки им. П. И. Макушина в Томске. -Томск, 1912. - С. 8-9.

24. Харусь О. А. Либерализм в Сибири нач. XX в. Идеология и политика. - Томск, 1996. -С. 198.

25. Сибирь. - 1907. - 12 сент.

26. Сибирская жизнь. - 1907. - 5 мая.

27. Сибирь. - 1907. - 12 фев.

28. Цит. по: Харусь О. А. Либерализм в Сибири нач. XX в. Идеология и политика. - С. 198.

29. Сибирь. - 1907. - 27 фев.

30. Там же. - 1912. - 6 окт.

31. Сибирские вопросы. - 1908. - № 7. - С. 32 ; Сибирь. - 1910. - 12 фев.

32. Красноярец. - 1907. - 7 июня.

33. Цит. по: Шелохаев В. В. Либералы и массы (1907-1914 гг.). - С. 58.

34. Сибирские вопросы. - 1908. - № 32. - С. 67.

35. Краткий очерк деятельности Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии за время его существования и отчет общества за 19101912 гг. - Томск, 1912. - С. 8-10.

36. ГАРФ. - Ф. 579. - Оп. 1. - Д. 704. - Л. 1.

37. Сибирь. - 1909. - 26 июня.

38. Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г. // Полный свод законов Российской империи. Книга вторая. Т. ^^У!. -СПб. : Законоведение, 1911. - С. 3414.

39. Лига образования. Первый общий съезд 2831 декабря 1908 г. Доклад правления о разрешении учащимся в высших учебных заведениях вступать в просветительные общества на общих для всех основаниях. - [Б. м., б. г.] - С. 2.

40. Там же.

41. Сибирь. - 1909. - 26 июня.

42. Красноярец. - 1908. - 8 марта.

43. Там же. - 1907. - 16 нояб., 18 дек. ; Отчет о деятельности общества «Иркутские общедоступные курсы» за 1910-1913 гг. - Иркутск, 1914. - С. 7 ; Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А., ЦепляевЛ. Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX - начало XX вв.). - Новосибирск, 1978. - С. 158.

44. Общество народных развлечений. Отчет за 1909-1910 гг. Год !!. - Томск, 1911. - С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.